Транзактный анализ: что это простыми словами и как это работает

Транзактный анализ ответит на главный вопрос вашей жизни: почему у меня ничего не получается. Бывало ли у вас так, что стараетесь, прикладываете усилия, но так и не можете добиться желаемого? Обвинять можно что угодно. Это могут быть обстоятельства, окружающие люди, обстановка в стране и многое другое. Но что если проблема в вас самих? Об этом и расскажет транзактный анализ. Его создатель Эрик Берн считал, что вся наша жизнь запрограммирована еще в детстве. Так ли это на самом деле?

Сущность транзактного анализа по Эрику Берну

Транзактный анализ (ТА) в психологии – это методика, позволяющая описать и проанализировать поведение отдельного человека или группы. По-другому называется трансакционным или трансактным анализом. Применяется для лечения сложных психологических проблем. Его автор – психотерапевт Эрик Берн.

Трансактный анализ Э. Берна появился в 60-е годы прошлого столетия и сразу же приобрел популярность. Отчасти из-за своей простоты, доступности.

ТА преследует несколько целей:

  1. Найти, устранить стереотипы в поведении.
  2. Определиться с ценностями, научиться принимать решения, учитывая при этом свои возможности и потребности.
  3. Понять свой внутренний мир.
  4. Разобраться во взаимоотношениях с окружающими людьми.
  5. Научиться не скрывать чувства.
  6. Поверить самому себе.

Интересно, что проводить трансактный анализ Эрика Берна можно в любом месте: дома, в школе, на работе. Его применяют в бизнесе и в общении. Но многие психологи считают, что все же лучше пройти консультирование у специалистов. Без их помощи добиться существенных улучшений не получится.

Техника 7. Работа с мировосприятием и его искажением

В данной технике используется взаимодействие между участниками группы, которые применяют в разговоре друг с другом отклоняющие или блокирующие трансакции. Трансакция — это коммуникативная конструкция, которая считается единицей общения. В разговоре участвуют люди в трёх ролях — клиента, адвоката и наблюдателя. В разговоре между ними должно быть затронуто как можно больше вопросов. В одном разговоре человек должен сохранять свою роль, то есть, использовать либо только блокирующие, либо отклоняющие трансакции. Потом следует поменяться ролями.

Как определить, в каком состоянии вы находитесь

Достаточно немного понаблюдать за поведением. Каждое эго-состояние имеет свои характерные черты:

  1. «Ребенок» часто говорит такие фразы: «Я хочу», «Меня это сильно злит», «Мне нет до этого дела». Эмоции отображаются на его лице. Это может быть взгляд куда-то под ноги, дрожащие губы, выражение восторга.
  2. «Родители» постоянно что-то запрещают, указывают, напоминают о чувстве долга. Они качают головой, принимают грозный вид, скрещивают руки на груди.

И, наконец, «взрослые». Они во всем ищут пользу, предлагают посчитать выгоду, обсудить целесообразность того или иного действия, решения. Они постоянно о чем-то думают.

Техника 11. Контракты на изменение

Техника направлена на заключение с собой контракта на то или иное изменение. Для этого нужно, главным образом, мотивировать своего внутреннего «ребёнка». В начале человеку нужно поставить себе цель, в формулировке которой не должно быть негативных высказываний (не курить, не бояться и т. д.). Формулировка цели должна быть позитивной. Затем следует определить, чем придётся пожертвовать для достижения цели и понять — безопасно ли это, стоит ли ожидаемого результата? После этого — поставить себе 5 промежуточных целей и сроки их выполнения. Всё это обязательно сообщить другим людям и попросить их вести контроль за выполнением цели.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце

Трансакции

В современном транзактном анализе трансакции — это процесс взаимодействия между эго-состояниями двух людей. Они состоят из 2 частей: стимул и реакция. Существует несколько видов трансакций:

