Сказкотерапия – как работает этот метод?
Сказкотерапия – это метод, который помогает ребенку (или взрослому) сконцентрироваться на своей проблеме. При умелом применении сказкотерапия способна дать психологу ясные маршруты в коррекции поведения, при терапии депрессивных состояний у пациентов.
В каждой сказочной истории проигрывается конкретная ситуация, которая происходила в жизни пациента. Герои наделены характерами реальных людей, а у конфликтной ситуации всегда есть логическое решение. Такая терапия проводит связь между событиями, которые происходят в сказке, и реальностью, переносит волшебство в обычную жизнь.
Основная цель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Малыш встречается в сказочном рассказе с лучшей версией самого себя, учится у героя совершать добрые поступки, быть счастливым и справедливым.
Психологические школы
Несмотря на то, что сказкотерапия как отдельное направление в психологии оформилась только в 1997 году, уже до этого влияние данного жанра на развитие личности рассматривалось в различных психологических школах.
Карл Юнг
Швейцарский психиатр, психолог, педагог. Школа аналитической психологии. Доказал, что в своём поведении и при принятии ответственных решений человек нередко поступает неосознанно (не может объяснить, почему сделал именно так), но руководствуясь мифологизмами и архетипами из сказок.
Читали мальчику в детстве постоянно одну и ту же сказку — про Рапунцель. И в будущем он выбирал себе женщин только с длинными волосами. Вырос ребёнок на страшных сказках — и стал впоследствии увлекаться экстремальными видами спорта, чтобы снова и снова испытывать чувство страха и всплеск адреналина.
Эрик Берн
Американский психолог, психиатр. Школа трансакционного и сценарного анализа. Разрабатывал авторские сказки, называя их контрсценариями. Действовали они следующим образом. Берн считал, что каждый человек запрограммирован с детства идти по типичной дороге, и редко кому удаётся свернуть с неё самостоятельно. У некоторых этот путь позитивный, приводящий к успеху (психически и морально здоровые люди), а у других — негативный (под действием психотравм, внутренних комплексов).
Например, у девушки все парни, с которыми она начинала встречаться, в итоге злоупотребляли алкоголем. Всё потому, что её отец пил и тем самым словно запрограммировал жизненный путь своей дочери на такую судьбу. Бёрн с помощью сказок показывал своим пациентам возможную альтернативу развития событий.
Д. Б. Эльконин
Советский психолог, работавший в русле детской и педагогической психологии. Теория деятельностного подхода. Подбирал сказки для проблемных детей таким образом, чтобы они могли сформировать у них «морально правильное» поведение, которое бы вписывалось в рамки социума. Чтобы ребёнок не уходил из дома и слушался родителей — читайте «Колобок», чтобы понимал успешность коллективного труда и взаимопомощи — «Репку», был добрым и душевным — «Морозко».
С какими проблемами поможет справиться сказкотерапия?
Коллективное сочинение сказочных историй поможет дошкольникам освоиться в группе, научиться дружить со сверстниками, а подросткам – понять себя и своих одноклассников. Совместно созданная сказка выявит, кто из ребят какие роли исполняет в жизни, даст возможность посмотреть на свой характер и поведение со стороны.
Если родители сочиняют сказку вместе со своим ребенком, это дает возможность изъясняться на одном языке, узнать скрытые мысли, мечты и стремления малыша. И у взрослых, и у детей сказка разовьет творческие способности, чувство юмора.
Если попросить малыша нарисовать или слепить из пластилина волшебных героев, можно эффективно отработать навык письма, лепки, рисования, помочь юному сказочнику в развитии моторики, усидчивости и внимательности.
Сказкотерапия справляется с такими детскими проблемами, как сложности в общении и учебе, а также при одиночестве, низкой самооценке, лени, страхах, агрессии, излишней активности, психосоматических заболеваниях, поможет определить причину, по которой ребенок отказывается ходить в детский сад или школу.
Взрослые при помощи языка сказок постигают нюансы межличностных отношений, лучше узнают себя. Волшебная история помогает по-новому взглянуть на окружающий мир, повысить уровень качества жизни.
Сказки в психотерапии делятся на 4 основные группы в соответствии с проблемами, которые в них рассматриваются:
- При трудностях в общении
в сказке рассказывается о конфликтах, ссорах, обидах, которые возникли у малыша в детском саду, в школе, в семье, на прогулке.
