Пирамида Маслоу и ее применение в жизни и бизнесе


Потребность в познании

Склонность к познавательной деятельности заложена человеку природой. Одна из отличительных способностей человека, выделяющая его из мира животных – возможность задавать вопросы и искать на них ответы.Способность задавать сложные, глубокие вопросы указывает на развитую интеллектуальную личность. Благодаря познавательной деятельности индивид совершенствуется, развивается, достигает желаемых целей. Кроме познания окружающего мира человек познает самого себя, этот процесс начинается с первых лет жизни.

Познание начинается с восприятия окружающего пространства, в которое малыш погружается с момента рождения в этом мире. Младенец пробует на вкус разные предметы: игрушки, собственную одежду, все что попадет под руку. Взрослея, он уже начинает постигать мир посредством мышления, сравнения и сопоставления разной информации, наблюдений, фактов.

Потребность в познании присущую человеку, можно объяснить следующими причинами:

  1. Наличие сознания.
  2. Врожденное любопытство.
  3. Стремление к истине.
  4. Склонность к творческой деятельности (взаимосвязана с познанием).
  5. Желание улучшить собственную жизнь и жизнь всего общества.
  6. Стремление предвидеть и преодолеть непредвиденные трудности, к примеру, природные катаклизмы.

Познание окружающего мира – непрерывный процесс, он не прекращается после окончания школы, университета, выхода на пенсию. До тех пор, пока человек жив, он будет стремиться постичь тайны и законы мироздания, окружающее пространство, самого себя.

Спорные стороны пирамиды

Логичная теория не так безупречна, как кажется на первый взгляд.

Сам Абрахам Маслоу подчеркивал, что человеческая мотивация не строго упорядочена. В ряде случаев ступени пирамиды меняются местами: так, при опасности мы забываем про сильный голод и стремимся в первую очередь обрести защиту. Также известно, что у некоторых людей жажда признания сильнее желания любви (это отличает карьеристов).

Далее, не всегда мы перешагиваем на следующую ступеньку, обеспечив себе достаточный комфорт на предыдущей. Ученый приводит в пример творческих людей, живущих впроголодь и не оставляющих любимого занятия, а также героев, готовых умереть за свои убеждения. Он замечает, что чем полнее были удовлетворены потребности в детстве, тем легче поступиться ими в дальнейшем.

К тому же другой психолог, Клейтон Пол Альдерфер, утверждает, что движение по лестнице возможно не только снизу вверх, но и обратно, если более высшие потребности не удовлетворены.

Вызывает споры категоричное отнесение сексуального инстинкта к жизненно необходимой первой ступени. Пример великих святых, монахов (Сергия Радонежского, Серафима Саровского и т. д.) доказывает обратное.

Пирамида удобна в изучении, но не универсальна. Для многих людей применим иной порядок ступеней, а иным некоторые из потребностей вообще не свойственны в силу характера, темперамента и других особенностей.

Виды и способы познания

Существует множество методов и способов получения знаний об окружающем мире. В зависимости от преобладания чувственной или умственной деятельности человека различают два вида познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание основывается на деятельности органов чувств, рациональное — мышлении.

Так же выделяют формы познания:

  1. Житейское (бытовое). Человек получает знания на основе своего жизненного опыта. Он наблюдает за окружающими людьми, ситуациями, явлениями с которыми он сталкивает ежедневно на протяжении всей жизни. На основе этого опыта человек составляет свое представление о мире и обществе, не всегда оно бывает истинным, часто ошибочно.

Пример. Марья Ивановна, учитель математики в старших классах считает, что все ученики списывают. Такое мнение она составила благодаря богатому жизненному опыту, проработав в школе более 10 лет. Но, в действительности, ее выводы ошибочны, преувеличены, ведь встречаются ребята, которые выполняют все задания самостоятельно.

