Речь: определение, виды и функции — взаимосвязь языка и речи

Обновлено 23 июля 2022 947 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый из нас имеет общее представление о том, что такое речь. Однако в понимании этого слова разными людьми бывают существенные различия.

Даже в трактовках словарей под это явление называют то деятельностью говорящего, то формой общения, то вообще психологической способностью человека к выражению мыслей.

Сегодня поговорим о том, как понимают речь лингвисты, какие ее виды и функции они выделяют. Наконец, разберемся в том, какая граница проходит между языком и речью.

Речь — это…

В научном мире редко есть унифицированное значение столь объемных понятий, как речь. Однако трактование Нины Давидовны Арутюновой – одного из наиболее известных языковедов нашего времени – признано большинством лингвистов. Звучит оно так:

Речь – это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме.

В Толковом словаре Ушакова же первым значением подается такое:

Речь – это способность пользоваться языком слов. Речь – один из признаков, отличающий человека от животных.

То и другое справедливо. Но с точки зрения науки о языке (и логики нейминга), первичным будет определение Н.Д.Арутюновой. В словарной статье она указывает, что под речью нужно понимать:

  1. речевую деятельность как процесс говорения;
  2. речевые произведения (запомненные или записанные) как результат этого процесса.

Другие значения термина производны. К примеру, существует понимание речи как стиля языка (художественная, деловая), как публичного выступления (приветственная), как характера произношения (невнятная).

Красноречие как умение обсуждать духовные вопросы

Умение повлиять на сердца людей издавна было свойственно многим духовным проповедникам. Люди, которые исследовали Библию и находили духовную истину, много раз выступали перед судом или в защиту своих ценностей. Среди них было немало искусных ораторов. Из-за своих взглядов, которые он умело отстаивал на основании Писания, Л. Н. Толстой был отлучен от церкви. Дж. Б. Пристли подвергся гонениям из-за этого же. Духовенство кипело злобой на каждого, кого признавали «инакомыслящим». Доводы, которые приводили в проповедях эти люди, разительно отличались от лишенных всякого красноречия песнопений современных священников.

Виды речи

Ещё в младшей школе мы узнаем, что речь бывает устной и письменной. Но для языкознания этого распределения недостаточно.

Выделять виды речи принято по трем основным признакам. В зависимости от этих оснований сформированы базовые классификации, представленные ниже.

По типу используемых средств общения

В зависимости от того, с помощью чего человек излагает мысли, речь делится на такие виды:

  1. Вербальная. Основное средство общения – слово (лат. Verbum).
  2. Невербальная речь. Применяется язык тела (мимика, жестикуляция) и экстралингвистические приемы (интонирование, использование пауз, изменение громкости).

  3. Устная. Подразумевает высказывание в звуковой форме и понимание произнесенного на слух. Требует непосредственного контакта или опосредования через техническое средства (телефон, аудиозапись…).
  4. Письменная. Общение с использованием системы символов, которые изображают на материальном носителе.

  5. Кинетическая. Передача мыслей с помощью системы знаков, которые связаны с различными конфигурациями пальцев. Это основной путь для общения людей, лишенных возможности слышать и говорить.
  6. Знаковая. Основана на применение других семиотических систем – более частных. Пример – смайлы, азбука Морзе, свод сигналов на флоте.

Очевидно, что в каждом конкретном говорении пересекаются разные виды речи, так как они не находятся в оппозиции друг к другу.

Самое стабильное «комбо» – устная + вербальная + невербальная речь, так как в разговоре мы используем слова, мимику, жестикуляцию.

Письменная речь тоже вербальна, а невербальная составляющая в ней часто сводится к нулю.

Теории

За все время формирования, развития способности были выдвинуты различные теории, относительно этого коммуникативного инструмента. Современными учеными поддерживалась конструктивистская, релятивистская, преформистская теория.

Преформистская

Преформистскую теорию предложил Н. Хомский в 1968 году. Ученый утверждал, что у различных языков мира сходная структура. Мнение преформистов сходятся в том, что в мозгу человека заложена начальная структура, которая обуславливается наследственной.

Поэтому человек может изменять значение фраз, понимать их смысл, выстраивать осмысленные высказывания, число которых не ограничено.

Одновременно с этим преформисты не отрицают, что развитие потенциал ребенка зависит от его окружения, взаимодействий с близкими, применения методик воспитания, обучения (родители, садик, школа, различные учреждения образования).

Конструктивистская

Среди исследователей популярна конструктивистская теория. Согласно ей, формирование, развитие способности зависит от присущих с рождения ребенку способностей перерабатывать, воспринимать информацию. Как подтверждающий пример этой теории — спонтанное словотворчество у детей в раннем возрасте. Считается, что первые слова детей связаны с фактами, которые они уже понимают. Помимо этого, они могут высказываться о том, что им интересно. Огромное влияние на формирование способности оказывает мотивация.

Релятивистская

Еще одна популярная теория — релятивистская. Согласно ей, различные языки можно рассматривать со стороны культуры народа, нации. Для каждой культуры свойственны разные способы языкового построения. Многие ученые уверены, что общая картина мировосприятия зависит от языка, которым человек владеет, но при изучении языковых особенностей разных народностей мира, это утверждение было опровергнуто.

Виды речи по признаку прерывности-непрерывности

  1. Диалогическая речь реализуется в ходе общения нескольких собеседников (двух и более). Она прерывна, так как подразумевает непосредственную реакцию, включение замечаний, оценки, дополнений.
  2. Монологическая же реализуется одним говорящим, она не имеет пауз для включения реплик собеседников.

