Потребность в познании
Склонность к познавательной деятельности заложена человеку природой. Одна из отличительных способностей человека, выделяющая его из мира животных – возможность задавать вопросы и искать на них ответы.Способность задавать сложные, глубокие вопросы указывает на развитую интеллектуальную личность. Благодаря познавательной деятельности индивид совершенствуется, развивается, достигает желаемых целей. Кроме познания окружающего мира человек познает самого себя, этот процесс начинается с первых лет жизни.
Познание начинается с восприятия окружающего пространства, в которое малыш погружается с момента рождения в этом мире. Младенец пробует на вкус разные предметы: игрушки, собственную одежду, все что попадет под руку. Взрослея, он уже начинает постигать мир посредством мышления, сравнения и сопоставления разной информации, наблюдений, фактов.
Потребность в познании присущую человеку, можно объяснить следующими причинами:
- Наличие сознания.
- Врожденное любопытство.
- Стремление к истине.
- Склонность к творческой деятельности (взаимосвязана с познанием).
- Желание улучшить собственную жизнь и жизнь всего общества.
- Стремление предвидеть и преодолеть непредвиденные трудности, к примеру, природные катаклизмы.
Познание окружающего мира – непрерывный процесс, он не прекращается после окончания школы, университета, выхода на пенсию. До тех пор, пока человек жив, он будет стремиться постичь тайны и законы мироздания, окружающее пространство, самого себя.
Спорные стороны пирамиды
Логичная теория не так безупречна, как кажется на первый взгляд.
Сам Абрахам Маслоу подчеркивал, что человеческая мотивация не строго упорядочена. В ряде случаев ступени пирамиды меняются местами: так, при опасности мы забываем про сильный голод и стремимся в первую очередь обрести защиту. Также известно, что у некоторых людей жажда признания сильнее желания любви (это отличает карьеристов).
Далее, не всегда мы перешагиваем на следующую ступеньку, обеспечив себе достаточный комфорт на предыдущей. Ученый приводит в пример творческих людей, живущих впроголодь и не оставляющих любимого занятия, а также героев, готовых умереть за свои убеждения. Он замечает, что чем полнее были удовлетворены потребности в детстве, тем легче поступиться ими в дальнейшем.
К тому же другой психолог, Клейтон Пол Альдерфер, утверждает, что движение по лестнице возможно не только снизу вверх, но и обратно, если более высшие потребности не удовлетворены.
Вызывает споры категоричное отнесение сексуального инстинкта к жизненно необходимой первой ступени. Пример великих святых, монахов (Сергия Радонежского, Серафима Саровского и т. д.) доказывает обратное.
Пирамида удобна в изучении, но не универсальна. Для многих людей применим иной порядок ступеней, а иным некоторые из потребностей вообще не свойственны в силу характера, темперамента и других особенностей.
Виды и способы познания
Существует множество методов и способов получения знаний об окружающем мире. В зависимости от преобладания чувственной или умственной деятельности человека различают два вида познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание основывается на деятельности органов чувств, рациональное — мышлении.
Так же выделяют формы познания:
- Житейское (бытовое). Человек получает знания на основе своего жизненного опыта. Он наблюдает за окружающими людьми, ситуациями, явлениями с которыми он сталкивает ежедневно на протяжении всей жизни. На основе этого опыта человек составляет свое представление о мире и обществе, не всегда оно бывает истинным, часто ошибочно.
Пример. Марья Ивановна, учитель математики в старших классах считает, что все ученики списывают. Такое мнение она составила благодаря богатому жизненному опыту, проработав в школе более 10 лет. Но, в действительности, ее выводы ошибочны, преувеличены, ведь встречаются ребята, которые выполняют все задания самостоятельно.
- Научное познание. Оно осуществляется в процессе целенаправленного поиска объективных знаний, которые могут быть доказаны в теории и на практике. Методы научного познания: сравнение, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ. Результатом научного познания становятся теоремы, гипотезы, научные факты, открытия, теории. Если открыть любой школьный учебник, большинство информации, содержащейся в нем – результат продолжительного научного познания.
