Интериоризация: примеры механизма, этапы, применение


Интериоризация – это процесс формирования структур психики человека благодаря приобретению жизненного опыта. Понятие происходит от французского «intériorisation», что в переводе означает переход снаружи вовнутрь, и от латинского «interior», которое означает внутренний. Сам термин интериоризация и синонимы к нему встречаются очень редко. Это специфический термин, применяющийся зачастую только в соответственном контексте. Поэтому синонимы к слову интериоризация, как таковые отсутствуют и только в редких случаях его используют вместе со словом «переход», что означает, соответственно, переход из внешнего во внутреннее.

Перед тем как определенное сложное действие усваивается человеческим разумом, оно реализуется извне. Благодаря интериоризации люди могут говорить о себе, представлять себя и что очень важно думать про себя, не мешая другим.

Социальная интериоризация означает заимствование базовых категорий индивидуального сознания из общественного опыта и представлений. Данное состояние выражается в способности человеческой психики оперировать образами каких-либо предметов, которые отсутствуют в поле зрения в настоящий момент. Это могут быть предметы, объекты, явления, события, с какими когда-либо человек имел взаимодействие, или же он может воображать себе что-то, что он даже никогда не видел, конструировать события, которые могут произойти, или когда-то происходили. Человек может выходить за границы данного момента, события могут передвигаться в прошлом и будущем, во времени и пространстве.

Понятие интериоризации характерно только по отношению к людям, животные не обладают такой способностью, их мозг не имеет возможности выйти за рамки имеющийся ситуации. Инструментом интериоризации является слово, а средством перехода от ситуации к ситуации является речевое действие. Слово выделяет и фиксирует важнейшие свойства вещей и способы, выработанные человеческой практикой, которыми оперируется информация. Поведение человека выходит из-под действия внешней ситуации, которая до этого определяла поведение животного. Правильное употребление слов способствует усвоению значимых свойств вещей, явлений и способов управления информацией. Благодаря процессу интериоризации, человек с помощью слов способен перенимать опыт всего человечества, а также предыдущих поколений, или опыт людей неизвестных, отдаленных на сотни и даже тысячи километров. В отечественной науке этот термин Выготский ввел первым. Он считал, что все функции человеческой психики формируются, как внешние, социальные формы коммуникации людей в виде трудовой или иной деятельности.

Понятие интериоризации Выготский понимал, как преобразование внешних действий на внутренний осознанный план человека. Развитие психики начинается извне под влиянием социальных факторов, имеющихся в обществе. Коллективные формы деятельности встраиваются путем интериоризации в человеческое сознание и становятся индивидуальными. После Выготского Гальперин занялся изучением этого явления и положил его в основу планомерного поэтапного образования. Ницше понимал это понятие по-своему. Он говорил, что инстинкты, которые не выходят наружу, все равно проявляются, но изнутри – это он и называл интериоризацией.

Что такое интериоризация

Интериоризация – это процесс формирования психических структур человека посредством приобретения жизненного опыта. В переводе с латинского языка это слово означает переход от внешнего к внутреннему, то есть в процессе интериоризации внешняя деятельность постепенно переходит в мысленные операции.

В психологии

Интериоризация в психологии определяется кратко как процесс формирования психических процессов посредством усвоения внешней деятельности, которая принята в социуме.

В педагогике

В педагогике интериоризация, простыми словами, – это процесс формирования у ребенка способности обращаться с символами. То есть сначала ребенок выполняет внешнюю деятельность, а со временем она «сворачивается» и становится все более символичной. В теории воспитания чаще всего говорят об этапах интериоризации ценностных ориентиров.

История развития понятия

Автором термина считается французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). При этом его понимание того, что такое интериоризация, сильно отличалось от современного. Он считал её одним из ключевых элементов социализации, связующим звеном между внутренним и внешним миром человеческой психики. Многие его коллеги также считали интериоризацию чисто социологическим понятием.

Позже Пьер Жане (1859-1947), Жан Пиаже (1896-1980) и другие представители французской школы психологии начали рассматривать её как психологическое понятие. Термином «интериоризация» они называли перенос общественного мышления, свойственного социальной группе индивида, в его внутреннюю психику.

К современному виду это понятие привёл советский ученый Лев Выготский (1896-1934). По его мнению интериоризация является важнейшим фактором формирования человеческой психики и мышления. Позже его исследования продолжил и существенно дополнил Пётр Гальперин (1902-1988).

Этапы интериоризации

На первом этапе взрослый воздействует на ребенка словом, побуждая его к деятельности. Например, говорит ему: «давай, соберем пирамидку».

На втором – малыш осваивает способ обращения к себе, пытается сам на себя воздействовать с помощью слов и выполняет действие. Он может обратиться к себе сам: «Миша, давай соберем пирамидку?», и после этого начинает деятельность.

На третьем этапе ребенок уже уверенно воздействует словом сам на себя, причем делает это уже в уме, а не вслух.

