Пример описания известной личности
Мировая историография содержит большое количество информации о различных известных людях.
Особый интерес представляют их психологические портреты.
Анализ индивидуальных характеристик исторических персон производится на основании изучения письменных свидетельств современников, личных дневников самих людей.
При помощи физиогномики (анализ черт характера по чертам лица) даже составляется психологический портрет по фото.
Большой интерес представляет личность Наполеона Бонапарта. Его психологический портрет, составленный по приведенному выше плану, выглядит следующим образом:
- Мужчина, родившийся в 1769 году. Рост — 169 см. Страдал от эпилептических припадков.
- Император Франции, полководец и государственный деятель. Был дважды женат.
- С детства проявлял любовь к чтению. Испытывал проблемы в общении со сверстниками, из-за издевательств которых вынужден был большую часть времени проводить в уединении. С ранних лет проявлял интерес к военному делу.
- Вспыльчивый, целеустремленный, беспощадный, работоспособный, дисциплинированный, эгоистичный. Он с молниеносной скоростью обрабатывал информацию и принимал решения. Был превосходным тактиком и стратегом. Не любил общаться людьми. Демонстрировал презрительное отношение к окружающим. Легко впадал в состояние гнева, нередко перетекающее в припадки. При наличии множества внутренних противоречий внешне стремился произвести впечатление уверенного в себе человека. Основной мотив деятельности — жажда власти.
- Влиятельное положение в обществе и наличие большой власти усугубили негативные черты характера, зародившиеся еще в раннем возрасте. Внутренняя неуверенность в себе порождала гнев и презрение к окружающим.
Что это такое и для чего он нужен?
Психологический портрет — это словесная письменная интерпретация личности.
Данная характеристика позволяет получить общее представление об индивидуальных качествах человека, спрогнозировать его поведение.
Подобная психологическая методика активно используется в профессиональной деятельности, а также в личных целях.
Специалисты по подбору персонала анализируют способности соискателей на должность, преподаватели с целью успешной организации учебного процесса составляют психологические портреты класса, руководители выявляют личностные качества подчиненных и т.д.
Каждый человек может самостоятельно попробовать составить описание своей личности или изучить кого-то из своего окружения.
Конечно, для получения наиболее достоверных результатов следует обращаться к специалистам. Профессиональный психологический портрет психолога будет в полной мере отражать все индивидуальные характеристики испытуемого.
Располагая информацией о ключевых качествах личности, можно определить наиболее подходящий вид деятельности, уровень самооценки, степень открытости к общению, целеустремленность и т.д.
Пример составления
Психологический портрет, независимо от его цели, составляется специалистом. Психолог определяет подходящую методику в соответствии с предназначением тестирования. Для самостоятельного анализа можно применить упрощенные способы. Подходит, например, соционика, исследование DISC. Такие тесты можно пройти онлайн — они доступны в интернете.
Как выглядит готовый психологический портрет? Пример представлен ниже. Его заключение основано на результатах тестов Айзенка, Мехрабиана, Кеттелла:
- Елена Никифорова, студентка, 20 лет;
- особенности характера: коммуникабельность, дружелюбие, импульсивность, добродушие, склонность к агрессии, действиям под влиянием эмоций, эмоциональность;
- темперамент (тест Айзенка): сангвиник, легкость в общении, знакомствах, хорошая способность к приспособлению;
- интеллектуальные качества (тест Кеттелла): быстрое восприятие информации, абстрактное мышление;
- мотивация (тест Мехрабиана): достижение намеченной цели;
- эмоциональность: средняя стабильность, раздражительность, возбудимость, упертость;
- общительные качества: коммуникабельность, независимость, активность, тяга к лидерству, хорошие адаптивные способности;
- выводы: результаты исследования — в нормальных рамках, рекомендуется обратить внимание на повышенную подозрительность.
После подробного рассмотрения, что такое психологический портрет, становится ясной его роль в современном мире. Он применяется во многих областях жизнедеятельности человека: в профессиональной, общественной, личной сфере. Психологическая характеристика личности — это важный фактор в выборе жизненного пути, карьерного курса.
ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.
Правила проведения психолого-педагогической экспертизы
Существуют достаточно чёткие правила для составления характеристики на ученика. Одно из фундаментальных требований к проведению психолого-педагогической характеристики — объективность. Не менее важно тщательно проанализировать факторы, влияющих на развитие ребенка в комплексе, с обязательным учетом особенностей ученика. Обращаться с ребенком следует максимально деликатно, сводя к минимуму всякое принуждение или давление на него. Только в этом случае психолого-педагогическая характеристика на ученицу или ученика может быть максимально объективной и полезной.