  1. Научное познание. Оно осуществляется в процессе целенаправленного поиска объективных знаний, которые могут быть доказаны в теории и на практике. Методы научного познания: сравнение, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ. Результатом научного познания становятся теоремы, гипотезы, научные факты, открытия, теории. Если открыть любой школьный учебник, большинство информации, содержащейся в нем – результат продолжительного научного познания.
  2. Религиозное познание – вера в божественные и демонические силы: Бога, ангелов, Дьявола, чертей, существование рая и ада. Оно может быть основано на вере в одного единого Бога, либо множествоБогов. К религиозному познанию относят так же верования в мистические силы, сверхъестественное.
  3. Художественное познание – восприятие мира, основанное на представлениях о прекрасном. Познание осуществляется через художественные образы, средства искусства.
  4. Социальное познание – непрерывный процесс приобретения знаний об обществе в целом, отдельных общественных группах, человеке в социуме.
  5. Философское познаниеосновано на интересе к поиску истины, постижению места человека в окружающем мире, вселенной. О философском познании заходит речь, если задаются вопросы: «Кто я», «С какой целью появился на свет», «В чем смысл жизни», «Какое место я занимаю во вселенной», «Почему человек рождается, болеет и умирает».

Чувственное познание

Чувственное познание этопервый вид познавательной деятельности доступный человеку. Оно осуществляетсячерез восприятиемира на основе деятельности органов чувств.

  • С помощью зрения индивид воспринимает зрительные образы, формы, различает цвета.
  • Через осязание он постигает окружающее пространство на ощупь.
  • Благодаря обонянию человек может различать более 10000 различных запахов.
  • Слух — одно из главных чувств, в процессе познания, с его помощью воспринимаются не только звуки из окружающего мира, но и распространяются знания.
  • Особые рецепторы, располагающиеся на языке, позволяют человеку чувствовать 4 основных вкуса: горький, кислый, сладкий, соленый.

Таким образом, благодаря деятельности всех органов чувств формируется целостное представление о предмете, объекте, живом существе, явлении. Чувственное познание доступно всем живым существам,но имеет ряд недостатков:

  1. Деятельность органов чувств ограничена, особенно у человека. Например, собака обладает более сильным обонянием, орел-зрением, слон – слухом, ехидна — осязанием.
  2. Часто чувственное познание исключает логику.
  3. Опираясь на деятельность органов чувств, индивид вовлекается в эмоции: прекрасные образы вызывают восхищение, неприятный запах –отвращение, резкий звук – испуг.

По степени познания окружающего пространства принято выделять следующие виды чувственного познания:

  • 1 вид- ощущение. Оно представляет отдельную характеристику предмета, получаемую благодаря деятельности одного из органов чувств.

Пример. Настя ощутила запах горячего хлеба, проходя по улице, его принесло ветром из пекарни, в которой как-раз пекли хлеб. Петя увидел на витрине магазина полку с апельсинами, но у него не было с собой денег, чтобы зайти и купить их.

  • 2 вид- восприятие. Это совокупность ощущений, создающая целостную картину, общий образ предмета, явления.

Пример. Настя привлеклась вкусным запахом, зашла в пекарню и купила там хлеб. Он был еще горячим, с хрустящей корочкой и Настя съела сразу половину за обедом. Петя попросил дома маму купить апельсины, в магазине напротив дома. Они были крупные, яркого цвета, но на вкус оказались кислыми и противными. Петя не смог доесть даже один фрукт полностью.

  • 3 вид – представление. Это память об объекте, предмете, исследованном ранее, благодаря деятельности органов чувств.

Пример. Почувствовав знакомый запах хлеба, Настя сразу захотела обедать, она хорошо помнила хрустящую корочку, свежего горячего батона. Петя, посетив именины друга, скривился при виде апельсинов на столе, он сразу вспомнил кислый вкус недавно съеденного фрукта.

Материальные и духовные потребности

Материальные потребности — потребности человека в обеспечении своего материального существования. Они подразделяются на материально — биологические и матери­ально-социальные. К материально-биологическим отно­сятся потребности в пище, одежде, жилье. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище занимаются система общественного питания и ресторанный сервис; потребности в одежде — пошивочные мастерские, мага­зины, прачечные и т.п.

К материально-социальным потребностям относят труд, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Систематизация материальных потребностей

Духовные потребности — потребности в знаниях, на­строениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным потребностям относятся потребности в познании, образо­вании, воспитании и смысле жизни (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Систематизация духовных потребностей

Потребность в познании — стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономернос­тей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, ко­торая не может существовать и совершенствоваться без накоплений знаний о мире.

Еще в 1947 г. Р. Вудвортс обратил внимание на потребность, которая до того момента игнорировалась, а именно, «желание воспринимать». Он отметил, что для наших взаимоотношений со средой характерен не только свойственный нам мотив видеть и слышать, но «видеть ясно, слышать отчетливо, понимать, что человек видит или слышит в каждый момент времени».

