Память, ее основные виды и их характеристика. Теории памяти в психологии

Психический мир людей является многообразным и разносторонним. Высокий уровень развития психики обеспечивает человеку многочисленные возможности, однако психическое развитие не проходило бы без сохранения приобретенного опыта и знания, а это обеспечивается благодаря памяти. Уже на протяжении нескольких веков представители разных наук занимаются исследованиями памяти. Среди них психологи, биологи, медики, генетики, кибернетики и многие другие. Представитель каждой из этих наук имеет свою систему понятий и свои теории памяти, однако все они помогают расширить человеческие знания о ней.

Ассоциативная теория

Наиболее давними являются психологические учения, поскольку медицинские, генетические и биохимические теории и законы памяти появились значительно позже. Одно из первых, которое является актуальным и на сегодняшний день, — ассоциативная концепция. Периодом появления данной теории памяти является 17-й век, а наиболее активное ее развитие пришлось на 18-е и 19-е столетия.

Основывается ассоциативная теория памяти на понятии ассоциации, иными словами – связи между разными феноменами психики. Основоположниками этого учения являются Г. Эббингауз, А. Пильцекер и др. Они рассматривали память как сложную систему ассоциаций, независимо от того, кратковременные они или долговременные, более или менее устойчивые. Представители данной теории памяти подразделяли ассоциации по смежности, контрасту, подобию, пространственной и временной близости.

Ассоциативная теория памяти позволила познать некоторые из ее законов. Психологами, работающими в данном направлении, были установлены особенности изменения количества элементов, которые запоминаются при разном количестве повторений предъявляемого ряда, а также особенности сохранения в памяти элемен­тов запоминаемого ряда зависимо от промежутка времени, прошедшего между запоминанием и воспроизведением. Именно благодаря этому учению в дальнейшем были основаны многие другие основные теории памяти.

Упражнения для тренировки памяти

Упражнения для развития памяти:

  1. Посмотрите на пирамиду чисел, запомните ее строчка за строчкой. Время для запоминания — неограниченно. Запишите по памяти те числа и именно в тех рядах, которые вы запомнили.
  2. Сочините историю, в которой будут фигурировать все предложенные ниже слова. Сначала запомните их все, а потом пишите историю. Проверьте, все ли слова имеются в вашем тексте.
  3. Более сложное упражнение. В течение 60 секунд смотрите на точки и линии на первом рисунке, затем добавьте недостающие линии на втором рисунке.
  4. Посмотрите на нарисованных ниже животных в течение 60 секунд, затем по памяти запишите их в алфавитном порядке.

Гештальт-теория памяти

После того как ассоциативная теория столкнулась с проблемой, на которую не смогла дать ответ (речь идет об объяснение избирательности памяти), ей на смену пришла другая теория — гештальт. Исходным понятием в этом учении являлась изна­чальная, целостность первичных элементов – гештальт. Сторонники этой теории убеждены, что именно принципы формирования гештальта определяют человеческую память.

Эта концепция подчеркивала важность того, что материал, подлежащий запоминанию и воспроизведению человеком, обязательно должен быть структурирован, доведен до целостности и организован в систему. Особое внимание уделялось также роли намерений и потребностей человека, кстати, именно этим представители гештальт-теории объясняли избирательность мне­мических процессов. Главной мыслью приверженцев ее является то, что материал (как при запоминании, так и воспроизведении) представляет собой целостную структуру, а не случайный набор элементов, сложившийся на ассоциативной основе.

Динамику запоминания и воспроизведение гештальт-теоретики объясняют следующим образом: в каждый отдельный момент времени у человека есть определенная потребность, которая способствует созданию установки на запоминание или воспроизведение. Установка, в свою очередь, оживляет необходимые целостные структуры, которые являются основой для запоминания или воспроизведения материала.

Несмотря на то что представителями данной теории были найдены психологические объяснения многим фактам избира­тельности памяти, они не смогли решить проблему формирования и развития человеческой памяти в фило- и онтогенезе. Мотивационные состояния, детерминирующие мнемические процессы, у человека являются наперед заданными — именно так представляли себе запоминание представители гештальт-теории памяти. Кратко недостаток данной доктрины можно выразить так: она не ставила и не пыталась решить вопрос зависимости развития памяти человека от его практической деятельности.

