ЛИ́ЧНОСТЬ, одно из центр. понятий философии и психологии, человек, рассматриваемый преим. как автономный носитель и субъект культуры, исторически сложившихся форм мироотношения, которые он реализует в своей деятельности. Наряду с этим в психологии распространено также понимание Л. как индивидуальности, прижизненно складывающейся устойчивой структуры специфич. психологич. особенностей индивида, лежащей в основе характерных для него форм поведения.
Историческое развитие понятия личности
В классич. латыни слово «Л.» (persona) обозначало прежде всего «маску» (ср. рус. «личина») – слепок с лица предка, ритуальную маску и театральную, исполняющую роль резонатора, служащего для усиления звука голоса; связанная с этим традиция возводить данное слово к глаголу personare – «громко звучать» несостоятельна с лингвистич. точки зрения, т. к. гласный «о» в этих словах имеет разл. долготу. В Средневековье это слово интерпретировали как «звучать через себя» (per se sonare) – персоной, т. о., является тот, кто обладает собств. голосом (Bonaventura, 2 Sent. 3, p. 1, а. 2, q. 2). Др. популярная ср.-век. этимология, ложно приписываемая Исидору Севильскому, – per se una (единая сама по себе). Совр. исследователи возводят это слово к этрусскому fersu (маска), по-видимому, восходящему к греч. πρόσωπον (лицо, передняя часть, маска).
Persona является фундам. понятием рим. юриспруденции (наряду с «вещью» и «действием»), обозначая человека как индивида, занимающего конкретное положение в социуме, в то время как homo (человек) обозначает его как экземпляр вида, a caput (голова) – как единицу, облагаемую податями или несущую воен. обязанность. В таком смысле слово persona употребляется у Цицерона, который различает четыре «личины», возложенные природой на человека: он обладает «разумом и сознанием», т. е. признаками человеческого рода, относится к определённому типу характера, живёт в конкретной среде в определённых обстоятельствах и избирает некую профессию или же образ жизни; при этом каждый «должен быть верен своей натуре» (трактат «Об обязанностях», кн. I, 109–120). Марк Аврелий призывал каждого создать свою собств. персону.
В контексте тринитарных споров в христианском богословии слово persona впервые было употреблено Тертуллианом (Adv. Praxean), в его формуле триединства tres personae – una substantia («три лица – одна субстанция»). В напряжённых богословских дискуссиях, важными вехами которых стали Никейский (325) и Халкидонский (451) соборы, выработалась окончат. формула: «единство (Бога) в трёх лицах и одно лицо (Христа) в двух природах (человеческой и божественной)» (в греч. традиции в данном контексте использовалось слово ипостась, значительно реже – πρόσωπον). Боэций в христологич. трактате «Против Евтихия и Нестория» дал определение Л., надолго ставшее классическим: «индивидуальная субстанция разумной природы» (naturae rationalis individua substantia). Ришар Сен-Викторский, считая определение Боэция не вполне адекватным, поскольку субстанция отвечает на вопрос «что?», а личность – на вопрос «кто?», дал такое определение: «несообщаемое существование разумной природы» (intellectualis naturae incommunicabilis existentia). Александр Гэльский на основании деления сущего на физическое, рациональное и моральное провёл различие соответственно между субъектом, индивидом и личностью: каждая Л. есть индивид и субъект, но только обладание особым достоинством делает субъект личностью. Фома Аквинский, провозгласивший Л. «тем, что является наиболее совершенным во всей природе», считал существенным для Л. быть господином своих действий, «действовать, а не приводиться в действие» (S. Th. I, 29, 3 и 1).
В философии и культуре Возрождения Л. стала отождествляться прежде всего с яркой, многосторонней индивидуальностью, способной достичь всего, что захочет.
В центре концепции Л. у Дж. Локка – феномен самосознания, сопровождающего всякий акт мышления и обеспечивающего тождество Я благодаря способности Л. вспоминать о своих предшествующих состояниях. Для И. Канта, давшего обоснование понятия Л. в сфере практической философии, Л. основана на способности человека действовать в соответствии с универсальным моральным законом, что даёт ей свободу по отношению к механизму природы; она есть не средство, а «цель сама по себе», и требование относиться к человеку в соответствии с этим – высший этич. принцип Канта. И. Г. Фихте выделил отношение с Другим как конститутивное для Л.: «сознание Я» и «бытие личностью» могут возникнуть, только если Я затребовано к действию Другим, противостоящим Я по праву своей свободы. Г. В. Ф. Гегель развивал эту идею Фихте в своём анализе отношений «господина» и «раба» в «Феноменологии духа», согласно которому бытие личностью предполагает признание, исходящее от Другого. Понимание Л. как неповторимой индивидуальности (см. Индивид), восходящее к учению Г. В. Лейбница о монадах, стало одной из основополагающих идей нем. романтизма (Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер и др.).
