Понимание своих мыслей через осознанность
Чтобы изменить свои мысли, вам нужно понять, как работают ваши мыслительные процессы. Это звучит просто, но это немного сложнее, чем можно было бы ожидать.
Наш разум работает все время, как компьютер, а не только тогда, когда мы активно обращаем внимание на что-то или пытаемся что-то понять. Когда вы едете за рулем, принимаете душ, читаете или смотрите телевизор, ваш ум неистовствует. Сторонники осознанности называют это «обезьяньим умом».»
Ваш мозг имеет тенденцию отключаться от обезьяньего разума, но он по-прежнему оказывает огромное влияние на то, как вы думаете и чувствуете. Научиться уделять больше внимания своему обезьяньему уму может быть непросто, но это может помочь вам понять и активно изменить свое мировоззрение.
Один из лучших способов понять свой обезьяний ум — это процесс, называемый «медитацией осознанности».» Это мысленное упражнение, обычно используемое для уменьшения стресса, также может помочь вам понять и изменить свои модели мышления и поведения.
Для начала сядьте или лягте удобно. Закрой глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Вам не нужно менять свое дыхание, чтобы сделать его более глубоким или медленным, просто обратите внимание на то, как ваше дыхание входит и выходит из вашего тела. Скорее всего, вы сможете сосредоточиться на своем дыхании лишь на несколько мгновений, прежде чем ваш обезьяний ум вмешается. Все в порядке. Просто обратите внимание на то, о чем была мысль, и вернитесь к сосредоточению на своем дыхании. Старайтесь делать это хотя бы пять минут. К концу времени вы, возможно, заметили тенденцию в тех мыслях, которые отвлекали вас. Старайтесь выполнять это упражнение хотя бы раз в неделю, но работая не менее пяти минут в день.
После того, как вы сделаете это, вы должны быть более осведомлены о том, что ваш обезьяний ум говорит вам в течение дня. Если вы активно пытаетесь измениться к лучшему, скорее всего, это ваш обезьяний ум сдерживает вас. Возможность перехватить его может помочь вам предотвратить его определение вашего поведения.
Правильное поведение в обществе деловых людей
Общепринятый деловой этикет представляет собой правила, которые призваны координировать взаимоотношения между сослуживцами, руководящим составом, партнерами по бизнесу и т. п.
На формирование деловых отношений влияет не только этикет, т. к. он регулирует только внешнее поведение. Человеку необходимо быть культурным и иметь высокие моральные принципы, чтобы воплощать в жизнь все нормы делового этикета.
Основы деловых взаимоотношений сформировались еще в начале XX в. и остались неизменными:
- уважение и соблюдение законов;
- честь и справедливость;
- соблюдение права частной собственности;
- выполнение обещаний;
- траты, соразмерные доходам;
- здоровая конкуренция, основанная на соблюдении законов.
Важные правила деловых отношений:
- Ответственность и честность – помогают в формировании длительных и эффективных взаимоотношений между партнерами и коллегами.
- Исполнительность – обязательный человек вызывает уважение и доверие, что способствует более эффективному взаимодействию.
- Субординация – служит инструментом в процессе регулирования деловых отношений между начальством и подчиненными.
- Любовь к своей профессии, преданность компании – такие люди ценятся в коллективе, а руководство доверяет им.
- Доброжелательное отношение к своим сослуживцам и партнерам по бизнесу.
- Компетентность – недопущение ошибок и соблюдение сроков выполнения заданий.
- Пунктуальность – следует приходить на деловые встречи строго в назначенное время.
- Конкурентоспособность – наличие знаний и навыков, благодаря которым сотрудник может претендовать на должность, имея конкурентные преимущества перед другими соискателями.
- Опрятный внешний вид – то, как выглядит человек, о многом может рассказать окружающим. Поэтому следует уделить внимание своему имиджу.
- Обратная связь – построение доверительных отношений между сотрудниками в организации имеет ключевое значение: корпоративная культура влияет на работу коллектива, повышая или понижая ее эффективность.
Понимание моделей вашего поведения с помощью ретроспекции
Ваш обезьяний ум может контролировать ваше поведение, но ваше поведение легче поддается наблюдению, чем обезьяний ум. Скорее всего, если вы заинтересованы в изменении своих мыслей и моделей поведения в первую очередь, это, вероятно, было ваше поведение, которое дало вам понять, что что-то не так.
Наблюдение за своим поведением — это активное усилие, но оно не должно включать в себя медитацию. Это просто должно включать в себя внимание к тому, как ваше поведение заставляет вас чувствовать. Иногда поведение, которое вы хотите изменить, — это поведение, которое вы сделали привычкой. Это означает, что может быть трудно не делать этого, даже если вы потом пожалеете об этом. Итак, относитесь к этому поведению так же, как вы относились к своим навязчивым мыслям в упражнении осознанности выше. То есть не корите себя, просто обратите внимание на то, как они заставляют вас чувствовать, и посмотрите, какие тенденции вы можете заметить. Это может сделать две важные вещи.
Во-первых, это может помочь вам понять цепочки событий, которые могут привести к нежелательному поведению или к изолированным событиям, которые могут вызвать поведение. Например, возможно, вы ведете себя нежелательно только тогда, когда вы находитесь с конкретными людьми, или если вы были пьяны, или когда у вас был плохой день на работе. Как только вы поймете, что приводит к нежелательному поведению, вы можете обнаружить, что можете прервать цепь событий.
Во-вторых, напоминание себе о негативных чувствах, которые вы испытываете после выполнения нежелательного поведения, может помочь вам держаться от него подальше. Иногда мы знаем, что обсуждаем возможность участия в негативном поведении, но мы можем забыть о том, как это заставляет нас чувствовать себя позже. Напоминая себе о своих прошлых сожалениях по поводу своего поведения, прежде чем вы это сделаете, вы сможете убедить себя, что это поведение того не стоит.
