Валидность служит основным целям любой науки – познание и власть.
Сегодня часто утверждают, что концепция валидности уникальна. Но критерий оценки или процедура оценки действительна или недействительна, и не более того. Разнообразны и многочисленны методы проверки, одни из которых теоретические или конструктивные, а другие — прагматические или просто эмпирические.
Техники валидации очень распространены, и их количество быстро растет. Но, существует только два фундаментальных типа валидности, которые в остальном взаимозависимы: теоретическая и практическая. Они соответствуют двум фундаментальным целям науки: познанию и власти. С одной стороны, чтобы познать реальность, объяснить и понять ее, то есть чтобы учесть один аспект реальности (объяснить его) в связи с другими аспектами (понять их).
С другой стороны, чтобы иметь возможность вмешиваться в реальность, чтобы до некоторой степени доминировать над ней, лучше приспособиться к ней или модифицировать ее так, чтобы она лучше соответствовала нашим целям. Это две разные цели, но не независимые.
В психометрии валидность понимается как степень, в которой инструмент или процедура измеряет то, что они предназначены для измерения. Другими словами, метод измерения будет действителен до тех пор, пока он эффективно отражает психологическую переменную, на которую он направлен. Переменная эта оценивается по ее взаимосвязи с определенным критерием, например, результатами в других переменных или связанных задачах. В этом смысле можно рассматривать различные типы достоверности: прогнозирующая валидность, конвергентная валидность, конструктивная валидность и т.д.
Валидность — это суждение или оценка того, насколько хорошо тест измеряет (оценивает) то, что он предназначен для измерения в данном контексте. В частности, это вынесение основанного на фактах суждения о целесообразности различий, сделанных на основе результатов тестов.
Валидность гарантирует, что измеряется то, что предлагается, а не что-то иное. Тест считается валидным, если он соответствует нашим целям.
Валидация — это процесс, который позволяет все больше и больше уточнять, ограничивать и улучшать измерительный «инструмент». Таким образом, тест по теории измерений будет действительным, если он действительно дает возможность измерить, например, знания, которые студенты имеют по этому предмету, а не (возможно, непреднамеренно) что-либо иное.
Наконец, срок действия валидности относится к степени, в которой тест измеряет то, что он намеревается измерить. В этом смысле тест будет пригоден для измерения пространственного мышления, например, если он измеряет этот тип рассуждения, а не что-то еще.
Основные виды экспериментов в психологии
Эксперимент (лат. «испытание, опыт») — ведущий метод получения научных знаний, целью которого является выявление причинно-следственных связей. Она характеризуется созданием оптимальных условий для изучения психических явлений и целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.
Эксперимент характеризуется: активной позицией самого исследователя. Может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки гипотезы (создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой лучше всего оценивается изучаемое свойство). В экспериментальных исследованиях важно, чтобы испытуемые были равны по возрасту, состоянию здоровья, мотивации к участию и т.д.
Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо многократным повторением экспериментов, либо наличием достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.
Лабораторный — проводимый в специально организованных условиях, отличающихся от реальных: a- с использованием оборудования; b- с использованием оборудования.
Естественный эксперимент — проводится в реальных условиях, когда исследователь целенаправленно варьирует некоторые из этих условий. Александр Федорович Лазурский внес вклад в методику организации психолого-педагогического естественного эксперимента.
Для устранения негативного влияния лабораторных условий на испытуемого был разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях группы, учебный практикум — 3. Полевой Е. В зависимости от характера действий исследователя различают констатирующий и проектирующий эксперимент.
Констатация предполагает определение фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития, а также взаимосвязи причины и следствия.
