Воля и регуляция деятельности.
Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования — наличие преград, препятствий при достижении цели.Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально- нравственной и общесоциальной ценности.
Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля — это деятельная сторона разума и моральных чувств.
Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:
- когнитивный
- эмоциональный
- поведенческий (деятельный)
В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:
- побуждение и осознание цели;
- борьба мотивов;
- акт принятия решения;
- исполнение.
Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).
Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.
Основные характеристики воли. Волевая регуляция поведения. Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель. Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное. По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его существовании. Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.
Проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при необходимости снижение побудительной силы предмета действия).
Раньше воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:
- Фаза воления: желание + стремление + мотив.
- Фаза выбора: борьба мотивов, принятие решения.
- Фаза реализации действием, решение превращается в телесное действие. Наше решение, поведение детерминировано сильным мотивом. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определённой активности, идущей от него самого.
Т.о., первой парадигмой, в рамках которой была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.
Он характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий, или к усилению побуждения к действию при его дефиците, вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов . В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается:
- либо как самостоятельное психическое образование,
- либо как самостоятельная сила непсихологической природы,
- либо как мотивационное или эмоциональное образование (желание, аффекты, потребности),
- либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции.
Позже был сформулирован второй подход к исследованию воли, подход «Свободного выбора». В рамках этого подхода воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий. Одной из тенденций развития этого подхода является перевод исследований выбора и, более широко, принятия решений в такие направления исследований, которые прямо не связаны с проблемой воли и имеют свой концептуальный аппарат. Поэтому актуальными задачами подхода «свободного выбора» являются вычленение волевых аспектов проблемы выбора и разработка адекватных методов их экспериментального исследования.
В рамках этого подхода можно выделить два варианта представлений о воле:
- Воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаристический тип теории);
- Воля сводится к функционированию познавательных процессов (интеллектуалистические теории).
Т.о., в современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).
Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным — это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).
В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более силен. Современными исследователями воли являются Селиванова, Иванников, Платонов, Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели. Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение.
Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград. Волевое усилие — форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения (Иванников). Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.
Волевые качества личности
К качествам волевой личности относятся, прежде всего: независимость, решительность, настойчивость, упорство, самоконтроль.
Независимость — это волевое качество, которое проявляется в способности человека ставить цели по собственной инициативе и реализовывать их, преодолевая препятствия. Независимый человек убежден в правильности поставленной цели и будет всеми силами бороться за ее достижение. В то же время самостоятельность не исключает использования советов и предложений других людей для оценки возможности достижения цели. Противоположные качества независимости — внушаемость и негативизм. Побудительной природе подвержены все слабовольные люди, которые не знают, как поступить в сложившейся ситуации, и всегда ждут советов или указаний от других людей.
Негативизм — это отрицательное качество воли, под влиянием которого человек совершает действия, противоречащие правильным и целесообразным советам других людей. Негативизм чаще всего проявляется у подростков, которые хотят продемонстрировать свою независимость и самостоятельность от взрослых.
Решительность — одна из важных волевых черт личности, которая проявляется на начальном этапе волевого поведения, когда человеку приходится прилагать усилия для выбора цели действия.
Нерешительность — это негативная волевая черта, которая мешает человеку быстро принять правильное решение и выполнить волевое действие.
Настойчивость — важнейшее качество воли, которое проявляется в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к осуществлению цели. Это качество присуще людям, которые могут проявлять волевые усилия в течение длительного периода времени, чтобы решить проблему наилучшим образом и добиться наилучших результатов.
Настойчивость — это качество воли, которое помогает человеку добиться реализации поставленной цели любой ценой, невзирая на все препятствия и противодействия. Настойчивый человек убежден в правильности выбранного пути, понимает целесообразность своих действий и необходимость достижения желаемых результатов.
Упрямство — это отрицательное качество воли, противоположное настойчивости. Упрямый человек безрассудно стремится к цели, даже если она не имеет для него большого значения и не может быть реализована в данный момент. Самоконтроль — это волевая черта, которая дает человеку способность к саморегуляции в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы.
