Сознание в философии. Постановка проблемы сознания в философии — Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу

Понятие сознания в философии сложно определить, поскольку этот термин имеет многоаспектный круг объяснений. Оно содержит в себе мысли, восприятие мира, осознание. В зависимости от времени оно воспринимается как мнения, собственное Я. Мыслители превозносят осознанное бытие, как самое важное в мире. А ученые считают, что данное понятие расплывчато и не имеет границ использования. Сознание означает человеческую деятельность на ментальном уровне.

Введение

Проблема сознания всегда привлекала внимание философов, поскольку определение места и роли человека в мире, специфики его отношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания через анализ сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Представители идеализма остро поставили вопрос о роли сознания в деятельности человека.

Люди давно проявляют большой интерес к сознанию, своему разуму, и считают его самым важным достижением человека. Это, по сути, самое поразительное и загадочное явление жизни, которое возникает на определенном этапе развития материи. С помощью сознания, разума, человек выходит за пределы самого себя, проникает в прошлое и будущее, в то, что уже есть или еще нет, проникает в дали космоса и в глубины микрокосмоса, в которые он не может проникнуть физически.

Сознание — это специфическая характеристика человека, его генетическая черта, отличающая его от животного царства. Сознание — это социальная характеристика, возникшая в процессе длительной эволюции и становления человека современного типа. Важнейшим философским вопросом был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, об участии человека с сознанием в мире, о возможностях, которые сознание открывает человеку, и об ответственности, которую сознание налагает на человека.

Человек обладает сознанием с помощью мозга, но сознание — это не функция мозга сама по себе, а функция определенного специфического способа отношения социально развитого человека к миру. Проблема взаимоотношений между сознанием и мозгом актуальна. Мы еще многого не знаем о деятельности мозга, особенно о том, что лежит в основе его высших функций и человеческого сознания. Тем не менее, прогресс в этой области за последние годы был неисчислим, и наука о мозге постепенно приближается к разгадке этой тайны природы.

С появлением кибернетики актуализировалась задача создания искусственного интеллекта.

Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, связи научно-технического прогресса с природой, проблемы образования и коммуникации и т.д. — все эти проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с изучением сознания.

Формы человеческого сознания

Сознание человека имеет несколько этапов развития и форм проявления. Давайте подробнее рассмотрим доступные формы сознания. Классическая психология различает две основные формы сознания — общественное сознание и индивидуальное человеческое сознание.

Общественное сознание — это совокупность всех идей, взглядов и оценок, присущих конкретному обществу на определенном этапе его развития.

Индивидуальное сознание — это совокупность всех идей, взглядов и чувств, присущих конкретному человеку.

Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу

Все больше и больше наук занимаются изучением сознания. Такими исследованиями занимаются философия, антропология, социология, психология, физиология, физика, а также представители технических наук и информатики. Аспекты сознания, изучаемые в каждой из наук, оказываются весьма далекими друг от друга и, более того, не коррелируют с сознанием в целом. Каждая из наук использует свои методы, схемы, идеалы рациональности, объективности, строгости и научности.

Развитие специальных научных исследований стимулирует развитие и углубление философских проблем самого сознания. Например, развитие современной информатики, создание «мыслящих» машин и связанный с этим процесс компьютеризации человеческой деятельности заставили по-новому рассмотреть сущность сознания, специфические возможности человека в оперировании сознанием, оптимальные способы взаимодействия человека и его сознания с современной компьютерной техникой.

Сознание выступает как один из самых сложных объектов философского анализа. Будучи неоспоримым самоочевидным фактом человеческого существования, сознание в то же время изъято из внешнего наблюдения, а ненаблюдаемость сознания в принципе создает естественные трудности для его теоретической реконструкции.

Потребность в теоретически корректной связи между индивидуальным и всеобщим, органическая связь которых раскрывается в опыте сознания, придает этой проблеме особый статус в философии. В настоящее время в философии сознания можно говорить о трех основных парадигмах: содержательной, функциональной и экзистенциально-феноменологической.

Субстанциализм подчеркивает идеальную природу сознания, причем идеальное — как сфера общих понятий, смыслов и ценностей — существует относительно автономно по отношению к индивиду или конкретным природным образованиям. Функционализм же подчеркивает зависимость сознания от природных структур (мозг как его материальный носитель, сенсорный опыт как генетически первичный уровень отражения реальности, предметная деятельность как гарант адекватности этого отражения). Феноменологическая интерпретация обращает внимание на особое значение самосознания, в котором как идеально-всеобщие, так и чувственно-конкретные аспекты собираются в фокусе «Я» и создают уникально универсальный духовный опыт личности.

Следует сказать, что формализация экзистенциально-феноменологической традиции отнюдь не привела к автоматическому исчезновению функциональной и содержательной парадигм в интерпретации сознания. Функционализм сегодня довольно силен в аналитической традиции, а на субстанционализм можно ссылаться в связи со структуралистскими и постструктуралистскими концепциями, которые сводят сознание к явлениям языка и текста.

Теоретические основы сознания

Современный психолог И. Тульвинг изучил и представил теоретические основы сознания:

  1. Аноэтичное сознание

    (процедурная память) — это состояние, когда мы не сознаем ничего, но регистрируем сигналы окружающей среды и реагируем на них.

  2. Ноэтичное сознание

    (семантическая память) — это состояние, когда мы сознаем что-то, не входящее в имеющееся окружение, как бы символическое сознание.

  3. Автоноэтичное сознание

    (эпизодическая память) — это то, что мы знаем о себе самом, память о событиях личной жизни.

Ранее изучением сознания занимались философы и психоаналитики, Тульвинг же научно обосновал свою классификацию и экспериментально подтвердил ее.

