Гуманизм — история происхождения и современное значение понятия

Классический гуманизм (или ренессансный гуманизм) — это движение, в котором человек, изучая античную литературу стремился улучшить свою природу. Это зарождение гуманизма как движения, системы взглядов и направления человеческой мысли. Классический гуманизм создал целую революцию в философии, просвещённости и миропонимании современников.

Гуманизм как философия — это мировоззрение и образ жизни, основанный на натурализме (убеждение, что вселенная/природа — это всё то, что существует, что реально). Это рациональная философия, вдохновлённая искусством, мотивированная состраданием и образованная наукой.

Гуманистический — проникнутый духом гуманизма; например: гуманистическое отношение к людям, гуманистические идеи.

Синонимы слова гуманизм: человеколюбие, гуманность, человечность.

Что такое ценности

Ценности — это идеи, которые помогают нам действовать. В этом они похожи на планы, цели, страхи, намерения, политики и т. д. Все это идеи, которые ведут нас к действию.

Среди этих идей одни ценности относятся только к способам наших действий, а не к последствиям (как к планам, целям и страхам) или простому факту их работы (как с намерениями, так и политикой).

Нет какого-то определенного способа разделить ценности, но здесь есть частичная таксономия. Например, есть ценности, связанные с отношением к другим людям, с действиями, с отношением к вещам.

Личность

Описанный в упомянутой теории гуманистический подход человеку, к психологии личности был глубоко проанализирован учеными учеными-психологами. Конечно, нельзя сказать, что эта область исследована совершенно, однако в ней сделаны значительные теоретические исследования.

Это направление психологии возникло как своеобразная альтернативная концепция течению, полностью или частично отождествляющему психологию человека и поведение животных. Теорию личности, рассматриваемую с точки зрения гуманистических традиций, относят к психодинамическим (одновременно, интеракционистским). Это не экспериментальная отрасль психологии, имеющая структурно-динамическую организацию и охватывающая весь период жизни человека. Она описывает его как личность, используя термины внутренних свойств и особенностей, а также поведенческие термины.

Сторонников теории, рассматривающей личность в гуманистическом подходе, прежде всего интересует восприятие, понимание и объяснение человеком реальных событий своей жизни. Предпочтение отдается феноменологии личности, а не поиску объяснений. Поэтому такого типа теорию часто называют феноменологической. Само описание личности и событий в ее жизни сосредотачивается, в основном, на настоящем и описывается в таких терминах: «жизненные цели», «смысл жизни», «ценности» и т. п.

Понятие гуманизма

Его можно рассматривать как мировоззрение или образ жизни, как более или менее неоспоримую доктрину. В совокупности он представляет собой набор убеждений и ценностей, которые являются взглядом на мир – философией, благодаря которой многие люди живут своей жизнью.

Слово «гуманизм» используется в разных смыслах — оно было придумано в восемнадцатом веке для описания возрождения классического обучения в эпоху Возрождения, связано с идеей гуманитарных наук и стало применяться к нынешнему виду нерелигиозного образа жизни только в начале двадцатого века. Значение слов определяется их использованием, а организованное гуманистическое движение не имеет монополии на использование слова «гуманизм».

Содержание

  • 1 Природа гуманизма
  • 2 Отрасли гуманизма
  • 3 Гуманистические позиции 3.1 Религиозные гуманистические позиции 3.1.1 Поддерживает
  • 3.1.2 Отклоняет
  • 3.2 Светские гуманистические позиции
      3.2.1 Поддерживает
  • 3.2.2 Отклоняет
  • 4 Манифесты и заявления, излагающие гуманистические точки зрения
  • 5 История гуманизма
  • 6 Гуманистические верования
      6.1 Религиозные гуманистические верования
  • 6.2 Светские гуманистические убеждения
  • 7 Гуманистическая этика
      7.1 Гуманистические добродетели и ценности
  • 8 Гуманистическая культура
  • 9 Общие концепции, относящиеся к гуманизму и принимаемые им
  • 10 Организации
  • 11 Гуманисты
      11.1 Лидеры гуманизма
  • 11.2 Другие известные гуманисты
  • 12 Родственные философии
  • 13 Смотрите также
  • 14 Рекомендации
  • 15 внешняя ссылка
  • Гуманизм и мораль

    Одна из ключевых идей, которой придерживаются представители гуманистического направления, заключается в том, что люди являются частью человеческой природы, моральными существами. С другой стороны, люди не являются моральными в смысле добра, но все они, за исключением психопатов и крайне аутичных людей, обладают способностью мыслить морально и не могут избежать этого. То, что называется моралью (это идеи о правильном или неправильном), возникает просто из человеческой природы.

