Обновлено 7 сентября 2022 136 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Возникновение между людьми ситуаций, порожденных враждебными мыслями и поступками, многих заставляют задуматься.
Что же такое конфликт, каковы условия его зарождения, кто может являться его участником и существуют ли методы его разрешения. Обо всем этом мы как раз и поговорим в продолжении этой публикации. Садитесь поудобнее, мы начинаем.
Что это такое?
Слово происходит от латинского «conflictus», что означает «столкнувшийся». К наиболее распространенным синонимам слова «конфликт» относятся:
- ссора;
- разногласие;
- столкновение;
- поединок;
- противостояние;
- баталия.
Для полного понимания сначала необходимо дать определение указанному социальному явлению.
Итак, конфликт – это способ разрешения противоречий, возникающих на почве несоответствия суждений, целей, интересов, выводов, умозаключений, мнений или взглядов на те или иные аспекты.
Этот процесс характеризуется тремя основными признаками:
- Суть заключается в противоборстве двух и более субъектов.
- Сопровождается выбросом негативных эмоций со стороны участников, а также действиями, которые могут выходить далеко за рамки общепринятых правил и норм поведения.
- Возникает исключительно в процессе социального взаимодействия участников друг с другом.
Структура
Компоненты структуры предполагают стороны, условия, предмет, действия и исход. Сторон будет как минимум две: отдельные индивиды, организации, социальные группы и общности. Условиями будут те факторы либо обстоятельства, которые определяют характеристики конфликта и саму возможность его возникновения. К условиям протекания относят и его причины, которые делятся на группы по социокультурному контексту, ситуационному фону и наличию третьих сил, которые либо хотят смягчить конфликт, либо обострить.
Предмет конфликта – это то, что становится объектом разнонаправленных интересов. Это может быть что-то материальное, либо абстрактное (какой-то жизненный принцип, ценностный тезис). Предмет – это как раз то, из-за чего спорят. Ну а действия участников определяют конфликтное взаимодействие, это и есть его содержание. Исходом считают его результат (а точнее, его идеальный образ), именно то, на что направлены стороны. Он же регулирует итог.
Зачастую сами участники не могут сформулировать точно, что же они понимают под идеальным образом исхода.
Какие типы и виды конфликтов существуют
В зависимости от метода разрешения конфликты подразделяются на:
- Компромиссные. Разрешение конфликтных ситуаций в данном случае осуществляется путем поиска наиболее подходящего обеим сторонам компромисса. При этом одна или обе стороны должны извлечь пользу из ситуации в виде компенсации за моральный вред/материальный ущерб. Пример: за срыв оговоренных сроков поставки продукции поставщик обязуется снизить расценки на свои услуги;
- Антогонистичные. Противостояние разрешается путем разрушения структурных конструкций (словесных, поведенческих, эмоциональных) участника, который проиграл противоборство. Второй вариант – отказ стороны от дальнейшего участия в поединке. Пример: победа в предвыборной гонке.
Типы конфликтов различаются по сфере, в которой они проявляются, степени выраженности, направленности, числу сторон, а также потребностям. Но обо всем по порядку.
Конфликтогены
Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникают без воли участвующих сторон. Это связано с особенностями нашей психики и тем, что большинство людей либо не знают их, либо не придают им значения.
Основную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтные токсины. Это слово означает «способствующий конфликту».
Мы называем слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту, причиной конфликта.
Коварный характер агентов конфликта можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к тому, что говорят другие, чем к тому, что говорим мы. Есть даже такой афоризм: «Женщины не придают значения тому, что говорят, но придают большое значение тому, что слышат сами». Действительно, в этом виноваты все, а не только представительницы прекрасного пола. Эта особая чувствительность к обращенным к нам словам происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможных нападок. Но мы не так бдительны, когда речь идет о достоинстве других людей, и поэтому не обращаем такого строгого внимания на их слова и поступки.
Личностная психологическая защита возникает бессознательно как система стабилизации личности, защищающая сферу сознания индивида от негативных психологических воздействий. В результате конфликта эта система срабатывает непроизвольно, помимо воли и желания человека. Необходимость в такой защите возникает, когда мысли и чувства, угрожающие самооценке, сформированному «эго-образу» личности, системе ценностных ориентаций, снижают самооценку личности.
В некоторых случаях восприятие человека может быть далеко от реальной ситуации, но реакция человека на ситуацию формируется на основе его восприятия, на том, какой она ему представляется, и это обстоятельство существенно осложняет разрешение конфликта. Негативные эмоции, порожденные конфликтом, могут быть довольно быстро перенесены с проблемы на личность оппонента, который дополнит конфликт личной контрреакцией. Чем больше обостряется конфликт, тем более неприглядным становится образ оппонента, что еще больше осложняет его разрешение. Это создает порочный круг, который очень трудно разорвать. Желательно сделать это на ранних стадиях события, пока ситуация не вышла из-под контроля.
