Метод наблюдения в психологии — виды, характеристика, плюсы и минусы исследования


Формы наблюдения

Наблюдение — это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации определенных процессов, действий людей, событий, которые могут быть обнаружены органами чувств (то есть метод основан на зрительном и слуховом восприятии явлений).

Обычное наблюдение — это непроизвольная деятельность человека, связанная с получением информации о мире, способ познания мира (для философов наблюдение — это первый этап познавательного процесса: от восприятия и наблюдения — к описанию, предположению, его обоснованию и проверке).

Научное наблюдение отличается от обычного наблюдения своей целенаправленностью (намерением получить определенную информацию для заданных целей исследования), систематичностью, планомерностью и наличием процедур контроля. Однако термин «наблюдение» еще не имеет четкого определения. В некоторых социальных науках (социология, статистика, демография) под наблюдением понимается любая процедура полевого исследования (включая опрос), то есть любая процедура, которая не предполагает получение данных из вторичных источников.

В зависимости от характера окружающей среды.

Полевое наблюдение — проводится в естественных условиях, в реальной ситуации.

Лабораторное наблюдение — оно проводится в искусственно созданных условиях и позволяет поддерживать стабильность среды, в которой происходит исследование.

Лабораторно-полевое наблюдение — проводится в естественных условиях, но с определенными ограничениями, которые устраняют недостатки как лабораторного, так и полевого наблюдения.

Место исследователя в изучаемом процессе (указаны полярные формы, но на практике могут использоваться переходные варианты).

Наблюдения с непосредственным участием исследователя (включенное наблюдение) — наблюдатель сам участвует в ситуации, он одновременно влияет на ситуацию и, в свою очередь, подвержен ее влиянию. Эта форма позволяет скорректировать объективность выводов наблюдателя за счет лучшего понимания наблюдаемых процессов.

Наблюдение осуществляется наблюдателем со стороны, без участия в наблюдаемом процессе (невключенное наблюдение) — наблюдатель находится на некотором расстоянии от наблюдаемого объекта, что позволяет видеть весь процесс и контролировать внешние факторы, влияющие на него.

По характеру восприятия объекта наблюдения.

Личное наблюдение — наблюдаемые события фиксируются непосредственно наблюдателем.

По степени стандартизации наблюдения.

Неличное наблюдение — наблюдаемые события фиксируются с помощью устройств, позволяющих снизить субъективность восприятия событий. Структурированное (контролируемое) наблюдение — в этом случае используются листы наблюдения с четко определенной структурой фиксируемых элементов (аспектов) процесса или ситуации, другие элементы поведения игнорируются.

Свободное (неструктурированное) наблюдение — все элементы поведения наблюдаются без заранее определенной схемы.

Открытое наблюдение — наблюдатели знают, что ведется наблюдение, исследователи предупреждают их заранее.

Скрытое наблюдение — наблюдаемые не знают о проводимом исследовании.

По регулярности наблюдения.

Систематическое наблюдение — проводится регулярно и позволяет выявить тенденции в процессах.

Эпизодическое наблюдение — не имеет строго определенных правил регистрации событий.

Наблюдение в одном случае — наблюдение проводится один раз в соответствии с установленными целями, больше эта схема наблюдения не используется.

Случайное наблюдение — наблюдение за незапланированным явлением, как отдельный метод сбора первичных данных обычно не планируется. Между тем, это часто становится разовым поводом для пересмотра маркетинговых решений предприятия.

Этический кодекс

Для правильного использования и характеристики метода наблюдения нужно соблюдать основные правила психологии, установленные Этическим кодексом Американской психологической ассоциацией. Исследователь должен придерживаться мер предосторожности.

Если испытание проводится в общественном месте, то получать согласие участников необязательно. А при индивидуальном исследовании нужно получить разрешение субъекта. Психологи должны вести себя аккуратно и стараться не причинить вред окружающим. Если избежать этого не получается, то рекомендуется снизить ущерб.

Вторжение в личную жизнь участников также должно быть минимальным. Но при наблюдениях за поведением членов семьи нужно получить их согласие и объяснить цель задачи. Если человек занимается самонаблюдением, то он может изучать любую сферу своей жизни. Все данные о субъектах остаются конфиденциальными, психологи не имеют права их разглашать. Публиковать можно только полученные результаты без указания имен, адресов и другой личной информации.

