Достоинства и недостатки метода наблюдения в исследовании практики социальной работы

Суть метода наблюдения

Как было сказано выше метод наблюдения используется в психологии для того, чтобы понять манеру поведения незнакомца. Он позволяет понять представляет ли данный объект угрозу, какие намерения имеет при себе, чем интересуется, к чему стремится и т.д. Иными словами можно привести простой пример: когда ребенка впервые приводят в детский сад, он чувствует себя не в своей тарелке. Как и другие дети в силу своей одинокости он быстро находит себе подходящую компанию детей, стараясь понять их. Выбирая себе компанию он заранее понимает из своих наблюдений: кто нравится, кто представляет угрозу для репутации, а кто вовсе уже завоевал внимание и является настоящим другом.

На этом простом примере и строится метод наблюдения. Он является весьма полезным, ведь если человек не будет прислушиваться к своим внутренним чувствам, определять для себя кто друг, а кто враг, он быстро потеряется в этом мире. Каждому человеку необходимо знать по мере изменения условий об их сущности. Это касается не только людей, но и всего интересующего.

Предметом наблюдения может выступать: место, техника, природное явление, предмет и многое другое. Чем больше мы наблюдаем, тем больше информации мы впитываем об объекте, а именно наблюдая мы определяем свои желания и приоритеты. Это сложилось в человеке еще от природы: мы наблюдаем по телевизору хищника, а встретив его в жизни мы заранее знаем, что стоит бежать.

Наблюдение может возникать целенаправленно, например, в силу исследований, проведения анкетирований, статистических измерений или любых других целей и неосознанно, когда мы невольно начинаем наблюдать за интересующим объектом. Так же оно может быть разным по времени:

  1. Эпизодическим (возникающим кратковременно).
  2. Длительным (долгосрочное время наблюдения).

Либо может возникать по различным критериям: специально заданному количеству параметров для достижения заданной цели или структурированное по внутренним убеждениям, возникшим без конкретной цели.

Самонаблюдение

Самонаблюдение

— это наблюдение за собой и особенностями своего поведения. Данный метод может применяться в форме самоконтроля и играет большую роль в психологии и жизни человека. Однако, как метод, самонаблюдение в большей степени может лишь констатировать факт чего-либо, но не его причину (что-то забыл, но неизвестно почему). Именно поэтому самонаблюдение, хотя и является важным методом исследования, не может быть основным и самостоятельным в процессе познания сути проявлений психики.

Качество рассматриваемого нами метода находится в прямой зависимости от самооценки человека. К самонаблюдению, к примеру, более предрасположены люди с низкой самооценкой. И следствием гипертрофированного самонаблюдения может стать самокопание, зацикленность на неправильных поступках, чувство вины, самооправдание и т.п.

Адекватному и действенному самонаблюдению способствуют:

  • Ведение личных записей (дневника);
  • Сопоставление самонаблюдения с наблюдениями окружающих;
  • Повышение самооценки;
  • Психологические тренинги по личностному росту и развитию.

Применение самонаблюдения в жизни — это очень действенный способ понять себя, мотивы своих поступков, избавиться от некоторых проблем в жизни и разрешить сложные ситуации.

ПРИМЕР:

Вы хотите повысить свою эффективность в ежедневной деятельности (в общении с людьми, на работе, дома) или избавиться от вредных привычек (негативное мышление, раздражительность, даже курение). Возьмите себе за правило как можно чаще каждый день находиться в состоянии осознанности: обращайте внимание на свои мысли (о чём вы думаете сейчас) и свои действия (что вы делаете в данный момент). Попытайтесь проанализировать, что вызывает у вас те или иные реакции (злость, раздражение, зависть, радость, удовлетворение). За какие «крючки» вас тянут люди и обстоятельства. Заведите себе блокнот, в котором будете записывать все свои наблюдения. Просто смотрите, что происходит внутри вас и что этому способствует. Проанализировав через какое-то время (неделя, месяц) то, что вы узнали о себе, вы сможете сделать вывод на тему того, что вам стоит в себе культивировать, а от чего следовало бы начать избавляться.

