Память в психологии. Свойства, виды, процессы, функции, определение, нарушения, классификация, механизмы

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой психологии памяти: А. А. Смирнов, П. И. Зинченко, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Шардаков, Эббингауз, Л. В. Занков и др.

Далее рассмотрим понятие памяти, а также ее основные процессы и механизмы.

Определение 1

Память – это психический процесс, сущность которого состоит в отражении опыта человека с помощью процессов запоминания, сохранения и воспроизведения пережитых чувств, явлений и т. д.

Определение

Память вовлечена в обработку огромного количества информации. Эта информация принимает много разных форм, например, изображения, звуки или значения.

Для психологов термин «память» охватывает 3 важных аспекта обработки информации:

  • Кодировка памяти. Когда информация поступает в систему памяти (из сенсорного ввода), её необходимо преобразовать в форму, с которой система может справиться, чтобы ее можно было сохранить.
  • Ёмкость памяти. То, как хранятся данные, влияет на процесс их обработки в будущем. Миллер в 1957 г. выдвинул эту идею и назвал ее магическим числом 7. По его мнению, объём кратковременной памяти составлял 7-9 предметов, поскольку в нем было только определённое количество «слотов», в которых предметы могли сохраняться.
  • Восстановление памяти. Это относится к получению информации из хранилища. Когда человека просят извлечь что-то из памяти, различия между краткосрочной (STM) и долгосрочной (LTM) памятью становятся очень ясными. STM хранится и извлекается последовательно. LTM хранится и извлекается ассоциацией.

Существует 3 основных способа кодирования (изменения) информации:

  • визуальный (картинка);
  • акустический (звук);
  • семантический (смысл).

Большая часть исследований памяти основана на экспериментах, проводимых в лабораториях. Психологи используют термин «экологическая достоверность» для обозначения степени, в которой результаты научных исследований могут быть обобщены в других условиях.

Память в психологии (свойства долгосрочной и краткосрочной памяти до сих пор плохо изучены) была проверена посредством экспериментов. Они имеют высокую экологическую достоверность, если результаты могут быть обобщены, применены или расширены для параметров за пределами лаборатории.

Часто предполагается, что если эксперимент является реалистичным или правдоподобным, то существует большая вероятность того, что его результаты могут быть обобщены. Если это нереально (если лабораторные условия и задачи являются постановочными), то вероятность того, что результаты могут быть универсальны для разных ситуаций, меньше.

Виды

Память была предметом исследования среди многих психологов 20-го в., и остаётся активной областью изучения для современных когнитивных учёных:


Создатель Характеристика экспериментов
Модель нескольких отделов (Аткинсон и Шиффрин, 1968)В 1968 г. Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин предложили влиятельную теорию памяти, известную, как модель нескольких отделов. Эта модель предполагает, что информация существует в одном из 3 состояний памяти: сенсорном, краткосрочном и долгосрочном хранилищах. Информация поступает в память от органов чувств – например, глаза видят картинку, обонятельные рецепторы в носу могут учуять кофе или слух – услышать музыкальный фрагмент. Этот поток информации хранится в хранилище сенсорной памяти, и поскольку он состоит из огромного количества данных, нужно запомнить только небольшую его часть.
Уровни обработки (Craik & Lockhart, 1972)Фергус Крейк и Роберт Локхарт критиковали объяснение памяти, обеспечиваемой моделью с несколькими отделами, поэтому в 1972 г. они предложили альтернативное объяснение, известное, как уровни эффекта обработки. Согласно этой модели, воспоминания хранятся не в 3 отделениях; вместо этого сила следа памяти зависит от качества обработки или репетиции стимула. Другими словами, чем больше человек думает о чём-то, тем дольше сохраняет память об этом.
Модель рабочей памяти (Baddeley & Hitch, 1974)В то время как модель нескольких отделов предоставила убедительное понимание того, как сенсорная информация фильтруется и становится доступной для отзыва в соответствии с ее важностью, Алан Бадделей и Грэм Хитч рассматривали хранилище краткосрочной памяти (STM), как законченное упрощённое явление, и предложили модель рабочей памяти, которая заменит STM.
Она опирается на 2 компонента – визуально-пространственный «блокнот» («внутренний глаз») и артикуляторно-фонологический цикл («внутреннее ухо»), которые фокусируются на различных типах сенсорной информации.

Визуально-пространственный «блокнот» также позволяет человеку вспомнить и рассмотреть визуальную информацию, хранящуюся в долговременной памяти. Артикуляторная-фонологическая петля обрабатывает звуки и голоса, которые слышны.