Проблема возникновения сознания

Вопрос о том, как и почему возникает сознание, является одним из ключевых вопросов современного философского и научного знания. В той или иной форме они пересекаются с проблемой антропогенеза, но представляют собой самостоятельную тему исследования. Фундаментальная уникальность сознания обрекает исследователей на поиск его возможных природных основ, разработка которых могла бы стать предпосылкой для человеческого мышления. Следует отметить, что данная проблема разрабатывалась преимущественно в рамках наиболее последовательной функциональной стратегии, ориентированной на науку.

В современной культуре сознание является объектом пристального интереса целого ряда научных дисциплин, начиная от физиологии высшей нервной деятельности и заканчивая психологией, социологией и кибернетикой. Многообразие научных версий сознания указывает на несомненную сложность и многогранность этого феномена, развитие и функционирование которого определяется влиянием множества факторов как природного, так и социального порядка. В то же время реальный опыт сознания характеризуется уникальной целостностью, которую придает преимущественно интегративная природа самости, самосознания. Таким образом, сознание можно интерпретировать как сложную многоуровневую систему, включающую природно-психическую, индивидуально-личностную и социокультурную проекции. Соответственно, проблему генезиса сознания можно рассматривать на нескольких уровнях: в контексте естественной эволюции, в контексте возникновения культуры и общества, а также с точки зрения онтогенеза (индивидуального развития человека).

Естественной основой для возникновения сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровне живой и неживой материи. Возникновение сознания было бы чудом без эволюции различных форм отражения в живой природе, которая является его предысторией. В ходе развития философии и науки было доказано, что вся материя обладает свойством, существенно связанным с ощущениями, — свойством отражения. Эта позиция поставила перед наукой фундаментальные вопросы о природе отражения как атрибута материи, о сознании как высшей форме отражения, которая связана с деятельностью человеческого мозга.

Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые признаки и свойства действующих на них явлений. Характер, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также тем, как они взаимодействуют с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия отражение не существует. Результат процесса отражения проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях.

В развитии теории отражения различают две концепции: функциональную и атрибутивную. Сторонники функциональной концепции утверждают, что в неорганических объектах есть только предпосылки свойства отражения, но не его активное проявление.

Стадии отражения

Основные вехи в эволюции материи и развитии свойств отражения следующие: Отражение в неживой природе; отражение в живой природе; социальное отражение.

В неживой природе существуют элементарные формы отражения. Отражение в неживой природе, на уровне механических и физических систем, слабое. Вопрос о переходе от неживой материи к живой изучен слабо. Действительно, еще предстоит выяснить и исследовать, каким образом материя, которая, предположительно, вообще не обладает чувствами, связана с материей, которая состоит из тех же атомов и элементарных частиц и в то же время обладает ярко выраженной отражательной способностью.

В настоящее время особого внимания в этом отношении заслуживают данные молекулярной биологии. Молекулы ДНК и РНК содержат и воспроизводят всю необходимую информацию, которая программирует индивидуальное развитие и преемственность в цепи поколений живых систем. Генетическая информация — это уникальная, специфическая форма отражения предыстории, развития живых объектов в молекулах ДНК.

На уровне живой природы можно выделить следующие стадии отражения: Раздражительность — реакция организма на воздействие окружающей среды. Эта форма отражения свойственна некоторым видам растений и одноклеточным организмам. Следующей формой отражения является чувствительность — способность организма иметь ощущения, которые отражают отдельные свойства объектов, воздействующих на организм. Высшей формой биологического отражения является психика, которая характерна как для животных, так и для человека.

Человеческое сознание качественно отличается от сознания животных. Основными отличительными чертами здесь являются:

  • абстрактно-логическое мышление, которое связано со способностью отражать существенные черты и отношения действительности, которые не даны непосредственно в восприятии;
  • целеполагание как способность к идеальному формированию желаемого продукта деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать реальность, а не пассивно вписываться в нее
  • Самовосприятие, которое определяет способность отличать себя от внешней среды;
  • язык как вторая сигнальная система, позволяющая нам ориентироваться не столько на реальные физические процессы, сколько на их знаково-символические, языковые корреляты.

Формирование этих особенностей сознания стало возможным благодаря социо- и культурогенезу, в котором и абстрактное мышление, и язык, и идея самости выступают как исторические образования. У истоков сознания стоял праксис, в котором первичный акт мышления фактически функционировал как «внутреннее действие», совершаемое не с реальными объектами, а с их идеальными проекциями. Простейшие логические операции требовали повторяющихся действий с конкретными объектами, что в конечном итоге обусловило их кристаллизацию в устойчивые интеллектуальные схемы. Особенность долингвистической стадии в эволюции сознания, таким образом, определялась ее наглядно-действенным характером. Хронологически он совпал с периодом антропогенеза, который начался около 5 миллионов лет назад и закончился 50-40 тысяч лет назад. Именно в это время сформировалась структура нашего мышления, которая существует сегодня в виде «архетипов коллективного бессознательного» (К.Г. Юнг, 1875-1961).

Сущность, основные черты и структура сознания

Философское понятие сознания — ключевое интегрирующее понятие для анализа отношений человека с действительностью, характеризующее одно из фундаментальных свойств высокоорганизованной материи, состоящее в активной, творческой способности человека как социального существа представлять и осознавать объективный и субъективный мир в виде идеальных образов, включая экзистенциально-феноменологическую и психоаналитическую традиции.

Таким образом, суть философского исследования феномена сознания заключается, прежде всего, в выявлении онтологического статуса сознания. С этой точки зрения, сознание реализуется с помощью мозга, но сознание — это не функция мозга как такового, а функция определенного вида отношения социально развитого человека к миру. Эта характеристика сознания заключается в прояснении онтологических истоков сознания в тех организационных формах материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции.