- Религиозное познание – вера в божественные и демонические силы: Бога, ангелов, Дьявола, чертей, существование рая и ада. Оно может быть основано на вере в одного единого Бога, либо множествоБогов. К религиозному познанию относят так же верования в мистические силы, сверхъестественное.
- Художественное познание – восприятие мира, основанное на представлениях о прекрасном. Познание осуществляется через художественные образы, средства искусства.
- Социальное познание – непрерывный процесс приобретения знаний об обществе в целом, отдельных общественных группах, человеке в социуме.
- Философское познаниеосновано на интересе к поиску истины, постижению места человека в окружающем мире, вселенной. О философском познании заходит речь, если задаются вопросы: «Кто я», «С какой целью появился на свет», «В чем смысл жизни», «Какое место я занимаю во вселенной», «Почему человек рождается, болеет и умирает».
Чувственное познание
Чувственное познание этопервый вид познавательной деятельности доступный человеку. Оно осуществляетсячерез восприятиемира на основе деятельности органов чувств.
- С помощью зрения индивид воспринимает зрительные образы, формы, различает цвета.
- Через осязание он постигает окружающее пространство на ощупь.
- Благодаря обонянию человек может различать более 10000 различных запахов.
- Слух — одно из главных чувств, в процессе познания, с его помощью воспринимаются не только звуки из окружающего мира, но и распространяются знания.
- Особые рецепторы, располагающиеся на языке, позволяют человеку чувствовать 4 основных вкуса: горький, кислый, сладкий, соленый.
Таким образом, благодаря деятельности всех органов чувств формируется целостное представление о предмете, объекте, живом существе, явлении. Чувственное познание доступно всем живым существам,но имеет ряд недостатков:
- Деятельность органов чувств ограничена, особенно у человека. Например, собака обладает более сильным обонянием, орел-зрением, слон – слухом, ехидна — осязанием.
- Часто чувственное познание исключает логику.
- Опираясь на деятельность органов чувств, индивид вовлекается в эмоции: прекрасные образы вызывают восхищение, неприятный запах –отвращение, резкий звук – испуг.
По степени познания окружающего пространства принято выделять следующие виды чувственного познания:
- 1 вид- ощущение. Оно представляет отдельную характеристику предмета, получаемую благодаря деятельности одного из органов чувств.
Пример. Настя ощутила запах горячего хлеба, проходя по улице, его принесло ветром из пекарни, в которой как-раз пекли хлеб. Петя увидел на витрине магазина полку с апельсинами, но у него не было с собой денег, чтобы зайти и купить их.
- 2 вид- восприятие. Это совокупность ощущений, создающая целостную картину, общий образ предмета, явления.
Пример. Настя привлеклась вкусным запахом, зашла в пекарню и купила там хлеб. Он был еще горячим, с хрустящей корочкой и Настя съела сразу половину за обедом. Петя попросил дома маму купить апельсины, в магазине напротив дома. Они были крупные, яркого цвета, но на вкус оказались кислыми и противными. Петя не смог доесть даже один фрукт полностью.
- 3 вид – представление. Это память об объекте, предмете, исследованном ранее, благодаря деятельности органов чувств.
Пример. Почувствовав знакомый запах хлеба, Настя сразу захотела обедать, она хорошо помнила хрустящую корочку, свежего горячего батона. Петя, посетив именины друга, скривился при виде апельсинов на столе, он сразу вспомнил кислый вкус недавно съеденного фрукта.
Материальные и духовные потребности
Материальные потребности — потребности человека в обеспечении своего материального существования. Они подразделяются на материально — биологические и материально-социальные. К материально-биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилье. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище занимаются система общественного питания и ресторанный сервис; потребности в одежде — пошивочные мастерские, магазины, прачечные и т.п.
К материально-социальным потребностям относят труд, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Систематизация материальных потребностей
Духовные потребности — потребности в знаниях, настроениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным потребностям относятся потребности в познании, образовании, воспитании и смысле жизни (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Систематизация духовных потребностей
Потребность в познании — стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, которая не может существовать и совершенствоваться без накоплений знаний о мире.
