Ассоциация — что это такое, её виды и способы использования в психологии

Известный итальянский писатель Джанни Родари с помощью романтического сравнения показал, как формируется ассоциация. Он сравнил высказанное слово с брошенным в реку камнем. Камень произвёл волны на воде, которые заставили колыхаться всё, что в ней находится: листок, камыш, кувшинку, поплавок удочки. Только волны от сказанного слова возникают у нас в коре головного мозга; услышанное вызывает в памяти образы, воспоминания, мысли.

Перевод слова творчество

  • Werk
    — произведение
  • Werke
  • Schaffen
    — работа
  • Schöpfertum
  • Kunstschaffen
    — художественное творчество
  • Oeuvre
    — творческое наследие
  • création
    современное творчество — création contemporaine

    — произведение, создание

  • art
    — искусство
  • effort créateur

Каким бывает творчество (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

народнымлитературнымхудожественнымустнымпоэтическимсобственнымраннимсвободнымколлективнымсовместнымнаучнымдетскимвсякимчистымнастоящеммузыкальнымлюбымпозднимисторическимтехническимподлиннымистиннымживымуголовнымрелигиознымдальнейшеморигинальнымсловесныминдивидуальнымличнымпесеннымвдохновеннымдуховнымчеловеческимкомпозиторскимизустнымподобнымпоследующемизобразительнымзрелымсамостоятельнымстихийнымписательскимчужимкулинарнымсамобытнымсоциальнымнезависимымневозможнымисключительнымсвязаннымфантастическимдругимгениальнымникакимбогатымписьменныммногограннымкультурнымисполнительнымгосударственнымрусскимсамодеятельнымсвоеобразным

Что может творчество? Что можно сделать с творчеством (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

оказатьполучитьиметьвызыватьпонравитьсяпоказатьсявосприниматьсявывестиподвергатьсяостатьсясдвигатьсяприноситьпротекатьспособствоватьоказатьсяприходитьсядаватьоставатьсяразвиватьсяноситьзаключатьсяпродолжатьпроцветатьпридтисьсформироватьотличатьсяпомочьпослужитьсмешатьсялишитьсязахватитьстановитьсяпомогатьидтиопределятьизучатьсясоздатьуложитьсясостоятьознаменоватьсводитьсявозникнутьотразитьизобиловатьсоставлятьвпитатьзайтисчитатьсяпосчитатьявитьсявыстроитьвылитьсядействоватьиссякнутьпредшествоватьпривлечьпрозватьположитьявлятьсярасцвестивыразитьсяподготовитьвойтисвернуть

Ассоциации к слову творчество

целомаобластьпроклятиечастностьнеудачагодпознаниеточкапоискосновапротяжениесторонастильградуссравнениежизньремеслозаконтрадицияплагиатсфераискусствопомощьфутболконецзападпеределкинообстановкаокеанизобретениеобходособенностьнаукажанргаэмиграциякризисвидмирусловиевовлечениетеатршколабичпроцессработаялтапылкостьописаниемассароссиякритериймолдавияреспубликауровеньколледжмерамоментслужительданноеэпоханазваниеавторзнание

Психодиагностические методы с использованием ассоциаций

Виды конфликтов в психологии и способы их разрешения
Спонтанно возникающие в коре головного мозга связи с начала XX века используются психологами для диагностики психических состояний человека

Первым обратил внимание на связь свободных ассоциаций с процессами, протекающими на уровне бессознательного, З. Фрейд

Согласно его теории, на этом глубинном уровне психики находятся подавленные человеком инстинкты и желания, которые противоречат требованиям общества.

Но загнав эти запретные желания в дальний угол бессознательного, человек от них не избавился. Они продолжают влиять на его поведение, провоцировать фобии или странные поступки, вызывать даже психические отклонения и органические заболевания.

Метод свободных ассоциаций

Возникающие непроизвольно ассоциации несут информацию об этих подавленных желаниях и инстинктах, что позволяет психологу или психиатру поставить диагноз. Для этого З. Фрейд разработал и начал применять метод свободных ассоциаций, который и до настоящего времени является одним из основных в психоанализе.

Принцип этого метода очень прост. Приняв удобную позу и расслабившись, пациент должен просто говорить все, что приходит ему в голову. Он может рассказывать о своих проблемах, а может просто размышлять о смысле жизни или обсуждать своих коллег. Нужно не контролировать, не анализировать, не подбирать правильные слова, а свободно говорить.

Мысли и слова пациента сами по себе вызывают у него в сознании разные ассоциации, порождая новый поток речевой активности и вытаскивая из бессознательного то, что там спрятано и мешает жить. А вот психоаналитик должен распознать связь между отдельными фразами, словами, оговорками пациента и его психологическими проблемами и комплексами, выявить эти проблемы и раскрыть их сущность перед клиентом.