Сфера проявления конфликтных ситуаций
Из наиболее распространенных типов конфликтов по характеру их проявления можно отметить:
- организованный (предусмотрена иерархическая структура, обязанности и права сторон четко регламентированы);
- экономический (основан на противоречиях экономического характера, борьбы за ресурсы, скидки, права, льготы);
- социальный конфликт (противостояние отдельных субъектов, групп или общностей людей с учетом предварительного усиления их интересов относительно спора);
- политический (характеризуется применением соответствующих инструментов борьбы, предполагающей победу в сфере политики).
Мера психологического напряжения испытуемого
Недовольство — это чувство неудовлетворенности и выражение недовольства чем-то или кем-то, проявляющееся гримасой, интонацией, пластикой, иногда — лексикой. С одной стороны, неудовлетворенность еще не является конфликтом, поскольку субъект едва ли осознает причину этого состояния; объект нереализованного интереса все еще находится на периферии сознания, но не в его центре. С другой стороны, недовольство уже является конфликтом, поскольку обстоятельства приводят к столкновению интересов, хотя это столкновение интересов еще четко не очерчено.
Некий человек просит, чтобы его представляли на работе во время визита к стоматологу. Коллега выполняет просьбу, тихо бормоча про себя: «На мне всегда ездят». Кажется, здесь нет никакого конфликта. Но опять же, не похоже, что это связано с недостатком.
Недовольство — это тонкая вуаль, свидетельствующая о том, что, подобно едва уловимому призраку, между субъектами витает противоречие. Непризнанная и, следовательно, неразрешенная, она сгущается, становится более очевидной и превращается в спор.
Несогласие — это расхождение мнений и взглядов, которые имеют личный смысл для субъектов, так что они не могут поступиться своими мнениями и взглядами.
Следующим этапом в развитии напряженности разногласий является противодействие, которое представляет собой действие, препятствующее другому действию.
Между недовольством и разногласиями может пройти длительный период времени. Время между противоречием и противостоянием невелико: наконец, осознание противоречия произошло, и каждый субъект знает, чего он хочет, его желание добиться своего стремительно растет. Таким образом, если субъекты не приходят в себя здесь и сейчас, не используют свое активное воображение, не рисуют картину будущих отношений, не направляют свои усилия на поиск способа разрешения противоречия, они не заметят, как окажутся на уровне конфронтации, где уровень напряжения чрезмерен.
Парадигма противостояния — «Я не хочу!». Такую позицию занимает каждый субъект. (Его вариант — «Я все равно хочу!»). Интересы субъекта затмили весь мир, ситуацию, в которой находится он и другой субъект, отношения, дело, обстоятельства и, самое главное, будущее. Все сосредоточено на конкретном интересе. Из противостояния трудно выйти, потому что субъекты конфликта загоняют себя в жесткую позицию.
Конфликт достигает наивысшего уровня напряжения в противостоянии, в борьбе с кем-то или чем-то, что, по мнению субъекта, мешает достижению цели, реализации интересов. Поскольку в момент высокого психологического напряжения именно другой человек обычно воспринимается как препятствие, все силы направляются на уничтожение этого человека. Методы разрушения или подавления трудно контролировать, поэтому не исключено применение физической силы, а также унижение, оскорбление и оскорбление противника конфликта. Если на первой стадии (недовольство) хорошие отношения и связи еще не нарушены и конфликта еще нет, но в то же время он уже присутствует, то на последней стадии (конфронтация) все связи нарушены и конфликт по сути исчез, но он все еще присутствует.
От того, какой вид разрешения мы выберем, зависит то, как разрешится конфликт и как будут развиваться отношения между субъектами конфликта. Это третья стадия конфликта.
Типы конфликтов по степени выраженности
- Скрытые столкновения. Имеют место, когда демонстрация агрессии и любые подобные действия являются скрытыми от общественности и фигурантов противостояния. Конфликт носит косвенный характер.
- Открытые столкновения. Борьба выражена явно, ее можно наблюдать и оценивать. Пример: полемика, споры, раздор, ссора, скандал, выяснение отношений с оскорблениями.
Виды направленности конфликтов
- Горизонтальный конфликт. Разногласия возникают между сторонами, которые равны по своему статусу: социальному, профессиональному, материальному и т.д. Обязательное условие – субъекты наделены равным объемом власти.