Магическое число Миллера (Миллер, 1956)До модели рабочей памяти американский когнитивный психолог Джордж А. Миллер поставил под сомнение пределы способности кратковременной памяти. В известной статье 1956 г., опубликованной в журнале «Психологическое обозрение», Миллер сослался на результаты предыдущих экспериментов с памятью, заключив, что люди, как правило, могут хранить в среднем только 7 блоков информации в краткосрочной перспективе.
Миллер понял, что мозг способен «объединять» элементы информации, и эти фрагменты учитываются в пределе 7-значного блока STM. Например, длинное слово состоит из множества букв, которые образуют многочисленные фонемы. Вместо того, чтобы запомнить слово из 7 букв, разум «перекодирует» его, объединяя отдельные элементы данных. Этот процесс позволяет увеличить пределы памяти до списка из 7 отдельных слов.
Распад памяти (Петерсон, 1959)Следуя статье «магического числа» Миллера о способности кратковременной памяти, Петерсон решил измерить долговечность воспоминаний. В эксперименте, использующем задачу Брауна-Петерсона, участники получили список триграмм – бессмысленные списки из 3 букв (например, GRT, PXM, RBZ) – для запоминания. После того, как триграммы были показаны, участников попросили отсчитать число и вспомнить триграммы в разные периоды после их запоминания.
Несмотря на то, что почти все участники изначально могли вспомнить триграммы, через 18 сек. точность эксперимента упала примерно до 10%. Исследование Петерсона продемонстрировало удивительную краткость воспоминаний в краткосрочном отделении мозга, прежде чем распад повлиял на способность вспомнить их.
Вспышка воспоминаний (Браун и Кулик, 1977)Когда в мире прошла новость о смерти известного человека, люди стали «вспоминать» о своих занятиях в тот момент. Психологи Роджер Браун и Джеймс Кулик признали этот феномен памяти еще в 1977 г. Человек может вспомнить мельчайшие подробности личных обстоятельств, участвуя в других мирских действиях. Более того, не нужно быть лично связанным с событием, чтобы оно повлияло на жизнь людей.
Память и запахСвязь между памятью и обонянием помогает многим видам живых организмов выживать. Способность запоминать и позже распознавать запахи позволяет животным обнаруживать находящееся поблизости присутствие членов той же группы, потенциальных жертв и хищников.
Исследователи из Университета Северной Каролины проверили обонятельные эффекты на кодирование и извлечение памяти в эксперименте 1989 г. Студентам мужского пола были показаны серии слайдов с фотографиями женщин, чью привлекательность им было предложено оценить по шкале.

Результаты показали, что участники могли лучше вспомнить воспоминания, когда запах во время кодирования информации совпадал с запахом во время её пересмотра (Cann and Ross, 1989). Эти результаты предполагают, что связь между обонянием и воспоминаниями сохраняется.

Ложные ВоспоминанияЭта идея может звучать, как основа антиутопической научной фантастики, но факты свидетельствуют о том, что воспоминаниями, которыми человек уже обладает, можно манипулировать ещё долго после их кодирования.
Если группе людей показать видео с трагической концовкой, он обязательно назовёт виновника, исходя из мыслей, которые у него сложились внутри мозговой активности.

Память в психологии, свойства которой объясняют процесс кодирования и хранения информации, можно быть разделена на несколько видов. В зависимости от типа мозгового процесса, человек используют недавно полученную информацию или старую, которая хранилась на протяжении нескольких лет.

Воспроизведение

Фрагменты полученной информации или опыта могут быть представлены как образы, чувства, а также навыков в виде движений. Узнавание — тип воспроизведения, при котором ранее запечатленный образ сравнивается с данным объектом. Процессы памяти направлены на анализ сходств и различий. Такая функция осуществляется в произвольной форме, по инициативе запоминающего, и непроизвольно — без участия воли человека и усилий с его стороны.

Преодоление трудностей при воспроизведении представляет собой перечисление сознанием нужных частей и элементов, выбор требуемых с учетом поставленной цели. Если фрагменты не относятся к задаче воспроизведения копии события при вспоминании, то они временно забываются, выпадают из процесса — так восстанавливается усвоенный когда-то материал. Задачи точного копирования не стоит, так как воспроизведение интегрируется в условия настоящего момента и адаптируется к этим новым условиям.

Процессы

Люди сначала обрабатывают стимулы своей сенсорной памятью – эта информация, как правило, хранится в мозгу менее секунды. Затем информация передаётся в кратковременную память или рабочую, что позволяет обдумывать вещи и хранить ключевые моменты в разуме. Наконец, прошлые события попадают в долговременную память (эпизодическая или семантическая).

Разные области мозга влияют на аспекты памяти.

Например, гиппокамп связан с пространственной памятью, которая помогает мозгу отобразить окружающий мир и обойти негативные эмоции:

  • Чтобы сформировать новые воспоминания, информация должна быть преобразована в пригодную для использования форму, которая происходит посредством процесса, известного как кодирование. Как только информация была успешно закодирована, она должна быть сохранена в памяти для последующего использования. Большая часть этой хранимой памяти лежит вне сознания большую часть времени, за исключением тех случаев, когда действительно нужно ее использовать. Процесс поиска позволяет вносить сохранённые воспоминания в сознательную часть мозга.
  • Сенсорная память – самая ранняя стадия обработки информации. На этом этапе сенсорная информация из окружающей среды хранится в течение очень короткого периода времени, обычно не более ½ сек. для визуальной информации, и 3 или 4 сек. для слуховой информации. Кратковременная память, также известная как активная, – это информация, о которой человек сейчас знает или думает. Во фрейдовской психологии эту память называют сознательным умом.

  • Если уделять внимание сенсорным воспоминаниям, это порождает информацию в кратковременной памяти. Большая часть информации, хранящаяся в активной памяти, будет там находится в течение примерно 20-30 сек.
  • Долгосрочная память относится к постоянному хранению информации. Во фрейдовской психологии долговременную память можно назвать предсознательной и бессознательной. Эта информация в значительной степени находится за пределами понимания, но может быть переведена в рабочую память и использоваться при необходимости. Часть этой информации довольно легко вспомнить, в то время как к другим воспоминаниям гораздо сложнее получить доступ.

Кластеризация используется для организации связанной информации в группы. Информацию, которая классифицируется, становится легче запомнить и вспомнить.

Забывание

При запоминании появляется относительно лишняя информация, которая мешает организовать сознание для новых задач и процессов. Это противоречит принципу «свежести» сознания и стабильности восприятия. Если способность к воспроизведению или опознанию ранее воспринятого объекта утеряна, имеем дело с забыванием — заключительным циклом в работе памяти. Мы забываем не имеющие важности фрагменты информации. Так обеспечивается сохранение памяти в плане того, что относится к предметам первой необходимости или даже жизненно важным функциям.

Но не всегда забывание — благополучный и нужный сознанию процесс. Частичное забывание характеризуется невозможностью достаточного воспроизведения или наличие в нём ошибок. Полное забывание исключает любую возможность воспроизведения. Также к забыванию относятся временные характеристики: долговременное (длительное) или кратковременное. Естественным образом сознание отфильтровывает полученную информацию из-за низкого качества произошедшего процесса запоминания или незначительности воспринятых фактов. Деловые люди считают обязательным записывать планы в ежедневник, чтобы облегчить процессы воспроизведения.

При засыпании и самом сне сознание не настроено на обязательное запоминание. Во время сна, что является отдыхом организма по сути, происходит забывание неблагоприятных факторов, стирание негатива из памяти.

Но не забудем и о патологическом расстройстве памяти, сопровождающееся забыванием. Важно делать профилактику стресса, соблюдать режим и хорошо высыпаться. Не последнюю роль играет питание, исключение вредных веществ, например, злоупотребления кофе и чаем.

Характеристики и свойства

Память в психологии разделяют на краткосрочную и долгосрочную. Это 2 основных типа, которые следует анализировать на предмет общих характеристик.

Их свойства также зависят от критериев:

  • Краткая продолжительность, которая может длиться до 20 сек.
  • Её емкость ограничена 7 ± 2 «порциями» независимой информации (закон Миллера) и уязвима для помех и прерываний.
  • Угасание такой памяти происходит на фоне приёма лекарства или в результате травмы.

Кратковременная память отвечает за 3 операции:

  • Зрительная интерпретация, которая является способностью хранить изображения.
  • Акустическое воображение, которое является способностью хранить звуки.
  • Рабочая память, которая является способностью хранить информацию до ее использования.

Информация в долговременной памяти хранится в виде сети схем, которые затем преобразуются в структуры знаний. Именно поэтому человек вспоминает соответствующие знания, когда натыкается на подобную информацию.

Существует 2 типа долговременной памяти:

  • Явный: сознательные воспоминания, которые включают восприятие мира, а также собственный личный опыт.
  • Неявный: бессознательные воспоминания, которые были использованы неосознанно.

Долгосрочная память отвечает за 3 операции:

  • Кодирование, которое представляет собой способность преобразовывать информацию в структуру знаний.
  • Хранение, которое является способностью накапливать порции информации.
  • Поиск, то есть, способность вспомнить вещи, которые уже известны человеку.

Постановка задач перед человеком провоцирует запоминание – план работы, дальнейшее запоминание и использование полученных навыков. По мнению С. Л. Рубинштейна, память помогает вспомнить моменты, которые зависят от обстановки, в которой они были запомнены. А исследования П. И. Зинченко доказывают, что установка на запоминание – прямая цель к действию мозга.

Если информация запоминается сама собой, то человек лучше будет пользоваться данными мозга. Произвольное запоминание картинок, телефонов говорит о том, что мозг не боится задач, поставленных перед ним. В противном случае, если заставить выучить стихотворение, человек сложнее поддаётся этому процессу.

Исследование А. А. Смирнова было посвящено основной проблеме запоминания. Продуктивное неосознанное мышление было проанализировано в ходе эксперимента. Созданы конкретные условия, в которых человек запоминал все детали происходящих событий, но его об этом не просили.

В этих же условиях ему дали задание выучить правила организации, с чем он не справился. Эти учения позволили внедрить в систему образования процесс разбора ситуаций, чтобы работники и ученики могли быстрее вливаться в процесс происходящих действий.


Память в психологии. Свойства

Психолог Эббингауз изучал объёмы такой памяти, и пришёл к выводу, что испытуемому проще запомнить 5-7 слов непонятного значения. «Чистая» память выдала результат на ½ меньше начального. При этом спустя несколько дней человек не вспомнил ни одного слова.

Этот эксперимент породил новое определение – механическое и осмысленное запоминание:

  • В первом случае механические действия направлены на то, чтобы человек запоминал, с какой ноги он сделал шаг, чтобы повторить его в дальнейшем. Такой принцип помогает работать со спортсменами. Связь нейронов позволяет прокручивать информацию в голове, которая потом «работает» на результат. Сложные элементы в спорте выполнялись, как отточенные движения, благодаря тому, что человек несколько раз в голове «прокрутил» их технику выполнения. Обманутый мозг думал, что человеческое тело умеет работать в этом направлении.
  • Осмысленное запоминание предполагает выделение главной и важной информации из чистого потока знаний. Такой приём до сих пор применяется на теориях и практиках в университетах. При чтении лекции преподаватель указывает на важные моменты, которые нужно запомнить. Они позволяют студентам оттолкнуться от них, развивая мысль до конкретных событий. Они же, в свою очередь, остаются в бессознательной части памяти. Когда нужно данными воспользоваться, мозг «открывает» дверь к ним.
  • Логический комбинированный приём запоминания был основан М. Н. Шардаковым, который обеспечил людей возможностью равномерно и в нужной последовательности запоминать события. При нарушении хронологии воспроизведения информации менялась тактика запоминания. Цель задачи была в том, чтобы дети и взрослые дозированно учили информацию, запоминая её в полном объёме. Целые стихотворения без дробления выучить никто не смог, несмотря на попытки передать звуки через музыку.

Комбинированный тип можно использовать для выучивания иностранного языка. Бессознательный и логический метод позволяет запомнить теорию и применить её на практике, а намеренный (заставлять) способ практически не даёт результатов.

Память в психологии

Память в психологии — это определение возможностей человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию собственного опыта. Это свойство помогает человеку перемещаться в пространстве и времени. Существуют разные психологические теории, в которых есть собственный взгляд на данное понятие.

В ассоциативной теории ключевым понятием есть ассоциация. В памяти она осуществляет соединение частей воспринятого материала. Когда человек что-то воспоминает, он начинает искать связь между этими материалами и теми, которые нужно воспроизвести. Образование ассоциаций имеет закономерности: схожесть, смежность и контраст. Схожесть проявляется в том, что материал, который запоминается, потом воспроизводится через связь со сходным материалом. Смежность происходит, когда поступающий материал запоминается в связи с предыдущим материалом. Контраст выражается в том, что материал, который должен запомниться отличается от того, который сохраняется.

Согласно бихевиорестической теории, запоминанию материала способствуют специальные упражнения. Такие упражнения помогают лучше и быстрее фиксировать внимание на предметах, эпизодах. На качественное запоминание имеют влияние несколько факторов: возраст, индивидуальные характеристики, интервал между упражнениями, объем материала и другие.

В когнитивной теории данный процесс характеризуется, как некоторая совокупность блоков и процессов трансформации информационного материала. Одними блоками обеспечивается распознавание выразительных черт материала, другими создается когнитивная ориентировочная карта информации, с помощью третьих удерживается информация, четвертый блок преобразовывает материал в конкретную форму.

Деятельностная теория рассматривает этот процесс, как активный компонент связи между человеком и миром. Это происходит через процессы анализа, синтеза, группирования, повторения и выделения признаков, с их помощью также создается мнемический образ, своеобразная форма материала, в котором заключается личностное отношение человека. На запоминание также влияют внешние знаки-стимулы, которые позже становятся внутренними и человек, руководствуясь ими, управляет этим процессом.

Функции и роль

Память в психологии (свойства памяти непосредственно связаны с её ролью и функциями, выполняемыми ею) делится на несколько видов в зависимости от выполняемых функций в жизни человека:

ФункцияОсобенность
ОтражательнаяПамять способна отражать события, которые в ней хранятся для того, чтобы напомнить человеку о последствиях. Здесь же можно привести пример «дежавю», когда человеку вспоминается ряд ситуаций и момент его поведения при определённых обстоятельствах.
РегулятивнаяИ. П. Павлова в своих исследованиях говорит об ассоциациях, которые помогают установить прочность между событиями разного времени.

Современная наука в трудах П. К. Анохина исследует гипотезы о механизме памяти. Биотоки, которые самостоятельно возобновляются в нервных клетках, помогают создать эффект зрительного восприятия. Это эксперимент, проведённый П. П. Блонским, в основе которого лежит психическое явление. Акт познания ситуации происходит за счёт ориентации в информации в недрах головного мозга.

Роль памяти в человеческой жизни занимает главенствующую нишу в работе нервных окончаний коры головного мозга. Юрист должен помнить сведения всех лиц-участников процесса, адвокат – запоминать теорию и правдивость ситуаций. Простой рабочий должен определять логику последовательных действий. В науке выделяют:

Явная памятьОтносится к знаниям или опыту, которые можно сознательно запомнить.
Эпизодическая и семантическаяЭпизодическая память относится к непосредственному опыту, который был получен. Семантическая память относится к знаниям фактов и понятий о мире.
Неявная памятьПод неявной памятью подразумевается влияние опыта на поведение, даже если человек не осознает этих влияний.
Процедурная памятьОна относится к часто необъяснимым знаниям о том, как делать что-либо. Например, приготовить чай или открыть дверь.

Существует другой тип неявной памяти – это эффекты, помогающие без усилий воспроизвести то, о чём нейтральные раздражители в мозге помогают вспомнить благодаря ассоциациям. Человек может неосознанно оборачиваться на звук или яркий свет.

Развитие памяти

Развитая память очень большой плюс личности человека, как в повседневной жизни, так и на работе. В большинстве профессий очень ценится развитая память, она является большим преимуществом, помогающим достигать больших свершений на работе и принимать большую ответственность на себя. Существуют определенные способы для развития данного процесса. Чтобы что-то запомнить, необходимо сосредоточиться на процессе, на самом материале. Нужно осмысливать информацию, искать в ней параллели по отношению к своему опыту. Чем больше имеется шансов установить такую связь, тем лучше будет запоминание.

Если нужно вспомнить какой-то элемент, например, имя, телефон, номер, не нужно сразу бросаться в блокнот или интернет за ответом. В течение пары минут нужно абстрагироваться от всего внешнего, заглянуть в глубины своего мозга и попытаться вспомнить самому.

Если нужно запомнить что-то очень важное, нужно создать в голове относительно этого какой-то образ, ассоциацию, очень яркую. Мозг намного легче запоминает что-то оригинальное, в связи, с чем легче будет вспомнить нужную вещь. Чтобы легко запоминать числа нужно разбивать их на группы, или также, как в предыдущем методе, создать ассоциации.

Очень эффективным методом развития памяти есть тренажер для развития когнитивных способностей, под названием проект Викиум.

Чтобы хорошо что-то запомнить, нужно сразу после восприятия информации, проговорить ее, потом пересказать ее кому-то еще, так будет легче запомнить и лучше понять смысл материала.

Очень простым методом, который можно применять везде, является решение в уме самых простых арифметических задач.

