За несколько тысячелетий человечество проделало огромный путь. Многие вещи, некогда считавшиеся нормой жизни, в наши дни считаются дикостью, варварством и преступлением. Современный гуманизм и его принципы ныне признаны естественными, став составной частью моральных устоев общества.
Впрочем, дискуссии вокруг данного понятия не утихают. Светски и религиозно настроенные люди, либералы, консерваторы и защитники прав различных меньшинств продолжают ожесточенно спорить о гуманности и ее критериях. Поэтому для начала обратимся к истории вопроса.
Что такое ценности
Ценности — это идеи, которые помогают нам действовать. В этом они похожи на планы, цели, страхи, намерения, политики и т. д. Все это идеи, которые ведут нас к действию.
Среди этих идей одни ценности относятся только к способам наших действий, а не к последствиям (как к планам, целям и страхам) или простому факту их работы (как с намерениями, так и политикой).
Нет какого-то определенного способа разделить ценности, но здесь есть частичная таксономия. Например, есть ценности, связанные с отношением к другим людям, с действиями, с отношением к вещам.
Плюсы и минусы
Идеи гуманизма, как уже было упомянуто, трактуются каждой идеологией и философией по-своему, и в рамках каждой из них он может получить свой набор плюсов и минусов. Дадим их характеристику.
Основные плюсы гуманистического мировоззрения:
- осознанный отказ от насилия имеет массу положительных сторон;
Люди, выбравшие путь ненасилия, не смогут нанести серьезный физический и психический вред своим детям, друзьям, возлюбленным, родителям, а жизнь и взаимодействие с такими людьми будут приятными и мирными. - люди учатся лучше понимать окружающих, их эмпатические способности растут, что облегчает социальное взаимодействие, уменьшает количество конфликтов и упрощает восстановление отношений в случае ссор;
- люди лучше понимают важность взаимопомощи и готовы протянуть руку ближним;
- также они с большим пониманием относятся к собственным потребностям и желаниям, осознавая, что их счастье и благополучие имеют значение, в итоге у них снижается риск развития психических заболеваний, в особенности неврозов, депрессий;
- подрастающее поколение воспитывается в рамках гуманистического подхода, при котором исключается насилие и жестокость и приветствуется конструктивный подход;
- детей обучают и воспитывают так, чтобы и обучение, и воспитание приносило им радость, удовольствие, что усиливает их мотивацию и интерес к обучению;
- потребности и желания детей уважаются, от них не требуют эмоционального и какого-либо другого обслуживания.
Минусы гуманистического мировоззрения:
- Как и любая идея, гуманность изменяется в восприятии разных людей. Каждую идею при желании можно извратить, довести до абсурда, подстроить под собственные желания или просто неправильно понять.
К примеру, ребенок, которого учили ценить окружающих, посильно помогать им, но не объяснили, как защищать собственные границы и как действовать в потенциально опасных ситуациях, может попасть в беду, если захочет кому-то помочь.Поэтому родителям и воспитателям важно всесторонне рассматривать с детьми подобные вопросы.
- Так как трактовка гуманизма и гуманности неоднозначна, даже внутри сообщества людей, которые считают, что их мировоззрение относится к гуманистическому, могут возникать конфликты, особенно связанные с острыми социальными вопросами, посвященными абортам, эвтаназии, пренатальной диагностике. То, что для одного человека гуманно, для другого — антигуманно.
Понятие гуманизма
Его можно рассматривать как мировоззрение или образ жизни, как более или менее неоспоримую доктрину. В совокупности он представляет собой набор убеждений и ценностей, которые являются взглядом на мир – философией, благодаря которой многие люди живут своей жизнью.
Слово «гуманизм» используется в разных смыслах — оно было придумано в восемнадцатом веке для описания возрождения классического обучения в эпоху Возрождения, связано с идеей гуманитарных наук и стало применяться к нынешнему виду нерелигиозного образа жизни только в начале двадцатого века. Значение слов определяется их использованием, а организованное гуманистическое движение не имеет монополии на использование слова «гуманизм».
Типы гуманизма
Разные мыслители делят гуманизм на множество разных типов. Некоторые из этих типов известны как:
Ренессансный гуманизм
Известный как классический гуманизм; это дух обучения, который развился в конце Средневековья с возрождением классического письма и новой верой в способность людей определять для себя истину и ложь.