Формирующий — активное формирование изучаемого признака (в соответствии с гипотезой) в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания. В зависимости от степени разработанности проблемы различают эксперименты:
Исследовательский (эксплораторский) с целью получения принципиально новых результатов в изучаемой области. Такие эксперименты проводятся, когда неизвестно, существует ли причинно-следственная связь между H и ST, или когда не определена природа зависимой переменной;
Элюцидативные (подтверждающие) эксперименты, которые выявляют характер функциональной количественной связи между независимыми и зависимыми переменными. Их цель — определить пределы, в которых действует та или иная теория или закон. Условия, методология и объекты исследования обычно отличаются от исходных экспериментов;
Критический, организованный с целью опровержения существующей теории или закона новыми фактами;
Репродуктивный (подтверждающий), т.е. точное повторение экспериментов предшествующих ученых для установления обоснованности, надежности и объективности их результатов. Алгоритм исследования:
Формулируется гипотеза о качественной причинно-следственной связи между A и B.
Если гипотеза не подтверждается, выдвигается другая качественная гипотеза и проводится новый поисковый эксперимент; если качественная гипотеза подтверждается, выдвигается количественная функциональная гипотеза.
Гипотеза о характере связи между переменными принимается (или отвергается) и уточняется.
Пилотное исследование, проведенное до начала основной работы, помогает выявить недостающие категории, упущенные единицы анализа, неточные инструкции. Пилотное исследование (изучаемая область неизвестна, отсутствует система гипотез).
Понятие психодиагностики
Психодиагностика – это прикладная дисциплина психологии, изучающая и использующая в практических целях методы классификации, ранжирования и измерения психофизиологических и психологических особенностей людей.
Ее основными методами считаются:
- эксперимент;
- наблюдение;
- опрос;
- тестирование.
Факторы, влияющие на внутреннюю валидность эксперимента
Внутренняя валидность — это тип валидности, то есть степень влияния независимой переменной на зависимую переменную. Чем больше влияние неконтролируемых условий на изменение зависимой переменной, тем ниже внутренняя валидность и тем больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, являются артефактами.
Основными факторами, снижающими внутреннюю валидность эксперимента, являются:
Изменение со временем (зависимость испытуемых и окружающей среды от времени суток и сезона, изменения в самом испытуемом — старение, усталость и отвлечение при длительных исследованиях, изменения в мотивации испытуемых и экспериментатора и т.д.; см. раздел «Естественная эволюция»). Необходимость повторного тестирования — возможно, настоящее изображение не идентично реальному.
Эффект последовательности — влияние одного эксперимента на следующий; влияние одного условия одного эксперимента на следующий.
Эффект Розенталя (Пигмалиона). Делает вывод о влиянии предвзятости экспериментатора на результат исследования. Влияние предубеждений, ожиданий и предыдущего опыта исследователя на результат исследования. Это может произойти на любом этапе исследования и в любой науке: при проведении экспериментальной процедуры, при обработке результатов, при интерпретации результатов исследования и т.д. Невозможно изучать группы, которые каким-либо образом предвзяты.
Хоторнский эффект — срабатывает, когда испытуемый пытается угодить экспериментатору. Это состояние, при котором новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к испытуемому приводят к необъективному, часто чрезмерно благоприятному результату. Участники эксперимента ведут себя по-другому, более тщательно, чем обычно, просто из-за осознания того, что они участвуют в эксперименте.
Эффект плацебо. Плацебо — это физиологически инертное вещество, используемое в качестве лекарства, положительный терапевтический эффект которого связан с бессознательным психологическим ожиданием пациента. Плацебо не оказывает прямого воздействия на состояние, для лечения которого оно назначено.
Термин «эффект плацебо» относится к реальному явлению немедикаментозного воздействия не только лекарства, но и, например, облучения (иногда различными «мигающими» приборами, даже «лазерной терапией» и т.д.). Проверка эффективности некоторых методов психотерапии.
Пример — избавиться от страха выступать перед аудиторией: Психоанализ 60% Бихевиоризм 86% Медицина 56% Когнитивные 50% Плацебо 50% (группа, не подвергавшаяся никаким воздействиям — буферная группа).
Эффект аудитории — влияние присутствия члена аудитории на поведение человека.