- При возрастных кризисах
ребенок как бы привыкает к своей новой роли, к новому положению (например, к самостоятельности в детском саду), все эти моменты можно проиграть в сказочной истории.
- При внутренних переживаниях
в сказке показывается герой – сам малыш, рассматривается его внутренний мир, раскрываются комплексы и противоречия, чтобы ребенок мог ответить себе на вопрос: «Что со мной не так?».
- При тревогах и страхах
необходимо при помощи сказки определить, чего боится малыш, что мешает ему развиваться, что забирает энергию.
Теперь давайте разберемся в том, как действуют сказки
Сказкатерапия — это самый лучший способ обнаружения скрытых и явных переживаний ребенка, который помогает сделать большой шаг вперед навстречу развитию.
Существует несколько сфер, в которых применяется данный метод, поэтому давайте разберемся в этом вопросе. Сказкотерапия используется, как инструмент для:
- Развития творческих способностей, которые в будущем позволяют ребенку находить в разных жизненных ситуациях оптимальные варианты решения. Также помогают взглянуть на события под разным углом, тем самым расширить свой кругозор.
- Передачи жизненного опыта из поколения в поколение. Сказки рассказывались детям во все времена, таким образом предки делились своими знаниями, накопленными ранее. Однако, если историю просто рассказать, то у малыша она остается на подсознательном уровне, но стоит произведение обсудить вместе со своим чадом, и полученные знания будут в сознании, благодаря чему в определенной ситуации он сможет ими воспользоваться. Также метод помогает донести до адресата жизненные ценности и нормы правильного поведения в обществе, поэтому адаптация к социуму проходит намного проще и менее болезненно. Еще одними важнейшими навыками, которые дите приобретает при сказкотерапии – это умение ценить дружбу, любовь, прощать обидчика и выстраивать отношения с родителями.
- Самопознания. Детям, вне зависимости от возраста, бывает очень сложно распознать собственные эмоции и переживания. Сказка позволяет ребенку прожить сюжет вместе с главным героем, благодаря чему, он может свободно выражать свои чувства, что способствует устойчивому становлению личности.
- Психотерапии. Применяется врачом специальной направленности, который помогает найти решение из сложной ситуации посредством сказкотерапии, а также активировать защитные механизмы психики, избавить от фобий и комплексов.
- Логопедии. К сожалению, в настоящее время много деток дошкольного возраста с речевыми нарушениями, и в качестве решения этой проблемы, логопеды сегодня не редко прибегают к сказкотерапии, которая способствует введению звуков в свободную речь, развивает все компоненты памяти, слоговую структуру слова и умение формулировать связные высказывания.
- Устранения дефицитарного мышления и искоренению ограничивающих убеждений. В 21 веке становится все больше осознанных людей, которые занимаются саморазвитием, поэтому сказка является наилучшим способом показать ребенку, что мир полон добра, и в нем нет ничего невозможного, ведь если чего-то сильно желать, то результат не заставит себя долго ждать.
Вместе составляем план занятия по сказкотерапии
Чтобы сказкотерапия дала хорошие результаты в работе с детскими проблемами, рекомендуем применять следующую структуру занятия:
- Для начала нужно создать положительный настрой и подходящую атмосферу, чтобы детям захотелось работать со сказкой. Здесь лучше всего подойдут совместные упражнения с коллективом, где ребята смогут почувствовать друг друга, познакомиться получше и немного раскрепоститься;
- Далее следует вспомнить прошлое занятие сказкотерапии, для закрепления положительного результата и прогресса. Взрослый задает вопросы малышам: Что они запомнили? Какие выводы сделали? Получилось ли применить полученный опыт в жизни?
- После рассказывается новая сказка с вовлечением в нее детей. Для этого повествующий историю просит помочь какому-либо герою в решении его проблемы;
- Следующий этап – это проведение интерактивной игры, в которой детки смогут применить полученный на текущем занятии опыт;
- Потом ведущий сказкотерапии интересуется у ребят о том, как они могут применить полученные сегодня знания в жизни;
- Подводится итог занятия с выводами. Дополнительным стимулом участия в сказкотерапии будет какое-то поощрение наиболее активных и вовлеченных в процесс детей. Каждый ребенок может завести дневник и получать наклейки в соответствии с результатом занятия.
