Человек как биологический вид
С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности. |
С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.
Животное | Человек |
1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо. | 1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты. |
2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий. | 2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности. |
3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда. | 3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе. |
4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью. | 4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности. |
Содержание
- 1 Определения
- 2 Статусы и роли личности
- 3 Как происходит формирование личности у индивида
- 4 Как различать определения
- 5 Выводы
Проблема становления человека в обществе является важной не только в психологии, но и в социуме. Несмотря на это, разницу между личностью и индивидом могут найти далеко не все люди. Чтобы разобраться в этом вопросе и осознать, чем отличаются друг от друга эти понятия, следует обратиться к терминологии, а также понять, что такое индивидуальность.
Индивид и личность
С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность. |
Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.
Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с тяжелыми психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.
В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда). |
Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.
Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.
Важно!
Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.
Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.
Биологическая сущность человека | Социальная сущность человека |
Проявляется в его анатомии, физиологии, особенностях кровеносной, мышечной и нервной системы, присущих всему человеческому роду. | Развивается в процессе социализации, в ходе общения с другими людьми. Проявляется через способность к созидательному труду, понимание общественных норм и правил, самосознание. |
«Анализ истории мировой культуры подтверждает связь появившегося на Западе в ходе кризиса традиционной культуры понятия «личность» с понятиями «свобода», «самосознание», «творчество», что делает её категорией культурологической — это и дало мне основание назвать второй крупный этап истории мировой культуры, который противопоставил себя традиционному её типу, личностно-креативным или, короче, персоналистским.
Отличие «личности» от «человека» определяется том, что «человек» есть родовое понятие, а «личность» — индивидуальное, от «индивида» же «личность» отличается тем, что является его особым качеством, но не врождённым, не имманентным, а формирующимся в результате овладения индивидом определённым культурным содержанием; иначе говоря, индивидом человек рождается и остаётся им независимо от социальных и культурных условий его существования, а личностью он становится — или не становится — в зависимости от потребностей социокультурной среды и от его собственной активности.
Традиционное общество с соответствующей ему традиционной культурой нуждалось в строго закреплённом за каждым своим членом его месте в социальной иерархии и в разделяемом всеми едином типе мифологического сознания, освящающем эту иерархию. Хотя исторически исходное растворение «я» в «мы» в первобытных коллективах модифицировалось в известной мере в последующих типах традиционного общества и несколько расширило ту социальную «щель», в которую некоторые «диссиденты» могли протиснуться, вырываясь из тесных рамок безличной «мы-психологии» и соответствующего поведения, однако вплоть до слома в Европе феодального варианта традиционного общества, личность, атрибутивным качеством которой является потребность и способность духовного самоутверждения, осуществляемого в ходе свободного выбора жизненных ценностей и обусловливаемых ими форм поведения и деятельности, могла быть лишь исключительным явлением.
Типичными же модификациями безликости индивида были социальные институты монашества и рыцарства, юридически закреплённые сословные права и обязанности, определявшиеся принадлежностью к дворянству, к духовенству, к крестьянской общине, к ремесленному цеху, к торговой гильдии.
Возрождение, Реформация и республиканизация — три пути формирования индивидуального самосознания человека и права выбора каждым своих нравственных, эстетических, религиозных, политических, экзистенциальных ценностей — рождали Личность как носителя свободы самоидентификации, самоосуществления, самореализации, т. е. самостоятельно избираемых идеалов, нравственных принципов, жизненных позиций, вероисповедания (или неприятия всякой религии), политических предпочтений, эстетического и художественного вкусов; обладание свободой позволяет личности в определенных условиях менять свои убеждения, свою веру, свои вкусы, сознавая свою власть над ними, а не их власть над собой; один из первых, наиболее ярких примеров — Блаженный Августин, а затем Мартин Лютер, Генрих IV, Наполеон Бонапарт, Виссарион Белинский, Лев Толстой, Николай Бердяев, Василий Кандинский, Роже Гароди, Борис Ельцин…
Я отвлекаюсь сейчас от выявления внутренних мотивов подобной смены убеждений и каких-либо собственных оценочных суждений каждого упомянутого случая — речь идёт лишь о праве человека в культуре персоналистского типа на собственное мнение, а значит, и на его изменение. Существенно, что в разнообразных юридических документах — биллях, декларациях, конституциях — «права личности» получали правовое закрепление, став, и оставаясь по сей день, одним из основных маркирующих признаков демократического способа организации совместной жизни людей.
Таким образом, «личность» есть новоевропейское образование, породившее демократическую форму бытия социума и ею воспроизводимое — потому-то все попытки восстановления феодально-рабовладельческого строя, при всех особенностях тоталитаризма в сталинско-брежневском Советском Союзе, в гитлеровской Германии, в маоистском Китае, в квазисоциалистических режимах Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и Центральной Африки, оказывались едиными в подавлении личностного начала в членах общества, хотя и неспособными достичь этой цели даже с помощью массового террора, концентрационных лагерей и «культурных революций» — «джин» личностного самосознания, выпущенный из бутылки в Европе в середине второго тысячелетия нашей эры, загнать обратно оказалось невозможным…»
Каган М.С., Формирование личности как синергетический процесс, в Сб.: Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности, М., «Прогресс-Традиция», 2003 г., с. 214-215.
