Сознание как психический процесс: его структура, функции и характеристики


Функции сознания

Выступая важнейшей составляющей личности, сознание успешно выполняет ряд функций, включая следующие:

  • познавательная – благодаря сознанию человек формирует систему знаний;
  • целеполагающая – личность осознает свои потребности, осуществляет целеполагание, планирование стратегий для достижения поставленных целей;
  • ценностно-ориентационная – личность анализирует, подвергает оцениванию феномены, процессы действительности, формулирует свое отношение к ним;
  • управленческая – личность осуществляет контроль за собственным поведением, реализацией собственных поведенческих паттернов в соответствии с поставленными целями, сформулированными стратегиями их достижения;
  • коммуникативная – сознание существует и передается в знаковой форме, тесно связано с коммуникативной деятельностью личности;
  • рефлексивная – благодаря сознанию личность осуществляет самоконтроль, самосознание, саморегулирование, обеспечивающие возможности личностного развития.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Сознание как психический процесс: его структура, функции и характеристики

  • Главная
  • ->

  • Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат)
  • ->

  • Общая психология

План:

  1. Понятие сознания.
  2. Структура.
  3. Функции.
  4. Характеристики.

Сознание — высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. «Ядром» сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит Зигмунду Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного.

Алексей Николаевич Леонтьев выделил три его составляющих: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл. (см. доп. материал)

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Эти функции сознания можно схематично показать на схеме в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (Рис. 18.1):

Основные функции сознания

Как писал известный немецкий философ Карл Маркс: «Мое отношение к моей среде, есть мое сознание», и это на самом деле так. В психологии выделяют основные функции сознания, благодаря которым и формируется определенное отношение к той самой среде, где находится индивид. Рассмотрим самые основные из них:

  1. Познавательная функция сознания отвечает за познание всего вокруг, формируя представление о действительности и приобретая фактический материал, при помощи ощущения, мышления и памяти.
  2. Накопительная функция порождается познавательной особенностью. Ее смысл заключается в том, чтобы в человеческом сознании и памяти «собиралось» множество знаний, чувств, впечатлений, переживаний, эмоций не только от собственного опыта, но и действий других современников и предшественников.
  3. Оценочная функция сознания или отражательная, с ее помощью человек сравнивает собственные потребности и интересы с данными о внешнем мире, познает себя и свои знания, различает «Я» и «не Я», что способствует развитию самопознания, самосознания и самооценки.
  4. Функция целенаправленности, т.е. в результате анализа полученного опыта, человек, которого не удовлетворяет окружающий мир, пытается изменить его в лучшую сторону, формируя для себя определенные цели и пути их достижения.
  1. Креативная или творческая функция сознания, отвечает за формирование новых, ранее неизведанных образов и понятий при помощи мышления, воображения и интуиции.
  2. Коммуникативная функция осуществляется при помощи языка. Люди работают вместе, общаются и наслаждаются этим, сохраняя в своей памяти полученную информацию.

Четыре основные характеристики сознания.

1.Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире.

2. В сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я».

3. Сознание обеспечивает осуществление целеполагающей деятельности человека.

4.В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека.

Дополительый материал к вопросу 20.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание — важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе — биологической форме, а сознание — социальной форме движения материи.

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Содержание сознания обязательно, так или иначе, практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея — это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея — это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию — специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями.

Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего «Я» и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.

Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность. Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего, прогрессивным идеям.

Четыре основные характеристики.

1.Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире. Кроме того, оно позволяет делать эти знания совместными для всех людей. Само слово «сознание» подразумевает это: сознание — совместное, совокупное знание, т. е. индивидуальное сознание не может развиваться обособленно от общественного сознания и языка, являющегося основой абстрактного мышления — высшей формы сознания. Таким образом, в структуру сознания входят все познавательные процессы — ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых человек непрерывно пополняет свои знания о мире и о самом себе. Нарушение любого из познавательных процессов автоматически становится нарушением сознания в целом.

2. В сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я». Человек— единственное существо, которое способно выделить себя из остального мира и противопоставить себя ему. На начальной стадии своего развития человеческое сознание направлено вовне. Человек, наделенный от рождения органами чувств на основе данных, доставляемых анализаторами, осознает мир как нечто отдельное от него, и более не отождествляет себя со своим племенем, с явлениями природы и т. п.

