Определение эмоций. Теории, виды и механизмы нарушения эмоций. Патогенез нарушения эмоций

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настроиться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя » и направляя ее.

Радость


Фото Brock Wegner on Unsplash
Начать стоит, пожалуй, с одной из самых светлых эмоций – радости. Ничто не может сравниться с первой улыбкой новорожденного, радостным, счастливым смехом ребенка. Считается, что эмоция эта носит врожденный характер и в то же время развивается по мере взросления человека.

Унылые, требовательные родители, необходимость выживать в тяжелых условиях убивает стремление радоваться жизни. Зато поддержка ребенка, постоянный смех в семье, развитие чувства юмора способствует более позитивному взгляду на мир. Причинами радости может быть все что угодно – яркое, вышедшее, наконец, из-за туч солнце, встреча с друзьями, вкусный чай или новые открытия.

Радость переживается как приятное состояние, наполненность счастьем, удовлетворение. Оно дает возможность чувствовать себя увереннее, активнее. Снижает тревожность, импульсивность. Слишком сильное переживание радости может стать причиной бессонницы.

Скрыть радостное состояние практически невозможно. Человек светится от счастья, искры проникают через поры, зажигают окружающих. Основные внешние признаки этой эмоции:

  • В глазах светится искорка счастья;
  • На губах – улыбка, а если человек пытается ее скрыть, уголки рта немного приподняты;
  • От улыбки приподнимаются щеки, глаза чуть сужаются;
  • Вокруг глаз разбегаются маленькие морщинки; иногда их называют «гусиными лапками»;
  • Лоб – ровный, без морщинок;
  • Движения более активные, чем всегда;
  • Осанка – прямая.

Изменение мышления

В рамках темы, касающейся устойчивости эмоционального состояния, надо поговорить о том, что без преобразования своего собственного восприятия усилить это качество не получится.

Человек, желающий стать «крепче», обязан осознать: если он не может изменить обстоятельства, то переменить испытываемое к ним отношение ему подвластно.

Допустим, во время прогулки он заметил собаку, лающую на кого-то. Человек не станет раздражаться – просто пройдет мимо, потому что через 1-2 минуты лай перестанет до него доноситься. Точно так же и со сложными ситуациями. Надо прекратить воспринимать их как нечто, что происходит лично ему во вред. Они просто имеют право на существование.

Когда человек позволяет событиям идти так, как «задумано Судьбой» — они так и проходят мимо. Если он «цепляется» за все, ситуация усугубляется. Это философский подход, не всем он близок, но для многих является подходящим.

Также эмоциональная устойчивость человека зависит от условий, в которых он живет. Если у него от природы реактивный тип нервной деятельности, то лучше ему вести интенсивный образ жизни. Без возможности выплеснуть свою энергию такой личности будет очень дискомфортно. А психика человека устойчива лишь тогда, когда его образ жизни соответствует его природным предрасположенностям.

Еще очень важно систематически разгружать свою нервную систему. Особенно это важно людям, занятых на таких работах, которые требуют повышенной эмоциональной устойчивости (педагоги, врачи, предприниматели, спасатели и т

д.). Постоянное давление оказывает негативное влияние на психику. Следствием становится постоянная усталость, нервозность, раздражительность. Это сильно ослабляет нервную систему. И когда случается какая-либо стрессовая ситуация (пусть даже незначительная) – человек не в силах с нею справиться.

Функции чувств в психологии

Задача чувств определяется их способностью фиксировать сведения о важных объектах либо событиях. К основным функциям чувств в психологии стоит отнести следующее:

  1. Отражательная – помогает оценивать происходящие события, чтобы определить уровень опасности и найти способы ее предотвращения.
  2. Стимулирующая – заставляет находить пути решения конкретных задач и ставить цели на будущее.
  3. Переключательная – способствует расставлению приоритетов, определению важных действий, объектов и решений. Эту функцию можно интерпретировать как силу воли.
  4. Подкрепляющая – помогает запоминать важные события. Это достигается с помощью своих субъективных оценок.
  5. Коммуникативная – помогает контактировать с окружающими.
  6. Приспособительная – на базе пережитых чувств проще адаптироваться к новым условиям.

