Основные психологические теории поведения человека

Поведение может многое рассказать о человеке, его характере, предпочтениях, особенностях взаимодействия с другими людьми. Поэтому и каждая психологическая теория стремилась дать свое определение поведению и найти способ описать факторы, которые на него влияют. Описывать каждый подход вряд ли будет целесообразно, но вот основные психологические теории поведения человека могут дать тебе интересную информацию о том, как по-разному видят его последователи разных школ.

В этой статье:

БихевиоризмПсихоанализГуманистическая психология

Психология поведения: определение понятия

Психология поведения – это область знаний, которая связывает поступки человека с его психологическими характеристиками. Можно сказать, что видимые окружающим действия и реакции индивида отражают его внутренний мир.

Знакомство с этой сферой знаний психологии дает возможность по действиям и поступкам индивида составить его психологический портрет, сделать выводы о его чертах характера или намерениях. Зная, что собой представляет конкретная личность, можно предвидеть и ее поступки в определенных ситуациях.

Важно понимать, что в понятие «поведение» вкладываются абсолютно все проявления и характеристики деятельности человека. В это понятие включают действия по отношению:

  • к другим людям;
  • к вещам;
  • к себе;
  • к животным и природе;
  • к ситуациям;
  • и т.д.

При оценке поведенческих особенностей индивида обращают внимание на:

  • жесты: скорость и направленность движений рук и ног, положение тела, наклоны и повороты головы, походка, осанка;
  • мимику: движения мимических мышц лица, включая улыбку, взгляд, движение бровей и лобных мышц;
  • эмоции: скорость появления, уместность реакции, сила и способы проявления;
  • голос: скорость речи, тембр и высота, тон, внезапная осиплость и т.д.

Зная язык жестов и мимики, их можно воспринимать как сообщения о внутренних мотивах собеседника. На основании такой оценки разных поведенческих проявлений можно сделать выводы о следующих вещах:

  • правду говорит собеседник или врет;
  • серьезные ли у него намерения;
  • хорошо ли ему здесь и сейчас;
  • отношение к теме разговора и говорящему;
  • настроение;
  • уверен в себе индивид или стеснителен и т.д.

Чтобы сделать правильные выводы о личности, анализировать ее действия нужно в комплексе.

Смысл такого анализа базируется на сложности человеческой личности: она является симбиозом физического и психического. Эти части нераздельны. И то, что человек чувствует или думает, бессознательно отразится на его действиях: больше или меньше в зависимости от уровня самоконтроля.

А так как физиологически люди все-таки очень похожи между собой, то их реакции на похожие раздражители тоже во многом будут схожи.

Есть много психологических школ и направлений и они по-разному обосновывают такую взаимосвязь. Некоторые говорят, что на человеческие поступки в различный ситуациях влияют биологические факторы: генетически обусловленные врожденные физиологические характеристики (скорость реакции, ее качество). Другие считают, что поведение – это просто элемент в цепочке «стимул – реакция». А большинство таких связок у взрослого человека не врожденные, а приобретенные.

Нужно понимать, что каждый человек индивидуален и проще всего по поступкам оценивать мотивы хорошо знакомых людей.

Книги по поведенческой психологии

Следующие работы помогут отыскать решения возникших проблем, оценить поведение окружающих людей.

  1. Р. Чалдини, «Психология влияния. Убеждай. Воздействуй. Защищайся». Книга собрала в себя 6 базовых основ поведения. Эту книгу о психологии человека по поведению и жестам читать можно онлайн или в классическом варианте.
  2. Т. Силиг, «Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след». Возникающие задачи — это стимулы для дальнейшего движения вперед. Так говорит автор этой книги.
  3. С. Кови, «Семь навыков высокоэффективных людей». Руководство, направленное на обучение управлению собственной жизнью.
  4. Д. Майерс, «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Еще одно руководство по исследованию поведенческой психологии.
  5. М. Гоулстон, «Ментальные ловушки на работе». Эта книга о психологии человека по поведению и жестам представляет информацию, раскрывающую понятие ментальных ловушек, указывает способы их устранения в рамках коммуникации.