Во-вторых, важной особенностью сознания является его характеристика с эпистемологической точки зрения. В этом отношении сознание является отражением реальности, возникающим в результате формирования телесных органов, таких как нервная система и ее наиболее высокоорганизованный отдел — мозг.

В-третьих, сознание — это идеал, сущность которого проявляется в виде идеальных образов.

В-четвертых, сознание — это не только отражение деятельности, но и отношение к ней. Это определяет ценностный и в то же время личностный аспект сознания, который наиболее ярко выражает социальную природу сознания.

В-пятых, сознание обозначает высшую ступень психической деятельности человека, которая, в силу идеального предвосхищения практической деятельности человека, позволяет придать ей целевой характер.

В-шестых, философское понимание сознания предполагает анализ условий развития сложных форм самосознания, саморефлексии человека, уникальности и неповторимости опыта системы его отношений с действительностью, с обществом, с другими людьми и с самим собой.

В-седьмых, сознание характеризуется многоуровневой структурой, включающей в качестве своих компонентов различные формы индивидуального и общественного сознания, сознательного и бессознательного, чувственного и рационального.

В-восьмых, философская рефлексия ХХ века, помимо содержательной, функциональной и социокультурной парадигм, выявила и другие, не менее важные измерения сознания, связанные с возникновением экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традиций, в которых акцент делается на описании опыта индивидуального сознания, при этом в реальность вводятся творческие личностные смыслы (Гуссерль, Сартр, Ясперс, Фрейд и другие).

Истинная природа сознания многогранна в своей целостности и сложности, включая дорефлексивные и рефлексивные аспекты, сознательное и бессознательное, «архетипы» и ассоциации, онтологические и эпистемологические измерения, самосознание и самоидентификацию в непрекращающемся творческом диалоге «Я» и мира, «Я» и Другого, межличностное общение, обусловленную изменчивость и открытость человеческого сознания и человеческого существования в мире.

Можно выделить следующие концепции объяснения природы сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая и диалектико-материалистическая.

Объективно-идеалистическая концепция объяснения природы сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей Платона, абсолютная идея Гегеля, Бог теологов. Сознание представляется как чувственно неосязаемая сущность, порождающая мир вещей и человеческие идеи.

Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которой — психическое и физическое рассматриваются как две независимые субстанции (Рене Декарт).

Метафизический материализм признает сознание вторичным по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание рассматривается как отражение внешнего мира.

Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материю и сводят сознание к материальным образованиям в человеческом мозге.

Философское понимание сознания

1.Понятие и структура сознания.

2.Происхождение и сущность сознания.

3.Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.

Понятие и струк­тура сознания

Сознание — яв­ление сложное, многоплановое и многоаспектное. Оно неразрывно связано с такой ключевой категорией любого мировоззрения как человек. Решение проблемы сознания играет определяющую роль в постижении проблемы человека.

В силу своей исключительной сложности и многогранности сознание является предметом интереса со стороны многих наук и вненаучных форм познания. Философия, используя и обобщая достижения различных форм познания, сосредотачивает свое внимание на анализе таких важных вопросов как сущность, про­исхождение и структура сознания, возможности и пути его изу­чения. Вопросы эти с древности и до наших остаются дискусси­онными, не имеющими однозначного решения.

Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по от­ношению к материи, считают его самостоятельной, созидающей сущностью (субстанцией) всех вещей и процессов. Дуализм (или психофизиологический параллелизм) рассматривает сознание и тело как независящие друг от друга начала и не видит взаимосвязи психи­ческих и физиологических процессов в организме.

В противоположность идеализму, материализм исходит из того материя первична, а сознание вторично. В истории философии материалисты, не в состоянии объяснить связь сознания с неодушевленной материей, вопрос о возникновении сознания склонялись к гилозоизму. Гилозоизм (греч. hylё – вещество; zoё – жизнь) приписывает способность ощущения всей материи. «И камни мыслят», — утверждают гилозоисты. Представителями гилозоизма были древнегреческие материалисты. В эпоху Возрождения и Нового времени — Дж.Бруно, французские материалисты XVIII Ж.Робинэ и Д.Дидро. Не исчез гилозоизм и сегодня. Так, современный западный философ Ж.Делёз считает, что вещи способны мыслить. В.Беньямин — приписывает вещам способность вглядываться в окружающий мир, Д.Харауэй признает за вещами творческие импульсы, а Б.Лаутар рассуждает даже о «парламенте вещей», наделяя их правом суждения.

В отличие от идеализма и дуализма, материализм рассмат­ривает сознание не как нечто автономное, независимое от мате­рии, а, напротив, как ее свойство. Свойство это — в отличие от та­ких атрибутов материи, как движение, пространство, время — не является всеобщим. Оно присуще особому виду высокоорганизо­ванной материи — человеческому мозгу. Однако осознает, мыслит не мозг как таковой, а человек, обладающий мозгом, причем че­ловек в единстве с системой — природной, социальной, культур­ной — в которую он включен как активно действующий элемент.

Материализм исходит из того, что материя существует вне и независимо от сознания, сознание же не существует вне материи. Сознание вторично (но не второстепенно), производно от мате­рии. С материалистической точки зрения, вторичность сознания рассматривается в трех аспектах: 1) историческом (сознание как особое свойство материи возника­ет на определенном этапе ее эволюции); 2) психо­физиологическом (сознание-функция головного мозга человека); 3) гносеологическом или эпистемологическом (сознание — выс­шая форма отражения внешнего мира, отличающаяся осмыслен­ностью и целенаправленностью).

В современной философии и науке к числу наиболее перспективных относятся инструменталистские, интенционалистские и кондиционалистские программы исследования сознания.

