Что такое дисциплина — зачем она нужна, ее виды (воинская, трудовая), последствия нарушения и способы повышения

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 2053.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 2053.

Дисциплина – это слово, которое является синонимом понятию «порядок». Правила общественного существования строятся на понимании людей дисциплины, соблюдении особых требований, норм и правовых положений.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Что такое дисциплина?

7 класс курса “Обществознания” предлагает рассмотреть термин с разных сторон, именно поэтому определений понятия несколько. Дисциплина это:

  • соблюдение определенных и установленных в обществе (группе, коллективе) правил;
  • порядок, который требовалось соблюдать в обществе: правила морали и права;
  • требования, лежащие в основе кодекса профессиональных отношений определенной организации;
  • граница, которая отделяет норму от правонарушения.

В. Даль дает свою трактовку дисциплины. Он считает понятие только воинским: порядок подчиненности одного звания другому, послушание и строгое повиновение.

В энциклопедическом словаре авторов Брокгауза и Ефрона термин выставлен в значении – воспитание, школьные правила.

Дисциплина изменяет поведение людей, вносит порядок и систему контроля над своими действиями и поступками.

https://youtu.be/nr4rAt7yb4I

Когда взыскания не применяются

Законом не установлены льготные категории трудящихся, которых нельзя привлечь к ответственности за нарушение дисциплины. Но существуют порядок применения взыскания и сроки, которые обязательно соблюдаются.

В то же время необходимо учитывать гарантии для некоторых категорий трудящихся.

Пример:

Беременную женщину, по ст. 261 ТК РФ, нельзя уволить по инициативе работодателя, кроме случаев ликвидации предприятия. Но это не означает, что на нарушение следует закрыть глаза. Необходимо использовать другие меры взыскания.

За виновные действия работодатель привлекает сотрудника к ответственности, в том числе увольняет, если это предусмотрено нормами ТК РФ. Даже если вследствие этого работник лишится каких-то благ.

Конституционный суд РФ в определении от 23.06.2015 № 1243-О признал законным увольнение сотрудницы за прогул, в результате чего она лишится жилья, полученного в рамках целевой программы, так как утратит льготу.

Кроме того, нельзя применять взыскания, если пропущены его сроки.

Виды дисциплин

Ученые делят дисциплину на 2 большие группы: обязательная и специальная.

ТОП-3 статьи

которые читают вместе с этой

Почему важно соблюдать законы?

Что значит жить по правилам

Мораль и нравственность: сходства и различия

  • Обязательная. Такая дисциплина – свод или система правил для государственных учреждений, организаций. Их необходимо соблюдать должностным лицам, представителям власти, простым гражданам.
  • Специальная. Ее правила распространяются только в конкретном коллективе. Школа, армия, производство – накладывают на поведение людей свои специальные требования дисциплины.

Специальных дисциплин много. В школе рассматриваются часть из них.

  • Воинская дисциплина. Это правила, построенные на наибольшей строгости исполнения. Все нормы утверждены в Уставе. Законы, требования нельзя обсуждать, изменять по своему усмотрению, их просто беспрекословно выполняют. Присяга, приказ не изменяемы. Военная и государственная тайна охраняются и становятся одним из требований воинской дисциплины.
  • Трудовая дисциплина. Это правила трудовой деятельности, отношений в производственном коллективе. Здесь устанавливаются нормы рабочего времени, периоды отдыха, начало и завершение рабочего дня. Данный вид закреплен в законах о труде. Но в каждом конкретном трудовом коллективе на основании Закона разрабатываются собственные правила трудового распорядка, коллективные договоры. Правила прописываются в инструкциях разного плана.

Нарушения воинской дисциплины имеют свою систему наказаний, не сходную с трудовыми провинностями, но те и другие приводят к ущербу. Первые в рамках страны и конкретного участка армии. Вторые вызывают хозяйственные проблемы.

Последствия нарушения

В качестве ответственности за несоблюдение правил труда к сотруднику применяется взыскание, выбор которого зависит от тяжести проступка:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Применение нескольких взысканий за один проступок не допускается.

ТК запрещает применять взыскания, не установленные законом (ч. 4 ст. 192 ТК РФ). Например, денежные штрафы или лишение (уменьшение) премии не применяются в качестве дисциплинарных наказаний за несоблюдение дисциплины. Локальные акты, в том числе приказы, о применении денежных штрафов являются незаконными.

Что касается варианта лишения премии в качестве назидательной меры: премирование, в соответствии с ТК РФ, является стимулирующей выплатой, а не мерой взыскания. Но если на предприятии существует система премирования, то положением о премировании предусмотрено, за что работнику премия снижается либо не выплачивается в полном размере. Одно из таких условий — неисполнение обязанностей. В таком случае локальным актом о премировании обязательно устанавливаются условия и порядок, в том числе документального оформления, в соответствии с которыми размер премии снижается либо сотрудник лишается премии полностью.