- В качестве заключительного этапа сказкотерапии будет хорошо вновь использовать коллективные упражнения, например танец – хоровод, или любые другие, направленные на контактирование между участниками занятия.
Несколько правил работы со сказками
Как было сказано ранее, для сказкотерапии подходят все сказки, но все же есть основные принципы при их построении, которые необходимо учитывать:
Между рассказчиком и ребенком нужно установить контакт, поэтому лицо, жесты, мимика и эмоции должны быть видны и понятны адресату, для этого лучше всего сказку рассказывать, а не читать;
Сюжет сказки должен быть понятен тому, кому она предназначена, а длительные паузы отсутствовать;
Если у ребенка во время сказкотерапии появились вопросы, то не следует оставлять их без внимания, лучше остановиться и помочь разобраться с ними вместе;
В момент повествования, родителям тоже следует задавать вопросы своему чаду, чтобы понимать, как он размышляет;
Важно максимально четко разделять героев на положительных и отрицательных.
Какими способами проводится сказкотерапия?
Когда сеанс сказкотерапии проводит детский психолог, он выбирает, какой именно способ подходит данному ребенку, а также определяет направление внутренней проблемы. В настоящее время можно выделить пять наиболее распространенных способов ведения сказкотерапии, у всех этих методов общая цель – выявить и искоренить страхи и негативные установки, но все же у каждой из них есть свои особенности:
- Классическим вариантом является рассказывание сказки, который при обсуждении помогает в безопасной форме подкорректировать поведение детям;
- Метод сочинения сказки включает ребенка в творческий процесс и позволяет видеть ход его мыслей, вследствие чего становится понятно, какая часть внутреннего мира, нуждается в помощи;
- Рисование сказки очень схоже по своей направленности с предыдущим способом, только в данном случае специалист смотрит на то, какие цвета использовались в рисунке, как чадо видит персонажей произведения, а также общее настроение картины;
- При постановке сказки, деткам предлагается как можно лучше показать персонажа, в которого нужно перевоплотиться, продемонстрировать его характер, манеру поведения, походку и прочее. Ведь когда он находится в образе, проявляются его скрытые желания и эмоции, а также проигрываются качества характера, которые нужно усилить. Благодаря жестикуляции и интонации, используемые в процессе ребенком, психолог определяет направление работы.
- Очень интересным и нестандартным вариантом ведения сказкотерапии является изготовление кукол. Такой метод положительно влияет на ребенка и справляется со множеством различных задач:
- Улучшает взаимопонимание внутри семьи;
- Развивает речь;
- Раскрывает творческие способности;
- Налаживает эмоциональную устойчивость;
- Развивает моторику;
- Способствует развитию навыков общения;
- Снимает напряжение.
- Метод песочной терапии помогает создать для детей непринужденную обстановку, в которой они чувствуют себя очень комфортно, ведь игры с песком – это одно из любимых детских занятий. Песок в руках имеет успокаивающее действие и нормализует эмоциональный фон, а нарисовать сказку из песка или играть сказочными персонажами с ним вдвойне интересное времяпрепровождение. Для того чтобы провести сессию сказкотерапии данным методом, понадобится ящик с чистым мелким песком и фигурки героев сказки.
Виды психотерапевтических сказок
Существует пять основных видов сказок:
- Дидактические сказки
ставят перед собой задачу поделиться новыми знаниями, умениями, подсказывают возможные варианты поведения в определенной ситуации, дают ответы на вопросы. Психологи используют их при консультировании детей дошкольного и младшего школьного возраста, подростков и взрослых. Обычно после прочтения сказки предлагается выполнить несложное задание.
- Психологические сказки
– это авторские вымышленные истории, способные повлиять на развитие личности слушателей при помощи подачи ярких метафор.
- Психотерапевтические сказки
обладают наибольшей эффективностью, это мудрые и красивые истории с глубоким смыслом на темы отношения человека к себе, к другим, ко всему миру. Такие сказки имеют задачи скорректировать страхи и фобии, избавить от страданий, помочь пациентам пережить травму.