Светский гуманизм (секулярный)
Секулярный гуманизм отвергает теистическую веру и существование сверхъестественного мира. То есть для них сверхъестественные убеждения не могут быть поддержаны с помощью рациональных аргументов, и поэтому сверхъестественные аспекты, связанные с религиозной деятельностью, должны быть отвергнуты.
Религиозный гуманизм
Считает себя религиозным или охватывает некоторую форму теизма, деизма или сверхъестественного, при этом не обязательно должна существовать какая-либо связь с организованной религией.
Эти гуманисты считают, что светский гуманизм слишком холодно логичен и игнорирует весь эмоциональный аспект, который делает людей людьми.
Читайте подробнее про религию.
Постгуманизм
Философия конца 20 века. Она пытается привести ренессансный гуманизм в современный технологический мир и противостоять обвинениям в видовой дискриминации (превосходство одного вида над другим, обычно человеческого вида) и в антропоцентризме (вера в то, что люди являются центром существования мира).
Эти обвинения были направлены на гуманизм.
Марксистский гуманизм
Наиглавнейшими считаются интересы трудящихся, они противопоставляются интересам «угнетателей» и «буржуазному псевдогуманизму».
Это пролетарский или социалистический гуманизм, который является новым скачком в развитии гуманизма и следствием критической переработки гуманистических идей прошлого.
Интегральный гуманизм
Политическая философия, разработанная в Индии в 1960-х годах, в противовес западным политическим философиям (они, по мнению основателей этого гуманизма, были озабочены материализмом и пренебрегали социальным благополучием личности).
Основоположники видели и в капитализме, и в социализме несовершенные и стимулирующие жадность идеи, классовый антагонизм (столкновение интересов социальных классов общества, проявляется в классовой борьбе), эксплуатацию и социальную анархию.
Смотрите также значения Экзистенциализм и Философия.
Гуманизм и мораль
Одна из ключевых идей, которой придерживаются представители гуманистического направления, заключается в том, что люди являются частью человеческой природы, моральными существами. С другой стороны, люди не являются моральными в смысле добра, но все они, за исключением психопатов и крайне аутичных людей, обладают способностью мыслить морально и не могут избежать этого. То, что называется моралью (это идеи о правильном или неправильном), возникает просто из человеческой природы.
Фактически гуманизм – это альтернатива религии, которая выполняет ту же функцию, что и последняя. Он позволяет человеку формировать его отношение к миру.
В чём проявляется гуманизм?
Гуманисты утверждают, что нет никаких доказательств того, что какая-либо сверхъестественная сила нуждалась в чём-то или чего-то хотела от людей, что-либо им сообщала или вмешивалась в законы природы, помогала или вредила кому-либо.
Гуманисты утверждают, что благополучие человечества, а не предполагаемого Бога или богов, имеет самое важное значение. Поэтому гуманизм направлен на удовлетворение человеческих желаний и потребностей.
Сторонники гуманизма утверждают, что люди могут найти смысл жизни и максимально увеличить уровень своего счастья на долгое время, развивая свои таланты и используя их для служения человечеству.
Гуманисты уверены, что такой подход к жизни более полезный и приводит к более глубокому и долгосрочному удовлетворению, чем гедонистическое стремление к материальным или чувственным удовольствиям, которые вскоре исчезают.
Читайте подробнее про гедонизм.
Разум
Одна из основных гуманистических ценностей — это то значение, которое придается истине и рациональному мышлению как единственному доказанному пути обеспечения знания о фактах Вселенной.
Религиозные люди часто дают прекрасные или утешительные ответы, даже если они сомневаются, насколько они верны, или будут полагаться на неоспоримую догму перед лицом доказательств того, что это явно ложно. Часто критики так называемого нового атеизма отвергают критику религии, говоря, что она опирается на религию как совокупность предположений, гипотез, которые кажутся бессмысленными. Вместо этого, говорят эти критики, религия — это ощущаемый опыт, отношения или что-то еще.
Гуманистам трудно увидеть различие, за исключением сравнительной древности, между господствующей религией и людьми «новой эры», которые принимают бездумную бессмыслицу об исцеляющих способностях кристаллов, о фэн-шуй, астрологии или альтернативной медицине и которые отказываются тестировать ее в контролируемых испытаниях. Для гуманистов вера должна быть пропорциональна доказательствам. Гуманисты видят ценность скептицизма, когда доказательства неадекватны, и отвергают догму, религиозную, политическую или любого другого рода.