Классификация дисциплинированности

Общество требует от людей выполнять правила. Для чего нужна дисциплина? Философы многих веков пытались разобраться в ее сути. Их работы вызвали необходимость разделить дисциплину еще на 2 группы:

  • внешняя;
  • внутренняя.

Внешняя дисциплина. Это контроль со стороны других людей. На примере школьной дисциплины, это требования, которые предъявляет к ученикам администрация, учителя. Такой вид претерпевает изменения. Можно сравнить школьные правила прошлого с современным состоянием дел и убедиться, что они стали проще и демократичнее. Внешняя дисциплина – это страх наказания. Ее постоянно кто-то контролирует.

Внутренняя дисциплина – другой вид. Здесь все происходит внутри человека. Он сам создает правила, сам их исполняет, сам выбирает наказание за их нарушения. Ее называют самоконтролем, самодисциплиной или сознательной.

Внутренняя дисциплина воспитывает человека, внешняя делает то же, но по-своему. В любом случае термин направлен на общество и отношения среди людей.

Как стать дисциплинированным

Чтобы развить в себе самодисциплину, необходимо взять на себя обязательства, на которых следует основываться в дальнейшем. Человек, ставший морально сильнее, сможет вдохновлять и себя, и остальных на новые достижения. Чтобы развить в себе дисциплину, специалисты рекомендуют записывать поставленные цели и планы на бумагу, при этом устанавливать определенные временные рамки для них. Периодически следует ввести отчётность, чтобы прослеживать успехи, а также видеть, над чем ещё стоит поработать, чтобы достигнуть желаемого.

Чтобы развить в себе самодисциплину, придётся отказаться от пустых развлечений, сконцентрировать все внимание на поставленной цели и осознанности дела. Однако часто этому мешает чрезмерная импульсивность и отвлечение. По мере нарастания усталости у человека может также пропасть желание развивать в себе дисциплину. Интернет, телевизор, вредная еда, социальные сети, постоянный обмен сообщениями в мессенджерах не по делу — тоже враги, мешающие саморазвитию. Действенные методы повышения дисциплины:

  1. Спорт. Тренировка способна не только сформировать красивое тело и укрепить общее самочувствие. Физические упражнения также помогают развить силу воли. А именно волевые люди достигают поставленных целей.
  2. Режим дня и питание. Нормальный сон способен привести в норму психическое и физическое состояние организма. Правильный рацион и режим питания зарядят человека порцией энергии, делая его более бодрым и готовым свернуть горы на своём пути.
  3. План. Если отсутствуют четко поставленные цели и пути по их достижению, то нельзя сформировать дисциплину. Поэтому необходимо планировать свою жизнь на некоторое время вперёд.
  4. Работа над собой. Всегда довольно тяжело работать над чем-то, если постоянно отвлекаться и витать в облаках. Поэтому весьма важно сконцентрировать внимание и развить в себе усидчивость.
  5. Мотивация. Это важный момент в развитии дисциплины. Каждый должен знать, зачем он выполняет те или иные действия, ради какой цели.

Дисциплинированным человеком можно назвать того, кто способен мыслить, отделять второстепенное от главного. Если научиться расставлять собственные приоритеты, двигаться только к поставленным целям, специально освободиться от тех убеждений, которые часто бывают навязаны извне, то можно воспитать в себе собранность и ответственность. Когда человек научится самодисциплине, то ему станет намного легче управлять самим собой, а также добиваться реальных результатов.

Структура программы У. Д.

Как правило, для каждого вуза составляется собственная программа учебной дисциплины. При этом она обязательно должна соответствовать единым государственным образовательным стандартам.

Обычно программа состоит из четырех разделов:

  1. Паспорт. В нем описывается область применения У. Д., ее цели и задачи, место в структуре основной профессиональной образовательной программы, а также общее количество академических часов, отведенное на изучение данного предмета.
  2. Структура и содержание. В этом разделе рассказывается о видах учебной работы и количестве выделенного на них времени. Также здесь подробно расписывается содержание учебной дисциплины.
  3. Условия реализации. В данном разделе дается перечень материально-технического обеспечения, необходимого учащемуся, для полноценного освоения изучаемого предмета. Также здесь подается список литературы по дисциплине. Причем отдельно идет перечень для учащихся, отдельно – для педагога.
  4. Контроль и оценка уровня освоения изложенного материала. В этом разделе описывается то, чему ученики/студенты должны научиться и какими способами учитель будет проверять их знания (устные опросы, контрольные, самостоятельные работы и т.п.). Также здесь обязательно должны присутствовать критерии оценивания знаний и навыков; порядок формирования оценок по дисциплине.

