Человек повторяет одно и то же действие несколько раз: признаки какой болезни? Как перестать делать одно и то же действие: советы специалистов

Если человек повторяет одно и то же действие несколько раз, то это расстройство психики, подсознания. Подробнее читайте в статье.

Существует много разных нервных расстройств. Мы даже не задумываемся, что, совершаем те или иные непривычные действия, и это может свидетельствовать о начале развитии фобии. Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — это навязчивые мысли, фразы, воспоминания и др.

Прочитайте на нашем сайте другую статью по теме: «Алекситимия личности — миф или реальность». Вы найдете это понятие простыми словами, проблемы с научной точки зрения, а также особенности, причины, как лечить.

Из этой статьи вы узнаете, признаки какой болезни, когда человек повторяет одно и то же действие несколько раз. Также научитесь помогать себе или другим людям с ОКР. Читайте далее.

Обсессии при болезни людей, которые повторяют одно и то же действие несколько раз

Больных ОКР постоянно преследуют навязчивые неприятные мысли или обсессии, которые делают человека раздражительным. Вызвать эти мысли может абсолютно любое событие:

  • Кашель чужого человека
  • Близко стоящий человек
  • Замкнутое пространство
  • Насекомые
  • Прикосновение к предмету общего пользования

Но чаще всего приступы ОКР начинаются в общественном месте при большом скоплении людей, так как там много провоцирующих факторов. Больной может акцентировать свое внимание на любой из них.

Подражание — одна из форм лести

Допустим, ваш близкий друг злоупотребляет словосочетанием «это самое». Оно звучит у него практически в каждом предложении. Все бы ничего, но однажды кто-то указывает вам на то, что данное словосочетание употребляете и вы, да так часто, что некоторым начинает «резать слух». Вы понимаете, что слово-паразит было позаимствовано у друга, но ведь вы этого не хотели. Так почему это произошло?

Как утверждает доктор О´Гарро-Мура, когда мы с кем-то очень долго или часто общаемся, мы больше заботимся об их благополучии, нежели о своем. В результате у нас развивается слабая зависимость и появляется желание нравиться этому человеку. Наше подсознание считает, что с помощью копирования каких-то речевых особенностей мы станем ему более дороги, что у нас появится с ним особая и нерушимая связь.

Она родилась за 8 лет до смерти отца: как сложилась жизнь младшей дочери Отса

Экс-супруга Владимира Кристовского об отношениях после развода

18% поедут по России, 7% — за границу: россияне рассказали о планах на лето

Компульсии при болезни ОКР

Для борьбы с обсессиями при болезни ОКР, больной предпринимает действия, которые называются компульсии. Благодаря таким действиям человек пытается избавиться от навязчивых идей и чувствовать себя менее тревожно. Например, постоянное мытье рук, принятие душа, проверка выключена ли техника из розетки, выключены ли краны в доме, закрыта дверь, повторяющееся поведение некоторое количество раз.

Иногда чтобы снять эту тревожность, больному нужно неоднократно повторить действия. Например, три раза выключить свет или перекрыть вентили в ванной, чтобы навязчивые мысли отступили. Так и происходит, они уходят, наступает временное облегчение, но вскоре оно пропадает. Это мысли, которые мешают жить, влияют на поведение человека.

Какие причины возникновения болезни, при которой люди повторяют одно и то же действие несколько раз


Люди, которые повторяют одно и то же действие несколько раз часто с высоким интеллектом
Чтобы вылечить любое заболевание, нужно знать почему оно возникло, то есть причину. В возникновении болезни ОКР могут играть роль:

  • Генетическая предрасположенность, ОКР передается по наследству.
  • Постоянный стресс – самая частая причина развития ОКР.
  • Недостаток гормона счастья и хорошего настроения – серотонина.
  • Жизненные потрясения, которые заставляют кардинально менять образ жизни.
  • Завышенные требования к себе, перфекционизм и педантичность.
  • Воспитание в семье, где родители требуют достижения каких-либо высоких стандартов поведения.

У многих людей ОКР является не единственных психическим заболеванием. Оно может протекать совместно с такими патологиями:

  • Биполярным или депрессивным расстройством — 63%
  • Тревожным расстройством – 76%
  • Обсессивно-компульсивным расстройством личности 20-30%

Около половины больных ОКР думают о самоубийстве, а 1/4 из них совершает попытки самоубийства. Риск того, что человек хочет что-то с собой сделать повышается в случае, если также имеется депрессия.