В феноменологии нач. 20 в. Л. рассматривается как единство непосредств. переживания и соответственно как исходный пункт интенциональных актов (Э. Гуссерль), как центр осуществляемых ею многообразных актов – не только познавательных, но прежде всего волевых и эмоциональных, в конкретном сцеплении которых и реализуется бытие личности (М. Шелер).
В связи с осмыслением процессов деперсонализации в массовом обществе 20 в. традиц. концепция Л. была поставлена под вопрос (бессознательное как источник человеческих действий, «бегство от свободы» и социальной ответственности – в разл. версиях психоанализа, «смерть субъекта» в постмодернизме и т. п.). В философии экзистенциализма проявления Л. связываются с «пограничными» (К. Ясперс), или предельными, ситуациями – осознания конечности бытия, борьбы и страдания, близости смерти, необходимости принимать жизненно важные решения, когда человек обретает способность брать на себя ответственность. Представители персонализма (Э. Мунье, Н. А. Бердяев, Ж. Маритен, П. Рикёр и др.) рассматривали Л. в её деятельном выражении в труде, творчестве, общении и любви. Тезис Р. Декарта «Мыслю, следовательно, существую» Мунье переформулировал как «Люблю, следовательно, существую». Согласно Маритену, человека в его повседневном бытии, в ситуации отпадения от Бога можно рассматривать лишь как объект; только обращение к Богу позволяет вместить всё многообразие человеческой Л. В т. н. диалогической философии (М. Бубер, Ф. Розенцвейг, О. Розеншток-Хюсси, Г. Марсель, Э. Левинас, М. М. Бахтин) Л. возникает в процессе межличностного диалога, ведущегося между Я и Ты, в противовес субъект-объектному отношению Я – Оно, при этом в качестве Ты выступает как другой человек, так и Бог («вечный Ты»). Взаимоотношение разл. Л. порождает особое межличностное единство – Мы. Человек, связанный лишь с миром вещей и идеологем – миром Оно, утрачивает личностное бытие. Принципиальная ответственность за Другого, без расчёта на взаимность, – это то, что делает человека Л. и моральным существом (Левинас).
Проблема Л. занимает важное место в совр. политич. и социальной теории. Так, Дж. Ролз видел основу справедливого общества в признании автономии личности, имеющей свободу и право реализовывать собств. представления о благе. Ю. Хабермас разрабатывает теорию универсального коммуникативного сообщества, построенного на уважительном и толерантном взаимодействии личностей и исключающего манипуляцию ими.
Русская философия персонализма
Русский философ Н.А. Бердяев характеризует человека с точки зрения эсхатологии. Мыслитель сравнивает понятия индивид и личность. Индивид – это гражданин природы с присущей ей материальностью и грубой телесностью. Личность – понятие, которое отражает христианскую идею о человеке как подобии Бога. Поэтому личность не выводима из природного начала и путь ее бытия окрашен трагичностью. Избранные личности сохраняют свое бытие после Суда, концепцию которого отстаивает христианство.
Русский экзистенциальный философ Л. Шестов, рассуждая о природе личности человека, характеризует ее через понятия трагизма и одиночества. Личность оказывается одинокой в рамках окружающего мира и общества, которые притесняют ее, пытаются ее ограничить определенными социальными рамками. Осознать себя как личность человек может только в одиночестве. По настоящему творческие личности обречены на постоянное осознание приближающейся смерти.
