Конфликты являются неотъемлемой частью жизни человека в социуме и его взаимодействия с другими людьми. Конфликты возникают повсеместно и могут подстерегать каждого из нас где угодно: на работе, в офисе, в школе или институте, в магазине или общественном транспорте, и даже дома. Умение распознавать конфликтные ситуации и нейтрализовывать их является очень важным навыком для любого человека.
В последующих уроках представленного тренинга по конфликтологии мы, конечно же, подробно поговорим на тему причин возникновения конфликтов и анализа их стратегий, а также детально затронем вопросы конфликт-менеджмента, профилактики и предотвращения конфликтов.
Однако прежде чем приступать к этим более серьёзным темам, нам следует разобраться с тем, что вообще представляет собой конфликт, какие существуют разновидности конфликтов и чем они характеризуются.
Что это такое?
Понятий и определений у этого термина несколько. Самое известное (или одно из самых) определяет конфликт как отсутствие согласия между сторонами, которых может быть две или больше. Каждая сторона настаивает на своей правоте и не готова уступать. В ХХ столетии слово «конфликт» стало употребляться чаще и приобрело широту значения: конфликт может быть межличностным, семейным, деловым, межгосударственным, военным и т. д.
Латинское слово conflictus, кстати, переводится как «столкновение». Это всегда столкновение сторон и взглядов.
Конфликт почти всегда ассоциируется с агрессией, злобой, гневом и негативными последствиями. То есть в обывательском мнении он однозначно нежелательное явление, которого нужно избегать или гасить на корню. Авторы, принадлежащие к так называемой административной школе, действительно пишут так. Но те, кто работает в сфере человеческих отношений, не так категоричны. Они называют конфликт следствием неэффективной деятельности, плохой организации, и хорошие отношения в коллективе, в какой-то социальной группе могли бы предотвратить конфликт. А современные ученые считают, что он может быть не только деструктивным и дисфункциональным, но и функциональным – особенно в рамках совместной профессиональной деятельности.
Эта тема изучается в самых разных сферах: от психологии общения до психологии менеджмента, в педагогике, социологии. Даже возникло целое направление, называемое конфликтологией. Там изучают объекты и субъекты конфликта, особенности явления, его сущность и методы изучения. В научно-популярных работах конфликт рассматривается с точки зрения объяснения процесса, его функций и практических рекомендаций по его разрешению. То, что называют «для обычных людей». Там же говорится о том, что у конфликта есть не только темная сторона, но и светлая. И она заключается в опыте, а также в умении извлечь личную пользу из ситуации: в плане проработки каких-то коммуникативных навыков, нестандартного мышления, развития морально-волевых качеств.
Также психологи отмечают, что в конфликте происходит энергетический обмен между сторонами, в которых он возникает. Спор, ссора, противоречие, возникающее на так называемой нейтральной полосе, еще не есть конфликт. Но когда спор переходит на личности, вторгается на территории «я и мои интересы», конфликт начался. И, конечно, прожить жизнь без конфликтов невозможно никому. Специалисты уверяют, что алгоритмы поведения в конфликте, реакции на него закладываются еще в детстве. А значит, чтобы начать реагировать на них иначе, без затрат, потерь и впустую потраченных нервов нужно разработать еще «на берегу» тактику поведения в конфликтной ситуации.
Тест на поведение в конфликтах
Тест, который вам предстоит пройти, является нашей интерпретацией личностного опросника Томаса. Этот тест предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению и выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации, о которых вы прочитаете уже в интерпретации к данному тесту.
Для правильной интерпретации ответов следует соблюдать несколько правил во время прохождения теста:
- В каждом вопросе выберете то утверждение, которое в большей степени подходит для описания вашего поведения в конфликтных ситуациях.
- Отвечайте так честно, как возможно, только то, что верно для вас, не пытайтесь произвести впечатление на других.
- Данные теста будут записаны после того как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
- Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний.
Cтатистика На весь экран
Основные причины
Самих конфликтов великое разнообразие, следовательно, и причин, которые к ним приводят, тоже много. Редко это сразу несколько обстоятельств, чаще доминирует что-то одно.
Рассмотрим основные причины, по которым может возникнуть конфликт.
- Неадекватность самооценки. Причем работает это в любую сторону: как завышенная, так и заниженная самооценка могут привести к развитию напряжения. При завышенной человек не допускает того, что он неправ, при заниженной – злится и накапливает обиды.
- Дискриминация. Дискриминировать чужака – это очень свойственно людям. А когда тот начинает отстаивать свои права, конфликт и начинается.
- Неверная оценка ситуации. Довольно часто внутри конфликта оказывается заблуждение. Непроверенная информация приводит к тому, что стороны сталкиваются, а дальше гнев, негативная реакция и нарастание новых слоев агрессии могут и вовсе оттянуть назад желание разобраться в подлинной причине конфликта.