Профилактика возрастных расстройств мозговой деятельности

В настоящее время ещё не существует методик, способных на 100% защитить человека от развития болезни Альцгеймера. Однако есть меры, с помощью которых можно отодвинуть появление болезни у людей, предрасположенных к заболеванию. К ним относятся:

  • Физическая активность. Подвижный образ жизни способствует хорошему кровообращению, обеспечивающим мозг достаточным количеством кислорода. К тому же хорошее кровообращение способствует увеличению толщины коры головного мозга.
  • Правильное питание. Дефицит некоторых микроэлементов ускоряет изнашивание нервной системы, поэтому полноценное питание помогает защитить нейроны от преждевременной гибели. Хорошее питание, богатое питательными веществами, микро- и макроэлементами, различными кислотами, улучшает работу сосудов.
  • Умственная работа. Заучивание текстов наизусть, чтение книг, разгадывание ребусов, сканвордов – все эти упражнения развивают работу мозга и замедляют процессы его старения. Научно доказано, что люди, занимающиеся всю жизнь интеллектуальным трудом, страдают от деменции значительно реже своих сверстников, пренебрегающих чтением.
  • Заместительная гормональная терапия. Одна из причин деменции у женщин – это дефицит гормонов, поэтому заместительная гормональная терапия является возможностью предупредить различные расстройства, начиная от остеопороза и заканчивая болезнью Альцгеймера.
  • Контроль уровня холестерина в крови. Это помогает улучшить работу сосудов и предотвратить атеросклероз – одну из распространённых причин расстройства мышления у пожилых людей.

Протекание болезни, когда человек повторяет одно и то же действие несколько раз

К сожалению, полного излечения достичь очень трудно, но возможна стабилизация состояния на длительный срок. Также зависит от тяжести заболевания.

  • При легких формах ОКР лечится в домашних условиях и достаточно успешно, возращение симптомов может произойти через 1-5 лет.
  • Более тяжелые формы ОКР, например, фобии острых предметов, заражения, загрязнения, частые ритуалы, наоборот могут быть устойчивы к лечению, может возникнуть тенденция к рецидивам.

Если динамика лечения отрицательная – это говорит об усложнении клинической картины заболевания в целом.

Как перестать делать одно и то же действие при болезни ОКР: советы специалистов


Специалист знает, как перестать делать одно и то же действие
При болезни ОКР существует цикл:

  1. Возникает навязчивая мысль
  2. Повышается нервозность, тревожность и страх
  3. Компульсия в целях облегчения состояния
  4. Кратковременное облегчение
  5. Чувство вины, неполноценности

И так по кругу. Чтобы перестать делать одно и то же действие, нужно делать следующее:

  • Не давайте этому циклу продвигаться.
  • То есть нужно искоренять причину на первых пунктах.
  • Старайтесь прорабатывать свои мысли наедине с собой или со специалистом.

Вот еще советы специалистов:

  • Если возникают навязчивые мысли, не спешите их прогонять, а наоборот можно записать их на лист бумаги или же диктофон, а потом их перечитывать или слушать. Делайте это регулярно, по 30 минут ежедневно. Так можно проработать эти мысли, понять, в чем причина их возникновения и бороться с ней. Не поддавайтесь компульсиям.
  • Если возникло тревожное состояние, алкоголь только усугубит его. Он притупляет сознание, человек расслабляется, но проблема остается, непроработанные мысли копятся как снежный ком. Если их постоянно запивать алкоголем, помимо ОКР, можно обзавестись еще и алкогольной зависимостью. Два заболевания вылечить в два раза сложнее.
  • Найдите наставника в лице опытного психолога, психотерапевта или психиатра.

Специалист точно поможет или направят по нужному пути, потому что ОКР достаточно часто встречающееся заболевание, опытные специалисты ни раз сталкивались с таким диагнозом.

Что такое эхолалия?

Эхолалия — это термин который используют для того чтобы описать ситуацию, когда ребенок повторяет или имитирует речь другого человека. Например, если вы спрашиваете его «Хочешь печенье?» он говорит «печенье» а не «да, хочу». Также существует так называемая «отсроченная эхолалия», когда ребенок повторяет что-то, что слышал когда-то, не обязательно только что. Например он может повторять реплики из любимого фильма, даже если он сейчас не идет по телевизору.

Эхолалия — это нормально?

