О наблюдении в целом
Наблюдением считается целенаправленное исследование и регистрация поведения какого-либо объекта. Наблюдатель должен создавать условия для процесса, но они никоим образом не должны вмешиваться в жизнь.
Наблюдение отличается от пассивного созерцания действительности, поскольку имеет определенную цель, проводится по заранее составленному плану и имеет специальные предметные средства, позволяющие не только фиксировать результаты, но и поддерживать ситуацию на необходимом уровне.
Можно сказать, что наблюдение – это активная форма чувственного познания. С ее помощью можно накапливать эмпирическую информацию, формировать первоначальные представления или проверять заранее выдвинутые предположения, касающиеся объекта исследования. Считается, что именно этот способ стал первым научным методом психологических исследований, за время развития науки образовалось несколько специфических видов наблюдения.
Формы наблюдения
Наблюдение — это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации определенных процессов, действий людей, событий, которые могут быть обнаружены органами чувств (то есть метод основан на зрительном и слуховом восприятии явлений).
Обычное наблюдение — это непроизвольная деятельность человека, связанная с получением информации о мире, способ познания мира (для философов наблюдение — это первый этап познавательного процесса: от восприятия и наблюдения — к описанию, предположению, его обоснованию и проверке).
Научное наблюдение отличается от обычного наблюдения своей целенаправленностью (намерением получить определенную информацию для заданных целей исследования), систематичностью, планомерностью и наличием процедур контроля. Однако термин «наблюдение» еще не имеет четкого определения. В некоторых социальных науках (социология, статистика, демография) под наблюдением понимается любая процедура полевого исследования (включая опрос), то есть любая процедура, которая не предполагает получение данных из вторичных источников.
В зависимости от характера окружающей среды.
Полевое наблюдение — проводится в естественных условиях, в реальной ситуации.
Лабораторное наблюдение — оно проводится в искусственно созданных условиях и позволяет поддерживать стабильность среды, в которой происходит исследование.
Лабораторно-полевое наблюдение — проводится в естественных условиях, но с определенными ограничениями, которые устраняют недостатки как лабораторного, так и полевого наблюдения.
Место исследователя в изучаемом процессе (указаны полярные формы, но на практике могут использоваться переходные варианты).
Наблюдения с непосредственным участием исследователя (включенное наблюдение) — наблюдатель сам участвует в ситуации, он одновременно влияет на ситуацию и, в свою очередь, подвержен ее влиянию. Эта форма позволяет скорректировать объективность выводов наблюдателя за счет лучшего понимания наблюдаемых процессов.
Наблюдение осуществляется наблюдателем со стороны, без участия в наблюдаемом процессе (невключенное наблюдение) — наблюдатель находится на некотором расстоянии от наблюдаемого объекта, что позволяет видеть весь процесс и контролировать внешние факторы, влияющие на него.
По характеру восприятия объекта наблюдения.
Личное наблюдение — наблюдаемые события фиксируются непосредственно наблюдателем.
По степени стандартизации наблюдения.
Неличное наблюдение — наблюдаемые события фиксируются с помощью устройств, позволяющих снизить субъективность восприятия событий. Структурированное (контролируемое) наблюдение — в этом случае используются листы наблюдения с четко определенной структурой фиксируемых элементов (аспектов) процесса или ситуации, другие элементы поведения игнорируются.
Свободное (неструктурированное) наблюдение — все элементы поведения наблюдаются без заранее определенной схемы.
Открытое наблюдение — наблюдатели знают, что ведется наблюдение, исследователи предупреждают их заранее.
Скрытое наблюдение — наблюдаемые не знают о проводимом исследовании.
По регулярности наблюдения.
Систематическое наблюдение — проводится регулярно и позволяет выявить тенденции в процессах.
Эпизодическое наблюдение — не имеет строго определенных правил регистрации событий.
Наблюдение в одном случае — наблюдение проводится один раз в соответствии с установленными целями, больше эта схема наблюдения не используется.
Случайное наблюдение — наблюдение за незапланированным явлением, как отдельный метод сбора первичных данных обычно не планируется. Между тем, это часто становится разовым поводом для пересмотра маркетинговых решений предприятия.