Изучение личности в психологии
В психологич. теориях Л. кон. 19 – нач. 20 вв. отражалась как берущая начало от Гиппократа медико-биологич. традиция выделения наблюдаемых индивидуальных различий, их измерения, классификации и построения типологий (Э. Кречмер, В. Штерн, А. Ф. Лазурский), так и идущая от этики и философии права гуманитарная традиция рассмотрения Л. в контексте ценностей, самоотношения и внутр. мира человека (У. Джеймс, Э. Шпрангер, К. Г. Юнг и др.). В нач. 20 в. были разработаны первые собственно психологич. методы экспериментального, клинич. и диагностич. изучения Л. Теории Л., созданные на их основе (К. Левин, Г. Олпорт, Г. Мюррей и др.), к кон. 1930-х гг. положили начало психологии Л. как особой отрасли науки. Тогда же был поставлен вопрос о персонологии – междисциплинарной науке о Л. (Штерн, Мюррей).
Проблема кажущейся несовместимости изучения Л. как уникальной индивидуальности и выделения общих закономерностей была разрешена Г. Олпортом, который предложил выявить законы формирования уникальности и сформулировал один из таких законов – принцип функциональной автономии, согласно которому из ограниченного числа общих для всех людей базовых мотивов в ходе индивидуального развития формируются новые, самобытные мотивы (см. Мотивации).
Могут быть выделены четыре осн. ориентации в психологич. исследованиях личности.
Психодинамическая ориентация, в центре которой стоит проблема бессознательных побудительных сил и причин поведения, их формирования в индивидуальной истории, влияния на психику и поведение, их осознания и контроля, возникновения психопатологич. симптомов на основе вытесненных (заблокированных) побуждений (психоанализ и др. направления глубинной психологии).
Экспериментально-психологическая ориентация, в центре которой – проблема количественного измерения отдельных личностных переменных, выявления их взаимосвязей и общей структуры, их устойчивости и изменчивости, влияния на поведение в соотношении с внешними ситуативными факторами, развития в онтогенезе, степени биологич. и социальной обусловленности (дифференциальная психология В. Штерна, динамич. теория К. Левина, факторная теория Р. Кеттела, социально-когнитивная теория А. Бандуры, теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, теория установки Д. Н. Узнадзе и др.).
Гуманистическая ориентация, в центре которой стоят проблемы личностного роста, самоактуализации, ориентации на высшие ценности, поиска смысла жизни, аутентичности, свободы, ответственности, творчества, межличностного диалога, трансценденции, здоровья психологического, а также отклонений от здорового полноценного развития и его восстановления средствами психотерапии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др. представители гуманистической психологии, экзистенциальной психологии и трансперсональной психологии).
Социокультурная ориентация, в центре которой находятся проблемы социальной обусловленности Л. и её проявлений, интериоризации зафиксированных в культуре ценностей, норм, стандартов поведения, средств деятельности, смыслов и т. п., развития Л. в онтогенезе через взаимодействие с социальными группами и общностями, эволюции личности в человеческой истории (культурно-историческая психология, психологическая антропология и др.).
И тут абитуриент говорит:
Вот когда я стану психологом тогда у меня будет возможность помогать другим.
И тогда становится понятным, что это социально желательный ответ, а в действительности он хочет стать психологом ради чего-то другого. Мотивов может быть множество. Но важно здесь немного другое, а именно. Показать как вышележащий мотив связан с нижележащим по принципу иерархии и как связь нижележащего мотива к вышележащему выражается в личностном смысле. Еще раз напомню, что всякий мотив отвечает на вопрос – Что? Что мною движет? А личностный смысл отвечает на вопрос – ради чего? Личностный смысл это всегда отношение подчиненного мотива к мотиву ведущему и так по цепочке. Вопросы о смыслах побуждают человека к осознанию мотивов.
Отношение мотивов сверху вниз это подчиняющее отношение, а отношение мотивов снизу вверх выражается в личностных смыслах.
И последнее, но очень важное обстоятельство. Что составляет высшие этажи этой иерархии? Это важный момент потому, что высшие этажи сверху вниз задают все содержание мотивационной сферы. Правда они будучи управляющими пронизывают собой все содержание, вплоть до самых нижних этажей.
Структура личности и её развитие
Концепции структуры Л. отличаются большим разнообразием, что связано с разл. подходами к Л. и методами её изучения. Л. не сводима к своей структуре – наряду с устойчивостью она содержит в себе тенденции к изменчивости, к преодолению любых фиксированных тенденций реагирования. Любые элементы и единицы анализа Л. являются гипотетич. конструктами, создаваемыми исследователями, чтобы объяснить взаимосвязь непосредственно наблюдаемых проявлений личности.