  1. Дополняющие или параллельные. Стимул от одного человека дополняется реакцией другого. Происходит общение. Допустим, вы спросили: «Который час?». Это стимул. Собеседник вам ответил. Это реакция. В таких условиях взаимодействие длится достаточно долго. При этом практически не возникает конфликтных ситуаций.
  2. Пересекающиеся или перекрестные. Для этого вида трансакций характерны конфликты. Одна сторона посылает стимул от «взрослого», а другая отвечает от «ребенка» или «родителя». Например, муж спросил у жены, где лежат его часы. Она, вместо того, чтобы ответить на вопрос, говорит, что он всегда и во всем считает ее виноватой. С небольших упреков и начинается ссора. Так будет продолжаться долгое время. Ситуация изменится, если стороны конфликта сознательно перейдут в эго-состояние «взрослого».

Есть еще один вид трансакций — скрытые. Они сильно отличаются от двух других. Здесь задействовано сразу несколько эго-состояний. Если сказать кратко, человек говорит одно, а подразумевает другое. Часто он даже не осознает, в какой роли сейчас находится.

Техника 4. Структурирование времени

Теория Берна подразумевает, что есть шесть способов структурирования времени. Во время занятий данной техникой участники учатся взаимодействовать друг с другом, используя поочерёдно все шесть техник. Например — в одном разговоре используется одна техника структурирования времени, а в другом — вторая, третья и т. д. Кроме того, участники составляют карту своего дня и отмечают там, сколько времени они тратят на все эти шесть способов структурирования. Эта техника напрямую связана с навыками планирования и выполнения планов.

Поглаживания

В трансактном анализе это еще один вид взаимодействия между эго-состояниями «ребенка» и «родителя». Дети всегда ищут одобрения от мамы или папы. В психологии эти одобрения называются поглаживаниями. Они бывают 3 видов:

  1. Вербальные. Проявляются в комплиментах, похвале.
  2. Невербальные. Сюда относятся жесты, мимика, подмигивания.
  3. Физические. Это рукопожатия, похлопывание по плечу.

«Поглаживать» человека можно безусловно (за то, что он есть) и условно (за какие-либо действия). При этом посыл может быть позитивным и негативным.

Техника 8. Работа с симбиозом

Данная техника выполняется в парах. Сначала люди в паре стоят, опираясь друг на друга, например, на вытянутые ладони друг друга или просто облокачиваются спинами. Важно, чтобы равновесие поддерживалось другим человеком (обоюдно). Вторая часть упражнения — постепенный переход в самостоятельное балансирование, но без разрыва физического контакта. Третья часть — один из партнёров стоит неподвижно, а второй убирает руки или спину. На каждой стадии участник должен почувствовать свои ощущения и эмоции. В большинстве случаев при разрыве контакта может проявляться небольшой страх или неуверенность.

Анализ психологических игр по Берну

Что такое игры в психоанализе? Это неосознанный поведенческий стереотип, состоящий из нескольких частей. Речь идет о слабости, ловушке, ответе, ударе, расплате и вознаграждении. Действия провоцируют появление чувств. Причем они усиливаются к концу игры. Еще с каждым действием идет вышеописанное поглаживание. Его интенсивность также увеличивается.

В отличие от обычных развлечений и каких-либо ритуалов, игры имеют скрытые мотивы, выигрыш, конфликт. Они бывают нечестными и драматическими.

По мнению Эрика Берна, существует 6 видов психологических игр. Каждый из них имеет свои подвиды:

  1. На 2, 3, 5 игроков. Участников может быть и больше. Пример – «Фригидная женщина», «Алкоголик», «Почему бы тебе не».
  2. С использованием слов, денег, частей тела. Это «Психиатрия», «Должник», «Мне требуется операция» соответственно.
  3. С разными клиническими типами: истерический, навязчивый, параноидальный, депрессивный. Примером являются игры «Насилуют», «Растяпа», «Почему со мной всегда так», «Опять я за старое».
  4. В зависимости от зон. Бывают оральные («Алкоголик»), анальные («Растяпа»), фаллические («Подеритесь») игры.
  5. Психодинамические. Делятся на 3 подвида: контрфобия («если бы не ты»), проекция («Родительский комитет»), интроекция («Психиатрия»).
  6. Отличающиеся инстинктивными влечениями. Выделяют 3 подвида: мазохистские («Если бы не ты»), садистские («Растяпа»), фетишистские («Фригидный мужчина»).