    Фактически гуманизм – это альтернатива религии, которая выполняет ту же функцию, что и последняя. Он позволяет человеку формировать его отношение к миру.

    Гуманисты

    Список гуманистов

    Лидеры гуманизма

    Люди, оказавшие большое влияние на развитие или продвижение гуманизма:

    • Чарльз Фрэнсис Поттер –
    • Джулиан Хаксли –
    • Джон Дьюи –
    • Альберт Эйнштейн –
    • Томас Манн –
    • F.C.S. Шиллер –
    • Раймонд Б. Брэгг –
    • Рой Вуд Селларс –
    • Айзек Азимов –
    • Курт Воннегут –
    • Пико делла Мирандола –
    • Петрарка –

    Другие известные гуманисты

    • Филипп Адамс –
    • Стив Аллен –
    • Сэр Артур Кларк –
    • Ричард Докинз –
    • Гарет Эванс –
    • Ричард Фейнман –
    • Тим Флэннери –
    • Э. М. Форстер (см. в частности «Во что я верю»)–
    • Уильям Хайден –
    • Томас Джеферсон –
    • Пол Курц –
    • Филип Ничке –
    • Филип Пуллман –
    • Джин Родденберри –
    • Бертран Рассел –
    • Карл Саган –
    • Джон Ральстон Сол –
    • Майкл Шермер –
    • Питер Сингер –
    • Барбара Смокер –
    • Ибн Варрак –
    • Робин Уильямс –
    • Э. О. Уилсон –

    Разум

    Одна из основных гуманистических ценностей — это то значение, которое придается истине и рациональному мышлению как единственному доказанному пути обеспечения знания о фактах Вселенной.

    Религиозные люди часто дают прекрасные или утешительные ответы, даже если они сомневаются, насколько они верны, или будут полагаться на неоспоримую догму перед лицом доказательств того, что это явно ложно. Часто критики так называемого нового атеизма отвергают критику религии, говоря, что она опирается на религию как совокупность предположений, гипотез, которые кажутся бессмысленными. Вместо этого, говорят эти критики, религия — это ощущаемый опыт, отношения или что-то еще.

    Гуманистам трудно увидеть различие, за исключением сравнительной древности, между господствующей религией и людьми «новой эры», которые принимают бездумную бессмыслицу об исцеляющих способностях кристаллов, о фэн-шуй, астрологии или альтернативной медицине и которые отказываются тестировать ее в контролируемых испытаниях. Для гуманистов вера должна быть пропорциональна доказательствам. Гуманисты видят ценность скептицизма, когда доказательства неадекватны, и отвергают догму, религиозную, политическую или любого другого рода.

    Таким образом, гуманисты отвергают идеи и теории, которые не являются разумными, и не принимают понятия, которые не подкреплены адекватными доказательствами. Цель гуманистов заключается в том, чтобы приблизиться к истине как можно ближе. Они считают безумным верить в вещи без достаточного количества доказательств.