В изучении структуры Л. можно выявить пять исследовательских стратегий: 1) выделение целостных устойчивых типов Л. или её подструктур, восходящее к «Характерам» Теофраста и темпераментам Гиппократа. В 20 в. получили распространение теории Л., основанные на выявлении типов телосложения (Э. Кречмер), направленности Л. (Э. Шпрангер), ведущих психич. процессов (К. Г. Юнг), высшей нервной деятельности (И. П. Павлов) и др.; 2) поиск устойчивых измеряемых (прежде всего посредством личностных опросников) характеристик, обусловливающих относит. постоянство поведения во времени и в разных ситуациях, – черт личности, или диспозиций. Возникающие при этом методологич. проблемы связаны с тем, что выделение черт определяется не столько психологич. структурой Л., сколько структурой языка её описания. В сер. 20 в. развитие этой исследовательской стратегии было связано с применением факторного анализа (Р. Кеттел), позволившего интегрировать данные измерения отд. черт в единую структуру; 3) предложенная в нач. 20 в. З. Фрейдом психодинамич. стратегия: выделение «глубинных» элементов Л., обусловливающих индивидуальную направленность поведения, субъективный характер отношения к миру. Получили разработку проективные методы изучения Л., основанные на анализе своеобразного восприятия субъектом неоднозначных объектов и ситуаций. В дальнейшем предпринимались попытки описания структуры Л. в терминах таких элементов, как мотивы, комплексы, защитные механизмы личности, смыслы, личностные конструкты (Дж. Келли), отношения; 4) интроспективная стратегия, основанная на феноменологич. описании Я, которое открывается при самоанализе – интроспекции (работы У. Джеймса, многочисл. исследования Я-концепции, образа Я, самооценки и др. аспектов идентичности); 5) стратегия изучения механизмов субъектности, саморегуляции и самодетерминации, оформившаяся лишь в кон. 20 в. Её предметом служат выбираемые субъектом стратегии объяснения событий и регуляции собств. действий, в частности локус контроля, атрибуция успехов и неудач, стратегии совладания и др. установки, лежащие в основе таких проявлений Л., как оптимизм, ответственность, автономия, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и т. п.
Исторически появлению в человеческом обществе Л. как субъекта социальной деятельности предшествует этап развития, на котором жизнедеятельность индивидов всецело определяется системой внешних для них социальных регуляторов – ценностей, норм, запретов и т. п., выработанных родом, семьёй, общиной. Становление Л. связано с обособлением индивидов в своей деятельности от социального целого. В этом процессе происходит интериоризация и индивидуальное преломление социальных регуляторов, превращение их в регуляторы внутриличностные, становление индивидуально-избирательного отношения к действительности, находящего выражение в формировании целостной смысловой перспективы жизненного мира, которая и становится основанием деятельности индивида.
Развитие Л. в онтогенезе переплетается, но не совпадает с биологич. созреванием и со становлением позиции человека в системе социальных отношений (социальным взрослением). Начало его связано с выделением ребёнка из симбиотич. диады ребёнок – родитель. В дальнейшем процесс становления автономной Л. имеет два поворотных пункта: в младшем дошкольном возрасте, когда у ребёнка появляется осознание своего Я и своей способности противостоять внешнему давлению, ощущение себя субъектом своих действий («первое рождение личности»), и в подростковом возрасте, когда складывается самосознание, жизненная философия, формируется способность самому строить свою жизнь и свой характер в соответствии с индивидуальным представлением о себе и собств. системой ценностей («второе рождение личности»). Формирование способности к саморегуляции и самодетерминации и определяет в целом развитие личности.
Основные положения персонализма
- Персонализм в своей классической форме представляет собой продолжение антропологических и персоналистических идей христианской философии. Персонализм – это теистическая система
- Человек – это активное познающее существо.
- Личность – высшая ценность и первичный вид реальности.
- Личность – это онтологическая категория и характеризуется с трех сторон: с одной стороны, оно имеет экстериорную направленность вовне, к окружающему миру, с другой стороны, оно интериорно, имеет склонность к самоанализу. Третье стороной личности является ее устремленность к познанию трансцендентного бытия. Личность соотносит себя с бытием Бога и с системой морально-нравственных императивов (благо, смысл жизни, истина и др.).
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Личность в философии 440 ₽ Реферат Личность в философии 260 ₽ Контрольная работа Личность в философии 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость