Человек
Человек является главным участником общественно-исторических отношений, он творит культуру, движет своими усилиями общемировой исторический и культурный процесс.
По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами. Это собирательное общее понятие для обозначения всех представителей человеческого рода.
Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность
Природа и сущность человека
4. Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность
Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Длительное время в марксистской литературе указанные понятия почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем различение этих понятий не должно приводить к другой крайности — их резкому разграничению и противопоставлению.
Наиболее общим, родовым понятием является человек. Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или — точнее — субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.
Индивид — это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек — безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.
Личность — это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. «.. . Сущность «особой личности»,— писал К. Маркс,— составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество.. . ». Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и самонаблюдения можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Внутреннее содержание личности не есть результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней ее работы, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек — это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.
Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность — это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами. Индивидуальность — это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств — общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую ценность индивидуальности, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса.
Заключение
Одной из важнейших тенденций развития современной философии является все большее внимание к человеку, к проблемам его бытия в мире и к его внутреннему миру.
Для исследования человека как сложного объекта научного познания философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существования.
Прежде всего, человек — это высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно — исторической деятельности и культуры. Понятие человек — понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода, социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и общесоциальные черты человека.
Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется понятие “индивид”. Под индивидуальностью понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.
Личность — это социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно — практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность обладает, прежде всего, духовными качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся динамична. Личность — это всегда творчество, победа и поражение, поиск и обретение, преодоление рабства и обретение свободы.
По природе своей человек является существом активным, деятельным. В значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он,- автор истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд, политика, познание, воспитание, и др.) является способом существования человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не только окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и способности людей носят конкретно — исторический характер, т.е. они изменяются в ходе деятельности.
Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации. Социализация — это процесс становления личности, происходящий, прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.
Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми.
Человек обладает также и рядом иных качеств. Для современного человека характерны высокий уровень образованности, социальная активность, прагматичность и эвристичность, целеустремленность. Современный человек — это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969—1971.
2. Барулин С.В./ Социальная философия. — М., 1994.
3. Тейяр де Шарден П./ Феномен человека. — М., 1997.
4. Бердяев Н.А. / О назначении человека. – М., 1993.
[1] Камю Альбер. Бунтующий человек. М., 1990, С. 38, 39.
[2] Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв. В 3 т., М., 1979, Т. 1, С. 8.
[3] Маркс К. И Энгельс Ф. Сочинения, Т. 25 , ч. II, С. 387.
Природа и сущность человека
Информация о работе «Проблема человека в философии»
Раздел: Философия Количество знаков с пробелами: 39653 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Проблема человека в философии софистов и Сократа
20265
0
0
… формы государственной власти. Сократ — противник афинской демократии. На место вопроса о космосе, вопрос о человеке со всеми его связями характерен антропозитизм. Сократ претендовал на роль просвятителя. Он же враг изучения природы (вмешательства в дело богов). Задача его философии — обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание природы — безбожное дело. По Сократу, сомнение ведет …
Проблемы человека в философии
54962
0
0
… Земле; космическими воздействиями (космическая радиация привела к мутациям в ДНК живых организмов и у некоторых приматов произошел качественный «биологический скачок», приведший к появлению человека). В настоящее время человек в философии рассматривается не только как высшая ступень в развитии мира, но и порой как природная патология, как этап в возникновении новой, постсоциальной формы движения …
Проблема человека в творчестве В.С. Соловьева
66656
4
4
… для всякой мерзости, а для того, чтобы вы оперевшись на него, могли удержаться от зла и стать проводником его несомненной правды». Вот связь человечества через «телесность Божества» с абсолютом. Ходить по всюду, делать все имея в себе Христа – путь совершенствования человечества, решение проблемы человека в философии Соловьева. Так он видит путь к богочеловечеству. Такая жизнь в вечном стремле
Проблема человека в современной философии
13395
0
0
… из всех предшествующих теорий, что свойственный им метод радикального усмотрения сущности привел к такому обилию определений, что соединить их в нечто единое нет никакой возможности. В итоге наша современная теория о человеке утратила свой интеллектуальный центр и предстала перед ними как некое хаотичное разнообразие. И это неудивительно. ибо всем вышеуказанным теориям оказалась свойственной одна …
Индивид
Определение 1
Индивиды – это единичные представители человечества, отдельно взятые люди, при абстрагировании от их реальных антропологических и социальных особенностей.
Рисунок 1. Индивид. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
ИНДИВИ́Д
ИНДИВИ́Д (лат. individuum – неделимое, перевод греч. термина ἄτομον – атом), единичное сущее, которое не может быть разделено без утраты его идентичности. Таковы, напр., атомы Демокрита, живые существа – растения, животные, люди, таковы душа, Бог.
Согласно Аристотелю, И. есть «вот это», τόδη τι, «первая сущность», последнее звено в цепи «род – вид – индивид», где род и вид – общие понятия, а индивиды, в отличие от них, суть самостоят. сущности, и в этом их онтологич. преимущество перед родами и видами. Важнейший признак И.: на него можно указать пальцем. Аристотель считал, что об И. не может быть науч. знания в том смысле, в каком науками являются математика, физика или метафизика, получающие достоверное знание с помощью таких познавательных средств, как определение и доказательство: невозможно дать определение И. и к нему неприменимо доказательство. Число И. бесконечно, а о бесконечном, согласно Платону и Аристотелю, невозможно никакое знание, ибо разум не может охватить бесконечное. И. состоят из формы и материи. Непознаваемость И. в его индивидуальности связана с присутствием в нём материи, начала неопределённого и изменчивого, которое и является принципом индивидуации. Вслед за Аристотелем онтологич. приоритет И. подчёркивал Александр Афродисийский.
Новые акценты в понимание И. внесло христианство. Опираясь на догмат о Богочеловечестве Иисуса Христа, соединившего в себе вечного Бога и индивидуального человека в его историч. уникальности, и исходя из веры в бессмертие индивидуальной человеческой души, Августин пришёл к убеждению, что начало индивидуации – не материя, а душа. В памяти, хранилище истории души, запечатлевается уникальный опыт каждого человека, определяющий его внутр. жизнь и его отличие от остальных. Духовная жизнь тем самым приобретает индивидуальный характер: она определяется не только разумом как началом всеобщего, но и сердцем как средоточием индивидуального Я. Отсюда убеждение в бесконечной ценности каждой индивидуальной души, в её единственности и незаменимости.
Проблема индивидуации становится одной из центральных тем в европ. схоластике после рецепции аристотелизма в 13–14 вв. Фома Аквинский, определяя И. как «то, что в себе неделимо, но отделено от других», считает принципом индивидуации т. н. вторую, или «означенную», материю (materia secunda sive signata), определённую в количественном, пространственном и временнóм отношении. Дунс Скот выдвинул понятие «вот-этости» (haecceitas) как «последней реальности сущего» (ultima realitas entis) – такой индивидуальной определённости, которая получается из общей природы через неделимый вид благодаря собственной форме («петровость» Петра, «платоновость» Платона). Номиналисты 14 в. (У. Оккам, Ж. Буридан и др.), опираясь на учение Аристотеля о «первой сущности» как И., утверждали, что реально существуют лишь индивиды, сотворённые всемогущей волей Бога. Общие же понятия суть вторичные образования – репрезентации единичных вещей и не существуют в уме Бога в качестве вечных прообразов всего сотворённого. Отсюда характерный для номинализма эмпиризм: только через опыт открывается реально сущее, т. е. индивидуальное. Именно то, что непостижимо для разума и составляет «вот-этость» И., его единичную субстанцию, есть продукт творческого акта Бога; не только разумная душа каждого человека, но и любой И. – от слона до козявки – есть чудо, созданное Творцом. Так в средние века осмысляется античный тезис о непознаваемости И. в его индивидуальности: И. «есть невыразимое» («individuum est ineffabile»).