Понимание бихевиоральной психологии — это ключ к осмыслению собеседника. Кроме того, знание этого направления помогает скрыть собственные эмоции путем контроля поведения. Исследование психологии обмана помогает выявить двуличность, ложь, не поддаться на манипуляции.

ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Индивидуальные особенности поведения человека

Оценить индивидуальность незнакомого человека и сделать правильные выводы о его характере по поступкам сможет далеко не каждый. Наверное, даже профессионалу это не доступно на 100%. Так как несмотря на какую-то общность физиологических характеристик, у всех людей жизненный опыт разный.

Так, внезапная настороженность при разговоре не всегда означает, что причина – в обсуждаемой теме и реакция собеседника сознательна. Это может быть совершенно другой сторонний фактор.

Если опыт каждого индивида уникален и сделать выводы о его картине мира не так просто, то с биологической составляющей все немного проще. Многочисленные исследования позволяют классифицировать людей по различным критериям на группы. Это упрощает задачу оценки.

Темперамент человека

Самая популярная в данной области классификация по темпераментам. Критериями группировки выступают следующие физиологические характеристики человека:

  • скорость, сила, темп психических процессов и реакций;
  • уровень возбудимости и торможения нервной системы.

Можно выделить три области проявления темперамента:

  • Общая активность: определена интенсивностью взаимодействия человека с социальной и природной средой. Варьируется от явной вялости и пассивности до активности и быстроты действий.
  • Двигательная и моторная активность: отражает быстроту и резкость движений, темп речи. Ее описывают также через говорливость или молчаливость, подвижность или медлительность.
  • Эмоциональность выражается тем, как быстро меняется эмоциональное состояние и уровнем восприимчивости к эмоциональным раздражителям.

В зависимости от комбинации этих характеристик у конкретного человека выделяют 4 типа темперамента:

  1. Холерик – страстный, быстрый, порывистый, но с неуравновешенными нервными процессами, быстрыми и резкими перепадами настроения.
  2. Сангвиник – подвижный, с активной мимикой, живой и горячий, с частой сменой настроений, но с уравновешенной нервной системой в отличие от холерика. Продуктивен, если ему нравится работа и жизнерадостен.
  3. Флегматик – скуп на проявление эмоций и чувств, невозмутим и неспешен, упорный в работе, но спокоен и уравновешен.
  4. Меланхолик – легко ранимый, постоянно переживает из-за разных событий и не контролирует свои чувства.

На действия индивида также сильное влияние оказывают его характер, мотивы и отношение к людям, что является также результатом воспитания и влияния социума.

Как определить психотип человека?

Швейцарец К. Г. Юнг стал первым создателем классификации психотипов, которая положила начало науке о личности – соционике. Взаимодействие личности в социуме основывается на теориях других учений о поведении человека.

Всего учёный выделил восемь типажей. Соционика определила 16 типов, взяв за основу два направления личности: интроверты и экстраверты. Первые имеют следующие названия и характеристики:

✔️ Логико-интуитивный. Не любит пустые разговоры, общается, по сути. Для ответов на вопросы пользуется логикой или интуицией.

✔️ Интуитивно-логический. Осторожен в решениях, взвешивая «за» и «против», не рискует. Любит комфорт и спокойствие во всём.

✔️ Логико-сенсорный. Педант и реалист.

✔️ Сенсорно-логический. Пунктуален, честен, чувствителен.

✔️ Этико-интуитивный. Хороший друг, который сопереживает и даст совет, имеет качества воспитателя.

✔️ Интуитивно-этический. Чувствует людей, может расположить к себе. Любит хорошо выглядеть и отдыхать.

✔️ Этико-сенсорный. Не пускает посторонних людей к себе в душу, постоит за семью.

✔️ Сенсорно-этический. Спокойно переносит рутину, не конфликтует, ценит внимание и заботу.