Процессы запоминания и воспоминания

Фазы памяти делятся на запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание — это процесс закрепления новой информации при помощи ее кодирования и связывания с уже имеющимся опытом.

Особенность запоминания — это избирательность. Не вся информация, которая поступает в мозг, записывается и запоминается. Это объясняется выборочностью внимания. Запоминание может быть:

  • непроизвольным и произвольным;
  • механическим и осмысленным.

Сохранение — это удержание информации, а также ее преобразование и переработка. Этот процесс изучен учеными плохо, известно только, что осуществляется он неосознанно, переработка происходит во время сна.

Для сохранения запоминания и сохранения информации важной составляющей является сохранность мозговых структур.

Есть гипотеза, согласно которой память человека хранит все, что было накоплено в течение жизни, но сознание не в состоянии воспроизвести целиком эту информацию, так как не имеет к ней доступа.

Воспроизведение — актуализация информации в условиях отсутствия внешних указателей. Воспроизведение подразделяется на:

  • непроизвольное — впечатление актуализируется без определенной задачи;
  • произвольное — «всплывает» при наличии целей и задач.

Как правило, при воспроизведении информация перестраивается — утрачивает второстепенные детали, приобретает обобщенную форму. Есть несколько разновидностей процесса воспроизведения:

  • узнавание — опознание уже известного объекта,
  • непосредственно воспроизведение — воспроизведение образов из прошлого,
  • вспоминание — извлечение образов прошлого,
  • воспоминание — воспроизведение образов, которые вязаны с определенными периодами или событиями жизни.

Забывание — это процесс утраты доступа к ранее запомненному материалу. В первую очередь забыванию подвергается та информация, которая не актуализируется в решении насущных задач и не отвечает насущным потребностям.

В определенных условиях возможна обратимость забывания – восстановление забытого материала при использовании внешних и внутренних условий, при которых данное запоминание имело место.

Психоаналитическая теория

Представители психоаналитической теории памяти, основоположником которой является З. Фрейд, особое внимание в рассмотрении сохранения и запоминания информации уделяют бессознательному уровню психики. Психоаналитическая теория памяти показывает значительную роль, которую играют ранние эмоциональные переживания, способные оказывать влияние на всю последующую жизнь. Особое внимание представители данной теории уделяют вытеснению из сознания негативной информации и проявлению ее через юмор, сновидения, оговорки и прочие проявления бессознательного.

Благодаря психоанализу было обнаружено и описано много инте­ресных психологических механизмов подсознательного забывания, связанных с функционированием мотивации.

Привычки, развивающие память

Вот они:

  1. Интерес и желание запоминать — без этого все усвоенные знания забудутся;
  2. Связывание мелодии с текстом (проводить ассоциацию) — так она лучше запомнится;
  3. Наблюдательность — внимательность во всем помогает запомнить многое;
  4. Организация — хранение вещей на определенных местах. Внешний и внутренний порядок — по сути одно и то же;
  5. Изучение информации — преувеличение ее важности помогает лучше ее запомнить;
  6. Образное мышление — память сохраняет образы дольше, чем слова;
  7. Выполнение ежедневных дел устоявшимся способом;
  8. Решение шарад, сканвордов, судоку, игра в шахматы;
  9. Размышление перед сном о том, что нужно запомнить из событий дня;
  10. Разговоры о воспоминаниях — выражение их в словах;
  11. Привязывание идей к образам.

Заниматься своей памятью и тренировать ее нужно в любом возрасте. Не забывайте про принципы улучшения памяти — физическая активность, правильное питание, здоровый сон, полноценный отдых и так далее.

Тогда ваша память вас не подведет, и в нужный момент вы легко сможете извлекать из нее все необходимое.

Смысло­вая теория

В первой половине XX века возникает смысловая теория памяти. Ее самые яркие представители, А. Бине и К. Бюлер, утверждают, что работа памяти непосредственно зависит от смысловых связей (их наличия или отсутствия), которые объединяют подлежащий запоминанию материал в смысловые структуры – более или менее обширные. Особое внимание представители данной теории памяти в психологии уделяют смысловому содержанию материала. По их мнению, смысловое запоминание происходит по иным, отличным от механического запоминания, законам. Они утверждают, что подлежащий заучиванию материал является частью контекста определенных смысловых связей.