Также простейшим способом развития запоминания есть прокручивание в голове событий дня. Это лучше делать в конце каждого дня перед сном, воссоздавая все детали и эпизоды, чувства, переживания, эмоции, которыми был наполнен этот день. Также нужно дать оценку своим поступкам и действиям, совершенным в этот день.

Чтение книг способствует развитию запоминания, мозг концентрируется, текст воспринимается, и детали откладываются в памяти.

Эффективное запоминание предполагает понимание смысла текста. Заучивать механически материал, не пересказывая его своими словами очень невыгодно. Такой процесс остановится на уровне оперативной памяти и в долговременную не перейдет.

Чтобы развить память нужно приучить себя повторять информацию, сначала для запоминания потребуется многократное повторение, после такого частого повторения мозг будет достаточно развит, чтобы запоминать информацию быстрее.

Механические движения руками помогают в развитии памяти. Когда человек делает какое-то долговременное действие руками, структуры головного мозга активизируются.

Изучение иностранных языков также хорошее средство для улучшения памяти.

Немалую роль отыграет эмоциональное состояние человека. Когда человек спокоен и счастлив он сумеет быстро и легко запомнить информацию и воспроизводить ее, чем человек в состоянии гнева или тревоги.

Чтобы развивать память необходимо работать над этим, сосредоточено и целеустремленно. Лень будет способствовать деградации психики человека, и хорошая память явно не будет характерной чертой такого человека. Развитая память открывает перед человеком большие перспективы, благодаря памяти можно достичь высоких результатов, как на работе, так и в общении.

С помощью нейробики тоже можно развивать и поддерживать данный психический процесс. Существует соответствующая литература, в которой описывается масса методов по развитию этого процесса.

Описанными выше способами нужно нагружать свою память, без регулярной тренировки она будет ослабевать, подводить и ускорит старение мышления.

Есть еще несколько правил, которые необходимо соблюдать для эффективного развития этого процесса. Для того чтобы память была хорошей, необходимо, чтобы мозг был работоспособным, для этого он должен насыщаться кислородом, который поступает в крови. Для этого нужно часто бывать на воздухе, делать перерывы в умственной работе на несколько минут, делать упражнения, зарядку, которые способствуют приливу крови к головному мозгу.

Если человек курит и не тренирует свою память, он прописывает себе быстрое изнашивание психических процессов. Если человек курит и тренирует память, у него немного позднее начинаются такие процессы, но все равно быстрее, чем у совсем некурящих людей.

Полноценный сон способствует развитию данного процесса, обеспечивает активность мозга. Если человек не высыпается, его память на биологическом уровне не способна работать нужным образом. Потому что мозг зависит от биологических ритмов дня и ночи, поэтому только ночью восстанавливаются клетки мозга и наутро, проспав семь или восемь часов, человек будет готовым к продуктивному рабочему дню.

Чтобы сохранить гибкость ума нужно отказаться от алкоголя. Чем больше человек употребляет, тем больше он наносит вреда своему мозгу. У некоторых людей есть опыт, когда после злоупотребления алкоголем они не помнят половину из случившихся событий. Особенно когда необходимо выучить какой-то материал, то до этого нужно избегать употребления даже вина и пива, не говоря уже о более крепких напитках. Для хорошо развитой памяти нужно правильно питаться, особенно продуктами, которые содержат фосфорную кислоту и соли кальция.

Все вышеперечисленные методы, правила, если их применить в комплексе гарантируют развитие и сбережение памяти на долгие годы.

Нарушения

Память в психологии, свойствами которой являются также неконтролируемые события и их последствия, может подвергаться незначительным и серьёзным сбоям:

  • Забывание – удивительно распространённое событие, которое может произойти по ряду причин, включая невозможность вспомнить временной отрезок.

  • Деменция также влияет на мышление, суждения и поведение (болезнь Альцгеймера, прогрессирующий надъядерный паралич, гидроцефалия нормального давления, болезнь Крейцфельдта-Якоба).
  • Инфекции мозга (болезнь Лайма, сифилис или ВИЧ) могут породить полную амнезию.
  • Болезнь Паркинсона или Хантингтона (рассеянный склероз) приводят к разрушению связи между нейронами.

Чтобы выявить на ранней стадии вероятность психических отклонений, нужно провести диагностику.