Индивидуальность
В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.
Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д. |
Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже монозиготные близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Что значит «выдающаяся личность» по обществознанию
Термин «выдающаяся личность» характеризует человека, как волевого и сильного, отличившегося от всех.
Признаки такого человека очевидны: сила воли, целеустремленность в достижении своих целей.
Чаще всего, люди воспринимают такого человека, как эталон: например, Юрий Гагарин. После его полета, огромное количество советских мальчишек хотели стать космонавтами. Это психология толпы – основная масса всегда ровняется на кого-то одного.
Конечно, человек не может быть яркой и выдающейся личностью без индивидуальности: эти понятия взаимосвязаны и взаимно компенсируют друг друга.
Сильная личность
На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.
Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.
Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.
Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.
Понятие индивидуальности человека в отечественной психологии
Наверное, тщательнее всего индивидуальность исследовал знаменитый советский психолог Борис Герасимович Ананьев. В его работах личность человека рассматривалась не как какие-либо ее характерные черты и даже не как совокупность этих черт. Человек, по Б.Г. Ананьеву, — это целостная структура.
Соответственно, и индивидуальность – это не простое скопление черт характера или прочих свойств. Все гораздо сложнее. Индивидуальность – это человек, это и есть та самая целостная и органичная структура, то, что мы называем личностью.
Б.Г. Ананьев рассматривал индивидуальность человека через призму нескольких групп важных качеств. Это и физические его свойства, к примеру рост и вес, и психологические (те же характер и темперамент), и деятельностные, то есть характеристики выполнения им разного рода работы.
Однако с индивидуальностью не все так просто. На самом деле она имеет большое практическое значение для психологии, а поэтому исследование ее велось не одно десятилетие. В отечественной психологии даже выделяется проблема индивидуальности человека, изучение которой не прекращается и поныне.
Как различать определения
Задаваясь вопросом о том, в чем заключаются различия понятий «человек», «личность» и «индивид», многие люди приходят в замешательство. Несмотря на то, что эти определения переплетены друг с другом, личность является наиболее многозначным из них. В повседневной жизни этим словом часто характеризуют человека, способного совершить благородный поступок. В психологии же данный термин имеет более десяти трактовок. Более того, для изучения отношений между людьми и отдельными сообществами был создан отдельный раздел этой науки.
Исходя из изложенной ранее информации, можно сделать логичный вывод, что в сравнение с личностью, индивид не может утратиться. Его развитие начинается с появления на свет, и даже став социально неблагополучным, он сохранит свою индивидуальность. Формирование собственного «Я» — важнейшая задача каждого человека, реализация которой зависит от убеждений социума, частью которого является индивид. Понимание своей роли в обществе и соответствие статусу формирует личность, которая в отдельных сообществах может оцениваться по-разному.
Существует такая цитата: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают».
С ее помощью можно легко ответить на вопрос о том, в чем заключается различие между этими терминами. Далеко не каждому человеку удается сохранить свою неповторимость в полной мере. Попытки подражания другим людям и соответствия всем нормам, предписанным обществом, могут спровоцировать потерю индивидуальности. Остаться уникальной персоной можно лишь в том случае, если будет достигнута гармония с собой и окружающим миром.
Отличия понятий
Подытоживая вышесказанное, перечислим ещё раз основные особенности и отличия рассматриваемых понятий. Итак, человек – это обобщающее понятие. В отличие от остальных, оно может использоваться в биологическом смысле для обозначения представителя вида Homo Sapiens. При этом практически в любом контексте термины «личность» и «индивид» можно заменять словом «человек». Но высказывание при этом получится более обобщённым.
Индивид – это конкретный человек. Это техническое или юридическое понятие, используемое в правовых документах. Оно не включает каких-либо личностных особенностей, но строго указывает на конкретного человека. С точки зрения права, индивид – это субъект правоотношений (собственник, наследник, виновник ДТП). Рассматривая людей как индивидов, мы считаем их одинаковыми и пренебрегаем всеми их особенностями, кроме тех, которые важны в рамках решаемой задачи.
Личность – это социализированный человек, обладающий характером, темпераментом и мировоззрением, активно взаимодействующий с другими личностями. Личность не возникает сама по себе, она формируется благодаря социализации, которая происходит в процессе взросления.
Индивидуальность – это совокупность свойств и качеств, делающих человека уникальным. Она формируется параллельно с личностью. Чтобы лучше понять, чем личность отличается от индивидуальности, стоит обратить внимание на то, с какими эпитетами обычно используются эти слова. Про личность можно сказать, что она «сильная», «независимая», «самостоятельная». К индивидуальности больше подходят такие эпитеты как «яркая», «запоминающаяся» или «неповторимая».