Тест Томаса (Kenneth Thomas) на поведение в конфликтной ситуации является одним из самых популярных среди подобных. Идея модели двухмерного урегулирования конфликтов была создана в соавторстве с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann), из-за чего методику также называют тестом Томаса-Килманна. Авторы считали, что люди должны не стремиться избежать конфликта любой ценой, а грамотно управлять ими.
Выведенная авторами двухмерная модель урегулирования конфликтов состоит из двух измерений:
- Поведение личности, учитывающее интересы других людей
- Поведение личности, игнорирующее интересы и цели других людей и направленное на защиту собственных интересов
Таким образом, на основе различных комбинаций выраженности измерений выделяются 5 способов урегулирования конфликтов:
Соперничество
Как правило соперничество выражается в активном навязывании предпочтительного для Вас исхода второй стороне конфликта. Иногда оно бывает оправданно, например, когда принятое решение приведёт к выгоде для всех окружающих, а не только одному или нескольким людям, или когда предложенное решение явно более конструктивное. Также соперничество часто используется при недостатке времени для уговаривания оппонента и оспаривания его доводов.
Соперничество стоит проявлять в опасных, экстремальных ситуациях когда времени на убеждение второй стороны нет и нерешённый вопрос может привести к опасным последствиям.
Приспособление
Приспособление может проявляться в добровольном или вынужденном отказе от продолжения борьбы и сдача своих позиций полностью или частично. Например, это может произойти от:
- осознания своей неправоты
- значительной зависимости от оппонента
- незначительности проблемы
- желания сохранить хорошие отношения с оппонентом
- уже полученного урона и нежелания потерять ещё больше
- угрозы ещё более негативных последствий
- влияния третьей стороны, вмешавшейся в конфликт
- осознания отсутствия шансов на победу
Одним из примеров такого поведения в конфликте можно привести знакомое всем автомобилистам «правило трёх Д» — «Дай Дорогу Дураку».
Компромисс
Часто оппоненты готовы частично пожертвовать своими интересами и завершить конфликт без перехода в состоянии полномасштабной войны, где останется только один, но с огромными потерями. Таким образом происходит готовность простить оппонента, отказаться от части первоначальных требований, частично признать правоту оппонента.
Компромисс крайне эффективен, когда обе стороны понимают, что обладают примерно равными возможностями, взаимоисключающими интересами. Или удовлетворяются частичным и, возможно, временным решением перед угрозой потерять всё.
В настоящее время компромисс — это наиболее часто используемое средство для завершения конфликтов.
Избегание
Избегание можно также назвать уходом от решения проблемы, когда одна из сторон пытается выйти из конфликта при минимуме действий и ущерба. Обычно используется уже после неудачных попыток отстоять свою правоту. Конфликт в таком случае остаётся не разрешённым, но затухает на какое-то время или навсегда. Избегание может оказаться вполне правильной и нужной реакцией на затянувшийся сверх всякой меры конфликт.
Также стараться избегать продолжения конфликта можно при стремлении потянуть время, выработать новую стратегию поведения, отсутствия желания решать проблему вообще и отдать решение на волю оппонента, а также просто при отсутствии или нехватке времени и сил продолжать начатое.
Сотрудничество
Наиболее конструктивное и эффективное поведение в практически любом конфликте. К сожалению, работает только при обоюдном желании оппонентов и готовность рассматривать противоположную сторону не как врага, которого нужно уничтожить любыми способами, а как союзника для эффективного решения проблемы к выгоде обеих сторон.
Стратегия сотрудничества эффективна когда:
- все участвующие стороны понимают важность решения проблемы,
- зависят друг от друга
- не имеют предубеждений против друг друга
К. Томас полагал, что при избегании конфликта успеха не добьётся ни одна из участвующих сторон. При таком поведении, как компромисс, конкуренция, приспособление, проигрывают или обе стороны, так как уменьшают свои требования и идут на уступки, или только одна из сторон конфликта, а вторая выходит чистым победителем. И только в случае взаимного сотрудничества обе стороны выигрывают, получая всё требуемое и даже больше.
