В8. Психический образ и его основные характеристики.


Понятие и структура

Я-концепция — система психологических установок индивида, которые касаются его самого. Она формируется и развивается по мере взросления, становления личности в социуме.

На процессы самопознания влияет многие факторы. Некоторые из них человек изменяет сам, другие от него не зависят.

Рассматривая структуру Я-концепции, психологи выделяют три составляющих — когнитивную, оценочную, поведенческую. Каждая из них покрывает разные области самооценки.

Когнитивная

Когнитивная составляющая Я-концепции представляет собой набор убеждений, которые могут быть правдивыми или обманчивыми.

Разбираясь с убеждения подробнее, можно сказать что они имеют разную значимость

Например, человек считает себя храбрым, уделяет этому особое внимание, но при этом совершенно не думать про свою силу. Сама по себе иерархия убеждений не постоянная

Она может изменяться с этапами взросления, воздействием социума, социальным статусом.

Оценочная

Каждый человек постоянно оценивает свои характеристики. Оценки формируются под воздействием нескольких факторов:

  • определением эффективности собственной деятельности;
  • сравнением действующего социального статуса;
  • сопоставлением представления об идеальном Я.

Поведенческая

Поведенческая составляющая Я-концепции — объективное мнение о себе. Человек не может отрицать свое поведение, слова, поступки, ошибки.

Категория в психологии

Определение 1
Психологические категории ‒ это обобщенное понятие, которое раскрывает содержание предмета исследования психологии.

В каждом научном курсе существует собственный категориальный аппарат и основополагающая категория. Для психологии сознания – это категория сознания. Для бихевиоризма ‒ категория действия. В гештальт психологии ‒ категория образа. Во фрейдизме ‒ ключевой категорией являлась категория мотива.

В категориях представлены рабочие принципы мысли, ее содержательные формы, образующие ход изучения. Категориальный аппарат психологии формирует «остов» механизма «изготовления» фактов и теорий психологии. Категориальный аппарат не является статичным. Категориальный аппарат психологии постоянно совершенствуется.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Замечание 1

В современной психологии выделяют основные категории, такие как категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория мотива и другие.

Почему создавать образ себя — тяжело и бессмысленно?

Потому что ваш образ себя не соответствует реальности. Ни старый, ни новый.

Возьмём мой пример. Четыре года назад я переехал жить на Карибы. Я просто пищал от восторга и выгружал в Фейсбук десятки фотографий с морем, пальмами и кокосами. Я писал посты о том, как это круто, и снисходительно жалел тех, кто сидит в унылых зимних городах. Я был уверен, что наконец-то нашёл идеальное место для жизни. Я старательно поддерживал в себе убеждение о том, что жить на Карибах — это круто; я старался общаться с людьми, которые разделяют это убеждение; я выстроил всю свою жизнь вокруг этого факта. В общем: я создал себе образ Андрея-который-живёт-на-Карибах.

И, как вы думаете, что я сделал, когда мне надоело целыми днями пить кокосы, есть бананы и ходить из бунгало на пляж и обратно? Правильно: ничего. Потому что предпринять что-то означало бы разрушить образ Андрея-который-живёт-на-Карибах. Несмотря на то, что реально я уже не хотел жить на Карибах, я сначала заставлял себя на них жить, а потом просто впал в апатию и не хотел жить уже нигде.

Что мне следовало сделать (и что я, в итоге, и сделал)? Просто поднять свою задницу и куда-то поехать. Вместо этого я пытался создать новый образ себя. Я думал, что, перед тем, как куда-то ехать, мне нужно решить

: я, чёрт возьми, Андрей-который-живёт-на-Карибах или Андрей-который-больше-не-живёт-на-Карибах?

В итоге я плюнул и сказал себе: хрен с ним, разберусь потом. И купил билеты. И знаете что? Это было моё лучшее решение за эти четыре года.

Механизм формирования

Механизмы формирования психологии Я были предложены И. С. Коном:

  1. Социальное сравнение. Когда формируется система критериев для самооценки, люди начинают сравнивать себя с окружающими. Такой процесс называется социальным сравнением.
  2. Зеркальное отражение. Человек составляет представление о себе исходя из реакции на себя со стороны окружающих. С рождения индивид не имеет критериев для оценки себя. Она заимствует их у других людей, формирует собственную систему.
  3. Самоверификация, самопрезентация. Когда человек сформировал первоначальный образ своего Я, он проводит поверхностную проверку составленного образа. Для этого он рассматривает оценки к себе со стороны других людей.
  4. Иерархизация. Ядро Я-концепции состоит из тех качеств, свойств, элементов, которые наиболее важны для личности.
  5. Самоатрибуция. Когда человек формирует представление о себе, он получает информацию путем наблюдения за своим поведением, анализа чувств, изучения обстоятельств, которые влияют на поведение.
  6. Смысловая интеграция.

Если изучать плоскость Я-концепции, можно выделить ряд уровней ее становления. Они актуальны, если все содержательные компоненты структуры взаимодействуют. Уровни становления:

  • агармоничный;
  • дисгармоничный;
  • смешанный;
  • оптимальный;
  • гармоничный.

При взрослении человека образы Я становятся многокомпонентными, дифференцированными. Первые предпосылки к формированию Я-концепции проявляются уже у младенцев. Ребенок учится разделять ощущения на собственные, которые проявляются от его личной активности, внешние, которые не зависят от него.

Категория деятельности

Деятельность – это форма активного отношения к реальности, через которую определяется настоящая связь между человеком и миром, который его окружает.

Данная категория определяет два положения:

  • положение о единстве деятельности и психики;
  • обращение к деятельности как движущей силе формирования психики.

В качестве принципа психики объяснительного характера, категория деятельности применяется при исследовании разных сфер психической действительности (процессов психики познавательного характера) мотивации, эмоции, личности, внутригрупповых процессов.

Замечание 2

Отражение ‒ это копирование, формирование реалистичного мира. Деятельностью же является та активность, которая находится в подчинении осознаваемой цели.

Эмоциональный all-in

All-in — это покерный термин, обозначающий ситуацию, когда игрок ставит все свои фишки. По-русски это ещё называют ва-банк. Чаще всего это происходит тогда, когда игрок уверен, что у него лучшая комбинация из всех возможных при данном раскладе (не будем сейчас рассматривать тонкости стратегии и случаи блефа).

Но иногда (обычно в онлайн-играх) можно наблюдать игроков, которые — чаще всего, после очередного проигрыша — начинают идти all-in при каждой раздаче, независимо от того, какие им выпали карты. Практика показывает, что, несмотря на то, что такая тактика иногда позволяет не только отыграть проигранное, но и выиграть в несколько раз больше изначального, заканчивается эта история всегда одинаково: такие игроки проигрывают всё до последней фишки. Всегда. Без исключений.

И то же самое происходит с вашим образом себя. Создавая образ себя, вы вкладываете в него свои эмоции. Иными словами, вы делаете огромную эмоциональную ставку на то, чтобы соответствовать этому образу. Каждый раз, когда вам нужно сделать что-то, что затрагивает ваш образ себя, вы идёте all-in. Проблема заключается в том, что ваш образ себя обычно включает всё, что вы делаете более-менее постоянно. Он включает в себя место вашего проживания, вашу работу и ваше хобби, ваши привычки и социальные связи. И поэтому вы поступаете, как тот психованный игрок в покер. И получаете тот же результат: фрустрацию, гнев и едкую горечь разочарования.

У вас закончились фишки. Освободите место за столом, пожалуйста.

Подходы к пониманию категории образа в психологии

Полищук Елена Анатольевна,

аспирант, ассистент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

В конце XIX века начинается развитие психологии как науки. Впервые на психологической арене категория образа появляется в рамках структурализма. Основатель этого направления – Вильгельм Вундт – рассматривает в качестве предмета психологии процессы сознания как структурное единство основных его элементов. В качестве основного метода исследования выступает интроспекция, которая имеет дело с непосредственным опытом визуального восприятия испытуемым отдельных свойств реальности. Сам В. Вундт не обращается к анализу образов: выделенные им элементы сознания – это ощущения и чувства. Однако, методологические основания, заложенные В. Вундтом, позволили его ученику Эдуарду Титченеру сделать образы одним из предметов своего изучения [1].