- Конкуренция. Борьба за ресурсы – в природе человека. И даже высокие моральные принципы можно подвинуть, когда желаемое не абстрактно, а вполне конкретно, но ради его получения нужно вступить в противостояние.
- Столкновение социальных ролей. Это к вопросу о конфликте поколений: ребенок считается себя взрослым в 15 лет, принимает решения, ответственность за которые нести пока он не может. Родители же считают его ребенком, возможно, иногда включают гиперопеку. Конфликт рождается очень легко.
Любой фактор (описаны не все, но самые частые) может быстро запустить конфликт. Задетые интересы, если обобщить, являются его основной причиной.
Типы социальных конфликтов
Под понятием «социальный конфликт» часто социологи подразумевают ситуации, которые предполагают несовпадение интересов субъектов, вследствие чего они, защищая такие интересы, сталкиваются между собой.
Понятие и типы конфликтов
Социальным противостоянием именуется открытая конфронтация, размолвка двух либо более субъектов коммуникативного взаимодействия, основанием для которой являются взаимоисключающие ценностные ориентиры, противоположные потребности, несовместимые и противоречивые интересы.
Ниже приведены основные типы конфликтов личностей:
— конфронтацию, то есть неактивное противостояние участников, характеризующихся противоречивыми социально-экономическими интересами или несовместимыми политическими мотивами (предполагает прессинг и наличие неустранимых разногласий);
— соперничество, предполагающее борьбу за признание социумом, коллективом, организацией собственного творческого потенциала и личных достижений (цель конфронтации в этом случае обнаруживается в демонстрации превосходства, достижении лучших позиций посредством преодоления престижных целей);
— конкуренцию, которая подразумевает получение прибыли, выгоды либо обеспечение доступа к недостаточным ресурсам или дефицитным благам;
— схватку, подразумевающей ориентацию оппонентов исключительно на достижение победы, в связи с непримиримостью их разногласий.
Социальные конфронтации и противостояния являются неотделимой частью социального бытия индивида. В проблему они трансформируются исключительно вследствие неконструктивного управления ими либо в результате полного отсутствия управления. Общие принципы и адекватная стратегия управления социальным противоречием, типы и причины конфликтов, обуславливают конструктивный либо деструктивный исход противоборства.
Ключевое значение противостояния содержится в деятельности индивидуумов в пределах отдельной более обширной системы взаимосвязей, которая может разрушиться либо наоборот укрепиться, под воздействием конфронтации.
Признаки
Чтобы точно идентифицировать конфликт, нужно понимать его признаки. Основных признака 3 – биполярность, наличие субъектов и активность.
А теперь о каждом из них.
- Биполярность иначе может называться оппозицией. Такое явление случается при ситуации, когда две стороны в споре отстаивают противоположные точки зрения. Важно, чтобы этот спор был важен для них обеих. Противоположность позиции еще не говорит о конфликте, но она уже будет предпосылкой к нему.
- Наличие субъектов обязательно, потому что конфликт не что иное, как форма взаимодействия между двумя субъектами.
- Активность также обязательный признак конфликта, потому что для его продолжения нужна активность двух сторон. Если она присуща только одной, конфликт сходит на нет.
Также признаком конфликта будет сама его структура. Можно свериться по следующим моментам: участники, источники и ведение борьбы. В прямом конфликте сталкиваются интересы двух сторон, но на деле все сложнее, стороны может поддерживать группа людей и т. д. Любой конфликт персонифицирован, в той или иной степени.
Источниками часто бывает борьба за власть и влияние, богатство (не только материальное) и т. д.
Управление конфликтами: психология
Конфликтующие стороны могут длительный срок находиться в конфронтации и даже привыкают к этой ситуации. Как показывает практика, в таких отношениях срабатывает детонатор, который провоцирует открытое противостояние сторон.
Или же наоборот, выяснение отношений происходит цивилизованным путём, но из-за непрофессионализма участников столкновения, выход из ситуации происходит некорректно и приводит к негативным последствиям.
Регулирование отношений сводится к способности им управлять. Причём не всегда управление конфликтом является его решением. Иногда важнее сохранить добропорядочные отношения между конфликтующими, чем разрешить противоборство.
Классификация
Разновидностей конфликтов очень много, и проявляются они на разных уровнях. Классифицирует их как раз конфликтология, так называют научную дисциплину, которая изучает и закономерности развития конфликта, и его протекание, и затухание.
По количеству сторон
Это классификация социально-психологического конфликта. Так, он может быть внутренним или межличностным, а еще межгрупповым. Последний является противостоянием двух групп, в каждую из которых входят участники конфликта, которые объединены чем-то общим. Межличностный конфликт предполагает столкновение интересов между двумя субъектами либо между группой людей и одним субъектом. А внутриличностный заключается в противоборстве внутренних ценностей и мотивов на уровне личности. То есть в этом случае сторон не будет, но будет один субъект, столкнувшийся с проблемой выбора по принятию какого-то решения.