    Рекомендации

    1. «гуманизм». Британская энциклопедия
      . Получено 11 октября 2015.
    2. «Буддийский гуманизм | Веб-сайт Дайсаку Икеда».
    3. https://zenbuddhisttemple.org/about.html
    4. https://www.iop.or.jp/0515/ikeda_unger.pdf, стр. 4
    5. «Буддизм и социальное действие: исследование».
    6. https://www.wabashcenter.wabash.edu/syllabi/g/gier/306/gbnd.pdf
    7. «Буддизм и права человека».
    8. «Светская этика, необходимая для мира во всем мире: Далай-лама».
    9. «Архивная копия» (PDF). Архивировано из оригинал (PDF) 2 апреля 2013 г.. Получено 1 января 2013.CS1 maint: заархивированная копия как заголовок (связь)
    10. https://www.columbia.edu/cu/buddhism/document/tc1996.pdf
    11. Эдворс, Фред (1989). «Что такое гуманизм?». Американская гуманистическая ассоциация. Архивировано из оригинал 30 января 2010 г.. Получено 19 августа 2009. Светский гуманизм является продуктом просвещенческого рационализма восемнадцатого века и свободомыслия девятнадцатого века … И секулярные, и религиозные гуманисты разделяют одно и то же мировоззрение и одни и те же базовые принципы … С точки зрения одной только философии, между ними нет разницы. Религиозные и светские гуманисты фактически расходятся во мнениях только в определении религии и в практике философии.
    12. Компактный оксфордский английский словарь
      . Издательство Оксфордского университета. 2007 г. гуманизм
      п.
      1 рационалистическая система мышления, придающая первостепенное значение человеческим, а не божественным или сверхъестественным вопросам.
    13. «Определения гуманизма (подраздел)». Институт гуманистических исследований. Архивировано из оригинал 18 января 2007 г.. Получено 16 января 2007.
    14. Переосмысление Питера Сингера: христианская критика
      , Гордон Р. Прис
    15. Прикладная этика: не-консеквенциалистский подход
      , Дэвид С. Одерберг
    16. Гуманизм и персонализм: ложная философия Питера Сингера
      , Дженни Тейчман
    17. Певец, Петр (октябрь – ноябрь 2004 г.). «Превращение гуманизма за пределы видообразования». Бесплатный запрос
      .
      24
      (6): 19–21. Получено 16 февраля 2012.
    18. Хейлс, Н. Кэтрин (1999). Как мы стали постчеловеческими: виртуальные тела в кибернетике, литературе и информатике
      . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-32146-0 .
    19. Всемирная трансгуманистическая ассоциация (2002–2005). «Трансгуманистический FAQ» (PDF). Архивировано из оригинал (PDF) 31 декабря 2006 г.. Получено 27 августа 2006. Цитировать журнал требует | журнал = (помощь)

    Роль науки

    Наука — это просто лучший, почти единственный способ достоверно узнать о мире, но его ответы всегда временны, всегда открыты для повторного изучения в свете новых доказательств. Они не являются вечными истинами, никогда не неопровержимыми. Законы Ньютона были свергнуты Эйнштейном; теории Эйнштейна не могут учитывать квантовую физику; теория струн может отменить нынешние идеи.

    То, что дает наука, — это не правда, а постепенное приближение к истине. Наука отказывается принимать догму, отказывается, позволять чему-либо быть бесспорным, допускает, что она может совершать ошибки, но содержит свои собственные средства для их исправления. Конечно, ученые могут ошибаться, но это человеческая ошибка, а не ошибка в методе. И этот дух непредвзятого, разумного исследования является важной частью гуманистических идей.

    Мораль и нравственность

    Человеческие моральные инстинкты необязательно являются руководством к тому, как вести себя, но они являются хорошей отправной точкой, поскольку вытекают из моделей поведения, способствовавших выживанию группы, которые были сформированы, проработаны и адаптированы в течение тысяч лет моральной философией и практическими рассуждениями.

    Но обстоятельства меняют ситуации, и конкретные формулировки морали и этики могут устареть. Люди несут ответственность за сохранение морали. Цель морали, как видят ее гуманисты, состоит не в том, чтобы соответствовать некоторой модели. Она существует, чтобы служить человеку.

    Моральный смысл наряду с убеждениями обеспечивает основу для этики, в рамках которой гуманисты могут применять утилитарную этику или этику добродетели или могут занимать любое количество позиций. При этом гуманистическая мораль не заходит так далеко, чтобы устанавливать фиксированные правила. Это требует от людей суждения в рамках обстоятельств каждой ситуации. Эта гибкость, эта приверженность диалогу и этической беседе имеет основополагающее значение для гуманистических нравственных ценностей. Именно они играют большую роль в формировании личности.