Еще в 1947 г. Р. Вудвортс обратил внимание на потребность, которая до того момента игнорировалась, а именно, «желание воспринимать». Он отметил, что для наших взаимоотношений со средой характерен не только свойственный нам мотив видеть и слышать, но «видеть ясно, слышать отчетливо, понимать, что человек видит или слышит в каждый момент времени».
Наиболее развитые формы познания — научное и художественное.
Научное познание направлено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание изменений изучаемых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные факты обобщения,
В научном познании можно выделить два метода — анализ и синтез. Анализ — реальное, мысленное расчленение объекта на составные части (стороны, признаки, свойства) с целью их всестороннего рассмотрения, изучения. С анализом теснейшим образом связан синтез — соединение ранее выделенных частей (признаков, сторон, отношений) объекта в единое целое, это другая сторона анализа.
Анализ и синтез — простейшие, элементарные приемы познания, лежащие в самой основе человеческого мышления (аналитико-синтетическая деятельность). Вместе с тем они являются универсальными приемами логической, познавательной деятельности — они органично входят во всякое научное исследование и образуют его первую стадию, когда «исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков».
Существуют несколько видов анализа и разнообразие форм синтеза. Анализ как мысленное (а в эксперименте и реальное) расчленение целого на части. Данный вид анализа предполагает не только фиксацию частей, но и установление отношений между ними. При этом часто анализируемый предмет рассматривается как представитель некоторого класса предметов, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие.
«Другим видом анализа является анализ общих свойств предметов и отношений между ними, когда свойство и отношение расчленяются на составляющие свойства или отношения». В данном случае эта процедура позволяет свести понятия о наиболее общих свойствах и отношениях к более простым понятиям и свойствам. В науке выделяют и такой вид анализа, как разделение множества классов на подклассы, другими словами — классификация.
Синтез выступает либо в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области, либо как объединение конкурирующих теорий. Современная наука представляет собой синтез не только внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами (к примеру, синтез обусловил формирование таких дисциплин, как биофизика, биохимия, эконометрия и др.). Сегодня происходит процесс интеграции научного знания, приведший к появлению кибернетики, семиотики, теории систем, в которых синтезируется знание о структурных свойствах объектов разных дисциплин.
Стоит выделить еще такие приемы научного познания, как абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция.
Абстрагирование — особый прием мышления, заключающийся в способности отвлечения от конкретных свойств и отношении изучаемого явления при одновременном выделении интересующих исследователя свойств и отношений. Результатом абстрагирования являются «абстрактные предметы», которыми являются либо отдельно взятые категории, понятия («дерево», «число», «овощи»), либо система понятий.
Абстрагирование предполагает замещение свойств, качеств и отношений особыми знаками, понятиями, которые и закрепляются в сознании в виде абстракций. К примеру, свойства и качества ели, сосны, березы и т.д. замещаются одним общим понятием «дерево», которое представляет собой абстракцию от конкретных свойств и качеств и в то же время схватывает то общее, что характеризует каждое из них. Тем самым создается основа для их объединения в единый класс.
Обобщение — приема мышления, в результате которого устанавливаются общие признаки и свойства предметов.
Процедура обобщения осуществляется поэтапно, от единичных, особенных свойств и качеств, отражаемых в понятии, к более сложным абстракциям. Так, животные, основным средством поддержания жизни которых является питание растительной пищей, объединяются в единый вид, род понятием «травоядные». Более общим по отношению к этому понятию является абстракция «животные», еще более общим — «фауна» и т.д.
Процесс познания, исследования осуществляется с помощью такого приема, когда на основе имеющихся знаний возможно делать заключения о том, что неизвестно, приходя к открытию общих принципов. Иногда, напротив, используя общие принципы, делают заключения о частных явлениях. Такие приемы в научной деятельности определяются как «индукция» и «дедукция».