Наиболее развитые формы познания — научное и художественное.

Научное познание направлено на раскрытие объек­тивных законов природы и общества, объяснение и пред­сказание изменений изучаемых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные факты обобщения,

В научном познании можно выделить два метода — анализ и синтез. Анализ — реальное, мысленное расчле­нение объекта на составные части (стороны, признаки, свойства) с целью их всестороннего рассмотрения, изу­чения. С анализом теснейшим образом связан синтез — соединение ранее выделенных частей (признаков, сторон, отношений) объекта в единое целое, это другая сторона анализа.

Анализ и синтез — простейшие, элементарные приемы познания, лежащие в самой основе человеческого мыш­ления (аналитико-синтетическая деятельность). Вместе с тем они являются универсальными приемами логичес­кой, познавательной деятельности — они органично входят во всякое научное исследование и образуют его первую ста­дию, когда «исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков».

Существуют несколько видов анализа и разнообразие форм синтеза. Анализ как мысленное (а в эксперименте и реальное) расчленение целого на части. Данный вид анализа предполагает не только фиксацию частей, но и установление отношений между ними. При этом часто анализируемый предмет рассматривается как представи­тель некоторого класса предметов, что позволяет перено­сить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие.

«Другим видом анализа является анализ об­щих свойств предметов и отношений между ними, когда свойство и отношение расчленяются на составляющие свойства или отношения». В данном случае эта процедура позволяет свести понятия о наиболее общих свойствах и отношениях к более простым понятиям и свойствам. В науке выделяют и такой вид анализа, как разделение множества классов на подклассы, другими словами — классификация.

Синтез выступает либо в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области, либо как объ­единение конкурирующих теорий. Современная наука представляет собой синтез не только внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами (к примеру, синтез обусловил формирование таких дис­циплин, как биофизика, биохимия, эконометрия и др.). Сегодня происходит процесс интеграции научного знания, приведший к появлению кибернетики, семиотики, теории систем, в которых синтезируется знание о структурных свойствах объектов разных дисциплин.

Стоит выделить еще такие приемы научного познания, как абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция.

Абстрагирование — особый прием мышления, за­ключающийся в способности отвлечения от конкретных свойств и отношении изучаемого явления при одновре­менном выделении интересующих исследователя свойств и отношений. Результатом абстрагирования являются «абстрактные предметы», которыми являются либо от­дельно взятые категории, понятия («дерево», «число», «овощи»), либо система понятий.

Абстрагирование предполагает замещение свойств, ка­честв и отношений особыми знаками, понятиями, которые и закрепляются в сознании в виде абстракций. К примеру, свойства и качества ели, сосны, березы и т.д. замещаются одним общим понятием «дерево», которое представляет собой абстракцию от конкретных свойств и качеств и в то же время схватывает то общее, что характеризует каждое из них. Тем самым создается основа для их объединения в единый класс.

Обобщение — приема мышления, в результате ко­торого устанавливаются общие признаки и свойства предметов.

Процедура обобщения осуществляется поэтапно, от единичных, особенных свойств и качеств, отражаемых в понятии, к более сложным абстракциям. Так, живот­ные, основным средством поддержания жизни которых является питание растительной пищей, объединяются в единый вид, род понятием «травоядные». Более общим по отношению к этому понятию является абстракция «животные», еще более общим — «фауна» и т.д.

Процесс познания, исследования осуществляется с помощью такого приема, когда на основе имеющихся знаний возможно делать заключения о том, что неизвес­тно, приходя к открытию общих принципов. Иногда, на­против, используя общие принципы, делают заключения о частных явлениях. Такие приемы в научной деятель­ности определяются как «индукция» и «дедукция».

Индукция — вид обобщения, связанный с предвосхи­щением результатов наблюдений и экспериментов. Основой индукции является опыт, поэтому индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины или эмпирические законы. Индукция — это способ рассуждения, когда на ос­нове фактов и их анализа выявляются общие, повторя­ющиеся черты ряда явлений, входящих в определенный класс.

На их основе строится умозаключение, опирающе­еся на суждения о единичных фактах и явлениях. Сужде­ние — это вывод, в котором какой-то признак приписыва­ется всему классу. К примеру, изучая свойства воды, спир­тов, жидких масел, устанавливают, что все они обладают свойством упругости. Поскольку все они — жидкости, приходят к выводу о том, что все жидкости упруги.