Три значения
Обычно наблюдение рассматривают с трех разных сторон. В зависимости от ситуации и сферы использования различают:
- Наблюдение как метод.
- Как деятельность.
- Как методику.
Наблюдение может являться научным методом, тогда оно будет включать в себя систему принципов познания, положения о сущности и специфику психологического наблюдения о возможностях человеческой деятельности. Такой вариант считается универсальным и применяется для исследования широкого круга явлений. Метод наблюдения достаточно гибкий, и если возникает необходимость, исследователь может изменить «поле охвата», выдвинуть и проверить в ходе эксперимента дополнительные гипотезы. К тому же для такой деятельности необходимо минимальное аппаратурное обеспечение. Специфика заключается еще и в отношении к изучаемому объекту: исследователь не вмешивается в его жизнь, но при этом поддерживает визуальный и слуховой контакт.
Наблюдение как деятельность применяется в некоторых практических областях. К примеру, оператор энергетических систем смотрит за показателями приборов, врач осматривает больных, следователь наблюдает за преступником и т. д.
С третьей стороны, существует еще и методика наблюдения. Она является социально фиксированной предметной системой сбора и обработки данных, которая представлена на понятном для других языке и соответствует выявленным ранее задачам.
Единицы наблюдения, их регистрация
Единицы наблюдения — простые или сложные действия объекта исследования, доступные наблюдателю. Для их регистрации используются специальные документы:
1. Карточка наблюдения. Она необходима, чтобы регистрировать те или иные признаки в формализованном и зачастую закодированном виде. По ходу исследования может быть использовано несколько таких карточек, отдельно для каждой единицы изучения.
2. Протокол наблюдения. Предназначен для того, чтобы фиксировать комбинированные результаты в формализованных и неформализованных процедурах. Он отражает взаимодействие карточек наблюдения.
3. Дневник наблюдений. Психология часто использует различные журналы наблюдений. Они необходимы для того, чтобы зафиксировать полученные результаты исследования. В них указываются не только различные сведения о самом объекте, но также и совершенные в ходе изучения действия наблюдателя.
При записи результатов может применяться также различная кино- и видеоаппаратура.
Особенности метода
Различные виды наблюдения широко применялись еще с конца XIX века в тех сферах, где особое значение имело поведение человека, попавшего в различные ситуации. Наблюдение применялось и применяется в случае, когда исследователь не может или ему не позволено вмешиваться в естественное течение жизненного процесса.
Наблюдение считается незаменимым источником информации, если психологу нужно составить целостную картину происходящего и отобразить поведение каждого участника во всей полноте. К главным особенностям метода относят такие характеристики:
- Непосредственная связь исследователя и объекта наблюдения.
- Эмоциональная составляющая эксперимента.
- Сложно или невозможно провести подобный эксперимент повторно.
В естественных науках обычно исследователь не влияет на изучаемое явление. С другой стороны, в психологии существует проблема взаимодействия ученого и испытуемого. Если человек знает, что за ним ведется наблюдение, это может существенно отразиться на его поведении. Поэтому, чтобы минимизировать такое воздействие, наблюдателю необходимо «примелькаться» для испытуемого или обосновать свое присутствие какой-либо причиной, не акцентирующей внимание на человеке.
Суть метода
Наблюдение в психологической науке, в отличие от бытового, базируется на определенном замысле, продуманной заранее программе, требует фиксации фактов, их анализа и интерпретации.
Отслеживанию доступны только внешние (речевые, двигательные) проявления. Например, невозможно наблюдать:
- интеллект, но исследователю доступно слежение за процессом решения задач;
- общительность, но можно увидеть факт общения с другими людьми.
Наблюдаемые ситуации, явления, поведение объектов обязательно регистрируются в протоколах, дневниках. Замеченные характеристики излагаются максимально описательно, без объяснений. Форма протокола отражает предмет, задачу, гипотезу и основные критерии исследования.
Достоверность результатов наблюдения повышается, если исследователь имеет возможность применять метод длительное время, наблюдать объекты в разных ситуациях, ролях. Повышается надежность исследования и в случае, если за ситуацией следят несколько наблюдателей.