Темперамент, характер, стиль поведения и тип личности
Посеете поступок – пожнете привычку,
посеете привычку – пожнете характер,
посеете характер – пожнете судьбу!
У. Теккерей
Истоки этих классификаций выходят из древней философии и медицины. Это Китай и Индия (VIII в. до н.э.), Греция (Vв. до н.э.), Рим (II в. н.э.), Англия и Германия (ХIХ в.), Россия и США (ХХ в.). В мире разработано огромное их количество, но они не выдержали испытания временем. Чаще всего встречаются ссылки на классификации Гиппократа и Галена, которые основаны на гуморальной теории и прямого отношения к психике не имеют. Наиболее детерминирована классификация типов нервной системы И.П. Павлова, но она тоже четырехзначна.
В истории науки уже накоплен большой эмпирический и экспериментальный материал, но он не поддается стройной систематизации ввиду отсутствия единой международной классификации, что является фактором, сдерживающим дальнейшее развитие самой типологии. В этом непростом деле бывали и курьезы. Например, Шарль Фурье описал 300 характеров, запомнить которые обыкновенный человек не в состоянии. С тех давних пор первостепенной задачей для ученых является поиск, нахождение и признание оптимального количества типов. Полагаем, что семь типов отвечает всем требованиям этой застарелой проблемы.
ТЕМПЕРАМЕНТ
Мир, в котором мы рождены, груб и жесток, но
в то же время полон божественной красоты.
Какой из элементов перевешивает – смысл или
бессмысленность, – вопрос темперамента.
Карл Юнг
Темперамент или тип психофизиологической конституции (Genotype) – это, бессознательная по своей природе, наследственная основа индивидуально-типологических различий психодинамических свойств центральной нервной системы на генном уровне, локализованных в хромосомах.
Нейрофизиологический потенциал придает психофизиологической конституции человека семь ключевых свойств: эмоциональность, динамичность, лабильность, пластичность, статичность, инертность и сенситивность. В результате доминирования одного из этих свойств над другими выделяется соответствующий тип психофизиологической конституции.
1.
Эмоциональный –
тревожный.
Представитель данного типа генетически предрасположен к быстрому и яркому проявлению психического переживания и душевного волнения в виде сильного гнева или радости. Его психическая деятельность насыщена яркими эмоциями. Это легко возбуждающийся, взволнованный и чрезмерно раздражительный человек, который обладает высоким уровнем энергетической мобилизации организма. Образно – «ястреб».
О дремлющем потенциале помни и не буди его, ибо «Человек хуже зверя, когда он зверь». Р. Тагор
2.
Динамичный –
деятельный.
Всегда в движении, обладает внутренней силой и насыщенными действиями в течение всей жизни. Активен и энергичен. Сбалансированность и легкость возникновения возбуждения и торможения придают уравновешенность его нервной системе, отчего зависят скорость и успешность первичного приспособления индивида к новым условиям. Образно – «орел».
Словно легендарный Рустам, воспетый в «Шахнаме»: «Как тополь, вознесся он гордой главой, умом одаренный и речью благой. Вместилище духа и разума он, и мир бессловесных ему подчинен». Фирдоуси
3.
Лабильный –
скользящий.
Изменчивый, неустойчивый и функционально чрезвычайно подвижный. Оперативность его основных нейрофизиологических процессов становится предпосылкой для максимальной адаптивности, то есть приспособляемости индивида к быстро меняющимся условиям окружающей среды. Образно – «сорока».
Завидная непотопляемость: «Человеческая природа до такой степени сильна и эластична, что может сохранять свою свежесть и красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки». Д. Писарев
4.
Пластичный –
лепкий.
Гармоничный, плавный и гибкий. Предельно сбалансированные нейрофизиологические процессы и уравновешенная нервная система с оптимальной силой и выносливостью придают индивиду отменную приспособляемость. У него от природы способность к высокой степени самосохранения и выживания путем ухода от опасностей. Образно – «страус».
Не случайно: «Мы часто, для того только, чтобы оправдать себя в собственных глазах, находим многое невозможным для нас». Ф. Ларошфуко
5.
Статичный –
ровный.
Активные движения и действия внешне малозаметны. Нейробиологические процессы протекают в состоянии относительного покоя и равновесия. Образно – «лебедь».
Заботливое напутствие невозмутимым: «В минуту нерешительности действуйте быстро и старайтесь сделать первый шаг, хотя бы и лишний». Л. Толстой
6.
Инертный –
солидный.
На первый взгляд бездеятелен и безынициативен. У него попросту низка общая двигательная активность, да и нейрофизиологические процессы несколько замедлены, но нервная система предельно уравновешена и достаточно вынослива. Есть такая поговорка: не мытьем, так катаньем. Психофизиологические процессы протекают рационально. Образно – «гусь».
Еще в Древнем Риме оценили: «Надменный и упрямый делает все по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой собственных заблуждений». К. Эзоп
7.
Сенситивный –
чуткий.
Очень чувствителен, особенно к раздражителям подпороговой силы, поэтому тонко реагирует на любые незначительные, даже самые слабые воздействия факторов окружающей среды. Предрасположен к аффективным реакциям, крайне впечатлителен. Образно – «сова».
С другой стороны: «Человек, скорый в решениях, обыкновенно ошибается больше того, кто решает медленно: зато надо беспощадно осуждать медленность в исполнении, когда все уже решено». Ф. Гвиччардини
ХАРАКТЕР
Характер не родится с человеком, а
приобретается им во время воспитания,
установляясь окончательно
в последующих треволнениях жизни.
