Что такое трансперсональная психология, основные идеи и обучение методике

В последнее время всё большую популярность набирает трансперсональная психология. Новое направление психологической науки исследует сверхвозможности индивида и его взаимосвязь со Вселенной. Трансперсональная дисциплина не только изучает изменённое состояние сознания, но и ищет способы решения психологических проблем человечества.

Что собой представляет трансперсональная психология?

Трансперсональная психология — это наука, занимающаяся исследованием трансперсональных, то есть выходящих за границы простого «я», состояний психики и сознания индивидуума. Научное направление появилось под конец шестидесятых годов минувшего века на основании психоаналитических постулатов К. Юнга и гуманистических мировоззрений А. Маслоу. Учёные о для решения проблем личности, а также заметили, что существует некое коллективное бессознательное и будто все индивиды в разной степени неосознанно влияют друг на друга.

Корни трансперсональной науки уходят в историю различных религий и культур, а также во многие известные духовные практики. Родоначальниками такого направления в психологии по праву считают Станислава Грофа, Алана Уотса, Энтони Сутича, Абрахама Маслоу, К. Уилбера, А. Минделла, Ч. Тарта, С. Криппнера и других. Каждый учёный дополнил сокровищницу знаний трансперсональной психологии, а некоторые психологи развили собственное направление и провели ряд новых экспериментов.

Трансперсональная психология предлагает своё объяснение парапсихологическим феноменам. Наука изучает надчеловеческие переживания, которые не существуют в рамках обычного состояния Эго, а также переживания, связанные со смертью, духовный кризис, личностные ресурсы, возникновение интуиции, переход на высшие духовные состояния.

Сферы трасперсональной психологии:

  • изменённые состояния сознания;
  • парапсихология;
  • разнообразные духовные практики, в т. ч. религии;
  • воздействие на сознание индивидуума психоделических веществ;
  • методики дыхательного воздействия на психоэмоциональное состояние индивида;
  • йога и различные способы медитации;
  • процессы старения;
  • переживания, тесно связанные со смертью;
  • духовный рост.

Примечания[править]