- Психокоррекционные сказочные истории
сочиняются с целью бережно скорректировать поведение и черты характера взрослого человека или ребенка. Обычно, такие рассказы могут перекликаться с обыденной реальностью или нести в себе множество абстрактных метафор, а потому нуждаются в разъяснении и обсуждении. Психокоррекционные сказки применяются в работе с агрессивными взрослыми и гиперактивными детьми и обязательно прорабатываются под конкретную личность.
- Медитативные сказки
не имеют ни яркого сюжета, ни отрицательного героя, они не рассказывают о явном конфликте, их задача – настроить пациента на психотерапевтический сеанс, активизировать бессознательный процесс мышления, мотивировать на решение или поступок, помочь успокоиться перед сном.
Принципы
Вся технология сказкотерапии базируется на 4 основных принципах.
Принцип 1. Ценности
Главное — донести до сознания человека информацию о правильных жизненных ценностях, которыми он должен руководствоваться в любой ситуации при принятии решений. После прочтения сказки обязательно нужно обсудить такие из них, как взаимопомощь, любовь, дружба, сострадание, истина, вера, достоинство, гуманность, доброта.
Принцип 2. Жизненная сила
После того, как человек усвоил базовые ценности, проводится работа по осознанию того, что для любого поступка необходима внутренняя сила. Она есть у каждого, но у большинства словно дверь, заваленная камнями (проблемами, сомнениями, разочарованиями, психологическими травмами). Можно понимать, что любовь, вера, надежда — оплот существования, но при этом ничего не предпринимать для того, чтобы они вошли в жизнь. Сказкотерапевт помогает пациенту осознать собственную внутреннюю силу и освободиться от подобных завалов.
Принцип 3. Многогранность
Каждую сказку психолог раскладывает по полочкам, освещая сюжет и героев с разных позиций. Это делается для того, чтобы человек понял, что нельзя видеть в мире только плохое. Любое событие можно рассмотреть с разных сторон и найти в нём положительные моменты.
Принцип 4. Две реальности
Сказкотерапия создаёт в сознании человека две реальности: сказочную (психическую) и бытовую (социальную). Задача специалиста — посредством ассоциаций вплести ресурсы первой в жизненную практику пациента.
Сказкотерапия в практике психолога
Эффективность сказкотерапии зависит от верно выбранного жанра (и включенной в рассказ метафоры). При выборе терапевт опирается на возраст слушателей, на их интересы и убеждения, на характер имеющихся трудностей.
Сказки в психотерапии применяются:
- в диагностике, задачей которой будет определить главные жизненные сценарии пациента, его поведенческие особенности, способности и мироощущение;
- в психотерапии, задачей которой будет решить имеющиеся психологические проблемы и закрепить новую модель поведения;
- в прогностике, задачей которой будет помочь пациенту осознать влияние его нынешнего поведения на будущие события.
При терапии используются следующие действия:
- чтение или пересказывание сказки;
- обсуждение существующей сказки;
- придумывание собственного рассказа/сказки;
- рисование, лепка, аппликация сказочных событий или персонажей;
- инсценировка или театральная постановка по мотивам сказки.
Терапевтические сказки – о чем они
Наиболее популярно применение сказкотерапии для дошкольников — примеры сказок, созданных психологами, педагогами и родителями, говорят сами за себя. Сюжетов таких историй множество, они сочиняются мамами буквально «на ходу» и в основе имеют каждодневные бытовые ситуации.
Вредная одежка
Жил-был мальчик Петя, и он очень не любил одеваться. Как только приходило время выходить на улицу, Петя начинал плакать, топать ногами, убегать и прятаться.
В один из таких дней на прогулку с Петей решил отправиться папа.
— Петя, пойдем одеваться! На улице снег, будем лепить снеговика! Надевай комбинезон.
— Не буду! – закричал Петя, — он слишком толстый, неудобный, замок надо застегивать, штанины натягивать, пусть сам на меня надевается!
И вдруг комбинезон подпрыгнул, начал скакать вокруг Пети, толкаться, пихаться и щекотаться.
— Ай! Что такое, не надо мне такое!
— Как это не надо, ты же сам хотел, чтобы он сам надевался, — удивился папа, — ну, давай тогда сапоги надевать.