Качественное наблюдение возможно только, если ролевые отношения между объектом и субъектом отсутствуют. Например, школьник по-разному ведет себя в присутствии родителей, учителя и друзей. Поэтому характеристики, которыми наделяют его разные люди, отличаются.
Психологическое наблюдение не дает возможности субъекту вмешиваться в изучаемую ситуацию. Результаты наблюдения в обязательном порядке подкрепляются данными других методов исследования.
Виды наблюдения
Обычно тип наблюдения определяется целями, объектом и ситуацией исследования. Таким образом, принято различать:
- Объективное наблюдение и самонаблюдение.
- Полевое и лабораторное исследование.
- Индивидуальный и коллективный эксперимент.
- Случайное и преднамеренное изучение.
- Систематическое и несистематическое наблюдение.
- Полное и неполное исследование.
- Сплошной и выборочный эксперимент.
- Констатирующее и оценивающее изучение.
- Стандартизованное и нестандартизованное наблюдение.
- Исследования открытого и закрытого характера.
- Включенный и невключенный эксперимент.
- Прямое и косвенное исследование.
Таким образом, видим, что существует 12 пар форм, видов и способов наблюдения. Рассмотрим их по отдельности.
Принятая классификация
Наблюдение обычно используется в том случае, когда непозволительно или просто невозможно вмешаться в естественное течение события. Его разделяют на несколько видов:
- внешнее и внутреннее;
- непосредственное и опосредованное;
- прямое и косвенное;
- включенное и невключенное;
- полевое и лабораторное;
- сплошное и выборочное.
А также есть разные виды наблюдения в зависимости от систематичности, форме, фиксируемым объектам, осознанности. В первом случае бывают несистематические и систематические исследования. Последние проводятся по определенному плану, а во время эксперимента человек фиксирует особенности поведения субъекта и создает классификацию условий окружающей среды. Несистематические позволяют создать общую картину явления в определенных условиях. Обычно такие исследования являются полевыми.
Наблюдение противопоставляются экспериментам по двум критериям: непосредственность и пассивность исследователя. Он не может вмешиваться в ход процесса, но обязательно записывает увиденное в протоколе.
По фиксируемым объектам разделяют сплошные и выборочные наблюдения. При первом человек старается законспектировать все особенности поведения. А при втором он записывает только определенные акты или параметры. В зависимости от форм поведения выделяют несколько исследований: осознанное, неосознанное внешнее и внутреннее, окружающего мира.
При осознанном субъект знает о том, что за ним наблюдают. То есть исследователь контактирует с ним, заранее рассказывает ему о задаче эксперимента и своем социальном статусе. Но иногда ему сообщают неверную информацию, чтобы проследить за поведением в определенной ситуации. Хотя подобные действия приводят к этическим проблемам и отрицательным результатам.
Такой способ используется только в том случае, если это обусловлено требованиями наблюдения. Необходимо провести несколько исследований, так как действия субъекта зависят от влияния ученого, и при некорректной постановке задания результаты не оправдают ожиданий. Ситуация наблюдения может стать стрессом для испытуемого, и итоги негативно повлияют на его жизнь.
Неосознанное внутреннее
Отличается неосознанное внутреннее наблюдение, ведь при нем субъект не знает ничего об исследовании. Тот, кто проводит оценивание, становится частью системы. К примеру, психолог может внедриться в компанию представителей какой-либо субкультуры для детального изучения поведения. Наблюдатель тесно контактирует с испытуемыми, но они не догадываются о его цели.
Этот метод используется для исследования социальных особенностей малых групп. Наблюдатель должен вести себя естественно, тогда его работа не сможет повлиять на их действия и заключения протокола. Но проблемой могут стать этические вопросы: исследователю придется обманывать группу. А также у него возникнут трудности с записями — фиксировать результаты нужно тайно, чтобы этого никто не заметил.
Факт того, что ведется наблюдение, никак не повлияет на поведение субъекта. А при непосредственном контакте исследователь получит больше информации. Но это может вызвать и некоторые проблемы: иногда психологи перенимают систему ценностей изучаемой группы, возникают моральные конфликты.