Сторонники интенционалистского

(от лат
intentio
– направленность) подхода сводят сознание к знанию, для них сознание тождественно знанию. Сознание, по их мнению, функционирует как «сознание о чем-то или о ком-то», т.е. оно всегда направлено на определенные предметности мира. «Жизнь сознания» рассматривается соотносительно с противостоящей ему предметностью, которая рационально осмысливается и переживается в опыте сознания.

Дальнейшее развитие эта позиция получила в инструментализме

: сознание – это своего рода «личный компьютер», функциональное назначение которого (по аналогии с «искусственным интеллектом») извлечение и преобразование информации, распознавание образов, вычисление и координация операций. Подчеркивается, что все это исключительно важно при анализе и планировании, управлении и принятии решений в практике, познании и общении людей, так как любая человеческая деятельность нуждается в познавательно-информационном обеспечении.

В рамках кондиционалистских

(от лат.
conditio
– условие) программ акцентируется внимание на зависимости сознания от телесной организации, от строения и функций психики, бессознательного, факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека. Эти разнородные условия и детерминанты влияют не только непосредственно, но и опосредовано (скрытно), что весьма ощутимо сказывается на активности сознания, творческом потенциале личности. Исследование этого разнообразия воздействий позволяет раскрыть механизмы бессознательного и характер их влияния на все процессы сознания.

Каждая из этих упомянутых программ нацелена на то, чтобы приоткрыть глубинные тайны сознания. Наиболее плодотворной среди них является позиция сторонников кондиционалистских программ. Кондиционализм дает более широкое толкование сознания, не отождествляя его со знанием. Проводимое изучение проблем сознания в зависимости от внутренних и внешних условий и факторов сознательной деятельности позволяет обеспечить всесторонний подход в осмыслении сложнейшего феномена сознания. Полученные в рамках этого подхода результаты имеют не только научное, но и практическое значение, в первую очередь, для практики образования. Односторонняя ставка образования на рациональность сознания приводит к созданию модели образования, которая ориентирует лишь на процессы усвоения и использования знаний. В результате этого межчеловеческие отношения и, даже, такие интимные проявления сознания как любовь, выстраиваются на основе рационального расчета, что приводит к снижению культуры чувств и духовно-нравственной деградации личности.

Сознание имеет сложную внутреннюю структуру, вклю­чающую различные элементы и уровни своего существования. Вместе с тем, сознание – системное образование, целостно-связная совокупность чувственных, мыслительных, эмоциональных, волевых, мнемических (процессы памяти) процессов, каждая из которых выполняет свои собственные функции. Это целостный процесс, так как все составляющие сознания находятся в закономерных связях и отношениях друг с другом.

Обратимся к характеристике основных элементов структуры сознания. К ним относятся: ощущение, мышление, воля, память, эмоции, ин­туиция, внимание.

Ощущение дает человеку непосредственное отражение от­дельных внешних сторон предметов и явлений.

Мышление про­тивопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней, сущностной стороны предметов, событий.

Воля

это практическое обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность действовать, осуществ­лять намеченное. Воля как сила жизни, по словам Ф.Ницше, утверждает себя, тогда как проявление безволия есть выражение отрицания жизни.

Исключительно важное место в структуре сознания занимает память, как способность запечатлевать, сохранять и воспроизво­дить информацию. Тем самым память придает связность и устой­чивость жизненному опыту человека и является необходимой предпосылкой формирования личности.

Эмоции

это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний (предчувствия, радость, восторг, гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия, антипатия). Эмоции принимают на себя функции оценки и выбора. Ничто не совершается в человеческой жизни без эмоциональной окраски.

Огромный познавательный потенциал обнаруживается в ин­туитивной способности сознания человека. Интуиция

это спо­собность непосредственного постижения истины путем прямого ее усмотрения без соответствующего доказательства. Особен­ность интуитивного «видения» («озарения», «вспышки») созна­ния проявляется в неожиданности решения проблемы, в неосоз­нанности путей и средств ее решения. Это сфера сознания, где представлены духовные идеалы и способности к творчеству в ви­де фантазии, продуктивного воображения.

Важным элементом сознания является внимание. Благодаря сосредоточенности внимания интересующий нас объект находит­ся в фокусе сознания. Воздействующие на человека предметы, события вызывают не только познавательные мысли, идеи, но и определенные эмоции, обнаруживающие себя в волнении, вос­хищении, любви, ненависти и т.д. Отдельные философы и, осо­бенно, психологи отождествляют сознание с вниманием.

В философской литературе устоялось представление о разделении мышления на два основных типа: рассудок и разум.

Рассудок (или здравый смысл) определяется как низшая ступень логического познания, основанная на представлениях и понятиях повседневной жизни; как житейское расчетливое мышление, ориентированное на практическую пользу.

Разум – высшая ступень логического понимания, теоретическое, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее глубокое знание истины.

Единство и всесторонняя активизация названных выше и многих других психических процессов, учет условий становления сознания и характера его функционирования позволяет глубже осмыслить природу человека и его сознания.

Происхождение и сущность сознания

Проблема происхождения сознания останется тайной для науки и философии, если не подходить к этой проблеме исторически, без учета того, что сознание, как свойство материи, возникло на определенном этапе ее эволюции. История возникновения сознания – одна из составляющих общего процесса развития материи, в ходе которого возникает и развивается жизнь, все многообразие живой природы, а затем и мыслящий человек.

Сознание есть высшая форма и результат развития важно­го свойства материи — отражения. Отражение

это изменение одного предмета под воздействием другого, или, иными словами, передача особенностей одного предмета другому в процессе их взаимодействия.

Способность к отражению и его характер зависит от уровня организации материи. В качественно различных формах отраже­ние проявляется в неорганическом мире, в мире растений, жи­вотных и, наконец, у человека. В простейшем случае отражение в неорганической природе — это механические деформации, физи­ко-химические изменения, появляющиеся в результате взаимодействия.

С возникновением жизни формируются качественно новые формы отражения.

Простейшей формой отражения в живой природе является
раздражимость, представляющая собой от­ветную реакцию организма на внешнее или внутреннее воздейст­вие среды в виде возбуждения. Эта форма отражения, имеющая приспособительный характер, широко распространена у растений и простейших животных.
Более высокой формой биологического отражения, по сравне­нию с раздражимостью, являются рефлексы

и
ощущения.
Рефлексы и ощущения появляются у животных, обладающих нервной системой. На этой ступени эволюции возникают психические формы отраже­ния, отличающиеся избирательностью и активностью.
Рефлекс
это закономерная реакция организма на внешнее раздражение, осущест­вляемая при участии центральной нервной системы. По мере морфологического усложнения организмов в про­цессе органической эволюции наряду с
безусловными
(или врож­денными) рефлексами и на их основе у животных появляются и
условные
(или приобретенные) рефлексы, возникает высшая нервная деятельность.

Дальнейшее развитие присущего материи свойства отраже­ния происходило у наших предков под определяющим влиянием социальных факторов. Точнее, процесс возникновения сознания протекал в единстве с возникновением общества. Решающая роль в этом процессе перехода биологической формы движения мате­рии к социальной принадлежит трудовой деятельности. Она спо­собствовала формированию абстрактного мышления и возникно­вению высших, сугубо человеческих форм отражения.

Сознание — это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах.

Сознание
это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия.
Сознание характеризуется целеполаганием.

Прежде чем что-нибудь сделать, человек делает это мысленно, в идеальной фор­ме.
Идеальное
свойство сознания, обусловленное социальной природой человека. Оно представляет собой специфический спо­соб существования (бытия) объекта, отраженного в психике субъекта в чувственных и мыслительных образах, проектах и схемах деятельности, духовных ценностях и идеалах.

Идеальное есть характеристика сознания как противополож­ности материи. В этом плане она предстает как субъективная ре­альность,

противостоящая реальности объективной. В отличие от материального, обладающего свойствами вещности, пространст­венности, временности, идеальное обозначает непротяженность, невещественность, содержательное сходство образа и соответст­вующего предмета.

Иными словами, сознание, с одной стороны, опирается на материальное, имеет его в качестве своей предпосылки и в этом отношении оно вторично. С другой — оно устремлено на новое материальное, опредмечиваясь и объективируясь в новых результатах человеческой деятельности, выступает в этом плане как первичное.

Сознание имеет творческий, активный характер. Оно на­правлено на преобразование мира и создание нового.

В этом отношении обратимся к понятию «сознательность

». Оно характеризует человека и его деятельность с точки зрения способности действовать и творить
со знанием дела
. Иначе говоря, сознательность есть
синоним разумности
действий человека. Это понятие применяется также и для характеристики исторического процесса. Оно указывает на наличие в действиях людей высокой духовной компоненты, например, сознательность политического процесса, отношения к природе и т.д. Напротив, отсутствие сознательности указывает на стихийность в деятельности людей, ее неразумность. Сознательность – это показатель того, насколько люди способны осуществлять свою деятельность с помощью знаний об окружающем мире. Наличие сознания характеризует человека как существо, способное действовать разумно и творчески.

Индивидуальное сознание

характеризуется:

§ активностью (отражение реальности в форме образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер); активность проявляется в избирательности и целенаправленности;

§ направленностью на предмет (интенциональностью);

§ способностью к саморефлексии, к самонаблюдению;

§ различной степенью ясности: эти уровни диагностируются у человека по его самоотчетам – от сосредоточенности до потери предмета мысли.

Коммуникативное происхождение сознания обуславливает способность мысленного диалога с са­мим собой, т. е. ведет к появлению самосознания (рефлексии).

Самосознание

это особый уровень сознания, на котором осуществляется функция контроля за деятельностью сознания и поддержания его целостности. Оно предполагает выделение и от­личие человеком самого себя, своего «Я» от всего, что его окру­жает. Это способность человека посмотреть на себя как бы со стороны, осознать свои действия, чувства, мысли, мотивы пове­дения, интересы, свое положение в обществе. Оно возникает не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования, а под влиянием определенных общественных условий, которые требу­ют от людей умения оценивать свои поступки, слова и мысли с точки зрения определенных социальных норм.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Реф­лексия —

это размышление личности о самой себе, когда она вгля­дывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Уровни рефлексии могут быть разнообразными — от эле­ментарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оце­нивает негативные стороны своего внутреннего духовного мира, например, изживает дурные привычки. Познавая себя, он никогда не остается таким же, каким он был прежде.

Бессознательное– это совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Многие человеческие, действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек не осознает. Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др. На сегодняшний день выделяются четыре класса проявлений бессознательного:

1. Неосознаваемые побудители деятельности

(мотивы и смысловые установки), которые не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с другими потребностями, мотивами и установками личности. Влияние такого рода мотивов и установок может приводить к нарушениям адаптации и психического здоровья личности. Коррекция этих нарушений осуществляется посредством психотерапии, в процессе которой клиент приходит к осознанию конфликтных побуждений и получает возможность их сознательного контроля.

2. Неосознаваемые механизмы

(в частности, механизмы фиксированной установки), обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов, применение в соответствующей ситуации имеющихся у субъекта навыков и умений. Лежащие в их основе операции первоначально осознаны; по мере их отработки и автоматизации они перестают осознаваться.

3. Надсознательные явления

(неосознаваемые механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы, научные открытия, проявления интуиции, вдохновения, творческого озарения и др.).

4. Структуры общественного бессознательного

— неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре. Неосознаваемые процессы не требуют контроля со стороны сознания, что позволяет разгрузить его для выполнения других задач. Вместе с тем возможность осознания (но не постоянная осознанность) движущих человеком мотивов, внутриличностных конфликтов и структур общественного бессознательного позволяет человеку подняться на более высокую ступень управления своим поведением.

Конструктивный вариант решения проблемы сознания содержится в теории З.Фрейда, в которой разработаны вопросы понимания бессознательного. 3.Фрейдом выделены и описаны следующие структурные уровни сознания: осознаваемое, бессознательное, подсознательное, сверхсознательное.

Осознаваемое

(«Я») – по Фрейду, — это все то, что более или менее упорядочено внутри себя и стремится упорядочить все вокруг (логика, разум). Осознаваемое – это сфера психической жизни, которая находится в фокусе сознания, выступает как непосредственно открытая для индивида, как актуально протекающее сознание. Сознание на этом уровне обрабатывает информацию последовательно, стремится к однозначности своих утверждений и общезначимости их толкования.

Бессознательное

(«Оно») – совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума и не всегда ему подотчетных (эрос, танатос). Это глубинный пласт сознания. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен. Инстинкты порождают у человека подсознательные желания, эмоции, импульсы, проявляющиеся в нашем сознании в форме влечений, переживаний, аффектов. З.Фрейд видел в бессознательном источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, что обусловило впоследствии неоднозначное толкование принципов его учения.

Подсознательное

– все то, что уже было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. Это не только автоматические, т.е. переставшие осознаваться навыки (например, навыки игры на музыкальном инструменте, рутинные трудовые навыки), но и глубоко усвоенные субъектом, ставшие его убеждением социальные нормы, регулятивная функция которых переживается как «веление долга», «зов сердца» и т. п. Эти так называемые автоматизмы и интуитивные представления могут порождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. На примерах автоматизмов проявляется охранительная функция подсознательного, благодаря чему уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека.

Сверхсознательное

или «Сверх-Я» («Я-идеал»), считает Фрейд, это верхний уровень функционирования сознания, который представляет социум в структуре индивидуального духовного опыта – социокультурные установки, требования общественной морали, принятые в обществе нормы поведения и регулирования. «Сверх-Я» – высшая инстанция в структуре сознания (душевной жизни), выполняющая роль внутреннего цензора, совести. Сверхсознание – особый уровень психической активности, присущей и процессам творчества. Одной из самых важных функций работы сверхсознательного является сублимирование, т. е. переведение энергии, накопленной в мире инстинктов, на культурное созидание, творческую активность.

Многие философы не без оснований рассматривают сознание как дар человеку, чудо из чудес мироздания. При этом отмечается, что сознание есть не только благо, но одновременно и крест, и тяжесть, ибо в нем дана вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую) на время отключают сознание с помощью наркотических средств, алкоголя и т.п.

О механизме сознания мы знаем так же мало, как наши предки об атмосферном электричестве. До настоящего времени ученые не могут дать, исчерпывающего ответа, например, на такой вопрос как: что такое разум и нужно ли для его поиска выходить за пределы нашей планеты? Ведь это свойство приписывается только человеку и измеряется только человеческими мерками. Однако возможность существования полевых форм жизни, неопознанные летательные объекты (НЛО), полтергейст – требуют более углубленного понимания бытия мира в целом и сущности сознания в особенности.

Сознание и язык. Проблема искус­ственного интеллекта

Нередко сознание определяют как знание человека об окру­жающем мире и о самом себе, которое с помощью слов, математиче­ских символов, образов художественных произведений может быть передано другим людям, в том числе другим поколениям в виде па­мятников культуры. По мнению лингвистов, языковая форма являет­ся не только условием передачи мысли, но и условием ее реализации. Люди постигают мысль уже оформленную языковыми знаками. Вне языка имеются только неясные побуждения, волевые импульсы, вы­ливающиеся в жесты и мимику. Сознательное — это событие, обрабо­танное языковой системой мозга и оформленное средствами языка.

Язык человека качественно отличается от «языка» животных (жестов, звуков), выражающего их эмоциональное состояние, же­лания, потребности. «Язык» животных — это замкнутая система, строго ограниченная приспособленческим отношением к приро­де. Язык человека — открытая саморазвивающаяся система, отра­жающая предметный мир, его свойства и отношения, а также от­ношения людей. Он дает возможность человеку осмыслить мир и собственную деятельность в нем.

Конечно, свои мысли и чувства человек может выразить и другими, достаточно разнообразными средствами. Так, мысли и чувства музыканта выражаются в звуках, художника – в рисунках и красках, скульптора – в формах, конструктора – в чертежах, математика – в формулах, геометрических фигурах и т.п. Мысли и чувства могут быть выражены в действиях, поступках человека. Но надо иметь в виду следующее: какими бы средствами не выражались мысли, они, в конечном счете, переводятся на словесный (вербальный) язык – универсальное средство среди используемых человеком знаковых систем. Это особое свойство языка вызвано его связью с мышлением.

Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к таковому) выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи. Вспомним народную мудрость: «Кто ясно думает, тот ясно говорит».

Сущность языка выражается в основных его функциях: но­минативной

(способность языка называть вещи, явления– «давать имена»);
позна­вательной
(участие в процессе познания: мы не только говорим так, как мыслим, но и мыслим так, как говорим);
информативной
(спо­собность хранить, передавать, воспроизводить информацию);
коммуникативной
(способность общения на самых различных уровнях).

Язык такой же необходимый искусственный посредник в от­ношении человека к миру как и орудие его преобразования — тех­ника. Родившийся человек пока не овладеет этими двумя основными посредниками — орудием труда и языком — не становится человеком в полном смысле этого слова. В тоже время сознание не исчерпывается тем, что может быть выражено в языке, рацио­нально усвоено.

Проблема сознания и языка с появлением компьютерных технологий оказалась тесно связанной с проблемой искусствен­ного интеллекта. Термин «интеллект» в философии трактуется как высшая познавательная способность мышления, которая от­личается творческим, активным характером в отличие от пассив­но чувственных форм познания. Впервые данный термин использовал Н.В.Гоголь, обозначая им способности человека к познанию, постижению чего-либо.

Искусственный интеллект

есть метафорическое понятие для обозначения системы созданных людьми средств, воспроизводящих определенные функции человеческого мышления.

Приоритетная область использования искусственного интеллекта – компьютерные экспертные системы. Изучающие проблему искусственного интеллекта специальные дисциплины изначально ориентированы на всестороннее комплексное осмысление данной проблемы, призваны разрабатывать правила конструирования таких алгоритмов работы компьютерной техники, которые имели бы характер разумной, целенаправленной деятельности. С помощью машин можно искусственно воспроизвести такое свойство как мышление,но моделировать и обладать этим свойством – вещи принципиально разные.

Если мышление животных, их «язык» — остаются на уровне элементарного мышления. У живот­ных есть память, им свойственны зачатки анализа, синтеза и дру­гих мыслительных операций, осуществляемых на уровне пред­метных образов, но не понятий. У человека сознание связано с абстрактным понятийным мышлением.

В отличие от человека и животных, машина, обладающая так называемым «искусственным интеллектом», оперирует не образ­ами, а знаками. Здесь может осуществляться процесс «самонау­чения» (самообучающиеся, самопрограмми-рующиеся ЭВМ или компьютеры). Од­нако это «научение» особого рода. То, что ЭВМ, скажем, способ­на доказывать математические теоремы, еще не означает ее уме­ния также играть в шахматы или решать научные проблемы и на­оборот. Конечно, ЭВМ может выполнять, причем значительно быстрее человека, многие умственные операции. Но полностью заменить человека. Иллюзия «разумности» достигается не только быстродействием, но и удачной комбинацией последовательно и параллельно работающих процессоров, осуществляющих формализованные процедуры. Но все же заменить полностью человека компьютер не может. И, прежде всего, потому, что компьютер работает по программе, заложенной в него человеком, и поэтому находится в его власти.

Следует учитывать, что проблема искусственного ин­теллекта имеет многовековую историю. Ранее, при создании вы­числительных устройств, как правило, шли путем имитации пред­метных действий человека или его мышления. В настоящее время работы, посвященные искусственному интеллекту, ведутся по трем основным направлениям:

— воспроизводство творческих способностей человека;

— применение диалоговых форм «общения» человека с компьютерными системами (перевод формализованных текстов на естественные языки, понимание естественного языка компьютерами);

— создание робототехники, важнейшим элементом которой является «искусственный интеллект».

Человек с его сознанием и ЭВМ идут навстречу друг другу. Техника все активнее начинает выступать партнером человека в его жизнедеятельности. Естественный интеллект, сопряженный с «искусственным» усиливает творческие возможности человека, ставит его перед необходимостью новой парадигмы мышления, способной обеспечить их единство и целостность в интересах со­хранения и дальнейшего развития человечества.

Подводя итог, целесообразно еще раз подчеркнуть, что соз­нание представляет собой открытую систему, в которой имеется не только сфера рационального, мыслительного, но и чувствен­ного, эмоционального, волевого. Все составляющие структуры сознания вместе взятые, характеризуют новые возможности че­ловека как существа творческого и самосозидающего.

***

В справочной литературе по проблеме сознания смотрите следующие статьи:

Современный философский словарь. — М.-Бешпек-Екатеринбург, 1996. Ст.: “Сознание”, “Язык” и др.

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. — М., 2001. Ст.: “Сознание”, «Бессознательное», “Искусственный интеллект”.

Філософський енциклопедичний словник. — К., 2002. Ст.: “Відображення”, “Ідеальне”, “Свідомість”, “Мова”, “Штучний інтелект”.

Сознание и язык

Сознание неотделимо от языка и возникает одновременно с ним. Между сознанием и языком существуют определенные отношения. Язык функционирует как форма существования сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно, когда человек вовлечен в мир вербального языка. Вместе с языком человек осваивает логику мышления, он начинает думать о мире и о себе. Чем богаче содержание духовного мира человека, тем больше он нуждается в языковых знаках для его передачи. Изменение языка — это показатель изменения сознания. Язык — это система знаков, с помощью которых человек познает мир и самого себя. Знак — это материальный объект, который отражает свойства другого объекта. Можно выделить естественные (устный, словесный, письменный язык, звуки) и искусственные, основанные на естественной (язык логики, математики, музыки) системе знаков языка.

Одним из условий возможности формирования и объективации сознания индивида является способность объяснить свое независимое существование с помощью языка. Благодаря языковой коммуникации человек обретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства языковой коммуникации. Особенности национального языка влияют на характер и содержание национальной культуры. Например, европейские языки ориентированы на рациональное отношение к миру и содержат меньше слов для передачи эмоционального состояния, внутреннего опыта. Разница между сознанием и языком заключается в том, что мысль — это отражение объективной реальности, а слово — способ фиксации и передачи мысли. Язык способствует взаимопониманию между людьми, а также осознанию людьми своих действий и самих себя.