Все эти качества не присутствуют в человеке в готовом виде, а формируются и развиваются в процессе жизни. Они формируются в детстве под влиянием воспитания и игровой деятельности. Родители стараются воспитать своих детей сильными, ловкими, настойчивыми, смелыми, умеющими преодолевать трудности и сознательно регулировать свое поведение.
Игра особенно важна для развития волевых навыков. Ролевые игры и игры с правилами побуждают детей проявлять силу воли, чтобы наилучшим образом выполнить свою роль и добиться лучших результатов, чем другие участники игры, в соблюдении правил.
В школьном возрасте на развитие воли влияет учебная деятельность, которая является обязательной и требует от учеников поведения не «как они хотят», а «как они должны». Для успешного приобретения знаний, навыков и установок учащиеся должны использовать свою умственную и физическую энергию, проявлять настойчивость и упорство в преодолении трудностей.
«Самовоспитание имеет огромное значение в развитии волевых качеств. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет такой роли, как в формировании воли. Только самовоспитание может дать человеку возможность контролировать себя, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, преодолевать негативные качества личности и вредные привычки.»
Теория «Контроля за действием» Ю.Куль
Ю. Куль отказался от понятия «воля» («Wille») в традиционном смысле и заменил его понятием «контроль за действием». Это понятие передается также термином «Volition». Понятие «контроль за действием» более широкое и описывает не только волевую регуляцию при подавлении конкурирующих тенденций действия, но и всю совокупность процессов, опосредующих реализацию намерения.
Ю. Куль исследует волевую сферу как систему, состоящую из совокупности подсистем. Реализация ее функций возможна лишь при гибком и согласованном взаимодействии подсистем, обеспечивающих удержание намерений достижения цели в активном состоянии в благоприятных ситуациях и прекращение целенаправленной активности в неблагоприятных ситуациях.
Он описывает следующие подсистемы:
1. Мотивационный контроль направлен на укрепление основной мотивационной тенденции, лежащей в основе намерения. В поле внимания субъекта удерживаются позитивные ожидания и внешние стимулы, благоприятные для выполнения деятельности.
2. Контроль внимания обеспечивает направленность внимания на информацию, относящуюся к реализации намерения. Это важно, когда возможна «потеря из виду» целевого объекта.
3. Перцептивный контроль. Перцептивная система более чувствительна к информации, связанной с намерением и блокирует мешающую информацию. Ее работа приводит к тому, что требуется меньше затрат времени на обработку нужной информации и она быстрее получает доступ к системам регуляции действия.
4. Эмоциональный контроль. Субъект обладает «знаниями» об эмоциональных состояниях, которые способствуют или препятствуют реализации намерения. Если эмоциональный фон затрудняет достижение цели, то система контроля действия стремится его изменить.
5. Контроль неудач. Неудачи выступают в качестве эффективной обратной связи при реализации намерений. Информация о возможных неудачах либо приводит к мобилизации дополнительных усилий, либо к разочарованию и снижению усилий вплоть до временного отказа от достижения цели ввиду неблагоприятных обстоятельств.
6. Контроль кодирования и оперативная память. Информация, связанная с намерением, обрабатывается по экономной стратегии (экономия усилий и затрат времени) . Тем самым открывается наиболее короткий путь к инициированию действия, связанного с намерением. Если действие по каким-то причинам задерживается, то информация о намерении хранится в оперативной памяти в особом, «активированном» состоянии. Даже будучи неосознаваемой, эта информация является легко доступной субъекту при возникновении ситуации, благоприятной для возобновления действия, связанного с намерением.
7. Поведенческий контроль. Этот механизм заключается в предусмотрительности, охраняющей человека от соблазнов путем устранения из поля деятельности и окружающей среды предметов, провоцирующих нежелательные действия.
Ю. Куль одним из первых сделал предположение о том, что существует альтернативная форма регуляции действия, при которой не требуется дополнительных ресурсов для преодоления препятствий, а регуляция осуществляется за счет перераспределения «обязанностей» между компонентами психической системы. Он говорит о двух типах волевой регуляции:
Ø о самоконтроле, который проявляется в преднамеренном внимании и поддержании усилий субъекта повысить уровень собственной активности. Этот тип соответствует традиционному пониманию воли.