  1. ↑ Cowley, Au-Deane S. & Derezotes, David (1994) Transpersonal Psychology and Social Work Education. Journal of Social Work Education, 10437797, Winter, Vol. 30, Issue 1.(англ.)
  2. ↑ Miller, John J. (1998) Book Review: Textbook of Transpersonal Psychiatry and Psychology. Psychiatric Services 49:541-542, April 1998. American Psychiatric Association.(англ.)
  3. ↑ Davis, John V. (2003). Transpersonal psychology // Taylor, B. and Kaplan, J., Eds. The Encyclopedia of Religion and Nature. Bristol, England: Thoemmes Continuum.(англ.)
  4. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006.
  5. Vich, M.A. (1988). Some historical sources of the term «transpersonal». Journal of Transpersonal Psychology, 20 (2) 107-110.(англ.)
  6. ↑ Scotton, Bruce W, Chinen, Allan B. and John R. Battista, Eds. (1996) Textbook of Transpersonal Psychiatry and Psychology. New York: Basic Books.(англ.)
  7. ↑ Kasprow, Mark C & Scotton, Bruce W. (1999) A Review of Transpersonal Theory and Its Application to the Practice of Psychotherapy. Journal of Psychotherapy Practice and Research, 8:12-23, January.(англ.)
  8. Turner, Robert P.; Lukoff, David; Barnhouse, Ruth Tiffany & Lu Francis G. (1995) Religious or spiritual problem. A culturally sensitive diagnostic category in the DSM-IV. Journal of Nervous and Mental Disease, Jul;183(7):435-44.(англ.)
  9. Lukoff, David, Lu, Francis G. & Turner, Robert P. (1998) From Spiritual Emergency to Spiritual Problem — The Transpersonal Roots of the New DSM-IV Category. Journal of Humanistic Psychology, 38(2), pp. 21-50.(англ.)
  10. Grof, Stanislav & Grof, Christina (eds) (1989) Spiritual Emergency: When Personal Transformation Becomes a Crisis (New Consciousness Reader) Los Angeles : J.P Tarcher.(англ.)
  11. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-IV) Code V62.89 (American Psychiatric Association, 1994)
  12. Lu FG, Lukoff D, Turner R (1997) Religious or Spiritual Problems. In: DSM-IV Sourcebook, Vol. 3. Widiger TA, Frances AJ, Pincus HA et al., eds. Washington, D.C.: American Psychiatric Association, pp1001-1016.(англ.)
  13. Milstein, Glen; Midlarsky, Elizabeth; Link, Bruce G.; Raue, Patrick J. & Bruce, Martha (2000). Assessing Problems with Religious Content: A Comparison of Rabbis and Psychologists. Journal of Nervous & Mental Disease. 188(9):608-615, September.(англ.)
  14. Aanstoos, C. Serlin, I., & Greening, T. (2000). History of Division 32 (Humanistic Psychology) of the American Psychological Association. In D. Dewsbury (Ed.), «Unification through Division: Histories of the divisions of the American Psychological Association», Vol. V. Washington, DC: American Psychological Association.(англ.)
  15. Alexander, Gary T. (1980). William James, the Sick Soul, and the Negative Dimensions of Consciousness: A Partial Critique of Transpersonal Psychology. Journal of the American Academy of Religion, XLVIII(2):191-206.(англ.)
  16. Daniels, M. (2005). Shadow, Self, Spirit: Essays in Transpersonal Psychology. Exeter: Imprint Academic.(англ.)
  17. Ellis, Albert (1989) Dangers of Transpersonal Psychology: A Reply To Ken Wilber. Journal of Counseling & Development, Feb89, Vol. 67 Issue 6, p336, 2p.
  18. Wilber, Ken (1989) Let’s Nuke the Transpersonalists: A Response to Albert Ellis. Journal of Counseling & Development, Feb89, Vol. 67 Issue 6, p332.(англ.)
  19. Walsh, R. & Vaughan, F. (1993). On transpersonal definitions. Journal of Transpersonal Psychology, 25 (2) 125—182.(англ.)
  20. Friedman, Harris (2000) Toward Developing Transpersonal Psychology as a Scientific Field. Paper presented at Old Saybrook 2 conference, May 11 — 14, 2000, State University of West Georgia.(англ.)

Основные идеи трансперсональной психологии

Трансперсональная психология основывается на существовании бессознательной составляющей психики любого индивида. Неосознанные компоненты воздействуют на образ мыслей, взгляды, реакции, поступки и поведение индивидуума на протяжении всей жизни. Бессознательный пласт психики включает жизненные переживания, вытесненные из сознания в силу разнообразных причин. В подсознании индивида также находятся воспоминания, никак не привязанные к его жизни, например, разнообразные воплощения себя или коллективное бессознательное.

Трансперсональная дисциплина акцентирует внимание на важные психологические аспекты личности. Однако главенствующую роль отводит именно духовности. Эта психологическая наука изучает сознание, которое в определённых состояниях способно выходить за рамки собственного Эго. Расширение границ Эго происходит, когда индивид погружается в изменённое состояние личного сознания.

Существуют разнообразные техники, помогающие человеку понять себя и собственный внутренний мир. В момент трансперсональных переживаний психика индивида претерпевает разнообразные изменения. Человек начинает чувствовать единение с космосом и разрешает свои накопившиеся психоэмоциональные проблемы.

Если же взрослый человек не в состоянии справиться со своими психологическими проблемами самостоятельно, рекомендуем обратится к специалисту.

Преимущества и недостатки

Положительные стороны:

  • доступность;
  • возможность самоизучения;
  • расширение сознания;
  • личностное развитие;
  • многообразие методов.