Диагностика

Для диагностики психических и психологических особенностей памяти проводят тестирования:

  • А. Р. Лурия – «заучивание 10 слов». Целью эксперимента является проверка уровня развития памяти.
  • Методика «определения кратковременной памяти» по разработке Г. И. Невельского позволяет определить точность и идентичность запоминаний. В эксперименте лицам даются числа, расположенные хаотично. Их нужно с нужной скоростью воспроизвести устно или письменно.
  • Проверка «зрительной памяти» по методу И. Мельникова подразумевает вычитку рассказа. Испытуемый должен записать слова, которые он запомнил. Таким же образом проводится оценка уровня слуховой памяти.

Провести диагностику можно в Москве в Геронтологическом клиническом центре, в центре психологической диагностики и клинической психиатрической больнице. Процедура может повторяться в зависимости от точности и чистоты эксперимента. Если результаты не были получены, проводится повторное обследование. Стоимость тестирования может варьироваться от 2300 до 8900 руб.

Методы управления

Методы реализации функций памяти может подразумевать конкретные события и действия, которые поставлены в виде задачи перед испытуемым.

Методика мнемонических приёмов

Суть метода заключается в использовании локальной привязки словесных посредников и разбиения их на группы.

Человек заучивает ряд элементов, сопоставляет их и запоминает. Дж. Бруно разработал методику для установления возможностей интерпретировать результат, полученный в рамках исследования. Мнемонический приём позволяет научить человека оценивать способности мозга к скрытию неполезной информации.

Метод ассоциаций в нейронных сетях

Методика была разработана П. И. Зинченко. Суть заключается в том, чтобы человек сумел компоновать при помощи ассоциативного мышления предметы, запоминая их роль в жизни человека. Например, нужно соединить ряд полезных действий, соотнеся их функции к ряду предметов. Таким образом, человек запоминает больше слов, интерпретируя результат за счёт воспоминаний в действии.

Летатехника для забывания и подавления воспоминаний

Её разработал О. Л. Подлиняев, который заставлял психически больных людей забывать о прошлых негативных событиях из жизни.

Целью методики является возможность управлять долгосрочной частью памяти в условиях работы нейронных сетей. Подавление обсессивно травмирующих событий происходит посредством написания «горящего письма», эмоций, которые были вызваны в годах прошлого, и сжигания эмоциональных комплексов.

В такой методике могут участвовать люди, у которых простые сюжеты памяти вызывают нарушения сознания. Например, человек не может смириться с потерей близкого, и негативно реагирует на огонь (пожар унёс жизни родных). Методика позволяет «отпустить» воспоминания и подавить их реакцию на нынешнее событие (костёр, горящая свеча) за счёт сжигания листа, на котором записаны эмоции.

Мнемонические приёмы Харриса (1980 г.)

Когда-то Харрис создал удивительную методологию для тренировки памяти. Метод помог людям настолько быстро запоминать и долго хранить информацию в разделе сенсорной и краткосрочной памяти, что неизбежно они становились мишенью для окружающих. Они были способны запоминать колоду карт, приёмы фокусников, от чего их считали мошенниками.

Развенчать миф об этих людях Харрис не смог, так как создал лишь приём для тренировки памяти. Чтобы управлять такими возможностями и научиться подавлять синдромы быстрого запоминания, мнемонист Шерешевский создал синестезию, которая помогала нарушить процесс обмена информации в сфере феноменального приёма запоминания всего вокруг.

Суть метода заключалась в том, чтобы при раздражении 1 участка мозга, активизировались импульсы, характерные работе другого участка. Таким образом, толкнув человека в пропасть, он должен быть не путаться, а радоваться.

Такая подмена импульсов в работе нейронов помогла Шерешевскому ассоциировать числа и слова с образами людей. Он же создал методику забывания этого приёма, возвращая человека к привычным реакциям организма.

Сумев поменять свойства всех отделов памяти, Шерешевский создал психологическое оружие, при помощи которого мог управлять памятью. В психологии есть много метод, позволяющих управлять эмоциями, мыслями и ассоциативным мышлением. При изучении и интерпретации работы этих отделов мозга можно управлять человеком и манипулировать его чувствами для лечения заболеваний.

Тренировка памяти

Тренировка происходит тогда, когда люди даже ее не замечают. Запоминая список продуктов, необходимых в магазине, имена новых знакомых, даты рождения – все это является тренировкой для человека. Но на развитие существуют упражнения более конкретные, они способствует намного лучшему запоминанию, концентрированию на конкретном развитии этих способностей. Если развивается память, то одновременно развиваются и другие психические процессы (мышление, восприятие, внимание).