Этапы наблюдения:

  • выбор объекта;
  • регистрация данных;
  • создание плана;
  • подбор метода обработки информации;
  • проведение самой процедуры;
  • интерпретация данных.

На первом этапе психолог выбирает объект и субъект, время и место проведения наблюдения. Затем он подбирает наиболее подходящий способ исследования и регистрирует все данные. После плана и выбора методов обработки он приступает непосредственно к самому наблюдению. Полученные результаты интерпретируются для составления отчета.

Метод наблюдения: особенности и характерные недостатки

Преимущества наблюдения как метода маркетингового исследования по сравнению с опросом заключаются в следующем:

  • Независимость от готовности объекта к сотрудничеству, от способности исследуемого словесно выразить суть дела;
  • Возможность обеспечить более высокую объективность;
  • Способность воспринимать бессознательное поведение (выбор товара на полках в магазине)
  • Возможность учитывать окружающую обстановку, особенно при наблюдении с помощью приборов.

Однако наблюдение имеет и недостатки:

  • Трудно обеспечить репрезентативность;
  • Субъективность восприятия наблюдателя;
  • Поведение объектов может отклоняться от естественного поведения при открытом наблюдении (эффект наблюдения).

Как правило, наблюдение никогда не является единственным методом в процессе исследования. Чтобы получить наиболее объективную и достоверную картину, его используют вместе с другими известными методами. Если наблюдение выполняет контрольную функцию и используется для проверки уже полученных в ходе исследования данных, его структура должна быть максимально четкой и строгой. В этом случае условия наблюдения должны быть такими же, как и те, которые используются для сбора информации, подлежащей мониторингу.

Как и другие методы, наблюдение не является совершенным. Она имеет ряд недостатков. Результаты наблюдения всегда вызывают вопрос — насколько репрезентативны полученные данные? Это связано с тем, что в большинстве случаев прямое наблюдение проводится в рамках довольно ограниченной количественной группы, что ставит под сомнение репрезентативность результатов. Кроме того, не следует забывать, что человеческое восприятие ограничено. Это означает, что исследователь склонен терять бдительность и упускать из виду важные аспекты и нюансы рассматриваемой ситуации. Практика показывает, что в большинстве случаев исследователям не удается развить знания о мотивах, установках и интересах, лежащих в основе той или иной модели поведения. Однако в некоторых случаях это серьезное ограничение может быть преодолено.

Следует также помнить, что присутствие наблюдателя может оказать непосредственное влияние на исследуемую ситуацию и повлиять на результаты. Каждый, кто проводит такое наблюдение, должен понимать, что это сложный метод и чрезвычайно трудоемкий процесс. Еще более трудоемким может быть документирование результатов наблюдения, которое иногда занимает больше времени, чем само наблюдение.

Ключом к успеху любого исследования является оптимальное сочетание количественных и качественных методов. Чтобы получить наилучшие результаты, исследователь должен помнить о соблюдении разумного баланса. Главное — не быть слишком амбициозным и не извлекать всю возможную и невообразимую информацию из нерепрезентативных наблюдений и избегать ненужного использования количественных характеристик. Это два наиболее распространенных недостатка современных исследователей.

Природа окружающей среды также играет важную роль. Наблюдение, проводимое в естественной обстановке (например, в торговом . Если ситуация создана искусственно, то наблюдение считается «лабораторным». Результаты обоих исследований фиксируются с помощью современного технического оборудования или записываются в блокнот по усмотрению исследователя.

Все трудности, связанные с применением метода наблюдения, делятся на объективные и субъективные. Объективные не зависят от наблюдателя. Субъективные проблемы включают те, которые связаны с личностью наблюдателя. Среди объективных трудностей эксперты выделяют прямую зависимость возможного времени наблюдения от времени наблюдаемой ситуации. Факты, представляющие интерес и важность, не всегда находятся в поле зрения наблюдателя. Кроме того, личность самого наблюдателя, его присутствие в месте наблюдения и его возможная реакция на происходящее могут повлиять на поведение группы, изменить стандарты поведения наблюдаемых.

Определение понятия

В социальной, клинической и педагогической психологии наблюдение как метод исследования используется с конца XIX века, а в прошлом столетии его стали применять в трудовой науке. Это наиболее древний метод познания окружающих предметов и явлений. В повседневной жизни человек сам не замечает, как начинает наблюдать за кем-то или чем-либо.