Индукция — вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов. Основой индукции является опыт, поэтому индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины или эмпирические законы. Индукция — это способ рассуждения, когда на основе фактов и их анализа выявляются общие, повторяющиеся черты ряда явлений, входящих в определенный класс.
На их основе строится умозаключение, опирающееся на суждения о единичных фактах и явлениях. Суждение — это вывод, в котором какой-то признак приписывается всему классу. К примеру, изучая свойства воды, спиртов, жидких масел, устанавливают, что все они обладают свойством упругости. Поскольку все они — жидкости, приходят к выводу о том, что все жидкости упруги.
Однако опыт бесконечен и неполон, а потому выводы индукции зачастую носят проблематичный, вероятностный характер, а потому говорить об истинности индуктивных обобщений или их логической обоснованности недопустимо. Индукция представляет лишь источник предположительных суждений-гипотез, которые затем должны пройти проверку или обоснования более надежными приемами и принципами.
Дедукция — на основе имеющегося общего знания делаются выводы частного свойства и характера. Часто основой, отправным пунктом дедукции является индуктивное суждение, таким образом, дедукция дополняет индукцию, расширяя объем общего знания. Но ценность дедукции не столько в том, что она дополняет индукцию, сколько в том, что она способна идти к обобщениям, отправляясь от гипотез, идей. В этом случае она является отправной точкой зарождения новых теорий.
Термин «дедукция» употребляется в двух значениях: как синоним слова «вывод» и как родовое обозначение общей теории построения правильных выводов. Существует целый класс наук, которые принято называть дедуктивными, поскольку их выводы основаны на общих исходных принципах, постулатах, аксиомах. К ним относятся математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.
Характерной особенностью дедукции является то, что новые истины в ней выводятся из уже имеющегося знания, без обращения к опыту, интуиции или здравому смыслу. Это и позволило ученому-философу Нового времени Френсису Бэкону (XVI в.) заявить о том, что дедукция является «второстепенным методом», в то время как подлинное знание дает только индукция, поскольку она опирается на опыт. Р. Декарт противопоставил дедукции интуицию, посредством которой, по его мнению, человеческий разум «непосредственно усматривает истину», в то время как дедукция доставляет разуму лишь «опосредованное» (полученное путем рассуждения) знание. Впоследствии ученые Лейбниц, Вольф выступили в защиту дедукции, считая дедуктивные знания «истинными во всех возможных мирах».
Разрешить спор о предпочтительности того или иного из обсуждаемых методов помогает диалектический подход, рассматривающий значение обоих приемов познавательно-мыслительной деятельности в единстве, взаимодополнении и взаимодействии. Такой подход ярко выражен в следующей позиции ученых конца XIX — начала XX в.: «Великие открытия, скачки научной мысли вперед создаются индукцией, рискованным, но истинно творческим методом… Из этого», не нужно делать вывод о том, что строгость дедуктивного рассуждения не имеет никакой ценности. На самом деле лишь она мешает воображению впадать в заблуждение, лишь она позволяет после установления индукцией новых исходных пунктов вывести следствия и сопоставить выводы с фактами. Лишь одна дедукция может обеспечить проверку гипотез и служить ценным противоядием против не в меру разыгравшейся фантазии».
Художественное познание — особое эстетическое освоение действительности в художественно-образной форме. Художественное познание отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию, тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира, что чаще всего и составляет основной интерес в художественном произведении. В противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества науке свойствен интеллектуализм и рационализм.
Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.
Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.
Архитектура (зодчество) — вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.
Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.
Живопись — вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета. В живописи различают следующие жанры:
— портрет — изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности;
— натюрморт — изображение окружающих человека вещей;
— пейзаж — изображение естественной или преобразованной человеком природы;
— бытовой жанр — изображение повседневной жизни людей;
— анималистический жанр — изображение животных;
— исторический жанр — изображение исторических событий и деятелей.
Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс, статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф — это высокий рельеф, который возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.
Декоративно-прикладное искусство — вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусству относят произведения, выполняемые из самых различных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека.
Литература — вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах. Первые литературные произведения — легенды, былины, мифы — появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором.