Помимо этого, только человек способен обращать свою психическую деятельность на самого себя. Это означает, что в структуру сознания входят самосознание и самопознание — способность производить сознательную оценку своего поведения, своих индивидуальных качеств, роли и места в общественных отношениях. выделение себя как субъекта и развитие самосознания происходило в филогенезе и происходит в процессе онтогенеза каждого человека.

3. Сознание обеспечивает осуществление целеполагающей деятельности человека. По окончании трудового процесса достигается реальный результат, который в идеальной, форме уже был сформирован а сознании, прежде чем трудовой процесс был начат. Человек заранее представлял конечную цель и продукт своей деятельности, формируя тем самым мотивацию. Он планировал действия в соответствии с этим представлением, подчинял ему свои волевые усилия, корректировал деятельность уже на стадии ее осуществления, чтобы конечный результат максимально соответствовал изначальному представлению о нем. Нарушение в осуществлении целеполагающей деятельности, ее координации и направленности является одним из видов нарушений сознания.

4.В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека. Она отвечает за формирование эмоциональных оценок в межличностных отношениях и самооценки, эмоциональных реакций на явления окружающего мире, на внутренние явления. Если эмоциональные оценки и реакции человека адекватны, это способствует регулированию его психических процессов и поведения, коррекции взаимоотношений с другими людьми, При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания выражается расстройством именно в сфере чувств и отношений.

Чувственная ткань сознания, по словам А.Н. Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д…. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное „поле» и объект его деятельности». Чувственная ткань — переживание «чувства реальности».

Значение — это содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка.

Иначе говоря, это содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь.

Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает пристрастность человеческого сознания.

Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий (личностный) смысл.
Артур Минимулин

Структура сознания

Сознание представляет собой сложный, многогранный и многоаспектный феномен, в структуре которого можно выделить следующие составляющие:

  1. Интеллект – психические способности личности, необходимые в процессе решения умственных задач. К способностям данной группы можно отнести характеристики мышления (интенсивность, гибкость, системность), памяти (объем, скорость запоминания, забывания, готовность к воспроизведению), внимания (распределенность, устойчивость, переключаемость, концентрация, объем), восприятия (избирательность, наблюдательность, способность узнавания). Ядром интеллекта является система знаний;
  2. Мотивация – совокупность побуждений, стимулов, определяющая целенаправленность деятельности личности;
  3. Эмоции, чувственно-эмоциональная сфера – переживания личности, отражающие ее субъективное отношение, оценивание тех или иных явлений, феноменов, процессов, ситуаций, социального окружения. В чувственно-эмоциональную сферу входят настроения, чувства, переживания, эмоциональные стрессы, аффекты и пр.;
  4. Воля – способность личности сознательно регулировать собственную деятельность и поведение, достигать поставленных целей, преодолевая трудности. Волевая регуляция предполагает ответственность и свободу;
  5. Самосознание — репрезентация собственного «Я», часть сознания личности, обеспечивающая ее саморегулирование, самоконтроль и самовоспитание.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Структура сознания 430 ₽ Реферат Структура сознания 240 ₽ Контрольная работа Структура сознания 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

О сознании простыми словами

Давно доказано, что сознанием наделен только человек: оно является его главной отличительной чертой по сравнению с другими живыми существами. Цветок не думает, во сколько закрывать свои лепестки или раскрывать их – он делает это в определенный час, потому что так заложено в его ДНК.

Лев не расстроится, если не поймает добычу и не станет строить наполеоновских планов, чтобы отомстить тигру, с которым недавно подрался. Аквариумные рыбки не вспоминают, какого вкуса был вчерашний корм, не рисуют его мысленный образ. Все это доступно только представителю человеческого рода.

Таким образом, сознание – это свойство психической материи, с помощью которого мы можем отражать реальную действительность.

Простой пример: я вижу перед собой чашку. Она красивого красного цвета. Кстати, может чаю попить? Того, что я купил неделю назад на выставке чаев. Продавец очень нахваливал этот сорт. Пора убедиться в его честности и заварить этот многообещающий напиток.

За одну минуту в моей голове пронеслась куча мыслей и образов, с ними связанных. Я побывал в прошлом, в будущем и настоящем, испытал определенные эмоции и даже ощущения. Это и есть то, что мы называем сознанием.

