Формы сознания — Происхождение и сущность сознания. Отражение и сознание


Происхождение и сущность сознания. Отражение и сознание

В истории развития философского знания есть 3 точки зрения о происхождении сознания:

  1. Религия предполагает, что сознание является проявлением нематериальной субстанции, душа не зависит от мозга и способна к самостоятельному существованию, она бессмертна и вечна;
  2. Идеалисты считают, что сознание первично по сравнению с материей, оно является самостоятельной сущностью исходной деятельности;
  3. Материалисты полагаются на идею, что сознание — это субъективный образ объективного мира.

Диалектический материализм подходит к вопросу о происхождении сознания исторически и утверждает, что вся материя обладает свойством рефлексии.

Отражение — это способность материальных систем воспроизводить в себе свойства других материальных объектов, которые с ними взаимодействуют. Это свойство как живой, так и неживой природы.

Элементарные формы рефлексии (не имеют активности):

  • механический
  • физический
  • химическое вещество

Особым видом рефлексии является биологическая, которая включает в себя несколько этапов: 1) раздражительность; 2) чувствительность; 3) психическая рефлексия (ее наиболее сложной формой является сознание).

Раздражительность — это пре-психическая форма рефлексии, это реакция живых существ на благоприятные и неблагоприятные условия окружающей среды. Более высокой формой раздражительности является чувствительность, т.е. способность отражать определенные свойства вещей в виде чувств, и возникает потребность в самосохранении (начинается целенаправленная реакция — например, в растениях). Животные развивают свои способности, которые они уже активно используют в поисках пищи. Это является основой для дальнейшего развития биологической формы рефлексии, т.е. зарождения психической формы рефлексии.

Восприятия и представления возникают в результате усложнения реальных форм поведения, а также развития нервной системы и структур мозга.

Психическая рефлексия, зародившаяся у позвоночных, является свойством живых существ адекватно реагировать на овеществленную среду с целью адаптации поведения.

Психическая рефлексия — это систематизация ощущений, способность живых существ моделировать поведение с целью адаптации к окружающей среде. Это также способность многократно реагировать на стандартные и нестандартные ситуации, которые возникают, и находить правильный выход из них.

Высшей формой психической рефлексии (и рефлексии вообще) является сознание, а согласно материалистической концепции, сознание — это способность высокоорганизованной материи (мозга) отражать материю.

Введение

Познание — один из важнейших видов человеческой деятельности. Во все времена люди пытались познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческие знания были очень несовершенны, они воплощались в различных практических навыках и мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а затем математики, физики, психологии, социологии, философской антропологии начался прогресс человеческого знания, плоды которого все больше влияли на развитие человеческой цивилизации.

Вопросы познания рассматриваются одним из разделов философии — гносеологией (греч. gnosis — знание, logos — слово, учение). И хотя термин «эпистемология» является сравнительно недавним достижением философии (его ввел шотландский философ Дж. Феррер в 1854 году), сама проблема знания возникла еще в древности. На протяжении веков различные школы и направления философской мысли часто выражали противоположные взгляды на природу, содержание и структуру познавательного процесса.

Например, приверженцы эмпирической эпистемологии (Бэкон, Локк, Гоббс) считают чувственный опыт единственным источником знаний. Познавательные способности человека зависят от его когнитивных способностей. То есть, опыт для них — это: результат деятельности органов чувств или результат деятельности разума (который комбинирует материал, предоставляемый органами чувств).

«Ф. Бэкон различал три основных типа знания:

  1. «Путь науки»-получение истин из чистого сознания;
  2. «Путь муравья»- узкий эмпиризм, сбор разрозненных фактов без их концептуального обобщения;
  3. «Путь пчелы» — сочетание первых двух путей, сочетание сенсорных и рациональных способностей».

Второй источник опыта относится к этапам рационального познания. Рационалистическая концепция познания утверждает, что «данные органов чувств могут считаться достоверными только как факты сознания, но полагаться на них для построения истинного знания о внешнем мире опасно».

Его сторонниками являются Декарт, Лейбниц, Спиноза. Рационализм делится на онтологический (рациональность бытия, наличие в нем данного начала) и гносеологический (разум — основная форма познания).

«Декарт противопоставил свой рационалистический метод индуктивной методологии Бэкона. Продуктивный метод философии и эпистемологии Декарта заключается в следующем: Формирование идеи развития и попытка применить эту идею как принцип познания природы, введение диалектики в математику, указание на гибкость правил своего метода познания и их связь с моральными нормами и ряд других.»

Известно, что я. Кант, будучи известным агностиком (от греческого agnostos — непознаваемый), также изложил свою позицию по эпистемологии. Он утверждал, что «все знания начинаются с опыта». Внешние объекты действуют только на наши органы чувств и вызывают к жизни познавательные способности человека. Интеллект комбинирует, сравнивает, синтезирует или анализирует полученные восприятия, перерабатывает сенсорные впечатления в познания».

Познание неизбежно сталкивается с вопросом: познаваем ли мир?

Позиции мыслителей в данном случае следующие: познавательный оптимизм (Г.Гегель, В.Ленин) — выражает абсолютную уверенность в знаниях о мире; скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик, Д.Юм) выражает сомнение в возможности полного знания о мире. Это агностицизм — отрицание возможности познания мира. Согласно И. Канту, «вещь в себе» (сущность) непознаваема. Это и есть релятивизм — абсолютизация относительности научного знания.

Каждая теория несет в себе определенный смысл, что и сделало концепцию познания столь распространенной и изученной до сегодняшнего дня. Все люди по своей природе стремятся к знаниям. «Все, что распространяется перед нами и происходит внутри нас, мы знаем через наши чувственные впечатления и размышления, опыт и теорию».

Сознание как функция человеческого мозга

Современная наука исходит из идей биологического единства животного и человека. Из этого иногда делаются выводы о полной аналогии психических процессов у человека и животных. Но человеческое сознание возникало и развивалось в тесной зависимости от формирования и развития человеческого мозга, на что указывает тот факт, что уровень сложности организации мозга зависит от уровня рефлексивной способности сознания.

Основной функцией мозга человека является хранение и обработка информации, которую человек получает в процессе познавательной деятельности. Мозг человека симметричен (полушария), но есть большая разница между полушариями с точки зрения функциональности.

Левое полушарие отвечает за все виды языковой деятельности (понимание, речь), обеспечивает процессы речи и письма, чтения, выполняет операции счета, присваивает объект определенным классам.

Правое полушарие контролирует ориентацию в собственном теле (восприятие пространственных отношений, правильную координацию).

Сознание не только отражает реальность, но и позволяет выразить определенные отношения с ней. Поэтому структура сознания включает в себя: память, эмоции, чувство, волю, мотивацию.

Методы рационального познания

Для рационального познания характерны особенные методики изучения объектов или явлений, которые характерны только для данного способа познания.

  • Идеализация. Придание конкретному объекту идеальных характеристик для его более детального изучения.
  • Формализация. Использование конкретного языка или абстрактных образов логического мышления для создания некоторого описания объектов и явлений.
  • Аксиоматический подход. Использование аксиом (то есть утверждений, не требующих доказательств) для создания новых суждений;
  • Гипотетико-дедуктивный метод. Использование непроверенных суждений для создания новых.
  • Эксперимент. Проверка сделанных гипотез и умозаключений на практике. Также допускается проведение эксперимента над неким идеальным объектом.
  • Исторический. Использование знаний об истории становления и развития объекта для формирования некоторых логических цепочек его дальнейшего развития.

Общее понятие сознания

Сознание — это многоуровневая система восприятия и отражения действительности человеком. Именно сознание помогает человеку осуществлять свою жизненную деятельность в соответствии с принятыми в обществе нормами и видеть окружающие вещи такими, какие они есть:

  • Человек со здоровым сознанием понимает, что он один в комнате; если человек страдает психическим расстройством с искажением сознания, ему кажется, что в комнате присутствует кто-то другой.
  • Здоровый человек смотрит на стену и понимает, что она не движется, но беспокойный человек видит неподвижные объекты в движении.
  • Человек со здоровым самосознанием осознает, что окружающий его мир может скрывать опасность, но в то же время он уверен, что весь мир пытается причинить ему вред.

Сознание человека является отражением окружающей его реальности. Сознание — это те мотивы, мысли и действия, которые человек понимает и контролирует. Неосознанные мотивы поведения также отражаются в поведении человека, но человеку гораздо труднее их контролировать и понимать.

Формы человеческого сознания

Сознание человека имеет несколько этапов развития и форм проявления. Давайте подробнее рассмотрим доступные формы сознания. Классическая психология различает две основные формы сознания — общественное сознание и индивидуальное человеческое сознание.

Общественное сознание — это совокупность всех идей, взглядов и оценок, присущих конкретному обществу на определенном этапе его развития.

Индивидуальное сознание — это совокупность всех идей, взглядов и чувств, присущих конкретному человеку.