Описание методики
Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.
В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.
Текст опросника
а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.б) Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
а) Я стараюсь найти компромиссное решение.б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.б) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
а) Я стараюсь найти компромиссное решение.б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
а) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.б) Я стараюсь добиться своего.
а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.
а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
а) Я твердо стремлюсь достичь своего.б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
а) Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.
а) Я предлагаю среднюю позицию.б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
а) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.б) Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.
а) Я стараюсь не задеть чувств другого.б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
а) Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.
а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.
а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.б) Я отстаиваю свои желания.
а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
а) Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
а) Я предлагаю среднюю позицию.б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
а) Я предлагаю среднюю позицию.б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
а) Я стараюсь не задеть чувств другого.б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха. Результат
Теоретические основы
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими.
В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
- соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
- приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
- компромисс
- избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
- сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Пять способов урегулирования конфликтов
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Приспособление
Полнейшая противоположность «акулы» – «плюшевый мишка». Он склонен к приспособленчеству. При подобном типе поведения в угоду оппоненту испытуемый без труда может отказаться от собственных интересов. Обычно, такой вариант характеризует людей с сильно заниженной самооценкой.
Они уверены, что их точка зрения учета не заслуживает. Удачной подобный тип может оказаться в ситуации, когда предмет спора никакого внимания не заслуживает. Уступка сопернику практически гарантирует сохранение дружеских отношений.
Минимальнейшими в этом случае будут и последствия столкновения. Однако отказ от собственных интересов негативно может сказаться на всех событиях последующей жизни человека.
Высок риск утраты уважения окружающих, получения звания бесхребетника. Нередко именно такими людьми чаще всего охотно манипулируют. После выявления с помощью теста Томаса склонностей к приспособленчеству необходима немедленная работа над самооценкой.
Обработка результатов
За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.
Ключ
№ | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление |
1 | А | Б | |||
2 | Б | А | |||
3 | А | Б | |||
4 | А | Б | |||
5 | A | Б | |||
6 | Б | А | |||
7 | Б | А | |||
8 | А | Б | |||
9 | Б | А | |||
10 | А | Б | |||
11 | А | Б | |||
12 | Б | А | |||
13 | Б | А | |||
14 | Б | А | |||
15 | Б | А | |||
16 | Б | А | |||
17 | А | Б | |||
18 | Б | А | |||
19 | А | Б | |||
20 | А | Б | |||
21 | Б | А | |||
22 | Б | А | |||
23 | А | Б | |||
24 | Б | А | |||
25 | А | Б | |||
26 | Б | А | |||
27 | А | Б | |||
28 | А | Б | |||
29 | А | Б | |||
30 | Б | А |
Компромисс
Описание теста Томаса содержит и еще одну очень важную и часто встречающуюся модель поведения, которая называется компромисс. Человек готов пойти на уступки, но при этом получив что-либо взамен. Многие считают, что это наилучший способ решения конфликтных ситуаций, однако это не совсем так. В результате такой модели поведения главный вопрос остается не решенным. Кроме того, оба участника спора являются зависимыми друг от друга, каждый задает себе вопрос: «Как мне угодить оппоненту, чтобы получить желаемое?» В результате хитростью человек добивается поставленной цели, однако вряд ли такая модель решает конфликт полностью. Очень часто данный тип поведения применяют по отношению к детям. Однако когда ребенок понимает, что родитель также зависит от его мнения, он начинает требовать больше, еще больше спорить и в итоге получает все, что захочет.
Интерпретация результатов
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.
- Соперничество:
наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. - Приспособление:
означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. - Компромисс:
компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. - Уклонение (избегание):
для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей - Сотрудничество:
когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Пять способов Томаса по урегулированию конфликтов
Отталкиваясь от этих двух измерений, он выводит несколько способов, которые могут справляться с конфликтами.
- Соревнование – способ спровоцировать у людей желание выиграть и обогнать соперников.
- Приспособление – способ противоположный соперничеству, желание принять интересы другого участника спора.