По продолжительности
Конфликт может быть краткосрочным, разовым, затяжным и повторяющимся. Например, отношения бывших мужа и жены – частый пример повторяющегося конфликта. Он не всегда в острой фазе, но когда возникает ситуация, где интересам приходится сталкиваться (по воспитанию и досугу общих детей, к примеру), конфликт разгорается с новой силой.
По сфере жизни
Это может быть семейный конфликт, бытовой или рабочий. За примерами далеко ходить не нужно. Если родственникам досталась в наследство одна дача, которую им приходится делить, это вполне может вылиться в семейный затяжной конфликт. Зачастую сами стороны так и не приходят к решению. К счастью, очень медленно, но развивается служба медиации, и в таких ситуациях ее помощь значит многое.
Пример бытового конфликта – коммунальные трения, которые часто бывают между соседями. Даже по уборке подъезда, если нет закрепленного уборщика, могут возникать не просто споры, а конфликты, набирающие динамику. Ну а рабочим можно назвать не только конфликт между коллегами, но и сложную ситуацию в школе или детском саду, вузе.
Причем не только между детьми, тут вариантов много: между учителем и учеником, между родителями, между руководством учебного заведения и родителями и т. д.
По источнику
Он может быть объективным, субъективным и ложным. Объективным будет, к примеру, неподеленная между соседями по даче территория. Утрата документов, ошибка органа, регистрирующего участок, может привести к долгому конфликту, в котором права будет каждая сторона. Субъективный конфликт – это предписание ситуации смысла, которого изначально в ней не заложено. Ну а ложный возникает тогда, когда конкурентный характер взаимоотношений появляется на фоне ложных представлений либо недоразумений.
По наличию насилия
Насильственный и ненасильственный – тут все просто. Насильственный конфликт практически всегда выходит в плоскость правовой сферы, когда для его разрешения рекомендовано (а иногда это происходит и без согласия сторон) вмешательство представителей закона.
По характеру возникновения
Конфликт бывает спонтанным и намеренным. Спонтанный, например, это подравшиеся школьники, родители которых заступаются каждый за своего ребенка. Разгорается конфликт, но его никто не планировал. Намеренный – это своего рода объявление войны. Часто инициирован другой стороной, а вторая в него включается. Например, пара расходится, и мать не дает отцу видеть детей. Это не спонтанное, а обдуманное решение, то есть не без намерений. Конечно, это только поверхностная классификация. Есть еще и организационные, и экономические, и политические, и социальные конфликты. А по направленности воздействия, например, они еще могут быть вертикальными и горизонтальными. К первому относится конфликт начальника и подчиненного, ко второму – людей, занимающих равноценное положение.
Еще конфликты бывают скрытыми и открытыми. Первые не предполагают внешних агрессивных действий, но имеют косвенные способы воздействия одной стороны на другую. Скрытые чаще возникают, когда хотя бы одна сторона опасается другой. Открытые же связаны с явным столкновением субъектов: со спорами, ссорами, склоками. А еще бывают конфликты интересов и когнитивные. Последние связаны с противоборством точек зрения и взглядов.
Понятие и структура конфликта и способы его разрешения.
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».
Конфликт – это «ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций, исключающих намерение другой стороны» (Боулдинг) [16].
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Т.е. конфликт не только представляет собой предельно обостренную форму противоречия, но он также еще и служит способом выявления и разрешения противоречий.
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей.
В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.
Среди участников конфликта различают:
— оппонентов – это стороны, которые выступают в противостояние из-за притязаний на объект конфликта;
— вовлеченные группы;
— заинтересованные группы.
Вовлеченные и заинтересованные группы участвуют в конфликте по двум причинам: либо они способны повлиять на исход конфликта, либо результат конфликта затрагивает их интересы [17].
Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) могут быть отдельные люди и группы. На этом основании можно выделить следующие типы конфликта:
Межличностный конфликт – это, пожалуй, самый распространенный
тип конфликта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.
Конфликт между личностью и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.
Межгрупповой конфликт, который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.
Причины возникновения конфликтов:
1. «Позиционный дефицит». Невозможность одновременного исполнения одной роли или функции несколькими субъектами, что ставит их в отношение состязательности.
2. «Дефицит источников». Разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.
3. Формирование агрессивных реакций человека.
4. Ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте.
5. Низкий уровень коммуникации.
6. Низкая культура поведения.
Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного конфликта, легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению [16].
Каждый конфликт проходит в своем развитии несколько этапов:
1) Возникновение конфликта;
2) Осознание данной ситуации сторон;
3) Конфликтное поведение;
4) Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).
Деструктивные и конструктивные функции конфликтов. Поскольку в ходе конфликта разрешаются противоречия, происходит поиск путей выхода из тупиковой ситуации, то возникает вопрос о его функции — положительной или отрицательной, плохой или хорошей. С обыденной точки зрения здесь может быть дан только отрицательный ответ, потому что конфликт связан с такими явлениями, как бытовые ссоры и неурядицы, служебные неприятности, межнациональные, территориальные, общественно-политические противостояния и противоборства, связанные со страданиями и потерями. Отсюда и оценка конфликта в качестве явления нежелательного
Но при более внимательном взгляде вырисовывается другой подход, другая точка зрения, согласно которой конфликт не только негативное социальное явление, но также еще и позитивное. Ход рассуждений здесь примерно следующий. Да, конфликт это нежелательное явление, начинающее разъедать нормально функционирующую социальную систему, но в его ходе появляются такие силы, которые смогут вернуть ее в состояние баланса и стабильности, а также поддержания ее в устойчивом состоянии.
Поскольку конфликты неизбежны во взаимодействии людей, то они могут выполнять позитивную конструктивную функцию, а именно:
· конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой;
· в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение, «снятие», находятся средства предотвращения будущих конфликтов;
· конфликт — это определенное отрицание старых, «отживших» отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;
· в конфликте «изживается» внутренняя напряженность, «выплескиваются» агрессивные чувства, «разряжаются» фрустрации, неврозы;
· конфликт — способ самоутверждения личности, особенно у подростка, у которого конфликт — необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе;
· внутригрупповой конфликт в научной деятельности создает необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности; так, исследование показало, что продуктивность творческой научной деятельности выше у конфликтных личностей;
· межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы;
· необходимость решения конфликта приводит к кооперации, к концентрации усилий участников на решение конфликтной ситуации, к вовлечению членов группы в общую жизнь группы.
С другой стороны выделяются признаки деструктивного конфликта:
· расширение конфликта;
· эскалация конфликта (т.е. конфликт становится независимым от исходных причин и, даже если причины конфликта устранены, сам конфликт продолжается);
· увеличение затрат, потерь, которые несут участники конфликта;
· рост ситуативных высказываний, агрессивных действий участников.
Таким образом, говоря о полезности или вредности конфликтов, следует отметить, что полезен конфликт тем, что, так или иначе, разрешает противоречие. Лучшим же разрешением объективно существующего противоречия является не его конфликтный способ, а мирный, консенсусный вариант, который происходит мирными цивилизованными путями и средствами, когда противостоящие стороны и все участники конфликта приходят к пониманию необходимости этого раньше, прежде чем развитие событий пойдет по конфликтному руслу.
Основные виды классификации конфликтов [20].
Типологизация конфликта играет важную методологическую роль. Она служит не только средством охвата и упорядочения накопленных знаний, что уже само по себе весьма существенно, но и часто играет заметную эвристическую роль в процессе получения новых знаний. Попытки проанализировать имеющиеся конкретные примеры конфликтных ситуаций с точки зрения выбранного основания классификации нередко обнаруживают совершенно новые аспекты конфликтов, ускользавшие ранее от внимания исследователя.
В полной мере, однако, методологическая роль типологизации конфликта может сказаться лишь при выполнении основных логических требований, предъявляемых к научной классификации. В частности, основание классификации должно быть четко выделено и последовательно проведено, в результате чего классификация должна оказаться полной (по выделенному основанию) и непересекающейся.
Упомянутые логические требования, однако, весьма часто нарушаются. В качестве характерного примера можно привести типологию конфликтов, предлагаемую М. Дойчем.
Дойч выделяет следующие шесть типов конфликта:
1. «Подлинный конфликт». Это конфликт, «который существует объективно и воспринимается адекватно». (Если жена хочет использовать свободную комнату в доме для занятия живописью, а муж в качестве кабинета, они вступают в «истинный» конфликт.)
2. «Случайный, или условный, конфликт». Существование этого типа конфликта «зависит от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами». («Подлинный конфликт» предыдущего примера превращается в «случайный», если допустить, что жена и муж не замечают, что имеется еще мансарда, гараж или какое-то другое помещение, которое легко может быть преобразовано в кабинет или студию.)
3. «Смещенный конфликт». В этом случае имеется в виду «явный конфликт», за которым скрывается некоторый другой, скрытый конфликт, лежащий в основе явного. (Предыдущий пример модифицируется в пример «смещенного конфликта», если энергичный спор по поводу свободной комнаты происходит в условиях, когда муж и жена фактически мало иди совсем не заинтересованы в студии или кабинете, а возникшее столкновение служит проявлением какого-то другого, более серьезного, возможно даже неосознаваемого конфликта.)
4. «Неверно приписанный конфликт». Это конфликт «между ошибочно понятыми сторонами и как результат – по поводу ошибочно истолкованных проблем». (Когда, например, порицают ребенка за что-то, что он был вынужден сделать, исполняя предписание родителей.)