Н. Добролюбов
Характер (Phenotype)
– это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей психической деятельности, складывающаяся в процессе адаптивного онтогенезного развития. Он базируется на психо-физиологической конституции и формируется воспитанием.
Психофизиологические процессы придают характеру человека семь ярко выраженных качеств: истеричность, импульсивность, маневренность, конформность, корректность, критичность и сентиментальность. В результате доминирования одного из этих качеств над другими проявляется соответствующий тип характера.
1.
Истероидный –
взрывной.
Предрасположен к сильному взрыву эмоций, а иногда нервному припадку, выражающемуся в неожиданных переходах от судорожного смеха к слезам и наоборот. Находится, как правило, в крайне возбужденном состоянии. Свойственна повышенная раздражительность и суетливость. Зачастую, неадекватно ситуации, расстраивается психическая деятельность, и он быстро и легко переходит на неуместный повышенный тон с положительной или отрицательной окраской. Это наиболее неуравновешенный характер, «без руля и без ветрил».
Источник причудливых сюрпризов: «Неровный человек – это не один и тот же человек, а несколько людей: он умножает себя во столько раз, сколько у него новых вкусов и различных приемов». Ж. Лабрюйер
2.
Импульсивный
– напористый.
Целеустремлен. Имеет сильное внутреннее побуждение. Активен, деятелен, настойчив. Ярко выражено волевое начало. Ему присущи сильные чувства, душевный подъем, сопровождающийся стремлением реализовать свои потенциальные возможности даже при наличии преград. Эти свойства открывают путь к большим творческим порывам, и не только творческим! Склонен к благородным поступкам. Несколько авантюрная натура. Живет по принципу: «Семь бед – один ответ».
То есть –
с жаждой покорения высот: «Характер состоит в энергичном стремлении к достижению целей, которые каждый себе указывает сам».
Гёте
3. Маневренный –
ловкий.
Умеет без особого усилия обходить препятствия. Способен к быстрым и легким передвижениям, перестройкам, переделкам и переосмыслению. Прагматик, легко меняет свои взгляды, убеждения и привычки, извлекая из всего выгоду, дивиденды. Большой мастер интриг. Изменчив и обходителен, а если надо, то сумеет поставить другого в неловкое положение. Действует предусмотрительно и хитро, избегая потенциальных неприятностей. Благодаря изворотливости умело использует возможности других, искусно распоряжается собственными резервами. Часто прибегает к уловкам и лавирует. Соответствует ему камуфляж. Словом, «Голь на выдумки хитра».
В режиссуре: «Искусство состоит в том, что актер чужое, данное ему автором пьесы, делает своим собственным». Е. Вахтангов
4. Конформный –
податливый.
Всегда готов поступить сообразно установленному сверху порядку. Старается соответствовать требованиям окружающих. Послушный нрав позволяет ему бесконфликтно приспособляться и подчиняться другим. Индивид предпочитает, в большинстве случаев, пассивное принятие существующего порядка вещей и господствующих мнений. Наиболее уживчивый человек, красив гармоничностью своих поступков и плавным отношением к другим людям. Податлив: ради разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим мнением извне предпочитает уступки другим. В общем, у него должны быть «и волки сыты, и овцы целы».
Здесь издержки неизбежны: «Когда человек, принявший на себя чуждый ему характер, возвращается к своему природному, то как бы снимает маску с лица» Ж. Лабрюйер
5.
Корректный
– вежливый.
Умеет спокойно отстаивать свои принципы. При этом вполне доброжелателен и чуток к другим людям. Иногда подчеркнуто вежлив. В глазах других он все делает правильно, без сучка и задоринки. Вполне соответствует разумным требованиям жизни. Его поведенческие параметры подходят многим социальным стандартам. В педагогике этот типаж служит своеобразным эталоном для крайних типов, потому что такой человек удобен всем, ибо он доставляет воспитателям меньше всего хлопот. Как говорится, «ученый малый, но педант».
Адекватен не по принуждению: «Из житейской мудрости вытекают три способности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует». Демокрит
6. Критичный –
разборчивый.
Уникален тем, что склонен подвергать тщательному разбору и самой строгой бескомпромиссной оценке свои действия и поступки, а также действия и поступки других с целью выявления недостатков и просчетов. Нередко допускает отрицательные суждения о себе и о других, что создает ему массу жизненных проблем. Он не столько предприимчив, сколько придирчив, причем придирчивость эта – из самых добрых побуждений. Однако окружающие все это зачастую воспринимают как косность, упрямство. Индивид обладает аналитическим складом ума и критически относится ко всему, что является главной отличительной чертой этого типа характера. Его кредо – семь раз отмерь, один раз отрежь. Синоним – «нордический».
А все потому, что: «Характер состоит в способности действовать по принципам». И. Кант
7. Сентиментальный –
утонченный.
Предрасположен к излишней чувствительности. У него приторно-нежный и слезливо-умилительный склад характера. Он крайне впечатлителен, нежен, слащав, стыдлив и обидчив. Напоминает мимозу, склонен драматизировать события, может легко растрогаться и расчувствоваться. Обычно обращается к другим чересчур мягко и снисходительно. Он самый добросердечный и гуманный среди других типов. При неблагоприятных условиях жизни, по А. Чехову, это «человек в футляре». Склонен к гиперанализу или бесплодному мудрствованию. У Л. Бёрне: «Cентиментальные взбалтывают свое чувство долго и нудно». Потенциальный обитатель «бочки Диогена». Но не стоит забывать, что в тихом омуте черти водятся.