По мнению представителя экспериментальной психологии Э. Титченера, «образы представляют собой элементы идей и отражают переживания, которые не связаны с текущим моментом – например, происходящие в нашей памяти» [2]. Образы обладают четырьмя основными признаками: качеством, интенсивностью, длительностью, отчетливостью.

Таким образом, Э. Титченер рассматривает образы как один из элементов сознания, основной задачей которого является репрезентация в структуре сознания феноменов внутренней реальности («воспоминаний о переживаниях»). В научном плане заслугой Э. Титченера является то, что образы в рамках психологии впервые получают теоретическое осмысление и, пока еще косвенно, становятся объектом исследования.

Практически в то же самое время независимо от Э. Титченера исследованием психических образов начинает заниматься Френсис Гальтон. Работая над созданием своей теории психической наследственности, он выдвигает гипотезу о наследственном сходстве процессов воображения. Чтобы доказать это, он обращается к изучению законов ассоциации идей, в основе которых, по его мнению, лежат психические образы. Впоследствии некоторые принципы изучения образов, использованные Ф. Гальтоном, легли в основу исследования образной сферы в рамках когнитивного направления [3].

Пожалуй, наиболее емкое научное развитие категория образа получила благодаря психоаналитическому направлению. Исследуя природу бессознательного и его роль в психическом развитии, Зигмунд Фрейд обращается к анализу психических образов. З. Фрейд как представитель психоанализа рассматривает образы как воспроизведение в сознании инстинктов и влечений. Психические образы в его понимании связывают человека не с объективной реальностью, а с внутренним миром, отражая его подводные течения и коллизии.

Значение образа как проявление бессознательного исследуется методом свободных ассоциаций и методом анализа сновидений, в которых работа с образами является основным способом и, по сути, единственной возможностью отследить проявления бессознательного в психической жизни индивида.

З. Фрейд помещает образы в область между двумя отдельными психическими системами – сознательного и бессознательного, тем самым продолжая идею «…образ – мост между двумя парами противоположностей…» [4]. В психоанализе категория образа предстается как транслятор искаженных реалий действительности, представленных во внутреннем (бессознательном) мире человека.

Исследования категории образа находят свое продолжение в исследованиях Карла Густава Юнга. В отличие от З. Фрейда, который рассматривает образы как психические копии инстинктов и влечений, К.Г. Юнг представляет образы в качестве первичных активных феноменов душевной жизни. Согласно идеям К.Г. Юнга, способность психики создавать образы дает человеку возможность переживания реальности, поскольку «мы непосредственно живем исключительно в мире образов» [5]. Образы у К.Г. Юнга – не просто репрезентация, но феномен, выполняющий активную, созидательную функцию.

Анализ категории образа у К.Г. Юнга непосредственно связан с ключевым понятием архетипа. Развивая идеи З. Фрейда о природе и функциях бессознательного, К.Г. Юнг выделяет в сфере бессознательного два уровня: поверхностный – личное бессознательное и глубокий – коллективное бессознательное. Коллективная часть бессознательного «…не индивидуальна, но универсальна; в отличие от личной души, в ней заключено то содержание и способы поведения, которые присутствуют везде и во всех людях… и составляют единый психический субстрат надличностной природы, который присутствует в каждом из нас…» [6]. Составными частями коллективного бессознательного следовательно являются архетипы, как определение коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах.

В середине XX века возникает новое направление психологической науки – когнитивизм, предметом которого становится организация и функционирование внутренних мыслительных процессов (процесс переработки информации). Образ понимается как «…репрезентация в уме не присутствующего объекта или события…» [7]. Основной задачей образа является сохранение в памяти событий и явлений реальности в виде некоторой картинки в голове, проекции сцен из реального мира [6]. Рассматриваемая в рамках проблемы хранения и воспроизведения информации, категория образа получает новое теоретическое осмысление (Дж.С. Брунер, дж. Келли, А. Бандура, Л. Колберг, Ж. Пиаже и др.).