— Нет! – пуще прежнего закричал Петя, — Они синие, а я хочу красные!
Бац! – и сапоги превратились в два горячих красных огонька.
— Аааааа! – заорал Петя, — я боюсь! Убери их, папа!
— Но ты же сам хотел красные, — недоумевал папа, — ну, не хочешь, ладно. Давай тогда шапку хоть надевай.
— Я не люблю ее, она жесткая какая-то, колючая! Я хочу мягкую, пушистую!
Ррраз, – и шапка превратилась в белого кролика, он стал хлопать лапами по Петиным ушам, стучать его по голове и попытался укусить за нос.
— Пааапаааа! – завопил Петя что есть сил, — спаси меня!
— Но Петя, ты же сам хотел пушистую и мягкую, посмотри, какая чудесная шапка получилась.
— Не хочу такую одежду, я ее боюсь! Расколдуй ее скорее!
— Но она сделалась такой, как ты хотел. Это ты ее заколдовал, Петя. Только ты можешь изменить свои одежки обратно.
Петя недоверчиво и испуганно посмотрел на папу, но решил попробовать.
— Комбинезон, шапка, сапоги, расколдуйтесь! Станьте такими, как были, я вас тут же надену и побегу гулять с папой!
И тут случилось настоящее чудо: на стульчик в прихожей прыгнул кролик и превратился в Петину шапку, рядом на полу затухли два огонька, ставшие снова сапожками, а прямо Пете в руки прыгнул живой комбинезон и обернулся самой обыкновенной неподвижной одежкой.
— Фух, — выдохнул Петя, — ну наконец-то, все мои любимые, красивые, самые теплые и удобные вещи вернулись. Ура! Быстрее одеваться и бежать лепить снеговика!
Петя улыбнулся, быстренько оделся и побежал на улицу с папой. С тех пор он аккуратно складывает свои вещи, одевается и раздевается сам, да еще и быстрее всех.
Принципы и методы работы сказкотерапевта
Сказкотерапевт выстраивает свою работу с детьми в соответствии с принципами:
- рассказ должен быть эмоциональным;
- ребенок, слушая, должен видеть выражение лица рассказчика, его эмоции и жесты;
- рассказывать сказку нужно ровным, певучим голосом, используя повторы;
- сказка не должна содержать слишком длинные паузы;
- рассказ должен подразумевать вероятность нескольких вариантов решений и ответов на вопросы;
- актуальные проблемы шифруются в тексте при помощи образов и метафор;
- герои должны быть явно положительными и явно отрицательными;
- во время чтения необходимо следить за поведением и эмоциями слушателя и уметь верно их истолковать.
Полноценно изучить все эффективные методы и приемы сказкотерапии можно на нашем дистанционном курсе профессиональной переподготовки. Вы не только приобретете полезные знания, но и получите право применять их в практической работе психолога.
Рекомендуемые книги
- Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.
- Козлова Е. Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка.
- Ломакина Г. Сказкотерапия.
- Прохоров В., Рубанова С., Отраднова А. Исцеляющая сила сказки.
- Сакович Н. А. Практика сказкотерапии.
- Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.
- Стишенко И. В. Сказкотерапия для решения личных проблем.
- Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем.
- Ткачёва Т. Психотерапевтические сказки для взрослых и детей.
В вышеуказанных книгах можно найти и примеры сказок, и методические рекомендации, как их лучше использовать в работе со взрослыми и детьми. Несмотря на то, что далеко не все психологи разделяют восторг от эффективности данного направления, оно пользуется невероятной популярностью по всему миру и за 20 лет помогло десяткам тысяч людей обрести гармонию в душе и избавиться от фобий.
Результаты применения сказкотерапии
Первые представления о добре и зле, справедливости и обмане мы черпаем из сказок. Добрые истории и полюбившиеся сказочные герои помогают маленьким детям стать смелыми и выносливыми. Лечение при помощи сказки дает своим пациентам альтернативную стратегию поведения, которую они могут принять или отвергнуть.
Все мы разные, один малыш склонен фантазировать, другой любит бегать и прыгать, третий часами просиживает за лепкой зверюшек или конструированием кукольного домика. Комбинируя различные техники, опытный сказкотерапевт может помочь каждому малышу пережить и понять множество ситуаций, с которыми он уже столкнулся или неизбежно столкнется в зрелом возрасте.