Стоит отметить, что игры имеют 3 качественные характеристики:

  1. Гибкость. В некоторых играх используется только один вид материала. В других же проявляется гибкость.
  2. Цепкость. Некоторые люди без труда прекращают игру. Но есть и те, кто не может отказаться от них.
  3. Интенсивность. Игры могут быть легкими и тяжелыми. Игроки также бывают разными: расслабленными, напряженными, агрессивными.

Независимо от вида, игры оказывают мощное влияние на жизнь каждого человека.

Характеристики игр по Э. Берну

Рассмотрим подробнее некоторые игры из трансакционного анализа Эрика Берна. В психотерапии они имеют цель, роль, динамику, социальную и психологическую парадигму, ходы, выгоду.

«Алкоголик»«Попался»«Посмотри, что я сделал из-за тебя»
ЦельСамокритика, самообвинениеОправданиеКак и во втором случае, оправдание
РольНепосредственно Алкоголик, его Преследователь, Спаситель, ПростакЖертва и Агрессор
ДинамикаОральная депривация (лишение человека чего-то важного, влекущее за собой разрушение)Гнев ревностиДинамика игры может быть мягкой и жесткой, сопряженной с гневом
Социальная парадигмаОдин «взрослый» просит другого высказать ему всю правду или помочь побороть пагубную привычку. Второй обещает быть откровеннымОдин «взрослый» указывает другому на его проступок. Второй соглашается, что был не прав
Психологическая парадигмаЧеловек в состоянии «ребенка» играет в догонялки, надеется, что его не поймают. «Родитель» в это время приводит веские причины, почему нужно бросить пить«Взрослый» предупреждает «ребенка», что видит все его действия. «Ребенок» понимает, что был пойман. «Взрослый» сообщает о своем недовольстве, наказанииУчастники стремятся избежать ответственности. Они считают, что обвинять их попросту не в чем
ХодыСначала идет провокация, потом обвинение и, наконец, прощение. Либо в другом порядке: снисходительность-гнев-разочарованиеЕсть 3 варианта: провокация-обвинение, защита-обвинение и защита-наказание
ВыгодаЧеловек утешает себя, удовлетворяет сиюминутные желания. Алкоголь используется как возможность избежать различные формы близости. Часто это вызов окружающим людям: «Попробуйте меня остановить»Это возможность оправдать свой гнев, какие-то недостатки характера. Такой стиль поведения позволяет двум людям (преимущественно одного пола) обменяться гневными тирадами. Некоторые люди после такой игры решают, что никому нельзя доверятьУгроза сексуальной близости ускоряет игру. Так называемый «оправданный» гнев помогает ее избежать

В других играх Э. Берн выделял только тезисы и антитезисы. Возьмем, к примеру, «Ударь меня». Обычно ее участники совсем этого не хотят, но намеренно провоцируют других игроков. И часто они достигают своей цели. К таким людям относятся те, кого не принимают в обществе, изгои, женщины легкого поведения, а также люди, которые никак не могут найти постоянное место работы. Когда они добиваются логичного результата своего поведения, у них возникает всего один вопрос: «Почему со мной всегда так?».

Три элемента личности

Описываемый метод делит жизнь человека на три состояния: Ребенок, Родитель и Взрослый. Рассмотрим каждое из них подробнее:

Эго-состояние Ребенок

Данное состояние представлено поведенческими нормами, сформированными в детские годы. Поэтому поведение, мысли и чувства находящегося в состоянии Ребенка человека схожи с детскими, такой индивидуум отличается инфантильностью, он склонен к бунтам, испугам, часто ищет поддержку других людей или требует к себе повышенного внимания.