Разнообразие ассоциативных методов

В настоящее время ассоциативное мышление используется во многих психодиагностических методиках, которые позволяют изучить особенности психического состояния индивида, его проблемы, переживания и отношение к окружающим. В отличие от Фрейда и его последователей, представители других психологических направлений предпочитают использовать не свободные ассоциации, а более организованные и управляемые психотерапевтом. Методики разработаны таким образом, чтобы не только стимулировать возникновение ассоциаций, но и иметь возможность статистически обработать результаты, сравнить их с данными других клиентов. Все подобные способы диагностики можно разделить на три группы тестов:

  1. На основе вербальных ассоциаций. В таких тестах испытуемым предлагается ряд слов или фраз, в ответ на которые он должен произнести первое, что придет в голову. Сама формулировка, значение, сфера использования фраз рассчитаны на то, чтобы раскрыть внутренние проблемы диагностируемого. Одна из самых популярных подобных методик – тест «Парных ассоциаций».
  2. На основе зрительных ассоциаций. Рассматривая предложенные картинки, часто абстрактные, клиент должен сказать, что они ему напоминают. Наиболее известные из этих методик – тест «Чернильных пятен» Роршаха и метафорические карты.
  3. На основе анализа продуктов творчества. Для того чтобы изучить неосознанные ассоциации, диагностируемому предлагают выполнить творческое задание, например, написать эссе на заданную тему или нарисовать что-то. Творческий процесс освобождает мышление и подключает к процессу подсознание, что облегчает рождение ассоциаций и открывает доступ к образам-архетипам, скрытым желаниям и плохо осознаваемым проблемам.

Ассоциативное мышление – не только источник важной информации о человеке, оно является необходимым условием интеллектуального и творческого развития личности

Персональные инструменты возникновения связей

Ассоциации базируются на условных рефлекторных реакциях. Каждый внешний раздражитель становится причиной появления очага возбуждения в больших полушариях коры мозга.

В роли таких факторов выступают:

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

  • запахи;
  • слова;
  • звуки;
  • тактильные ощущения;
  • мысли.

В очаге по нейронам проходит электрический импульс, который распространяется по областям мозговой коры. В этот период активизируются следы предыдущих прохождений импульса и вызывают из памяти образы, которые возникли ранее при контакте с объектом.

Процесс создания ассоциаций необходим для нормальной работы сознания и повышения эффективности мышления, регулируется несколькими инструментами:

  1. Память и хранящаяся в ней информация. Укрепление памяти и расширение кругозора создают возможность для появления большего количества качественных ассоциаций. Результатом становится выработка разнообразных и новых связей.
  2. Воображение, которое обрабатывает информацию, меняет и комбинирует сочетания элементов в новых формах образов. Работа воображения обогащают память человека, полученные ассоциации используются в мышлении.
  3. Скорость прохождения нервного импульса или протекания нервных процессов, которая регулирует быстроту рефлекторных реакций. Большая скорость заставляет мозг быстрее создавать ассоциации, разнообразие которых зависит от уровня знаний человека.
  4. Бессознательное. Процесс создания связей основывается на внезапном распространении возбуждения вглубь по коре мозга и подключает к мышлению подсознание. Ввиду того, что в этой области восприятия хранится большой объем информации, ассоциации являются возможностью взаимодействия с бессознательным.

Набор ассоциаций индивидуален для каждого человека, так как создается под влиянием опыта и знаний личности.

Определение

Что такое ассоциация

Бинарная операция ∗ на множестве S

ассоциативна, когда эта диаграмма коммутирует . То есть, когда два пути из
S
×
S
×
S
к
S
Сотрозе к одной и той же функции из
S
×
S
×
S
к
S
.

Формально бинарная операция ∗ на множестве S

называется
ассоциативной,
если она удовлетворяет
ассоциативному закону
:
( Х
*
у
) *
г
=
х
* (
у
*
г
) для всех
х
,
у
,
г
в
S
.

Здесь * используется для замены символа операции, которым может быть любой символ, и даже отсутствие символа ( сопоставление ), как для умножения .

(
Х
)
г
=
х
(
уг
) =
хуг
для всех
х
,
у
,
г
в
S
.

Ассоциативный закон также может быть выражен в функциональных обозначениях следующим образом: f

(
f
(
x
,
y
),
z
) =
f
(
x
,
f
(
y
,
z
)) .

Виды ассоциаций в психологии

Мотив: что такое в психологии. система и виды мотивов

Психика человека обладает огромными ассоциативными возможностями.

По типу образования различают ассоциации:

  • по сходству;
  • по контрасту;
  • по смежности в пространстве или во времени;
  • причинно-следственные ассоциации.

Любое заучивание или запоминание чего-либо предполагает установление соответствующих ассоциаций или нервных связей. Ассоциация является не чем иным, как «непрерывным ощущением», как любое чисто зрительное, слуховое, только тянется оно дольше, да характер беспрерывно меняется, считал И.М. Сеченов.