Изучать методы трансподхода можно самостоятельно или в специальных группах роста сознания. Благодаря техникам самоисследования и самолечения можно избавиться от многих соматических заболеваний, обрести уверенность и внутреннюю гармонию.

Основной минус дисциплины — предвзятое отношение. Она не признается научным сообществом как наука, а значит, не имеет официального статуса. Это дает простор действий шарлатанам и любителям быстрой наживы. Заявив о себе, как о специалисте в паранормальных науках, человек, обладающий способностью водить в транс, может внушать слушателям ложные переживания и выдавать их за настоящую реакцию подсознания.

Участие в таких сеансах вредит психике, формирует ложные воспоминания, может провоцировать депрессию и апатию.

Отличие трансперсональной психологии от иных наук

Многие направления в психологии являются научными и объективными. Для традиционных психологических дисциплин важно в ходе исследований и экспериментов получить достоверные факты. Однако современная психология игнорирует феноменальные проявления личности, то есть трансперсональный опыт.

Принципы трансперсональной психологии:

  • сознание индивида соразмерно космосу и не может ничем ограничиваться;
  • личность рассматривается в разнообразных контекстах;
  • изучается сознание индивида в сочетании с разумом космоса;
  • душа и рассудок составляют целое и определяют личность;
  • охватывает широкий диапазон знаний, даже из диаметрально противоположных наук.

Однако научные сообщества критикуют трансперсональную психологию. Дело в том, что многие годы учёным этого направления не удавалось предоставить научно доказанные факты или предъявить миру результаты использованных в ходе экспериментов методов. Правда, согласно сложившемуся научному подходу, трансперсональная психология способна объединить психофизику и психофизиологию.

Рождение «четвертой волны»

Во вступлении ко второй части своего труда «К психологии Бытия» Маслоу сообщил о том, что полагает «гуманистическая третья психология есть некая переходная конфигурация, готовящая общество к наиболее «возвышенной» четвертой волне в психологии – трансперсональной, трансчеловеческой. Она в свою очередь будет в большей степени направлена к миру в целом, нежели к людским нуждам и заинтересованностям, в смотрящей далеко за границами людской натуры и самостоятельности в развитии человеческого индивида, его самоактуализации и так далее».

В процессе множества дискуссий о том, как охарактеризовать возникшее на этом фоне новейшее течение в 1968 году диапазоном его основоположников – А. Маслоу, Э. Сутичем, С. Грофом и другими было легитимировано название «трансперсональная психология». Необходимо выделить то, что в первый раз название «transpersonal» (трансперсональное) применялось ещё в 1905 году в области психологии североамериканским специалистом Уильямом Джеймсом в собственном направлении психологии в Гарвардском институте.

А также необходимо отметить и то, что свои истоки трансперсональная психология берет из исторических событий, связанных с развитием культуры и религии. Помимо Уильяма Джеймса к основоположникам данного направления до появления современного вида трансперсональной психологии можно отнести: Отто Ранка с его мыслями о полученных травмах при появлении на свет; К.Г. Юнга наполнившего психологическую науку концепцией архетипов, мифическими, общекультурными, культовыми и сверхъестественными фиксациями; Р. Ассаджиоли в прошлом психоаналитика, который в основанном им психосинтезе базировался на теоретической части оккультизма, религиозно-мистических и буддистских учениях, одолевая при их содействии европейские культурно-антропологические ограничения; помимо этого, необходимо упомянуть и трансценденталистов из Америки – Эмерсона и Торо.

Методики трансперсональной психологии

В трансперсональной психологии используют такие методики:

  • дыхательные психотехники;
  • психофизиологическое исследование;
  • методики с применением психоделических веществ;
  • психодиагностические способы;
  • воздействия на органы чувств и осязания;
  • визуализация и практика с воображением.