Все же: «Воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля: слабохарактерный не всегда доходит до решения». Г. Гегель
СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ
Поведение – это зеркало, в котором
каждый показывает свой лик.
Гёте
Стиль поведения (Ethotype)
– это сознательный выбор нравов и стратегии поступков, отражающий тип врожденной психофизиологической конституции, сформировавшегося характера и ценностные ориентации личности.
Особенности психической деятельности придают поведению человека семь рельефных признаков: экспрессивность, демонстративность, манипулятивность, компромисность, тактичность, категоричность и депрессивность. В результате доминирования одного из этих признаков над другими предпочтительным становится соответствующий стиль поведения.
1.
Экспрессивный –
безудержный.
Предрасположен к чрезмерно быстрым, зачастую не обдуманным действиям. Суетливое и поверхностное отношение ко всему. Радость и отчаяние выражает чрезмерно ярко. Его переживания, нередко без надлежащего повода, содержат подчеркнутую нервную раздражительность. Склонен ярко отражать свое эмоциональное состояние. Выразительный и в жизни, и в творчестве. В семи светских науках средневековья – «музыкант». Положительный или отрицательный человек – это отдельный вопрос культуры, религии, морали, этики, нравственных норм духовности.
Одним словом, много шума из ничего: «Если глупец болтовней своей победит мудреца, то нет в этом ничего удивительного, ибо камнем можно расколоть алмаз». Cаади
2. Демонстративный –
подчеркнутый.
Главное – показать себя с лучшей стороны. Внешняя броскость, граничащая с гротескностью. Гедоник, способен мобилизовать все свои силы для достижения определенного результата, а затем публично разрекламировать это достижение. «Риторик». Расторопность, сообразительность и неуемное желание быть на виду, обеспечивает ему громкий успех. Или провал.
На самом деле: «Благородный муж непоколебим, но не упрям». Конфуций
3.
Манипулятивный –
изворотливый.
Умеет ловко отвлечь внимание других от того, что должно быть от них скрыто. У него талант к искусной подделке. Прекрасно обходит острые углы. Способен умело управлять другими, влиять на них, обрабатывать своих избирателей, может подтасовывать и подделывать факты. «Арифметик». Его хитроумные трюки нацелены на достижение легкого результата и весомой выгоды для себя.
Море им по колено: «Они так хорошо затевают обман, грабеж, что сам черт, видя все это, удивляется; даже дьяволы могут позавидовать им». А. Навои
4.
Компромиссный –
уступчивый.
Легко идет на соглашение путем взаимных уступок. Это примиренец и соглашатель. У Стендаля: «Гибкость ума может заменить красоту». Часто меняет тактику выживания, а зачастую свои принципы, коими он и так не богат. «Грамматик». Внешне у него изысканные манеры поведения и не всегда истинное чувство собственного достоинства. Тем не менее, большинство людей ценит именно этот стиль поведения, потому что такой человек доставляет окружающим меньше всего проблем. Соответственно и пользы.
Застой – лишь следствие: «Без характера человек не может выбраться из своей неопределенности, или из одного направления впадает в другое, ему противоположное». Г. Гегель
5.
Тактичный –
учтивый.
Обладает чувством меры, что подсказывает ему наиболее деликатную линию поведения по отношению к другим. Наделен принципами, которые особенно не выпячивает. Для него свойственны равномерность и плавность поступков. Чувство меры во всем, предопределяет и вырабатывает умение вести себя приличным и подобающим образом. «Геометрик». У многих народов (особенно в цивилизованных странах) и во многих семьях такой стиль поведения служит негласным эталоном в вопросах воспитания. Феномен заключается в том, что здесь наиболее гармонично сосуществуют два природных антагониста: убежденность и бесконфликтность. Это некий консенсус, согласие в себе.
Отсутствие разрушительного начала не означает созидательное: «Правильное поведение от недостатка воли страдает больше, чем от недостатка знаний». Г. Спенсер
6.
Категоричный –
однозначный.
Подход к себе и другим – ясный, недвусмысленный, безусловный и однозначный, не допускающий, как правило, возражений. Логические суждения вполне определенны и исключают всякую двойственность. Мировоззрение не завуалированное, четкое и ясное, не позволяющее иных толкований. В поступках – прямолинейный и решительный. Гёте был прав, утверждая: «Когда встречаются идеи с характером, то возникают явления, которые изумляют мир в течение тысячелетий». «Диалектик». Он верен своим идеалам и не поступится своими принципами. Такой человек на Востоке – «белая ворона», а на Западе – один из многих. Яркая индивидуальность.
Противостояние загоняет в тупик: «Воля цепляется за мелочи, за бессодержательное, и она превращается в упрямство. В упрямстве становишься отталкивающим, и оно препятствует общению с другими». Г. Гегель
7.
Депрессивный –
подавленный.
Данный тип в большей части жизни унылый, тягостный, угнетенный, наводящий тоску на окружающих своим подавленным настроением. У него генетическая предрасположенность к этому состоянию. Склонность к апатии, пессимизму. Бесконечно плохое настроение из-за упадка силы духа. Человеку этого типа присуща замедленность, безынициативность, утомленность и заниженная самооценка. «Астроном». Влечения, мотивы, волевая активность резко снижены, что, как ни странно, дает простор мыслям, воображению, абстракциям и буйным фантазиям.
Когда жизнь по течению, в потоке: «Все сокровища мудрости не приносят даже ничтожного добра тому, кто боится решимости; зачем сияет лампа, когда она в руке слепого?». Из «Хитопадеши»
ТИП ЛИЧНОСТИ
Талант мы угадываем по одному единственному проявлению,
но чтобы распознать личность, требуется
продолжительное время.