Регулярная практика самонаблюдения очень положительно сказывается на внутреннем мире человека и, как следствие, на внешних его проявлениях.

Плюсы метода наблюдения

Наблюдая за чем-то или кем-то, мы можем иметь в этом пользу:

  • Получение обширных данных исследуемого. Можно изучить объект получив максимально широкое количество информации о нем.
  • Отсутствие искажения данных. Чем больше мы вникаем в вопрос самостоятельно, тем меньше есть вероятность о получении ложной информации. Как гласит известная пословица: хотите сделать хорошо, сделайте это сами.
  • Личное участие в процессе. Особенно приятно это может быть в том случае, когда исследование волнует наблюдателя.
  • Независимость. Тот, кто исследует данный объект или предмет никак не связан с ним и не несет никаких последствий для себя. Главным же инструментом здесь выступает интерес и наблюдательность, которые не стоят больших усилий.
  • Позволяет уловить детали и фиксировать то, что можно упустить.

Объект и средства наблюдения

Объектами наблюдения становятся отдельные люди или сразу много участников. Они могут относиться к одному или разным социальным группам. Предметом наблюдения становятся особенности поведения тех, за кем следят:

  • вербальные проявления — содержание разговоров, интенсивность, продолжительность речи, экспрессивность, лексика, грамматические структуры;
  • невербальные проявления — выражение лица, направление взгляда, движения глаз, мимика, жестикуляция;
  • перемещения — соблюдение или отсутствие дистанции, скорость движения или состояние неподвижности;
  • физические воздействия на других — удары, толчки, касания, совместные усилия.

Объектом наблюдения становится только то, что можно зарегистрировать. Исследователь во время слежения за объектом не наблюдает за собственной психической реальностью, а регистрирует те факты, которые видит и может зафиксировать. Психика проявляется в поведении — этот постулат дает возможность исследователю строить предположения о психических свойствах объекта. Основой для гипотезы являются данные наблюдения.

Средством наблюдения может быть как сам исследователь, так и выбранные им вспомогательные элементы:

  • звукозаписывающая аппаратура;
  • видео- и фотокамера;
  • специальные карты наблюдения.

Выбор оснащения для фиксации ситуации определяется тем, в каких условиях оно проводится — в изолированном помещении, общественном месте.

Минусы метода наблюдения

  • Единственная точка зрения. Это может быть, как положительным, так и негативным фактором, но скорее негативным. Это связанно с тем, что одно лицо может иметь предвзятое мнение, либо не заметить важной детали, а значит и данные будут неточными или обособленными в рамках одного лица.
  • Его нельзя применить к большому количеству слагаемых. Так как наблюдатель чаще всего один, то и рассматривать объект можно только один или в крайнем случае несколько. Если понадобится большое количество рассматриваемых объектов, то наблюдатель с ними не справится.
  • Большие затраты энергии. Для наблюдателя это может быть трудным заданием, так как придется направить все силы, время, созидание на единую цель. Чтобы выполнить такое нужно обладать усидчивостью и здравым смыслом, что не под силу энергичным и моторным личностям.
  • Ограничение во времени. Обычно, наблюдателю предоставлено ограниченное количество времени на задание, это может повлиять на точность и корректность получения данных. Такой важный подход к делу должен быть с большим временным ресурсом, что не всегда является возможным.
  • Возможно вмешательство со стороны исследователя. Такое может произойти если он слишком увлечен и несет в исследовании личные переживания, интерес, увлеченность данным мероприятием. Это может стать существенным недостатком, так как легко испортить течение событий.
  • Психологические и физические особенности наблюдателя. На процесс наблюдения могут сказаться факторы поведения, может быть даже, что у исследователя нет интереса к рассматриваемому объекту, просто необходимо выполнить задание по поручению. В такой ситуации может не хватить наблюдательности, усидчивости, тяги к получению сведений и других понятных причин.
  • Изменение наблюдаемого объекта. Факторы, которые могут произойти с наблюдателем уже учтены, а что насчет самого предмета? Всегда может случиться что-то, что не входило в компетенции изучения предмета и произошли его нетипичные изменения, которые не могут позволить изучать его в дальнейшем.