    Таким образом, гуманистическая мораль придает ценность и значение индивидууму. Взаимозависимость личности и общества подразумевает обязанность человека по отношению к обществу – индивидуальную ответственность за свое поведение, поскольку оно влияет на общество.

    Основные виды

    Изначально гуманистическое движение эволюционировало и разделялось именно в свете отношения к религии — можно проследить цепочку от сочетающих стоицизм и христианство мыслителей Ренессанса до воинствующих философов-атеистов Нового времени. Однако в прошлом столетии окончательно оформились и другие направления. Рассмотрим наиболее известные из них.

    Литературный

    Понимается как воплощение данных идей через литературное творчество. Авторы несут их читателю через создание образов, сюжетов, стараясь передать ему соответствующие ценности либо заставив задуматься об их актуальности.

    Культурный

    Так иногда именуют античное философское наследие, берущее свое начало в греко-римской цивилизации. Именно его рецепция в эпоху Ренессанса заложила базу для эволюции и утверждения гуманистических идеалов в современном понимании.

    Философский

    Данным термином можно именовать мировоззренческую базу или идейный фундамент для практической реализации гуманистических идей. Первоосновой здесь принято считать работы древнегреческих философов.

    Религиозный

    Сторонники этого движения стремятся к созданию общечеловеческой этики, своего рода религии без откровения и мистицизма, направленной на практическое решение земных вопросов. Однако термину нередко придается и другое значение — осмысление религиозных учений как источника гуманистичности, утверждение абсолютной ценности человеческого существа как божьего творения.

    Светский

    Пожалуй, самое известное направление. Его сторонники считают возможным вести этический и нравственный образ жизни без опоры на религиозную мораль или заповеди. Также свойственна вера в прогресс, силу науки и последовательная борьба за секуляризм — отделение религии и ее институтов от государства.

    Народный

    Достаточно редко встречаемое определение. Им иногда маркируют гуманистические идеи, имеющие специфику, которая обусловлена менталитетом того или иного народа либо этнической группы. На практике может пересекаться с религиозным или литературным, отражая особенности и верования конкретного социума.

    Правозащитный

    Сюда относится движение за защиту прав и свобод личности в общественной, политической и частной сфере. Активисты стремятся отстаивать интересы граждан, оказывающихся в уязвимом положении в плане взаимодействия с органами власти либо притесняемых другими людьми.

    Пацифистский

    Для гуманистического движения характерно негативное отношение к насилию в целом. Но пацифисты делают особый акцент на борьбе с войнами и другими вооруженными конфликтами. Декларируется необходимость решать политические и социальные противоречия путем переговоров. Пацифисты стали набирать силу в середине ХХ столетия на фоне войны во Вьетнаме.

    Общественный

    Во многом пересекается с правозащитным и порой трудно разграничить одно от другого. Акцент ставится на комплексную работу в целях улучшения нравов и морально-этического состояния социума в целом. Активисты занимаются волонтерской и благотворительной деятельностью.

    Духовность

    Это понятие довольно спорно для гуманистов, так как они отвергают существование трансцендентного царства, душ и духов. Однако этот опыт все же очень реальный, даже если он имеет естественное происхождение. Дело в том, что мистическое чувство расширения, союза не имеет конкретного интеллектуального содержания. Кроме того, следует принять во внимание широту гуманистической традиции, представленной некоторыми мыслителями, которые признаются как представители гуманизма, хотя этого понятия не было ранее. Эта традиция включает Конфуция, Эпикура, стоика Маркуса Аврелия, Дэвида Хьюма, Джона Локка, французских философов, Тома Пейне, Мэри Уолстонкрафт, Джорджа Элиота. Соответственно, духовность следует рассматривать как важную часть системы гуманистических ценностей.