Последовательность этапов интериоризации ценностных ориентиров точно такие же: сначала взрослый сообщает о правильности того или иного поступка, затем ребенок проговаривает его вслух, и, в конечном итоге, усваивает на мыслительном уровне.

Методы изучения

Изучение интеоризации проводится посредством:

  • беседы, позволяющей оценить внутреннюю целостность личности и способности переносить полученные в окружающем мире и социуме наблюдения и действия в свой внутренний мир;
  • наблюдения за процессом интериоризации ребенка;
  • экспериментов, проводимых в естественной среде, и позволяющих выяснить насколько быстро сознание человека позволяет усвоить полученный новый опыт;
  • тестирования.

Механизм интериоризации

Механизм интериоризации или преобразования действий, по мнению П.Я. Гальперина, включает в себя 6 этапов.

На первом этапе включается мотивационный компонент, лучше всего, если это будет проявление естественного познавательного интереса. Но здесь может быть и призыв взрослого к деятельности, например: «Сегодня мы будем учиться складывать предметы».

На втором этапе – ориентировочный компонент. Малыш наблюдает за тем, как взрослый добавляет к двум кубикам один и получает три.

Третий этап – материальный. Ребенок берет предметы и сам их складывает.

Четвертый – этап внешней речи. Ребенок уже без предметов может проговорить: «Если к двум прибавить три, то будет пять».

Пятый – этап внутренней речи. Малыш проговаривает про себя фразу целиком: «Если к одному прибавить три, то будет четыре».

Шестой – этап умственного действия. Речь сворачивается и мыслительное действие выполняется с очень высокой скоростью, то есть ребенок учится считать в уме.

Экстериоризация и творчество

Считается, что особое положение экстериоризация занимает в творчестве. Порой специалисты не упоминают другие примеры механизма экстериоризации в психологии, считая, что творческая сторона превосходит при трактовании этого понятия.

Это не совсем верный подход, ведь экстериоризация напрямую влияет на ваши мыслительные процессы, не будучи зависимой от того, какую специализацию вы выбрали. Вы лишь применяете метод мышления

И учителю, и бизнесмену, и любому спортсмену важно уметь им пользоваться. Даже среднестатистическая домохозяйка планирует свою деятельность и задает тип мышления, создавая списки продуктов для магазина

Но вернемся к творческой сфере. Без экстериоризации в этом сегменте никуда. Давайте рассмотрим, почему так происходит.

Художники. Картина не создается с нуля – её созданию предшествует долгая работа. Если заказ коммерческий, сначала утверждается план работы, если нет – художник сразу переходит к этапу создания наброска. Приходится использовать десятки черновиков, прежде чем идея из подсознания перейдет на бумагу в нужном виде.

Лишь после создания четкого плана исполнитель приступает к творческому процессу.

Писатели. Романы и повести тоже не создаются «из ниоткуда». Все мы знаем историю Джоан Роуллинг: она придумала знаменитую серию про Гарри Поттера в метро, но не засела за черновики будущих книг сразу же, а набросала приблизительный план персонажей.

Очень важно очертания героев и их характеристики перенести в реальный мир, позволить внутреннему стать внешним. Ведь одна из частых проблем писателей – недостаток мотивации, частая прокрастинация

Механизм экстериоризации также поможет видеть реальные результаты трудов.

Музыканты. Написание нот, продумывание строчек песен, даже тщательный подбор музыкальных инструментов – всё это характеризует мыслительную деятельность музыкантов. Вдохновение может лишь дать толчок, всё остальное зависит от мыслительных процессов.

Тщательное планирование помогает создать концепцию будущего альбома, а переход подсознательных желаний и образов на бумагу обеспечивает сотворение новой музыкальной обложки

В творчестве как нигде важно передать корректный посыл зрителю, читателю или слушателю

Как вы видите, творчество работает не только за счет вдохновения. От правильности мыслительных процессов зависит слишком много.

Сферы применения

Наиболее часто интериоризация используется в образовательном процессе, когда педагогу необходимо научить ребенка выполнять различные умственные действия. Также она используется в процессе воспитания: у ребенка формируются умственные действия относительно правильного поведения в обществе.

Во взрослой жизни интериоризация также может быть использована в отношениях между начальником и подчиненным или между наставником и стажером.

Социальная адаптация

Социальная интериоризация начинается также с самого рождения. Здесь различают следующие уровни взаимоотношения личности с обществом:

  • ближний круг общения (родители, братья, сестры и др. родственники);
  • средний круг (соседи, детский сад, школа, друзья и т. д.);
  • дальний круг (малая родина и страна рождения в целом).

В общении с родственниками ребенок перенимает, т. е. интериоризирует, семейные ценности — это тип взаимоотношений родителей, внутрисемейные интересы, модели поведения с окружающими, религиозные предпочтения и отношение к миру в целом.

Выходя за рамки семьи, ребенок наблюдает модели взаимоотношений, принятые у людей, с которыми он часто контактирует, и может перенимать их способы действий.

