Каким образом наша речь делится на виды и подвиды?

Речь — это одна из основных форм общения, которая доступна только человеку. Какую роль она играет в психологии? Какие виды речи в психологии существуют?

Речь — это возможность передавать большое количество информации, которая имеет огромную смысловую нагрузку. Таким образом передают то, что нельзя ощутить при помощи органов чувств. Благодаря общению людей друг с другом, у них есть возможность познавать новое, делиться личным опытом, получать опыт других.

Сегодня изучение английского с нуля онлайн пользуются большим спросом. Психологическая речь полностью отстраняется от языкознания и расшифровывается как система звуковых сигналов, которые использует человек в устном и письменном виде. Все передаваемые сигналы должны обладать для человека определенным смыслом.

Функции речи

Психология выделяет речевую деятельность как одну из наивысших психических функций человеческого организма. У нее есть определенная структура, которая идентична другим видам деятельности:

  • мотивация;
  • планирование;
  • реализация;
  • контроль.

В качестве инструмента, который выполняет всю функцию, выступает язык.

Виды и функции речи в психологии являются полиморфной деятельностью, она может использоваться в различных формах и видах. К основным относятся:

  1. Внешняя.
  2. Внутренняя.

Внешний вид речи в психологии — это набор звуковых сигналов и письменных символов, которые необходимы для передачи информации от одного человека к другому, своеобразный процесс материализации мыслей. Внешний вид может содержать жаргон и интонацию.

Не менее тесно речь связана с другими психическими процессами. Так, восприятие под воздействием речи становится более точным и приобретает избирательный и системный характер. Благодаря речи восприятие является осмысленным, категориальным (Выготский, 1956. С. 256). Благодаря речи возникает логическая память, абстрактное мышление; в двигательной сфере на базе элементарных движений и действий формируются предметные действия. Речь играет существенную роль и в формировании личности, произвольных форм регуляции и контроля поведения. Именно эти свойства и дали основания крупнейшему советскому физиологу И. П. Павлову назвать речь высшим регулятором человеческого поведения, а Л. С. Выготскому — рассматривать ее как основное средство развития личности.

Таким образом, речь в психической сфере человека занимает определенное место. Речь является прежде всего средством и формой общения (что является ее первой функцией), орудием мышления и познавательной деятельности, средством организации и регуляции психических процессов и главным средством их опосредования.

Деятельность общения осуществляется на основе ряда функций, которые реализуются речью. Центральной функцией речи является коммуникативная, которая реализуется посредством выражения, сообщения и воздействия на себя и на других людей. Воздействие — это генетически первичная форма коммуникативной функции речи. Человек говорит прежде всего для того, чтобы воздействовать на поведение, мысли, чувства и сознание других людей посредством речи. В чем социальный смысл речи? В том, что она обеспечивает любую другую деятельность человека, планируя, регулируя, контролируя ее и т. д. (Основы теории… 1974).

Из первой, коммуникативной, функции речи вытекают такие ее качества, как общественная обусловленность, активность, намеренность, интенциональность. Действительно речь могла возникнуть лишь при активной направленности речевого поведения человека в коллективе на выражение своих намерений, желаний. Высказывание употребляется всегда для достижения какого-либо результата. Речь — это социальный продукт, и когда человек говорит, то употребление им речи всегда используется как средство для достижения какой-либо цели. Высказывание не может быть осуществлено без намерений, без активности, без интенций. Все это разные иерархические уровни подготовки к реализации речевого процесса как коммуникативного акта. Интенция не тождественна ни семантической стороне речевого высказывания, ни мысли — она им предшествует. Это «чувствование задачи», «смутное желание», по Л. С. Выготскому, предмет мысли, по С. Л. Рубинштейну.

Таким образом, первоначально речь выступает в своей социальной функции общения, которая реализуется в двух видах — сообщения, воздействия на себя и на других. На этой основе речь приобретает вторую функцию — функцию регулирования своего собственного поведения, организации и связывания других психических процессов. Третьей функцией речи является функция обобщения. Исследования речи Л. С. Выготским показали, что как невозможно общение без знака, так оно невозможно и без значения: «… общение необходимо предполагает обращение и развитие словесного значения» (Выготский, 1956. С. 51). Слово является единством звука и значения; звук, оторванный от мысли, от значения, перестает быть звуком человеческой речи. Звук, слово становятся речью, когда они начинают что-то обозначать. «Общение, — писал Л. С. Выготский, — основанное на разумном понимании и на намеренной передаче мыслей и переживаний, непременно требует известной системы средств… Таким средством является обобщение. Высшие формы психологического общения и возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность» (Выготский, 1956. С. 50—51).

Обобщение возможно лишь при наличии значения. Значение слова является одним из компонентов семантики слова. Современная психология рассматривает значение слова как обобщенное и устойчивое отражение предметного содержания, включенного в общественно-практическую деятельность человека. Значение слова принадлежит объективному историческому миру явлений. А. Н. Леонтьев пишет, что значение слова «есть то, что открывается в явлении объективно — в системе объективных связей, отношений, взаимодействий. Значение отражается, фиксируется в языке и приобретает благодаря этому устойчивость» (Леонтьев, 1972. С. 387).

Внешним аппаратом значения слова является его внешняя структура с его корнями, суффиксами, флексиями, благодаря которым и создается категориальность предметов, обозначаемых словом. Таким образом, значение слова имеет две стороны, два свойства — выделение (абстракция) существенных признаков и их обобщение, а также отнесение предмета на основе обобщения признаков к определенной категории.

Каждое слово, даже конкретное, всегда обозначает не единственный предмет, а целую категорию предметов и может возбудить у людей, пользующихся этим словом, любые индивидуальные образы, но только образы, относящиеся к данной категории.