Когнитивное наполнение

По этой классификации чувства делятся на простые и сложные. Первые – быстрые и яркие (гнев, радость). Они происходят сиюминутно, сразу же при столкновении с побуждающим их фактором (например, когда парень приглашает девушку на свидание, она радуется). Вторые – более длительные и часто противоречивые (после полученного приглашения она начинает анализировать ситуацию и сомневаться).

Интерес

В основе развития человека, его интеллекта лежит исследовательская активность, возбуждение, охарактеризовать которые можно одним словом – интерес. Феномен этот врожденный – ведь ребенок начинает реагировать и обращать внимание на слуховые и зрительные стимулы вскоре после рождения.

Сначала реакция носит бессознательный характер, связана с безусловным рефлексом. В дальнейшем она становится сознательной, превращается в мотивацию, благодаря чему человек хочет учиться, узнавать новое, исследовать мир.

Интерес особенно ярко проявляется, когда в окружающем мире, а также с самим человеком происходят перемены, появляется что-то новое, необычное. Угасает интерес, когда вокруг все привычное и скучное. Возможно, выполняя ежедневно одни и те же задачи на работе, ты начала чувствовать тоску, грусть.

Но вот появилась новая, нестандартная задача с неизвестными условиями, и ты сразу проснулась, почувствовала желание ей заняться, найти решение, а после прогуляться в центре города. Новизна послужила стимулом возвращения к активной жизни.

Внешние формы проявления интереса:

  • Приоткрытый рот;
  • Чуть расширенные, а иногда суженные глаза; в первом случае интерес связан с удивлением, во второй – с активным мыслительным процессом;
  • Сведенные брови;
  • Тело чуть подается вперед;
  • Взгляд направлен на объект интереса;
  • При глубоком интересе, связанном с возбуждением, может дрожать голос.

Гнев

Человек часто ощущает гнев, когда испытывает разочарование, не может добиться цели, встречает на пути препятствия. Эмоция связана с осознанием несправедливости, обмана, ненависти, унижения, ограничений. Мало кто может контролировать гнев. Завладев тобой, он заставляет совершать необдуманные поступки, вступать в конфликты, проявлять агрессию. Из-за огромного количества негативных последствий гнев ребенка, подростка в процессе воспитания пытаются унять, перенаправить энергию в более спокойное русло.

Однако в некоторых случаях гнев может играть положительную роль – он мобилизует силы, заставляет идти вперед, помогает собраться, защитить себя и близких.

То, что человек гневается, легко обнаружить по невербальным признакам:

  • Суженные глаза, в них горит огонь;
  • Брови нависают над глазами, иногда соединены в одной точке;
  • На переносице появляется утолщение;
  • Тело напряжено;
  • Ладони часто сжаты в кулак;
  • Шумное дыхание;
  • Человек переходит на крик;
  • Голос плохо контролируется, срывается, наполнен злобой.

Человек ежедневно испытывает самые разные эмоции. Радость связана с успехом, ощущением счастья. При невозможности добиться цели, разочаровании появляется гнев, печаль. Новизна вызывает интерес, а потеря безопасности – страх.

Страх

Не всегда новое вызывает интерес. Иногда адекватная эмоция – страх. Возникает он, когда ты переживаешь за свою безопасность, не имеешь достаточной информации о происходящем, теряешь контроль над ситуацией.

Если интерес, радость, даже печаль забывается быстро, то страх настолько сильно пронзает сердце, что ты будешь помнить о своих эмоциях и вызвавших их событиях очень долго.

Часто страх путают с фобией и тревогой, однако, все это разные феномены. У страха всегда есть конкретный объект – ты можешь бояться диких собак или высоты. Тревога – ощущение, возникающее, когда ты ощущаешь непонятную опасность, находишься в неизвестности, например, ждешь результатов анализов.