Физиологическая основа ассоциаций дает ясную картину физиологических механизмов, как процесса запоминания, так и воспроизведения. Например, необходимо запомнить несколько гимнастических упражнений, последовательно выполняемых. Между отдельными элементами упражнения устанавливаются связи – это ассоциации по смежности. Выполнение какого-то элемента вызывает действие нервных процессов, связанных с выполнением следующего элемента и, в результате, всё упражнение выполняется последовательно и без ошибок. При запоминании словесного материала, например, стихотворения, также используются ассоциации по смежности.

Ассоциации по сходству носят несколько иной характер, и дело с ними человек имеет тогда, когда восприятие какого-то предмета вызывает в памяти воспоминание сходного с ним предмета, причем, этот предмет никогда не воспринимался рядом с первым.

Сходство нервных связей является основой ассоциаций по сходству, и вызываются они двумя сходными объектами. Сходные моменты вызывают сходные нервные связи, которые отражают общие черты в том и другом объекте. В коре головного мозга связей возникает возбуждение, относящееся к одному предмету, и закономерно вызывает оживление связей, относящихся к другому предмету. Данный вид ассоциаций имеет большое значение в учебном процессе, потому что дает возможность сравнивать изученные явления с изучаемыми, находить общие черты и, таким образом, лучше запоминать материал.

К ассоциациям по сходству по своей форме близкими являются ассоциации по контрасту. Суть этого вида ассоциаций в том, что восприятие какого-нибудь предмета вызывает воспоминание о другом предмете, имеющем противоположные признаки. Данные ассоциации представляют собой временные связи, которые включают представления о контрастирующих объектах. Эти объекты противоположны и по характеру и значению отдельных членов, но входят в общее целое. Данные объекты в практической деятельности обычно сопоставляются и сравниваются, образуя соответствующие нервные связи.

Законы ассоциаций для всех процессов памяти имеют огромное значение и могут быть обнаружены в любом из этих процессов. Для лучшего усвоения учебного материала ассоциации образуют преднамеренно. Все они имеют условно-рефлекторную природу, а их физиологической основой является замыкательная функция коры головного мозга. Их возникновение и течение подчиняется основным законам образования условных рефлексов.

Для того чтобы необходимые ассоциации быстро и точно образовывались необходимо:

  • правильно сочетать раздражения;
  • для закрепления новой связи проводить достаточное количество повторений, опираясь на установившиеся и закрепленные связи.

Пространство имен

Существуют устоявшиеся связи, которые присущи обществу, языковой среде. К таким образам относится пространство имени. Большинство из современных имен обладают античным происхождением, поэтому ассоциируются с изначальным значением.

В национальных культурах имена зачастую связываются с определенной чертой характера (или внешности).

Примером в русской культуре может служить имя Екатерина, слово, в силу исторических особенностей развития страны, получает связь с «великая» и с исходным значением «непорочная».

На восприятие имении влияют его знаменитые носители. Известный пример ассоциации в пространстве имени Людовик «Солнце» XIV — французский король. Правители династии получали это имя в течение нескольких столетий. Из-за этого у многих людей при упоминании имени возникает ассоциация с королевскими атрибутами, Парижем, Францией.

Во многих культурах существует собственный список «несчастливых имен». Например, это имена христианских мучеников — Татьяна, Федор (хотя на Руси эта традиция была не очень распространена). Такие перечни создают негативные ассоциации, которые могут распространяться и укрепляться, заведомо предопределяя отрицательную окраску возникающих связей.

Пространство имени — условный набор общепринятых ассоциаций, которые могут быть позитивными или негативными. На эту область влияют известные носители конкретного имени.

Что такое фразы-ассоциации и как они помогают пользователям поисковиков

Фразы-ассоциации показываются списком в самом низу: под результатами поиска в блоке «Вместе с … часто ищут». Они показывают, чем еще интересуются другие пользователи, когда вбивают такой же запрос.


В блоке – до 10 вариантов фраз-ассоциаций (при переходе на другие страницы список не меняется)

Блок находится в самом низу и предназначен для тех, кто не нашел ничего подходящего в результатах поиска. Такое может быть, если запрос сформулирован ошибочно или неточно; пользователь плохо понимает, что конкретно искать по теме; нет качественного ответа на этот запрос.

Главная задача поисковой системы — найти информацию, поэтому, если контекстная реклама и естественная выдача не подходят, «Яндекс» и Google предлагают попробовать другие запросы.