5. «Латентный конфликт». Это конфликт, «который должен был бы произойти, но которого нет», поскольку он по тем или иным причинам не осознается сторонами.
6. «Ложный конфликт». Это случай, когда отсутствуют «объективные основания» для конфликта, и последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.
В качестве основания для классификации Дойч называет «отношение между объективным состоянием дел и состоянием дел, как оно воспринимается конфликтующими сторонами». Подобная формулировка, однако, не может выступать в роли действительного основания, поскольку она крайне неопределенна [22].
Одной их общепринятых классификаций конфликтов в конфликтологии является разделение их на четыре основных типа на основании сторон, вступающих в конфликт: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Эта классификация универсальна, она может применятся как к социальным конфликтам вообще, так и к частным – например, к производственным конфликтам. Рассмотрим эти виды конфликтов подробнее.
Внутриличностный (психологический) конфликт.
Внутриличностный конфликт – это состояние внутренней структуры личности,характеризующееся противоборством ее элементов. Подобно тому, как существуют многочисленные основания классификации конфликтов вообще, имеются различные основания и для выделения видов внутриличностных конфликтов.
Наиболее полная классификация внутриличностных конфликтов разработана А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым, которые предложили взять за основу классификации ценностно-мотивационную сферу личности. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют следующие основные его виды: . [21].
- Мотивационный конфликт.Это конфликты между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями (ситуация буриданова осла).
- Нравственный конфликт,который часто называют моральным или нормативным конфликтом. Это конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.
- Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполноценности–конфликт между желаниями личности и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» и невозможностью это желание реализовать. Он может возникнуть в результате физической невозможности человека осуществить это стремление. Например, из-за неудовлетворенности своей внешностью или физическими данными.
- Ролевой конфликт –выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей(межролевойвнутриличностный конфликт), а также с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевойконфликт). Примером межролевого внутриличностного конфликта может быть ситуация, когда человека в качестве сотрудника организации просят поработать сверхурочно, но в качестве отца он хочет больше время уделить своему ребенку. Примером внутриролевого конфликта может служить ситуация, когда верующему человеку для защиты отечества нужно взять в руки оружие и идти на войну убивать.
- Адаптационный конфликтимеет два смысла. В широком смысле он понимается как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, в узком смысле – как возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека (профессиональными, физическими, психическими).
- Конфликт неадекватной самооценкивозникает из-за расхождения между претензиями личности и оценкой своих возможностей. Результатом этого является повышенная тревожность, эмоциональное напряжение и срывы.
- Невротический конфликт–результат сохраняющегося в течение длительного времени обычного внутриличностного конфликта, характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности.
Названные типы конфликтов не исчерпывают полностью их классификацию. В зависимости от других оснований можно дать и иную типологию внутриличностных конфликтов. Об этом свидетельствует сама история развития конфликтологических концепций, в которых выделяются различные типы внутриличностных конфликтов. Отметим основные из них: [22].
- Конфликт между моралью и нравственностью, между должным и сущим, между моральным идеалом и действительностью (И. Кант, Ф. Достоевский).
- Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологический и биосоциальный характер (3. Фрейд).
- Конфликт, обусловленный необходимостью выбора между силами равной величины, действующими на личность (К. Левин).
- Конфликт между «Я-концепцией» и идеальным «Я» (К. Роджерс).
- Конфликт между стремлением к самоактуализации и реальным результатом (А. Маслоу).
- Конфликт между стремлением к смыслу жизни и экзистенциальным вакуумом, т.е. «ноогенный» конфликт, или «экзистенциальная фрустрация» (В. Франкл).
- Конфликт между элементами внутренней структуры личности, между ее мотивами (А. Леонтьев).
Структура конфликта [18].
Анализируя структуру конфликта, можно выделить следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий.
Стороны конфликта. Участниками, или сторонами, конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы и организации, государства, коалиции государств и так далее. Участники конфликта характеризуются, вообще говоря, широким набором существенных в том или ином отношении признаков. В социально-психологическом отношении участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и пр.
Условия протекания конфликта. Помимо характеристик участников, конфликт существенно зависит от внешнего контекста, в котором он возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста выступает социально-психологическая среда, представленная обычно различными социальными группами с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и т. д. При этом важно подчеркнуть, что социально-групповую среду необходимо понимать достаточно широко, не ограничиваясь лишь ближайшим окружением личности. Тенденция к такому сужению понятия среды характерна для большинства буржуазных авторов. Типичным примером в этом отношении может служить позиция сторонников интеракцио-низма в социальной психологии. Последние, по существу, ограничивают понятие среды контекстом малой группы.