Второе направление имеет те же названия, но с уклоном экстраверсии.

✔️ Логико-интуитивный. Трезво оценивает обстоятельства, что не мешает риску. Способен не поддаваться на провокации, точно следуя своей цели.

✔️ Интуитивно-логический. Не любит однообразие, кипит новыми идеями, воплощая их в жизнь.

✔️ Логико-сенсорный. Заботлив и общителен с близкими, иногда бывает упрямым. Возможно, это помогает всегда завершать начатое.

✔️ Сенсорно-логический. Прирождённый победитель любой ценой. Склонен подчинять.

✔️ Этико-интуитивный. Эмоциональная и настойчивая личность, всё просчитывает наперёд.

✔️ Интуитивно-этический. Благодаря наблюдательности, чувствует настроение людей. Поддержит в трудную минуту.

✔️ Этико-сенсорный. Обладает влиянием на людей, но способен и на самопожертвование.

✔️ Сенсорно-этический. Умея манипулировать людьми, сам скрывает свою истинную натуру, чтобы это не использовалось против него же.

Приведённые характеристики очень актуальны в наше время, они помогают выявлять проблемы социума.

Поведение человека в опасной ситуации

То как человек поступает, очень сильно обусловлено обстоятельствами определенной ситуации. Если индивид находится в привычной обстановке, то в его действиях будут преобладать сознательные стимулы. В то время как опасность и чрезвычайные обстоятельства пробуждают первобытные инстинкты и реакции.

Люди в такие моменты часто мало способны сознательно контролировать свои действия.

Нарушения психической деятельности и поведение людей, оказавшихся в зоне чрезвычайного события (ЧС) обусловлены двумя группами факторов:

  • Факторы прямой угрозы физическому здоровью и жизни: взрывы, обрушение зданий, радиоактивное загрязнение, пожары и другие последствия катастроф и стихийных бедствий. Комбинация физических повреждений, болевого шока и страха провоцируют нарушения психики.
  • Условия нехватки информации: незнание масштабов катастрофы и отсутствие сообщений о судьбе родных и близких. Здесь нарушения психического состояние не связаны с физиологическими повреждениями, но могут их обуславливать.

В зависимости от стадии чрезвычайной ситуации у человека могут наблюдаться нарушения поведения разного характера.

Нарушения по стадиям ЧС

В первые 5 часов стихийного бедствия, люди в результате полученного стресса могут сначала испытывать страх, панику, растерянность, оцепенения разной степени, непонимание смысла происходящего. У человека отключаются сознание, моральные нормы и ограничения, им руководят инстинкты: в первую очередь самосохранения.

Характерными проявлениями стресса являются нарушения:

  • Речи. Увеличение темпа, силы и звонкости, присутствуют запинки наблюдается при нормальном типе реакции страха, а отрывочность, бессмысленность фраз или полное отсутствие речи – при сложном.
  • Памяти. Пострадавший как бы неосознанно защищается от всего ужаса ситуации и потом едва может вспомнить, что и как происходило;
  • Восприятие времени: считанные минуты кажутся вечностью;
  • Двигательные. При простой реакции страха движения сконцентрированы, силы мобилизуются по максимуму, а при патологических сложных реакциях – от панического бегства до полного оцепенения.

Характерно также сужение сознания и самоустранение от ужасной реальности, присутствует избирательность поведения и нарушения способности самостоятельно рационально принимать решения.

На стадии проведения спасательных работ люди часто уже испытывают усталость и повышенную утомляемость, переходящие в депрессию. Здесь часто присутствуют психозы и неврозы.

У пострадавших можно наблюдать следующие психозы:

  1. Острые шоковые: оцепенение или бегство, спутанность речи и сознания.
  2. Реактивные подострые:
  • психогенная депрессия – состояние подавленности переходит в депрессию;
  • истерическая депрессия – истерика сменяется депрессивным синдромом;
  • параноидальный психоз – тревожность, беспокойство, бред;
  • параноидогалюцинативный синдром – тревога и беспокойство усиливаются галлюцинациями;
  • синдром пуэрилизма – стресс проявляется в форме обострения детскости поведения.