Самое читаемое

  • Сутки
  • Неделя
  • Месяц
  • 10 признаков того, что хороший программист из вас не получится +64 73,7k 231 111
  • Я потратил $40 тыс. и запорол отличную идею для стартапа +101 42,9k 146 101
  • Декан БГУИР пошёл джуниором в IT-компанию +96 35,9k 17 75
  • Перенос Quake 3 на Rust +95 22,2k 57 29
  • Основные минусы работы из дома +28 20,7k 78 103
  • Как я чуть не выкинул 150к на ветер или история установки приточной вентиляции в квартире +351 108k 865 513
  • 10 признаков того, что хороший программист из вас не получится +64 73,7k 231 111
  • Пропаганда тоталитарного режима, антисемитизм и гомофобия в учебнике по программированию 2022 года? — Это возможно +175 68,1k 83 180
  • Я был главой отдела международных отношений в Google. Вот почему я ушел +91 55,7k 127 101
  • Вентиляция с рекуперацией в квартире. Без воздуховодов и СМС +145 51,9k 436 192
  • В офисе Nginx прошел обыск. Копейко: «Nginx был разработан Сысоевым самостоятельно» +791 293k 285 1489
  • Хроника противостояния Рамблера и Nginx (обновлено 23 декабря, в 12:00) +198 145k 77 262
  • Что значит наезд Rambler Group на Nginx и основателей и как это отразится на онлайн-индустрии +423 131k 101 525
  • 23 минуты. Оправдание тугодумов +341 125k 511 323
  • Как я чуть не выкинул 150к на ветер или история установки приточной вентиляции в квартире +351 108k 865 513

Как собрать фразы-ассоциации быстро и недорого

Если исходных поисковых запросов несколько десятков, то легко будет скопировать полученные фразы-ассоциации вручную: из браузера в Excel. Если же их сотни, тысячи и десятки тысяч, без автоматизации не обойтись.

В таком случае оптимальное решение — парсер фраз-ассоциаций от Click.ru, который:

  • позволяет собрать ключи «Яндекса» и Google практически мгновенно;
  • работает в облаке, учитывает региональность запросов;
  • не требует капчу и специальные фейковые аккаунты для парсинга;
  • стоит в 3–5 раз дешевле, чем аналогичные инструменты у конкурентов.

Причем сразу ничего платить не надо: при регистрации в Click.ru пользователь получает подарок — 50 ТЗ. Одно ТЗ — это сбор фраз-ассоциаций в 1 поисковой системе в 1 регионе по 1 исходному запросу.

Пошаговая инструкция по использованию парсера для специалистов:

  1. Зарегистрируйтесь в Click.ru и перейдите на страницу парсера.
  2. Загрузите список поисковых запросов, по которым надо собрать фразы-ассоциации, в формате XLSX или просто списком.

Внимание: система считывает только первый лист таблицы Excel и делает это по принципу «1 ячейка – 1 ключ». Никакой дополнительной информации там быть не должно


Процесс загрузки запросов для парсинга

3. Выберите поисковую систему и регион. Если преимущественно работаете на западные рынки, Казахстан и Украину, собирать фразы по «Яндексу» необязательно.


Выбор поисковой системы и региона

4. Запустите проверку.

Готовый отчет можно изучить прямо в браузере или предварительно скачать в эксель-формате. В дальнейшем файл будет доступен в любое время, ничего не удаляется.

Совет: чтобы сэкономить деньги и время на парсинге и чистке собранной семантики, не стоит загружать абсолютно все запросы из имеющегося семантического ядра. Если намерение пользователя не меняется, поисковики выдают одинаковый или похожий результат.


На данном примере у «Яндекса» ничего не меняется: главное, что «газонокосилки бензиновые»

Помимо парсера фраз-ассоциаций, сервис Click.ru предлагает специалистам по контекстной рекламе набор других полезных инструментов. Это бесплатные медиапланер, генератор объявлений, автобиддер и др., а также вознаграждение до 8 % от суммы расходов в «Яндекс.Директе» и Google Ads. SMM-специалистам будет интересен бесплатный парсер групп, сообществ и аудиторий «ВКонтакте», а также бонус за ведение таргетированной рекламы — до 35 % от оборота.

Состав растения

Сок алоэ имеет лечебные свойства, с ним лечат хронические недуги глаз. Регулярное использование улучшает остроту зрения, устраняет отеки и избавляет от воспаления. Экстракт алоэ богат:

  • бета-каротином;
  • витаминами группы В;
  • холином;
  • фолиевой кислотой;
  • витамином А;
  • магнием;
  • хромом;
  • цинком;
  • калием;
  • кальцием.

Взаимодействие данных компонентов улучшает обмен веществ в хрусталике, защищает от его помутнения, что не допускает появления катаракты. Сок алоэ является отличной альтернативой офтальмологическим средствам. Его закапывают в глаза, выполняют из него примочки, компрессы, применяют в виде мази. К примеру, при конъюнктивите используются капли алоэ для глаз. Подходит экстракт или раствор, который разбавляют водой.

Растение используется для нежной кожи около глаз. Оно обеспечивает бережный уход за кожным покровом. Косметологи применяют растение для удлинения ресниц. Для этого сок смешивается с растительным маслом.

Исправление ошибок

Главный помощник копирайтера – это инструмент для проверки ошибок. Перед отправкой работы заказчику советую прогнать ее через один из нижеперечисленных проверенных сервисов. Иначе можно получить кучу доработок, неприятных замечаний от клиента. Зачем оно вам надо?!