Мы привыкли рассматривать сказку как развлечение, как способ расширить кругозор, но в психологии сказке дается гораздо большая роль и значение, ведь она:
- может решить многие жизненные задачи и ответить на внутренние вопросы;
- развивает мыслительные процессы, совершенствует память, логику, внимание;
- способна передать из поколения в поколение понятия справедливости, доброты, любви, верности;
- дает возможность выявить забытые детские психологические травмы;
- эмоционально насыщает личность, вызывает искренние переживания;
- способна изменить поведение человека.
Пришло время познакомиться с типами сказок
В сказкотерапии также очень важно сделать правильный выбор типологии сказки. А какими они бывают, мы сейчас разберем:
- Народные – это самый древний вид сказок, который основан на многовековом опыте наших предков. К ним можно отнести различные мифы, легенды и притчи, в которых содержаться общие представления нации о добре и зле.
- Художественные в отличие от народных являются результатом одного человека – автора. В таких историях писатель отдельное место уделяет деталям, описаниям и образам персонажей. Также этот вид сказок имеет собственную классификацию:
- Бытовые;
- Волшебные;
- О животных;
- Страшные.
- Психокоррекционные сказки должны быть схожи с проблемой ребенка, но указывать на нее косвенно, а ее сюжет составляется по определенной схеме:
- В самом начале происходит знакомство с персонажами произведения;
- У главного героя появляется какая-то резонансная ситуация, похожая на ту, кому адресована сказка;
- Показывается, как герои ищут способы преодоления проблемы, и в чем ее суть;
- Далее герой благополучно преодолевает все сложности;
- Финал коррекционной сказки непременно должен быть позитивным, потому как это дает ребенку ощущение психологической безопасности, и он понимает, что какие бы негативные и сложные обстоятельства не случались в жизни, все непременно будет хорошо;
- Вывод, который делают персонажи, после чего их жизнь меняется в лучшую сторону.
- Психотерапевтические сказки способны решить практически любую проблему, даже когда все остальные психологические методы уже бессильны. Данный вид произведений направлен на решение более серьезных проблем: потерям, находкам, жизни, смерти, любви и так далее. У них не обязательно счастливый финал, однако они очень хорошо стимулируют личностный рост человека.
Типы сказок могут быть совершенно разными, и каждый из них может отвечать на какую-то определенную проблему, поэтому в сказкотерапии очень важно опираться на особенности каждого ребенка.
В сказкотерапии используются не только разные типы, но и жанры произведений
При выборе произведения для сказкотерапии, нужно помнить главное правило: к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход, а история быть актуальной его проблеме. Жанры могут быть совершенно разные:
- Притча в основном направлена на укрепление духовных ценностей, а ее мораль, чаще всего, сформулирована четко и прямо, не завуалированно;
- Басня по своей форме очень похожа на притчу, разница состоит в том, что она более короткая и содержит нравоучение, как правило, в начале и конце произведения;
- Былина и легенда наибольшим успехом пользуются у подростков, в их сюжете, основанном на реальных событиях, зачастую используются сражения;
- Миф это древнее повествование наших предков о сотворении мира, героях, царях, Богах и природных явлениях, которое помогает лучше понять менталитет разных народов;
- Сказка по своей форме является самым свободным из всех жанров, и в отличие от былин, легенд и мифов, может рассказывать не только о прошлом, но и о будущем времени. Мораль в ней завуалирована, поэтому произведение является более деликатным и ненавязчивым.