Представители этой теории стремятся представить память в виде воспроизведения чистых мыслей, которые совершенно не зависят от речевой формы. Ведь они разрывают и противопоставляют запоминание слов и мыслей, приходя к выводам, которые смыкаются с антагонистической теорией.

Проверьте свою память

Вот два теста, которые можно провести самостоятельно:

  1. Словесная память. Попросите близких зачитать вам 15 слов (пусть они будут не связаны друг с другом). Попытайтесь повторить их. Прослушайте список слов еще 4 раза, повторите.

    Норма — в среднем человек способен воспроизвести 12–15 слов, люди после 45 лет запоминают меньше — 7–9 слов.

    Через 15 минут повторите слова по памяти (без предварительного зачитывания). Люди среднего возраста способны вспомнить до 10 слов.

  2. Зрительная память. Ниже представлена сложная фигура. Срисуйте ее, а через 20 минут попробуйте повторить. Чем больше вы сможете вспомнить деталей, тем лучше у вас развита зрительная память.

Деятельностная теория

Французские ученые, включая П. Жане, основали новую теорию памяти, основанную на рассмотрении ее как вида деятельности. П. Жане принадлежит к числу ученых, который одним из первых трактовал память как систему действий, которые сориентированы на запоминание, систематизацию и хранение информации. Французская школа психологии доказала социальную обусловленность всех процессов памяти, ее прямую зависимость от человеческой деятельности.

Отечественными психологами, среди которых можно назвать П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и проч., была продолжена работа над теорией в изучении памяти, связанной с общепсихологической теорией деятельности. Они рассматривали память как особый вид деятельности, входящий в систему действий, которые подчинены решению мнемической задачи, а именно запоминанию, сохранению и воспроизведению определенной информации. Приверженцы деятельностной теории памяти в психологии уделяли особое внимание исследованию состава мнемических действий и операций, зависимости продуктивности работы памяти от места в структуре цели и средства запоминания, сравнительной продуктивности запоминания — произвольного и непроизвольного.

Как сон влияет на память?

Когда тело спит, мозг продолжает активную работу, которая заключается не только в сновидениях, но и в очень важных когнитивных задачах.


5 простых правил как вставать рано. Если Сидишь в 2.00 и гуглишь про сон.

Мозг во время сна человека заново прокручивает все, что происходило в течение времени бодрствования, чтобы извлечь из всего прочитанного, увиденного и услышанного самое важное. И это будет отправлено в долгосрочную память.

Ученые проведи эксперимент на крысах. Их натренировали находить пищу в лабиринте. В мозг грызунов были вживлены датчики, которые фиксировали импульсы и нейронные всплески, во ремя сна животных.

Оказалось, что крысы видят сновидения, а импульсы фиксировались в тех же нейронах, что и во время движения по лабиринту.

То есть крысы во сне все также бежали по лабиринту, и в точности повторяли все движения, что и днем (двигались по тому же пути, останавливались там, где останавливались днем и так далее).

Путь по лабиринту во сне занимал столько же времени, что и днем.

Физиологическая теория

Физиологические теории памяти своим появлением многим обязаны учениям И. П. Павлова, который вывел закономерности высшей нервной деятельности. Ученый утверждал, что материальная основа памяти зависит от пластичности коры больших полушарий головного мозга и ее способности образовывать условные рефлексы. Физиологические механизм памяти состоит именно из образования, укрепления и угасания временных и нервных связей. Связь между ранее закрепленной информацией и новой образуется благодаря условным рефлексам, на которых и основывается физиология запоминания.

Чтобы понять причину обусловленности памяти, стоит обратиться к понятию подкрепления, введенному также Павловым. Надо отметить, что психологические теории памяти основываются совершенно на других принципах. Павлов же рассматривает это понятие как совпадение связи с достижением непосредственной цели действия человека или стимула, мотивирующего действие. Именно это совпадение приводит к сохранению и закреплению усвоенной индивидуумом информации. Соотношение физиологического понимания подкрепления с психологическим понятием цели действия является актом слияния психологического и физиологического анализа механизмов памяти. Основная функция данного процесса направлена на будущее, то есть запоминание имеет смысл только в том случае, если задаться вопросом «что будет». Если же жить вопросом «что было», данный процесс является совершенно бессмысленным.