Однако опыт бесконечен и неполон, а потому выводы индукции зачастую носят проблематичный, вероятност­ный характер, а потому говорить об истинности индук­тивных обобщений или их логической обоснованности недопустимо. Индукция представляет лишь источник предположительных суждений-гипотез, которые затем должны пройти проверку или обоснования более надеж­ными приемами и принципами.

Дедукция — на основе имеющегося общего знания делаются выводы частного свойства и характера. Часто основой, отправным пунктом дедукции является индук­тивное суждение, таким образом, дедукция дополняет индукцию, расширяя объем общего знания. Но ценность дедукции не столько в том, что она дополняет индукцию, сколько в том, что она способна идти к обобщениям, от­правляясь от гипотез, идей. В этом случае она является отправной точкой зарождения новых теорий.

Термин «дедукция» употребляется в двух значениях: как синоним слова «вывод» и как родовое обозначение общей теории построения правильных выводов. Суще­ствует целый класс наук, которые принято называть де­дуктивными, поскольку их выводы основаны на общих исходных принципах, постулатах, аксиомах. К ним от­носятся математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.

Характерной особенностью дедукции является то, что новые истины в ней выводятся из уже имеющегося знания, без обращения к опыту, интуиции или здравому смыслу. Это и позволило ученому-философу Нового вре­мени Френсису Бэкону (XVI в.) заявить о том, что дедук­ция является «второстепенным методом», в то время как подлинное знание дает только индукция, поскольку она опирается на опыт. Р. Декарт противопоставил дедукции интуицию, посредством которой, по его мнению, чело­веческий разум «непосредственно усматривает истину», в то время как дедукция доставляет разуму лишь «опо­средованное» (полученное путем рассуждения) знание. Впоследствии ученые Лейбниц, Вольф выступили в за­щиту дедукции, считая дедуктивные знания «истинными во всех возможных мирах».

Разрешить спор о предпочтительности того или иного из обсуждаемых методов помогает диалектический под­ход, рассматривающий значение обоих приемов познава­тельно-мыслительной деятельности в единстве, взаимодо­полнении и взаимодействии. Такой подход ярко выражен в следующей позиции ученых конца XIX — начала XX в.: «Великие открытия, скачки научной мысли вперед созда­ются индукцией, рискованным, но истинно творческим методом… Из этого», не нужно делать вывод о том, что строгость дедуктивного рассуждения не имеет никакой ценности. На самом деле лишь она мешает воображению впадать в заблуждение, лишь она позволяет после уста­новления индукцией новых исходных пунктов вывести следствия и сопоставить выводы с фактами. Лишь одна дедукция может обеспечить проверку гипотез и служить ценным противоядием против не в меру разыгравшейся фантазии».

Художественное познание — особое эстетическое освоение действительности в художественно-образной форме. Художественное познание отличается от позна­ния научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию, тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира, что чаще всего и составля­ет основной интерес в художественном произведении. В противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества науке свойствен интеллекту­ализм и рационализм.

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей дей­ствительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обес­печивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую опреде­ленность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определен­ную художественную концепцию, обладающую эстети­ческой ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

Архитектура (зодчество) — вид искусства, представ­ляющий собой систему зданий и сооружений, формирую­щих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

Живопись — вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета. В живописи различают следующие жанры:

— портрет — изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в дейс­твительности;

— натюрморт — изображение окружающих человека вещей;

— пейзаж — изображение естественной или преобра­зованной человеком природы;

— бытовой жанр — изображение повседневной жизни людей;

— анималистический жанр — изображение животных;

— исторический жанр — изображение исторических событий и деятелей.

Скульптура — вид изобразительного искусства, про­изведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс, статуя) и рельефную. Ре­льефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррель­ефы. Барельефом называют низкий рельеф, который воз­вышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф — это высокий рельеф, кото­рый возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.

Декоративно-прикладное искусство — вид изобрази­тельного искусства, непосредственно связанный с бытовы­ми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусст­ву относят произведения, выполняемые из самых различ­ных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека.

Литература — вид искусства, отражающий дей­ствительность в словесно-письменных образах. Пер­вые литературные произведения — легенды, былины, мифы — появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором.