Эти виды могут быть актуализированы как в устном, так и в письменном общении.

По типу социальных процессов

В определении был акцент на том, что внутреннее проговаривание является формой речи наряду с озвучиванием. Поэтому актуальна такая классификация:

  1. Внешняя. Направлена на общение между людьми.
  2. Внутренняя. Актуализируется в сознании человека либо бессознательно.

Речь и мышление непосредственно связаны. Процесс трансформации мыслей в слова и слов в мысли основан на феномене внутренней речи.

Описывать конкретное говорение нужно с учетом всех классификаций. К примеру, переписка двух друзей ВК – это внешняя, диалогическая, вербальная, невербальная знаковая (если использованы смайлы) речь.

Этапы построения и воспроизведения

Существует несколько этапов построения речи:

  1. Формирование мысли высказывания.
  2. Построение внутренней речи. На этом этапе индивид думает, как ему довести до собеседника мысль.
  3. Выбор отдельных или связанных фраз, предположений, формирование убеждений.
  4. Подбор отдельных слов, морфем, составление полноценных предложений.

Последний этап — воспроизведение сформированного текста. Для этого используются разные звуковые сигналы. Речь дополняется мимикой, жестами, изменением темпа, тембра и тона голоса, выделением отдельных слов.

Функции речи

Выделяют 4 основные функции речи:

  1. Коммуникативная. Связана с общением между людьми, передачей информации. Имеет внутреннее деление, представленное ниже.
  2. Познавательная. Является основным механизмом накопления человеческих знаний и передачи их новым поколениям.

  3. Психодиагностическая. Наблюдая за процессом говорения, собеседник понимает состояние говорящего, может составить портрет его личности.
  4. Психотерапевтическая. Подразумевает возможность словесно поддержать другого человека.

Коммуникативная функция имеет 4 аспекта (что это?):

  1. Организационный. Разговор используется для согласования общих действий.
  2. Экспрессивный. Выражается асоциальное состояние, реакция, ставятся акценты.

  3. Побудительный. Подразумевает просьбу, приказ, убеждение.
  4. Маркировочный. Характеризация человеком всего, что его окружает, для ориентации в пространстве, для передачи опыта или своей оценки другим.

Методы изучения

Для изучения способности психологи, лингвисты используются разные методики:

  1. Наблюдение. Во внимание берется общее время, затрачиваемое на разговоры с окружающими и монологи, жестикуляция, мимика, изменения тона, темпа, выразительности. При наблюдении сохраняется естественность мышления, что является огромным преимуществом.
  2. Беседа. Эффективная методика изучения способности. С ее помощью можно узнать отношение собеседника назначенной задаче, оценить мыслительные возможности, узнать языковые навыки. При проведении беседы могут задаваться прямые или косвенные вопросы.
  3. Эксперимент. Исследователи создают условия для испытуемого, изменяют их, чтобы получить информацию. Дополнительно могут считываться данные о работе мозга с помощью специализированного оборудования.
  4. Анкетирование. Применяется для исследования мышления. Анкеты составляются заранее, вопросы подбираются на одну или несколько интересующих тематик. Развернутый результат дают открытые анкеты, которые заставляют испытуемого активизировать мышление.
  5. Тестирование. Позволяет измерить уровень интеллектуального развития, узнать особенности мышления.

Исследователи анализируют полученные данные, делают выводы.

Исскуство общаться

Наряду с прогрессом человека в других областях, мы можем воспринимать речь как деятельность или продукт труда как определенного человека, так и целого общества. Понимая, какие огромные возможности раскрывает человеческое общение, некоторые превращают его в искусство. Это можно понять только лишь перечислив, какие виды красноречия бывают в природе. Таким образом, мы будем видеть, каким драгоценным даром является способность общаться. Однако бывает и так, что человек имеет различные врожденные или приобретенные виды речевых нарушений.

Академическое красноречие

Передать научные знания другим можно в том случае, если оратор обладает определенными знаниями. Однако мало только располагать сведениями, нужно быть в некоторой степени психологом и понимать аудиторию. Конечно же, важно то, как ученый преподносит свой материал, как он приводит доказательства, использует научные термины и апеллирует тем, что уже знают его коллеги. Но в его интересах научиться передавать материал в интересной форме — так, чтобы слушатели видели конкретную пользу для себя. Никуда от этого не деться, так устроен каждый человек — если мы не видим личную пользу для себя, нас перестает интересовать излагаемый докладчиком предмет. Для удовлетворения личного «эго» и утверждения осознания, что «его слушают», особое красноречие не требуется. Однако, если ученый заинтересован в том, чтобы научить и передать информацию, он, конечно же, приложит необходимые для этого усилия.

Судебное красноречие

Как известно, самый интересный вид красноречия — тот, который тесно граничит с искусством убеждать. Наверное, каждому из нас знакомы люди, которые умели «убедительно» влиять на других. В суде такое умение необходимо больше, чем где бы то ни было. Адвокат и прокурор, отстаивая свои взгляды, стараются убедить и повлиять на судью и присяжных. Такие люди могут приводить доводы, логически рассуждать и стараться воздействовать на наше нравственное восприятие ситуации. В результате чего плохое может показаться хорошим и наоборот. С другой стороны, правильное изложение дела не исказит его перед судом, а поможет принять правильное судебное решение, наказав преступника и оправдав невиновного. Другое дело, что в мире есть люди, способные ради денег, связей или выгоды поступиться своими нравственными принципами. Обладая умением убеждать, они могут с успехом влиять на других.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]