Психологи разделяют это эго-состояние на следующие части:

  • Свободный Ребенок, основными чертами которого называют эмоциональность, спонтанность, склонность к играм и творческой деятельности. Такое состояние являет собой своеобразное «свободное» начало в любом человеке, способное к непосредственным радостным переживаниям и чувствам, к непосредственности и детскому любопытству. Находящийся в состоянии Свободного Ребенка индивидуум может принимать быстрые и основанные на чувствах решения, он тянется к самовыражению и творческой активности, отталкиваясь при этом от собственных желаний.
  • Главными особенностями Адаптивного Ребенка являются угодливость, послушание и способность подстроиться к требованиям окружающих его людей. Находящийся в таком эго-состоянии индивидуум старается оправдать возложенные на него ожидания, получить положительный отзыв от вышестоящих личностей, он избегает критики, подчиняется установленным начальством правилам и нормам.
  • Характерными чертами Бунтующего Ребенка являются протест против установленного порядка, борьба с контролем и спор с начальством. В данном эго-состоянии индивидуум бунтует против любых попыток установить над ним контроль, саботирует возложенные на него обязанности и не выполняет порученных заданий.

Родитель

В данном состоянии отражаются черты значимой для индивидуума в его ранние годы личности, в целом данное эго-состояние характеризуется поведением опекуна, также почерпнутым человеком из детства. Помимо этого, в описываемом состоянии выделяют два типа:

  • доминирующими чертами Критикующего (или Контролирующего) Родителя являются строгость и критичность, требование к послушанию и подчинению установленным правилам. В подобном эго-состоянии человек начинает указывать другим на их ошибки и учить жизни, критикует их поведение, требуя от окружающих соответствия приемлемым для него нормам.
  • в противовес Критикующему, Опекающий (или Заботливый) Родитель склонен сопереживать, успокаивать и защищать окружающих. Находящийся в подобном состоянии человек хочет поддержать близких словом и делом, он стремиться помочь им и позаботиться о них.

Взрослый

Взрослый ответственен за логику и рационализм нашего поведения, за принятие ответственных решений и за действия человека в определенной жизненной ситуации. Это состояние является единственным из всех эго-состояний человека, живущим только в настоящем времени, в нем нет места ни детскому опыту индивидуума, ни свойственным Ребенку инфантильности и непосредственности, а потому только оно представляет собой отличную опору для принятия важных решений.

Стоит отметить еще один важный аспект — в различных жизненных ситуациях люди находятся в разных эго-состояниях. К примеру, общаясь с высокопоставленными личностями, индивидуум становится Адаптивным Ребенком, и тот же человек предстает уже в образе Контролирующего Родителя перед собственными подчиненными.

К тому же, то эго-состояние, из которого человек общаемся со своим собеседником, оказывает прямое влияние на данного собеседника, к примеру, разговаривая с кем-то с позиции Контролирующего Родителя, мы сами подталкиваем его к реакции либо Бунтующего, либо Адаптивного Ребенка. Таким образом, знание и понимание концепции транзакционного анализа позволяет людям эффективно и правильно строить дружеские, личные и семейные, а также профессиональные отношения, попутно избегая огромного числа ненужных конфликтов.

О понятии «жизненный сценарий»

В методе трансактного анализа есть понятие «жизненный сценарий». О нем Берн пишет в своей книге «Люди, которые играют в игры». По мнению автора, программа жизни людей формируется в дошкольном возрасте. В эпоху Средневековья этого правила придерживались учителя и священники. Они даже предлагали забрать ребенка на обучение и после 6 лет отдать его обратно родителям.