- Компромисс – путь переговоров, взаимных уступок, сдержек и противовесов.
- Избегание – заведомо пассивная ситуация, безучастие, безразличие к победе или поражению.
- Сотрудничество – лучший вариант при котором участники спора достигают своих интересов и никто не остаётся в проигрыше.
Из этого следует, что только избегание конфликтов не приносит никаких результатов. Да, человек не может проиграть, но и выполнения каких-либо своих пожеланий тоже ждать не стоит. При других видах всегда достигается какой-то результат. Полностью отрицательный результат возможен только при компромиссе, так как обе стороны идут на уступки ради разрешения конфликта. Полностью положительный результат даёт только сотрудничество.
Удачного вам тестирования!
Тест Томаса Поведение в конфликтной ситуации
Тест Томаса (Kenneth Thomas) на поведение в конфликтной ситуации является одним из самых популярных среди подобных.
Идея модели двухмерного урегулирования конфликтов была создана в соавторстве с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann), из-за чего методику также называют тестом Томаса-Килманна.
Авторы считали, что люди должны не стремиться избежать конфликта любой ценой, а грамотно управлять ими.
Выведенная авторами двухмерная модель урегулирования конфликтов состоит из двух измерений:
- Поведение личности, учитывающее интересы других людей
- Поведение личности, игнорирующее интересы и цели других людей и направленное на защиту собственных интересов
Таким образом, на основе различных комбинаций выраженности измерений выделяются 5 способов урегулирования конфликтов:
Соперничество
Как правило соперничество выражается в активном навязывании предпочтительного для Вас исхода второй стороне конфликта.
Иногда оно бывает оправданно, например, когда принятое решение приведёт к выгоде для всех окружающих, а не только одному или нескольким людям, или когда предложенное решение явно более конструктивное.
Соперничество стоит проявлять в опасных, экстремальных ситуациях когда времени на убеждение второй стороны нет и нерешённый вопрос может привести к опасным последствиям.
Приспособление
Приспособление может проявляться в добровольном или вынужденном отказе от продолжения борьбы и сдача своих позиций полностью или частично. Например, это может произойти от:
- осознания своей неправоты
- значительной зависимости от оппонента
- незначительности проблемы
- желания сохранить хорошие отношения с оппонентом
- уже полученного урона и нежелания потерять ещё больше
- угрозы ещё более негативных последствий
- влияния третьей стороны, вмешавшейся в конфликт
- осознания отсутствия шансов на победу
Одним из примеров такого поведения в конфликте можно привести знакомое всем автомобилистам «правило трёх Д» — «Дай Дорогу Дураку».
Компромисс
Часто оппоненты готовы частично пожертвовать своими интересами и завершить конфликт без перехода в состоянии полномасштабной войны, где останется только один, но с огромными потерями. Таким образом происходит готовность простить оппонента, отказаться от части первоначальных требований, частично признать правоту оппонента.
Компромисс крайне эффективен, когда обе стороны понимают, что обладают примерно равными возможностями, взаимоисключающими интересами. Или удовлетворяются частичным и, возможно, временным решением перед угрозой потерять всё.
Избегание
Избегание можно также назвать уходом от решения проблемы, когда одна из сторон пытается выйти из конфликта при минимуме действий и ущерба.
Обычно используется уже после неудачных попыток отстоять свою правоту. Конфликт в таком случае остаётся не разрешённым, но затухает на какое-то время или навсегда.
Избегание может оказаться вполне правильной и нужной реакцией на затянувшийся сверх всякой меры конфликт.
Правильная стратегия поведения
Рассмотрев все модели поведения, можно смело утверждать, что в каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Кроме того, многое зависит и от характера человека, например, скромному, бесхарактерному практически не свойственна модель «соперничество», но зато очень близки «приспособление» и «избегание». Тест Томаса, расшифровка которого представлена выше, помогает определить, каким типом поведения чаще всего пользуется человек, однако он не дает рекомендаций по поводу выбора наилучшей стратегии.