Если кратко: иногда

Эхолалия — повторение услышанного — нормальная часть речевого развития. Дети, которые учатся говорить, постоянно повторяют за другими. Если я спрошу своего годовалого сына, хочет ли он купаться, он сразу отреагирует — «купаааа» ( ему не до конца даются окончания). Он пока не может сказать «да», а просто повторяет последнее слово в вопросе. Дети учатся говорить, повторяя то, что слышат вокруг. Со временем они учатся выстраивать свои собственные высказывания и можно увидеть как эхо-реакции возникают все реже и потребность в них снижается.

Однако, некоторые дети не перерастают эхолалии. Они продолжают в основном повторять слова других людей и крайне редко говорят что-то самостоятельно. Многие дети совсем ничего не говорят, кроме строчек из фильмов или телепередач, которые смотрели ранее. Такая форма эхолалии говорит о том, что развитие речи у ребенка нарушено и по каким-то причинам ему трудно учиться говорить.

Когда эхолалия должна прекратиться? Дети в возрасте 1-2 лет должны много и часто повторять за окружающими. Это часть процесса обучения. Однако к двум годам они также должны начинать говорить самостоятельно. Дети могут продолжать повторять за вами и использовать эхолалии, когда им задают сложный вопрос или дают инструкции, но также они должны много говорить самостоятельно. Двухлетний ребенок не должен общаться только путем повторяя за взрослыми.

К трем годам эхолалия должна появляться только изредка. 3-летки должны самостоятельно выстраивать простые предложения в процессе коммуникации. Эхолалии могут периодически возникать тут и там, но основная часть речи должна состоять из самостоятельных высказываний.

Отсроченная эхолалия (например цитирование фильмов и передач) характерна для речи многих детей, но ситуация, когда ребенок общается преимущественно при помощи цитат, может стать проблемой. Ваш малыш может цитировать фильмы и мультики, отыгрывая понравившиеся эпизоды. Это нормально! Однако, если он «застрял» на одном эпизоде и без конца повторяет одну и ту же фразу — это проблема.

Нет ничего плохого если ребенок ЧРЕЗВЫЧАЙНО впечатлился новым фильмом или передачей, и какое-то время может говорить только о нем, но с течением времени, когда новизна ощущений проходит, эта тема должна появляться все реже. Например многие маленькие девочки сейчас с ума сходят по песне «Let it go» из мультика «Frozen» и все время повторяют слова, но это не говорит о том что у них есть какие-то проблемы с речью. Однако если ребенок постоянно что-то цитирует, а в остальном его речь остается очень бедной, с его языковым развитием явно что-то не так.

Как работать с эхолалией

Работать с эхолалией не так легко как кажется. Главным образом потому что у нее есть множество разных функций. И для того чтобы понять как решить эту проблему, прежде всего нужно понять для чего ребенок использует эхолалию. В ситуации, когда он повторяет за вами, потому что не знает как сказать правильно, вы будете работать иначе, нежели в ситуации когда ему просто нравится раз за разом цитировать знакомый фильм. По этой причине я очень настаиваю на том чтобы с эхолалией работал лицензированный логопед, который точно сможет понять для чего она используется. Как уже было сказано, ниже вы найдете несколько стратегий, которые помогут снизить эхолалии как в процессе, так и в сочетании с терапевтическим вмешательством. Когда эхолалия является следствием задержки речевого развития

Чаще всего я вижу у ребенка эхолалии в ситуациях, когда у него есть задержка речевого развития и он просто не знает что и как сказать. Мой годовалый малыш повторяет за мной по той же причине — речь недостаточно развита. Для годовалого ребенка это не проблема, но если ребенок старше, ему очевидно нужна помощь логопеда.

В такой ситуации я обычно не работаю конкретно с эхолалией, а стараюсь улучшить речевое развитие в целом. Я анализирую, в каких областях развития речи у ребенка наблюдается задержка и стараюсь улучшить ситуацию. Например, если ребенок не обладает нужными навыками, чтобы попросить, ответить на вопрос и т.д. моя работа будет направлена прежде всего на построение этих навыков. Если ребенок отвечает на вопросы при помощи эхолалии — буду учить его отвечать на вопросы. Короче говоря, я буду работать над всеми областями, в которых ребенок чувствует себя не уверенно, и надеяться что это поможет уменьшить эхолалии. Если нет, после того как все «отстающие» навыки будут проработаны, будем работать над эхолалией более «точечно».