Таким образом, гуманисты отвергают идеи и теории, которые не являются разумными, и не принимают понятия, которые не подкреплены адекватными доказательствами. Цель гуманистов заключается в том, чтобы приблизиться к истине как можно ближе. Они считают безумным верить в вещи без достаточного количества доказательств.
Кризис гуманистических идей
Еще в расцвет гуманистической мысли в XVI-VXII веках начинают появляться утопии, основанные на идеях гуманизма. Самые яркие образцы – это «Утопия» Томаса Мора (опубликована в 1516 г.) и «Город солнца» Томазо Кампанеллы (опубликован в 1623 г.).
Появление утопий – это первый симптом серьезного заболевания, которое выражается в противоречиях самих идей гуманизма, в отсутствии ответов на важные вопросы.
Любопытно, что сам Томас Мор – чистой воды гуманист, друг Эразма Роттердамского – в своей «Утопии» сравнивает человека с жеребцом. Речь идет об описании выбора утопийцами жениха или невесты.
Их необходимо предварительно продемонстрировать друг другу в голом виде, потому что даже жеребцов выбирают, сняв с них седло и сбрую. Жители острова Утопия не могут себе позволить выбирать спутницу жизни только по лицу, им необходимо обозреть поле деятельности целиком.
В XIX веке гуманистическая мысль сталкивается с кризисом уже в полную силу. По определению русского философа Н. Бердяева:
«От безграничности и безудержности индивидуализма индивидуальность погибает. /…/ гуманизм переходит в антигуманизм».
Появление Ницше с его Заратустрой, говорящим «людей не люблю я», и идеями сверхчеловека тому яркий пример. Ницше, хоть и вышел родом из гуманистических идей, утверждал, что человека нельзя любить просто за то, что он человек.
Просто человек для него – это животное, соответственно, простые люди – это стадо (вспомним Томаса Мора со своими жеребцами). Ницшеанская идея о сверхчеловеке как бы доводит гуманизм до высшей точки и уничтожает его, потому что отрицает главный гуманистический принцип – самоценность человека как такового.
Карл Маркс тем временем модифицирует идеи гуманизма под свои философские воззрения. Прорабатывая тему социализма, он утверждает, что первоочередной задачей является освобождение пролетариата от угнетателей.
Мерило гуманности по Марксу – насколько поступок полезен для создания социалистического и коммунистического общества. Социалистический гуманизм Маркса лег в основу советской идеологии.
Роль науки
Наука — это просто лучший, почти единственный способ достоверно узнать о мире, но его ответы всегда временны, всегда открыты для повторного изучения в свете новых доказательств. Они не являются вечными истинами, никогда не неопровержимыми. Законы Ньютона были свергнуты Эйнштейном; теории Эйнштейна не могут учитывать квантовую физику; теория струн может отменить нынешние идеи.
То, что дает наука, — это не правда, а постепенное приближение к истине. Наука отказывается принимать догму, отказывается, позволять чему-либо быть бесспорным, допускает, что она может совершать ошибки, но содержит свои собственные средства для их исправления. Конечно, ученые могут ошибаться, но это человеческая ошибка, а не ошибка в методе. И этот дух непредвзятого, разумного исследования является важной частью гуманистических идей.
Мораль и нравственность
Человеческие моральные инстинкты необязательно являются руководством к тому, как вести себя, но они являются хорошей отправной точкой, поскольку вытекают из моделей поведения, способствовавших выживанию группы, которые были сформированы, проработаны и адаптированы в течение тысяч лет моральной философией и практическими рассуждениями.
Но обстоятельства меняют ситуации, и конкретные формулировки морали и этики могут устареть. Люди несут ответственность за сохранение морали. Цель морали, как видят ее гуманисты, состоит не в том, чтобы соответствовать некоторой модели. Она существует, чтобы служить человеку.