Музыка — вид искусства, отражающий действи­тельность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.

Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гим­настики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоуна­ды, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

Балет — вид искусства, содержание которого раскры­вается в танцевально-музыкальных образах.

Кино — вид искусства, произведения которого со­здаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мульти­пликации событий.

Фотоискусство — искусство создания химико-техни­ческими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении су­щественный момент действительности.

Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь лю­дей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусст­ве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда не­сут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

Художественный образ выполняет в ис­кусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит процесс художественного обобще­ния, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания характер­ны специфические способы воспроизведения окружаю­щей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допус­каемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изу­чающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм обще­ственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмот­ренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культур­ном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

Образование — процесс усвоения систематизирован­ных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходи­мым условием подготовки к труду и общению. Потреб­ность в образовании по существу является конкретиза­цией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и надежных критериях этого качества.

Образовательная потребность отличается многоуров­невым функциональным разнообразием. На личностном уровне потребность в образовании выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями, необходимы­ми для различных видов деятельности, социализации, индивидуализации, самоопределения, самореализации, профессионального и статусного роста, реализации непрерывного образования, изменения структуры личнос­ти, формирования ее образовательных интересов, целей, ценностных ориентации, мотивов, установок на образо­вательную деятельность, формирования образа жизни личности, стимулирования трудовой активности лич­ности, эффективности трудовой деятельности, адаптации личности к социальной среде посредством приобретения знаний, информации и др.

На групповом уровне потребность в образовании реа­лизует функции социального развития групц, социальных общностей, всего общества, повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом, институционалшации непрерывного образования, формирования субкультуры социальной группы, общности, формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества, самоидентификации социальных групп, воспроизводства социальных групп и института профессии, изменения характера общественного труда, повышения его эффективности, регуляции процессов социальной мобильности, адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.

Воспитание — целенаправленное воздействие на чело­века для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества.

Воспитание в широком смысле слова — процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания — передача, ус­воение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотива­ции. Отсюда акцентировка в воспитании на задачах раз­работки человеком системы личных смыслов в процессе самоактуализации и самоопределении.

«Воспитанность» — «невоспитанность» выступают как один из основных атрибутов человеческой индиви­дуальности, характеризуя как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного взаимодействия, в их умении и стремлении к адекват­ной оценке ситуаций и себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих одобрение в опре­деленной культуре (субкультуре) и/или не приводящих к «внутреннему» разладу и негативным оценкам.

Потребность в смысле жизни — наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир в целом и свое место в этом мире.

Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о цен­ности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек. Вопрос о смысле жизни человека — ключевая мировоззренческая проблема. От ее решения зависит направленность его соци­альной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времен боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Правильно определить смысл своей жизни — это и значит найти самого себя.

Смысл и цель человеческой жизни заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т. е. изменяет и развивает самого себя. Исследуя процес­сы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека: разви­тие как смысл жизни, всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности, самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения.

Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потреб­ностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ве­дет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, ставшее целью жизни ду­ховное развитие господствует в структуре личности в виде соответствующих духовных потребностей. Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными ис­торическими условиями, интересами и потребностями В конечном счете, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.

В реальной жизни материальные и духовные по­требности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются.

Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок.

Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы — например книги, краски, холст и другое оборудование. Поэтому удовлетворе­ние духовных потребностей становится возможным благо­даря удовлетворению сопутствующих им материальных.

Рациональное познание

Рациональное познание- это познание, основанное на логическом мышлении. Оно отличается от чувственного важными характеристиками:

  • Наличием доказательств. Если результатом чувственного познания становятся ощущения, полученные на собственном опыте, то в результате рационального – факты, которые можно доказать используя научные методики.
  • Системностью полученных знаний. Знания не являются обособленными друг от друга, они связаны между собой в систему понятий, теорий, образует отдельные науки.

Пример. История – наука, основанная на рациональном познании. Все знания, полученные с его помощью, систематизируются, дополняют друг друга.

  • Наличием понятийного аппарата. Благодаря рациональному познанию создаются понятия, определения, которыми можно воспользоваться в дальнейшем.

Методами рационального познания являются:

  • логический метод (использование логического мышления в познании чего-либо);
  • синтез (соединение отдельных частей, данных в единое целое);
  • наблюдение;
  • измерение;
  • сравнение (определение отличий, сходств);

На основе рационального познания были созданы все существующие науки, учения.