Образы конфликтной ситуации. Характеристики участников конфликта и особенности условий его протекания определяют конфликтное поведение сторон. Однако указанное определяющее влияние никогда не осуществляется непосредственно. Опосредствующим звеном выступают идеальные картины, образы конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого из участников конфликта. Эти внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), представления о противостоящих сторонах (их мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.) и представления о среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников. Последнее обстоятельство представляется принципиально важным с точки зрения социально-психологических исследований конфликта. Оно обнаруживает, возможно, наиболее существенный срез социального конфликта как объекта социально-психологического анализа.
Возможные действия участников конфликта. Образы конфликтной ситуации, имеющиеся у ее участников, определяют набор возможных действий, предпринимаемых сторонами. Поскольку действия противостоящих сторон в большой степени влияют друг на друга, взаимо-обусловливаются, в любом конфликте они приобретают характер взаимодействия. Заметим, кстати, что в теории игр, исследующей формальные модели конфликта, существует специальный термин для описания действия, учитывающего все возможные ответные реакции противостоящей стороны. Мы имеем в виду термин «стратегия», играющий ключевую роль в случае матричного представления конфликта. Существенно отметить, что помимо своей непосредственной функции, например способствовать достижению своих целей, препятствовать достижению целей противостоящей стороны и т. п., действия включают также моменты общения сторон и играют в этой связи важную информационную функцию.
Исходы конфликтных действий. Исходы (или, иными словами, последствия, результаты конфликтных действий) не представляют собой нечто, лежащее за пределами самого конфликта. Напротив, они органично вплетены в самый конфликт. Во-первых, они включаются в конфликт на идеальном уровне: участники конфликта с самого начала имеют некоторый образ возможных исходов и в соответствии с этим образом выбирают свое поведение. Не менее существенно, однако, что и сами реальные последствия конфликтных действий оказываются составным элементом процесса конфликтного взаимодействия. Как правило, в конфликте действия предпринимаются по частям и поэтому перемежаются с их результатами.
Этапы разрешения конфликта: [16].
создать атмосферу сотрудничества;
стремиться к ясности отношений и общения;
признать наличие конфликта;
договориться о процедуре (где, когда и как начнется работа по его преодолению);
очертить конфликт, т.е. определить его в терминах обоюдной проблемы, подлежащей урегулированию;
добиться соглашения;
установить срок решения;
Воплотить план в жизнь;
Оценить принятое решение.
Основные приемы, необходимые для предотвращения конфликта:
Не отвечайте на агрессию агрессией;
Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
Дайте возможность оппоненту высказаться;
Старайтесь выразить свое понимание в вязи с возникающими у оппонента трудностями;
Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов;
Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.
Динамика и трансформация конфликта.
Важным моментом динамики конфликта является его возможный переход из одних форм в другие. Диапазон таких переходов весьма широк. Например, внутренний конфликт (внутриличностный, внутригрупповой) может переходить во внешний (межличностный, межгрупповой) и внешний – во внутренний. Последнее, в частности, имеет место в случае частичного разрешения конфликтов, когда тем или иным образом пресекается конфликтное поведение, направленное вовне, но внутреннее стремление к этому конфликтному поведению не исчезает, а лишь сдерживается, порождая тем самым внутреннее напряжение, внутренний конфликт. Далее, упоминавшийся уже ложный конфликт, то есть конфликт, возникающий при отсутствии объективной конфликтной ситуации в силу ошибочного взаимного восприятия сторон, может трансформироваться в истинный, подлинный. Аналогичным образом истинный (ложный) конфликт по одному поводу может перейти в истинный (ложный) конфликт по другому поводу и так далее. Последнее, например, происходит, когда конфликт, возникший на личной почве, перерастает в деловой и обратно [20].
При исследовании взаимоотношений в различных группах довольно часто также приходится сталкиваться с серией частных, на первый взгляд, неоправданных конфликтов, которые на самом деле репрезентируют какой-то глубокий, серьезный конфликт. Последний, являясь базовым, иррадиирует, обрастая совокупностью внешних, более мелких конфликтов.
Структура
Компоненты структуры предполагают стороны, условия, предмет, действия и исход. Сторон будет как минимум две: отдельные индивиды, организации, социальные группы и общности. Условиями будут те факторы либо обстоятельства, которые определяют характеристики конфликта и саму возможность его возникновения. К условиям протекания относят и его причины, которые делятся на группы по социокультурному контексту, ситуационному фону и наличию третьих сил, которые либо хотят смягчить конфликт, либо обострить.
Предмет конфликта – это то, что становится объектом разнонаправленных интересов. Это может быть что-то материальное, либо абстрактное (какой-то жизненный принцип, ценностный тезис). Предмет – это как раз то, из-за чего спорят. Ну а действия участников определяют конфликтное взаимодействие, это и есть его содержание. Исходом считают его результат (а точнее, его идеальный образ), именно то, на что направлены стороны. Он же регулирует итог.
Зачастую сами участники не могут сформулировать точно, что же они понимают под идеальным образом исхода.