Важность языка для понимания опыта сознания огромна. Действительно, каждый факт нашего сознания отражается в соответствующей языковой конструкции: высказывании, слове, имени. Язык служит средством формирования и выражения мысли. Он функционирует как универсальный культурный механизм сохранения и трансляции информации и коммуникации. Язык — это необходимый посредник между человеком и миром, восприятие и познание которого возможно только через призму языка. Например, каждый язык содержит определенную «концептуальную схему», которая через конкретные грамматические формы устанавливает категориально-логическую структуру восприятия пространства, времени, модальности, количества, качества и тому подобное, характерное для данной или другой этнокультурной группы.

Связь сознания с протекающими в мозгу процессами

Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.

  • Сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку.
  • Стержнем сознания, способом его существования является знание.
  • Труд развивает сознание.
  • Речь (язык) формируют сознание.
  • Сознание является функцией мозга.
  • Сознание многокомпонентное, но составляет единое целое.
  • Сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.

Следовательно, за особенности высшей формы жизни, сознание, нужно благодарить общественно-исторический опыт поколений, труд, язык и знания.

Эксклюзивный материал сайта «www.effecton.ru — психологические тесты и коррекционные программы». Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

Сознание и мышление

Философы могут различать «сознание» и «мысль», выделяя разные режимы (или, как говорил Ф. Бэкон, разные порядки) функционирования сознания: спонтанный (или естественно формирующийся в процессе непосредственной человеческой деятельности) и автономный, т.е. дающий себе собственные основания и правила функционирования.

В своем повседневном существовании человеческое сознание непосредственно и спонтанно вовлечено в мир и в процессы индивидуальной жизнедеятельности. В этом естественном участии в мире человек всегда постигает, понимает и интерпретирует каким-то образом.

Такое сознание еще нельзя назвать мышлением в строгом смысле слова, поскольку, оставаясь спонтанным сознанием мира и самого себя, оно действует не на основе собственных принципов, а на основе мнений, предрассудков, привычек, традиций и так далее.

Элементарное сознание еще не заставило себя думать. Мышление оказывается работой, задачей сознания над самим собой, если оно хочет научиться мыслить естественно, т.е. объективно понимать мир и себя, действовать автономно и рационально. Это предполагает, что сознание работает через себя по определенным особым правилам.

Живое переживание «настоящей очевидности» всех содержаний и смыслов опыта является одним из условий подлинного мышления и бытия у философов разных эпох — от Платона до Декарта и Канта, до феноменологии и экзистенциализма. Освобождаясь от всего, что было унаследовано через образование, традиции, привычки и т.д., мысль стремится найти в себе некие «окончательные истины», некие изначальные истины, которые можно с уверенностью принять за основу достоверного знания.

Исследование мозга, функциональная асимметрия

Следующий этап в изучении сознания — исследование мозга. Рассмотрим, например, какой вклад в работу нервных механизмов зрения, играющего немаловажную роль в процессах внимания, вносит функциональная асимметрия мозга. Левое и правое полушария играют различную роль в восприятии и формировании образа.

Для правого полушария свойственна высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Оно, скорее всего, производит сличение образа с некоторыми имеющимся в памяти эталонами на основе выделения в воспринимаемом объекте схожих информативных признаков.

Левое же полушарие осуществляет в основном аналитический подход к формированию образа, связанный с последовательным перебором его элементов по определенной программе. Однако если левое полушарие будет работать изолированно, то оно не в состоянии будет интегрировать воспринятые и выделенные элементы в целостный образ. С его помощью классифицируются явления и относятся к определенной категории через обозначение словом. Таким образом, в любом психологическом процессе одновременно принимают участие оба полушария головного мозга.

Функциональная асимметрия мозга наводила ученых на мысль о существовании двух видов сознания: пространственное знание — в правом полушарии, а знание языка — в левом. Это предположение привело к большому количеству исследований и классификаций уровней сознания.

У каждой сенсорной модальности свои уровни сознания. Ощущения с каждого уровня приходят в когнитивную систему, но мы их не сознаем, пока не направим свое внимание на них.

Из этого можно сделать вывод, что мы легко можем управлять своим сознанием, но, увы, из-за того, что оно действует на разных уровнях, это сделать не просто. Существует как бы два уровня доступности информации: легко- и труднодоступная.

Легкодоступная информация быстро перебрасывается из предсознательной памяти в сознательную, а труднодоступная информация, находясь в подсознательной памяти, может и не перейти в сознательную. Возможно, что такой подход достаточно спорен, но ясно одно, что изучение сознания очень важно для изучения внимания и памяти.

Весь мир иллюзия: непоследовательность теории иллюзорности сознания

Существует такая теория сознания, как иллюзионизм. Эта теория материалистического толка утверждает, что наше представление о сознании ошибочно именно ввиду того, что мы можем совершать ошибки.

Но можно предположить, что теория иллюзионизма — это только концептуальная путаница. Конечно, иллюзии относительно внутреннего мира могут возникать, точно также как могут возникать иллюзии относительно внешнего мира. Вы спутали веревку со змеей — и у вас возникло иллюзорное представление.

Но когда мы утверждаем, что сознание — иллюзия, то под словом «иллюзия» имеем в виду совершенно другое. Теоретики, говорящие об этом, имеют в виду не наши ошибочные суждения, а реальность, о которой мы высказываем суждение. И говорить об иллюзорности сознания в этом смысле — это все равно, что говорить об иллюзорности физических данностей.

Если отстаивать эту позицию до конца, то иллюзионисты должны вслед за Шопенгауэром и сторонниками индийской философии Веданты сказать, что весь мир — майя, большая иллюзия. Однако иллюзионисты не готовы идти так далеко. Они считают, что физическая реальность существует на самом деле, а сознание иллюзорно. И тут они допускают серьезный концептуальный просчет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]