Музыка — вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.
Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.
Балет — вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
Кино — вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.
Фотоискусство — искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.
Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.
Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.
Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.
Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.
В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.
В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.
Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.
Образование — процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и надежных критериях этого качества.
Образовательная потребность отличается многоуровневым функциональным разнообразием. На личностном уровне потребность в образовании выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями, необходимыми для различных видов деятельности, социализации, индивидуализации, самоопределения, самореализации, профессионального и статусного роста, реализации непрерывного образования, изменения структуры личности, формирования ее образовательных интересов, целей, ценностных ориентации, мотивов, установок на образовательную деятельность, формирования образа жизни личности, стимулирования трудовой активности личности, эффективности трудовой деятельности, адаптации личности к социальной среде посредством приобретения знаний, информации и др.
На групповом уровне потребность в образовании реализует функции социального развития групц, социальных общностей, всего общества, повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом, институционалшации непрерывного образования, формирования субкультуры социальной группы, общности, формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества, самоидентификации социальных групп, воспроизводства социальных групп и института профессии, изменения характера общественного труда, повышения его эффективности, регуляции процессов социальной мобильности, адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.
Воспитание — целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества.
Воспитание в широком смысле слова — процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания — передача, усвоение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотивации. Отсюда акцентировка в воспитании на задачах разработки человеком системы личных смыслов в процессе самоактуализации и самоопределении.
«Воспитанность» — «невоспитанность» выступают как один из основных атрибутов человеческой индивидуальности, характеризуя как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного взаимодействия, в их умении и стремлении к адекватной оценке ситуаций и себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих одобрение в определенной культуре (субкультуре) и/или не приводящих к «внутреннему» разладу и негативным оценкам.
Потребность в смысле жизни — наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир в целом и свое место в этом мире.
Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о ценности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек. Вопрос о смысле жизни человека — ключевая мировоззренческая проблема. От ее решения зависит направленность его социальной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времен боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Правильно определить смысл своей жизни — это и значит найти самого себя.
Смысл и цель человеческой жизни заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т. е. изменяет и развивает самого себя. Исследуя процессы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека: развитие как смысл жизни, всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности, самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения.
Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потребностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ведет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, ставшее целью жизни духовное развитие господствует в структуре личности в виде соответствующих духовных потребностей. Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными историческими условиями, интересами и потребностями В конечном счете, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.
В реальной жизни материальные и духовные потребности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются.
Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок.
Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы — например книги, краски, холст и другое оборудование. Поэтому удовлетворение духовных потребностей становится возможным благодаря удовлетворению сопутствующих им материальных.
Рациональное познание
Рациональное познание- это познание, основанное на логическом мышлении. Оно отличается от чувственного важными характеристиками:
- Наличием доказательств. Если результатом чувственного познания становятся ощущения, полученные на собственном опыте, то в результате рационального – факты, которые можно доказать используя научные методики.
- Системностью полученных знаний. Знания не являются обособленными друг от друга, они связаны между собой в систему понятий, теорий, образует отдельные науки.
Пример. История – наука, основанная на рациональном познании. Все знания, полученные с его помощью, систематизируются, дополняют друг друга.
- Наличием понятийного аппарата. Благодаря рациональному познанию создаются понятия, определения, которыми можно воспользоваться в дальнейшем.
Методами рационального познания являются:
- логический метод (использование логического мышления в познании чего-либо);
- синтез (соединение отдельных частей, данных в единое целое);
- наблюдение;
- измерение;
- сравнение (определение отличий, сходств);
На основе рационального познания были созданы все существующие науки, учения.
КАК ПОНИМАТЬ СЕБЯ
Понимать себя = понимать свои потребности.
Потребности — это встроенные программы для сохранения внутреннего баланса: психического и физиологического.
Часто оказывается, что мы не умеем слушать себя. Лекарство — устраивать минутки ясности и отвечать на вопросы.