Г. Гейне
Тип личности (Egotype)
– это сплав врожденных и приобретенных социально детерминированных качеств индивида, осознанно предопределяющий персональную мотивационную направленность и мировоззренческую установку на окружающую действительность.
Темперамент, характер и поведение в совокупности придают индивиду семь отличительных примет: эксцентричность, демоничность, комбинаторность, конвергентность, толерантность, нордичность и эгоцентричность. В результате доминирования одного из этих примет над другими наглядно очерчиваются контуры соответствующего типа личности.
1.
Эксцентричный –
непредсказуемый.
Предрасположен к внезапным резким контрастным выходкам в виде чрезмерного веселья или агрессивности. Отличается крайним своеобразием поведения, своей бестактной непосредственностью. Поступки поражают своей неожиданностью и экзальтированностью, то есть восторженностью. Несколько странен, оригинален и порою чудаковат. Все в нем строится на причудливом смещении привычных понятий. Алогичен. Поведение непоследовательное, из ряда вон выходящее. По М. Сервантесу: «Смелость без осмотрительности – безрассудство». Дестабильный экстраверт. Статус-кво – «Лихач».
Обычно: «Слишком разбросанный ум к постижению вещей не способен». Д. Кардано
2.
Демоничный –
властный.
Это смелый, решительный и одержимый человек, порою бесноватый. У него отзывчивость, общительность и щедрость уживаются с коварством, без которого трудно быть властной натурой. Трибун, весельчак и душа общества, он склонен подавлять чужую волю для того, чтобы дольше оставаться в центре внимания. Человек преимущественно разговорного жанра: красноречив, контактен и задорен. Страстность и горячность у него временами доходят до озорства. Максималист и виртуоз. Часто необычайно одарен. Талант организатора и предводителя, стремление стать вожаком у индивида – от природы. Его девиз по Гёте: «Познать себя только путем действия, а не созерцания». Стабильный экстраверт, обращенный к внешнему миру. Гегемон. Статус-кво – «Лидер». На парадоксальный штрих указывал персидский поэт Хосроу: «Самовлюбленный лев с когтями и клыками. Обидчив, как цветок с дрожащими лепестками». Отсюда и возникает авторитаризм, тоталитаризм, вождизм, патриархальность, репрессии и прочие перегибы.
И не без основания:
«Для действия требуется характер, а человек с характером рассудителен, имеет перед собою определенную цель и твердо ее преследует».
Г. Гегель
3.
Комбинаторный –
хитроумный.
Способный создавать сложный замысел и систему приемов для достижения желаемого полезно-приспособительного результата. Умеет добиваться поставленной перед собой цели разными махинациями, лавируя и маневрируя среди естественных и искусственных барьеров. Индивид замысловатый, мудреный, не сразу всем понятный. У него особый дар к ухищрениям, уловкам, а также к блефу. Это в основном затаенный тип личности. Экстроамбиверт. Статус-кво – «Игрок».
Тут все средства хороши: «Ловкий человек без нравственных устоев склонен оказаться существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». Аристотель
4.
Конвергентный –
уживчивый.
Тип бесконфликтный и обычно предпочитает ненавязчивое уподобление другим. Не только сам прекрасно уживается в любой разнородной среде, но и создает благоприятный климат вокруг себя, нейтрализуя проблемы межличностного происхождения. У него преобладает установка на сближение и приобретение сходных признаков поведения объекта подражания, если в этом есть здравый смысл. Цель жизни в том, чтобы со всеми жить мирно, на условиях взаимной выгоды. Разве не про них говорил основоположник персидской поэзии Рудаки: «Имя славное, рассудок, мягкий нрав и здоровье тела. Все четыре добрых свойства благородным Бог дает». Амбиверт, то есть золотая середина. Статус-кво – «Миротворец».
Все в рамках приличия: «Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни». Конфуций
5.
Толерантный –
терпеливый.
Настоящий тип способен проявлять необычную терпимость и снисходительность к близким и дальним, к своим и чужим. Как правило, доверчив к окружающим. Хорошо выносит психологический дискомфорт. Типологическая особенность индивида заключается в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без особого снижения адаптивных возможностей. Интроамбиверт. Статус-кво – «Солдат».
Благоразумного спросили:
– У кого ты научился мудрости? – У слепых. Ведь они, пока не ощупают место, куда им нужно ступать, не двинут ногой.Саади
6.
Нордический
– хладнокровный.
Этот тип придерживается воззрения, ставящего в центре всего мироздания индивидуальное «Я» человека, как свое, так и чужое. Уважительно относится ко всем проявлениям здорового индивидуализма. Иногда это себялюбивый человек с несколько завышенной самооценкой своей персоны. Сосредотачиваясь на собственных интересах, упрямо отстаивает свои взгляды. Вдумчивый и педантичный, чаще одинокий. «Что-то физики в почете. Что-то лирики в загоне», – говорил Борис Слуцкий, указывая на приоритеты технократического общества. Стабильный интроверт, обращенный к своему внутреннему миру. Статус-кво – «Конструктор».
Укор основательного романтикам: «Волевой человек одерживает победу над инстинктами, влечениями, прихотями, преградами и всяческими трудностями». О. Бальзак
7.
Эгоцентричный
– обособленный.
Данный тип тонко воспринимает жизненные перемены. Ему свойственны застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию событий и тенденции к повышенной моральной требовательности к себе. Робкий. Порой боится новых ситуаций, людей и всякого рода испытаний. Дестабильный интроверт. Статус-кво – «Философ».