Ø О саморегуляции. Это тип волевой регуляции, он проявляется в непроизвольном внимании к целевому объекту и в отсутствии усилий со стороны субъекта, направленных на энергетизацию своего поведения. При этом система действует так, что по «постоянный контроль «Я» не нужен.
Методические рекомендации к изучению темы:
Для решения проблемы воли важно ответить на два вопроса – «Что или кто является источником психической активности человека» и «Как воля соотносится с другими психическими процессами».
По первому вопросу в истории психологии встречаются различные токи зрения.
Высказывалось мнение, что воля человека есть проявление напряженной духовной субстанции (первоначально об этом писал Р.Декарт), в дальнейшем эти идеи развивали теологические концепции. Воля также рассматривалась как проявление внутренних сил человека (Б.Спиноза, Г.Гоббс), что согласуется с принципом самоорганизации. В. Вундт выводил волю из аффектов, другие авторы выводят волю из потребностей и мотивов или связывают ее с личностью в целом, а потребностям отводят лишь роль инициатора импульсивного поведения.
По второму вопросу также много мнений. Традиционно волю рассматривают в триединстве с познавательными и эмоциональными свойствами: «познание — чувство-воля». В последнее время высказывается мнение что воля – это более сложное явление — это способность личности к управлению своими мотивами-целями, состояниями, действиями, мыслями, она является их производной. В ряде случаев воля противопоставляется сознанию – с помощью сознания человек постигает явления объективной действительности, с помощью воли – освобождается от плена актуальной потребности. В.И.Селиванов считает, что воля должна соотноситься со всем сознанием в целом, а не его отдельными частями.
В ХХ веке в психологии понятие воли было оттеснено на периферию, и оно не входило в число основных понятий. За рубежом в 1930-е годы велись интенсивные теоретические и экспериментальные исследования, затем интерес резко снизился. В учебниках по психологии даже отсутствовала глава, посвященная воле. Сейчас происходит возрождение исследований воли.
Относительно воли следует помнить, что данное понятие введено, потому что существуют реальные психические явления волевой регуляции поведения, а задача психологии – найти тот или иной механизм (или механизмы), который обеспечивает волевую регуляцию.
7 стр., 3458 слов
Психология мотивации человека 2
… Отставание в исследовании мотивационной сферы человека, объясняется также и следующим: придавая большое … воли и установлены некоторые интересные психологические факты и конкретные закономерности. Можно считать, что именно исследования К. Левина положили начало изучению в психологии потребностей человека. …
Воля изучается и другими науками, так проблема свободы воли, ответственности – это предмет и юридических наук, и философии, и физиологии.
При изучении темы необходимо разобраться в том, чем произвольная регуляция поведения отличается от волевой регуляции. Следует обратить внимание на то, в чем состоит проблема воли в психологии.
Воля как регулятор поведения человека
Воля помогает осуществлять самоуправление поведением. Это происходит благодаря сознанию, которое предполагает самостоятельность индивида не только в процессе принятия решений (так называемая «свобода воли»), но и в ходе инициации действий, включая их осуществление и контроль.
Основная суть воли представлена самостью, которая отличает произвольное управление от непроизвольного. Еще Аристотель обнаружил это качество, рассматривая произвольную регуляцию.
Одна из самых простых форм двигательных проявлений — это самопроизвольные движения. Они являются результатом разряда энергии, которая накопилась в ЦНС. Ребенок, который только родился, кричит и беспорядочно двигает руками и ножками. Данные движения считаются отчасти рефлекторными, так как вызваны внешними раздражителями. Отчасти же они самопроизвольны, поскольку накопившаяся энергия потребовала разряда, который выражен через движения.
Следующая ступень включает подражательные движения. Они представлены восприятием движений, которые совершаются другими живыми существами. Далее возникают двигательные импульсы, которые концентрируются на выполнении таких же движений. Этот тип движений всегда сознателен или, по крайней мере, полусознателен. Они классифицируются на следующие группы:
- Произвольные,
- Непроизвольные.
Высшая ступень состоит в сознательных произвольных движениях. Для них характерно отличие от остальных движений тем, что они включают новый элемент — волевое напряжение.