ЧЕТЫРЕ ШАГА К ПОНИМАНИЮ:
1. ответить на вопросы и осознать потребности;
2. принять все — даже если они противоречат друг другу;
3. посидеть и прикинуть варианты развития событий без спешки;
4. озвучить самому себе или другому человеку, что вы хотите и будете делать «здесь и сейчас»: без перекладывания ответственности, конкретно.
Я прохожу эти четыре шага, когда заканчиваю какое-нибудь дело или когда не знаю, чего хочу.
Буквально: почувствовал, что отвлекаюсь от работы, — сел в другое место, открыл форму на телефоне, прислушался к себе. Лишний раз прояснить, как дела у нас у самих, — это нормально и по-человечески.
Фрагмент книги «Легко и просто. Как справляться с задачами, к которым страшно подступиться». Тимур Зарудный / Сергей Жданов. — Москва : Издательство «Бомбора», 2022.
Способы поиска информации
В современное время одним из способов познания окружающего мирастал информационный поиск. Большое разнообразие средств информации многократно увеличивает познавательные возможности человека. Так, познание осуществляется посредством:
- печатных изданий (газет, книг, журналов);
- интернета;
- телевидения;
- радиовещания;
С помощью интернета можно очень быстро и легко найти практически любую информацию, но она не всегда бывает достоверной. Поэтому, при выборе способов поиска информации нужно быть осторожным, проверять данные в разных источниках.
Пример. В 2012 году в интернете было опубликовано много статей, которые предвещали конец света. Одни говорили о падении на Землю астероида, другие о глобальном потеплении и затоплении поверхности суши. Но, проверить это можно было легко, разыскав исследования разных ученых о предстоящих природных катаклизмах и сравнив их результаты между собой.
Значение теории потребностей для личности
Тем не менее, теории Маслоу можно успешно найти применение в жизни.
Она позволяет человеку:
- разобраться в себе, выяснить неосознаваемые потребности, понять степень неудовлетворенности чем-либо (на это направлен, например, метод расстановок);
- расставить приоритеты и организовать жизнь в соответствии с ними;
- выбрать желаемое и подходящее направление деятельности (познавательной, социальной, профессиональной);
- понимать желания близких (супруга, ребенка), направлять их в нужное русло (в воспитании детей).
Самопознание
С ранних лет человек наблюдает за своей внешностью, оценивает свою деятельность, сравнивает себя с другими. С каждым годом он узнает о себе что-то новое: проявляются способности, качества характера, особенности личности. Самопознание человека процесс не быстрый, постепенный. Узнавая свои сильные и слабые стороны, личность может самосовершенствоваться, развиваться.
Самопознание состоит из нескольких уровней:
- Самоузнавание. В возрасте 1-1,5 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале, понимать, что там находится его отражение.
- Самонаблюдение. Индивид наблюдает свое действия, мысли, поступки.
- Самоанализ. Человек осознает свои качества характера, особенности, оценивает их, сравнивает с нормами морали. Он сопоставляет свои поступки и результаты, к которым они привели.
- Самооценка. У человека складывается устойчивое представление о себе, как о личности. Самооценка может быть объективной, завешенной или заниженной.
Кроме того самопознание может быть направлено человеком на собственные умственные, творческие или физические способности. Отдельным видом является духовное самопознание, в этом случае человек интересуется природой своей души.
ОЗВУЧИТЬ → СДЕЛАТЬ
Озвучить потребности самому себе помогают два правила.
Первое — не жаловаться и не перекладывать ответственность на кого-то еще. Для этого важно допускать свои переживания, без претензий.
С ПРЕТЕНЗИЕЙ
Вот я дурак, сконцентрироваться не могу. Почему я не могу собраться и что-то поменять в жизни?
О СЕБЕ
Я устал, мне скучно. Мне скучно сидеть дома и хочется активности. Пойду на каток.
Когда ругаешь себя или перекладываешь ответственность за свое благополучие на обстоятельства или вообще на других людей, то переступаешь границы и область своей ответственности. К сожалению, так не работает: это все агрессия и насилие — к себе или другим.