Берн говорил, что сценарий — это план жизни, хранящийся глубоко в подсознании. На его формирование влияют, в первую очередь, мать и отец. По его словам, к действию человека побуждает некая внутренняя сила. И как бы он не старался ее победить, финал часто отличается от желаемого. Так, например, многие люди стремятся заработать много денег, но продолжают терять их. Другие же в это время достигают успеха.

Интересно, что первые 2 года сценарий ребенка в большей степени зависит от мамы. Заложенная ею программа в психотерапии считается его первичным протоколом, жизненной позицией.

За первый год после рождения в сознании ребенка формируется или доверие, или недоверие к окружающему миру. У него появляются некоторые убеждения относительно себя самого себя и тех, кто находится рядом. Он понимает, что он хороший, у него все в порядке или наоборот.

То же самое и в отношении других людей. Они хорошие, у них все в порядке или они плохие и у них не все в порядке. Это жизненные позиции. Обозначим их Я и Ты. «Все в порядке» — «+», «не все в порядке» — «-». Сочетание этих позиций является основой сценария жизни каждого человека. Рассмотрим подробнее:

  1. Я+, Ты+. Это безусловный успех. Признак здоровой личности, которая уверенно идет к победе. Такую позицию можно усвоить в раннем детстве или добиться, усердно работая над собой.
  2. Я+, Ты-. Осознанно или неосознанно человек играет в психологическую игру «Ты виноват». Он видит в окружающих врагов. Более того, он стремится от них избавиться. Это касается не только посторонних людей, но и родственников, друзей, даже детей. В особо серьезных ситуациях человек с такой позицией становится убийцей.
  3. Я-, Ты+. Позиция депрессивности. Человек занимается самоуничтожением. И, что самое страшное, передает этот сценарий детям. Такие люди в большинстве своем меланхолики, неудачники, которые всю жизнь проводят в одиночестве.
  4. Я-, Ты-. Полная безнадежность. Как в предыдущем случае, это сценарий неудачника.

Отказаться от жизненной позиции и изменить сценарий жизни очень сложно. Это похоже на попытки вытащить фундамент, не разрушив дом. Но такая возможность все же есть. Помощь окажет опытный психолог или психотерапевт.

Стоит сказать, что от жизненных позиций зависит то, как будут складываться взаимоотношения с окружающими людьми. Позиция собеседника бросается в глаза еще при первом знакомстве. А подобное, как известно, привлекает подобное. Если вы счастливый, жизнерадостный человек, то и круг общения у вас такой же. Вряд ли вы захотите общаться с вечными нытиками.

Выводы

Таким образом, проведенный опытным специалистом сеанс транзакционного анализа поможет человеку понять суть причин, по которым его жизнь складывается не так, как хотелось бы ему самому. Основой этой концепции стало утверждение о том, что вложенные еще в детские годы в подсознание индивидуума постулаты определяют всю его дальнейшую жизнь. Однако, транзакционный анализ позволяет выявить и устранить данные проблемы, а потому не стоит опасаться визита к психотерапевту, ведь он может в прямом смысле слова изменить в лучшую сторону сценарий вашего дальнейшего жизненного пути.

Литература о транзактном анализе

Лучше понять основы и преимущества трансактного анализа в психотерапии поможет специализированная литература:

  1. «Трансакционный анализ и психотерапия», Эрик Берн.
  2. «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений», Эрик Берн.
  3. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», Эрик Берн.
  4. «Игры, в которые играют успешные люди. Мастер-класс по практической психологии», Пия Билунд, Коре Кристиансен.
  5. «Техники транзактного анализа и психосинтеза», Ирина Малкина-Пых.

Возможно, поначалу эти книги покажутся сложными. Но их чтение – отличная возможность заглянуть внутрь себя.