Отдельно применяются техники для инициализации изменений в сознании:

  • вначале внимание фокусируется на каком-то предмете, потом внезапно переключается на другой объект;
  • стимуляция через ограничение в питье при интенсивных физических нагрузках;
  • повышенная активность (бег без остановки);
  • воздействие низких и высоких температур (купание в холодной воде, хождение по горячим углям);
  • воздействие звуков и мелодий (постоянное песнопение);
  • уединение и ограничение двигательной активности;
  • создание условий, при которых не удаётся уснуть;
  • холотропное дыхание;
  • ребёфинг;
  • тета-хилинг.

Терапия в стиле фьюжн

С другой стороны, в лабораториях по всему миру изучают многие методы, которые использует трансперсональная терапия, например медитацию и прием психоделических веществ. А именитый нейробиолог и специалист по посттравматическому стрессовому расстройству Бессел ван дер Колк рассматривает танцы, МДМА, осознанное дыхание, йогу, ритмичную игру на барабанах и боевые искусства в качестве техник преодоления психотравмы. Исследователь объясняет, почему нетрадиционные методы могут применяться при лечении того же ПТСР:

«Рациональный исполнительный мозг отлично помогает нам понять, откуда берутся наши чувства. Вместе с тем он не способен устранить эмоции, ощущения и мысли. Понимание того, почему человек чувствует себя определенным образом, не меняет того, как он себя чувствует».

Психотерапевт Амина Назаралиева говорит, что «серьезные люди в клинической практике не используют холотропное дыхание», однако техника гипервентиляции легких применяются в КПТ.

Специалист применяет в работе с клиентом, страдающим паническим расстройством, например, экспозицию, во время которой ему нужно часто и глубоко дышать. Это искусственно вызывает панику и показывает, что от нее нельзя умереть или сойти с ума, чего часто боятся люди при панических атаках.

«Эти эффекты очень похожи на, то что я переживала, когда практиковала холотропное дыхание. Только тогда, в пору моей юности, эта практика продавалась как средство исцеления от всех болезней, способ достичь невероятного духовного роста. Но в научной литературе не приводится доказательств этому», — рассказывает Назаралиева.

Трансперсональная психология Грофа

Предметом исследований С. Грофа было бессознательное в психике индивида в состоянии изменённого сознания. Учёный научился проникать в сферу неосознанного посредством психоделических средств. Вскоре эти психоактивные вещества запретили, а исследователь разработал новейший метод проникновения в изменённое состояние сознания. Речь идёт о холотропном дыхании.

Правда, прежде чем перейти на уровень бессознательного, индивид сталкивается с целым рядом препятствий:

  • сенсорный (активизируются органы чувств в момент проникновения в неосознанное);
  • неосознанное индивидуального характера (психотравмы и другие воспоминания из прошлого, которые вытеснены в подсознание);
  • перинатальные матрицы (связанные со смертью и рождением переживания);
  • выходящая за рамки пространства и времени трансперсональная составляющая психики (взаимосвязь индивида со Вселенной).

По мнению учёного, многие неразрешённые проблемы индивида коренятся в его подсознании. Человек может избавиться от психотравмирующих переживаний, если на каком-то уровне подсознания встретится с ними и заново их переживёт. Во имя этой цели и существует метод холотропного дыхания.

С использованием глубоких вдохов индивид «перемещается» в изменённое состояние личного сознания. Применяются также расслабляющие музыкальные произведения. Посредством таких приёмов внутри активизируется поток энергии и индивид следует за ним. Поток подавленного состояния трансформируется в поток переживаний. В такой момент психика индивида податлива, а сам он может кричать, принимать разнообразные непроизвольные позы, а также испытывать широкий спектр эмоций. Энергия потока исцеляет. Накопившийся в подсознании негатив высвобождается и индивид расслабляется.

Метод Грофа применим для терапии психологических расстройств, а также лечения ряда психических заболеваний. С помощью холотропного способа можно добиться развития собственных способностей, активировать скрытые таланты. Исследования Грофа помогают людям выйти их тяжёлого кризиса и разрешить всевозможные проблемы.