Эффект первого впечатления — влияние мнения о человеке, сложившегося у испытуемого в первые минуты первой встречи, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека. добавил Худяков.
Эффект Барнума — это общее наблюдение, согласно которому люди придают чрезвычайно большое значение точности таких описаний своей личности, которые, как они полагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле настолько расплывчаты и обобщены, что их с такой же легкостью можно применить ко многим другим людям. Эффект Барнума отчасти объясняет огромную популярность астрологических карт, хиромантии и различных псевдонаук. Чем меньше конкретики, тем больше веры. Люди склонны принимать самые общие описания за истину.
Сбивание — это фактор, угрожающий внутренней валидности, который заключается в том, что на зависимую переменную обычно влияет множество нерелевантных стимулов, от которых вы в принципе не можете избавиться. Задача исследователя — определить, в какой степени эти стимулы влияют на зависимую переменную, чтобы быть уверенным, что изменение независимой переменной, интересующей экспериментатора, окажет на нее влияние.
Факторы выборки. Выделено Кепбелем.
Неправильный отбор (неэквивалентность групп по составу, приводящая к систематическим ошибкам в результатах).
Экспериментальный отсев (неравномерное исключение испытуемых из групп сравнения, в результате чего получаются неэквивалентные по составу группы). Первый образец должен быть больше следующего
Эффект истории — события, происходящие между первой и второй встречами между испытуемым и экспериментатором.
Содержание
- 1 Подробности
- 2 Примеры угроз 2.1 Неоднозначный временной приоритет
- 2.2 Сбивает с толку
- 2.3 Критерий отбора
- 2.4 История
- 2.5 Созревание
- 2.6 Повторное тестирование (также называемое эффектами тестирования)
- 2.7 Смена инструмента (инструментальность)
- 2.8 Регресс к среднему
- 2.9 Смертность / дифференциальная убыль
- 2.10 Взаимодействие селекции и созревания
- 2.11 Распространение
- 2.12 Компенсационное соперничество / возмущенная деморализация
- 2.13 Предвзятость экспериментатора
Факторы, нарушающие внешнюю валидность эксперимента
Валидность — это обоснованность (или степень достоверности) вывода, сделанного по результатам реального эксперимента в сравнении с результатами идеального эксперимента.
Валидность исследования характеризует надежность его результатов. Существует внутренняя и внешняя валидность экспериментальных исследований. Внутренняя валидность заключается в том, насколько установленный в эксперименте факт отражает истинную связь «причина — следствие». Campbell internalB- действительно ли экспериментальный эффект (NP) привел к изменениям в конкретном эксперименте (EO).
Внешний- обоснованность выводов, сделанных по результатам реального эксперимента в сравнении с результатами эксперимента полного согласия. Увеличение внешней В. обеспечивается достижением согласия уровней дополнительных переменных в эксперименте с уровнями этих переменных в исследуемой реальности. Эксперимент, не имеющий внешней валидности, является ложным, не соответствует установленной гипотезе (но может быть пригоден для проверки другой гипотезы).
Факторы, нарушающие внешнюю валидность эксперимента: Кэмпбелл выделяет следующие основные причины нарушения внешней валидности:
Экспериментальные эффекты — снижение или повышение чувствительности испытуемых к экспериментальным воздействиям в результате эксперимента. Например, предварительная проверка знаний учащихся может повысить их интерес к новому учебному материалу. Поскольку население в целом не подвергалось предварительному тестированию, результаты могут быть нерепрезентативными для него.
Интерференция экспериментальных воздействий (взаимное наложение экспериментальных воздействий).
Субъекты обладают памятью и способностью к обучению. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бесследно и влияют на возникновение эффектов от последующих воздействий — остаточные «следы» предыдущих экспериментальных воздействий — «обучение».
Условия исследования как фактор, вызвавший неадекватную реакцию испытуемых на участие в исследовании. Они заставляют испытуемых реагировать на эксперимент. Поэтому его данные нельзя применять к испытуемым, которые не участвовали в эксперименте, эти испытуемые — вся генеральная совокупность, кроме экспериментальной выборки.