Особенности общественного и индивидуального сознания

Сущность общественного сознания формируется на основе сознания отдельных людей, и в то же время не является просто результатом их суммирования. Это связано с тем, что каждое индивидуальное сознание уникально и неповторимо, и может принципиально отличаться от творения другого человека.

Сущность индивидуального сознания человека заключается в его многообразии и индивидуальности. Индивидуальное сознание всегда ярче общественного, но в то же время оно более узко в своем мировоззрении и охватывает меньший масштаб рассматриваемых вопросов и проблем.

Индивидуальное сознание человека не способно достичь глубины и содержания, присущих общественному сознанию. Это связано с тем, что общественное сознание охватывает все аспекты духовной жизни общества. Следует, однако, отметить, что существует взаимная связь между общественным и индивидуальным сознанием, ибо общественное сознание черпает свою глубину и широту созерцания именно из опыта каждого человека в его индивидуальном сознании.

Общественное сознание всегда является продуктом индивидуального сознания. Но, с другой стороны, индивидуальное сознание всегда во многом является продуктом общественного сознания.

Список литературы

  1. Философия, учебник// Под ред. Лавриненко В.В. — М.: 2004;
  2. Философия, учебник для студентов ВУЗов // под ред. В.П. Кохановского — Ростов н/Д: 1998;
  3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия, учебник. М.- 2003;
  4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия, учебник. M.: 2004;
  5. современная философия: словарь и заметки для чтения;
  6. Смирнов И., Титов В. Философия, учебник.-Москва: 2004;
  7. Спиркин А.Г. Философия, учебник, М.: 2006;
  8. Балашов Л.Е. Философия, учебник-М.: 2005;
  9. Алексеев П.В., Панин А.В. Эпистемология и диалектика. M.: 1991.
  10. Барулин В.С. Основы социально-философской антропологии. — М.: 2002.

.

Формы общественного сознания

Различные виды интеллектуального и духовного приобретения знаний об окружающей действительности являются формами общественного сознания. Рассмотрим эти формы более подробно.

  • Политическое сознание — включает в себя систему знаний и оценок, через которую общество формирует политическую сферу. Она является основой всех других форм общественного сознания, так как отражает политические и экономические интересы различных классов и социальных групп.
  • Правовое сознание представляет собой систему знаний и оценок, с помощью которой общество осознает себя в сфере права. Этот тип общественного сознания тесно связан с политическим сознанием, в связи с тем, что в этой форме сознания находит свое выражение и политические и экономические интересы различных классов и социальных групп.
  • Нравственное сознание выражается в исторически сложившихся принципах нравственности во взаимоотношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом.
  • Эстетическое сознание — это сознательное отражение человека на окружающем его мире, которое происходит в виде сложных переживаний. Эти переживания связаны с чувствами человека к прекрасному, трагическому, возвышенному и комическому.
  • Религиозное сознание выражается во внутреннем переживании человека, которое связано с ощущением существующей связи между ним и чем-то более высоким. Религиозное сознание взаимодействует с другими формами общественного сознания, особенно с нравственным.
  • Экономическое сознание — это форма общественного сознания, отражающая экономические знания общества и его социально-экономические потребности.
  • Нравственное сознание, философская концепция, представляющая ядро человеческой личности, ее духовность и все то, что составляет сущность человека и отличает его от животных. Отличительной особенностью нравственного сознания является то, что через него происходит отражение и регулирование межличностных отношений, в которых каждый человек является зеркалом другого.

Виды рационального познания

Рациональное познание случае может быть разделено на две фундаментальных разновидности: ценностно-гуманитарное и логико-понятийное. Каждая из этих частей соответствует различным сферам деятельности нашего сознания, а также тонкостям его функционирования. Рассмотрим каждый из подходов подробнее.

  • Ценностно-гуманитарный. Несмотря на то, что общий подход является рациональным, в нем есть место, казалось бы, нерациональным объектам, например культуре. Однако это ошибочное суждение. Чтобы рассуждать о таких категориях, как «культура» требуется наличие понятийной базы и смысла, вложенного в этот термин, что невозможно без рационального подхода. То есть, рациональный подход здесь используется для того, чтобы оценить нерациональные категории.
  • Логико-понятийный. В рамках данной категории фигурируют абстрактные, идеальные объекты или модели, использование которых позволяет определить имеющиеся взаимосвязи между объектами или явлениями и их общие характеристики. Данный подход наиболее эффективен в точных науках.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]