Измененное сознание

Трансперсональные исследования изучают состояния измененного сознания, когда оно выходит за предел привычного «я». Основная часть материалов трансперсональной психологии взяты из толкований снов, опыта медитаций и паранормальных явлений.

Представители этого направления допускают существование высших сил, однако избегают прикрепления к какой-то определенной религии. Трансперсональная психология стремится к свободе, любви и всеобщему братству. Основная задача этого направления — преодолеть личную изоляцию, самодостаточность и центрированность. Что же говорили об этой науке ее представители?

Техника ребёфинга

Американский учёный Леонард Орро разработал 40 лет назад технику дыхания и назвал её ребёфинг. Благодаря дыхательным упражнениям индивид словно перерождается. Он избавляется от негативных переживаний, которые находятся в его подсознании в подавленном состоянии.

В момент рождения, а также на протяжении всей жизни индивид переживает ряд психотравмирующих событий, которые негативно сказываются на его психическом и телесном состоянии. Болезненные воспоминания сознательно подавляются и вытесняются в пласт неосознанного. У индивида появляются комплексы, фобии и боязни.

Техника ребёфинга способна устранить последствия индивидуальных подавленных душевных страданий. Индивид погружается в состояние, которое даже можно назвать вторым рождением. Благодаря дыхательным приёмам индивид вытесняет из подсознания отрицательные эмоции, ещё раз проживает все неприятные моменты своей жизни и трансформирует переживания в положительную энергию. Индивид погружается в состояние эйфории и гармонии. Дыхательная практика помогает избавиться от накопившихся в глубинах подсознания проблем, а также высвобождает психоэнергию, которая ранее «лелеяла» эти подавленные переживания.

Ребёфинг имеет много общего с холотропным дыханием. Обе эти дыхательные техники позволяют проникнуть в пласт бессознательного.

Элементы ребёфинга:

  • индивид производит дыхание носом или ртом, причём вдох может быть разным, а выдох всегда обыкновенный;
  • в момент расслабляющего дыхания тело следует полностью расслабить, при этом индивид лежит на спине, ноги не скрещивает и ни о чём не думает;
  • внимание должно быть приковано к ощущениям в собственном теле, если появилась боль или покалывание, значит, активировалось негативное воспоминание, его нужно прочувствовать;
  • негативные переживания следует трансформировать в положительные эмоции (отнестись к прошлому с юмором или просто наслаждать выходом негатива);
  • отнестись с доверием к дыхательной практике и процессам, происходящим с организмом и сознанием.

Теория Кена Уилбера

И несмотря на все преграды и непонимание, методы трансперсональной психологии продолжают развиваться. В свое время К. Уилбер был основателем отдельного подхода в ней, который получил название интегрального. В своем первом научном труде «Спектр сознания» он пришел к выводу, что человеческое сознание состоит из нескольких уровней (спектров) самосознания. Эти спектры охватывают все возможные уровни сознания, начиная от безграничного единения с Вселенной и заканчивая уровнем маски, где индивид идентифицирует себя с чем-то, подавляя свои отрицательные характеристики.

Согласно Кену Уилберу существует 5 уровней:

  1. Спектр маски. Находясь в разной социальной среде и попадая под ее влияние, человек может подавлять, а то и вытеснять свои негативные качества, воспоминания, переживания, тем самым ограничивая себя. В результате человек теряет возможность осознавать себя в полной мере.
  2. Спектр тела и эго. На этом уровне человек четко понимает, что состоит из физической оболочки (тела) и души. Хотя понятие «душа» все еще остается чем-то абстрактным, а не пережитым опытом.
  3. Экзистенциальный спектр. Индивид начинает осознавать себя как некое психофизическое существо, которое живет в пространственно-временных измерениях. Человек осознает, что есть он – личность, а есть и внешний мир.
  4. Трансперсональный спектр. На этом уровне приходит осознание того, что жизнь человека не ограничивается физическим телом. Индивид осознает, что является чем-то большим, но все еще не ощущает единства с Вселенной.
  5. Единое сознание. На этом уровне подразумевается окончательное единение со всем, что существует вокруг. Человек становится неразделимым с существованием, то есть его можно считать всем сущим.