Категория образа получает широкое теоретическое осмысление в рамках отечественной психологии и включается в разряд метакатегорий [8]. Исторически это связано с тем, что в 30-е годы предметом отечественной психологии становится сознание. В то же самое время происходит пересмотр методологических оснований всей психологии: ее фундаментом становится диалектический материализм. Начиная с 1931 года психология в России – «наука о психике, сознании как свойстве мозга, являющемся отражением объективной реальности» [8]. Исходя из этого, основной функцией психики является отражение в сознании объектов и явлений объективного мира в форме психического образа, позволяющего целесообразно регулировать деятельность субъекта [9].

В середине XX века начинается широкое как теоретическое, так и практическое исследование образа, как феномена психологии. К исследованию проблематики образа в той или иной степени обращаются такие ученые-психологи как: С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин Б.Г.Ананьев, Н.А.Бернштейн, Л.М.Веккер, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, С.Д.Смирнов и др.

П.Я. Гальперин пишет: «Условимся называть образами все психические отражения, в которых перед субъектом открываются предметы и отношения объективного мира» [10].

Главное, что связывает образ и оригинал (явление реальности), согласно теории отражения П.Я. Гальперина – это отношение отражения, благодаря которому реальность представлена в сознании субъекта. Однако по-разному решается вопрос о том, какое отражение («интегральное» или «все, всякое» – П.Я. Гальперин) формирует образ. Решение этого вопроса в отечественной психологии является принципиальным, поскольку позволит раскрыть специфику понимания образа.

Способность психики отражать реальную действительность охватывает все уровни психической организации: от сенсорно-перцептивного до интеллектуального и – шире – уровня сознания. Каждому уровню отражения соответствует специфичный образ, выполняющий определенные функции в психической организации человека [11].

Одними из первых стали изучаться сенсорно-перцептивные образы, получаемые в процессе восприятия. (Б.Ф. Ломов, Л.М. Веккер и др.) Основная характеристика сенсорно-перцептивного отражения состоит в том, что оно возникает при непосредствен­ном воздействии предметов и их свойств на органы чувств человека и реализуется в реальном масштабе времени. Формирующийся сенсорно-перцептивный образ выступает как «навязанный нашему уму извне» (И.М.Сеченов) [12].

Поскольку перцептивный образ возникает при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств, он получил название «чувственный образ» [12].

По мнению советского психолога Б.Ф. Ломова, «воспроизведение образа в психическом пространстве происходит за счет пространственной развертки временной последовательности восприятия элементов предмета» [13]. При этом временные компоненты – длительность и последовательность переходят в пространственные – длину и площадь.

С этой точки зрения образ представляет собой взаимосвязь внешнего и внутреннего мира, средство, благодаря которому характеристики реальности (время, последовательность и т.д.) перетекают в характеристики внутреннего психического пространства, порождая его.

Перцептивные образы являются основой для возникновения более сложных по своей структуре и функциям образов. К ним относятся так называемые вторичные образы (представление, образы памяти, образы воображения). Главной характеристикой вторичных образов является то, что они образуются без непосредственного воздействия объектов реального мира, но путем операционализации и трансформации чувственных образов, сохранившихся в памяти. При этом структура образа объекта может быть изменена.

Исследованию интегрального образа реальности посвящены работы целого ряда психологов (В.А.Барабанщиков, А.А.Гостев, А.Н.Леонтьев, С.Д.Смирнов и др.) [14].

Наиболее значительным вкладом в изучение этой проблемы стали последние работы А.Н.Леонтьева, в которых он развивает единую концепцию Образа Мира, «представляющего собой индивидуальную для человека целостную субъективную картину окружающего его мира, опосредованную психическим отражением» [13].

Образ мира строится на базе чувственных образов, которые, проникая в сферу сознания, трансформируются, приобретая новые характеристики.