КАК ПОНИМАТЬ СЕБЯ

Понимать себя = понимать свои потребности.

Потребности — это встроенные программы для сохранения внутреннего баланса: психического и физиологического.

Часто оказывается, что мы не умеем слушать себя. Лекарство — устраивать минутки ясности и отвечать на вопросы.

ЧЕТЫРЕ ШАГА К ПОНИМАНИЮ:

1. ответить на вопросы и осознать потребности;

2. принять все — даже если они противоречат друг другу;

3. посидеть и прикинуть варианты развития событий без спешки;

4. озвучить самому себе или другому человеку, что вы хотите и будете делать «здесь и сейчас»: без перекладывания ответственности, конкретно.

Я прохожу эти четыре шага, когда заканчиваю какое-нибудь дело или когда не знаю, чего хочу.

Буквально: почувствовал, что отвлекаюсь от работы, — сел в другое место, открыл форму на телефоне, прислушался к себе. Лишний раз прояснить, как дела у нас у самих, — это нормально и по-человечески.

Фрагмент книги «Легко и просто. Как справляться с задачами, к которым страшно подступиться». Тимур Зарудный / Сергей Жданов. — Москва : Издательство «Бомбора», 2022.

Способы поиска информации

В современное время одним из способов познания окружающего мирастал информационный поиск. Большое разнообразие средств информации многократно увеличивает познавательные возможности человека. Так, познание осуществляется посредством:

  • печатных изданий (газет, книг, журналов);
  • интернета;
  • телевидения;
  • радиовещания;

С помощью интернета можно очень быстро и легко найти практически любую информацию, но она не всегда бывает достоверной. Поэтому, при выборе способов поиска информации нужно быть осторожным, проверять данные в разных источниках.

Пример. В 2012 году в интернете было опубликовано много статей, которые предвещали конец света. Одни говорили о падении на Землю астероида, другие о глобальном потеплении и затоплении поверхности суши. Но, проверить это можно было легко, разыскав исследования разных ученых о предстоящих природных катаклизмах и сравнив их результаты между собой.

Значение теории потребностей для личности

Тем не менее, теории Маслоу можно успешно найти применение в жизни.

Она позволяет человеку:

  • разобраться в себе, выяснить неосознаваемые потребности, понять степень неудовлетворенности чем-либо (на это направлен, например, метод расстановок);
  • расставить приоритеты и организовать жизнь в соответствии с ними;
  • выбрать желаемое и подходящее направление деятельности (познавательной, социальной, профессиональной);
  • понимать желания близких (супруга, ребенка), направлять их в нужное русло (в воспитании детей).

Самопознание

С ранних лет человек наблюдает за своей внешностью, оценивает свою деятельность, сравнивает себя с другими. С каждым годом он узнает о себе что-то новое: проявляются способности, качества характера, особенности личности. Самопознание человека процесс не быстрый, постепенный. Узнавая свои сильные и слабые стороны, личность может самосовершенствоваться, развиваться.

Самопознание состоит из нескольких уровней:

  1. Самоузнавание. В возрасте 1-1,5 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале, понимать, что там находится его отражение.
  2. Самонаблюдение. Индивид наблюдает свое действия, мысли, поступки.
  3. Самоанализ. Человек осознает свои качества характера, особенности, оценивает их, сравнивает с нормами морали. Он сопоставляет свои поступки и результаты, к которым они привели.
  4. Самооценка. У человека складывается устойчивое представление о себе, как о личности. Самооценка может быть объективной, завешенной или заниженной.

Кроме того самопознание может быть направлено человеком на собственные умственные, творческие или физические способности. Отдельным видом является духовное самопознание, в этом случае человек интересуется природой своей души.

ОЗВУЧИТЬ → СДЕЛАТЬ

Озвучить потребности самому себе помогают два правила.

Первое — не жаловаться и не перекладывать ответственность на кого-то еще. Для этого важно допускать свои переживания, без претензий.

С ПРЕТЕНЗИЕЙ

Вот я дурак, сконцентрироваться не могу. Почему я не могу собраться и что-то поменять в жизни?

О СЕБЕ

Я устал, мне скучно. Мне скучно сидеть дома и хочется активности. Пойду на каток.

