Идеи Пиаже — основные постулаты генетической психологии


ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (англ. genetic epistemology) — гносеологическое учение Ж. Пиаже, охватывающее большой круг проблем, связанных с исследованием психологических механизмов, обусловливающих структуру знания и ее развитие. Согласно Пиаже, эти проблемы группируются по 2 основным пересекающимся направлениям: онтогенетическое развитие, закономерности которого выявляются с помощью психологического эксперимента, с одной стороны, и общие теории современной логики и математики — с др. Эпистемология (теория познания) предполагает «уже решенными проблемы логики», поэтому она включает в себя логические схемы так же, как и психологические данные. Г. э. представляет собой продолжение и дальнейшее развитие биогенетической концепции (см. Биогенетический закон), т. к. между онтогенезом и филогенезом складываются, по Пиаже, те же отношения, что и между эмбриологией и сравнительной анатомией. Развитие знаний — как исторически, так и генетически — имеет исходным пунктом состояние относительного феноменализма и эгоцентризма, при котором ведущим является познание очевидного и невозможность осмыслить собственную позицию как познающего субъекта. Развитие знания идет как путем конструирования, обусловленного все большим проникновением в сущность субъекта, так и путем размышления, направленного на собственную познавательную активность. Каждая область знания включает в себя элементы общей координации (т. е. определенную логико-математическую структуру), и в то же время любая логико-математическая структура есть потенциальный носитель частного содержания; при этом относительный вес каждого из этих компонентов есть показатель того, в какой мере данная наука определяется в своем содержании «общими координациями» (логика, математика) или специфическими особенностями объектов (физика, биология). Постулируя взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания и выводя отсюда прогресс знания, Пиаже имплицитно связывает это с постулированием критерия истинности, как если бы общая координация действий субъекта автоматически предполагала точное определение структуры реальности. Г. э. включает в себя анализ знания как внутри отдельных наук, так и взаимоотношений между ними, общую структуру научного знания в историческом развитии и систему наук на современном этапе. Особая роль при этом отводится психологии, занимающей «ключевую позицию в системе наук» в том смысле, что др. науки хотя и «не зависят от психологии в своих методах и теоретических структурах», но овладение этими структурами «возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии» (см. Психологизм). Примером может служить проведенный Пиаже генетический анализ формирования таких физических понятий, как «скорость» и «длительность времени», в результате которого он показал, что генетически эти понятия возникают из отношений пространственного порядка.

Этапы развития интеллекта

В рамках генетической психологии Жан Пиаже рассматривал несколько этапов развития интеллекта. По аналогии с названием каждого их этих этапов обозначают и виды интеллекта, которые развиваются у детей по мере их взросления.

Особенности сенсомоторной стадии

Только родившийся ребенок воспринимает себя, как единое целое с матерью, окружающим миром. В процессе взаимодействия с другими людьми, с игрушками, он начинает понимать, что является отдельным от них. Также приходит понимание того, что его собственные действия могут влиять на объекты.

Прикасаясь к подвешенной над кроваткой игрушке, младенец видит как она раскачивается. Размахивая погремушкой, слышит звук. Так маленький ребенок знакомится с миром, параллельно у него формируются схемы действия, понятия. Они базируются на механизмах аккомодации и ассимиляции.

На сенсомоторной стадии ребенок усваивает принцип постоянства. Он заключается в том, что объект существует даже тогда, когда становится недоступным для органов чувств (пропадает из поля зрения или становится неслышным).

У малыша формируется способность предвосхищать место, где должен появиться объект, который движется, но скрыт от глаз.

Важным приобретением сенсомоторной стадии развития является переход от деятельности рефлекторной к поведению, которое вызвано любознательностью, желанием экспериментировать.

Ребенок активно исследует окружающее его пространство, экспериментирует с воздействием на внешние объекты с разной интенсивностью. Это необходимо ему чтобы расширить базу схем, знаний, развить мышление.

На завершающем этапе сенсомоторного периода ребенок может справляться с несложными задачами, при этом он опирается на уже имеющуюся у него сенсорную информацию. Постепенно происходит переход от мышления конкретно-чувственного типа к символическому.

Особенности операциональной стадии

Эта стадия развития характеризуется появлением у ребенка речи, образного мышления. Малыш уже может притворяться, представлять, пользоваться словами, за которыми скрыт определенный смысл.

В дооперациональный период еще не сформирована способность мыслить логически, манипулировать информацией и использовать ее в процессе мышления. Именно поэтому эта стадия развития называется допонятийной.