Моральный смысл наряду с убеждениями обеспечивает основу для этики, в рамках которой гуманисты могут применять утилитарную этику или этику добродетели или могут занимать любое количество позиций. При этом гуманистическая мораль не заходит так далеко, чтобы устанавливать фиксированные правила. Это требует от людей суждения в рамках обстоятельств каждой ситуации. Эта гибкость, эта приверженность диалогу и этической беседе имеет основополагающее значение для гуманистических нравственных ценностей. Именно они играют большую роль в формировании личности.
Таким образом, гуманистическая мораль придает ценность и значение индивидууму. Взаимозависимость личности и общества подразумевает обязанность человека по отношению к обществу – индивидуальную ответственность за свое поведение, поскольку оно влияет на общество.
Принципы и нормы
Существует множество постулатов, признаваемых гуманистическими. Однако из-за сильной сегментации этого движения многие из них оспариваются или вовсе не признаются, особенно в контексте отношения к религии.
Поэтому лучшим здесь будет универсальный подход, согласно которому можно выделить следующие принципы:
- Свобода развития и выбора каждого индивидуума.
- Уважение достоинства и личных границ всех членов общества вне зависимости от происхождения, социального положения и взглядов.
- Демократический подход во взаимоотношениях между людьми.
- Прогресс и улучшение общества для повышения качества жизни и нравственного климата.
- Развитие организаций для защиты прав и свобод.
- Стремление к мирному урегулированию конфликтов между людьми и государствами.
- Признание человечества неотъемлемой частью природы и экологический активизм.
Духовность
Это понятие довольно спорно для гуманистов, так как они отвергают существование трансцендентного царства, душ и духов. Однако этот опыт все же очень реальный, даже если он имеет естественное происхождение. Дело в том, что мистическое чувство расширения, союза не имеет конкретного интеллектуального содержания. Кроме того, следует принять во внимание широту гуманистической традиции, представленной некоторыми мыслителями, которые признаются как представители гуманизма, хотя этого понятия не было ранее. Эта традиция включает Конфуция, Эпикура, стоика Маркуса Аврелия, Дэвида Хьюма, Джона Локка, французских философов, Тома Пейне, Мэри Уолстонкрафт, Джорджа Элиота. Соответственно, духовность следует рассматривать как важную часть системы гуманистических ценностей.
Права и достоинство
Существует и ряд других ценностей. Гуманистическая позиция состоит в том, что все люди имеют право на достоинство. Это утверждение вводит ключевую идею о том, что люди имеют право на жизнь, повышая тем самым ценность и проблемы универсальности прав, разнообразие прав (индивидуальные и коллективные, т.е. группы), их дифференциации (гражданские, религиозные, близкие). Достоинство как гуманистическая ценность открывает двери для множества прав человека. Они должны стать частью мировой культуры, способствуя формированию действительно человеческого общества с правами и достоинством, одинаковыми для всех людей.
Кто такие гуманисты?
Гуманист — это человек, который заинтересован или заботится о благополучии, ценностях и достоинстве человечества. Гуманисты предоставляют человеку свободу выбора. По их мнению, принятие собственных решений приведёт к прогрессу, личностному росту и к более позитивной самооценке.
Они также заостряют внимание на том, что беспокойство является движущей силой перемен. Гуманисты считают, что перемены равным образом ведут к более независимой и полной жизни.
Некоторые из первых гуманистов, включая Поджо Браччолини, Джованни Боккаччо и Франческо Петрарка, были коллекционерами древних рукописей.
Итальянский поэт Франческо Петрарка (1304–1374)
Франческо Петрарка считается отцом гуманизма. Он был первый, кто заявил о первостепенной значимости человека. Петрарка определил познание человека как важнейшую дилемму для учёных и философов. Петрарка также придумал новый метод постижения — самопознание вместо логики.
Внутренний мир человека
Это понятие рассматривается как философами, так и психологами, педагогами. Его рассматривают как субъективную реальность, то есть все, что является внутренним содержанием психологической деятельности, свойственно только одному конкретному человеку. Это обусловливает индивидуальность и уникальность каждого человека. С другой стороны, данное понятие имеет большое значение при рассмотрении гуманистических ценностей человека.
Формирование внутреннего мира является опосредованным. Этот процесс связан с определенными внешними условиями. Данное положение объясняется тем, что внутренний мир человека – это специфическая форма отражения внешнего мира, которой свойственна собственная пространственно-временная характеристика и содержание.