Влияние взаимодействия факторов отбора и содержания эксперимента. Их последствия являются артефактами (в экспериментах с добровольцами или испытуемыми, участвующими под принуждением).
Большинство причин нарушения внешней валидности связано с особенностями психологического эксперимента с людьми, которые отличают психологические исследования от экспериментов в других естественных науках.
Артефакт (лат. arte factum — искусственно произведенный) — это результат исследования, который является следствием изменения зависимой переменной под влиянием вторичных переменных.
Артефакт — это следствие ошибок или недостаточного контроля условий исследования. Одно и то же явление может быть артефактом в рамках одной экспериментальной схемы и фактом в рамках другой, поэтому явления, которые не могут быть объяснены принятой теорией, часто рассматриваются как артефакты.
Таким образом, основными особенностями эксперимента как базового метода исследования являются выделение зависимых, независимых, внешних переменных; формирование контрольных и экспериментальных групп; контроль валидности, особенно предварительное планирование эксперимента. Элементом планирования является выбор конкретного плана исследования.
Операционная валидность — разновидность внешней валидности для лабораторных экспериментов; конгруэнтность (или степень конгруэнтности) используемых методических процедур с теоретическими концепциями, содержащимися в экспериментальной гипотезе.
Особой формой внешней валидности является экологическая валидность, которая определяет способность экстраполировать выводы конкретного исследования на реальные условия, а не на другие лабораторные условия;
Рекомендации
- Брюэр, М. (2000). Дизайн исследования и вопросы обоснованности. В Reis, H. и Judd, C. (ред.) Справочник по методам исследования в социальной психологии и психологии личности. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ аб
Шадиш, В., Кук, Т., и Кэмпбелл, Д. (2002). Экспериментальные и квазиэкспериментальные планы для обобщенного причинного вывода Boston: Houghton Mifflin. - Левин, Г. и Паркинсон, С. (1994). Экспериментальные методы в психологии. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
- Либерт Р. М. и Либерт Л. Л. (1995). Наука и поведение: Введение в методы психологического исследования. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice Hall.
- Вортман, П. М. (1983). «Оценочное исследование — методологическая перспектива». Ежегодный обзор психологии
.
34
: 223–260. Дои:10.1146 / annurev.ps.34.020183.001255.
Психометрические свойства методик психодиагностики
К ним относятся надежность, валидность и репрезентативность.
Надежность методики – это количественно-статистический показатель устойчивости результатов, который измеряется при помощи различных коэффициентов корреляции. Он, однако, не отвечает на вопрос, какое психическое свойство измеряется.
Такую информацию можно узнать, изучив показатель валидности. Он также измеряется при помощи коэффициентов корреляции, только принимается во внимание большее количество теоретических и практических соображений.
В психологии валидность — это соответствие поставленным задачам разработанных методик и результатов их исследования.
Ее важная особенность – невозможность разового установления и использования этого доказательства конечным аргументом «за» качество методики или эксперимента. Рассматривая соответствие результатов исследования поставленным задачам, можно судить о степени валидности. Но она не измеряется ни в каких условных единицах.
Проверку репрезентативности часто сводят к нормальному распределению тестовых баллов. Но это можно считать ее частным случаем, достаточным условием, но необязательным.
На сегодняшний день психометрические характеристики рассматривают как главный признак научной обоснованности. В мировой психодиагностике это является обязательным условием для получения сертификата в национальных комиссиях по тестированию в качестве пригодной для практического использования методики.
Теоретическая и прагматическая валидизация
Валидизация – это проверка валидности методики. Разделяется на теоретическую и прагматическую.
Теоретическая валидизация относится к самой методике. Исследователя интересует свойство, которое измеряется.
Прагматическая валидизация относится к цели использования методики. Акцент делается на доказательство того, что измеряемое методикой нечто связано с определенными областями практики.