Когда ругаешь себя или перекладываешь ответственность за свое благополучие на обстоятельства или вообще на других людей, то переступаешь границы и область своей ответственности. К сожалению, так не работает: это все агрессия и насилие — к себе или другим.

Второе правило — формулировать потребность четко, конкретно и для реализации здесь и сейчас. Без этого неясно, что делать, а другой человек вообще может воспринять это как угрозу.

АБСТРАКТНО

Я устал и не хочу работать. Я хочу, чтобы мы проводили больше времени вместе.

КОНКРЕТНО

Устал: схожу в кино на дневной сеанс, а там посмотрю, чем займусь. Посиди со мной минут 10.

Это все к принципу «нам не хватает ясности, а не мотивации».

Богатый внутренний мир человека

Внутренний мир человека это его желания, цели, убеждения, мировоззрение, представления о себе и других людях, ценности. Внешность можно заметить сразу и оценить ее привлекательность, но с внутренним миром дела обстоят сложнее. На первый взгляд он незаметен, но со временем проявляется в общении и поступках человека.

Нередко бывает, что непривлекательный внешне человек все равно вызывает симпатию, благодаря своим внутренним качествам. И наоборот, красивый человек быстро вызывает разочарование, если ведет себя глупо, дерзко, эгоистично. Так внутренний мир и внешность, поступки — складываются в единое целое, составляя общее представление о человеке.

ОСОЗНАТЬ

Для начала нужно научиться осознавать то, что нам нужно. Без этого будут лишь сплошные привычки, автоматизмы и насилие над собой. Пока я не придумал ничего лучше ответов на вопросы:

  • что я сейчас чувствую?
  • зачем я делаю то, что я делаю?
  • что мне сейчас нужно из потребностей?
  • чего я хочу?

Как только я ловлю себя на мысли, что что-то не то и ничего не радует, — прерываю работу, пересаживаюсь в другое место и открываю Google-форму с заготовленными вопросами. Что-то не то:

  • отвлекаюсь на соцсети;
  • раздражаюсь;
  • скучаю и не знаю, чем заняться;
  • залипаю в картинках или не очень интересных статьях;
  • прокручиваю в голове разговор с женой или другом;
  • чего-то хочу, а чего — не знаю.

Все это очень похоже на усталость. Раньше я пытался избавиться от раздражителей и силой воли вернуться к делам, но понял, что это не работает: энергия крутится, ничего не мутится. Когда понял принцип работы префронтальной коры и осознал, что ей нужно отдыхать, — дело пошло, но с идентификацией потребностей все равно не ладилось. Поэтому сейчас работает правило: в любой непонятной ситуации — отвечай на заготовленные вопросы.

НА АВТОМАТЕ

Работаю, чувствую, что концентрация ушла, постоянно отвлекаюсь. На часах полдень — еще туча рабочего времени, нужно поднапрячься и вернуть внимание к работе. Не понимаю, чем заниматься, портится настроение.

ОСОЗНАННО

Понимаю, что отвлекаюсь, — пересаживаюсь в другое место, отвечаю на вопросы. Перестаю делать то, что делал, — открываю вопросы.

Про пользу записывания эмоций мы уже говорили, но повторю. Запись помогает выйти из контекста мыслей, в который я погружен прямо сейчас, и переключить внимание. Когда концентрируешься на описании чувств, фокус смещается, и мозговой хомяк сходит с круговой дистанции. Это позволяет посмотреть на себя со стороны даже в конфликтных ситуациях.

Главное — переключиться и начать отвечать. Впоследствии можно и не перечитывать записи, хотя иногда бывает интересно вспомнить, как я реагировал на те или иные вещи пять лет назад.

В прошлом году я полюбил Google-формы за бесплатность и простоту. Отвечать по готовой форме проще, чем вспоминать или искать вопросы — снижается вероятность забить из-за лени. Открыл — пиши, все просто. Но лень все равно регулярно настигает. Физически тяжело объяснить себе, что это полезно, поэтому я стараюсь концентрироваться на чувстве облегчения и ясности, которое приходит во время ответов. Чем больше побед, тем легче становится со временем.

Меня все еще немного беспокоит, что я похож на идиота, который не может совладать с собственными желаниями и каждый раз, когда устает, как робот, идет отвечать на вопросы. Но это потому, что я пока еще неосознанный и глупый.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]