Внешний тип
Определение внешнего неосознанного наблюдения заключается в том, что субъекту неизвестно об эксперименте. Исследователь при этом не контактирует с группой, он фиксирует информацию со стороны. К примеру, в психиатрических больницах доктор следит за пациентом через специальное окно. Со стороны врача оно прозрачное, а больной видит его, как зеркало.
Такая организация наблюдения позволяет не стеснять субъектов, не провоцировать их на определенные действия. Благодаря этому исследователь может собрать объективную информацию о поведении или явлении. Еще один плюс — если на каком-либо этапе наблюдатель устал, его незаметно сменит другой.
Естественность действий не нарушается из-за давления исследователя, появляется возможность использования технических средств записи информации. Но из-за ограниченности придется изучать ситуацию только с одной стороны, более подробно узнать о поведении субъектов не получится.
При наблюдении окружающей среды удается узнать больше об условиях, от которых зависят действия людей. Моделирование определенных ситуаций поможет изучить все факторы, влияющие на исследуемых.
Объективное, лабораторное и полевое исследование
Первый вид метода наблюдения, на который следует обратить внимание, называется объективным. Это исследование объекта со стороны, то есть наблюдатель смотрит за теми объектами, которые являются внешними по отношению к нему. Такой вид наблюдения широко используется в психологии и социологии, а также в смежных с ними дисциплинах. Еще этот метод называют внешним наблюдением.
Интроспекция (самонаблюдение или внутреннее исследование) использовалась на ранних этапах развития психологии. Субъект самостоятельно наблюдал за собой и фиксировал изменения сознания. Сейчас как метод используется очень редко.
Полевое (оно же естественное наблюдение) заключается в исследовании объектов, которые находятся в естественной для них среде обитания. Этот вид метода наблюдения обычно считается самостоятельным способом сбора данных. Совмещать с другими методами исследования можно, если наблюдение является основным компонентом изучения, а все остальные способы – вспомогательными или будут проходить в другое время.
Экспериментальное, или лабораторное исследование проводится в искусственно созданных условиях. Степень этой искусственности может быть разной: минимальной (когда ведется непринужденная беседа) или максимальной (когда человека помещают в специальное помещение и выдаю инструкцию поведения). В отличие от полевого исследования, экспериментальное наблюдение почти всегда связана с другими эмпирическими методами исследования.
Преимущества и недостатки
Есть у любого вида метода наблюдения в психологии достоинства и недостатки. К плюсам относится возможность охватить и записать интересующие акты поведения, включить их в отчетный протокол. Психолог одновременно исследует отношения субъектов друг с другом и к иным предметам, явлениям. В некоторых случаях не понадобится даже их согласие или подготовка.
Фиксировать можно сразу несколько параметров — перемещения и физическое взаимодействие, вербальное и невербальное общение. Информацию психологи получают быстро, а сам метод довольно дешевый. Если не использовать специальной записывающей аппаратуры, то не потребуется никаких затрат.
Но есть у наблюдения и свои минусы. Существует слишком много отвлекающих и мешающих исследованию факторов. Обстоятельства редко повторяются, поэтому при упущении одного явления не получится сделать верный обобщающий вывод. Все результаты нужно классифицировать по конкретным параметрам. При разных видах наблюдения потребуется затратить много времени и усилий.
Психологические методы исследования позволяют не предполагать, а точно узнать некоторую информацию из жизни субъектов. С помощью наблюдения можно понять сущность поведения индивидуума, его отношения к окружающим и самому себе.
Индивидуальное, коллективное, случайное и преднамеренное наблюдение
Индивидуальное исследование — это такой вид статистического наблюдения, который совершается одним ученым. Наблюдатель может быть единственным, кто изучает этот проект, но также может входить в состав группы ученых. В последнем случае он будет изучать объект самостоятельно, но его работа будет входить в состав проекта.
Коллективное исследование осуществляется группой из нескольких лиц. Они имеют общий план действий, пользуются одинаковой методикой и преследуют одну и ту же цель. В некоторых случая предполагается, что этот вид наблюдения в психологии определяется одновременностью проведения исследования.