Как и у Августина, проблема И. в средние века тесно связана с жизнью человеческой души и её бессмертием. Поэтому и у тех, кто вслед за Аристотелем видит принцип индивидуации в материи, подчёркивается специфика этого принципа применительно к человеку. Так, Фома Аквинский пишет: «Индивидуация, соответствующая человеческой природе, – это персональность» (Summa contra gentiles, 4, 41). У Фомы Аквинского возникает трудность при объяснении индивидуальности чистых духов – ангелов и Бога. Он разрешает её, опираясь на Боэция, который полагал, что существуют особые виды, в подчинении которых находится один-единственный индивид. Согласно Фоме Аквинскому, в мире нематериальных духов столько же индивидов, сколько имеется видов, т. к. материя здесь не может служить началом индивидуальных различий в рамках одного вида.
В позднем Средневековье и особенно в эпоху Возрождения ценность И. возрастает. «Как единственнейший Бог максимально неповторим, так, после него, максимально неповторима единственность мира, потом единственность видов, потом единственность индивидов, из которых каждый тоже неповторим…» (Николай Кузанский. Соч. М., 1980. Т. 2. С. 382).
В новоевропейской философии тема И. выходит на первый план в монадологии Г. В. Лейбница – учении о множестве индивидуальных субстанций. Понятие монады, главные определения которой – единство, неделимость, самостоятельность и единственность, Лейбниц заимствует у Ф. Суареса, Николая Кузанского и Дж. Бруно, употреблявших его для обозначения индивидуального единства. Лейбниц отличает монаду от атома: монада – не физический, а «метафизический», нематериальный атом, в монаде в индивидуальной форме представлен весь универсум, она есть микрокосм. Поскольку принципом индивидуации монад у Лейбница, как и ангелов у Фомы Аквинского, является не материя, но форма, то они могут постигаться в понятиях, однако такие индивидуальные понятия доступны лишь Богу. «Мы не можем обладать знанием индивидов и найти способ точного определения индивидуальности каждой вещи», ибо «индивидуальность заключает в себе бесконечность, и только тот, кто в состоянии охватить её, может обладать знанием принципа индивидуации той или иной вещи» (Лейбниц Г.В. Соч. М., 1983. Т. 2. С. 290, 291).
Радикальным углублением тезиса о непознаваемости И. явилось учение И. Канта о «вещах в себе» как существующих реально, но недоступных познанию. Он рассматривает И. не столько с логико-онтологической, сколько с нравственно-практической точки зрения, которая становится господствующей в кон. 18–19 вв. Умопостигаемый мир есть, по Канту, царство «разумных существ как вещей самих по себе», т. е. свободных индивидов, каждый из которых свободен в той мере, в какой подчиняет нравственному закону свои индивидуальные склонности. И. Г. Фихте при рассмотрении И. опирается на кантовскую идею самоопределения: выбирая себя свободным, а не природным, И. порождает самого себя. Поскольку, однако, разум есть принцип всеобщего, то единичное, по Фихте, должно быть снято во всеобщем как нравственном законе.
Кантовско-фихтевскую точку зрения не принимают романтики. Ф. Шлейермахер выступает в защиту ценности природного, чувственного начала в человеке, не соглашаясь толковать индивидуальность лишь как внешнее различие между людьми: «Каждый человек должен на свой лад выражать человечество через своеобразное смешение его элементов» (Шлейермахер Ф. Д. Речи о религии. Монологи. М., 1994. С. 292). У романтиков появляется эстетич. культ индивидуальности: каждый И. должен стремиться к самобытности. В отличие от Лейбница романтики видят ценность индивидуальности в её принципиальной незавершённости: И. есть «фрагмент» (Ф. Шлегель), непрестанное становление; в тайне индивидуальности, по В. фон Гумбольдту, скрыта сущность и судьба человеческой природы. Двойственно отношение к проблеме И. и индивидуальности у Г. В. Ф. Гегеля: отмечая, что только в христианстве индивидуальный личный дух становится абсолютной ценностью, в то же время он утверждает, что И. есть бесконечно малая, исчезающая величина в жизни всеобщего – мирового духа, использующего многочисленные человеческие поколения для достижения своих целей.
