Скороговорки на «р»
- В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.
- Забирайте трудовую, без трудовой трудно трудоустроиться.
- Терминатору термометр не требуется. У терминатора температура субфебрильная.
- На дворе парад, я параду рад, выйду на парад, возьму фотоаппарат.
- Ворует провайдер-варвар, драйверы — дрова, выдворяй провайдера.
- Камер-юнкер юркнул в бункер.
- Забыл Панкрат Кондратов домкрат. Кондрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
- В недрах тундры выдры в гетрах Тырят в вёдра ядра кедров. Выдрав с выдры в тундре гетры, Вытру выдрой ядра кедра, Вытру гетрой выдре морду, Выдру — в тундру, ядра — в вёдра!
- Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы.
Работа с дикцией у подростков
Исправление проблем с дикцией у подростка должна начинаться после разминки и дыхательной гимнастики. Это правило общее для любого возраста. Поставить речевой аппарат можно, проговаривая сначала отдельные звуки, затем слова и предложения. Принцип действия тот же, только без игровой методики. В качестве резинки используйте скороговорки, чистоговорки или стихотворения.
После того как подросток научится выговаривать сложные предложения, переходите к более длинным текстам для улучшения дикции. Существуют достаточно длинные скороговорки, которые легче читать с листа, чем запомнить, использовать их как раз советуют логопеды. Сначала требуется развить артикуляцию, затем уже увеличивать темп речи.
Подросткам стоит предлагать необычный материал. Если он скучен, у ребенка быстро отпадет интерес к занятиям. Например, используйте историю про китайцев.
Скороговорка Жили-были три китайца
Скороговорки на «л»
- Видели ли вы меня в инвизибле? Из инвизибла я б не вылез бы.
- Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял.
- Не видно, ликвидны акции или неликвидны.
- Обладаешь ли ты налогооблагаемой благодатью?
- — Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
- Депилированное филе дефилировало на фильдеперсовом дефиле.
- Однажды был случай в далёком Макао: Макака коалу в какао макала, Коала какао лениво лакала, Макака макала, коала икала.
Работа с дикцией ребенка
Детям сложнее всего произносить сложные слова, не всем дается звук Р или Л. Ребенок не всегда может быстро сменить артикулярную позицию, речевой аппарат не может перестроиться быстро и «зажевывает» звуки, поэтому то, что говорят дети, понять очень трудно. Исправить эту проблему можно при помощи специальной речевой гимнастики. После допустимо начинать работу с дикцией.
Для развития мышц речевого аппарата используют следующие упражнения:
- Ребенок широко раскрывает рот, произнося звук А; пусть он представит, что говорит в рупор, можете взять лист А4 и свернуть его в трубочку для этой цели. Преподносите все в игровой форме, тогда ребенок будет делать упражнения с удовольствием.
- Звук О требует максимально растянуть губы, придумайте игру для этого.
- «Улыбка», нужно широко раскрыть рот и произнести И. Вы можете делать вид, что вы фотограф.
- При звуке У губы должны вытягиваться в трубочку. Изобразите уточек.
Для настройки речевого аппарата и улучшения дикции делают также дыхательные упражнения:
- Нужно сделать глубокий вдох, а затем на выдохе произнести «бим-бом», «дом», «вон». Воздух должен сохраниться до конца произношения. Он плавно переносится на каждый следующий слог. Такое упражнение подходит как взрослым, так и детям.
- Постепенно нужно учиться произносить целые предложения. Для этого первые слова должны быть немного глубже последующих. Дыхание нужно стараться распределить равномерно, оно должно быть достаточно глубоким, и его должно хватить до конца фразы. Вдыхать надо через нос, выдыхать – через рот. Можно использовать несложные скороговорки, постепенно усложняя и удлиняя предложения.
Тексты для дикции необязательно запоминать, просто читайте их. Но перед началом чтения необходимо сделать артикулярную разминку. Подготовительный этап должен занимать не менее 15 минут. Для детей хорошо подойдет чтение стихов, смешных текстов, это поможет не только расшевелить мускулатуру и подготовить ее к работе, но и развлечь ребенка, чтобы процесс был удовольствием.
Сначала проговариваются наиболее сложные для детей звуки – Ш, Ж, Щ, Ч, Ц. Используйте скороговорки, про 4 черненьких чертенка, чибисов, чебурашку, Сашу и шоссе и т.д. Можно усложнять задание, читая шутливый стишок разными интонациями и эмоциями. Часто логопеды используют иллюстрированные тексты, не чтобы детям было интереснее и понятнее. Это позволяет развивать речь и память.
Если ребенок еще маленький и не умеет читать, то текст должен прочитать взрослый, а ребенок может его запоминать, глядя на картинку. Слова ему придется повторять за взрослым, который должен сам уметь четко их произносить.
Скороговорки на шипящие
- Шёл Шива по шоссе, сокрушая сущее, а навстречу Саша шла, круглое сосущая.
- В шалаше шуршит шелками жёлтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
- У Дашки в кармашке вискарь для Наташки.
- Оповещение средствами вещания: «Всем мещанам с вещами на совещание».
- Саша сама — само совершенство, а ещё самосовершенствуется!
- Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
Что такое дикция и зачем она нужна?
Дикция, условно говоря – это то, как человек произносит звуки, слова. Она является основой для любой техники речи, в нее входит несколько показателей, из которых складывается произношение:
- Четкость артикуляции.
- Манера речи.
- Грамотность.
Звуки должны произноситься четко, если у собеседника невнятная речь и дикция, понять его достаточно сложно: кажется, что он жует кашу и говорит одновременно с этим. Такая проблема возникает из-за плохой работы артикуляционного аппарата.