В борьбе за существование, не говоря о троне, целомудрие однозначно в проигрыше: «Если кто-либо должен помешать чему-либо дурному, но не делает этого, то это – малодушие; если оно велико, то – боязливость». Б .Спиноза
В повседневной жизни мы все пользуемся поведенческими стереотипами. Созвучны тут мысли Авиценны: «Суть в существе твоем отражена. Не сможет долго тайной быть она. Не потому ль, что суть любой натуры в поступке, словно в зеркале, видна». Шаблонные поступки, вербальные (словесные) штампы и стандартные мысли оберегают наш мозг от излишней рутины. В общем, мы, как правило, долго не думаем – нам помогают наши привычки, о коих столь метко заметил А. Пушкин: «Привычка свыше нам дана, замена счастью она».
Сами привычки являются составляющими нашего стиля поведения. Стиль поведения – это наша суть, покоящаяся на трех китах: психофизиологической конституции (темперамент), характере и типе личности. Темперамент является наследственным признаком. Характер формируется примерно к 17 годам. Становление же личности наступает приблизительно к 25 годам. Эволюция характера и личности начинается с момента рождения человека. Темперамент доминирует в среднем до семи лет. Затем врожденное свойство – психофизиологическая конституция – начинает интенсивно обрастать приобретенными качествами, то есть параметрами характера. На базе нейробиологического темперамента формируется индивидуальный характер, а затем уже социальный продукт – тип личности – разнообразными наклонностями.
Вначале, благодаря теории чисел, автором была смоделирована «Универсальная семизначная классификация», которая оказалась созвучной с законами симметрии и гармонии, с религиозной догмой (в Библии «семерка» встречается 144 раза не случайно) и канонами математики. Созвучна и с поэзией. По-своему обратил на это внимание поэт А. Вознесенский: «Я – семья. Во мне, как в спектре, живут семь «Я», невыносимых, как семь зверей. А самый синий – свистит в свирель! А весной мне снится, что я – восьмой».
Отталкиваясь от достижений современной науки, рекомендую принципиально новую классификацию трех основных уровнейчеловеческой сущности: темперамент – психофизиологический,
характер –
психологический,
стиль поведения –
социальный
. Стиль поведения – это привычная повседневность, то есть разумная жизнедеятельность, отталкивающаяся от стереотипов. Преимущественно осознанно и отчасти подсознательно, интуитивно. Замечу, что эта классификация не раз была подвержена анализу и отрецензирована учеными России и Запада.
Данный научный труд поможет провести любопытный психологический практикум, даст богатую пищу уму и наблюдательности. К какому типу личности принадлежит человек, находящийся рядом с вами? Наконец, каким характером обладаете вы сами?
В типологии, предложенной автором, есть та толика новизны, которая позволит увидеть привычное как бы заново. Вместо набивших оскомину холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов дается совершенно иная раскладка структуры личности, позволяющая полнее и глубже раскрыть характер человека, даже давным-давно знакомого вам.
Итак, обратившись к новой классификации структуры личности, вы, уважаемый читатель, далее определяете типы психофизиологической конституции, характеров; затем устанавливаете, к какому типу личности можно отнести вас, а также того или иного человека. И, наконец, используя рекомендации, анализируете стиль поведения индивида, что довершает характеристику, а у вас создается достаточно цельное представление о нем.
Понимание ваших моделей поведения через окружающих
Иногда мы не понимаем, что не так с нашим поведением; мы знаем только, что это причиняет боль окружающим. Когда это так, может быть трудно контролировать свои поведенческие паттерны и чувства самостоятельно, как описано выше, но это не значит, что у вас нет надежды.
Если вы не понимаете, как ваше поведение причиняет боль другим или даже какое поведение вызывает проблему, вы часто можете выяснить это, спросив их. Это может показаться немного неловким, но если вы искренни с другими, когда спрашиваете их, они обычно поймут и предложат свой совет.
Если вы знаете, какое поведение вы хотите изменить, вам будет легко достучаться до людей, на которых оно влияет. Попробуйте начать разговор с чего-то вроде: «Я пытаюсь изменить X о себе, и я думаю, что мне будет легче, если я пойму, что это заставляет других чувствовать.»
Если вы не знаете, какое поведение вы хотите изменить – вы просто знаете, что оно должно быть изменено, – вам может быть труднее найти людей, с которыми можно поговорить. Подумайте о том, чтобы начать с людей, которые вам близки, таких как члены семьи и коллеги. Вам не нужно начинать с «владения» своим негативным поведением. Вместо этого вы можете начать разговор с чего-то вроде: «Я пытаюсь стать лучше, но не знаю, с чего начать. Есть ли какие-то вещи, которые я делаю или говорю, которые расстраивают вас?»
Это может показаться, что вы открываете себя для какой-то вредной обратной связи. Столкнуться с тем, что вам нужно изменить свое поведение, может быть трудно, но это путешествие, которое вы уже начали. Если вы честны с кем-то, когда просите его о помощи, он вряд ли будет использовать это как оправдание, чтобы заставить вас чувствовать себя плохо. Постарайтесь помнить, что они принимают ваши интересы близко к сердцу, даже если они дают некоторые отзывы, которые трудно услышать.
Признаки отклоняющегося поведения
Выделяются чёткие признаки того, что действия индивида являются отклоняющимся поведением, а именно
:
- Несоответствие общепринятым социальным нормам;
- Нарушение этих норм;
- Негативная оценка окружающих, введение санкций;
- Нанесение ущерба себе и окружающим;
- Устойчивость – антиобщественный поступок повторяется много раз;
- Социальная дезадаптация;
- Общая направленность личности – разрушительная.
Последний признак, однако, является спорным. Ведь под понятие девиантного поведения подпадают и такие случаи, как талант, гениальность, героизм и самопожертвование. Такие действия и проявления тоже нарушают какие-то установленные правила, но в конечном итоге их целью является созидание, иногда даже спасение общества.