В период после эвакуации в поведении людей возникают следующие нарушения:

  • симптомы избегания – желание отстраниться мысленно и физически от воспоминаний о произошедшем стихийном или другом бедствии, включая избегание людей, мест, разговоров и деятельности связанной с этим;
  • психологический дискомфорт от атакующего потока воспоминаний, эмоций и образов, связанных с чрезвычайной ситуацией;
  • заторможенность эмоций и нежелание заниматься любимыми видами деятельности;
  • чувство отчужденности от людей или наоборот зависимости;
  • повышение бессознательных рефлексов: сверх бдительность, готовность обороняться (усиление реакции «Бей и беги»)
  • нарушение сна, раздражительность, вспышки гнева;
  • нарушение памяти и подавленность.

При общении с такими людьми следует учитывать, что эти отклонения будут отражаться на поведении. Но это нормальная реакция нормальных людей. Поэтому по возможности не нужно относиться к ним как к больным. и нужно проявлять максимум понимания, чтобы вернуть пострадавших в социум.

Формирование личности – советы родителям

Многих интересует вопрос – меняется ли характер. Действительно, личностные качества формируются и меняются на протяжении всей жизни. Начинается процесс в раннем детстве. Первые индивидуальные черты у ребенка проявляются уже в дошкольном возрасте, родители могут выделить определенный образ поведения и отношения к миру.

Если хотите воспитать ребенка сильной личностью, сформировать у малыша настойчивость, смелость и выдержку, приобщайте его к коллективным играм с определенным сюжетом и правилами.

Как воспитать характер и приучить ребенка к труду и ответственности? С детства поручайте малышу простые задачи, постепенно усложняя их. Таким образом, у ребенка формируется дисциплинированность, выдержка, определяется поведение и малыш учится давать оценку своим поступкам и решениям. Таким образом, происходит самовоспитание.

Новый этап формирования личности начинается с поступлением ребенка в школу, когда проявляется его умение общаться с одноклассниками, выполнять новые обязанности. В результате смены обстановки и образа жизни у ребенка развивается организованность, аккуратность, трудолюбие.

Это важно! В детстве на личность малыша оказывает влияние характер родителей и их привычки. В школе основную роль в воспитании характера играет школьный коллектив – одноклассники, учителя.

Характер ребенка раскрывается при помощи следующих сферах в период обучения в школе:

  • организованность и систематичность;
  • целеустремленность и настойчивость;
  • аккуратность и трудолюбие;
  • дисциплинированность;
  • сознание долга и ответственность перед школьным коллективом;
  • коллективизм и чувство товарищества.

В подростковом возрасте личностные характеристики развиваются наиболее активно, ведь в этом возрасте ребенок привлекается к взрослой жизни, к нему предъявляются более высокие требования. Такие чувства, как долг, ответственность, участие в коллективной жизни класса проявляются более осознанно.

Поменять характер ребенка возможно. Психологи отмечают, что не существует детей, личностные характеристики которых невозможно было бы перевоспитать. Однако, процесс требует участия специалиста, который сможет определить недостатки характера и подберет наиболее эффективную стратегию дальнейших действий.

Психологические свойства толпы

В данном случае под толпой имеется в виду не просто скопление большого количества людей, а людей объединенных общим центром внимания, интересами и эмоциональным состоянием. Это может быть толпа футбольных болельщиков, участники митингов и демонстраций, фанаты и посетители концертов любимых исполнителей и т.д. В зависимости от вида толпе могут быть присущи разные типы эмоций: агрессия, фанатизм, героизм, самоотверженность.

Изначально толпе не свойственно наличие общих целей, это большей частью стихийное образование, которым руководят инстинкты и лидер.