патология речи – предыдущая | следующая –психология речи (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

Внешняя речь

Внешние речевые виды делятся на:

  • разговорную или диалогическую;

Это форма общения между людьми, когда собеседники активно поддерживают разговор друг с другом. В процесс общения включается не менее 2 человек, общение их заключается в использовании несложных фраз и речевых оборотов. Психология этот вид считает самым простым, так как беседа в большинстве случаев непринужденная, собеседники хорошо понимают друг друга. В таком общении используются легкие и небольшие фразы, полностью отсутствует многословие.

К разговорной речи относится реплика. Ее особенностью является краткость, наличие вопросительного или побудительного предложения, а синтаксическая конструкция обязательно простая. Реплика в большинстве случаев является поддержательным средством, во время которого собеседник одобряет или возражает по поводу беседы, которая происходит.

  • монологическая;

В этом виде участвует только один человек, который дает большой объем информации, а все присутствующие слушатели выступают в пассивной роли. Монологический тип используется в докладах, лекциях, публичных выступлениях. Психология доказала, что монологический вид речевой деятельности один из самых сложных. Докладчик должен уметь построить свой разговор таким образом, чтобы доходчиво и понятно изложить все аргументы, при этом полностью соответствовать языковым нормам. Выступая перед аудиторией, докладчик должен подбирать фразы таким образом, чтобы они были доступны и понятны слушателю. Такая речевая деятельность должна быть грамотно построена, чтобы начаться и закончиться лаконично. Без планирования и подготовки монолог никогда не получится содержательным и грамотным.

  • активная;

В психологии существует несколько видов речи, которые различаются по отношению к говорящему и слушающему. Общепринятыми являются пассивный и активный виды речи. Для активного вида должны срабатывать специальные механизмы в левом полушарии головного мозга и лобной части. Эти два участка полностью отвечают за речевую активность, и любые, даже минимальные повреждения могут повлечь проблемы. Логопеды, как специалисты в речевых проблемах, работают на развитие этих участков, а нарушения в них называют моторной афазией.

  • пассивная;

Активные и пассивные виды речи считаются нераздельными, так как не могут существовать друг без друга. Всегда в разговоре один человек будет активным, а другой — пассивным. Психология, как наука, утверждает, что сначала человек учится пассивной речи (то есть слушать внимательно и запоминать), а потом — активной (воспроизводить, формировать свои словосочетания, фразы, предложения). Психологи до сих пор изучают эти виды речи и сходятся во мнении, что и пассивная, и активная разновидности одинаково сложны. Не все люди во взрослой жизни умеют внимательно слушать и запоминать то, что говорят. Не все могут красиво и правильно говорить, логически формировать мысли вслух.

  • письмо;

Учитывая, что классификация видов речи в психологии включает устную и письменную, к последней относится письмо. Главное отличие этого вида заключается в носителе информации. Письменная речь полностью находится в распоряжении читателя. У него есть возможность перечитывать заново определенные части текста, можно взять выборочное чтение или ознакомиться с развязкой сразу, не читая предысторию. Письмо более удобно для того, кто излагает свои мысли. Можно его перечитывать, исправлять, вносить изменения или дополнения.

  • кинетическая.

В психологии принято говорить о жестах как об одной из разновидностей речи. Эта разновидность появилась гораздо раньше, чем устная и письменная, и до сих пор не утратила своей актуальности. Мы можем и сегодня понимать собеседника по жестам. Ораторы очень часто сопровождают свою беседу кинетической речью, тем самым настраивая аудиторию на определенный эмоциональный лад.

Кинетической речью активно пользуются люди, у которых есть проблемы со слухом или речевым аппаратом. Они все общаются между собой на языке жестов. Такое общение более развито и удобно, чем было у древнего человека.

Психологические различия в природе письменной и устной речи

Различия и общность письменной и устной речи реально проявляются в её развитии. Как уже было сказано, сначала доминировала устная речь, именно она определяет письменную речь ребенка, который как говорит, так и пишет. Формы устной речи на первых порах определяют строение его письменной речи. Письменная речь не может отразить выразительные моменты устной речи, поэтому оказывается беднее устной.

Развитие связной речи является основным звеном речи письменной, потому что в речи важно отобразить все существенные связи предметного содержания так, чтобы её смысл образовал контекст, понятный другим людям. Развитие контекстной речи зависит от развития речи письменной.

Построение связного контекста требует особых приемов, средств, специальной работы для овладения этими средствами. Письменная и устная речь при хорошей культуре и в связи с умственным развитием, становится более богатой и многогранной, становится литературной.

Слова, уже имеющиеся в распоряжении ребенка, приобретают обобщенное, отвлеченное значение, в речь включаются новые специальные термины – развивается техническая научная речь. Речь подростка ярче речи младшего школьника, в ней выступают эмоционально-выразительные и лирические моменты. Чаще употребляются метафорические выражения, растет чувствительность к форме, к литературной подаче сказанного и написанного.

Усложняется структура речи, особенно письменной, увеличивается количество сложных конструкций, чужая речь передается в форме косвенной речи. Работа с книгой приводит к навыкам пользования цитатами, в результате речь становится более яркой и цветистой.

Физиологические основы

Почему человек способен говорить членораздельно и понятийно, а животные — нет?

У человека, в сравнении с животными, в процессе эволюции предпосылками к формированию речи стали более подвижные губы и язык (как орган).

Полость рта увеличивалась, что позволило произносить множество звуков, обладающих уникальной тональностью, разница в которых уловима на слух.

Также у человек хорошо развита слуховая зона, которая позволяет понимать произносимые слова.

Ушная зона больше сама по себе (в сравнении с ближайшими к человеку животными — обезьянами), плюс в ней сосредоточены речевые центры. Они отвечают за четкое и острое восприятие звуков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]