Понимание ваших мыслей и моделей поведения через наблюдение
Понимание того, откуда берутся ваши мысли или модели поведения, может помочь вам изменить их к лучшему. Иногда мы не знаем, откуда берутся наши мысли или модели поведения. В других случаях, однако, мы можем распознать наши негативные мысли или модели поведения в тех, кто нас окружает. Может быть, это те люди, у которых мы их подобрали. Иногда мы перенимаем негативное поведение от родителей, коллег или друзей. Часто мы понимаем, что ведем себя неприемлемо, когда узнаем себя в ком-то другом.
Определение того, где вы подхватили нежелательное поведение, может помочь вам понять, как его избежать, а также куда не следует обращаться за советом по его исправлению.
Мы осуществляем самопрезентацию сознательно или бессознательно, прямо или косвенно.
Например, мы можем делать это прямо, называя при знакомстве с человеком свой статус, страну или город, откуда приехали, семейное положение.
Самопрезентация может осуществляться и косвенно, с помощью намеков и высказываний («когда я в последний раз был в Париже… «), костюма, подчеркнуто элегантного или небрежного, определенных манер и атрибутов.
Чрезвычайно важна самопрезентация в профессиональном общении*.
Не следует забывать, что при выборе модели поведения мы не столько зависим от самих себя, сколько от многих внешних обстоятельств. Это не освобождает нас от персональной ответственности за свое поведение.
Почему некоторые модели поведения трудно изменить
Даже когда вы поймете, что такое ваше негативное поведение, откуда оно берется и что к нему приводит, вам будет трудно изменить образ мыслей и поведения. Причина этого может быть сложной, но есть несколько основных тенденций.
Некоторые модели мышления и поведения трудно изменить, потому что, даже если вы больше не хотите ими заниматься, они социально приемлемы – или даже поощряются. Яркими примерами являются такие вещи, как употребление алкоголя или психоактивных веществ, переедание и другие виды деятельности. Каким бы ни было поведение, оно, вероятно, поощряется в определенных условиях или социальных условиях. Если это так, то вам, возможно, придется удалиться из этого окружения или социальной группы, чтобы избежать побуждений к вовлечению в ваши нежелательные мысли или модели поведения.
Некоторые негативные модели поведения могут быть поощрены вашим телом, что делает их еще более трудными для преодоления. Некоторые негативные формы поведения заставляют нас чувствовать себя хорошо, потому что они основаны на здоровом поведении или имитируют его и сбивают с толку химическую систему вознаграждения вашего тела. Если вы слишком часто позволяете себе такое поведение, ваше тело может начать ассоциировать его с гормонами хорошего самочувствия, что приведет к поведенческой зависимости, химически похожей на расстройство употребления психоактивных веществ. Это может быть связано с употреблением определенных продуктов, игрой в видеоигры, сексом и другими видами деятельности.
Виды форм поведения
В обществе существуют поведенческие модели, основанные на поступках прошлых поколений, в связи с чем сложилось разнообразие форм социального поведения. К ним относят несколько различных видов.
Массовое
Такое поведение характеризуется эмоциональной составляющей, которая одновременно захватывает сознание большого количества людей. Примерами могут служить паника, истерия, следование моде, распространение слухов, митинги, праздничные шествия, челенджи в социальных сетях и т. д.
Групповое
Зависит от того, в какой форме реализуются цели индивидов – в команде, по интересам или неформально. Группы могут распределять роли для субъектов, ориентировать на задачи, предоставлять информацию, создавать материальные и духовные блага, организовывать действия, приносящие пользу обществу (волонтеры), или наоборот, наносящую вред (экстремисты, террористы).
Девиантное
Отклоняющееся от нормы поведение проявляется в неприятии социальных норм, сложившихся устоев, обычаев, процессов, взаимоотношений между людьми. Девиации могут проявляться в асоциальных поступках, нигилизме, психических расстройствах, вызывающих психических реакциях на общественные процессы. Такой вид всегда получает негативную оценку у остальных членов гражданского общества, так как он стремится отрицать нравственные принципы и правовые основы существования индивидов.
Конкурентное
Основано на стремлении к лидерству и наиболее выгодных условиях существования в социуме. Такой вид поведения применяется между оппонентами во власти или партийных организациях, производителями товаров и услуг, группами предпринимателей, и напоминает соревнование за наиболее выгодные условия. Поэтому данное поведение делится на подтипы: креативное, приспособленческое, гарантирующее.
Противоправное
Данный вид направлен на нарушение прав и свобод другого индивида, и относится к правонарушениям. Лицо умышленно или случайно наносит вред другому человеку. Действия (нанесение телесных повреждений) и бездействия субъектов (оставление человека в опасности) зависят от различных причин, побудивших человека вести себя негативно, нарушая установленные правила и законы, действующие в социуме. К противоправному поведению, в качестве примера, можно отнести создание аварийной ситуации на дороге, хулиганские действия, оскорбление другой личности.
Антисоциальное
Характеризуется резким отрицательным отношением к обществу, отрицанием всех существующих норм и стандартов правильного поведения, желание индивида всеми силами противодействовать принятым правилам. Такой вид может быть присущ как конкретному индивиду, так и группе субъектов. Проявляется антисоциальное поведение в грубых нарушениях норм закона, вандализме, попирании и непризнании общественных правил и принципов. Все поступки, которые совершает индивид или конкретная группа, направлены против общества.
