Компенсация (психология) – что это, примеры из жизни

Компенса́ция

— защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков[1]. Термин введен Зигмундом Фрейдом, а позднее, понятый как жизненная стратегия, стал одним из центральных понятий в индивидуальной психологииАльфреда Адлера. Обычно компенсация проявляется в виде дополнительных усилий, прикладываемых к деятельности, как бы «компенсирующей» недостатки человека. Например, занятия спортом для инвалида будут являться компенсацией. Если усилия, затрачиваемые на компенсацию, оказываются неадекватно большими, то это уже называется
ги́перкомпенсация
.

Литература

  • Беляев, И. А
    . Ограничение и компенсация способностей и потребностей целостного человеческого существа / И. А. Беляев // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2009. — № 2 (96), февраль. — С. 24-30.
Защитные механизмы психики
Первичные

Эта страница в последний раз была отредактирована 27 ноября 2022 в 12:19.
Психика человека ежедневно испытывает колоссальную нагрузку, которая провоцируется внешними факторами. Из-за этого вырабатываются индивидуальные защитные механизмы, одним из которых является компенсация в психологии. Это понятие впервые было введено в науку Фрейдом, а затем его рассмотрением занимался Адлер. Под данным термином подразумевается комплексный, многосложный процесс перестроения нарушенных или не полностью развитых функций человека.

Узнаем значение термина

С латинского языка – «возмещение». Компенсация в психологии – это реанимирование разрушенного баланса психических и психофизиологических процессов путем возрождения обратного рефлекса или стимула. Термин «защитные механизмы» был введен австрийским психологом З. Фрейдом в 1923 году.

Многие специалисты считают, что компенсация в психологии – это автономная модель защиты от имеющихся комплексов. Индивид будет стараться восполнить триумфом ту сферу, в которой чувствовал себя неполноценным. С положения компенсации также анализируется аморальность подростков, их поведение с враждебными противозаконными действиями, нацеленными против индивида.

Иной демонстрацией механизма защиты станет восполнение несбывшихся желаний и нереализованных событий за счет сверхреализации в иных сферах жизнедеятельности. К примеру, хилый, физически неразвитый человек, который не в состоянии дать отпор «на кулаках», обретает моральное удовольствие, унижая преследователя при помощи своего острого ума и эрудиции. Люди, которые используют компенсацию как наиболее подходящий тип психологической защиты, как правило, являются фантазерами, пребывающими в поиске идеала в разных областях жизни.

Это не что иное, как защитный механизм психики, который самостоятельно устраняет или восполняет негативные черты характера человека. Прибегая к этому методу, личность либо компенсирует отрицательные характеристики, либо развивает новые. Допустим, низкорослый человек, страдающий от этого комплекса, направляет все усилия на статусный рост личности. Добивается этой цели благодаря своей высокой мотивации.

Общее определение и суть

Для самозащиты психика человека вынуждена вырабатывать особые механизмы, позволяющие противостоять воздействию из внешнего мира. От этой способности во многом зависит устойчивость нервной системы, целостность личности, уравновешенность и уверенность в себе. Психологи используют для определения такого поведения термин «компенсация». Под ней подразумевается сложнейший набор ответных реакций, которые происходят при нарушении равновесия и гармоничного взаимодействия человека с окружающей средой.

Каждый индивид имеет определенный комплекс представлений о самом себе, реально оценивая как достоинства, так и недостатки. Положительные стороны обычно устраивают всех, их пытаются развивать, сохранять. А вот минусы (причем нередко вымышленные) постоянно хочется скрыть от окружающих, устранить, превратить в достоинства.

Примеров такого поведения существует достаточно много. К примеру, мужчины низкого роста предпочитают высоких девушек, компенсируя свои физиологические особенности. Люди, утратившие близких и дорогих или просто одинокие по жизни, стараются выместить свою любовь и заботу на животных, заводят собак или кошек.

Очевидным примером компенсации является замена употребляемых в пищу продуктов. Придерживаясь диеты и определенных ограничений в еде, худеющие стараются восполнить нехватку полезных веществ другими, менее калорийными блюдами.

Специалисты выделяют еще и другое понятие. Гиперкомпенсация — более утрированное проявление желания скрыть свою неполноценность и превознестись над окружающими. Зачастую это процесс слабо контролируемый, в качестве примеров можно выделить:

  • агрессия со стороны слабой и пассивной личности;
  • сексуальная распущенность людей, опасающихся серьезных отношений;
  • демонстративная неадекватность человека, испытывающего неуверенность в себе.