Но найти все ошибки с помощью онлайн-сервисов невозможно. Если хотите писать по-настоящему хорошо и дорого, советую пройти курсы по копирайтингу для новичков и профессионалов.

  • Орфограммка
  • Яндекс.Спеллер
  • Text.ru
  • Грамота.ру
  • LanguageTool
  • Hemingway Editor
  • Grammarly

Что это такое?

В нейрофизиологии отмечается, что процесс восприятия информации начинается с момента воздействия её на рецепторы. Внешние раздражители преобразуются в биоэлектрическую энергию. Нейронные сети, обусловленные сложными химическими процессами, позволяют человеку долго сохранять в памяти образ без количественных и качественных потерь. Таким образом, физиологической основой ассоциации считается краткосрочная нервная связь, вызванная условными рефлексами.

В психологии ассоциативность считают связующим звеном между психическими явлениями. Структура человеческой памяти устроена так, что какие-то воспоминания способны порождать связанные с ними образы. Человек имеет возможность на протяжении жизни накапливать, удерживать, сохранять, узнавать и воспроизводить огромное количество знаний и навыков, различных представлений и образов.

Человеческая память ассоциативна. Воспоминания влекут за собой определённые жизненные моменты в виде логической цепочки связанных событий. Несколько музыкальных тактов способны вызвать гамму самых разнообразных чувств. Услышав фрагмент произведения, индивид может мгновенно вспомнить пейзаж, аромат, звук или любимого человека. Ассоциации – это своеобразные невидимые крючки, извлекаемые из глубин памяти. Они содержат представления о накопленном жизненном опыте и пережитых мгновениях, непосредственно связанных с тем, что необходимо запомнить.

Первобытные люди использовали предметы для запоминания. Например, брали с собой камешек или листик с дерева. До сих пор осталось выражение «узелок на память», означающее своеобразное кодирование информации. Внешние средства памяти приходят на помощь внутреннему её процессу. Завязанный узелок на платочке – это закодированный образ ассоциации.

Теория ассоциативной памяти основана на понятии ассоциаций, которые представлены 3 группами.

  • Ассоциации по смежности предполагают появление воспоминаний, пережитых в определённый момент жизни. Например, повстречавшись с другом детства, человек может вспомнить несколько эпизодов из школьной поры. Воспоминания могут вызвать положительные или отрицательные эмоции.
  • Ассоциации по сходству означают выявленные сходства появившегося нового образа с ранее уже встречавшимся лицом человека.
  • Ассоциации по контрасту способны вызывать в сознании противоположные образы, которые уже были восприняты раньше: «красивый» – «страшный», «злой» – «добрый», «сладкий» – «горький», «мягкий» – «твёрдый».

В основе ассоциативной системы запоминания понятий лежат простота, необычность и детализация. Для создания ассоциации не требуется приложения умственных усилий. Это творческий процесс. Методика, основанная на ассоциативности, входит в структуру многих техник. Их реализация позволяет запоминать большой объём очень сложной и серьёзной информации.

Связь возможностей человека с развитием определенных ассоциативных зон

Известно, что поведение человека с развитыми лобными зонами на фоне малоразвитых остальных будет определяться нормами традиционных ценностей и усвоенной в детстве морали. То есть, если такой человек найдет на улице кошелек, то он приложит все усилия, чтобы вернуть его владельцу, так как в детстве его учили, что найденную вещь нужно вернуть. Кроме того, высокая степень развития этих зон предполагает большие достижения в естественных науках.

Человек с развитыми височно-затылочными зонами в основном делает то, что выгодно ему самому. К примеру, он может стать идеальным коррупционером, абсолютно не страдающим угрызениями совести.

Развитая теменная зона у человека указывает на способность выбирать правильное решение проблемы, и чем она больше, тем решение точнее. Это можно продемонстрировать на примере спора двух ученых с большими теменными зонами. В результате тот, у кого дополнительно развиты височно-затылочные зоны предоставит большее число убедительных доводов.

Эта теория базируется на анатомическом строении организма, а не на статистических данных или внешних впечатлениях. Благодаря ей нет необходимости в утомительных тестах для оценки состояния психики и способностей человека. Параметры человека говорят о его эмоциональности, характерности, умственных возможностях.

Другие крупные организации

В мире насчитываются тысячи различных объединений, но некоторые из них достойны особого внимания, поскольку их деятельность влияет не только на отдельные страны, но и на состояние всего мира в целом.

Особого внимания заслуживают:

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Представляет собой региональную организацию, которая была создана для повышения экономического роста, улучшения социальных условий и культурного развития. В АСЕАН входят такие страны, как Индонезия, Таиланд, Сингапур, Филиппины и др.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Эта медицинская ассоциация является специальным учреждением ООН. Цель ВОЗ — помощь народам мира в достижении наилучшего уровня здоровья, борьба с эпидемиями, ликвидация опасных болезней, контроль качества медицинских препаратов. Для всего мира очень важна такая ассоциация. Это действительно большой шаг вперед и хорошая поддержка как для развивающихся, так и для развитых стран.