Тренируйте органы речи. Губы, язык, зубы при произношении должны занимать определенное четкое положение, только тогда звук будет звучать правильно. Чаще всего в дошкольном возрасте детей проверяет логопед, он выявляет нарушения артикуляции и помогает их исправить. Во взрослом возрасте также рекомендуется обратиться к специалисту.
В манеру произношения входят разные элементы такие как темп, упрощение слогов и т.д. Она может иметь и ряд недостатков:
- Эканье, аканье.
- Это значительно портит речь и раздражает слушателей.
- Шумовые вздохи.
- Применение слов-паразитов, когда во фразу вставляются ненужные слова, например, «это», «ну», «как бы», «короче», используется нецензурная лексика.
- Слишком длинные гласные, чтобы заполнить паузу, пока строится следующее предложение.
- Произношение гласных через нос.
- Причмокивание.
Даже если вы не являетесь оратором, такие дефекты речи будут характеризовать вас не с положительной стороны. От них следует избавляться еще в раннем детстве, но если это не было сделано, логопед может работать и с дикцией взрослых.
Как отрабатывать скороговорку
- Не пытайтесь сразу же быстро произнести скороговорку. Сначала прочитайте её вслух как можно медленнее и запомните каждое слово.
- Затем несколько раз произнесите скороговорку, преувеличенно артикулируя звуки. Делать это можно и про себя: на данном этапе ваши губы должны просто запомнить каждое движение. Если скороговорка длинная, разбейте её на части.
- Как только вы отработаете артикуляцию, начинайте проговаривать скороговорку шёпотом. Старайтесь, чтобы при этом был слышен каждый звук. Шёпот должен быть тихим, но разборчивым.
- Начинайте медленно произносить скороговорку в полный голос. Не спешите, скорость со временем увеличится.
- Определите, какие части скороговорки даются вам труднее всего, и отработайте их.
- Не забывайте, что вы повторяете не просто набор слов, а предложение, в котором есть какой-никакой смысл. Постарайтесь произнести его с соответствующей интонацией. Можно попробовать разные варианты: проговорите скороговорку нараспев, речитативом, с выражением.
- Постепенно ускоряйте темп.
А теперь выберите ту, которая покажется вам самой смешной, и вперёд!
Текст для улучшения дикции. Текст для дикции
Нашла вот эту «методику»: Читайте вслух этот текст ежедневно и через 2 недели вы удивитесь возможностям своей речи. Для начала стоит проговорить текст медленно. Когда вы сможете выговорить чистоговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте артикуляцию. Отработав движения губ, произнесите текст шёпотом. Помните: чтобы научиться говорить быстро — нужно научиться говорить медленно!
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля
лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки скок, Сеньку в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки аккурат в медовик, но ей не до медовика Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа ужата, а у ежа ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка не пытка. В конце прочтения этого текста у меня язык еле ворочался. И еще, интересно, про турка и лигурийцев это совпадения, что ли? Автора и дату составления текста не нашла. А на самом деле, этот метод работает? Надо, наряду кое с кем, и свою дикцию развить немного, а то, я тут в деревне совсем скоро разучусь говорить.
Полезные советы
- Не надо спешить.
- Выполняйте упражнения регулярно.
- Смотрите в зеркало во время тренировки дикции. Учитесь контролировать движение губ.
- Изучайте свой голос, записывая фразы на диктофон. Благодаря этому вы сможете определить недостатки речи.
- Не бойтесь активно артикулировать.
- Не ждите молниеносных результатов. Они проявятся, но нескоро. Наберитесь терпения.
Важно! Самостоятельные тренировки не всегда эффективны и полезны. Не бойтесь обращаться к профессионалам. С помощью логопеда удастся исправить дефекты дикции, а преподаватель сценической речи поможет улучшить чистоту и четкость дикции.
Постоянно находясь в социуме, общаясь с людьми, вы создаете о себе определенное впечатление. Хорошая дикция помогает привлекать внимание. Благодаря четкой и поставленной речи вы сможете расположить собеседника к себе. Поэтому постарайтесь выделить в своем расписании время для работы над дикцией.
Работа над дикцией и произношением
Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести не единого слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.
Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Существуют как универсальные упражнение, таки те, которые призваны помочь исправить конкретную проблему. Например, свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того, чтобы решить эти проблемы придется поработать.
Важные рекомендации
Во-первых, общайтесь и читайте. Часто проблемы с дикцией возникают у молчунов. Причин этому может быть несколько. Люди молчат либо из-за небольшого словарного запаса, либо из-за дефектов, которые становятся причиной появления комплексов. В любом случае с проблемами надо бороться. Просто увеличьте количество общения.
Если комплексы мешают, можно в первое время разговаривать наедине с самим собой. Учите стихотворения и декламируйте, стоя перед зеркалом. Чаще читайте книги вслух или репетируйте речь, представляя, что выступаете на сцене.
Во-вторых, следите за дыханием, работая над улучшением дикции. Иначе речь может постоянно прерываться из-за нехватки воздуха, становясь обрывистой и невнятной. Поэтому, выполняя упражнения на дикцию, найдите время для тренировки диафрагмы.
- Делая выдох, тяните максимально долго гласный звук. Какой именно — неважно. Вначале время выполнения упражнения будет составлять всего несколько секунд. Регулярные тренировки помогут увеличить этот показатель в несколько раз.
- Купите воздушный шарик и постоянно его надувайте.
- Повышайте выносливость. Например, можно заняться бегом. Существует много упражнений, которые помогут улучшить выносливость.
Что такое скороговорки?
Владимир Иванович Даль так охарактеризовал скороговорки:
Скороговорка, чистоговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор; но многие чистобайки заключают в себе также пословицу: «Нашего пономаря не перепономаривать стать» (человека не переделаешь); «Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался» (всё невпопад, неудачно); «Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком» (то есть всё одно и то же).