Некоторые религиозные и философские концепции полагают, что человек изначально обладает определенным внутренним миром, а в течение жизни происходит его открытие и познание. Другие представления об этой категории базируются на более материалистической основе. Согласно этой точке зрения возникновение и развитие внутреннего мира происходят в процессе формирования человека как личности, которому свойственна активность, связанная с отражением и освоением окружающей действительности.
Гуманизм эпохи возрождения
Если в Средние века церковь управляла умами людей, земная жизнь рассматривалась с позиции подготовки к загробной, то ренессанс породил нового человека, которого интересовало устройство этого, вполне реального, а не какого-то там мифического загробного мира.
Именно эпоха Возрождения явила миру художников, поэтов, изобретателей, первооткрывателей и прочих гениев, имена которых до сих пор известны любому ребенку.
Итальянцы Франческо Петрарка (его считают основателем гуманизма), Данте Алигьери, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, англичане Шекспир и Бэкон, французы де Монтень и Рабле, испанец Сервантес, немцы Эразм Роттердамский, Альбрехт Дюрер — все эти люди были гуманистами эпохи Возрождения.
Гуманизм возник в Италии в XIV веке в противовес средневековому аскетизму. Он развивался под влиянием огромного интереса к античности как новое философское направление, где во главу угла ставилась духовная сущность человека, его свобода и право на земные радости.
Гуманизм эпохи Возрождения поставил в центр мироздания человека как самое совершенное творение природы, в котором заложено божественное начало. И смысл существования этого творения не в замаливании грехов, а в умении находить гармонию в земной жизни.
Средневековый человек мыслил себя частью своей социальной группы, свою ценность осознавал через соответствие принятым нормам. Человек Возрождения ценен не по факту социальной принадлежности, а деятельностью и личными заслугами.
Именно гуманистические идеи породили совершенно новую культуру, в основе которой лежат жизнерадостные светские темы. Гуманизм, прославляющий индивидуальное начало человека (что такое индивидуальность?), превратил анонимное искусство средневековья в авторское. Сравните, сколько средневековых художников, литераторов, музыкантов вы можете назвать навскидку и сколько имен родом из эпохи Возрождения.
Так как гуманизм предполагал путь человека к совершенству, то в сферу интересов гуманистов входили вопросы воспитания и образования. В систему образования вводился обширный цикл гуманитарных наук, подход к воспитанию молодежи был основан на уважении личности ребенка, поэтому порка перестала считаться удачным педагогическим приемом.
Гуманистические ценности в сфере образования
Одна из целей современного образования – воспитание личности. Духовность и нравственность, относящиеся к гуманистическим ценностям, выступают как важнейшие, базисные характеристики личности. Ребенок при этом выступает как центр духовной жизни. Духовно-нравственное воспитание – это организованный, целенаправленный процесс, представляющий собой как внешнее, так и внутреннее (эмоционально-сердечное) воздействие педагога на духовно-нравственную сферу развивающейся личности. Эта сфера является системообразующей по отношению к внутреннему миру ребенка. Такое воздействие определяется комплексным, интегрированным характером по отношению к чувствам, желаниям, мнениям личности. В его основе лежит определенная система гуманистических ценностей, заложенная в содержании образования. Актуализацию этой системы обусловливает определенная позиция педагога.
Гуманистическая природа педагогической деятельности
Гуманистическая природа педагогической деятельности
Педагогическая деятельность
– это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями. Педагогическая деятельность представляет собой управление деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним с целью его воспитания и обучения, развития его как личности. В глубокой древности, когда ещё не было разделения труда, и цель любой деятельности человека сводилась к добыче пищи, знания и опыт передавались детям в труде. По мере совершенствования орудий труда от тяжёлой работы освобождались старики и инвалиды, которым община поручала присматривать за детьми и обучать их самому необходимому. Постепенно объём необходимых знаний и опыта стал столь велик, что воспитание детей смогли осуществлять лишь наиболее знающие, опытные и уважаемые члены общины. Эти люди и образовали особую социальную группу воспитателей, наставников молодёжи. С возникновением семьи как социального института часть обязанностей по воспитанию детей была возложена на родителей. Появление письменности также повлияло на развитие педагогической деятельности, поскольку письменность позволяла дольше сохранять знания, чем память человека. С появлением государства возникла потребность в массовом обучении и воспроизводстве различных специалистов (прежде всего воинов для защиты и расширения земель и чиновников для государственно-бюрократического аппарата), поэтому в государствах начали формироваться системы образования. У разных народов в различные исторические эпохи складывались определённые требования к уровню образованности, и педагогическая деятельность всегда являлась средством, сохранения и приумножения накопленных человечеством знаний. Социальная потребность в образовании находила отражение в развивающихся потребностях рода, племени, общества, семьи, государства. Наряду с ними, развивались и потребности обучающихся, новым поколениям учеников становилось нужно всё больше знаний и умений. Чтобы удовлетворить эти потребности, воспитатели должны были сами овладевать всё большим объёмом знаний и опыта, совершенствовать способы их передачи ученикам. Таким образом, развитие социальных и личностных потребностей в образовании обусловило развитие педагогической деятельности (рис.1.1).