Сознание развивается в иерархической последовательности от самых низких уровней к более высоким.

Техника тета-хилинга

Методика энергетического исцеления была придумана В. Стайбл в момент, когда она болела раком костей. С помощью её разработки можно изменить жизнь в лучшую сторону и исцелиться от любого заболевания. Индивид способен почувствовать гармонию и умиротворённость с помощью медитации и специальных тренировок.

Автор методики предлагает два «маршрута» попадания в состояние Тета:

  1. Первый способ.

Необходимо сесть на стул, выпрямить спину, ступни опустить на землю. Затем закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов с небольшой задержкой дыхания после каждого. Постоянно расслабляясь, важно мыслями переместиться в область сердца и собрать там всю энергию.

Затем необходимо этот энергетический сгусток забрать из сердца и опустить в центр планеты Земля. В этот момент можно почувствовать, как энергия Земли растекается по телу. Потом эту энергию нужно мысленно собрать в огромный шар и поднять его над головой. Усилием мысли следует поднять себя над домом, деревьями, городом, материком, Землёй и войти в космос.

Там необходимо мысленно продолжать движение мимо проблесков белого и тусклого свечения. Важно пройти сквозь зыбкую массу и проникнуть в белый и переливающийся свет. Можно в нём искупаться. Правда, в ходе такого полёта следует избегать синего цвета. Действовать нужно быстро. Главное, достичь жемчужного белого свечения.

  1. Второй способ.

Следует сесть поудобней и полностью расслабиться. Затем закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. В ходе дыхания важно достичь расслабления. Потом необходимо сконцентрировать внимание на сердце. В этот момент следует представить, будто вы и стул, на котором сидите, является одним молекулярным целым. Молекулы стула сплетаются с молекулами тела, однако каждый объект сохраняет свою форму.

Потом необходимо слиться с комнатой и представить себя на одном молекулярном плане со всеми находящимися в ней вещами. Затем нужно прочувствовать молекулярное единение с домом, городом, лесами, полями, Землёй. Не стоит останавливаться. Мысленно нужно выйти в космос. Необходимо объединиться со вспышками белого света, космической желеобразной субстанцией. Важно слиться с энергией Вселенной. Таким образом можно попасть в состояние Тета.

Это не панацея

У меня было три сессии с Матреницким, во время которых я попробовала все техники, которыми он владел. Каждый раз он помогал мне сформулировать запрос, с которым я хочу поработать в состоянии транса. Затем просил меня сосредоточиться на телесных ощущениях: сфокусироваться на том, как бьется сердце, как тело становится тяжелее по мере его расслабления. Дальше по его указанию я представляла, как выглядит моя тревога. Она была и красным шаром, и скалой, и облаком пыли. Думаю, эти картинки зависели от моего общего настроения. Оставшееся время врач молчал, лишь изредка задавал вопросы типа «Что ты видишь теперь?», «Что хочешь сделать?». А я описывала ему всё, что рисовало мое воображение.

Есть медитации, в процессе которых нужно представлять, как внутри тебя растет цветок или дерево. В трансовой медитации, которую я практиковала с психотерапевтом, я делала то же самое, но без намерения увидеть определенную картинку. Я давала волю фантазии и иногда «смотрела» фильм про свое детство, иногда — про настоящее, а бывало, видела, как летаю в космосе и с гневом бью планеты. Но я всегда сама управляла визуальным рядом. Видимо, именно это помогло мне убрать тревогу — в воображаемых мирах я могла всё, если была максимально расслаблена и сконцентрирована.