Если ребенок использует эхолалию в качестве просьбы

Ребенок когда-нибудь говорил вам «обнять» или «хочешь на ручки»? Вероятно в этом случае он хотел, чтобы вы его обняли, или взяли на руки, но вместо просьбы повторял то, что слышал в подходящей ситуации от других («Тебя обнять?», «Хочешь на ручки?»)

Если вы работаете с ребенком с отсроченной эхолалией , который повторяет за вами предложения или целые фразы, вы можете смоделировать для него правильную форму ответа для повтора. Например, если ребенок подходит к вам и говорит «тебя обнять», вы можете сказать «обними» и помочь ему повторить сказанное вами.

После того как вы несколько раз подряд проделаете данную процедуру, можно начать реагировать на сказанное ребенком буквально, чтобы он понял истинное значение того, что говорит. Например, если он просит вас «хочешь печенье», можно ответить «я не хочу печенье, а вот ты наверное хочешь, попроси». Это поможет ребенку понять что то, что он говорит, не всегда несет тот же смысл, который он вкладывает в произнесенную фразу.

Когда ребенок отвечает на вопросы при помощи эхолалии

Наиболее распространенной является ситуация когда ребенок использует эхолалию когда отвечает на вопросы. Эта проблема возникает обычно по причине того, что ребенок действительно не знает что ответить, но очень трудно научить его отвечать на вопросы, если все что он делает — повторяет последние слова в вашей фразу. Вот что я делаю ( помните что каждый шаг может потребовать долгих недель обучения, за одно занятие решить проблему не получится).

  • Выберите один вид вопроса ( например «ты хочешь это?» или «что это»), над которым начнете работать сначала.
  • и немедленно произнесите ответ из одного слова ( не делая паузы). Должно звучать примерно как «Тыхочешьэтода». Идеально, если ребенок повторит только последнее слово (да). Если нет — помогите ему повторить за вами ответ. Продолжайте тренировки пока ребенок не научится отвечать на подобные вопросы на постоянной основе.
  • снова, но теперь произнесите только первый звук нужного ответа, примерно так: «Хочешь? ха…» Помогите ребенку ответить «хочу», продолжив за вами. Если на то чтобы ответить вам потребуется пара минут — это нормально, но тяните первый звук до тех пор, пока ребенок не начнет его повторять. Продолжайте до тех пор, пока ребенок не начнет отвечать, подхватив за вами первый звук ответа.
  • Снова задайте вопрос, но в этот раз просто артикулируйте первый звук ответа, не произносите его вслух. Вы должны только двигать губами так, будто хотите его произнести. Привлеките внимание ребенка к вашему рту при помощи указательного жеста так чтобы он заметил, что вы начинаете говорить. Помогите ребенку сказать нужно слово, после того как вы артикулируете его первый звук. Продолжайте делать то же самое, но постепенно уменьшайте артикуляцию, пока ребенок не научится самостоятельно отвечать.

Освоив самостоятельный ответ на один тип вопросов, переключайтесь к следующему и продолжайте до тех пор пока не освоите достаточное количество вопросов и ответов, чтобы они возникали спонтанно, без помощи эхолалии.

Когда ребенок повторяет вашу похвалу

Мое любимое, потому что это так мило. Звучит такая эхолалия примерно так:

Терапевт: Кевин, как говорит собачка?

Кевин: Гав-гав … умница Кевин!

И в этот момент вы понимаете «Черт, я ведь говорю «умница Кевин» каждый раз как он дает верный ответ». Но как бы это ни было мило, такой ответ не слишком функционален и его надо поскорее убрать. Первое что нужно сделать — прекратить говорить что бы то ни было, что ребенок мог бы ассоциировать с последствиями правильного ответа. Вместо этого повторите правильный ответ, сделайте паузу, и только потом похвалите. Это может выглядеть так,

Терапевт: Кевин, как говорит собачка?

Кевин: Гав-гав … умница Кевин!

Терапевт: Гав-гав! Собачка говорит «Гав-гав» …. ты прав.

Если это не решит проблему спустя некоторое время, вернитесь на несколько шагов назад к ответам на вопросы и используйте аналогичную систему подсказок. Например после вопроса «как говорит собачка — гав-гав» постарайтесь «ввернуть» гав-гав снова после того как он ответит, но до того как скажет «умница кевин». Может потребоваться некоторое время, пока ребенок привыкнет не говорить всю фразу, но продолжайте пытаться и рано или поздно ненужный «хвост» исчезнет.