В 19–20 вв. И. рассматривается как момент общественного целого. Предпосылки социоцентрич. понимания И. формировались уже в нем. идеализме, прежде всего у Г. В. Ф. Гегеля, но своего завершения оно достигает в учениях О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма и др. «Бунт единичного» против растворения во всеобщем начался уже в 19 в.: с позиций протестантской теологии в защиту И. выступил С. Кьеркегор, с позиций неоязыческого натурализма философии жизни – Ф. Ницше. Если Кьеркегор укореняет индивидуальное сущее – человеческую экзистенцию – в трансцендентном Боге, подчёркивая при этом значение акта веры, ответственного внутр. выбора, с помощью которого И. только и может сделать себя тем, что он есть в Божественном замысле о нём, то Ницше видит в индивиде существо природное, ни к чему не сводимое: он сам себя творит и утверждает, не имея над собой высшего начала, будь то Бог, нравственный мир ценностей или социальных установлений.
Согласно Г. Риккерту, И. в широком смысле слова означает любую однократную и особенную действительность. Для баденской школы неокантианства, как и для номиналистов вообще, реально лишь индивидуальное; естественно-научное знание, устанавливая общие законы природы, абстрагируется от индивидуального, а потому его конструкции не дают возможности постигнуть реальность. М. Шелер рассматривает человека сквозь призму его индивидуального предназначения, в котором находит своё выражение место И. в плане спасения мира, его уникальное призвание как личности (персоналистич. трактовка, восходящая к Августину). В аналитической философии проблема базисных понятий как условия идентификации единичных объектов (И.) и состояний сознания рассматривалась в кн. П. Стросона «Индивиды. Опыт дескриптивной метафизики» («Individuals. An essay in descriptive metaphysics», 1959).
Личность
Индивида можно представить как клетку социального организма. Если клетка здорова, то и организм не испытывает дискомфорта, отсутствуют нарушения в его функционировании. Индивид практически немыслим без общества и, соответственно, без своих социальных качеств.
Социальное измерение индивида образует понятие личности, определение которой отражает динамичную, относительно устойчивую целостную систему духовно-интеллектуальных, морально-волевых, а также социально-культурных качеств человека, формами выражения которых являются индивидуальные особенности его сознания и деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Индивид, индивидуальность, личность 450 ₽ Реферат Индивид, индивидуальность, личность 280 ₽ Контрольная работа Индивид, индивидуальность, личность 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Каждый человек является индивидом, но стать личностью он может только в социальной среде. Индивид может обитать в любом пространстве, любой сфере и области, тогда как личность неотделима от социума.
Формами проявления социальных качеств личности являются ее действия, поступки, ее отношение к миру и к другим индивидам. Они отражают внутренний мира индивида, высвечивают его духовные и нравственные качества.
Индивидуальность
Индивидуальность
Означает особые специфические качества природы, социума, физиологических особенностей которые отличают одного человека от другого.
Термин «индивидуальность» означает особые и специфические качества природные, социальные, физиологические, психологические, унаследованные и приобретенные, которые отличают одного человека от других, влияние на социальные процессы и место в них.
Сравнивая понятие индивидуальности с понятиями об человеке и личности можно сделать вывод, что каждый индивид является человеком, и только под влиянием общества он может стать личностью. При этом личность является не только конкретным выражением индивидуальности человека, но и воплощением социально значимых черт и особенностей данного общества, его культуры, норм и ценностей. Главным представляется то, что личность – это субъект социальных групп, сообществ и социальных процессов, который может формировать новые социальные образования в соответствии с собственными интересами.