Психологическое наблюдение: преимущества и недостатки

Достоинства и недостатки у такого метода исследования, как наблюдение, следует оценивать заранее, на этапе планирования.

К положительным сторонам наблюдения относят возможность:

  • выявить мельчайшие детали изучаемого вопроса, раскрыть его многогранность;
  • увидеть и зафиксировать события, поведенческие проявления непосредственно во время совершения;
  • осуществлять контакт между наблюдателем и исследуемым, что позволяет получить максимально достоверную, объективную и актуальную информацию социального характера;
  • в полной мере понять мотивы, смысл определенных поведенческих проявлений в разных ситуациях, выявить их влияние на текущие события;
  • сохранять независимость исследователя от наблюдаемого объекта, при сборе информации опираться не только на умение, но и желание устанавливать контакт.

Наблюдение — относительно недорогой эмпирический метод. Он позволяет быстро получить необходимую информацию. Исследование несложно организовать независимо от готовности участвовать в нем одного или группы объектов.

Недостатки психологического наблюдения подразделяют на 2 группы — объективные, не зависящие от наблюдателя, и субъективные. Они сопряжены с личностными характеристиками, профессиональными качествами исследователя, а также установками участников эксперимента.

К объективным недостаткам наблюдения в психологии причисляют такие:

  • невозможность достаточно часто использовать слежение при необходимости участия большого количества наблюдаемых;
  • ограниченное число исследуемых процессов и связанных с ними психических явлений, что приводит к сужению возможности широко обобщать полученные результаты;
  • сложность, а часто невозможность, полностью повторить исследование;
  • возможность сделать только качественный, но не количественный вывод;
  • частое возникновение сложностей с фиксацией и описанием исследуемых феноменов, необходимость проделывать эту часть работы уже по окончании наблюдения;
  • недостаточно широкую возможность для получения сведений о целях и причинах зафиксированного поведения;
  • временное ограничение по времени разворачивания события;
  • трудоемкость метода, часто — необходимость привлекать к исследованию большое количество специалистов высокой квалификации;
  • дороговизна в случае использования специальной звуко- и видеозаписывающей аппаратуры.

Еще одним недостатком наблюдения психологи считают то, что метод не позволяет непосредственно исследовать все факты, многие области недоступны для исследования таким способом.

В числе субъективных недостатков:

  • возможность исследователя повлиять на ситуацию;
  • риск привнесения субъективного мнения или установок во время интерпретации полученного материала, что влечет за собой неверное трактование, расхождение полученного результата с реальной ситуацией;
  • неодинаковый социальный статус, культурное различие, несхожесть поведенческих стереотипов и жизненных позиций исследователя и исследуемого могут отразиться на интерпретации, исказить результат;
  • особенности личности исследователя могут сказаться на его восприятии наблюдаемой ситуации, что снижает качество и достоверность метода. Например, при появлении у специалиста чувства снисходительности к объекту возможно получение преувеличенно положительного результата. Если психолог неосознанно склонен видеть контрастность участников эксперимента, то он может игнорировать свойственные им черты характера, поведенческие проявления и замечать только те, которые совпадают с его восприятием.

Психолог в определенный момент может выйти из позиции наблюдателя и включиться в ситуацию. Это чревато тем, что он утратит возможность объективно оценивать происходящее.

Если у исследователя еще до начала эксперимента есть четко сформированное мнение относительно предмета исследования, это может стать причиной формирования определенной точки зрения на ситуацию. Ожидание зачастую возникает, если исследователь до начала эксперимента контактировал с наблюдаемым. В такой ситуации возможно смещение акцентов при наблюдении.

Во время наблюдения психологи могут допустить ошибки. Они, как и перечисленные выше проблемы, возникают при отсутствии у специалиста личной терапии и супервизии. Самыми частыми ошибками считаются:

  1. Усреднение — боязнь вынести крайнее суждение. Она базируется на том мнении, что экстремальные поведенческие проявления встречаются намного реже, чем низко- и средне интенсивные. Избегая полярных оценок, исследователи усредняют их, делают результаты однотипными. Избежать подобного помогает закладывание большого диапазона оценок при изучении интенсивности поведенческих проявления. Психологу, склонному к усреднению, требуется выявить в себе причину излишней снисходительности (она может быть спровоцирована неуверенностью в себе, слабым знанием предмета исследования).
  2. Неправильное моделирование, при котором исследователь применяет дедукцию, уверен в том, что некоторые личностные признаки взаимосвязаны или противоречат друг другу. К ошибочному результату приводит выстраивание “логического” вывода по типу: приветливый человек добродушен, добродушный — доверчив или красноречив, красноречивый — хорошо воспитан и образован, образованный — красноречив.

Настроение психолога во время наблюдения может наложить отпечаток на его восприятие ситуации, а также исказить результат эксперимента.

Недостатки психологического слежения возможно преодолеть, тщательно продумав программу, основательно подготовившись к работе по сбору необходимой информации. Также помогает справиться с трудностями контроль за ходом работы со стороны организаторов исследования.

Ирина Шербул

Подкрепление

Подкреплением

является мгновенная реакция (позитивная или негативная) исследователя (или окружающей среды) на действия исследуемого. Реакция должна на самом деле быть мгновенной, чтобы испытуемый сразу же имел возможность связать её со своим действием. Если реакция позитивная, то это знак того, что следует и в дальнейшем поступать или действовать подобным образом. Если реакция негативная, то наоборот.

Подкрепление может быть следующих видов:

  • Положительное — закрепляется правильное поведение/действие;
  • Негативное — предотвращается неправильное поведение/действие;
  • Осознанное;
  • Неосознанное;
  • Стихийное — происходит случайно (ожог, удар током и т.п.);
  • Намеренное — сознательное действие (воспитание, дрессировка);
  • Разовое;
  • Систематическое;
  • Прямое;
  • Косвенное;
  • Базовое;
  • Вторичное;
  • Полное;
  • Частичное.

Подкрепление огромная часть жизни человека. Оно, как и внушение, присутствует в ней с самого детства в процессе воспитания и получения жизненного опыта.

ПРИМЕР:

Примеры подкрепления вокруг нас на каждом шагу: если вы опустите руку в кипяток или попытаетесь коснуться огня, то непременно обожжётесь — это негативное стихийное подкрепление. Собака, выполняя какую-то команду, получает лакомство и с удовольствием повторяет это — положительное намеренное подкрепление. Ребёнка, получившего двойку в школе, дома накажут, и он постарается больше двоек не приносить, т.к., если принесёт, то снова будет наказан — разовое/систематическое негативное подкрепление. Культурист знает, что только регулярные тренировки дадут результат — систематическое положительное подкрепление.

Психологическое тестирование

Психологическое тестирование

относится к разделу психодиагностики и занимается изучением психологических качеств и свойств личности через применение психологических тестов. Этот метод часто применяется в консультировании, психотерапии, а также работодателями при приёме на работу. Психологические тесты нужны, когда требуется узнать о личности человека более подробно, чего нельзя сделать при помощи беседы или опроса.

Основными характеристиками психологических тестов являются:

  • Валидность — соответствие полученных из теста данных той характеристике, для которой тест проводится;
  • Надёжность — соответствие полученных результатов при повторном тестировании;
  • Достоверность — свойство теста давать истинные результаты, даже при намеренных или непреднамеренных попытках их искажения испытуемыми;
  • Репрезентативность — соответствие нормам.

По-настоящему эффективный тест создаётся путём проб и модификаций (изменение количества вопросов, их состава и формулировок). Тест должен пройти многоступенчатую процедуру проверки и адаптации. Действенный психологический тест — это стандартизированная проверка, на основе результатов которой становится возможным произвести оценку психофизиологических и личностных характеристик, а также знаний, умений и навыков испытуемого.

Существуют различные виды тестов:

  • Тесты на профориентацию — для определения предрасположенности человека к какому-либо виду деятельности или соответствия должности;
  • Тесты личности — для изучения характера, потребностей, эмоций, способностей и других свойств личности;
  • Тесты интеллекта — для изучения степени развития интеллекта;
  • Вербальные тесты — для изучения умения человека описывать словами совершаемые действия;
  • Тесты достижений — для оценки уровня овладения знаниями и навыками.