Анализируя образ в контексте сферы сознания, А.Н. Леонтьев выделяет в качестве основной характеристики образа его активную, деятельностную функцию. Развивая эту мысль, П.Я. Гальперин считает, что образы являются обязательным условием для перехода к неавтоматическому (т.е. осознанному) реагированию [10]. Благодаря образам, «окружающий мир открывается как арена возможных действий» [10].

Разработка понятия «образ мира» была продолжена С.Д.Смирновым. Образ мира понимается им как некоторая совокупность или упорядоченная система знаний человека о мире, о себе, о других людях и т.д., которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие.

Таким образом, подходы к пониманию категории образа в психологии весьма различны. В рамках психоаналитического направления образ впервые становится предметом глубокого теоретического осмысления. Представители когнитивистского подхода анализируют мысленные образы в контексте фундаментального для этого направления вопроса о принципах и механизмах хранения и воспроизведения информации в памяти. С этой точки зрения образ является одним из основных способов (кодов) хранения информации. Образ выполняет функцию медиатора, связующего звена между внутренним миром и миром внешних объектов, облегчающего построение ассоциативных связей и упорядочивающего хранящуюся в памяти информацию.

В концепциях отечественных ученых образ предстает как феномен, порождающий и описывающий психическую реальность. Рассматриваемый в контексте теории отражения, образ, с одной стороны, позволяет увидеть специфику процесса отражения на различных уровнях психической организации человека. С другой позиции изучения образ, помещенный в пространство сознания, — это интегральный продукт взаимодействия человека с реальным миром, раскрывающий основные функции психики, ее активное деятельностное начало.

Литература

1. Вундт В. Введение в психологию / В. Вундт. – Издательство: КомКнига, 2001. – 167 с.

2. Шульц Д.П. История современной психологии / Д.П. Шульц, С.Э. Шульц; пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук; под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. – 532 с.

3. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, 2008. – 280 с.

4. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2007. – 400 с.

5. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг. — СПб.: Питер, 2002. — 352 с.

6. Юнг К.Г. Алхимия снов / К.Г. Юнг. — СПб., 1997. — 351 с.

7. Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. – СПб: Питер, 2006. – 589 с.

8. Петровский А.В. История советской психологии. — М.: Просвещение, 1967. – 368 с.

9. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т., Т.1 / А. Ребер; пер. с англ. Чеботарева Е.Ю. – Издательство ВЕЧЕ, 2003.

10. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Директ-Медиа, 2008. — 275 c.

11. Гостев А.А. Образная сфера человека / А.А. Гостев. — М., 1992.

12. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 1998.

13. Березина Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности / Т.Н. Березина // Психологический журнал. – 1998 — № 4. — С.13-26.

14. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т, Т 2 / А.Н. Леонтьев. – М.,1983.

Поступила в редакцию 29.04.2010 г.

Вы не привязаны ни к чему, кроме своего образа самих себя

Если вернуться к моему примеру, то в реальности никакого Андрея-который-живёт-на-Карибах не существовало. Был Андрей, который выбирал жить на Карибах. А если быть точнее, был Андрей, который каждый день выбирал ничего не делать в отношении смены места проживания, потому что однажды он себе сказал, что уже нашёл идеальное место для жизни.

Я не был привязан к своему месту проживания. Я был привязан к своему образу себя. И это не позволяло мне изменить свой ежедневный выбор.

Когда я прекратил пытаться определить свой образ себя — всё оказалось очень просто. Да, пришлось много чего делать, но я получал удовольствие, делая это. Я получал удовольствие даже от десятичасового перелёта через Атлантику.

Возможно, вы сейчас думаете, что мне хорошо рассуждать, и что я вообще уже задолбал со своими Карибами. Вот проблема у человека — Карибы ему, мать его, надоели!

На самом деле, я мог бы рассказать вам о том, как я наступал на эти же грабли с работой, хобби, отношениями, режимом дня и питанием. Но я намеренно выбрал пример с Карибами именно потому, что я знаю, что многие люди мечтают уволиться с работы и уехать жить в тропики; потому что я знаю, насколько круто

это может выглядеть как часть образа.