Как развить память у детей: основные принципы

Развить память у ребенка можно быстрее, чем у взрослого, однако, важно учитывать основные принципы:

  1. Смена вида деятельности — прослушивание сказки нужно сочетать с разглядыванием и обсуждением иллюстраций, рисование или лепку чередовать подвижными играми, конструирование разнообразить рассказами о назначении модели.

    Пластичность мозга ребенка — это способность образовывать связи и использовать полученную информацию на практике. Помните, от каждого действия у ребенка остаются навыки и воспоминания.

  2. Физкультура не только укрепляет тело, но и помогает развиваться мозгу,
  3. Правильное питание — полезные продукты для улучшения памяти детей — морепродукты, красный виноград, авокадо, отруби пшеницы, орехи, мед, горький шоколад, молочные продукты,
  4. Эмоциональная обстановка — если ребенок от чего-то испытывает дискомфорт, все его чувства будут направлены на осмысление проблемы. Гнев и крик не помогут выучить стих, а только усугубят ситуацию.

Физическая теория

Учение И. П. Павлова оказало влияние и на возникновение физической теории памяти. Приверженцы данной концепции занимаются исследованием нейрофизиологического уровня механизмов памяти. Теория памяти физическая утверждает, что возбуждение оставляет физический отпечаток после его прохождения через группу нейронов. Данный физический след ведет к изменениям (механическим и электронным) в месте соединения клеток. Благодаря этим изменениям повторное прохождение импульса уже по ранее пройденному пути является более простым.

Так, когда человек видит предмет, глаза его обследуют контуры, в результате чего происходит движение импульса в определенной группе нервных клеток. Нервные клетки, в свою очередь, моделируют воспринятый объект как пространственно-временную структуру. Основу процесса запоминания (хранения или воспроизведения) составляет создание и активизация нейронных моделей — так утверждает нейронная теория памяти.

Как обезвоживание может ухудшать память?

Недостаток воды в организме может негативно повлиять на функциональность всего организма, в том числе и на мозговые структуры, которые отвечают за память, восприятие, мышление и внимание.

Ученые доказали, что дефицит воды в организме замедляет рабочую память, усиливает усталость и тревожность.

Кроме того, научно подтверждено, что когнитивные нарушения, спровоцированные обезвоживанием, часто являются необратимыми, так как нарушения происходят на клеточном уровне. Также нужно помнить, что при обезвоживании возрастает риск преждевременного старения.

Биохимики о памяти

Биохимическая теория памяти утверждает, что при долговременном запоминании образуются новые белковые вещества – нейропептиды и другие. После того как раздражитель подействует на нервную клетку, происходит электрохимическая реакция, в результате которой возникают обратимые изменения в клетках, способствующие кратковременному запоминанию. На следующем этапе на основе предыдущих изменений возникает биохимическая реакция с изменениями в его структуре нейрона, результатом которой становится долговременное запоминание. В ходе многочисленных экспериментов было установлено, что огромную роль при запоминании играет рибонуклеиновая кислота (РНК) и олигопептиды.

Огромное количество экспериментов было проведено приверженцами биохимической теории. И законы памяти, которые им удалось установить в результате проведения работ, дали возможности лучше понять процесс запоминания и воспроизведения. Наибольшего внимания заслуживает эксперимент, в ходе которого ученые попытались перенести память от одного существа к другому. Конечно, эксперименту были подвергнуты самые простые организмы, однако это уже первый шаг.

Суть

Память — основа психических явлений. Без нее человек вынужден воспринимать каждый повторяющийся опыт заново, а это делает познание мира невозможным. Память — активно исследуемая область, и единой теории, которая объяснила бы суть запоминания, нет.
Процесс запоминания связывают с работой мышления, нервной системы: изменения, которые происходят в ней, обеспечивают запечатление и воспроизведение образов. Каждая теория рассматривает запоминание, исходя из особенностей науки: биологические, химические и физические процессы, психоанализ, смысловые ассоциации. Не все теории признаются в научной психологии, но некоторые рассматриваются в качестве основных.