Характеристику на ученика пишет классный руководитель, подписывает директор школы. При написании психологической характеристики ребенка может потребоваться помощь школьного психолога, результаты тестирования и диагностики.
Исследование класса по методу №1
Метод исследования. Анкета для учащихся
Фамилия, имя ____________________________________________ Класс __________ Возраст ________________
1. Интересно ли тебе на уроках?
______________________________________________________________
2. Помогает ли тебе учитель, если ты что-то не понял?
______________________________________________________________
3. Обращаешься ли ты к учителю, если тебе что-то не понятно?
______________________________________________________________
4. Стараешься ли ты вести себя так, чтобы получить одобрение учителя?
______________________________________________________________
5. Водит ли вас учитель в театр, на экскурсии? _______________________________________________________________
6. Разъясняет ли учитель, как готовить домашние задания?
_______________________________________________________________
7. Помогает ли тебе учитель разобраться в ссоре с одноклассниками? _______________________________________________________________
8. Хотел(а) бы ты другого учителя? _______________________________________________________________
9. Подчеркни те слова, которые по твоему мнению подходят к твоему учителю:
- чуткая – равнодушная,
- заботливая – невнимательная,
- строгая — мягкая,
- добрая – злая,
- справедливая – нечестная.
10. Нравится ли тебе в твоем классе? _______________________________________________________________
Анкетирование учащихся помогает выяснить степень позитивного отношения учащихся 4 «А класса к классному руководителю. Результаты опроса показали в целом высокую степень позитивного отношения к учителю со стороны учеников.
Анкетирование может проводиться анонимно в зависимости от обстановки и целей исследования для начального и среднего звена школы. Желательно учитывать возрастные особенности опрашиваемых.
Обработка данных анкет учащихся
Ответ «да» по всем вопросам, кроме № 8, оценивается в 1 балл (соответственно ответ «нет» по ним оценивается 0 баллов). По № 8 за ответ «нет» ставится 1 балл, за ответ «да» – 0 баллов. По № 9 подсчитываем сумму первых (позитивных) подчеркиваний (кроме пары антонимов «строгая-мягкая» – по ней позитивным ответом для детей считается выбор «мягкая»). Если она равна 3 и более, то ставим 1 балл напротив № 9.
Это тоже важно знать:
Как составить характеристику на учителя начальных или старших классов
Таким образом, максимальное среднее показателя позитивности отношения к учителю и к классу равно 1,0 баллу, минимальное – 0 баллов. Также по каждому вопросу подсчитываем групповое среднее по данным всех детей класса, в том числе и по общим суммам по всем вопросам каждого ребенка.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА
ХАРАКТЕР
— совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.
Характер
— это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).
Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.
В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. Последний представляет собой динамическую сторону характера. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым.
4 стр., 1737 слов
Цель применения психологического портрета
Важен психологический портрет в выборе жизненного пути, будущей профессии. Он составляется еще перед вступлением в ВУЗ, поскольку это время определения дальнейшей деятельности. Применение психологического портрета человека поможет найти «свою» деятельность, от которой он будет получать не только прибыль, но также удовольствие.
Кроме того, психологический портрет — это инструмент, позволяющий ближе узнать человека, его способности, поведенческие характеристики. Он способствует выявлению слабых и сильных сторон индивидуума, его склонностей ко лжи, конфликтам.
Чтобы быть уверенным в себе, уметь отстаивать свою позицию и выявлять ложь у собеседников, требуется грамотная проработка у специалиста, например, у психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича.
Многие кандидаты на вакансию проходят тестирование, проводимое менеджерами по персоналу. Его цель заключается в определении личностных качеств, профессиональных способностей потенциального будущего сотрудника. Готовый психологический портрет личности помогает руководителям узнать, предугадать действия человека в конкретной сложной ситуации, его способность решения возникающих проблем, выявить качества, необходимые для работника, занимающего определенную должность.
В отношении детей психологический портрет помогает педагогам найти оптимальный подход к ним. Для родителей он важен в плане познания детской психологии, определения правильного курса воспитания ребенка в соответствии с его темпераментом.
Сегодня люди часто просят психологов составить психологический портрет в целях выявления сходных качеств потенциального спутника жизни. Известное ранее правило «плюс и минус притягиваются» сейчас не применяется. Известно, что люди с противоположными характерами не смогут найти общий язык. Во избежание споров, конфликтов партнеры должны обладать подобными темпераментами, иметь схожие ценности, цели.