- Вертикальный конфликт характерен для сторон, которые имеют различия в статусе. Пример: ссора между подчиненным и руководителем, сотрудниками дочернего и головного предприятий.
Число конфликтующих сторон
- Межгрупповой. Противостояние двух групп, в каждую из которых входят участники конфликта, объединенные каким-либо признаком/признаками.
- Межличностный. Столкновение интересов между двумя субъектами или между группой людей и одним субъектом.
- Внутриличностный. Противоборство внутренних ценностей и мотивов на личностном уровне. Сторон нет, есть лишь один субъект, который столкнулся с проблемой выбора относительно принятия того или иного решения.
Последствия
Они могут быть не только отрицательными, что очевидно, но и положительными. К отрицательным последствиям относят:
- трудности, проблемы личностного развития – например, разочарование в себе и окружающих, в мироустройстве и ценностях;
- возникновение негативного портрета конкурента или соперника, то есть образа врага – здесь уже нет здравого смысла, идет демонизация второй стороны, начинается деятельность в ущерб ей;
- разрушение системы сложившихся взаимоотношений – это и враждебность, и предубеждение, и разрыв привязанности;
- приход к насилию – не обязательно физическому, психологическое тоже очень опасно;
- фиксация негативного социального опыта – победа с помощью угроз, агрессии, шантажа может закрепиться как алгоритм прихода к успеху;
- негативное воздействие на психику – от плохого настроения до гневного напряжения, может дойти до развития клинической депрессии;
- негативное влияние на продуктивность сторон – человек в напряжении не может быть так же продуктивен, как вне его (и группа, организация, общность тоже);
- истощение личностных энергоресурсов – на какой-то фазе возникает ощущение упадка сил, невозможности продолжения конфликта при неготовности сдаться.
К положительным сторонам можно отнести самоутверждение, самоидентификацию личности. Человек учится отстаивать свое мнение, становится способен на смелые поступки, открытую конфронтацию. Так, например, родитель, который борется за объективное отношение учителя к его ребенку, находит в себе смелость, целеустремленность, которых раньше он словно и не видел в себе. Через конфликт можно и повысить собственный авторитет. Наконец, он может носить соревновательный дух. Нередко личностные противоречия между спортсменами (прямая аналогия) влиял на то, что каждый из них улучшал свои спортивные результаты.
Причины конфликтов
В основе специфики зарождения конфликтов могут лежать всевозможные причины. Из наиболее характерных можно выделить:
- несоответствие реальности и личных понятий, представлений о чем-либо;
- несвоевременное получение сведений, их неточность и несоответствие действительности;
- логические ошибки, недосказанность, непонимание, недоразумения в процессе общения;
- нестыковки между словами и действиями людей, неоправданность ожиданий. Пример: человек предполагал, что его товарищ придет на встречу вовремя, как и обещал, но этого не случилось;
- социальное неравенство людей;
- противоположность ценностей, интересов, понятий, стремлений и восприятия окружающей действительности.
Способы разрешения
Конфликт можно непосредственно разрешить, погасить, урегулировать, убрать причину либо найти компромисс. Рассмотрим подробнее эти способы.
- Разрешение. Случается, если обе стороны стремятся мирно решить ситуацию. Тогда они вместе будут искать стратегии выхода, выслушивать друг друга, уважительно относиться к попытке найти выход.
- Урегулирование. Появляется какое-то третье лицо, не имеющее личного интереса (тот же медиатор или психолог). Стороны определяют его полномочия, он помогает найти реальные мотивы спорной ситуации и предлагает способы ее разрешения.
- Затухание. Он может элементарно надоесть участникам, и они принимают решение просто его закончить. Возможно, таким образом он перейдет в скрытую форму. Такое случается, когда стороны истощились, инцидент уже не так актуален, сил продолжать нет.
- Устранение причины. Если проблема обнаружена и есть способ ее саму убрать, так и поступают (при согласии обеих сторон, с помощью или без помощи посредника). При этом решение может быть радикальным.
- Трансформация. Есть и такое завершение конфликта, когда в процессе одной ситуации возникает острая новая. Первопричина уже не так интересна, о ней вовсе могут забыть, идет переключение на так называемые вновь открывшиеся обстоятельства.
Современные подходы к разрешению всевозможных споров – это привлечение специалистов или третьей, авторитетной и неангажированной стороны. Это хорошо тем, что конфликт сразу перестает обостряться, уходит страх, готовность атаковать и защищаться тоже становится не такой выраженной.
Институт медиации развивается на разных уровнях, и это может быть в скором времени причиной пересмотра многих аспектов в конфликтологии.