Второе правило — формулировать потребность четко, конкретно и для реализации здесь и сейчас. Без этого неясно, что делать, а другой человек вообще может воспринять это как угрозу.
АБСТРАКТНО
Я устал и не хочу работать. Я хочу, чтобы мы проводили больше времени вместе.
КОНКРЕТНО
Устал: схожу в кино на дневной сеанс, а там посмотрю, чем займусь. Посиди со мной минут 10.
Это все к принципу «нам не хватает ясности, а не мотивации».
Богатый внутренний мир человека
Внутренний мир человека это его желания, цели, убеждения, мировоззрение, представления о себе и других людях, ценности. Внешность можно заметить сразу и оценить ее привлекательность, но с внутренним миром дела обстоят сложнее. На первый взгляд он незаметен, но со временем проявляется в общении и поступках человека.
Нередко бывает, что непривлекательный внешне человек все равно вызывает симпатию, благодаря своим внутренним качествам. И наоборот, красивый человек быстро вызывает разочарование, если ведет себя глупо, дерзко, эгоистично. Так внутренний мир и внешность, поступки — складываются в единое целое, составляя общее представление о человеке.
ОСОЗНАТЬ
Для начала нужно научиться осознавать то, что нам нужно. Без этого будут лишь сплошные привычки, автоматизмы и насилие над собой. Пока я не придумал ничего лучше ответов на вопросы:
- что я сейчас чувствую?
- зачем я делаю то, что я делаю?
- что мне сейчас нужно из потребностей?
- чего я хочу?
Как только я ловлю себя на мысли, что что-то не то и ничего не радует, — прерываю работу, пересаживаюсь в другое место и открываю Google-форму с заготовленными вопросами. Что-то не то:
- отвлекаюсь на соцсети;
- раздражаюсь;
- скучаю и не знаю, чем заняться;
- залипаю в картинках или не очень интересных статьях;
- прокручиваю в голове разговор с женой или другом;
- чего-то хочу, а чего — не знаю.
Все это очень похоже на усталость. Раньше я пытался избавиться от раздражителей и силой воли вернуться к делам, но понял, что это не работает: энергия крутится, ничего не мутится. Когда понял принцип работы префронтальной коры и осознал, что ей нужно отдыхать, — дело пошло, но с идентификацией потребностей все равно не ладилось. Поэтому сейчас работает правило: в любой непонятной ситуации — отвечай на заготовленные вопросы.
НА АВТОМАТЕ
Работаю, чувствую, что концентрация ушла, постоянно отвлекаюсь. На часах полдень — еще туча рабочего времени, нужно поднапрячься и вернуть внимание к работе. Не понимаю, чем заниматься, портится настроение.
ОСОЗНАННО
Понимаю, что отвлекаюсь, — пересаживаюсь в другое место, отвечаю на вопросы. Перестаю делать то, что делал, — открываю вопросы.
Про пользу записывания эмоций мы уже говорили, но повторю. Запись помогает выйти из контекста мыслей, в который я погружен прямо сейчас, и переключить внимание. Когда концентрируешься на описании чувств, фокус смещается, и мозговой хомяк сходит с круговой дистанции. Это позволяет посмотреть на себя со стороны даже в конфликтных ситуациях.
Главное — переключиться и начать отвечать. Впоследствии можно и не перечитывать записи, хотя иногда бывает интересно вспомнить, как я реагировал на те или иные вещи пять лет назад.
В прошлом году я полюбил Google-формы за бесплатность и простоту. Отвечать по готовой форме проще, чем вспоминать или искать вопросы — снижается вероятность забить из-за лени. Открыл — пиши, все просто. Но лень все равно регулярно настигает. Физически тяжело объяснить себе, что это полезно, поэтому я стараюсь концентрироваться на чувстве облегчения и ясности, которое приходит во время ответов. Чем больше побед, тем легче становится со временем.
Меня все еще немного беспокоит, что я похож на идиота, который не может совладать с собственными желаниями и каждый раз, когда устает, как робот, идет отвечать на вопросы. Но это потому, что я пока еще неосознанный и глупый.