Понятие воображения, его типы, функции, механизмы, физиологическая основа
Как субъект действия, человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преображает природу, создает объекты, которых там нет. Но человек не смог бы сделать все это, если бы он не представлял себе результат своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, необходимо уметь преобразовывать его ментально, представляя.
Сначала человек глубоко знакомится с образом создаваемой вещи, формирует свой ментальный образ, а затем воспроизводит его при изготовлении подобной вещи. Но когда делается совершенно новая вещь, такой репетиции не бывает. Тогда создается новый образ. Эта способность создавать новые изображения называется фантазией.
Процесс воображения проявляется в создании чего-то нового — мыслей и образов, на основе которых создаются новые действия и объекты. Это создание чего-то, чего еще не существовало в реальности.
Образы, с которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринимаемые процессы и явления. Это могут быть события, факты, явления, свидетели, которых у человека не было и не могло быть. Изображения воображения могут содержать неотвратимые, желаемые, возможные события и явления. И в то же время что-то новое, созданное в воображении, всегда связано с реально существующим. Изображения воображения основаны на представлениях памяти, но подвержены трансформации в воображении. По мнению Р.С. Немова, воображение — это способность воображать отсутствующий или нереальный объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Воображение связано со всеми аспектами человеческой деятельности, с памятью, восприятием, мышлением. Таким образом, восприятие произведений искусства становится более осмысленным, более эмоциональным, когда оно включает в себя воображение. Л.С. Выготский сказал: «Творческая деятельность воображения напрямую зависит от богатства и разнообразия предыдущего опыта человека, потому что опыт — это материал, из которого возникают конструкции воображения. Чем богаче опыт человека, тем больше материала имеет его воображение». Связь между воображением и мыслью отчетливо проявляется в проблемной ситуации. Столкнувшись с неизвестным, человек начинает анализировать, синтезировать, соотносить воспринимаемое с предыдущим опытом, пытаясь проникнуть в суть соответствующих фактов, явлений. В этом процессе ему помогают не только мышление и память, но и воображение, потому что оно создает целостную картину, заполняет недостающие элементы. Процесс воображения свойственен только человеку и является предпосылкой его трудовой деятельности.
Типы воображения отличаются степенью активности и сознания, с помощью которых человек создает новые образы. В зависимости от этого различают непроизвольное (пассивное) и добровольное (активное) воображение. В недобровольном воображении новые образы формируются под влиянием малореализованных потребностей, стремлений, установок. Такое воображение работает, когда человек спит, в сонном состоянии, в задумчивости и т.п.
Добровольное воображение — это процесс сознательного построения образов в связи с целью, преследуемой тем или иным видом деятельности. Произвольное (активное) воображение возникает в раннем возрасте, оно наиболее развито в детской игре. В ролевой игре дети берут на себя различные роли, во время игры необходима активная работа воображения, так как необходимо правильно выстраивать свое поведение в соответствии с взятой на себя ролью. Кроме того, необходимо представить себе недостающие объекты и действие игры.
Произвольное воображение делится на воссоздаваемое и творческое. Восстановительное воображение характеризуется тем, что в его процессе субъективно формируются новые образы, которые являются новыми для человека, а объективно они уже существуют, воплощенные в определенных объектах культуры. Суть воссозданного воображения заключается в том, что человек воспроизводит, воспроизводит то, что он не воспринимал, а то, что другие люди передают ему через язык, рисунки, схемы, знаки и так далее.
Здесь должна быть связь между изображениями и обычными символами, а также декодирование сигналов, символов и знаков.
Таким образом, реконструктивное воображение — это создание нового образа на основе словесных описаний, восприятие изображений в виде картинок, диаграмм, карт, рисунков, мысленных и материальных моделей.
Творческое воображение играет важную роль в жизни человека. Она позволяет обмениваться опытом, помогает каждому человеку овладеть опытом и достижениями других людей.
Вопрос 3. Физиологические основы процессов воображения
Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Ученые предполагают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. Это гипоталамо-лимбическая система.