Сознание можно сравнить с ветром, который увидеть нельзя, но можно наблюдать следы его активности.

Эту мысль я почерпнул из этого интересного видео:

» alt=»»>

Связь с бессознательным

Сознание может воздействовать на процессы обработки информации, которые протекают в бессознательном. Они не подчиняются логике, но обладают большей мощностью. Бессознательное помогает решать творческие задачи. Начало анализа проблемы спонтанно. Когда в подсознании накапливается достаточно информации, начинается ее обработка. В результате появляется решение, которое из области бессознательного переходит в область сознания. Этот процесс можно расценивать как проявление интуиции.

Некоторые типы задач решаются на сознательном и бессознательном уровне. Как именно задача переходит из низших сфер психики в высшую, психологам не известно. Согласно теории Я. Пономарева, это древний механизм, сформировавшийся эволюционно. Связь с бессознательным компонентом неразрывна. В обычном состоянии человек не может определить, какое решение пришло из подсознания, а какое было сформировано в высшей части психики.

Если бессознательное не подчиняется контролю, индивид утрачивает способность регулировать свое поведение. Все скрытые, низменные желания становятся доминирующими. Личность теряет социальные навыки, ее развития откатывается до уровня ребенка двух лет. Он эгоистичен, не способен на компромиссы, часто становится опасным.

Феноменология

Что касается современной мировой философии, то такая область, как феноменология, занимается изучением сознания. Она возникла в Германии в начале 20 века и имела несколько вариантов (Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер, Макс Шелер, Жан-Поль Сартр, Морис Мерло-Понти), из которых теория Э. Гуссерля считается наиболее важной. Термин «феноменология» образован из двух терминов — феномен и логос, которые имеют греческое происхождение: «Явление» — это то, что раскрывает себя, демонстрирует себя, а «логос» — это учение. В рамках феноменологии сознание рассматривается как специфическая сфера бытия, которая не может быть сведена ни к какому отношению: ни к объекту, ни к конкретному, ни к бессознательной основе самого сознания. У Э. Гуссерля речь идет о различных феноменах сознания, у М. Хайдеггера — о феномене человеческого бытия, у Ж.-П. Сартра — о феномене рефлексии (для бытия — себя), у М. Мерло-Понти — о феномене одухотворенного человеческого тела.

Представители феноменологии пытались противостоять наивной натуралистической концепции сознания и мира, которая сводит сознание к объекту и устанавливает между ними только причинно-следственные и функциональные отношения. Согласно Э. Гуссерлю, природа сознания как чистого осознания фундаментально отличается от предметного мира. М. Хайдеггер говорил о различии между человеком и бытием. Но и сознание, и человек существуют только в единстве с миром. Итак, есть Абсолют, поток сознания, который формирует феномены — смыслы предметного мира.

Проблема сознания занимает важное место и в других зарубежных философских течениях. К ним относятся герменевтика, экзистенциализм.

Герменевтика, экзистенциализм, психоанализ, философия языка, структурализм, философия жизни и т.д. Они достигли значительных результатов в процессе исследования различных содержательных аспектов сознания, его внутренней логики. Сегодня исследования философов сосредоточены на соотношении «ума» и «тела», физических и психических состояний и т.д. Большое внимание уделяется вопросам, возникающим на границе между философией и языком, когнитивной психологией и компьютерным моделированием сознания. Проблема происхождения сознания остается актуальной.

Современный материалистический подход к этой проблеме остается неизменным: Материя превращается в разум при определенных обстоятельствах. Давайте рассмотрим эту точку зрения более подробно. Для начала зададимся вопросом: благодаря каким свойствам материя приходит к вершине своего развития — рождению «духа»; что это за внутренняя сила в «фундаменте» материи, которая вызывает появление мысли, воли, эмоций и т.д.?

Естественные науки отвечают на этот вопрос однозначно: «Это свойство материи — свойство отражения». Рефлексия, таким образом, является «нитью», на которой можно удержать проблему сознания. Что такое отражение? Отражение — это универсальное свойство материи, процесс и результат взаимодействия, когда признаки одного объекта перестраиваются в другой форме в признаки другого объекта. Поскольку взаимодействие присуще всем материальным объектам, отражение следует считать универсальным свойством материи. Взаимодействие объектов никогда не проходит бесследно, последствия остаются неизбежными. А необходимым условием отражения является сходство, соответствие с отражением.