Существуют на развитие данного процесса упражнения, наиболее распространенные будут кратко описаны ниже.

Развитие памяти у взрослых упражнения бывают самыми разными. Очень популярным упражнением есть таблицы Шульте. Они способствуют развитию периферийного зрения, внимания, наблюдательности, скорочтения и зрительной памяти. Ища последовательно идущее числа, зрение, фиксирует всего несколько ячеек, так запоминается место нужной ячейки и ячеек других чисел.

Упражнение на развитие фотографической памяти по методу Айвазовского. Ее суть в том, чтобы на протяжении пяти минут смотреть на объект. После, закрыть глаза и восстановить образ этого объекта в голове, максимально четко. Также эти образы можно рисовать, это поможет улучшить эффективность упражнения. Его нужно выполнять периодически, чтобы хорошо развивалась визуальная память.

Упражнение игра в спички помогает тренировать зрительную память. Для этого необходимо положить на стол пять спичек, и смотреть на их расположение, потом отвернутся, взять еще пять спичек и попробовать уже на другой поверхности воссоздать расположение спичек, которые запоминались.

Упражнение римская комната способствует развитию способности структурирования сохраненной информации, но с ее помощью также тренируется зрительная память. Необходимо запоминать последовательность предметов, их детали, цвет, формы. В результате запоминается больше информации и тренируется зрительная память.

Для тренировки слуховой памяти также существуют упражнения.

Развитие памяти у взрослых упражнения должны подчиняться определенным правилам. Первое упражнение – это чтение вслух. Когда человек озвучивает запоминаемый материал, он развивает свой словарный запас, улучшает дикцию, интонацию, улучшает умение придавать эмоциональную окраску и яркость своей речи. Также лучше запоминаются аудиальные компоненты прочитанного. Читать нужно легко, не торопится, читать так, как разговариваешь. Есть некоторые правила: четко проговаривать слова, с соответственной расстановкой, выразительно произнеся каждое слова, не «съедать» окончание, произносить текст так, будто это речь дипломата или оратора, выкладывающего собственные мысли по какому-то серьезному вопросу. Если читать не менее десяти или пятнадцати минут каждый день, придерживаясь всех правил, можно уже через месяц заметить результаты в ораторских способностях и слуховой памяти.

Регулярное изучение стихотворений является хорошим и простым способом в тренировке запоминания. Изучая стих, необходимо понять его смысл, выделить приемы, которые использовал автор. Разделить его на смысловые составляющие, выделить главную мысль. Важно выучивая стих все время повторять его, произнеся вслух, применять интонацию, передать настроение автора, таким образом, развивая еще дикцию. Повторять нужно много раз, и со временем количество повторений будет уменьшаться. Во время произношения стиха в уме или вслух, задействуется артикуляционный аппарат. Изучение стихотворения используется для долговременного запоминания абстрактной информации. Такое запоминание происходит, например, в изучении таблицы умножения, или запоминания числа Пи.

Слуховая память развивается благодаря подслушиванию. Находясь среди людей, в транспорте или на улице, на скамейке, нужно сосредотачивать внимание на разговоре других людей между собой, осмысливать информацию, стараться запомнить ее. Потом, придя домой, проговорить услышанные разговоры с соответствующей интонацией и вспомнить выражение лиц людей на момент разговора. Упражняясь так очень часто, человек сможет научиться воспринимать бегло текст на слух, станет намного внимательнее и чувствительнее к интонации и тону.

Эффективным методом является развитие памяти по методикам спецслужб. Это программа тренировок, которые базируются на методиках, применяющих в спецслужбах. Эффективность такой программы проверена разведчиками и контрразведчиками. Этот метод представлен в книге автора Дениса Букина, которая так и называется «Развитие памяти по методикам спецслужб».

В современном мире почти все привыкли к тому, что у них под рукой всегда есть телефон, планшет, органайзер, в котором хранится необходимая информация и которую всегда можно там подсмотреть. Рутинная работа, перегружение процесса запоминания ненужной информацией, неумение эту информацию систематизировать приводит к ослабеванию мнемических процессов. В книге описывается профессия, в которой хорошо развитая память есть залогом успеха, точнее, есть жизненно необходимой – это разведчик. Он не может сохранить на телефоне план операции, карту, у него нет времени на листание блокнота. Вся важная информация должна храниться только в голове, все детали, чтобы в нужный момент их четко воспроизвести. Каждая глава книги описывает каждый этап карьеры разведчика. Каждый этап содержит методики, упражнения и инструкцию к ним.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]