Психологические особенности поведения любого человека в толпе чем-то схожи с поведением в опасной ситуации. Оно управляется в первую очередь инстинктами, а не сознанием. Только причины отличаются. В опасной ситуации инстинкт индивидуален и обусловлен скорее потребностями конкретного человека. Пребывая же в толпе, индивид становится как бы частью одного огромного биологического организма – «толпы».

По данным исследований этого феномена в разных странах, любой подвержен влиянию толпы, как только становится ее частью. И это не зависит от изначального культурного или образовательного уровня участника, его типа характера или страны проживания. Все подобные скопления людей имеют общие черты.

Основными особенностями поведения «человека толпы» являются:

  • повышенная импульсивность действий;
  • уменьшение вербального межличностного общения;
  • склонность бессознательно подражать поведению лидеров и быстрый отклик на их команды и призывы;
  • крайняя категоричность суждений и мнений;
  • эмоциональная неустойчивость, зависимость настроения от окружающих: быстрое появление эмоций и переход между крайними их проявлениями (от гнева до восторга по команде);
  • высокое эмоциональное возбуждение, что узнается по нервности движений, рассеянному взгляду, частых выкриках каких-то кличей или девизов;
  • отсутствие способности созидать: толпа склонна в основном разрушать;
  • возможно появление слуховых или зрительных галлюцинаций;
  • склонность сбиваться в более плотные группы;
  • повышенное эмоциональное и психическое напряжение провоцирует у нервнобольных членов толп припадки судороги или эпилепсии;
  • хаотичная физическая активность, психомоторное возбуждение, слабый контроль координации движений, склонность выполнять однотипные движения, повышенная агрессивность;
  • склонность понимать и принимать исключительно простые и примитивные решения: к сложной умственной работе и рациональным выводам «человек толпы» просто не способен.

При всем этом, когда человек пребывает в толпе, его индивидуальные черты характера стираются, он по факту сливается с толпой. Процессом руководит толпа, а ее элемент только бессознательно подчиняется, он лишается на время собственных взглядов и ценностей. Он легко и не принимая сознательного решения переходит черту своих же моральных ценностей.

Интеллектуальные способности каждого отдельного человека в толпе заведомо ниже, чем такого человека в обычной жизни.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 257530

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Что по этому поводу говорят психологи

Психологические особенности поведения человека вызывают глубокий интерес специалистов. И на эту тему проводятся разнообразные исследования. Вот несколько интересных фактов о поведении:

  1. В опасной ситуации мобилизация физических сил человека часто достигает такого уровня, что он может поднимать и передвигать рекордного веса тяжести. В обычной жизни такое повторить не удается.
  2. Находясь в толпе индивид практически не управляет собой: им управляют общие эмоции и инстинкты. Он может совершать как героические поступки, так и крайне преступные. Потом такой участник событий даже не в силах понять, как так получилось.
  3. Для современного члена общества одной из очень «опасных» ситуаций выступает потеря мобильного телефона. Это может вызвать такое чувство паники, которое сравнимо с эффектом клинической смерти.
  4. Поведение людей становится намного более открытым и честным, если они устали.
  5. На поступки индивида могут влиять также разные патологические отклонения развития психики и нервной системы. Сюда включают разные нарушения связанные с зависимостями. На сегодня одним из видом расстройств во многих странах официально признана зависимость от соцсетей.
  6. Когда человек разговаривает на неродном языке, его речь, также как и мысли, становится более структурированной и логичной.
  7. Поведенческие алгоритмы мужчин и женщин тоже отличаются. Если женщины больше нацелены на эмоциональное удовлетворение процессом, то мужчины в своих поступках ориентируются на конечный результат. Их подсознательные мотивы: победить, завоевать, раздобыть. И не стоит этого забывать.

В заключение можно сказать, что несмотря на многочисленные исследования, человек еще до сих пор не изучен. И это касается и физиологической стороны человека и психологических его особенностей.

Психоанализ

Абсолютно другой подход у психоанализа. Здесь любое действие расценивается, как результат взаимодействия между тремя человеческими сущностями: Я, Оно и Сверх-Я.