Есть и другие варианты тестов, направленных на изучение человека и особенностей его личности: цветовые тесты, лингвистические тесты, опросники, анализ почерка, психометрия, детектор лжи, различные методы диагностирования и др.

Психологические тесты очень удобно использовать в обычной жизни для того, чтобы лучше узнать себя или людей, к которым вы неравнодушны.

ПРИМЕР:

Надоело зарабатывать деньги тем способом, который не приносит ни морального, ни психологического, ни эмоционального удовлетворения. Мечтаете о том, чтобы наконец уволиться и заняться чем-то другим. Но вот чем — не знаете. Найдите несколько тестов на профессиональную ориентацию и сами себя протестируйте. Вполне возможно, что вы узнаете о себе какие-то вещи, о которых раньше даже понятия не имели. Результаты таких тестов могут помочь вам раскрыть новые грани вас самих и будут способствовать пониманию того, чем бы вам хотелось заниматься на самом деле, и к чему у вас есть склонности. А зная всё это, гораздо проще найти себе занятие по душе. К тому же, это ещё хорошо и тем, что человек, занимаясь любимым делом и получая от него удовольствие, становится более счастливым и удовлетворённым по жизни и, ко всему прочему, начинает больше зарабатывать.

Психологическое тестирование способствует более глубокому пониманию себя, своих потребностей и способностей, а также нередко указывает направление для дальнейшего личностного развития.

Опрос

Опрос

— вербально-коммуникативный метод, в процессе которого происходит взаимодействие между исследователем и изучаемым человеком. Психолог задаёт вопросы, а исследуемый (респондент) даёт ответы на них. Данный метод считается одним из самых распространённых в психологии. Вопросы в нём зависят от того, какие сведения требуется получить в ходе исследования. Как правило, опрос — это массовый метод, потому что применяется он для получения сведений о группе людей, а не об одном человеке.

Опросы разделяют на:

  • Стандартизированные — строгие и дающие общее представление о проблеме;
  • Нестандартизированные — менее строгие и позволяют изучать нюансы проблемы.

В процессе создания опросов первым делом формулируются программные вопросы, доступные для понимания только специалистам. После этого они переводятся в более понятные обычному обывателю анкетные вопросы.

Виды опросов:

  • Письменный позволяет получить поверхностные знания о проблеме;
  • Устный — позволяет проникнуть в психологии человека более глубже, чем письменный;
  • Анкетирование — предварительные ответы на вопросы перед основной беседой;
  • Личностные тесты — для определения психических особенностей личности;
  • Интервью — личная беседа (относится и к методу беседы).

При составлении вопросов нужно придерживаться некоторых правил:

  • Отдельность и лаконичность;
  • Исключение специфических терминов;
  • Краткость;
  • Конкретность;
  • Без подсказок;
  • Вопросы предусматривают нешаблонные ответы;
  • Вопросы не должны отталкивать;
  • Вопросы не должны что-либо внушать.

В зависимости от поставленных задач, вопросы разделяются на несколько видов:

  • Открытые — предлагающие ответы в свободной форме;
  • Закрытые — предлагающие заготовленные ответы;
  • Субъективные — об отношении человека к чему-либо/кому-либо;
  • Проективные — о третьем лице (без указания на респондента).

Опрос, как уже говорилось, более всего подходит для получения информации от большого количества людей. Данный метод позволяет установить потребности масс или определить их мнение по конкретному поводу.