Для каждой возрастной группы сказки подбираются отдельно
В любом возрастном периоде, у ребенка существуют свои особенности, которые обязательно нужно учитывать при использовании сказкотерапии:
- 2-3 года. На этом этапе в жизни детки первый раз отлучаются от родителей, посещая детский сад, поэтому в данном возрасте сказкотерапия помогает избавить от страхов и тревог, снять эмоциональное напряжение и настроить на сон гиперактивных малышей. Также способствует развитию фантазии, внимания и речи;
- 3-5 лет. В этом возрасте дети начинают чувствовать в себе личность, появляются страхи, кризисы, капризы. Одним из важнейших навыков, становится общение с выстраиванием полноценного диалога. Родителям нужно учитывать, что маленькие люди этой возрастной группы зачастую ассоциируют себя с животными, поэтому сказки с ними будут наиболее интересны, но не менее увлекательными для них являются произведения с участием принцесс, волшебников и фей;
- 5-6 лет. Данный период характеризуется появлением первых комплексов, чувства неуверенности в себе, поэтому волшебные истории о трансформациях и прекрасных перевоплощениях вызывают восторг у детей, а взрослым служат отличным помощником в коррекции поведения и мышления;
- 6-10 лет. Перед детками в этом возрасте открывается «новый мир» — школа, поэтому необходимо помочь своему чаду пройти адаптацию максимально комфортно, научить ставить и достигать первые цели, а также продолжать закреплять полученные навыки. Новые авторские сказки, которые ранее не были прочитаны (прослушаны), вызовут у ребят неподдельный интерес;
- Подростковый период Один из самых непредсказуемых и тяжелых. Человек себя полностью осознает единицей общества с собственным мышлением, и зачастую находится в поисках «внутреннего я». Легче всего воспринимаются истории, притчи и легенды.
Сказки всегда помогали детям отправиться в невероятное фантастическое путешествие, а волшебство, которое дарит каждая история дает ребенку возможность научиться мыслить позитивно и осознать, что в жизни нет ничего невозможного. Родителям важно помнить о том, что вовремя рассказанная сказка может помочь справиться маленькому человеку с серьезной проблемой, поэтому будьте внимательней к своим детям, проводите больше времени вместе, ведь всем нужны забота и тепло!
Сегодня жизненный ритм гораздо быстрей, чем у наших предков, и время, проведенное в кругу семьи, стало бесценным ресурсом, а сказки помогают взрослым и детям решить вопрос с нехваткой совместного времяпрепровождения.
Также следует отметить, что теперь существует более широкий выбор транслирования сказок:
- читать;
- рассказывать;
- слушать аудиосказки.
Во все времена сказки всегда вызывали восторг и интерес у детей. Каждый ребенок больше всего на свете ждет вечера, когда любимые близкие расскажут новую увлекательную историю или продолжение той, что поведали вчера. Для родителей же сказка – это прекрасная возможность передать чаду свои знания и опыт в игровой форме, она помогает разговаривать с ним на одном языке и лишний раз проявить заботу.
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
При правильном подходе при помощи сказок можно решить такие проблемы:
- лень;
- неаккуратность;
- обман;
- агрессия;
- нежелание ходить в садик.
В случае серьезных фобий или появления нового члена семьи лучше воспользоваться помощью профессионала.
Рассмотрим, как дома мама может использовать элементы терапии сказками для ребенка-дошкольника. Зачастую малышу мало просто послушать текст сказки. Важно, чтобы родители обсудили его с ним, помогли разобраться в тех уроках, которые дают сюжет и герои.
Размышляя с сыном или дочерью над каждой прочитанной сказкой, можно сформировать у них так называемый «банк жизненных ситуаций» – то есть того, как можно и нельзя поступать в различных случаях. Чем чаще подобные обсуждения будут происходить, тем быстрее ребенок получит необходимый жизненный опыт. Тем самым родители подготовят его к самостоятельной дальнейшей жизни, помогут сформировать систему ценностей.
Если ребенок просит маму рассказать одну и ту же сказку несколько раз, просьбу следует выполнить, поскольку она говорит о важности данного сюжета для крохи.
КАКИЕ СКАЗКИ ВЫБИРАТЬ?
Рассмотрим примеры сказок и требования к ним. Для дошкольников и детей 7 лет подойдут такие варианты:
- бытовые («Курочка ряба», «Колобок», «Каша из топора»);
- волшебные («Морозко», «Кот в сапогах»);
- героические («Добрыня и Змей», «Илья Муромец»);
- поучительные («Лиса и журавль», «Золотая рыбка»).
Это могут быть как устные народные, так и авторские произведения. Главное, чтобы они отвечали следующим требованиям:
- Герои были понятны и интересны детям. Отличный вариант, если действующим лицом является ровесник. Следует учитывать и возрастную специфику: для 2-3 лет предпочтительны герои-животные, в 4 года следует вводить элемент волшебства, в 5 лет волшебные сказки уже становятся основными.