Случайное исследование не планируется заранее, а проводится из-за того, что так сложились обстоятельства. Ценность этот вид и способ наблюдения имеет в исследовании редких явлений, появление которых невозможно предугадать. Например, здесь речь может идти об НЛО или внезапных стихийных бедствиях. Случайные наблюдения делятся на два вида: житейские и профессиональные. Житейские наблюдения совершает каждый человек в повседневной жизни. Профессиональное случайное наблюдение происходит непреднамеренно в результате профессиональной деятельности. В этом случае ученный уже внутренне готов к проведению наблюдения и может увидеть что-то интересное там, где простой человек не может. Именно таким образом было совершено множество открытий прошлого. Преднамеренное наблюдение является запланированным и преследует определенные цели.
Виды объектов
Наблюдение и эксперимент в психологии, так же как и другие методы, могут иметь следующие объекты исследования:
— человек (или животное);
— целая группа людей.
Предметом наблюдения может быть, как правило, только внешний компонент деятельности (движения, перемещение, соприкосновения, совместные действия, речевые акты, мимика, внешние проявления вегетативных реакций, а также различные ситуации как спонтанные, так и организованные).
Систематические и полные исследования
В зависимости от систематичности виды наблюдения делятся на систематические и несистематические.
Систематические наблюдения совершаются по заранее созданному плану и графику. Понятие систематичность здесь рассматривается в двух аспектах:
- Процедурный. Имеются четко определенные задачи, цели, сформулирована рабочая гипотеза. Действия наблюдателя определенны и упорядочены заранее. Также можно наблюдать продуманную систему регистрируемых показателей.
- Временный. Многократные наблюдения спланированы и сбалансированы заранее. Проще говоря, за человеком наблюдают, фиксируют какие-то проявления характера и повторяют эту процедуру, когда изменится его жизненная ситуация или ему исполнится определенное количество лет. К примеру, благодаря временному наблюдению было установлено, что характер человека меняется каждые семь лет.
С другой стороны, существуют несистематические исследования, которые не имеют определенного плана действий. Процедурный аспект проявляется в неопределенности задач и здесь не предусмотрена регистрация фактов. Временной аспект выражается в проведении многократных наблюдений случайным образом.
Еще один вид статистического наблюдения называется полным. Основная задача исследователя заключается в охвате и фиксации все доступной информации о предмете изучения. Обычно этот метод применяют, чтобы лучше изучить объект исследования. Однако бывают ситуации, когда такой подход является вынужденной мерой. Это происходит в случаях, когда неизвестно какие именно факторы оказали влияние на поведение человека.
При неполном наблюдении исследователь обращает внимание на оптимальное количество факторов, по которым можно сделать определенные выводы. Прежде чем приступить к наблюдению, исследователь составляет список факторов, на которые нужно обратить внимание обычно это делается для того, чтобы исключить нежелательные информационные пробелы.
Выборочный эксперимент и констатация фактов
Сплошное наблюдение является постоянным и применяется для краткосрочного изучения объекта, чтобы получить более полную информацию о динамике.
Форму и вид наблюдения сплошного характера часто путают с полным наблюдением. Однако шкала «сплошной — выборочный» характеризует временную действительность, а шкала «полный — неполный» — количественную. То есть любое сплошное наблюдение может быть или полным или неполным. Выборочные наблюдения обычно проводятся в отдельных временных промежутках. Исследователь определяет на свое усмотрение.
Еще одним видом и способом статистического наблюдения является констатирующее. Любые явления фиксируются исследователем, но не подвергаются обсуждению или оцениванию. Как правило, зарегистрированные факты не требуют дополнительной интерпретации. К примеру, фотографии — сложно интерпретировать изображение как-то по-другому.
Оценивающее наблюдение – вид деятельности, при которой исследователь ставит оценку ситуации или фиксированному явлению. Обычно этот метод используют, когда выдвигают гипотезы и необходимо объяснить факторы, которые объединяют процесс восприятия. Оценивающие наблюдения бывают обобщающими и интерпретационными.