Мозг оказывает регулирующее воздействие на периферические части организма, изменяет процесс их функционирования. Приведем примеры. Когда Флобер писал сцену отравления героини романа «Госпожа Бовари», он ощущал во рту вкус мышьяка. У Вольтера ежегодно в годовщину Варфоломеевской ночи начинался приступ лихорадки: повышалась температура, резко учащался пульс. Шерешевский, человек с феноменальной памятью и яркостью образов воображения, мог ускорять ритм работы сердца (представлял себя бегущим за трамваем), замедлять его (представлял себя лежащим на постели), мог повысить температуру правой руки на 2 градуса (представлял, что его правая рука лежит на краю горячей плиты), а температуру левой руки понизить на 1,5 градуса (представлял, что держит кусок льда).
Известны идеомоторные акты, в которых сказывается реактивность сосудистой системы. Это движения, которые возникают тогда, когда человек только представляет их себе. Например, представьте себе, что маятник – нитка с грузом – начинает описывать круги. Через некоторое время это и происходит. Яркое представление движения вызывает нерегистрируемые сознанием мышечные усилия, которые и приводят в круговое движение маятник.
Вопрос 4. Виды воображения
Студенты самостоятельно разрабатывают указанную тему, собирают материал, затем на занятии проводится обсуждение.
Вопрос 5. Индивидуальные особенности воображения
Воображение различается у людей по нескольким признакам: яркости образов; степени их реалистичности и правдивости, новизне и оригинальности; широте воображения; произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное воображение); типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, слуховые и другие); устойчивости.
Б.Б. Айсмонтас относит к индивидуально-типологическим особенностям воображения: образность воссоздающего воображения (взаимность сигнальных систем); рефлексивные возможности; творческие возможности индивида; подчинение настоящего перспективным целям; одухотворенность, романтизм, мечтательность; способность предвидения событий.
И.В. Дубровина и другие психологи полагают, что индивидуальные особенности воображения определяются степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается процесс воображения; характеристикой самого создаваемого образа (нелепость или оригинальная находка решения); личностной направленностью (в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов).
Вопрос 6. Развитие воображения детей
По Т. Рибо, в развитии воображения есть четыре стадии. Первая стадия – переход от пассивного воображения к творческому, начиная с подражания; вторая – анимизм, или одушевление, окружающих предметов; третья – игра; четвертая – романтическая стадия.
Факторы и условия, влияющие на развитие воображения: кругозор детей; выразительность речи преподавателей; выполнение деятельности, требующей воображения; обучение сознательному использованию эвристических методов, т.е. методов получения новых знаний.
И.В. Дубровина и другие исследователи полагают, что основное условие развития воображения ребенка – включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения – основы всякой творческой деятельности. Воображение можно тренировать и развивать разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам. Надо научить детей видеть самые привычные вещи с неожиданной, новой стороны, что является необходимым условием творчества. Большое значение для развития творческого воображения детей имеют различные кружки: художественные, литературные, технические, юных натуралистов и прочие. Младшие школьники с удовольствием придумывают сказки, пишут сочинения, в том числе на свободную тему. Можно придумать множество заданий для развития воображения в поездке за город: «Представьте, что мы заблудились», «Мы на необитаемом острове». Далее дети разыгрывают сюжет, а взрослый тактично направляет буйную фантазию, учит ребят контролировать свое воображение.
Можно выделить следующие этапы творческого воображения:
1. Возникновение творческой идеи;
2. «Вынашивание» замысла;
3. Его реализация.
Материалы к практическим занятиям.
Упражнение
Участники группы, сидящие в кругу, невербально передают предмет по кругу, предварительно что-нибудь с ним сделав.
Обсуждение вести в направлении, обратном движению предмета. Каждый участник проговаривает, какой он предмет получил, что он с ним сделал и что передал дальше по кругу. Обратить внимание на причины ошибок друг друга.