Закономерности, выведенные Г. Эббингаузом

Г. Эббингауз в конце прошлого века вывел и систематизировал ряд закономерностей памяти. Сделать это ему удалось благодаря ассоциативной теории памяти в психологии. Кратко можно сказать, что он работал над установлением закономерностей запоминания, для исследования которого использовались бессмысленные слоги и прочая информация, слабо организованная в смысловом плане.

Он выяснил, что человек сразу и надолго запоминает даже простейшие события в жизни, если они произвели на него особенно сильное впечатление. Если же моменты эти человеку менее интересны, он может их не запомнить, даже если они произойдут несколько десятков раз. При достаточной концентрации внимания человек по памяти легко может воспроизвести все основные моменты однократно произошедшего в его жизни события.

Запоминая длинный ряд, необходимо помнить, что легче всего воспроизводятся его начало и конец. При запоминании слишком длинного ряда (когда число элементов в нем превышает объем кратковременной памяти), количество верно воспроизведенных элементов этого ряда сокращается, если сравнивать этот показатель с аналогичным показателем того случая, когда количество членов ряда равняется объему кратковременной памяти.

Как развить память взрослому человеку: основные принципы

В стрессовых ситуациях и при существенных физических нагрузках мозг утрачивает способность воспринимать существенные объемы информации, а также перестает делить материал на важный и второстепенный. Для правильной работы мозга, а, следовательно, для улучшения памяти необходимо:

  1. Смена деятельность — работу следует выстраивать таким образом, чтобы не засиживаться долгое время за одним делом — это приводит к снижению концентрации и внимания. Рекомендуется менять чтение документации работой с цифрами, а переписку телефонными переговорами.
  2. Физические нагрузки — если работа подразумевает постоянно умственное напряжение, двигательная активность просто необходима.
  3. Правильное питание — тем, кто хочет улучшить память, рекомендуется вводить в рацион семечки, орехи, черную смородину, отруби, морепродукты, чернику, растительные масла.
  4. Свежий воздух — для того, чтобы организм человека работал правильно, необходимо насыщать клетки кислородом. Если кислорода недостаточно мыслительные процессы притормаживаются, работоспособность, внимание и концентрация снижаются.
  5. Полноценные отдых — пренебрегать ежегодным отдыхом не следует, так как стрессы и хроническая усталость за один выходной пройти не могут. В отпуск лучше отправиться на природу, чтобы восстановить силы.
  6. Медикаментозные средства — в некоторых случаях по рекомендации врача придется принимать лекарственные препараты для улучшения памяти.

Эффективными методиками для развития памяти являются:

  1. Бытовая методика — не пишите список покупок, старайтесь запомнить их, то же самое касается номеров телефонов, дней рождения друзей и так далее,
  2. Изучение иностранных языков — быстрая и эффективная методика для развития памяти. Рекомендуется изучать два языка одновременно,
  3. Чтение книг и заучивание стихов — самая действенная и полезная методика,
  4. Счет — решайте несложные арифметические задачи в уме, затем усложняйте задания.

Законы памяти

Многочисленные психологические теории памяти позволили вывести ряд законов. Учеными установлено, что запоминание, сохранение и воспроизведение материала происходит благодаря различным операциям по переработке, перекодированию информации, включая анализ, систематизацию, обобщение, синтез и другие мыслительные операции.

Когда человек воспроизводит текст, желая его запомнить, в памяти запечатлеваются как слова и обороты, из которых он состоит, так и содержащиеся в нем мысли. Именно последние и вспоминаются в первую очередь, когда стоит задание воспроизвести изученный ранее текст.

В большой мере запоминанию способствует установка на процесс. Иными словами, если человек, пытающийся запомнить текст или любую другую информацию, поставит перед собой определенную мнемическую задачу, процесс запоминания пройдет легче и быстрее, а информация будет храниться в памяти максимально долго.

Для того чтобы продуктивность запоминания информации стала выше, необходимо, чтобы человек каким-то образом связал ее с целью деятельности. Связано это с тем, что лучше помнится то, что в структуре деятельности занимают место ее цели, а не составляющие средства осуществления данной деятельности.

Хорошее заучивание материала не требует моментального его изучения наизусть. Более того, если материал учить в течение суток, на это уйдет в два раза меньше времени, чем если это делать сразу.

Что такое память в психологии?