Полное и неполное наблюдение
Полное — наблюдение, при котором фиксируется и записывается максимум информации, доступной наблюдателю. Используется для чрезвычайно тщательного изучения объекта. Часто полное наблюдение проводится как принудительная мера, когда заранее не известно, какие факторы ситуации и поведения наблюдаемого следует фиксировать, а какие не обязательно, какие считаются существенными, а какие не важными, какие можно ожидать, а какие не предсказуемы. Такая ситуация обычно сопровождает предварительное, ориентировочное исследование, предшествующее основному циклу исследования, в котором наблюдение уже будет более целенаправленным и определенным, с ограниченным полем поиска. Иногда исследователю приходится прибегать к полному наблюдению из-за плохой подготовки и предусмотрительности на предварительных этапах исследования — постановке проблемы, формулировке гипотезы и планировании.
Понятно, что полнота информации — дело относительное, и ее степень зависит от объективных и субъективных способностей наблюдателя, а также от его понимания «абсолютной» полноты. Таким образом, «исчерпывающая» полнота наблюдения характеризует скорее методологическую грубость конкретного исследования, чем его «эмпирическое богатство» и широту интересов исследователя.
Неполное — это наблюдение, при котором внимание наблюдателя сосредоточено на оптимальном (реже — минимальном) количестве параметров ситуации и поведения наблюдаемого. Этот круг информации, которую необходимо собрать, определяется заранее, исходя из целей и условий наблюдения. Как правило, такая регламентация процесса наблюдения не ограничивает жестко действия наблюдателя, а лишь предотвращает нежелательные пробелы в искомой информации.
Другими словами, он не запрещает наблюдателю выходить за рамки установленного набора вопросов, если это окажется необходимым или полезным для процесса, а лишь направляет его в бесконечное разнообразие ситуаций мониторинга. Таким образом, это ограничение не только не «связывает руки» наблюдателю, но, напротив, освобождает его от прежних проблем выбора того, что наблюдать и что записывать. А это позволяет более тщательно и внимательно наблюдать за главным (согласно гипотезе исследования) и повышает вероятность обнаружения дополнительных важных (по мнению наблюдателя) фактов. Это повышает надежность и точность данных наблюдений. Очевидно, что неполное наблюдение намного дешевле и обычно более эффективно, чем полное. Такой тип наблюдения характерен для базовых и контрольных исследований.
Непрерывный — непрерывное наблюдение за объектом без перерыва. Обычно его используют при краткосрочном исследовании или когда необходимо получить наиболее полную информацию о динамике изучаемых явлений.
Иногда непрерывное наблюдение интерпретируется как полное. Смешивать эти характеристики не представляется разумным, лучше придерживаться более традиционного взгляда: параметр «непрерывный — выборочный» отражает «временную стратегию» исследования, а параметр «полный — неполный» — количественную. […] Из этого наблюдения следует, что любое непрерывное наблюдение может быть либо полным, либо неполным, и еще более рационально проводить непрерывное наблюдение после неполного. Обратное также верно: любое полное и неполное наблюдение может быть либо непрерывным, либо выборочным.
Выборка — это наблюдение, проводимое через дискретные промежутки времени, выбранные исследователем по своему усмотрению. Это менее затратно, чем непрерывное наблюдение. Это целесообразно при длительных, затяжных исследованиях, а также при заполнении разрозненных пробелов в знаниях об известном как целостном явлении. Естественно, непрерывное наблюдение авторы считают полным, выборочное приравнивают к неполному. Непрерывное наблюдение — это наблюдение, при котором наблюдаемые явления и действия просто фиксируются и не подлежат обсуждению или оценке исследователем во время наблюдения.
Стандарты. Открытые и закрытые исследования
Также наблюдения могут быть стандартизованными и нестандартизованными. Первые осуществляются по заранее оговоренной схеме, которая является эталонной для фиксации и регистрации параметров в конкретной ситуации. К примеру, если изучаемое явление понятно и нужно только зафиксировать некоторые элементы исследователи могут воспользоваться бланками, что сделаны по определенному стандарту. В свою очередь нестандартизованное наблюдение осуществляется в свободной форме. Как исследователь хочет, так и описывает происходящее. Этот способ дает возможность взглянуть на объект под другим углом и позволяет увидеть те закономерности, которые не были ранее замеченными.