Рождение в определенной стране также оставляет особый отпечаток в самоопределении человека: культурные и религиозные традиции, язык общения, национальная кухня, моральные ценности и личности, которых общество выбрало своими героями. Например, в советском обществе 30-40-х годов прошлого столетия героями были летчики, стахановцы, партийные лидеры, и подрастающее поколение хотело быть похожими на них. Потом героями были космонавты, «новые русские», олигархи и т. д. Успешность в обществе будет зависеть от уровня соответствия человека внешним идеалам, принятым на данный момент в социуме.

Пример интериоризации в психологии

Процесс интериоризации в психологии можно ярко увидеть на примере малыша, который собирает сортер. Сначала взрослый ему показывает и говорит: «Круглую фигурку — в круглую дырочку, звездочку – в звездочку». Дальше малыш проговаривает сам для себя вслух то же самое и выполняет действие. На следующем этапе он проговаривает необходимые действия только мысленно. На последнем этапе он быстро соотносит фигурки с отверстиями и успешно выполняет действия с высокой скоростью, не раздумывая, и без ошибок.

Примечания

  1. ↑Интериоризация // Словарь.ru
  2. ↑Yasnitsky, A. (2018). Vygotsky’s science of Superman: from Utopia to concrete psychology. In Yasnitsky, A. (Ed.). (2018). Questioning Vygotsky’s Legacy: Scientific Psychology or Heroic Cult. London & New York: Routledge.
  3. ↑‘Vygotsky’ on Google Scholar
  4. ↑Цит. по: Мэй Р.
    Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 91.
  5. Ковалев Г. А., Радзиховский Л. А.
    Общение и проблема интериоризации // Вопросы психологии : журнал. — 1985. — № 1. — С. 110—120.

Эта страница в последний раз была отредактирована 3 апреля 2022 в 11:15. Используемые источники:

  • https://strelkamag.com/ru/article/vocabulary-intriorisation
  • https://wiki2.org/ru/интериоризация

Классификация

Интериоризация похожа на адаптацию. Она имеет 3 вида, каждый из которых относится к определенному возрасту:

  1. Начальная. Характерна для новорожденных детей. Ребенок начинает изучать внешний мир, взаимодействует с ним через игры с матерью или отцом. Взрослые показывают малышу игрушки, как ими правильно пользоваться. Малыш смотрит на их действия, запоминает, а затем повторяет.
  2. Школьная адаптация. Обучение зависит от мыслительного процесса. На этом этапе интериоризация личности зависит от мотивации, типа темперамента, особенностей развития нервной системы.
  3. Социальная адаптация. Этот вид интериоризации начинается с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни.

Последний вид адаптации делится на три круга, зависимо от близости общения с другими людьми:

  • первый — близкие родственники;
  • средний — соседи, друзья, дальние родственники;
  • дальний — знакомые, коллеги.

Сценарий дебрифинга

Каждая беседа должна иметь сценарий, он будет дополнительной опорой для психолога, которому тоже приходится работать в экстремальных условиях.

Дебрифинг часто проводится в форме тренинга, когда участники садятся по кругу, но в данном случае предпочитают не оставлять пустого пространства в центре, ведь это не совсем привычная обстановка может восприниматься участниками как угроза. Чтобы сделать условия максимально комфортными, используют круглый стол.

Дебрифинг состоит из трех основных частей:

1. Репродукция случившегося.

2. Анализ симптомов и реакций.

3. Мобилизация психологического состояния здоровья.

Кроме того, весь процесс разделен на фазы:

  1. Знакомство. Как и в обычном тренинге, участники должны назвать имя и рассказать какую-то информацию о себе.
  2. Изложение фактов. На этом этапе пострадавшие повествуют, что именно им пришлось пережить. Как они поняли, что приближается беда, их дальнейшие действия.
  3. Фаза впечатлений. Участники делятся своими переживаниями, мыслями, эмоциями. Если разговор заходит в тупик, тренер обязан подогреть его вопросами: «Что вы думали о случившемся?», «Как вы оценивали ситуацию вокруг себя?»
  4. Фаза чувств. Самый длинный и важный этап. Многие пострадавшие испытывают не знакомые им ранее эмоции, отчего они кажутся дикими, странными, постыдными. Каждый считает, что такой переворот сознания происходит только с ним, но в ходе разговора понимает, что все переживают аналогичные чувства. Зарождается взаимоподдержка и эмоциональная связь. Этот ключевой момент дебрифинга зависит в первую очередь от тренера, который обязан подтолкнуть участников к искренности.
  5. Фаза симптомов. Ее можно не выделять как отдельную, часто она входит в предыдущую.
  6. Ведущий и его помощники (тоже психологи) должны обработать информацию о чувствах участников, дать наставление на будущее, рассказать о возможных психологических проявлениях.
  7. Обучение сглаживанию в будущем негативных психологических проявлений. На этом этапе есть возможность договориться еще об одной встрече.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]