Методы развития и управления

Чувства в психологии сознания дают возможность самостоятельно инициировать развитие восприятия. Поскольку основной способ познания мира — сенсорная система (органы чувств), воздействуя на них, индивид может стимулировать общий процесс познания.

Для развития самоконтроля подходят психологические практики, которые можно использовать в домашних условиях:

  • прослушивание классической музыки;
  • рисование, цветотерапия;
  • пение мантр;
  • медитация;
  • телесные практики, пластический театр;
  • ароматерапия;
  • визуализация.

Регулярное выполнение упражнений поможет повысить уровень осознанности. Уже через 1 месяца индивид заметит результаты: он станет более уравновешенным, сможет лучше понимать свои эмоции.

Для развития мышления необходимо задействовать упражнения, которые развивают логику, аналитические и прогностические навыки. В этом помогает игра в шахматы, решение логических задач, кроссвордов. Чтобы стимулировать развитие, уровень сложности задач необходимо повышать.

Понятие сознания и подсознание.

Что такое сознание? А что такое подсознание? Скорее всего, у каждого эти понятия ассоциируются с мышлением, пониманием, памятью, принятием решений, а значит с функцией головного мозга. Так оно и есть. Только функционируют и участвуют они во всех этих процессах немного по-разному. Что-то – явно, а что-то скрытно; что-то больше, а что-то – меньше. Но то и другое используется ежедневно.

Сознание — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события.

Само по себе сознанием пользуется нами в активное время суток – в состоянии бодрствования. Во время сна сознание нам неподконтрольно. Оно находится в своеобразном сонном режиме.

Подсознание — устаревший термин, применявшийся для обозначения психических процессов, протекающих без прямого отображения их в сознании и помимо прямого сознательного управления.

Подсознание же функционирует постоянно и без отдыха. Днем мы его почти не замечаем – нам кажется, что все свои действия мы совершаем осознанно. Ночью подсознание проявляется в виде снов.

Основной интерес к сознанию с точки зрения психологии связан с осознанием самого себя, знанием о своем существовании и реальности. Самосознание — это мыслительное и психическое явление, формирующее в человеке целостную и единую личность, имеющую определенное представление (образ) о себе и своих качествах. Этот образ является осознанием своего «Я».

В философии сознание тоже рассматривается с точки зрения самосознания и его развития. Самосознание является постоянно продолжающимся процессом формирования отношения человека к внешним условиям, начиная от восприятия своего физического тела в окружающем мире, затем осознания себя частью социума, и до формирования устойчивого и индивидуального образа — «Я».

Самосознание ориентировано не во внутрь себя, а на внешний мир — на окружающих людей и их отношения, на происходящие вокруг события и свою роль в них. Есть философское выражение: «Бытие определяет сознание». Самосознание характеризуется собственным сформированным отношением к событиям окружающей реальности.

Не смотря на то, что сознание и подсознание – это две части одного целого, им часто сложно найти верные точки взаимодействия. Например, нам трудно резко отказаться от своего давнего убеждения. При всей кажущейся мощи нашего активного сознания, считается, что именно подсознание определяет до 90% всех наших поступков. И только около 10% контролирует сознание.

Допустим, мы сознательно хотим избавиться от какой-то своей вредной привычки (например, алкоголизм) или изменить свое привычное поведение (например, не есть много сладкого). Казалось бы, чего проще? Это же так легко! Просто не делай то, что не считаешь нужным делать! Однако все время контролировать себя мы не можем. Мы постоянно переключаемся на разные мысли, а иногда «уходим в себя» (погружаемся в транс). И в это время мы в полной власти подсознания.

Сознанием мы легко можем управлять. Своей волей решаем, куда нам пойти или поехать, что посмотреть, как составить планы на неделю.

С подсознанием не так все просто. Надо постараться, чтобы сознательно в нем разобраться или что-то найти. «Попадать» туда умеют не все. Правда, многие просто даже не пытаются. В подсознании можно обнаружить ненужное для себя убеждении, верование, установку.

Суть и значение

У термина «сознание» много значений. Феномен сознания изучают философия, социология, нейрофизиология. В психологии сознание — высший уровень психической саморегуляции. Из всех живых существ он есть только у человека. Сознание необходимо для нормального сосуществования людей. С его помощью можно создавать совокупности умственных и чувственных образов, регулировать поведение.
Сознание — сложный многофакторный инструмент. Если он повреждается или работает неправильно, человек теряет способность адекватно воспринимать действительность.