А ещё потому, что это был чуть ли не самый большой эмоциональный all-in в моей жизни. И закончился он для меня затяжной депрессией. Так это работает: чем больше вы вкладываете эмоций в образ себя, тем сильнее эмоциональный заряд. А долбанёт этот заряд в итоге вам по лбу. И это будет больно.

Категория мотива

Мотив – это:

  • идеальный или материальный «предмет», который стимулирует и обращает на себя поступок или деятельность;
  • психический образ данного предмета.

В широком значении – это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осмысленный человеком смысл его действий. При помощи мотива поддаются отображению поведение человека, его цели, ценностные ориентации, механизмы принятия решений.

Психологические функции мотивов состоят в побуждении к деятельности, придании направленности совершаемой деятельности, в смыслообразовании.

Оптимальный уровень мотивации достижения содержит преобладание у субъекта в структуре мотивации интереса к деятельности, которое сопровождается удовольствием от ее воплощения, а также чувством контроля и компетентности.

История изучения и исследователи

Еще ученые античности пытались понять, как человек представляет самого себя, оценивает свои поступки, на какие факторы обращает внимание. Многочисленные попытки найти ответы на эти вопросы не дали существенного результата

Самостоятельное понятие Я-концепции начало формироваться в 19 веке. Тогда ученые начали вести споры о двойственной природе человека. Первым ученым, который внес вклад в развитие Я-концепции, был Вильям Джеймс. Психолог ежедневно наблюдал за своими поступками, чувствами, переживаниями, описывал изменения, интересовался о себе у окружающих.

Постепенно актуальность вопроса угасла, но к 1950 году ажиотаж вокруг Я-концепции разгорелся вновь. Абрахам Маслоу, Карл Роджерс изучали позицию собственного Я, как часть процесса становления личности.

Спустя 30 лет концепцией заинтересовались советские исследователи. Они внесли значительный вклад в развитие этого направления.

Ежедневный выбор действий

Вспоминая всю свою жизнь, я понимаю, что все мои удачные начинания (в широком смысле) развивались из того, что я просто решил попробовать что-то делать.

Я никогда не собирался становиться разработчиком сайтов. Просто мне в какой-то момент стало интересно, как работают сайты, и захотелось попробовать сделать свой (и, поверьте, первые мои двадцать сайтов были ужасны). Я никогда не собирался стать владельцем бизнеса в сфере продаж. Просто я увидел нишу в интересной для меня сфере, в которой не было качественного сервиса, и мне захотелось попробовать создать удобную площадку (и за первый месяц я заработал 4 доллара). И так далее.

И, что интересно, когда я изучал биографии людей, чьи жизненные истории меня вдохновляют, я видел там то же самое: все они просто решили что-то попробовать делать.

И практически всегда это начиналось с чего-то малого.

Привычка же мыслить категориями «образа себя» заставляет хотеть получить всё сразу. Бросить работу и начать зарабатывать миллионы на своём хобби. Уехать из своего Мухосранска и жить на вилле в Майами. В общем, изменить свою жизнь одномоментно и кардинально.

Я вас разочарую: вы не можете этого сделать.

Зато вы можете начать ежедневно делать выбор в пользу тех действий, которые вам интересны. Вы можете начать ежедневно заниматься вашим хобби параллельно

с работой вместо того, чтобы заниматься самобичеванием по поводу невозможности изменить образ себя-который-занимается-ненавистной-работой на образ себя-который-занимается-любимым-делом. Это принесёт намного больше пользы. И кто знает, что из этого получится через какое-то время? Может быть, и ничего — но, по крайней мере, вы будете заниматься тем, что приносит вам удовольствие.

Не думайте о том, соответствует ли то или иное действие тому или иному образу себя. Спросите себя, интересно ли вам попробовать это сделать? Если да — делайте. Если нет — не делайте. И прекратите, наконец, считать это действие или его отсутствие каким-то образом определяющим вас.

Просто делайте.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]