Фобия связана с неконтролируемым состоянием, которое не дает двигаться, адекватно себя вести. Как правило, в основе фобии лежит сильный стресс, а не непосредственно опасность, исходящая от объекта.

Признаки страха:

  • Хаотические движения или, напротив, заторможенность, невозможность сдвинуться с места;
  • Ощущение, что человек съеживается, старается стать меньше;
  • Расширенные глаза;
  • Настороженный взгляд;
  • Брови приподняты;
  • Бледная кожа;
  • Появление морщин на лбу.

Классификация чувств

Эта часть человеческой личности сложно поддается классификации. Чувства считаются весьма многогранными. Потому они отличаются разнообразием. В психологической практике условно выделяют такие разновидности чувств:

  1. Нравственные. Они в свою очередь делятся на моральные и аморальные. В первую категорию можно отнести чувство долга, гуманность, любовь. Вторая группа включает жадность, ненависть, эгоизм, жестокость. Нравственные чувства определяют отношения между людьми, допустимое поведение.
  2. Праксические. В эту категорию входит подбор сферы деятельности – профессии, хобби. Такие чувства определяют отношение человека к своим обязанностям, заботам. Также они влияют на связь с обществом.
  3. Интеллектуальные. Они делятся на специфические и неспецифические. В первую группу стоит отнести жажду знаний, целеустремленность, получение удовлетворения от каких-то открытий или получения информации. К неспецифическим чувствам относятся ирония, удивление, юмор. Эта группа чувств определяет отношение человека к интеллектуальным потребностям.
  4. Эстетические. К ним относят получение удовлетворения от касания, созерцания или прослушивания. В эту группу можно отнести любовь к музыке, технике, природе, произведениям искусства. Такие чувства определяют интересы человека, которые помогают удовлетворить эстетические потребности.

Существуют и довольно сложные чувства, которые нельзя отнести к конкретной разновидности. Любовь часто заставляет человека раскрывать свой эстетический потенциал, стремиться к познанию или выбирать определенный вид деятельности.

Печаль

Своеобразный антипод радости – печаль. Часто эту эмоцию относят к отрицательным; она может вести к пассивности; связана с разочарованием, ощущением беды. Появляется, когда человек ощущает одиночество, чувство вины. Печальный человек сконцентрирован на серости, неприятных событиях. Часто эту эмоцию называют ключевой в развитии депрессии.

Но объективно печаль может играть и положительную роль. Она успокаивает, открывает пространство для размышлений, принятия решений.

Человек может иметь врожденную склонность к переживаниям грусти, печали. У других эта эмоция возникает под воздействием событий окружающего мира. Так, трудно прыгать от радости, если тебя уволили, или твой ребенок заболел.

Люди пытаются скрыть печаль и не всегда можно быть уверенными, что именно эту эмоцию они переживают в данный момент. Но если долго наблюдать за человеком, ты увидишь такие ее проявления:

  • Внутренние кончики бровей чуть приподняты;
  • Губы в уголках рта опущены;
  • В глазах – грусть; они могут быть чуть сужены;


Эмоции: функции, интенсивность, базовые эмоции

  • На лбу появляются горизонтальные морщинки;
  • Спина сгорблена;
  • Движения, речь медленные.

План-конспект содержания лекционного курса и семинарских занятий

Выявление психологических законов развития эмоциональной сферы и волевой регуляции традиционно включают в число самых сложных проблем психологии. При многообразии теорий (гипотез) наблюдается большое количество альтернативных позиций. В отечественной психологии до настоящего времени отсутствует целостная теория эмоциональных явлений. Также отсутствует и последовательно простроенная теория волевой регуляции. Несмотря на это, ряд взаимосвязанных теоретических позиций и гипотез, могут быть сформулированы в контексте отечественного культурно-исторического деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений.
Описательная характеристика эмоциональных процессов

Тема 1

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]