Рис.1.1. Становление педагогической деятельности
Главное условие возникновения педагогической деятельности – наличие общественной потребности передавать новым поколениям опыта предыдущих поколений.
Во все времена педагогическая деятельность воспринималась как важная миссия, направленная на служение людям и обществу, имеющая гуманистическую природу. Качествами, отличающими учителя, считались глубокие знания, любовь к детям, патриотизм, безукоризненная честность, преданность делу. Несведущие учителя становились объектом для насмешек, а обман и вероломство со стороны наставников воспринимались как тяжкое преступление. Например, древнеримский полководец Марк Фурий Камилл во время осады города Фалерии сурово наказал фалерийского учителя, который привёл ему в заложники детей из осаждённого города: он велел связать учителя, сорвать с него одежду, а детям дать палки и плети, чтобы они с позором гнали предателя обратно. Но этот факт – исключение.
В истории сохранились имена многих выдающихся педагогов, которые не только внесли заметный вклад в развитие педагогической мысли и становление педагогической профессии, но и стали примером гуманизма. Мы знаем о Сократе
из произведений его учеников Платона и Ксенофонта. Легендарный философ античности не оставил после себя никаких трактатов, считая, что его призвание – учить других умению открывать истину. Обратите внимание: не преподносить готовые знания, а добиваться, чтобы ученик сам их находил! И это в V в. до н.э.! А ведь у него были ученики и последователи, самый знаменитый из которых – Платон – был учителем другого великого философа – Аристотеля – воспитателя Александра Македонского. По сути, за два тысячелетия до появления научной педагогики Сократ основал целую школу развивающего обучения! «Сократовские беседы» и «сократовские вопросы» сегодня используются как научно-педагогические термины для обозначения способов развития познавательной активности учеников, причём способов, владение которыми – один из признаков педагогического мастерства.
К онфуций
жил приблизительно в 551-479 гг. до н.э. и прославился как первый профессиональный педагог Китая, с юных лет осознавший свою высокую миссию наставника людей. Педагогической деятельностью он начал заниматься в возрасте немногим более 20 лет. Наверняка для этого ему потребовалось быть не по годам мудрым и терпеливым. В китайской культуре Кун Цзы или Кун Фу-Цзы (Конфуций – латинизированный, европейский вариант имени) – больше, чем наставник, мыслитель и философ. Это божественный Учитель. С его именем связана одна из распространённых в Китае религий: конфуцианство. Его изображение было в каждой древнекитайской школе, и дети, приходя учиться, перед лицом Кун Цзы клялись быть прилежными и послушными. Считается, что Конфуций был потомком знатного рода, но не обладал правом наследования. В древнекитайских источниках упоминается его настоящее аристократическое имя: Чжун-ни. Кун – уменьшительное имя или прозвище, а Цзы как раз и означает «Учитель». Таким образом, Кун Цзы переводится как Учитель Кун.