ЮНЕСКО.

Это объединение призвано поддерживать мир, стабильность и безопасность за счет сотрудничества государств в сфере культуры, образования и науки. Основные направления деятельности данной организации – гуманитарные, социальные и естественные науки, культура, образование, коммуникация. Также организация борется с проблемами дискриминации в области образования, безграмотности и т. д.

Нарушение ассоциативного мышления

Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.

Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:

1. По изменению темпа мышления:

  • Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.
  • Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.
  • Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.
  • Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.

2. По подвижности, живости процесса мышления:

  • Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.
  • Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.
  • Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.

3. По грамматическому построению речи:

  • Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.
  • Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.
  • Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.

4. По целенаправленности:

  • Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.
  • Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.
  • Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).
  • Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).
  • Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения, з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).
  • Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).
  • Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.
  • Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.
  • Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.
  • Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.
  • Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.
  • Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.
  • Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.

Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия на тренажёрах для мозга онлайн

Российские объединения: новые тенденции

Как известно, в России учреждено множество объединений. Так что же они регулируют? Можно сказать, что практически ни одна область не обходится без участия таких организаций. Существует множество примеров: Национальная ассоциация экспортеров сельскохозяйственной продукции, Валютная ассоциация и многие другие. Банковская сфера, сельское хозяйство, медицина, маркетинг – это далеко не весь список, который охватывают ассоциации.

Интересным фактом является то, что относительно недавно, в 2009 году, была создана Российская ассоциация ветроиндустрии. Это совершенно новое направление, его целью является замещение привычных источников энергии, которые загрязняют атмосферу, новыми экологически чистыми способами ее получения. Для этого планируется создать на территории России несколько ветропарков.

Ассоциации в качестве профессионального инструмента

Силой ассоциативных связей пользуются умельцы многих профессий. Маркетологи находят дорожку к коллективному бессознательному с помощью тестов, предлагающих выявить аналогии между словами, звуками, цветами. Так появляется скрытая реклама, находят нужные слова политики или персонажи из рекламных роликов, придумываются слоганы, составляются логотипы и проходит все, что должно принуждать человека к определенному действию.

По пути маркетологов идут писатели, используя ассоциативные связи по многим направлением. Для сцепления одного эпизода с другим, для отражения интимных переживаний через характеристики объективных явлений или прорисовку характера на примере восприятия. Именно ассоциации делают мышление глубже, быстрее, искрометнее. Они представляют собой ловкий монтаж мыслей, при котором из цепочки вырезается все лишнее, поясняющее, а остается самый сок, концентрат идей.

Сфера применения

Ассоциативное мышление необходимо для лёгкого усвоения любой новой информации. Оно помогает претворять в жизнь самые невероятные идеи, успешно продвигаться в профессиональной и учебной деятельности. Этот вид мыслительной активности крайне важен для музыкальных занятий, воздействующих на эмоциональную сферу человека. Ассоциации способствуют прекрасному осмыслению и запоминанию музыкальных произведений с меньшей затратой сил и времени.

Ассоциативность мышления необходима людям творческих профессий: художникам, музыкантам, актёрам, писателям. Маркетологи, менеджеры по рекламе с целью привлечения потенциальных клиентов используют при создании и продвижении рекламной продукции интересные, оригинальные, максимально детализированные ассоциации. В таком случае информация легко запоминается

Многочисленные примеры свидетельствуют о важности употребления в рекламе целевых слов-стимулов

Виды ассоциаций

  • По смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое, благодаря их временному или пространственному совпадению. Чаще всего эта близость закономерна, например: улей — пчелы, медведь — зима — берлога, зима — мороз — снег… Но иногда никакой закономерной связи между представлениями нет, и ассоциация возникает потому, что когда-то произошло случайное совпадение восприятия объектов. Например, когда вы слышите определенную музыку, вы вспоминаете человека, при встрече с которым играла та же музыка. Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассоциацией по смежности. Слова какого-нибудь стихотворения, тригонометрические формулы, исторические события, свойства материальных предметов — все это для нас определенные системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определенной последовательности, из которых каждый вызывает в памяти представление об остальных.
  • По сходству, по подобию, то есть похожие по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции…Например: мяч — арбуз, лимон — лимонад, снег — вата… Не всегда этот признак является существенным, что приводит к довольно оригинальным ассоциациям. Примером может служить ситуация, описанная А.П. Чеховым в рассказе о человеке, у которого фамилия «Овсов» ассоциировалась как «лошадиная» («Лошадиная фамилия»)
  • По контрасту, то есть противоположное по каким-то свойствам. Этот тип ассоциаций самый сложный, встречается относительно редко и в большей степени характерен для людей с нестандартным мышлением. Например: добро — зло, гора — равнина, гора — ущелье, искры — снежинки…

Типы ассоциативных связок

Впервые классификацию образов создал Аристотель, его типология используется и современными психологами.

Мыслитель разделил ассоциативные связи на 3 группы:

  1. Смежность — частый вид появления образа, появляется при регулярном восприятии нескольких объектов одновременно. Шум воды может вызвать ассоциацию с отдыхом, аромат выпечки — с домом. К этому типу связок относятся вербальные образы, которые могут формироваться из идиом, поговорок. Вместе с возникновением слова «дуб» может появиться ассоциация «могучий». Связка по смежности чаще проявляется посредством действительной связи между предметами и/или действиями. Звезды ассоциируются с ночью, перчатки — с кистями рук.
  2. Сходство. Для возникновения такой связи объекты должны быть похожи в одном или нескольких характеристиках: цвет, форма, эмоциональный отклик личности на предметы и проч. Небо вызывает связь с морем, заснеженная поляна — с белой тканью.
  3. Контраст. Наиболее сложный тип, малоизученный, необоснованный научно. В сознании возникает связь с образом как реакция на его противоположность предмету или явлению. Большинство людей вспоминает при упоминании лета зиму, услышав слово «свет» — вспоминают о темноте.

В конце XIX века античную классификацию дополнили видом ассоциаций по смыслу. Такие связи являются результатом анализа данных и появления в сознании человека комплексных образов.

Смысловые ассоциации в большинстве случаев индивидуальны и обусловлены личным опытом. Так, человек может связать кашель с зимой, поезд — с морем.

Что такое ассоциация — определение

Это закономерная связь в психологии, возникающая между определенными событиями и фактами, отображенная в сознании и закрепленная в памяти. Это связь, заставляющая нас при встрече с одним явлением думать о другом. Таким образом возникают следующие ассоциативные связи, как лиса – хитрость, заяц – страх, красный цвет – страсть, белый – чистота. Однако, не смотря на то, что чаще встречаются стереотипные ассоциации, есть люди, которые могут под определенный объект высказать персональную ассоциацию, которая будет абсолютно отличаться от ассоциаций других. Это зависит от способа мышления человека, его фантазии и воображения.

Ассоциация значение слова встречается не только в психологии, но и в экономике, и означает союз (стран), объединение. В античные времена ещё философы размышляли о взаимосвязи явлений в человеческом воображении, однако термин, который бы это обобщил, они не вводили. Его ввёл Дж. Локк, и обозначил им взаимосвязь представлений, вызванных обычным совпадением обстоятельств.

Ассоциативные связи имеют физиологическое основание, оно состоит из кратковременной нервной связи. Условная кратковременная генерация нервной связи ответственна за предметное сходство. Весь процесс сводится к анализу и операции синтеза, взаимосвязи с остальными умственными процессами. Так, человек увидел что-то, подсознание анализирует его, а воображение исполняет синтез подобного (анализирует вещь и обстоятельства в целом), что ранее уже встречалось в подобных условиях. С помощью установления ассоциативных связей можно легко запоминать разные вещи, имена, события, номера, изучать языки.

Ассоциация настолько является целостным ощущением, как и другие ощущения – чисто зрительное, слуховое или тактильное. Разница – оно протекает немного дольше, и его характер меняется беспрерывно.

Как и другие отдельные ощущения, ассоциация становится отчетливой и закрепляется в результате частого повторения. Именно благодаря частому повторению составляющие нервные процессы становятся сильно связанными, настолько, что даже самое малое возбуждение повлечет воспроизведение полной ассоциации.

Если установлена осязательно-зрительно-слуховая ассоциация, тогда при малейшем воздействии на любое из ощущений, при слабом нервном возбуждении осязательного, слухового или зрительного нерва звуком или формой, она воспроизводится в сознании целиком.

Люди, творческих профессий или с творческим умственным составом могут создавать собственные творческие ассоциации, находя запоминающиеся, разнообразные и интересные идеи. Те ассоциации, какие человек сам создает, может стирать или корректировать, называются управляемыми

Управляя такими ассоциациями, человек может управлять также памятью и вниманием

Если человек хочет вспомнить, что ему нужно взять, выходя из дома, необходимо отчетливо представить прихожую, и сразу в памяти всплывёт: «Зонтик». Если человек хочет запомнить интересную историю и рассказать потом в компании, он должен хорошо представить себе ту обстановку, где они соберутся компанией. Потом попадая в эту обстановку с той компанией он вспомнит эту историю.

Самое читаемое

  • Сутки
  • Неделя
  • Месяц
  • 10 признаков того, что хороший программист из вас не получится +64 73,7k 231 111
  • Я потратил $40 тыс. и запорол отличную идею для стартапа +101 42,9k 146 101
  • Декан БГУИР пошёл джуниором в IT-компанию +96 35,9k 17 75
  • Перенос Quake 3 на Rust +95 22,2k 57 29
  • Основные минусы работы из дома +28 20,7k 78 103
  • Как я чуть не выкинул 150к на ветер или история установки приточной вентиляции в квартире +351 108k 865 513
  • 10 признаков того, что хороший программист из вас не получится +64 73,7k 231 111
  • Пропаганда тоталитарного режима, антисемитизм и гомофобия в учебнике по программированию 2022 года? — Это возможно +175 68,1k 83 180
  • Я был главой отдела международных отношений в Google. Вот почему я ушел +91 55,7k 127 101
  • Вентиляция с рекуперацией в квартире. Без воздуховодов и СМС +145 51,9k 436 192
  • В офисе Nginx прошел обыск. Копейко: «Nginx был разработан Сысоевым самостоятельно» +791 293k 285 1489
  • Хроника противостояния Рамблера и Nginx (обновлено 23 декабря, в 12:00) +198 145k 77 262
  • Что значит наезд Rambler Group на Nginx и основателей и как это отразится на онлайн-индустрии +423 131k 101 525
  • 23 минуты. Оправдание тугодумов +341 125k 511 323
  • Как я чуть не выкинул 150к на ветер или история установки приточной вентиляции в квартире +351 108k 865 513

Ассоциативная теория мышления

С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.

Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.

Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:

Важность использования наглядного материала в процессе обучения; Осознание того, что обучение возможно только через чувственное познание, т.е. через образы и представления. Понимание, что ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.

Тест «Название 60 слов»

Методика выявляет характер и продуктивность ассоциаций испытуемого, а также его словарный запас. Методика напоминает ассоциативный эксперимент К.Юнга. Он предлагал испытуемым называть какие угодно слова, предполагая, что в таком свободном потоке ассоциаций могут раскрыться его переживания, подсознательные стремления и опасения. Не вдаваясь в критический анализ такого направления исследований, укажем лишь, что оно теперь крайне редко применяется. Значительно чаще данный экспериментальный прием используется для исследования связности ассоциаций. Для проведения опыта экспериментатор должен подготовить мягко пишущее перо (или карандаш) и секундомер (или обыкновенные часы). Нежелательно проводить этот эксперимент после «классификации предметов». Исследование проводится под видом проверки скорости речи. Экспериментатор говорит испытуемому: «Давайте проверим, насколько быстро вы можете говорить. Назовите, пожалуйста, 60 каких угодно слов ‑ все равно каких, только как можно скорее. Старайтесь не называть того, что видите перед собой. Начинайте!». Все слова, которые называет испытуемый, экспериментатор должен постараться записать. По секундомеру регистрируется время, затраченное на произнесение слов. В случае, если испытуемый называет слова с длительными паузами, экспериментатор не отрывает карандаша от бумаги и, пока больной. молчит, продолжает ставить в ряду слов точки. Количество поставленных точек дает представление об относительной длине пауз, сделанных больным. Опыт продолжается 2 минуты, иногда и меньше, если больной не в состоянии называть слова. Для психически здоровых людей, а также школьников задание не представляет трудности. Слова называются обычно «гнездами», по 4‑ 7 слов из какой-либо области смежных представлений, а затем происходит понятный переход к следующему «гнезду», т. е. близкому ряду слов. Так, например, испытуемый называет: «тигр, волк, лось, медведь, шкура, мех, шуба, пальто, костюм, плащ». В этом ряду следует перечисление зверей, а затем после перехода «шкура ‑ мех» ‑ следующее гнездо: виды одежды. Очень большие «гнезда», т. е. перечисление 10 ‑ 12 предметов одного и того же ряда, а иногда и больше, свидетельствуют о чрезмерной обстоятельности, инертности мышления больных. Особого внимания заслуживают быстрые, внезапные переходы от одного содержания представлений к другому. Так, например, больной быстро называет ряд слов: «жемчуг, дирижабль, несмотря, корица, мокрица, фисгармония». В этом ряду невозможно уловить содержательные связи между словами, но отчетливо выступают ассоциации по звучанию (корица, мокрица). Такого типа ассоциации встречаются у больных шизофренией. В иных случаях элементы разорванности ассоциаций выявляются среди адекватного содержательного ряда слов. Так, например, «ель, изумруд, счастье, Иванов, дерево, мозги, чиж, щегол, попугай, ель, Барыбинск, соловей, Галли Курчи, Галя, Водопьянов, пошлина, шелк, ситец, Карманьола, Мытищи, Останкино, кулак, дерево, дурак». Следует подчеркнуть, что делать вывод о нарушении связности ассоциации можно лишь тогда, когда больной произносит слова быстро, а не выдумывает их, мучительно выискивая в памяти. Данная проба может также оказаться полезной для выявления богатства или бедности словарного запаса и запаса представлений. Так, например, у больного с неизвестным анамнезом (при ограничении олигофрении в степени имбецильности от шизофренического дефекта) данная проба совершенно неожиданно выявила большой запас абстракных понятий и сложных представлений (испытуемый называл ряд слов: аэродинамика, тяготение, пространство, Млечный путь, индукция… и т. д.), что невозможно при имбецильности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]