Понятие личности в философии
Понятие личности в философии можно обозначить, как сущность ее в мире, ее предназначение и смысл жизни. Философия большое значение придает именно духовной стороне человека, ее нравственности, человечности.
Личностью в понимании философов человек становиться тогда, когда понимает, зачем он пришел в эту жизнь, какая его конечная цель и чему он посвящает свою жизнь. Человека философы оценивают, как индивидуальность, если он способен на свободное самовыражение, если его взгляды непоколебимы, и он добрый, творческий человек, который в своих поступках руководится морально-этическими принципами.
Существует такая наука, как философская антропология, именно она занимается изучением сущности человека. В свою очередь в антропологии есть отрасль, которая более узко изучает человека – это персонализм. Персонализм интересуется широтой внутренней свободы человека, его возможностями внутреннего роста. Сторонники персонализма считают, что нельзя, каким-то образом измерить личность, структурировать ее, или загонять в социальные рамки. Ее можно просто принять такую, какой она есть перед людьми. Также они считают, что не каждому дано стать личностью, некоторые так и остаются индивидами.
Сторонники гуманистической философии в отличие от персонализма, считают, что личностью есть каждый человек независимо от каких-либо категорий. Гуманисты утверждают, что независимо от психологических особенностей, черт характера, прожитой жизни, достижений каждый есть личностью. Даже новорожденное дитя они считают личностью, потому что у него был опыт рождения.
Понятие личности в философии кратко можно описать, пройдясь по основным временным периодам. В античные времена под личностью понималась особа, которая выполняла какую-то определенную работу, личностью называли маски актеров. Они как бы понимали что-то насчет существования личности, но понятия как такого в обиходе не было, только позже в ранней христианской эпохе начали применять этот термин. Средневековые философы отождествляли личность с Богом. Новоевропейская философия приземлила этот термин до обозначения гражданина. Философия романтизма разглядывала личность, как героя.
Понятие личности в философии кратко звучит так – личность может осуществиться, когда она владеет достаточно развитыми волевыми способностями, способна преодолеть социальные барьеры и выдержать все испытания судьбы, даже выйти за рамки конечности жизни.
Индивид и группа
Группа – это относительно изолированная совокупность индивидов, которые находятся в довольно устойчивом взаимодействии, а также осуществляют совместные деяния на протяжении долгого промежутка времени. Группа – это также совокупность индивидов, которые разделяют социальные определенные характеристики. Совместное взаимодействие в группе основано на определенном общем интересе или связано с достижением конкретной общей цели. Она характеризуется групповым потенциалом, который ей позволяет вступать во взаимодействие с окружающей средой и приспосабливаться к трансформациям, которые происходят в окружении.
Характерные особенности группы заключаются в идентификации каждым ее членом себя, а также своих действий с коллективом в целом. Следовательно, во внешних обстоятельствах каждый выступает от имени группы. Еще одной особенностью является взаимодействие внутри группы, которое имеет характер прямых контактов, наблюдения действий друг друга и др. В любой группе вместе с формальным разделением ролей, обязательно будет складываться неформальное разделение ролей, которое обычно признается группой.
Выделяют два вида групп: неформальные и формальные. Вне зависимости от вида группы, она будет оказывать существенное воздействие на всех членов.
Взаимодействие индивида и группы будет всегда носить двойственный характер. С одной стороны, индивид своими действиями помогает решению групповых задач. С другой – группа оказывает огромное влияние на личность, помогая ей удовлетворять свои определенные потребности, например, потребность в безопасности, уважении и т.п.
Психологами было замечено, что в коллективах с позитивным климатом и активной внутригрупповой жизнью, индивиды имеют хорошее здоровье и моральные ценности, они лучше предохранены от внешних влияний, работают активнее и действеннее, чем индивиды, которые находятся в обособленном состоянии, или же в группах с негативным климатом, которые поражены неразрешимыми конфликтными ситуациями и нестабильностью. Группа служит для защиты, поддержки, для обучения и умения решать задачи, и требуемым нормам поведения в группе.