    Организации

    • Американская гуманистическая ассоциация –
    • Совет светского гуманизма –
    • Human-Etisk Forbund — Норвежская ассоциация гуманистов
    • Гуманистическая ассоциация Канады –
    • Гуманистическая ассоциация Ирландии –
    • Humanist International –
    • Гуманистическое движение –
    • Гуманистическая партия –
    • Гуманистическое общество Шотландии –
    • Гуманисты Великобритании —
    • Институт гуманистических исследований –
    • Международный гуманистический и этический союз (IHEU) —
    • Национальное светское общество –
    • Rationalist International –
    • Сидменнт — Исландская этическая гуманистическая ассоциация

    Для других организаций см. Категория: Гуманистические ассоциации

    Права и достоинство

    Существует и ряд других ценностей. Гуманистическая позиция состоит в том, что все люди имеют право на достоинство. Это утверждение вводит ключевую идею о том, что люди имеют право на жизнь, повышая тем самым ценность и проблемы универсальности прав, разнообразие прав (индивидуальные и коллективные, т.е. группы), их дифференциации (гражданские, религиозные, близкие). Достоинство как гуманистическая ценность открывает двери для множества прав человека. Они должны стать частью мировой культуры, способствуя формированию действительно человеческого общества с правами и достоинством, одинаковыми для всех людей.

    Основные признаки

    На сегодняшний день можно говорить о разделении движения на множество течений, разделенных по религиозным, политическим, идейным и этическим мотивам. Есть и тенденция к универсализму — стремление создать некий общий «гуманистический знаменатель», выносящий нравственные идеалы за рамки тех или иных учений и доктрин.

    В целом же основу гуманистической концепции можно свести к следующим основным критериям:

    • самодостаточность — свобода от влияния иных доктрин, идеи рождаются через нравственное развитие личности;
    • первичность — гуманистические ценности есть главная основа социальной структуры общества;
    • универсальность — применимость идей к любому человеку и типу социального устройства.

    Внутренний мир человека

    Это понятие рассматривается как философами, так и психологами, педагогами. Его рассматривают как субъективную реальность, то есть все, что является внутренним содержанием психологической деятельности, свойственно только одному конкретному человеку. Это обусловливает индивидуальность и уникальность каждого человека. С другой стороны, данное понятие имеет большое значение при рассмотрении гуманистических ценностей человека.

    Формирование внутреннего мира является опосредованным. Этот процесс связан с определенными внешними условиями. Данное положение объясняется тем, что внутренний мир человека – это специфическая форма отражения внешнего мира, которой свойственна собственная пространственно-временная характеристика и содержание.

    Некоторые религиозные и философские концепции полагают, что человек изначально обладает определенным внутренним миром, а в течение жизни происходит его открытие и познание. Другие представления об этой категории базируются на более материалистической основе. Согласно этой точке зрения возникновение и развитие внутреннего мира происходят в процессе формирования человека как личности, которому свойственна активность, связанная с отражением и освоением окружающей действительности.

    Гуманистические ценности в сфере образования

    Одна из целей современного образования – воспитание личности. Духовность и нравственность, относящиеся к гуманистическим ценностям, выступают как важнейшие, базисные характеристики личности. Ребенок при этом выступает как центр духовной жизни. Духовно-нравственное воспитание – это организованный, целенаправленный процесс, представляющий собой как внешнее, так и внутреннее (эмоционально-сердечное) воздействие педагога на духовно-нравственную сферу развивающейся личности. Эта сфера является системообразующей по отношению к внутреннему миру ребенка. Такое воздействие определяется комплексным, интегрированным характером по отношению к чувствам, желаниям, мнениям личности. В его основе лежит определенная система гуманистических ценностей, заложенная в содержании образования. Актуализацию этой системы обусловливает определенная позиция педагога.

    Гуманистическое воспитание

    Несмотря на то что гуманистические ценности являются неотъемлемой частью содержания образования, их выявление не происходит само по себе. Этот процесс должен быть целенаправленным, а сами ценности необходимо структурировать, дидактически переработать, после чего педагог принимает их как личную систему ценностей. И только после этого их можно использовать как систему ценностных ориентаций учащихся, учитывая их возрастные особенности. Только в этом случае они могут выступить как основа духовно-нравственного воспитания школьников.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]