Развитие компенсаторных механизмов зависит от жизненных условий личности, черт характера, психологических особенностей. Это внутренний защитный механизм, помогающий устранить факторы, которые вызывают отрицательные эмоции.

Компенсация может происходить в различных жизненных ситуациях. При этом следует понимать, что каждый человек индивидуально для себя определяет то, что ему кажется проблемой. Возможно, в глазах других людей некоторые недостатки вовсе не выглядят минусами, и даже при их наличии они чувствуют себя нормально.

Суть компенсаторного поведения в управлении

Психология управления как раздел практической психологии изучает законы психологии управления, которые проявляются во взаимодействии, в межличностных отношениях и в групповом общении и действуют, как и любой закон. В основу управления персоналом должны быть заложены такие принципы, как методичность и психологичность [1, С. 4]. В философии развитие характеризуется как «необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов» [3, С. 561]. Следствием этих перемен становится качественно новое состояние объекта. Так и компенсационное изменение личности становится результатом развития.

Если человек развивает качество или признак, изначально хорошо развитые у него, это и называется компенсацией. Компенсация делится на прямую и косвенную. Прямая компенсация — процесс, в котором человек стремится к успешности в сфере, где ощущает определённую неуверенность и недостаток. Косвенная компенсация предполагает, что успех достигается в иной, новой области. Использование закона компенсации свойственно взрослой и зрелой личности. Этот вид психологической защиты наиболее распространён в профессиональной среде: компенсаторное поведение присуще людям, которые нацелены на достижение конкретного статуса. Статус является одной из потребностей личности, потому что труд человека на производстве многомотивирован, и человек стремится к удовлетворению на работе не только своих экономических потребностей [2, С. 297-309].

Предназначение компенсаторного поведения — помочь личности сохранить самооценку на нормальном уровне. Чтобы этого добиться, следует учиться переключать свое внимание с недостатка либо негативного опыта на уже развитые качества, на опыт, который вызывает ассоциации с позитивными эмоциями. Если компенсаторный механизм развит очень хорошо, даже отрицательный опыт может побудить человека к саморазвитию, многогранному процессу формирования личности.

Натан Ротшильд однажды сказал: «кто владеет информацией — тот владеет миром». Уже сейчас у вас есть все, чтобы начать: информация, вера, действие. Будьте твердо уверены в своих возможностях — и получите результат. Будьте собой, то есть — личностью: управляйте событиями, используйте свои возможности. Уходите от бесполезной критики себя и других. Поймите, какие ценности значимы именно для вас, отстаивайте их. Записывайте цели, которые ставите перед собой. Действуйте в настоящем времени, соблюдая семь принципов достижения успеха: 1) не бойтесь поступить правильно; 2) рассчитывайте на себя: 3) проявляйте честность; 4) прислушивайтесь к разуму; 5) сохраняйте спокойствие; 6) не делайте акцент на ошибки других; 7) сделайте своей стратегией успех.

Система уровней и виды

Компенсация в психологии, как сложный процесс, осуществляется на нескольких уровнях одновременно. Это связано с тем, что человек является неотъемлемой частью общества, развивается и раскрывает свою сущность под воздействием влияния извне.

Специалисты выделяют следующие уровни:

  • биологический (телесный);
  • психоэмоциональный (наиболее сложен по содержанию, осуществляется путем задействования в работе неосознанных процессов, позволяющих снизить тревогу и внутреннее напряжение);
  • социально-психологический (реализуется за счет взаимодействия с общественностью, нередко зависит от специфики внешней помощи, реакции окружающих на отклонения от нормы, например, инвалидность);
  • социальный (перестройка и адаптация в обществе определяются традициями, сложившимися национальными и религиозными обычаями в социуме).

В педагогике известно еще одно понятие, описывающее защитные механизмы, — псевдокомпенсация. На определенной стадии развития чаще всего она наблюдается у ребенка, однако в зрелом возрасте такие компенсаторные процессы также встречаются.

Речь идет о так называемом шантаже окружающих якобы плохим самочувствием, болезнью, угнетенными функциями. В большинстве случаев это вызывает сочувствие, позволяет получить поблажки.

Кроме того, одним из основных видов компенсации является так называемая декомпенсация. Она встречается при возрастных кризисах, после пережитых стрессовых и психогенных ситуациях, перенесенных соматических нарушениях, черепно-мозговых травмах.

Также к срыву и угнетению нервной системы приводит переутомление, при котором у человека теряется сосредоточенность, ухудшается память и внимание, меняется отношение к близким. Психологи называют это неосознанным «бегством в болезнь». Выполнение привычных функций, например, домашних заданий ребенком или должностных обязанностей взрослым сотрудником, становится для них сложным, на определенном этапе кажется бессмысленным. Особенно усиливаются такие ощущения, если что-либо не удается. Психика личности переходит в защитный режим до получения одобрения и похвалы со стороны окружающих.

Понятие компенсации используется психологами при проведении специальной терапии, оказании помощи в социальной адаптации.

Очень важно своевременно обнаружить проблемы и нарушения, чтобы человек прожил нормальную жизнь без ощущения собственной неполноценности.

Виды

Компенсация в психологии – это восполнение, сглаживание и становление разрушенных или недоразвитых функций, реорганизация сохранных опций для реновации нарушенных, приобретение в процессе становления и обучения способов деятельности и поведения, которые будут способствовать привыканию к обществу и слиянию с ним.

Выделяют два ее типа:

  • Системная. Когда один компонент утратил свою функцию, а остальные берут ее на себя. Например, восстановление речи при ее локальном отсутствии или нарушении, это на биологическом уровне.
  • Межсистемная. Здесь наблюдается расстройство работы целой системы, а остальные компоненты берут на себя ее функции. Функциональная система перестраивается, и во взаимодействие включаются новые элементы из других нервных структур.

Повреждение какого-либо органа или функции в тандеме продолжающейся жизнедеятельности организма говорит о слаженной работе компенсаторных механизмов. В данной ситуации жизнь продолжается в новых некомфортных условиях одновременно с процессом компенсации.

Понятие дефекта

Психологам нередко приходится работать с людьми с выраженным психическим нарушением, спровоцированным врожденными или приобретенными дефектами. Под этим термином понимается некоторый недостаток, который приводит к сбою в развитии ребенка или даже взрослого человека.

Основными формами дефектов принято считать:

  • нарушение зрения и слуха;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • интеллектуальные проблемы;
  • трудности с речью (алалия, дислалия, афазия);
  • комплексные дефекты (слепоглухонемота и т. д. ).

Структуру нарушений составляют положительные и отрицательные признаки. К первым относятся умение приспосабливаться, адаптироваться к окружающей обстановке, налаживать контакты с окружающими и чувствовать себя уверенно, приобретать навыки и знания. Вторую группу образуют определенные симптомы, подтверждающие наличие поражений систем органов. На этом основана организация компенсаторных функций.

Психологи сформулировали основные принципы компенсации при подобных дефектах:

  • на внутрисистемном уровне (за счет вовлечения в работу сохранных элементов поврежденных систем органов);
  • на межсистемном (происходит перестройка структур и задействование сторонних элементов, которые должны выполнять несколько иные функции).

Полноценное развитие личности невозможно без коррекции. В современной психологии под ней подразумевается отвлечение от недостатков, мероприятия, направленные на максимально возможное исправление нарушений при помощи специальных методик.

В отличие от компенсации, коррекция эффективна при нарушении некоторой функции, но не ее полном утрачивании. Исправлять что-либо несуществующее полностью бессмысленно, поэтому приходится восполнять недостаток имеющимися достоинствами. При этом чем сложнее дефект, тем больше систем органов задействуется в процессах перестройки. Конечным результатом работы с пациентом становится максимальная реабилитация и адаптация к социуму.

В правильно развивающемся организме компенсаторные процессы активизируются автоматически. Однако в сложных случаях не обойтись без помощи опытных специалистов.

Примеры психологической защиты

Компенсация рассматривается всего лишь как механизм самосохранения нервной системы. Проблемы могут начинаться с самого раннего детства, когда поведение и привычки ребенка не соответствуют принятым в обществе стандартам и принципам поведения. Такое случается, например, при смене места жительства и учебы, в подростковом возрасте индивиду сложнее адаптироваться к новым условиям.

Чтобы почувствовать себя на равных правах с окружающими, стать одобряемым и полноценным, востребованным и значимым, человеку приходится подстраиваться либо выражать явный протест. И в том, и в ином случае проявляется защитная реакция.

Поэтому компенсацию нередко называют реакцией притворства. Люди надевают маски, скрывают свои истинные привычки и предпочтения, испытывают неуверенность в себе и замкнутость. На фоне этого проявляется функциональное расстройство, связанное с необходимостью прятать или подделывать эмоции.

Кроме того, притворство возникает на фоне страха. Он может быть вызван различными причинами:

  • боязнью обидеть;
  • показаться некультурным или необразованным;
  • проявить истинные эмоции;
  • услышать насмешки в свой адрес.

В сознании конкретного человека куча причин и только ему понятных оснований для того, чтобы надеть маску: улыбаться, когда грустно, смеяться, говорить при безумном желании помолчать или грустить в веселой обстановке.

Притворство рано или поздно приводит к усталости, желанию расслабиться. Организм испытывает стресс, а сильная психоэмоциональная нагрузка сказывается и на состоянии здоровья. Выстраивается вертикальная зависимость — от чувств и настроения к болезням и плохому самочувствию.

Защитные механизмы в виде компенсации — не самые эффективные средства добиться успеха в жизни. Со страхами лучше бороться, чем им подчиняться.

Психологи убеждены, что тот, кто предусмотрел свои опасения и научился ими управлять, становится от них независимым. А значит, преодолевать мнимые или реальные недостатки больше нет необходимости.

—>
Психологическая компенсация — (от латинского «возмещение, уравновешивание») — это сложный процесс замещения или перестройки нарушенных функций. В основе перестройки нарушенных функций лежат механизмы приспособления психофизических систем человека к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.

При этом приспособление связано с процессами достижения равновесия этих систем со средой. Для этого перестраиваются или внутренние психологические связи человека или социальные связи с окружающим миром. Изменение имеющихся связей обеспечивает:

1) восстановление адекватных функций мозга и органов (биологическое приспособление);

2) восстановление функций соответствующих психологических систем (психологическое приспособление);

3) восстановление функций общения, учебной деятельности (социальное приспособление). Восстановление данных функций положительно изменяет личность в целом, и способствует уравновешиванию ее состояний, свойств, обеспечивает оптимизацию ее деятельности в соответствии с требованиями среды.

Компенсация развивается в случае активации защитных сил и мобилизации потенциальных ресурсов организма, повышения сопротивляемости патологическому процессу. Поэтому она зависит от степени сохранности данных свойств, а они в свою очередь — от длительности заболевания или действия неблагоприятных факторов. Психологическое воздействие способствует высвобождению потенциальных возможностей, эмоционально активирует личность, мотивирует ее на изменение своего отношения к имеющейся аномалии, указывает пути совместной деятельности. Роль психологической опоры в восстановлении функций играют не только психолог, но и сверстники, родители, учителя.

Другой процесс — замещение утраченных функций, который осуществляется не с помощью ресурсов самой пораженной системы, а с помощью других систем, которые берут на себя функцию первой. Это могут быть: 1) другие зоны мозга, связанные с пораженной зоной; 2) другие ВПФ, ассоциированные с нарушенной ВПФ; 3) внешние инструментальные приспособления, искусственно усиливающие сниженную функцию (слуха, зрения); 4) специальные пособия для обучения, коррекционные материалы и методики. Здесь компенсация связана с коррекцией, которая может осуществлять восполнение нарушенной функции с помощью специальных методов обучения и воспитания.

Выделяют также псевдокомпенсацию или ложную компенсацию, когда пораженная функция временно оказывается компенсированной, а затем снова декомпенсируется. Псевдокомпенсация возникает также в случаях отказа ребенка от выполнения обычной деятельности, в которой может проявиться недостаточность данной функции. Если он осуществляет данную деятельность (например, учебную), то скрытая недостаточность функции становится явной, что связано с отсутствием истинной ее компенсации. Декомпенсация — процесс обратный компенсации и связанный с повторным нарушением ранее восстановленной функции.

Сверхкомпенсация связана с чрезмерным замещением или усилением нарушенной функции, когда ее недостаточность преобразуется в избыточность. Компенсаторная избыточность функции также как и недостаточность проявляется ее нарушением, что также способствует возникновению отклонения в развитии, но противоположного по своим свойствам (гиперфункция).

Вопросы и задания

1. В чем заключается психодиагностика в специальной психологии?

2. Какие виды психопрофилактики вы знаете?

3. Каковы критерии психического здоровья?

4. Как реализуется психологическая коррекция?

5. Что такое компенсация, декомпенсация, сверхкомпенсация?


ТолкованиеКомпенсация (в психологии)
Компенсация, в психологии, восстановление нарушенного равновесия═ психических и психофизиологических процессов путем создания противоположно направленной реакции или импульса. В этом самом общем смысле понятие К. широко употребляется применительно к различным психическим процессам и функциям. Особое развитие понятие К. получило в ряде направлений глубинной психологии. В индивидуальной психологииА. Адлера (Австрия) К. приписывается роль основного фактора формирования характера и выработки определенной линии поведения («жизненного стиля»); К. рассматривается Адлером как преодоление присущих человеку тех или иных черт неполноценности═ путём развития противоположных черт характера и особенностей поведения (например, чувство неуверенности в себе может компенсироваться развитием повышенной самоуверенности и т.п.). К. Г. Юнг (Швейцария), рассматривая психику как автономную систему, называет К. принцип психической саморегуляции, взаимного уравновешивания сознательных и бессознательных тенденций: так, односторонность сознательной установки приводит, по Юнгу, к усилению противоположных бессознательных устремлений, выражающихся, например, в снах, резко контрастирующих с сознательными представлениями.═ Д. Н. Ляликов.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое «Компенсация (в психологии)» в других словарях:

  • КОМПЕНСАЦИЯ — (от лат. compensatio возмещение) в психопогии, восстановление нарушенного равновесия психич. и психофизиологич. процессов путём создания противоположно направленной реакции или импульса. В этом самом общем смысле понятие К. широко… … Философская энциклопедия
  • компенсация — Согласно З. Фрейду реакция организма и психики, противодействующая травматическим возбуждениям путем изъятия активной энергии у всех психических систем и созданием соответственного энергетического заполнения вокруг травмированных элементов.… … Большая психологическая энциклопедия
  • Компенсация — (от греч. cоmрensare возмещать) теоретический конструкт индивидуальной психологии А. Адлера . Стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности за счет целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к… … Психологический словарь
  • КОМПЕНСАЦИЯ — (от лат. compensa tio возмещение) англ. compensation; нем. Kompensation. 1. В социологии уравновешивание неудач и неуспехов в к. л. области (или роли) достижениями и продвижением в другой. 2. В психологии восстановление нарушенного равновесия. 3 … Энциклопедия социологии
  • Компенсация (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Компенсация. Компенсация защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков.[1] Термин введен Зигмундом Фрейдом, а позднее,… … Википедия
  • Компенсация — I Компенсация (от лат. compensatio возмещение) 1) в гражданском праве один из способов прекращения обязательств (путём зачёта встречных требований (См. Зачёт встречных требований)); 2) в советском трудовом праве выплаты рабочим и служащим … Большая советская энциклопедия
  • КОМПЕНСАЦИЯ — (от лат. compensare уравновешивать) 1) возмещение потерь, понесенных убытков, расходов, возврат долга, вознаграждение; 2) психол. понятие индивидуальной психологии, согласно которому благодаря представлениям или действиям, приводящим индивида к… … Профессиональное образование. Словарь
  • КОМПЕНСАЦИЯ — (от лат. compensa tio возмещение) англ. compensation; нем. Kompensation. 1. В социологии уравновешивание неудач и неуспехов в к. л. области (или роли) достижениями и продвижением в другой. 2. В психологии восстановление нарушенного равновесия. 3 … Толковый словарь по социологии
  • Библиография Л.С. Выготского — Библиография работ Л. С. Выготского 1915 год 1. Трагедия о Гамлете, принце Датском, У. Шекспира // Семейный архив Л. С. Выготского. Гомель, 5 августа −12 сентября 1915 г. Рукопись. 1916 год 2. Литературные заметки.… … Википедия
  • Библиография Л. С. Выготского — Эта страница информационный список. См. также основную статью: Выготский, Лев Семёнович Лев Семёнович Выготский (1896 1934) советский психолог, основатель культ … Википедия

Содержание:

Компенсация — что это

В психологии компенсация — это один из методов психологической защиты, при котором человек чем-то заменяет недостатки. Они бывают трех видов:

  1. Видимые. Это те недостатки, которые явно бросаются в глаза. К ним относятся: отсутствие конечностей, различные новообразования на открытых частях тела, шрамы, последствия ожогов и т.п. Большинство людей составляет о себе мнение, принимая во внимание то, что говорит общество. А если учесть тот факт, что общество редко бывает толерантным и тактичным, то можно сделать вывод, что такие люди практически всегда живут в состоянии стресса.
  2. Невидимые. К таким недостаткам относятся нарушения в работе внутренних органов, которые негативно сказываются и на работе организма в целом, и на психологическом состоянии.
  3. Мнимые или надуманные. Недостатки человек придумывает себе сам или же они являются результатом психотравм, случившихся в детстве. Так, например, кто-то считает себя очень некрасивым, хотя на самом деле имеет внешность ничуть не хуже, чем у окружающих людей.

В отношении каждого из перечисленных видов недостатков требуется компенсация. Интересно, что связана она может быть и с самим недостатком, и с замещающими его стремлениями. В первом случае в пример можно привести параолимпийцев, а во втором — слепых музыкантов и т.д.

Первым о механизмах компенсации заговорил Альфред Адлер. По его словам, компенсация неполноценности — это нормальное явление в жизни каждого человека. Неполноценность, как считал Адлер, бывает трех типов:

  1. Физиологическая — отсутствие частей тела, слуха, зрения и т.д.
  2. Социально-культурная — это возрастные, половые, политические и экономические различия, могущие заставить почувствовать себя неполноценными.
  3. Изначальная — биологическая неполноценность, которая на протяжении всей истории человечества побуждает людей развивать науку, технологии, искусство и другие направления.

Зигмунд Фрейд был не согласен со словами Адлера. Он говорил, что не всегда неполноценность лишает человека счастливой жизни. В пример он приводил людей, которые даже при отсутствии каких-либо частей тела, или, например, зрения, не теряли уверенности в себе, не чувствовали себя ущемленными или обиженными судьбой. Фрейд считал, что легче найти того, кто склонен к нарциссизму, чем тех, кто считает себя неполноценным человеком.

Пытаясь возразить, Адлер утверждал, что комплекс неполноценности является лишь идеей, способной объяснить протекающие в организме психологические процессы. О фактической полноценности говорить здесь не приходится, потому что она относительна. У каждого отдельного человека, народа и культуры понятие полноценной личности может меняться.

По сути, неполноценность — это так называемый мотиватор, который побуждает нас к действию, активирует процесс компенсации.

Общее определение и суть

Для самозащиты психика человека вынуждена вырабатывать особые механизмы, позволяющие противостоять воздействию из внешнего мира. От этой способности во многом зависит устойчивость нервной системы, целостность личности, уравновешенность и уверенность в себе. Психологи используют для определения такого поведения термин «компенсация». Под ней подразумевается сложнейший набор ответных реакций, которые происходят при нарушении равновесия и гармоничного взаимодействия человека с окружающей средой.

Каждый индивид имеет определенный комплекс представлений о самом себе, реально оценивая как достоинства, так и недостатки. Положительные стороны обычно устраивают всех, их пытаются развивать, сохранять. А вот минусы (причем нередко вымышленные) постоянно хочется скрыть от окружающих, устранить, превратить в достоинства.

Примеров такого поведения существует достаточно много. К примеру, мужчины низкого роста предпочитают высоких девушек, компенсируя свои физиологические особенности. Люди, утратившие близких и дорогих или просто одинокие по жизни, стараются выместить свою любовь и заботу на животных, заводят собак или кошек.

Очевидным примером компенсации является замена употребляемых в пищу продуктов. Придерживаясь диеты и определенных ограничений в еде, худеющие стараются восполнить нехватку полезных веществ другими, менее калорийными блюдами.

Специалисты выделяют еще и другое понятие. Гиперкомпенсация — более утрированное проявление желания скрыть свою неполноценность и превознестись над окружающими. Зачастую это процесс слабо контролируемый, в качестве примеров можно выделить:

  • агрессия со стороны слабой и пассивной личности;
  • сексуальная распущенность людей, опасающихся серьезных отношений;
  • демонстративная неадекватность человека, испытывающего неуверенность в себе.

Развитие компенсаторных механизмов зависит от жизненных условий личности, черт характера, психологических особенностей. Это внутренний защитный механизм, помогающий устранить факторы, которые вызывают отрицательные эмоции.

Компенсация может происходить в различных жизненных ситуациях. При этом следует понимать, что каждый человек индивидуально для себя определяет то, что ему кажется проблемой. Возможно, в глазах других людей некоторые недостатки вовсе не выглядят минусами, и даже при их наличии они чувствуют себя нормально.

Система уровней и виды

Компенсация в психологии, как сложный процесс, осуществляется на нескольких уровнях одновременно. Это связано с тем, что человек является неотъемлемой частью общества, развивается и раскрывает свою сущность под воздействием влияния извне.