При открытом наблюдении индивиды знают о своей роли «подопытных», временами даже знакомы с наблюдателем. Правда, этот способ несколько ограничивает поле действий исследователя. Скрытое исследование проводится незаметно для испытуемых и считается более распространенным, хотя часто может повлечь за собой трудности этического характера.
Включенное, прямое, спровоцированное
При включенном наблюдении исследователь входит в состав группы, которую он изучает. Так сказать, пытается понять ее изнутри. Несмотря на множественные достоинства, это наблюдение имеет существенный недостаток: ученые может потерять объективность, перейдя из позиции ученого в роль испытуемого.
Стоит отметить, что наблюдения могут проводить не только люди, заинтересованные в результатах, но и их представители. Когда наблюдает ученый – это прямое исследование, когда посредник – косвенное. Обычно косвенными наблюдениями называют получение информации от свидетелей события. К примеру, в правоохранительных органах важными являются показания людей, которые стали невольными свидетелями преступления.
Предмет наблюдения
В зависимости от того, каким будет предмет изучения, исследователь выбирает необходимые формы и виды статистических наблюдений. Обычно объектами выступают:
- Вербальное поведение — учитывается также содержание, продолжительность и интенсивность речи.
- Невербальное поведение – исследуется мимика и жесты.
- Перемещения людей.
Проще говоря, объектами могут быть любые ситуации, которые можно поддать четкой фиксации. Исследователя не интересуют свойства психики, только статистика и факты. Но исходя из положения, что свойства психики проявляются в поведении, психолог на основании собранных фактов может строить гипотезы на психических свойствах.
Правила проведения наблюдений
При проведении исследования важно выполнять такие требования:
- Заранее определится с тем, какой вид наблюдения будет более оптимальным, и составить программу исследования, выделив самые важные объекты и этапы.
- Никоим образом не влиять на естественный ход событий.
- Наблюдение должно быть повторным и систематичным (особенно если это касается изучения личности).
- Исследуя психические явления, наблюдения нужно проводить на разных объектах. Даже если нужно изучить человека, более подробную информацию можно получить, сравнивая его с другими.
Средства наблюдения и этический кодекс
Наблюдение может осуществлять сам исследователь, или же он может использовать различные фиксирующие приборы – диктофоны, камеры и т. д. Важно понимать, что наблюдение – это не эксперимент, поскольку: во-первых, не меняет окружающую действительность, а во-вторых, наблюдатель фиксирует только то, что видит.
В России наблюдения ученые могут осуществлять в любой удобный для них момент. В Америке все не так просто. Здесь существует этический кодекс Американской психологической ассоциации, который разрешает проводить наблюдение, при условии соблюдения некоторых правил, а именно:
- Необходимо заручиться согласием участников на проведение исследования. Исключением бывают только наблюдения, которые проводятся в общественных местах.
- Психологи не должны причинять вред испытуемым, а если его нельзя избежать – снизить возможный ущерб.
- Минимизировать вторжение в личную жизнь.
- Не разглашать конфиденциальных данных об участниках наблюдений.
В психологии наблюдение считается незаменимым источником эмпирической информации, ведь только находясь в одиночестве или привычных условиях человек сбрасывает все маски, позволяя эмоциям взять верх над разумом, оголяя тем самым свою истинную сущность.
Психологическое наблюдение: определение понятия
Наблюдение в психологии — один из основных методов познания особенностей объекта эмпирическим путем. Метод предполагает обязательный прееход от описания фактов к объяснениею их сути, формированию психологической характеристики наблюдаемого.
На результат применения научного метода могут влиять такие факторы:
- уровень знаний в исследуемой области;
- профессиональный опыт, квалификация наблюдающего;
- личный опыт, эмоциональные и мыслительные стереотипы, ценностные ориентации психолога.
Наблюдение предполагает невмешательство субъекта в исследуемый процесс или ситуацию.
Метод дает возможность получить полную картину происходящего, отразить ее через записи, таблицы. Особенностью процедуры является сложность, а часто невозможность точно повторить ситуацию наблюдения.