Особенности операциональной стадии

На операциональную стадию развития ребенок переходит ближе к семилетнему возрасту. Мышление малыша уже развито достаточно, чтобы выполнять несложные логические задания. Но использовать логику для мыслительных действий ребенку еще сложно — для этого ему необходимо физическое взаимодействие с объектом. Понять абстрактную ситуацию или идею ребенку сложно.

Длится операциональная стадия до начала подросткового возраста (12 лет). Отечественные психологи, занимавшиеся изучением процесса развития, объединяли операциональную стадию с формально-операциональной. Но Жан Пиаже рассматривал еще один важный период развития личности, ее интеллекта.

Особенности стадии формальных операций

В этот период у ребенка возникает способность абстрактно мыслить, активно использовать логику. Личность переходит на следующую, более высокую ступень развития (по мнению Пиаже, высочайшую).

Ребенок уже способен активно мыслить, осмысливать информацию объективно, использует имеющиеся у него знания для создания абстрактных представлений. Важным приобретением этого этапа становится способность прогнозировать результат определенной деятельности, ставить цель (абстрактную) и действовать для ее достижения.

Ирина Шербул

Типы знаний [ править ]

Пиаже предлагает три типа знаний: физическое, логико-математическое и социальное.

Физические знания: это относится к знаниям, связанным с объектами в мире, которые могут быть приобретены через перцептивные свойства. Приобретение физических знаний приравнивается к обучению в теории Пиаже (Gruber and Voneche, 1995). Другими словами, мысль напрямую соответствует опыту.

«Пиаже также называл свой взгляд конструктивизмом, потому что он твердо верил, что приобретение знаний — это процесс непрерывного самоконструирования. То есть Знания не находятся где-то снаружи, вне ребенка и ждут своего открытия. ребенок, готовый появиться по мере того, как ребенок развивается вместе с окружающим ее миром … Пиаже считал, что дети активно приближаются к своему окружению и приобретают знания своими действиями ». [3]

«Пиаже выделил три типа знаний, которые приобретают дети: физические, логико-математические и социальные знания. Физические знания,

также называемые эмпирическими знаниями, имеют отношение к знаниям об объектах в мире, которые могут быть получены через их перцептивные свойства. ..
Логико-математические знания
абстрактны и должны быть изобретены, но посредством действий с объектами, которые фундаментально отличаются от действий, обеспечивающих физические знания ….
Социальные знания
зависят от культуры и могут быть изучены только от других людей в рамках своей культурной группы . » [
необходима цитата
]

Как развивается интеллект по мнению Пиаже?

Научная работа Пиаже показала, что биологический процесс адаптации человека продолжается интеллектуальным развитием. То есть, интеллект представляется как форма психологической адаптации к окружающему миру. Поскольку он постоянно меняется, индивид стремится подстраивать свой интеллект, поддерживая тем самым равновесие с внешней средой.

Процесс психологической адаптации происходит с помощью схем действия, ассимиляции и аккомодации. Схемой действия называют алгоритм взаимодействия с внешней средой, сформировавшийся у индивида. Например, мы знаем как ходить, готовить еду, делать что-то другое. Все это мы делаем по схеме действия. Процесс ассимиляции – это применение схемы действия к новому объекту. А аккомодацией называют процесс изменения имеющейся схемы для адаптации к новому объекту или разработки новой.

Ассимиляция и аккомодация – это два главных когнитивных механизма, которые позволяют с малого возраста развивать мышление, взаимодействие с внешней средой. А потребность создать баланс между собой и внешним миром, установить гармоничное взаимодействие является главным двигателем к интеллектуальному развитию.

Таким образом, генетический метод исследования в психологии показывает, что интеллект не является врожденным даром. Человек в любом случае стремится развиваться, вследствие чего образуется способность к интеллектуальной деятельности. В течение всей жизни, видя и ощущая ее изменения, человек стремится к развитию интеллекта, получению новых знаний. А постоянное взаимодействие с окружающим миром является необходимым условием для активного развития.

Жан Пиаже выделил главный принцип развития в генетической психологии – взаимодействие с объектами окружающей среды. Оно необходимо на всех этапах изменения интеллекта и познания. Взаимодействия выступают источниками знания, на их основе человек строит схемы, алгоритмы действий, структуры.