С психологической точки зрения, память, это опять же запоминание, хранение, воспроизводство и забывание информации, полученной благодаря собственному опыту.

Способностью к запоминанию информации обладают все высшие животные, но наиболее развита память у человека.

Память имеет тесную связь со всеми познавательными процессами — восприятием, ощущением, мышлением. И это делает процесс ее изучения сложным, но очень интересным и полезным с точки зрения практики.

Память — это психофизический процесс, который задействует не только активность мозга, но физиологические реакции, поэтому психологи изучают ее в группах ученых других направлений: физиологами; дефектологами; невропатологами; геронтологами; психиатрами; нейрохирургами.

Результаты исследований таких групп специалистов являются необходимыми для лечения нарушения памяти и развития способностей к лучшему запоминанию информации.

Есть несколько теорий, каждая из которых имеет собственный взгляд на понятие памяти.

  1. Ассоциативная. Ключевой момент — ассоциация. Память соединяет части воспринятого материала, и когда человек вспоминает что-то, он ищет связи между этими материалами.

    Эта теория подчиняется определенным закономерностям — контраст, схожесть и смежность.

    Контраст — запоминаемая информация, отличается от сохраняемой; схожесть — материал вспоминается посредством связи с похожим; смежность — информация запоминается в совокупности с предыдущим опытом.

  2. Бихевиорестическая. Запоминание происходит посредством специальных упражнений, которые позволяют быстрее и лучше фиксировать внимание на событиях или предметах.

    Качество такой памяти зависит от индивидуальных характеристик, возраста, объема материала, интервала между упражнениями и так далее.

  3. Когнитивная. Это несколько обощенных трансформационных процессов и блоков полученного материала.

    Какие-то из них воссоздают отличительные черты, другие — карту информации, третьи — помогают удерживать информацию, четвертые — преобразуют материал в определенную конкретную форму.

  4. Деятельная. Эта теория подразумевает, что память — это активный компонент между человеком и окружающим его миром.

    В процессе задействуются синтез, анализ, группировка, повторение и отделение признаков, которые в результате складываются в мнемический образ.

    На запоминание оказывают влияние внешние стимулы, со временем они становятся внутренними, и человек может с их помощью руководить процессом.

Виды ассоциаций

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

  1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
  2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;
  3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;
  4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;
  5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;
  6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;
  7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
  8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;
  9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:

  • тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);
  • фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
  • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.

Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками, и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.

Примеры приложений

Адресуемая содержанием память часто используется в компьютерных сетевых устройствах. Например, когда сетевой коммутатор (switch) получает фрейм данных на один из его портов, это обновляет внутреннюю таблицу с источником MAC-адреса фрейма и порта, на который он был получен. Потом он ищет MAC-адрес назначения в таблице, чтобы определить, на какой порт фрейм должен быть отправлен, и отсылает его на этот порт. Таблица MAC- адресов обычно реализована на двоичной АП, таким образом порт назначения может быть найден очень быстро, уменьшая время ожидания коммутатора.

Троичные АП часто используются в тех сетевых маршрутизаторах, в которых у каждого адреса есть две части: (1) адрес сети, который может измениться в размере в зависимости от конфигурации подсети, и (2) адрес хоста, который занимает оставшиеся биты. У каждой подсети есть маска сети, которая определяет, какие биты — адрес сети и какие биты — адрес хоста. Маршрутизация делается путём сверки с таблицей маршрутизации, которую поддерживает маршрутизатор (router). В ней содержатся все известные адреса сети назначения, связанная с ними маска сети и информация, необходимая пакетам, маршрутизируемым по этому назначению. Маршрутизатор, реализованный без АП, сравнивает адрес назначения пакета, который будет разбит, с каждым входом в таблице маршрутизации, выполняя при этом логическое И с маской сети и сравнивая результаты с адресом сети. Если они равны, соответствующая информация направления используется, чтобы отправить пакет. Использование троичной АП для таблицы маршрутизации делает процесс поиска очень эффективным

Адреса хранятся с использованием бита «не важно» в части адреса хоста, таким образом поиск адреса назначения в АП немедленно извлекает правильный вход в таблице маршрутизации; обе операции — применения маски и сравнения — выполняются аппаратно средствами АП.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]