Когда эхолалия является самостимуляцией

Некоторые дети используют эхолалию, потому что им это нравится. При помощи повторения они дают себе нужную стимуляцию, которая приятна. Некоторые дети раскачиваются или взмахивают руками с той же целью. Коротко такое поведение называют стиммингом. Эхолалия тоже может быть одной из форм стимминга.

Я часто вижу такое поведение у детей которые находятся в состоянии стресса, знакомые и привычные фразы помогают им успокоиться. Если мир вокруг становится непредсказуемым и опасным, ребенок цепляется за что-то постоянное — например вспоминает сценарий любимого мультика и повторяет его. Это помогает прийти в себя, потому что мультик — это нечто неизменное, независимо от ситуации он будет звучать одинаково.

Дети могут обращаться к эхолалии, если им скучно или то, что происходит, не вызывает их внимание. В этом случае они окунаются в свой внутренний мир, где куплеты Frozen звучат без остановки и они могут бесконечно «нажимать» кнопку повтора, чтобы развлечься.

Помните, что такое занятие доставляет ребенку много удовольствия и в этом нет ничего плохого. У ребенка должно быть немного времени в течении дня чтобы развлечься при помощи эхолалии, точно так же как вы наверняка позволите ребенку, которому нравятся активные игры, поиграть в свободное время в баскетбол во дворе.

Тем не менее, безусловно есть моменты когда такая эхолалия будет неуместна: в классе во время урока, в библиотеке или в церкви. Будет несправедливо закрыть ребенку доступ в эти места из-за эхолалии, поэтому нужно поработать над тем, чтобы она находилась под контролем.

Ключ к тому, чтобы остановить эхолалию, которую используют в качестве самостимуляции — понять, почему она возникла. Если ребенок находится в стрессе — посмотрите, возможно есть другой способ, который поможет ему успокоиться. Можно почитать ему социальную историю о том, что происходит вокруг, или обучить его более тихим способам успокоить себя.

Если ребенку скучно или он не включен в происходящее можно помочь ему включиться. Например, если в классе он без конца твердит цитаты из мультиков, сидящий рядом тьютор может напоминать ему время от времени что нужно участвовать в уроке. Либо учитель может почаще задавать ребенку вопросы и давать задания, чтобы удержать его внимание. Небольшой фиджет также поможет ребенку лучше концентрироваться на учителе.

Если ребенок не понимает что использует эхолалии, но продолжает делать это по привычке, следует ввести правила, когда и где можно или нельзя говорить. Тогда во время урока учителю будет нужно только осторожно напомнить ребенку что говорить в «молчаливое» время нельзя. Правильно преподнесенные правила, которым все будут следовать, помогут ребенку не сбиться с курса.

Прогноз при болезни ОКР

При лечении болезни ОКР в 2/3 случаев начинается положительная динамика развития заболевания в течение года. Специалисты дают хорошие прогнозы. Если же заболевание прогрессирует более года, то будет наблюдаться динамика, то есть будут как обострения, так и длительные периоды улучшения состояния здоровья. Если же заболевание не лечить в полной мере, в жизни больного присутствует постоянный стресс – о положительной динамике можно не думать. Работа с сознанием очень трудный процесс, в котором нужно приложить все усилия, чтобы выйти на ремиссию заболевания.

Терапия деменции

Если причиной расстройства мышления стала болезнь Альцгеймера, больному назначают ряд препаратов, которые замедляют прогресс расстройства. Это лекарства, улучшающие кровообращение в мозгу, ингибиторы холинэстеразы, антагонисты НМДА-рецепторов. Вылечить больного, страдающего подобным расстройством невозможно.

На сегодняшний день медицина может лишь облегчить симптоматику и продлить жизнь пациенту. К сожалению, сегодня с болезнью Альцгеймера сталкиваются люди в довольно молодом возрасте.

Сосудистую деменцию лечат с помощью сосудорасширяющих лекарств, антиагрегантов и антикоагулянтов, антигипертензивных препаратов.

Болезнь Пика корректируют нейролептиками, с болезнью Крейтцфельдта-Якоба борются, обращаясь к симптоматическому лечению с помощью брефельдина А, блокаторов кальциевых каналов, НМДА-рецепторов, тилорона. При деменции, вызванной ВИЧ-инфекцией, используют противовирусные препараты.

Статистика деменции в мире

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]