Это объясняется тем, что в каждой конкретной ситуации возможно применение той или иной. В некоторых ситуациях действительно необходимо промолчать, а иногда полезно согласиться и пойти на уступки. Все зависит от предмета спора и оппонентов. Любой конфликт позволяет людям лучше узнать друг друга, а поэтому стратегия «сотрудничество» считается самой оптимальной. В таком случае оба партнера получают то, чего на самом деле хотят, а в процессе решения вопроса они лучше узнают интересы друг друга. Вероятнее всего, в следующий раз ситуацию удастся решить уже намного быстрее, поскольку теперь люди уже хорошо узнали друг друга. Проблема состоит лишь в том, что не всегда получается сразу найти решение, которое бы устраивало обоих.
Именно по этой причине всегда нужно оценивать для себя важность сложившейся ситуации, и если предмет спора не является слишком глобальным, то допустимо уступить оппоненту. Умение справляться с конфликтами — очень важное качество, которое может пригодиться как в сфере работы, так и в семейной жизни
Соревнование
Человек-«акула» во всем склонен следовать исключительно своим интересам, абсолютно не интересуясь мнением окружающих. Он не признает компромиссов и считает, что победа одного всегда означает полное поражение другого. Стремясь достичь своей цели, такой человек, не задумываясь, пойдет по головам. В его арсенале могут быть даже не совсем законные и этичные действия, он легко может решиться на обман, подлог или провокацию. «Акула» всегда стремится обладать всей полнотой информации о противнике, но никогда не будет заботиться о его добром имени или душевном комфорте.
Такая линия поведения может быть оправдана лишь в ничтожном количестве случаев. Чаще всего это случается в острых кризисных ситуациях, когда некий облеченный определенными полномочиями человек должен очень быстро навести порядок и представить какой-либо результат. Во всех остальных случаях поведение «акулы» неприемлемо и может быстро разрушить любые долгосрочные отношения – как рабочие, так и личные.
Такие опасные склонности легко поможет выявить тест Томаса
Конфликтное поведение человека является серьезной проблемой для окружающих, а значит, в общении с ним нужно будет соблюдать особую осторожность
Типы конфликтных ситуаций
Обычно общество воспринимает конфликты, как то, что нужно немедленно остановить, чтобы мирно сосуществовать. Решение конфликта должно приводить к тому состоянию, когда люди продуктивно работают (учатся, служат, выполняют другие задания) в состоянии полной гармонии с окружающим коллективом.
Время идёт и всё меняется, даже отношение к конфликтам в научной среде немного поменялось. На такую перемену могли повлиять два фактора.
- во-первых – осознание, что люди не могут избежать конфликтов, жить в полной идиллии для человечества недостижимая цель, хотя и желанная для многих.
- во-вторых – многие исследования показали, что конфликты вызывают не только отрицательные последствия, но и положительно сказываются на коллективе, когда не выходят за определённые рамки.
Томас считает, что нет смысла тратить время и ресурсы на то, чтобы полностью избавиться от конфликтов, нужно научиться контролировать их.
Он описывает типы поведения людей в стрессах и конфликтах, используя два понятия: кооперацию и напористость.
- Кооперация – рассматривается как понимание человека, его готовность выслушать и принять точку зрения другого человека, который участвует в конфликте. Другими словами, это готовность идти на уступки.
- Напористость – это, противоположность кооперации. Напористость отмечает желание и способность человека постоять за свои убеждения и защищать свои интересы в споре.
Уклонение
Для людей-«черепах» конфликт неприемлем. Они всеми силами стараются избегать выяснения отношений напрямую либо откладывают разбор ситуации. Позиция отличается не столько неспособностью отстаивания собственной точки зрения, сколько крайней степенью неуважения к интересам других.
Для черепахи свойственно скрывание от проблемы, а не поиск ее разрешения. Вызвано такое поведение «комплексом жертвы». Оправдать тактику можно незначительностью причины разногласия для сторон.
В более серьезной ситуации подобное отношение способно привести к предельному нарастанию непонимания и концентрации взаимопретензий. Затяжное противостояние становится для обеих сторон все более тягостным.