Помимо вышеперечисленных пунктов, некоторые программы могут содержать дополнительную информацию, такую как примеры оценочных средств для текущего контроля и аттестации. А также данные о применяемых образовательных технологий (могут быть дополнены методическими рекомендациями).

Ограничения и ребёнок

Дисциплина может быть мощным оружием для усмирения. Если взрослый понимает, что нужно придерживаться тех или иных правил, то для детей дисциплина может стать настоящим испытанием. В воспитании ребёнка важно учитывать индивидуальный подход, чтобы не травмировать его ограничениями или запретами. Он должен чётко понимать, почему этого нельзя делать и за что его наказали.

Правильное применение дисциплины поможет сформировать чувство справедливости и заложить хорошую основу для развития будущей личности. Многие взрослые ошибочно считают дисциплину проявлением агрессии и часто выливают свою злость на ребёнке — нет, воспитание должно быть спокойным. Если дети чувствуют обиженность или агрессию, они закрываются в себе и пытаются ограничиться от окружающего мира.

Взрослый должен обладать терпением и доходчиво объяснять ребёнку, почему тот наказан. Нельзя просто запугивать или физически влиять на детей, от этого в них может развиться нервозность и ощущение ненужности. У ребёнка всегда должен быть выбор как поступить: чем больше он будет выбирать и обдумывать действия, тем быстрее у него сформируется основа для дисциплинированности и ощущение справедливости.

Для лучшего восприятия детьми правил и требований им нужна любовь и поощрение. Благодаря этому ребёнок будет понимать, что несмотря на проступки, его ценят и уважают, он ощущает себя нужным и поэтому старается стать лучше. Психологи рекомендуют родителям чаще говорить малышу приятные слова, любить и уважать его, хвалить за выполненную просьбу или правильное решение. Нужно воспринимать детей, как маленьких людей, которые всегда реагируют на поведение взрослых.

При виде агрессии или озлобленности они будут отвечать замкнутостью и нежеланием учиться. Объяснить детям основы дисциплины несложно, это под силу каждому взрослому, но применение небольших хитростей поможет сделать процесс более эффективным.

Теги

повысить дисциплину такое дисциплина ив правовых взаимоотношенияхобщественные правила иа правильное питаниевопреки правилам техникиобщих правил иВсе права защищенысуществуют правила жизниспособность человека соблюдатьриторический вопрос знаком вопроса Какие вопросы ставит Вопросы безНекорректный вопрос.новые вопросы Вопросы Вопросы Наши тесты Наши тесты Тесты Тесты Тесты пройдите тест Еще тесты Тест на Тест по Тест на

вопростестобществознаниеслучаенарушенияпонятиетемусоблюдениекласслибошколенаказаниязаданиякурсфункциисторонответличнойязыксайтспециальнаяописание

Структурные составляющие самодисциплины

Современное общество устроено таким образом, что, несмотря на многочисленные внешние факторы, способствующие дисциплинированности каждого индивидуума, добиться чего-то стоящего в своей жизни он способен лишь благодаря самодисциплине. А она покоится на трех китах.

  • Самоконтроль — умение адекватно оценивать свои достижения и провалы, а также целенаправленно работать над самосовершенствованием.
  • Терпение и настойчивость. Без этих качеств все усилия напрасны, поскольку только планомерная ежедневная работа для достижения своей цели способна принести благотворные результаты.
  • Своевременность. Как бы хорошо ни была выполнена работа, если она сдана не в оговоренный заранее срок — она теряет свою актуальность. Это как со спортсменом-легкоатлетом, который пришел к финишу последним: он выполнил поставленную перед ним задачу, но слишком поздно и остался без медали.

Список учебных предметов, изучаемых в школе в прежние годы [ править | править код ]

Математические [ править | править код ]

Арифметика: 1—4 класс

Естественно-научные [ править | править код ]

Природоведение: 1—4 класс (сейчас 5 класс, не везде).

Черчение (5—9 классы). Изучается на усмотрение руководства школ.

Гуманитарные [ править | править код ]

Обществоведение или Человек и общество (ЧиО): 5(9)—11 класс

Филологические [ править | править код ]

Родная литература: 1—4 класс (только в республиках со своим языком)

Сроки

Объявление замечания или выговора, приказ об увольнении за нарушения издается не позднее месяца со дня, когда о случившемся узнали. Пропуск этого срока снимает ответственность с нарушителя. Если обнародована информация о нарушении, с момента совершения которого уже прошло полгода, наказать провинившегося тоже нельзя.

Взыскание снимается автоматически, если в течение года гражданин больше не привлекается к дисциплинарной ответственности. Сотрудник вправе ходатайствовать о снятии наказания и до этого срока. Работодатель принимает решение по этому вопросу самостоятельно, по просьбе непосредственного начальника и ходатайству представительного органа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]