- Персонажи должны четко подразделяться на положительных и отрицательных. В силу возраста детям пока трудно судить о том, что честный и добрый человек в определенных обстоятельствах не всегда поступает хорошо. Поэтому в отобранном материале все должно быть доступно и однозначно.
- Сам текст следует выбирать интересный ребенку, близкий ему по тематике и увлечениям.
- Тематика должна быть актуальной. Занятие проводится с определенной целью, для решения какой-то проблемы ребенка (агрессивность, застенчивость, фобии), материал надо подобрать таким образом, чтобы освещать эти аспекты.
- Наличие развязки. Проблема обязательно должна быть решена, поскольку только так ребенок получит конкретный алгоритм действий.
При наличии фантазии мама может написать сказку самостоятельно, но можно использовать уже готовые произведения психологов.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
При проведении занятия по сказкотерапии должны присутствовать следующие элементы:
- Ритуал погружения, помогающий создать необходимое настроение. Это может быть прослушивание веселой мелодии, любимой ребенком.
- Знакомство с текстом. Желательно, чтобы мама рассказала сказку, если такой возможности нет – допустимо выразительное чтение или прослушивание аудиозаписи с профессиональными дикторами.
- Обсуждение. Беседа об услышанном, позволяющая понять урок текста, оценить поступки персонажей, выявить причинно-следственную связь «поступок-последствие».
- Арт-терапевтический элемент. Рисование героев, создание сказочного мира в песочнице. Лучше всего использовать любимый ребенком вид деятельности.
- Ритуал выхода. Закрыть глаза, сосчитать вслух до трех и покинуть сказочный мир, оказаться в реальном.
- Подведение итогов. Краткое резюме того, что удалось узнать на занятии. На этом этапе очень важно избегать использования нравоучений со стороны взрослого, навязывание «правильной позиции».
Структура не является обязательной, при желании можно видоизменять ее. Подобные занятия можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме.
РЕШЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ПРОБЛЕМ
Рассмотрим, как мама может посредством сказкотерапии решить ряд важнейших проблем в воспитании и развитии ребенка.
Проблема | Сказка, направленная на ее решение |
Капризы в еде, отказ от полезных продуктов | Сказка от лица овощей, которые рассказывают о собственной пользе. Можно включить сюда и монолог конфеты, которая предстанет отрицательным персонажем и расскажет о вреде, который она приносит. |
Неаккуратность, ребенок не видит смысла в порядке и не желает содержать свои вещи в чистоте | Сказка о стране нерях, жители которой не следят за чистотой и порядком. Это приводит к проблемам и сложностям (они не могут найти нужную вещь в решающий момент, необходимый волшебный предмет оказывается сломанным или грязным). |
Ребенок агрессивен, часто без повода бьет младших детей | Сказка о медвежонке, который хотел показать всем, что он большой и сильный, обижал других зверят. В итоге никто не стал с ним дружить. Однажды он пришел на помощь зайчонку и понял, что свою силу нужно использовать во благо, помогая слабым. |
Малыш неуверен в себе, робок, считается физически слабым | Поможет сказка «Дуб и травинка»: на полянке росли могучий дуб и тоненькая травинка, которую даже самый небольшой порыв ветра прижимал к земле. Дуб все время смеялся над слабой былинкой, но она росла, не обращая внимания на насмешки. Однажды прошел ураган, настолько мощный, что вырвал дуб с корнем, а травинка, хотя и пригнулась к земле, не пострадала. |
Второй вариант работы со сказками – это тексты, посвященные конкретному ребенку. Как правило, детям очень интересно слушать о самих себе. В таких сказках кроха наделяется определенными чертами характера, которые родитель желает ему привить. Например, если малыш категорически отказывается ложиться спать в темноте, в сюжетной канве сказки он должен предстать отважным героем, который не боится ночи.
Сказкотерапия является мягким методом психотерапии, позволяющим решить серьезные проблемы в щадящей форме. Она доступна для применения в домашних условиях. Основная сложность – верный выбор материала. К этому вопросу следует подойти ответственно, при желании сказку можно сочинить самостоятельно. Для детей этот метод подходит идеально, поскольку работа ведется на доступном для дошкольного возраста материале, что, тем не менее, не уменьшает эффективности.