Наблюдением нельзя назвать процесс, при котором вмешательство экспериментатора изменит условия его проведения. Но оно поможет в том случае, когда необходимо получить целостную картину происходящих событий и отразить ее в записях и таблицах. Главные особенности процедуры:

  • связь между наблюдателем и субъектом;
  • пристрастность — эмоциональная составляющая;
  • сложность, а иногда и невозможность повторного проведения.

Если наблюдение осуществляется в естественных условиях, то человек никак на него не повлияет. Но когда субъект знает, что его исследуют, то он меняет свои повадки.

Первыми экспериментаторами стали В. Прайер, В. Штерн и А. Гвоздиков. Они наблюдали за развитием ребенка в семье и записывали полученную информацию в свои дневники.

Условия, необходимые для наблюдения

Короткий период времени, чтобы изменения в окружающей среде не повлияли на изучаемое поведение или явление

Необходимо также записать наиболее характерные особенности условий и ситуаций, в которых происходит наблюдение.

Наблюдаемые события должны быть по своей природе доступны для наблюдения и происходить публично (открытое поведение). Например, в магазине, на улице, в офисе.

Наблюдение можно использовать для изучения не только поведения покупателей в магазине или сотрудников, оказывающих услуги потребителям, но и других процессов. Например, как люди используют определенные продукты (укладывают волосы, готовят завтрак, стригут газон и т.д.). Результаты могут быть использованы для создания новых модификаций продукции, улучшения сервиса, дистрибуции и рекламы (новые темы для рекламных кампаний).

Наблюдение является довольно гибким методом сбора информации, поскольку может проводиться исследователями в различных формах. Для группировки различных способов проведения наблюдения можно использовать следующие классификационные признаки:

  • Характер окружающей среды;
  • Место исследователя в исследуемом процессе;
  • способ, которым объект воспринимается наблюдателем; и
  • Степень стандартизации наблюдения;
  • степень открытости процесса наблюдения;
  • Характер наблюдаемых событий;
  • Регулярность наблюдения.

Необходимость контролировать внешние условия наблюдения определяет форму наблюдения в зависимости от характера окружающей среды. Наблюдение в лаборатории позволяет исследователям полностью контролировать условия проведения исследования, а также предоставляет больше возможностей для использования специализированного оборудования. Создавая наиболее благоприятные условия для наблюдения, исследователи сокращают время и стоимость наблюдения. Однако приглашение испытуемых в определенное помещение для наблюдения и предоставление им новой обстановки может повлиять на их естественное поведение, тем самым искажая информацию и снижая ее объективность. Например, они тратят гораздо больше времени на выбор марок товаров, чем в естественной ситуации. Или, наоборот, те, кто считает «неприличным» изучать образцы продукции, или те, кто не хочет показаться слишком дотошным и назойливым при консультировании продавцами, сокращают процесс выбора марки. Поэтому более целесообразным может быть проведение исследования в полевых условиях; преимуществом в этом случае является естественность наблюдаемого поведения. К сожалению, у полевых наблюдений есть серьезный недостаток — на участников исследования могут влиять различные внешние факторы, в том числе случайные по своей природе и не имеющие прямого отношения к изучаемому процессу. Например, в торговом зале может не быть товаров в определенное время, когда изучается поведение потребителей. Высокая интенсивность движения в магазине в оживленное время может помешать покупателям изучить весь ассортимент товаров или проверить упаковку нового бренда; покупатели, которые не выносят толпы, скорее всего, ограничат свой выбор наиболее знакомыми вариантами. В реальном мире также возможно, что в магазине (кафе или другом заведении, где проводится исследование) в течение некоторого времени могут вообще отсутствовать предполагаемые клиенты. Чтобы сбалансировать недостатки полевой и лабораторной форм, можно использовать комбинированный вариант — лабораторно-полевое наблюдение. В этом случае исследование проводится в естественных условиях, и принимается ряд мер для поддержания их стабильности в течение некоторого времени. При проведении лабораторно-полевого наблюдения исследователи должны заручиться поддержкой администрации организации, где планируется проведение наблюдения, например, обеспечить наличие необходимого количества товаров в торговом зале или иным образом обеспечить стабильность условий наблюдения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]