Я н Амос Коменский
(1592-1670) – чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель – по праву считается основателем научной педагогики. Коменский был епископом и одним из духовных лидеров Чешскобратской церкви (религиозного течения, не признававшего главенство Римской католической церкви). Чешские (моравские) братья выступали за сохранение и развитие национальной культуры, за национальную школу. В XVII веке Чехии – небольшой стране в центре Европы – было практически невозможно сохранить политическую независимость от могущественных соседей, поэтому важно было сохранить хотя бы национальное самосознание, а для этого были нужны школы, где обучение велось бы на родном языке, изучалась бы история и культура своего народа. Коменский – один из величайших педагогов в истории человечества. Он обосновал современные принципы обучения (наглядность, доступность, последовательность, систематичность, прочность и др.), научно обосновал классно-урочную систему обучения, разработал подробные практические рекомендации для учителя. Насчитывается почти полторы сотни сочинений Коменского! Это и философские трактаты, и педагогические сочинения, и школьные учебники, и пьесы… Коменский прожил долгую жизнь, и до конца дней сохранял стремление приносить пользу людям. Л юбовь к людям – основной мотив всей жизни и педагогической деятельности прославленного швейцарского педагога
Иоганна Генриха Песталоцци
(1746-1827). Рано потеряв отца, Иоганн Генрих с детства проникся сочувствием к бедным и сиротам. Не очень успешное обучение в школе укрепило его в мысли о необходимости улучшить учебный процесс, сделать его интересным, а образование – доступным для всех детей, независимо от их происхождения и уровня достатка их семьи. Началом педагогической деятельности Песталоцци стало открытие детского приюта. Именно Песталоцци создал первое в учебное заведение, в котором велась подготовка учителей-профессионалов. Став знаменитым педагогом, руководителем собственного института, создателем новой методики начального обучения, авторитетным общественным деятелем и популярным писателем, Песталоцци сохранил стремление помогать обездоленным, оставляя себе лишь самое необходимое для жизни. П рославленный советский педагог
Антон Семёнович Макаренко
(1888-1939) начал педагогическую деятельность в 1905 году учителем народной (начальной) школы, после окончания учительских курсов. В 1917 году, когда в России произошло целых две революции, он закончил Полтавский учительский институт и был назначен заведующим одного из училищ. Педагогический талант Макаренко ярко проявился в 1920-1930-е годы, когда он руководил сначала организованной им колонией для бывших детей-беспризорников и малолетних правонарушителей, а потом – трудовой коммуной имени Ф.Э. Дзержинского. Он использовал новые по тем временам методы трудового и нравственного воспитания. В коммуне воспитанники трудились в мастерских, занимались самообслуживанием, участвовали в управлении. Макаренко не признавал пассивное послушание детей хорошим результатом воспитания. Дисциплина должна быть сознательной и активной, а послушание – инициативным, деятельным. Школа, считал он, хорошо научилась подавлять проявления неорганизованности, но часто бывает, что шумные и неусидчивые дети становятся более полезными членами общества, чем тихони. В 1988 г. решением ЮНЕСКО А.С. Макаренко был признан одним из четырёх педагогов, определивших развитие мировой педагогической мысли в XX веке.
Гуманистическое воспитание
Несмотря на то что гуманистические ценности являются неотъемлемой частью содержания образования, их выявление не происходит само по себе. Этот процесс должен быть целенаправленным, а сами ценности необходимо структурировать, дидактически переработать, после чего педагог принимает их как личную систему ценностей. И только после этого их можно использовать как систему ценностных ориентаций учащихся, учитывая их возрастные особенности. Только в этом случае они могут выступить как основа духовно-нравственного воспитания школьников.
Принципы гуманистического мировоззрения
Гуманизм превратился в основание мировоззрения эпохи Возрождения.
Основные характеристики гуманистического мировоззрения:
Интерес к человеческим нуждам
Философы-гуманисты постигали учения античных классиков, увлекаясь изучением внешнего образа и духовной сущности гомо сапиенса.
Развитие культа индивидуальности
Значимым орудием образования человека становится литература, в частности поэзия (поэзия воплощалась в единении всего лучшего, что есть в человеке, считалась блестящей формой проявления мыслей и чувств одновременно).
Философская система
Философы-гуманисты стали отрицать философско-теологическую основу средневековых мудрецов, они исследуют человека, принимая во внимание его речь и поведение, которые выражают его темперамент и последствия его действий.
Интеллектуал-гуманист находится в центре гуманизма как системы, он выражает и оберегает свою неординарность, отделяя свои убеждения от иных философов, и пытается преподнести свою идеологию.
Универсальность гуманистических ценностей
Философы-гуманисты переступили сословные и классовые границы и объявили о всеохватности представленных ими людских ценностей, которые, по их мнению, имели важное значение для всего образованного общества.