Деление по специфике противоборствующих сторон
В зависимости от специфики противоборствующих сторон конфликты могут быть внутренними, внешними и антагонистическими.
- Внутренние. Отличительная особенность подобных конфликтных ситуаций заключается в том, что имеется два (или более) субъекта конфронтации, которые находятся в определенной социальной группе. Основная задача каждой из сторон состоит в том, чтобы занять позиции лидера и доказать правоту своей точки зрения.
- Антагонистические. Подобные противостояния обычно осуществляются между различными социальными группами, поэтому являются самыми тяжелыми и длительными по времени. Это могут быть войны, государственные перевороты, спортивные соревнования и так далее. Отличительная особенность данного спора в том, что достижение компромисса просто невозможно, а поэтому обязательно будет победившая и проигравшая сторона.
- Внешние. Основная суть внешних конфликтов в том, что они осуществляются в процессе взаимодействия полных противоположностей, которые относятся к разным объектам. Ярким примером подобной ситуации является борьба людей с цунами, землетрясениями или эпидемиями.
Последствия
Они могут быть не только отрицательными, что очевидно, но и положительными. К отрицательным последствиям относят:
- трудности, проблемы личностного развития – например, разочарование в себе и окружающих, в мироустройстве и ценностях;
- возникновение негативного портрета конкурента или соперника, то есть образа врага – здесь уже нет здравого смысла, идет демонизация второй стороны, начинается деятельность в ущерб ей;
- разрушение системы сложившихся взаимоотношений – это и враждебность, и предубеждение, и разрыв привязанности;
- приход к насилию – не обязательно физическому, психологическое тоже очень опасно;
- фиксация негативного социального опыта – победа с помощью угроз, агрессии, шантажа может закрепиться как алгоритм прихода к успеху;
- негативное воздействие на психику – от плохого настроения до гневного напряжения, может дойти до развития клинической депрессии;
- негативное влияние на продуктивность сторон – человек в напряжении не может быть так же продуктивен, как вне его (и группа, организация, общность тоже);
- истощение личностных энергоресурсов – на какой-то фазе возникает ощущение упадка сил, невозможности продолжения конфликта при неготовности сдаться.
К положительным сторонам можно отнести самоутверждение, самоидентификацию личности. Человек учится отстаивать свое мнение, становится способен на смелые поступки, открытую конфронтацию. Так, например, родитель, который борется за объективное отношение учителя к его ребенку, находит в себе смелость, целеустремленность, которых раньше он словно и не видел в себе. Через конфликт можно и повысить собственный авторитет. Наконец, он может носить соревновательный дух. Нередко личностные противоречия между спортсменами (прямая аналогия) влиял на то, что каждый из них улучшал свои спортивные результаты.
Конфликты по выраженности конфликтного противостояния
В зависимости от выраженности конфликтного противостояния бывают следующие виды конфликтов.
- Открытые. Отличительная особенность подобной разновидности в том, что противоборствующие стороны в такой ситуации никогда не скрывают, что враждебно настроены друг против друга. Очень часто при попытке выйти из подобной ситуации каждая из сторон начинает скандалить, доказывать свою точку зрения или неправоту оппонента. Из-за этого начинаются войны, ссоры, драки и так далее. Подобные конфликтные ситуации очень часто бывают масштабными, в результате чего страдает третья сторона. Кроме того, решить их намного сложнее.
- Скрытые. Главное отличие такого противостояния в том, что стороны обычно не показывают открытую неприязнь друг к другу. Например, такое очень часто случается в ситуации, когда одна сторона боится вторую и не может открыто конфликтовать с ней. В ходе подобного противостояния участники могут вести дискуссии на различные темы, понимая под объектом обсуждения полностью противоположные ценности. Благодаря этому каждый пытается достичь определенной цели, а также не допустить получения второй стороной выгоды. При скрытых конфликтах достичь компромисса и положительного результата намного проще, чем при открытом противостоянии.
Способы разрешения
Конфликт можно непосредственно разрешить, погасить, урегулировать, убрать причину либо найти компромисс. Рассмотрим подробнее эти способы.
- Разрешение. Случается, если обе стороны стремятся мирно решить ситуацию. Тогда они вместе будут искать стратегии выхода, выслушивать друг друга, уважительно относиться к попытке найти выход.
- Урегулирование. Появляется какое-то третье лицо, не имеющее личного интереса (тот же медиатор или психолог). Стороны определяют его полномочия, он помогает найти реальные мотивы спорной ситуации и предлагает способы ее разрешения.
- Затухание. Он может элементарно надоесть участникам, и они принимают решение просто его закончить. Возможно, таким образом он перейдет в скрытую форму. Такое случается, когда стороны истощились, инцидент уже не так актуален, сил продолжать нет.