Теория схем Пиаже [ править ]

  1. Мысль проходит ряд стадий развития ; на каждой стадии применяется формальная логика на определенной стадии дифференциации, которая может быть охарактеризована алгеброй, в которой применяется точно такая-то математическая структура, соответствующая аксиомам логики на этой стадии; эта логика проявляется сначала в действиях, затем на относительно ранней стадии в сенсомоторных операциях (в конкретном математическом смысле этого слова, в отличие от «действий», которые эквивалентны отношениям, но еще не являются математическими операциями), и, наконец, в операциях, которые выражать мысли, сознательная целенаправленная деятельность.
  2. Материальной основой перехода от сенсомоторного интеллекта к репрезентации и от репрезентации к концептуальному мышлению является интериоризация практической деятельности.
  3. Последовательные стадии концепций, проявляющихся в развитии ребенка, подразумевают отношения дедукции в математической логике и в развитии мышления на других планах развития, например, в истории науки и истории знания в антропологической области. [2]

Пиаже использует весь спектр современных математических знаний, обширную эмпирическую базу наблюдений за обучением очень маленьких детей, созданную в его институте, отчеты наблюдений за детьми старшего возраста и общие знания о развитии исторических знаний.

(1) С точки зрения диалектической логики мы должны согласиться с тем, что на каждой стадии развития, при каждом «определении Абсолюта» в терминологии Гегеля применима формальная логика. Доказательство этого Пиаже поразительно, а его демонстрация того, как стадии развития детской мысли проходят через определенный ряд, дедуктивный в определенном смысле с точки зрения математики, оригинальна и глубока.

Однако с точки зрения понимания развития (а это точка зрения Пиаже) важно не определение каждой стадии, а переход от одной к следующей; а для этого необходимо продемонстрировать внутреннее противоречие в логике этого плана.

Поскольку Пиаже опирается на математическую логику, более развитую, чем та, что была известна Гегелю , необходимо будет исследовать эти структуры, чтобы увидеть, окажется ли это спекулятивное утверждение верным.

(2) Концепция интериоризации действительно является основой материалистического взгляда на развитие мысли. Однако Пиаже, как профессиональный детский психолог, становится жертвой объективного идеализма любого профессионала, поднимающего предмет своей конкретной профессии из аспекта материального мира в его хозяина. [Обвинение в объективном идеализме оговорено, поскольку Пиаже совершенно недвусмысленно заявляет, что отношения, задуманные в мысли, существуют объективно в материальном мире].

Таким образом, поскольку его авторитетные эмпирические работы относятся к развитию в раннем детстве, он налагает схему, соответствующую этому получеловеческому субъекту, на развитие подростков, размышляет о ее возможном отражении в антропологическом развитии и смешивает ее с историей развития детей. наука и философия . Я говорю «сбивает с толку», потому что Пиаже знает, что его схемы, кажется, неприменимы в этой области. В этом смысле обвинение в объективном идеализме могло бы показаться несправедливым, но, сбивая с толку, он не идет дальше и не ищет последствий этого несоответствия, а стремится минимизировать его.

Сосредоточив внимание на раннем детстве (как он и должен; это его профессия, а его институт предоставил обширный эмпирический материал), Пиаже видит то, что биологически (зоологически?) Человеческое, но не то, что социально (исторически) человеческое, и в конце концов, человечество по своей сути социальное.

(3) С другой стороны, следует сказать, что Пиаже раз и навсегда разбирается с любой идеей врожденного интеллекта и полностью убеждает перспективу полностью генетического (т. Е. Развития) развития интеллекта, предполагая, что только животные инстинкты могут быть такими. как хватательно-сосательный и сенсомоторный «снаряжение», способное отражать высокоразвитые отношения. Слабость теории Пиаже может заключаться в отсутствии доказательств того, как человек переходит от одной стадии к другой. Может ли кто-то продвинуться с одного этапа вперед, но вернуться назад, а затем снова двигаться вперед?

Как улучшать интеллект?

Так, мы выяснили, что развивать интеллектуальные способности необходимо для того, чтобы приспосабливаться к условиям внешнего мира и быть в равновесии и гармонии с ним. Совершенствование интеллекта представляет собой переход к более сложным формам осмысления реальности, получение умения оперировать категориями и понятиями, основывать мышление на логике, а не на эмоциях. Человек сам создает мыслительные структуры и схемы, формирует свои знания.

Развивать интеллект особенно важно в детском возрасте, но и для взрослых это актуально. Викиум предлагает курс «Развитие мышления». Он научит мыслить эффективно, логично и последовательно, принимать конструктивные решения и давать правильные оценки происходящему.

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]