Направление используют

Организаторы
Мастерская Позитивных Изменений при Институте консультативной психологии (ISCON) (Москва), Международная Школа Транзактного Анализа (Москва), Московский Институт Трансактного Анализа (Москва), Онлайн-центр Psychodemia (Москва), Психологический (Москва), Психологичнский центр Psyguru (Москва), Центр развития личности «Школа общения «Без правил» (Москва), Проект «Psy2help — психологи помогут!» (Москва), Анна Киреева (Москва), Высшая Школа Практической Психологии (Москва), Гончарук Екатерина (Москва), Илья Кузнецов (Москва), Институт Психотерапии Онлайн (Москва), Институт психотерапии и клинической психологии (Москва), Московский Клуб «КРОСС» М.Е. Литвака (Москва), Московский институт психоанализа (Москва), Психологическая Мастерская «Счастье» (Москва), Психологическая мастерская «Ваше Время» (Москва), Региональное сотрудничество Института психотерапии и клинической психологии (Москва), Тренинговый центр Института Психотерапии (Москва).

Ещё организаторы 85

Тренеры Александра Галдина (Москва), Алла Попова (Москва), Алёна Андреевна Самортова (Москва), Анатолий Райсфельд (Москва), Андрей Петрович Горяйнов (Москва), Анжелика Николаевна Стражкова (Москва), Анна Михайловна Липинская (Москва), Анна Николаевна Усачева (Москва), Вадим Геннадьевич Сунне (Москва), Валентина Валерьевна Митрофанова (Москва), Василий Алексеевич Финько (Москва), Вера Медведева (Москва), Виктория Сергеевна Морева (Москва), Вячеслав Витальевич Марков (Москва), Галина Александровна Галимова (Москва), Галина Анатольевна Макарова (Москва), Денис Николаевич Веряскин (Москва), Дина Александровна Кононова (Москва), Дмитрий Викторович Шифрин (Москва), Евгений Корчмарек (Москва).

Ещё тренеры 552

Консультанты Александра Галдина (Москва), Алла Попова (Москва), Алёна Андреевна Самортова (Москва), Анастасия Шалганова (Москва), Анжелика Николаевна Стражкова (Москва), Анна Михайловна Липинская (Москва), Анна Николаевна Усачева (Москва), Антонина Владимировна Богачёва (Москва), Арпеник Арутюновна Агабабян (Москва), Вадим Геннадьевич Сунне (Москва), Валентина Валерьевна Митрофанова (Москва), Василий Алексеевич Финько (Москва), Вера Медведева (Москва), Виктория Сергеевна Морева (Москва), Вячеслав Витальевич Марков (Москва), Галина Александровна Галимова (Москва), Галина Анатольевна Макарова (Москва), Денис Николаевич Веряскин (Москва), Дмитрий Викторович Шифрин (Москва), Евгений Корчмарек (Москва).

Ещё консультанты 532

Трансактный анализ в других городах Нижний Новгород, Воронеж, Санкт-Петербург, Волгоград, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Екатеринбург, Мурманск, Челябинск, Тюмень, Курган, Германия, Сургут, Омск, Новосибирск, Томск, Барнаул, Красноярск, Владивосток.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Трансактный анализ»!

Теории

Главный краеугольный камень трансакционного анализа — теория сценариев. Ее создатель — Эрик Берн. Со временем она была улучшена Клодом Штайнером. Элементы теории:

  1. Контрсценарий — набор действий, выполняемых в определенной последовательности. Позволяет отойти от первоначального сценария. Начинает закладываться в стороннем эго-состоянии. Если по стандартному сценарию человек должен страдать, то по контрсценарию он становится счастливым.
  2. Сценарий — план жизни, который составляется с детства. Он выбирается детьми зависимо от основ, которые закладывают в него окружающие, родители. Выбор сценария зависит от воли ребенка, воздействия внешних факторов.
  3. Антисценарий — формируется, когда человек не может жить согласно сценарию, составленному в детстве. При этом субъект не может забыть про основной сценарий. Поэтому он продолжает действовать согласно ему.

Под сценарием подразумевается судьба индивида, под антисценарием — стиль жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]