Тревожность исчезла через месяц. И я была в восторге! Представьте, если бы вы всю жизнь жили с закрытыми глазами, а потом их вам открыли — и вы впервые увидели, как цветет сакура. Примерно так я себя ощущала.

Другая пациента Матреницкого, Ольга, тоже перестала беспокоиться. На сессиях она долго не могла расслабиться — настолько была сильна ее привычка контролировать себя и всё вокруг. Поэтому дома она дополнительно училась медитировать. В итоге самый главный опыт, который Ольга приобрела за время терапии с врачом, — это отпускание контроля.

«Раньше я не могла спокойно сидеть и смотреть фильм: мне было необходимо параллельно делать что-то „полезное“. Я гиперопекала своих близких, впадала в истерику, если сын или мама не отвечали мне, когда я звонила. А после терапии я будто выдохнула, впервые в жизни расслабилась. У меня улучшились отношения с родными, я начала работать с удовольствием и научилась отдыхать», — описывает свое новое состояние Ольга.

Полгода в моей жизни вообще не существовало беспокойства. Но затем тревога вернулась, хотя интенсивность ее значительно снизилась. Если раньше она была похожа на назойливую муху, то сейчас — на уставшую.

А справляться с ней мне помогали навыки, приобретенные на бессчетных сессиях когнитивно-поведенческой терапии.

Ольга тоже уверена, что одной трансперсональной терапии недостаточно: «Да, я откопала кучу глубинных проблем, получила другой жизненный опыт. Но мое поведение не изменилось. Чтобы освоить эти „ископаемые“ и интегрировать их в жизнь, мне приходится ходить к другому терапевту-гештальтисту».

Владислав Матреницкий говорит, что его подход не панацея. А Амина Назаралиева заключает, что начинать разбираться с ментальной проблемой нужно с методов, эффективность и безопасность которых научно доказана.

Обучение трансперсональной психологии

Получить знания из области трансперсональной дисциплины можно на семинарах по эзотерике или в институтах, преподающих эту науку. Главное требование к учащимся — желание почерпнуть познания из области психологии, открыть для себя сферу неопознанного и научиться полученный опыт использовать во благо себе и окружающим.

Трансперсональная наука поможет познать себя и мир вокруг. Благодаря её методам можно улучшить своё состояние и жизнь в целом. Избавляясь от проблем и высвобождая энергию, индивид исцеляется от разного рода душевных заболеваний и приобретает гармонию с миром. Знания по трансперсональной дисциплине можно применить для раскрытия своего творческого потенциала и развития личных способностей.

Психосинтез Р.Ассаджиоли

С точки зрения Ассаджиоли, сторонника идей психоанализа, все проблемы человека связаны с тем, что он утрачивает внутреннюю целостность, гармонию. Некоторые стороны психики человека начинают противоречить друг другу и происходит их разъединение. Подобный процесс (отсутствие целостности, синтеза) приводит к различным заболеваниям.

Для того, чтобы осуществить объединение разрозненных частей психики, Ассаджиоли разработал метод психосинтеза.

Ассоджиоли выделяет два этапа психосинтеза:

  1. Личностный психосинтез (объединение всех разрозненных элементов личности в единое целое). На данном этапе формируется здоровая личность.
  2. Духовный психосинтез (работа с различными уровнями психики – трансперсональная область). На данном этапе человек приобретает ощущение той энергии, которая раньше была ему недоступна и учится использовать её в жизни.

Перемены в своей жизни благодаря практическому методу психосинтеза человек испытывает не сразу. С точки зрения Ассаджиоли человеку необходимо время для того, чтобы принять новый опыт, «должно состояться созревание психического плода» [3].

Таким образом, с точки зрения трансперсонального направления человек обладает доступом ко всей информации Вселенной и связан со всем человечеством. Представители данного направления делают упор на высвобождение новой «энергии», избавление от различных проблем через измененные состояния сознания. С помощью различных техник, разработанных данным направлением психологической науки, человек якобы исцеляется и приобретает целостность в отношениях с миром.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]