ПРИМЕР:

Вы являетесь директором фирмы по предоставлению каких-либо услуг и вам нужно узнать мнение своих сотрудников по поводу улучшения условий работы и привлечению большего числа клиентов. Для того, чтобы сделать это максимально быстро и наиболее эффективно, вы можете составить (например, вместе со штатным аналитиком) ряд вопросов, ответы на которые помогут вам решить поставленные задачи. А именно: сделать процесс работы сотрудников более приятным для них и найти какие-то способы (возможно, очень эффективные) для расширения клиентской базы. По итогам такого опроса вы получите информацию по очень важным моментам. Во-первых, вы будете точно знать, в каких изменениях нуждаются ваши работники, чтобы атмосфера в коллективе стала лучше и работа доставляла положительные эмоции. Во-вторых, у вас на руках будет перечень всевозможных методов улучшения вашего бизнеса. И, в-третьих, вероятно, вы сможете выделить из общей массы служащих перспективного и подающего надежды человека, которого можно повысить в должности, тем самым улучшив общие показатели предприятия.

Опросы и анкетирования — это прекрасный способ получения важной и актуальной информации на злободневные темы от большого количества людей.

Психологическая консультация

Психологическая консультация

— это, как правило, разовая беседа психолога с клиентом, ориентирующая его в сложившейся жизненной ситуации. Она подразумевает под собой быстрое начало работы, т.к. в какой-то особой подготовке клиент не нуждается и специалист вместе с ним может разобраться в обстоятельствах и наметить шаги по достижению желаемого результата.

Основными проблемами, по поводу решения которых люди обращаются за консультацией к психологу, являются:

  • Отношения — ревность, неверность, трудности в общении, воспитание детей;
  • Индивидуальные проблемы — здоровье, невезучесть, самоорганизация;
  • Работа — увольнение, нетерпимость к критике, низкий уровень заработной платы.

Психологическая консультация состоит из нескольких этапов:

  • Контакт;
  • Запрос;
  • План;
  • Настройка на работу;
  • Реализация;
  • Домашние задания;
  • Завершение.

Метод психологической консультации, как и любой другой метод психологии, состоит из совокупности, как теоретических, так и практических методов исследования. На сегодняшний день существуют различные вариации и виды консультаций. Обращение к психологу за помощью может стать решением многих жизненных проблем и выходом из сложных ситуаций.

ПРИМЕР:

Толчком для того, чтобы прибегнуть к психологической консультации, может послужить абсолютно любая жизненная ситуация, с решением которой человек не может справиться самостоятельно. Это и возникновение проблем на работе, и неурядицы в семейных отношениях, депрессия, потеря интереса к жизни, неспособность избавиться от вредных привычек, дисгармония, борьба с самим собой и множество других причин. Поэтому, если вы чувствуете, что вас на протяжении продолжительного периода времени одолевают и беспокоят какие-то навязчивые мысли или состояния и вы понимаете, что не можете справиться с этим в одиночку, а рядом нет никого, кто мог бы поддержать, то без тени сомнения и стеснения обращайтесь за помощью к специалисту. Сегодня существует огромное количество кабинетов, клиник и центров психологической помощи, где свои услуги предоставляют опытные высококвалифицированные психологи.

На этом можно закончить рассмотрение классификации основных методов психологии. К остальным (вспомогательным) методам можно отнести: метод экспериментально-психологических проб, метод объяснения и обучения, тренинги, коучинги, деловые и ролевые игры, консультирование, метод коррекции поведения и состояния, метод преобразования жизненного и рабочего пространства и множество других.

Любой психический процесс должен рассматриваться психологической наукой таким, каким он является в действительности. А это предполагает его изучение в тесной взаимосвязи с окружающим миром и внешними условиями, в которых живёт человек, ведь именно они получают отражение в его психике. Как окружающая нас реальность находится в постоянном движении и изменении, так и отражение её в психике человека не может быть неизменным. Чтобы научиться более глубоко понимать особенности внутреннего мира человека, да и суть вещей вообще, следует прийти и к осознанию того факта, что одной из основ этого понимания является именно психология человека.

Сейчас в свободном доступе имеется неисчисляемое количество материалов для изучения психологической науки и её особенностей. Для того, чтобы вы не потерялись во всём этом многообразии и знали, с чего стоит начать изучение, мы предлагаем вам ознакомиться с трудами таких авторов, как А. Г. Маклаков, С. Л. Рубинштейн, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. В. Петровский, Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер, Б. Г. Ананьев, Н.А. Логинова. А прямо сейчас можете посмотреть интересное видео на тему методов психологии:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]