Цель Оно добиться удовлетворения потребностей, получить удовольствие. Сверх-Я воплощает интернализированные нормы, правила, установленные в обществе, запреты. Между этими двумя сущностями находится Я, которое пытается упорядочить импульсы, разработать способы защиты личности, разумно смотреть на мир и соответствовать ему.

Поведение человека будет зависеть от силы инстинктов, социальных норм, собственного умения человека выбирать успешные действия, отвечающие определенной цели.

В процессе жизнедеятельности Я не всегда удается справиться, например, с влиянием неудовлетворенных первичных потребностей. В результате оно вырабатывает особые средства защиты.

  • Регрессия в детское поведение и мироощущение возникает из-за неспособности взрослого справиться со своими обязанностями. Воспоминание о детстве, где было безопасно и хорошо, заставляют грустить по тем временам, пытаться найти сильного человека, способного обеспечить защиту, подчиниться ему.
  • Проекция и идентификация связана с переносом мыслей, эмоций, действий на другого человека. Часто подобная защита возникает в молодых парах, когда девушка пытается представить, что ее парень видит мир точно так же, как она. При этом проекция связана с переносом неприемлемых желаний, мыслей, а в процессе идентификации, наоборот, другой человек становится обладателем качеств, которые тебе нравятся.
  • В процессе рационализации используется только та информация, которая способствует социальному одобрению поведения. Курильщик отказывается верить в то, что дым мешает окружающим. Зато он абсолютно уверен, что перекур способствует установке социальных контактов.
  • Вытеснение – еще один защитный механизм, влияющий на поведение. Сознание услужливо способствует забыванию мотивов действий, которые оказываются неприемлемыми.

Еще один защитный механизм – сублимация. Благодаря ему, нерастраченная энергия, связанная с инстинктами, переносится на творчество. Отсюда яркое, нестандартное поведение, умение улучшать гнетущую атмосферу в семье, коллективе.

Что нам говорят дети своими выходками?

Психология поведения ребенка основывается на трех основных принципах:

  • чувство принадлежности к семейной системе;
  • эмоциональная связь с родителями;
  • собственная значимость.

Когда основные потребности ребенка удовлетворены (сон, еда, вода), у него возникает желание в удовлетворении эмоциональных. Ему необходимо, чтобы у него были какие-то обязанности, закрепленные только за ним. То есть то, что зависит только от него. Это повышает его самооценку. Он должен чувствовать, что вносит вклад в жизнь семьи, знать, что с его мнением считаются, что он тоже управляет событиями.

Как же помочь ребенку и удовлетворить его потребность в значимости и причастности?

Прежде всего, необходимо сформировать тесную эмоциональную связь с мамой, папой и другими родственниками. И привлекать ребенка к обсуждению семейных проблем, принятию решений.

Если возникает конфликт с ребенком, поговорить с ним, возможно, ему не хватает родительского внимания. Необходимо дать ему понять, что он очень важен и нужен.

Проводить время с ребенком хоть 20 минут в день, но оно должно быть посвящено только ему. Детям очень нравится дурачиться и играть с родителями, именно так устанавливается самая прочная эмоциональная связь. Не учить его как надо играть с теми или иными игрушками, лучше остаться безоценочными. У него должна быть сфера жизни, в которой только он один должен принимать решения. Постараться превратиться в друга, а не воспитателя.

Формы поведения людей

На основе соционики и теории психоформ Деллингера были выделены формы поведения людей:

  1. Доминантная – это поведение лидеров, реалистов, практиков.
  2. Творческая — характерна людям с абстрактно-образным мышлением. Они больше полагаются на интуицию, обладают смекалкой, предчувствием, фантазией, полностью оторваны от реальности.
  3. Гармонизирующая форма поведения свойственна людям, которые наделены сочувствием, этикой, тонкой дипломатией.
  4. Нормирующая — это поведение людей логиков, способных к анализу фактов.

Обычно у людей сочетаются два типа поведения, один из которых выражен более ярко.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]