Помогающее
Заключается в предоставлении содействия и помощи одного индивида другому. Это происходит, когда в социуме появляются небезразличные к проблемам другого человека, субъекты (волонтеры, спонсоры, благотворители). Социальная служба, существующая в государстве, тоже относится к помогающему виду. Данная форма может существовать на взаимности, когда люди не бросают в беде друг друга, а также на одностороннем воздействии, когда в решении проблем человека участвует только одна сторона.
Просоциальное
Относится к разряду помогающего, и полностью созвучно с ним, но при этом помощь осуществляется с большим размахом и затрагивает массовую часть общества. Может быть на односторонней или взаимной основе. В качестве примеров можно привести – помощь Совета Европы развивающимся странам, предоставление кредита МВФ, выделение средств на развитие культурных центров, материнский капитал (в РФ), помощь от мэров городов при рождении ребенка, создание благотворительных фондов. Такая помощь основана на добре, материальной помощи и психологической поддержке.
Любые формы социального поведения основаны на эмоциональном проявлении взаимного отношения индивидов друг к другу, и осуществляются в виде дружбы, любви, добра, зла, вражды, успеха, власти, сотрудничества. Также особое значение имеют нравы и устои, традиции и обычаи, которые содержат образцы поведения, не противоречащие общественным нормам.
Поэтому поведение индивидов может быть:
естественным;
ритуальным.
Естественное характеризуется достижением индивидуальных целей, норм и возможностей субъектов. Ритуальное основано на определенной последовательности действий, которые присущи конкретному социуму. Встречаются также другие формы поведения – родительское, кооперативное, агрессивное и т. д.
Примеров видов и форм социального поведения при одном и том же процессе существует множество. Например, во время проведения демонстрации или митинга одни люди ведут себя организованно и культурно, а другие – противоправно, стремясь организовать массовые беспорядки, дестабилизировать обстановку и спровоцировать толпу на совершение противоправных действий. Представленный пример действия или бездействия полностью характеризует сущность понятия социального поведения.
Социальные нормы: общие понятия
Нормы поведения человека в обществе – это довольно многогранное понятие, отражающее формы взаимодействия личности с окружающим ее миром.
Человек как социальная единица должен руководствоваться правилами и обычаями, установленными в том или ином обществе. Для каждой конкретной ситуации существует свой набор правил, которые, впрочем, не являются фиксированными. Так, действия, которые приемлемы в одном обществе, категорически недопустимы в другом. С другой стороны — общественные нормы поведения личности могут меняться в зависимости от ситуации и времени. К примеру, представьте, что вы встретились с давними друзьями, с которыми дружите долгие годы. Вы можете позволить себе держаться свободно, надевать то, что вы считаете нужным, не стесняться выражений с содержанием ненормативной лексики, развязных жестов и вредных привычек. Друзья привыкли к вам и воспринимают все ваши действия как норму. А теперь представьте, что вы пришли на работу в крупную корпорацию и планируете добиться здесь немалого карьерного успеха. Ваш образ, действия и жесты в этой ситуации будут кардинально отличаться от предыдущей ситуации: внешний вид соответствует дресс-коду, речь приобретает деловой окраску, вредные привычки максимально вуалируются. Но спустя год-два вы отправляетесь со своими сотрудниками на давно запланированную корпоративную вечеринку. В этой ситуации вы можете позволить себе проявить частичку своего настоящего «я». Ведь, несмотря на то, что состав общества не поменялся, изменилась ситуация, и слишком сдержанное поведение может быть воспринято окружающими как недоверие или неприязнь с вашей стороны.
Если нормы поведения могут быть мобильными, то основополагающие принципы, определяющие поведенческие манеры и взгляды на жизнь, должны иметь более четкие границы.
Нормы поведения между супругами
Чтобы построить устойчивый дом, необходимо заложить надежный фундамент и по кирпичикам выстраивать стены. Так и в семейных отношениях – любовь является фундаментом, нравственные нормы поведения — кирпичиками.
Супружеская жизнь – это не только радостные моменты, это и разочарование, раздражение и обиды. Чтобы достойно пройти через все неприятные моменты и сохранить целостность брака, необходимо соблюдать несколько несложных правил:
— относиться к партнеру, как к равному; — ценить его личностные качества; — поддерживать в любых начинаниях и не высмеивать неудачи; — обговаривать важные моменты и принимать решения вместе; — не переходить на оскорбления и обиды; — не позволять себе рукоприкладство; — быть верным супругу.
Санкции за несоблюдение норм
Правила и нормы поведения регулируются утвержденными законами государства и негласными правилами общества.
Санкции за девиантное поведение варьируются в зависимости от степени тяжести нарушения.
К примеру, убийство или грабеж попадают под статью нарушения криминального кодекса, следовательно, караются лишением свободы. Провокация или драка являются административными нарушениями. В качестве ответственности за проступок нарушителю будет предложено уплатить штраф или выполнить гражданские работы. Нарушения, связанные с привычками (не помыл за собой посуду, не подстриг ногти, опоздал на важную встречу, соврал), будут вызывать неодобрение общества и дальнейшее игнорирование или презрение.
Что такое девиантное поведение
Под девиантным поведением
принято понимать действия, противоречащие установленным социальным нормам.
Устойчивое проявление девиаций заставляет общество применять к данному человеку санкции – изоляцию, наказание, исправление, лечение.
Попросту говоря, девиация – это нарушение каких-либо правил. В связи с этим психологи утверждают, что абсолютное большинство людей на планете являются девиантами. Действительно, трудно прожить всю жизнь, не нарушая ни единого установленного правила – под этим понимаются не только государственное законодательство, но и некие неформальные установления, вроде необходимости общаться с друзьями в свободное время. Слишком высокое трудолюбие («трудоголизм»), увлечение диетами – это тоже девиации.