- Устранение причины. Если проблема обнаружена и есть способ ее саму убрать, так и поступают (при согласии обеих сторон, с помощью или без помощи посредника). При этом решение может быть радикальным.
- Трансформация. Есть и такое завершение конфликта, когда в процессе одной ситуации возникает острая новая. Первопричина уже не так интересна, о ней вовсе могут забыть, идет переключение на так называемые вновь открывшиеся обстоятельства.
Современные подходы к разрешению всевозможных споров – это привлечение специалистов или третьей, авторитетной и неангажированной стороны. Это хорошо тем, что конфликт сразу перестает обостряться, уходит страх, готовность атаковать и защищаться тоже становится не такой выраженной.
Институт медиации развивается на разных уровнях, и это может быть в скором времени причиной пересмотра многих аспектов в конфликтологии.
Как предотвращать конфликты
Если вы хорошо понимаете, что такое конфликт и как он возникает, вы сможете не допускать его во многих ситуациях. Существует большое количество техник, позволяющих смягчать обстановку. Мы рассмотрим несколько наиболее простых и в то же время эффективных:
1. Общее дело
. Лучше всего данный способ работает с детскими конфликтами. Если дети в семье или группе начинают конфликтовать, их можно объединить, заняв интересным и увлекательным делом.
2. Развитие эмпатии
. Важно уметь сопереживать другим людям. Это позволит лучше понимать мотивацию оппонента. Совершая поступок, который вам не понравился, другой человек наверняка тоже о чем-то думал, чего-то хотел. И нельзя считать это действие предосудительным только потому, что оно вошло в конфликт с вашими интересами.
3. Развитие уважения к другим личностям
. Этот пункт перекликается с предыдущим. Нужно считаться с окружающими и понимать, что они наделены такими же правами.
4. Внимание на достоинства оппонента
. Если больше думать о положительных чертах человека, с которым возникли противоречия, найти примирение будет гораздо проще.
5. Социальные «поглаживания»
. Можно вместе поучаствовать в каком-то приятном расслабляющем мероприятии, например, сходить на пикник в одной компании. Именно поэтому начальство многих компаний поощряет и организует «корпоративы» – общение в приятной неформальной обстановке помогает сотрудникам сближаться и лучше понимать друг друга.
Чтобы научиться эффективно предотвращать конфликты и управлять ими, необходимо совершенствовать свой навык общения с людьми и учиться контролировать эмоции. В этом Вам поможет онлайн-интенсив «Эффективное общение» от Викиум. Этот курс научит Вас:
- Управлять своими эмоциями и контролировать импульсы
- Преодолевать сложные эмоциональные ситуации
- Понимать чувства и мысли собеседника на более глубоком уровне
- Общаться с вашим окружением более эффективно
- Управлять конфликтами
- Выстраивать гармоничные отношения
Автор курса — Олег Калиничев. Эксперт по невербальному поведению, эмоциональному интеллекту и распознаванию лжи. Аккредитованный тренер Paul Ekman International. Управляющий директор Paul Ekman International в России (PEI Russia).
Онлайн-интенсив «Эффективное общение» будет особенно полезен:
- Предпринимателям, руководителям, топ-менеджерам;
- Тем, кто работает с клиентами, менеджерам среднего звена, фрилансерам;
- Всем, кто занимается воспитанием детей;
- Любому, кто хочет усовершенствовать свое общение с окружающими.
Обучение состоит из 4 блоков:
- Эмоции. Основы;
- Эмоциональная устойчивость и эмоциональная гибкость;
- Социальная эффективность;
- Построение гармоничных отношений.
Как проходит обучение:
- Смотрите видеолекции;
- Выполняете самостоятельные задания для закрепления материала;
- Участвуете в вебинарах и обсуждаете сложные моменты;
- Проходите тестирование по изученному материалу;
- Завершаете интенсив и получаете сертификат.
Более подробно о данном курсе Вы можете узнать по ссылке.
Выводы
Классификация современных конфликтов демонстрирует нам их разнообразие и многочисленность. Те или иные противостояния и столкновения интересов встречаются практически во всех сферах человеческой жизни. Это и побуждает ученых и психологов вплотную заниматься изучением конфликтных ситуаций, ведь спор, возникший между несколькими индивидами, может быть спроецирован и на более масштабные противостояния. Это позволяет вырабатывать эффективные методики урегулирования и разрешения. К сфере управления конфликтами также могут быть отнесены такие действия, как прогнозирование и предвидение, предупреждение и намеренное стимулирование.
Основные классификации конфликтов затрагивают самые главные сферы жизни человека. Важнейшую роль играют межличностные противостояния, которые встречаются практически повсеместно. Вступая в трудовую деятельность, человек непременно столкнется с организационными конфликтами. Более глобальное значение имеют межрегиональные и межгосударственные противостояния, которые могут перерасти в фазу вооруженных, если вовремя не будут приняты меры по их урегулированию.