Формы и виды

В психологии сознания есть разные виды восприятия действительности: адекватное и неадекватные. Адекватной формой называют объективное восприятие окружающего мира. Человек в адекватном состоянии обладает способностью к осмысленной речи, быстро реагирует на изменения, легко ориентируется в пространстве.

Неадекватные виды восприятия:

  1. Неясное — индивид отрешен от окружающего мира, не реагирует на других людей. Не отвечает на вопросы, или делает это медленно, невпопад. Внимание притупляется, движения замедленные.
  2. Ступор — человек ведет себя так, словно его разбудили от глубокого сна. Он заторможенный, вялый, разговаривает неразборчиво, не заинтересован в общении, часто смотрит в одну точку.
  3. Отупление — человек полностью уходит в себя, проводя большую часть времени во сне. Просыпаясь, он не может понять, где находится, не может рассказать, что он делал, прежде чем уснул.
  4. Кома — состояние глубокого сна, из которого человека невозможно вывести. Он не реагирует на звуки, касания, не оценивает происходящее. Кома — медицинский феномен. Врачи не могут найти средство предотвращения коматозного состояния и способ выхода из него. Больной может проснуться только самостоятельно, контролировать это невозможно.
  5. Бред — искаженное восприятие действительности. Человек теряет способность мыслить адекватно, не может объяснить свое поведение и поступки.
  6. Галлюцинации — навязчивые зрительные и слуховые искажения. Человек видит и слышит то, чего нет на самом деле. Регулярные галлюцинации порождают недоверие к окружающим, тревожность, параноидальное состояние.

Формы сознания различаются по направленности:

  • индивидуальная — в ней содержатся личные особенности, ценности, идеи.
  • общественная — включает обычаи и традиции, характерные для конкретной культуры;
  • теоретический уровень общественного сознания — соединяет общественные идеологии с реальностью;
  • обыденная — отвечает за поведение человека в обычной жизни;
  • массовая — объединяет познание человека как индивида и составляющую толпы.

Типы сознания в психологии:

  • общественное — сформировано социумом;
  • историческое — создается фоновым воздействием общего прошлого человечества;
  • политическое — взгляд на мир, сформированный под влиянием политических настроений в стране и мире.

Развитие происходит линейно. Пропустить ступень развития нельзя.

Структура

Существует 3 уровня познания. Человек с детства имеет низший уровень, который с возрастом повышается. Если этого не происходит, индивид остается с низшим уровнем сознания. Он воспринимает мир как ребенок, не способен выстраивать нормальные отношения.

У каждого уровня есть свои типичные особенности:

  1. Высокий уровень. Для личности, достигшей высшей формы развития, характерна сильная интуиция, высокий интеллект, объективность, развитое аналитической мышление. Скорость развития зависит от внешних обстоятельств и деятельности. Индивиды, занятые интеллектуальным трудом, быстрее развиваются. Они более склонны к рефлексии и глубокому анализу явлений. Развитие проходит быстрее у людей, работающих в творческой сфере. Развитая интуиция — необходимое качество для успешной деятельности. Такие люди уже в раннем возрасте отличаются от сверстников тем, что быстрее справляются с усвоением новой информации и решением сложных задач. Таких людей не более 15% от общего числа.
  2. Средний уровень. Он присущ большинству людей. Этого уровня сознания достаточно, чтобы удовлетворять жизненные потребности. Люди со средним уровнем развития заняты решением только своих проблем. Их не интересуют философские вопросы, уровень интеллекта и осознанности не позволяет им оперировать такими категориями познания.
  3. Низкий уровень. Встречается у 20–25% людей старше 18 лет. Таких людей относят к невежественным и интеллектуально неразвитым. Они не заинтересованы в саморазвитии. Все интересы направлены на достижение удовольствия без оценки последствий своих действий. Люди с низким уровнем развития обладают примитивным мышлением, которое обычно свойственно детям дошкольного возраста.

Познание динамично. При желании индивид может самостоятельно развить его и достичь высокого уровня. Чем старше он становится, тем сложнее перестроить работу процесса изучения мира и стимулировать его развитие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]