Специалисты выделяют следующие уровни:

  • биологический (телесный);
  • психоэмоциональный (наиболее сложен по содержанию, осуществляется путем задействования в работе неосознанных процессов, позволяющих снизить тревогу и внутреннее напряжение);
  • социально-психологический (реализуется за счет взаимодействия с общественностью, нередко зависит от специфики внешней помощи, реакции окружающих на отклонения от нормы, например, инвалидность);
  • социальный (перестройка и адаптация в обществе определяются традициями, сложившимися национальными и религиозными обычаями в социуме).

В педагогике известно еще одно понятие, описывающее защитные механизмы, — псевдокомпенсация. На определенной стадии развития чаще всего она наблюдается у ребенка, однако в зрелом возрасте такие компенсаторные процессы также встречаются.

Речь идет о так называемом шантаже окружающих якобы плохим самочувствием, болезнью, угнетенными функциями. В большинстве случаев это вызывает сочувствие, позволяет получить поблажки.

Кроме того, одним из основных видов компенсации является так называемая декомпенсация. Она встречается при возрастных кризисах, после пережитых стрессовых и психогенных ситуациях, перенесенных соматических нарушениях, черепно-мозговых травмах.

Также к срыву и угнетению нервной системы приводит переутомление, при котором у человека теряется сосредоточенность, ухудшается память и внимание, меняется отношение к близким. Психологи называют это неосознанным «бегством в болезнь». Выполнение привычных функций, например, домашних заданий ребенком или должностных обязанностей взрослым сотрудником, становится для них сложным, на определенном этапе кажется бессмысленным. Особенно усиливаются такие ощущения, если что-либо не удается. Психика личности переходит в защитный режим до получения одобрения и похвалы со стороны окружающих.

Очень важно своевременно обнаружить проблемы и нарушения, чтобы человек прожил нормальную жизнь без ощущения собственной неполноценности.

В чем смысл теории?

Он кроется в готовности и стремлении человека победить свою ущербность с помощью сверхкомпенсации. Существует вероятность нескольких исходов данного типа защиты, итог будет зависеть от уровня развитости чувства общности.

Малыш, который вырос в здоровой психологической семье и не был лишен любви, заботы и внимания, обретет развитое чувство общности. Во взрослой жизни он будет самосовершенствоваться, чтобы приносить благо социуму.

Если чувство общности не развито, сверхкомпенсация будет направлена на достижение доминирования и властвования, с целью подчинения себе социума посредством использования агрессии и других антиморальных норм поведения и средств. В качестве примера А. Адлер представил деятельность А. Гитлера и Н. Бонапарта.

Приведем пример компенсации в психологии. «Раз у меня не получается рисовать, то я приложу все усилия к новому делу, где выходит лучше, и начну заниматься химией».

Понятие дефекта

Психологам нередко приходится работать с людьми с выраженным психическим нарушением, спровоцированным врожденными или приобретенными дефектами. Под этим термином понимается некоторый недостаток, который приводит к сбою в развитии ребенка или даже взрослого человека.

Основными формами дефектов принято считать:

  • нарушение зрения и слуха;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • интеллектуальные проблемы;
  • трудности с речью (алалия, дислалия, афазия);
  • комплексные дефекты (слепоглухонемота и т. д. ).

Структуру нарушений составляют положительные и отрицательные признаки. К первым относятся умение приспосабливаться, адаптироваться к окружающей обстановке, налаживать контакты с окружающими и чувствовать себя уверенно, приобретать навыки и знания. Вторую группу образуют определенные симптомы, подтверждающие наличие поражений систем органов. На этом основана организация компенсаторных функций.

Психологи сформулировали основные принципы компенсации при подобных дефектах:

  • на внутрисистемном уровне (за счет вовлечения в работу сохранных элементов поврежденных систем органов);
  • на межсистемном (происходит перестройка структур и задействование сторонних элементов, которые должны выполнять несколько иные функции).

Полноценное развитие личности невозможно без коррекции. В современной психологии под ней подразумевается отвлечение от недостатков, мероприятия, направленные на максимально возможное исправление нарушений при помощи специальных методик.

В отличие от компенсации, коррекция эффективна при нарушении некоторой функции, но не ее полном утрачивании. Исправлять что-либо несуществующее полностью бессмысленно, поэтому приходится восполнять недостаток имеющимися достоинствами. При этом чем сложнее дефект, тем больше систем органов задействуется в процессах перестройки. Конечным результатом работы с пациентом становится максимальная реабилитация и адаптация к социуму.

В правильно развивающемся организме компенсаторные процессы активизируются автоматически. Однако в сложных случаях не обойтись без помощи опытных специалистов.