Оно в любой момент может завершиться сверхэмоциональным выяснением отношений. Последствия могут стать необратимыми. Если итогом теста стал именно такой итог, человеку необходимо стать более смелым, не бояться проблем
Важно понимать, что вопрос исчезнет лишь после его решения
Оставшийся без ответа может лишить сил, превратить жизнь в невыносимую. И постоянно прятаться невозможно.
Результаты диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко
Доминирующие стратегии психологической защиты в общении:
· миролюбие характерно для 14 испытуемых, что составляет 35% от всей группы;
· избегание характерно для 15 испытуемых, что составляет 37,5% от всей группы;
· агрессия характерна для 11 испытуемых, что составляет 27,5% от всей группы.
Выводы: для большинства испытуемых (15, 37,5%) характерна стратегия избегания в общении.
При сопоставлении результатов данного теста и результатов опросника Айзенка (поделили всех испытуемых на эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых экстравертов и интровертов и вычислили моду стратегии защиты общении) мы также можем сделать следующие выводы:
· для эмоционально устойчивых экстравертов и интровертов доминирующей стратегией защиты в общении является миролюбие. Этот вывод соответствует нашей гипотезе;
· для эмоционально неустойчивых экстравертов доминирующей стратегией защиты в общении является агрессия. Этот вывод также соответствует нашей гипотезе;
· для эмоционально неустойчивого интроверта – единственного в данной группе – доминирующей стратегией является агрессия.
(приложения 6,7,8)
Компромисс
«Лисы» стремятся договориться с оппонентами. Лишь частичное удовлетворение требований каждой стороны не ведет к полному решению проблемы.
Оно является передышкой. В позиции хитрецов полная их зависимость от позиции соперника является самым слабым местом. Если он не собирается жертвовать хотя бы частью интересов, то «лисица» оказывается в проигрыше.
Велика вероятность того, что противной стороной требования излишне завышаются, а затем оппонент якобы великодушно решается поступиться ими до желаемого уровня
По этой причине перед компромиссом важно собрать все сведения о предмете спора, чтобы не остаться в проигрыше
Если тестирование Томаса показывает склонность к подобному выходу из разногласий, следует проявлять большую решительность в отстаивании собственной позиции.
Практическая работа “Социальная психология и психология управления”
Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы
Программа профессиональной переподготовки
Менеджмент в образовании: обеспечение развития и эффективности деятельности образовательной организации (620)
Дисциплина:
Социальная психология и психология управления
Практическое задание 1, Модуль 1. Основы социальной психологии
слушатель Баденко Эльвира Анасовна
Щекотихина Ирина Вячеславовна
г. Волгоград – 2018
Задание проверяется преподавателем. Для получения оценки загрузите свою работу в систему. Максимальный балл за задание 25 баллов.
Задание 1.
Заполните таблицу
Двухмерная модель регулирования конфликтов
Тест Томаса – это методика, базирующаяся на двухмерной модели регулирования конфликтов. Первое измерение – это напористость. Характеризуется поведением личности, основанным на внимании только к своей персоне и игнорированием оппонента
Второе – полная противоположность первому, и поведение характеризуется вниманием ко второй стороне конфликта. Именно к этим двум измерениям относятся пять типов поведения в конфликтных ситуациях, описанные выше и используемые в такой методике, как тест Томаса
Стратегия поведения в конфликтной ситуации определяется по специальным 60 утверждениям. Они делятся на 30 пар, и из каждой необходимо выбрать вариант (А или Б), который для тестируемого человека наиболее приемлем. Далее, исходя из таблицы с результатами, за каждый совпавший ответ необходимо в соответствующей колонке поставить себе 1 балл. Последним этапом в тестировании можно считать подсчет количества баллов по каждой стратегии. Та колонка, в которой наибольшее количество балов, и будет обозначать ту модель поведения, которую человек в конфликтных ситуациях использует чаще всего.
Рассмотрим все 5 типов моделей поведения и определим, какая же из них наиболее правильная.