Примеры психологической защиты

Компенсация рассматривается всего лишь как механизм самосохранения нервной системы. Проблемы могут начинаться с самого раннего детства, когда поведение и привычки ребенка не соответствуют принятым в обществе стандартам и принципам поведения. Такое случается, например, при смене места жительства и учебы, в подростковом возрасте индивиду сложнее адаптироваться к новым условиям.

Чтобы почувствовать себя на равных правах с окружающими, стать одобряемым и полноценным, востребованным и значимым, человеку приходится подстраиваться либо выражать явный протест. И в том, и в ином случае проявляется защитная реакция.

Поэтому компенсацию нередко называют реакцией притворства. Люди надевают маски, скрывают свои истинные привычки и предпочтения, испытывают неуверенность в себе и замкнутость. На фоне этого проявляется функциональное расстройство, связанное с необходимостью прятать или подделывать эмоции.

Кроме того, притворство возникает на фоне страха. Он может быть вызван различными причинами:

  • боязнью обидеть;
  • показаться некультурным или необразованным;
  • проявить истинные эмоции;
  • услышать насмешки в свой адрес.

В сознании конкретного человека куча причин и только ему понятных оснований для того, чтобы надеть маску: улыбаться, когда грустно, смеяться, говорить при безумном желании помолчать или грустить в веселой обстановке.

Притворство рано или поздно приводит к усталости, желанию расслабиться. Организм испытывает стресс, а сильная психоэмоциональная нагрузка сказывается и на состоянии здоровья. Выстраивается вертикальная зависимость — от чувств и настроения к болезням и плохому самочувствию.

Защитные механизмы в виде компенсации — не самые эффективные средства добиться успеха в жизни. Со страхами лучше бороться, чем им подчиняться.

Психологи убеждены, что тот, кто предусмотрел свои опасения и научился ими управлять, становится от них независимым. А значит, преодолевать мнимые или реальные недостатки больше нет необходимости.

Примеры компенсации

Самый простой и понятный пример компенсации связан, как бы это смешно ни звучало, с едой. Когда человек не употребляет какие-то определенные продукты, например, сидя на диете, организм требует заменить их чем-то другим, тем, где есть нужные ему полезные вещества. Так, если вы сильно хотите мороженого — вам не хватает кальция и триптофана. Получить их можно из куриного мяса, кролика или индейки. Непреодолимое желание съесть шоколадку говорит о дефиците магния. Восполнить его можно с помощью гречки, кедровых орешков, листьев салата.

Перейдем к примерам, связанным с людьми. Представьте худенького мальчика-подростка. Из-за его внешности над ним смеются. Но он не бросается в спортзал для того, чтобы подкачаться. Вместо этого он занимается тем, что у него получается лучше всего, — игрой в шахматы. И он обязательно достигнет успеха в этом направлении. Но физические недостатки все равно будут о себе напоминать, что в конечном итоге приведет к развитию неврозов.

Возьмем того же хиленького подростка. В прошлом примере речь шла о компенсации. Если включится гиперкомпенсация, он направит все свои силы на устранение недостатка, будет усиленно заниматься спортом, борьбой, чтобы потом отомстить тем, кто его дразнил и обижал.

Компенсация — это случаи, когда вместо того, чтобы наладить взаимоотношения с окружающими, человек заводит собаку. Домашний питомец — это, конечно, хорошо. Но если общаться только с ним, то со временем можно утратить навыки общения с людьми и так и остаться в одиночестве.

Еще один пример компенсации — карьера. Она заменяет и семью, и развлечения, и друзей. Отчасти в этом есть своя польза. Человек добивается успеха и признания в обществе. Но посмотрите с другой стороны. Со временем организм трудоголиков просто устает. Да и никакая работа и карьера не подарят ощущение настоящего счастья.

Читайте также

Конфликт — понятие, сущность и способы разрешенияОбщение — понятие, виды, функции, средства, целиИнтеллект — понятие, признаки, как развивать, оценкаПамять — виды и типы, свойства, индивидуальные особенности Используемые источники:

  • https://wiki2.org/ru/компенсация_(психология)
  • https://sprint-olympic.ru/uroki/psihologija/128796-kompensaciia-v-psihologii-poniatie-vidy-i-osnovnye-principy.html
  • https://studopedia.ru/3_203200_psihologicheskaya-kompensatsiya.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/97512/компенсация
  • https://nauka.club/psikhologiya/kompensatsiya.html
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]