Этапы развития воображения в онтогенезе
Способность к воображению дана не с рождения. Воображение развивается с накоплением практического опыта, приобретением знаний, улучшением всех психических функций. В современной психологии.
Существует большое количество исследований, посвященных развитию воображения в онтогенезе. В основном изучались возрастные периоды развития и вид деятельности, в котором он развивался. Есть следующие стадии развития воображения:
Первый этап (от 0 до 3 лет) — предпосылками воображения являются представления, которые появляются на втором году жизни. Ребенок в возрасте около полутора лет распознает образ. Именно ее воображение помогает ей распознать картину. Она строит то, что не совсем вписывается в память представления. Признавая, ребенок не создает ничего нового. Поэтому воображение — это пассивный процесс. Он существует в рамках других ментальных процессов, и его основа заложена в них. Способность ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми объектами свидетельствует о первых проявлениях воображения. Первые имитационные игры, которые появляются на втором году жизни, еще не содержат элементов воображения. Одной из причин возникновения фантазии является психологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщенно и условно, передавая только их смысл и внешний рисунок.
Развитие первых форм воображения в раннем детстве связано с обобщением игровых действий и игровых объектов, а также
Репертуар игровых действий прочно включает замены.
По словам В.А. Скоробогатова и Л.И. Коноваловой, малыш не сразу реагирует на предлагаемые взрослым замены, а играет только с настоящими игрушками. Переломный момент наступает тогда, когда ребенок отказывается от использования любой замены, предлагаемой взрослыми. Важнейшим фактором, обеспечивающим возможность передачи смысла другим объектам, является появление языковых форм. Освоение языка приводит к появлению первых самостоятельных замен в игре. Появляется новый способ работы с объектами-заменителями — полное использование замен. Выбор объектов-заменителей
заменителей приходит в сознание и сопровождается подробными высказываниями. Таким образом, в игровой деятельности детей младшего возраста возникают творческие элементы. Ребенок, на фоне интереса к новому виду деятельности, быстро начинает отклоняться от образов действий, данных взрослыми, привносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер.
Второй этап (от 3 до 4 лет) — формирование вербальных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребенка, хотя и требует поддержки и поощрения со стороны взрослого. Основой игры является разворачивающаяся ориентация на сюжетную сторону человеческой деятельности. Эта ориентация начинается с имитации действий взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с объектами, еще с обращением к реальным объектам. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются: разнообразие действий, действующих в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор заменяющего объекта, гибкость в изменении функций и названий объектов, оригинальность подмены игровых действий, критичность к подменам партнера.
Развивается аффективное воображение, которое связано с сознанием ребенка его «я» и дифференциацией от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.
Третья стадия (от 4 до 5 лет) — в этом возрасте повышается активность творческих проявлений, особенно в игре, рукоделии, повествовании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они являются ситуативными, не редко непостоянными, вызванными событиями, которые спровоцировали эмоциональную реакцию у ребенка. Воображение становится особой интеллектуальной деятельностью, направленной на преобразование окружающего мира. Изображение основано не только на реальном
Воображение как фундаментальная составляющая творческого процесса
Далее мы уже упоминали о прямой связи между воображением и творчеством. Поэтому мы считаем необходимым подробно остановиться на психологии творчества.
Психология творчества как науки начала формироваться на рубеже XIX-XX веков. Наука началась со стадии созерцательного психологического познания. Психологи подробно описали обстоятельства возникновения великих творений науки и искусства, используя биографии, автобиографии, мемуары, литературные произведения. Изучал природу творчества, этапы творческого процесса, творческие способности и качества творческой личности. Присваивались черты гения, выраженные в характеристиках восприятия (интенсивность внимания, большая впечатлительность, восприимчивость), интеллекта, характера, мотивации и ценностной ориентации. Однако не было средств для того, чтобы проникнуть в суть описанных явлений: Поскольку психологические методы получения исходных данных ограничивались интроспекцией, сущность творчества признавалась бессознательными процессами.
До середины ХХ века психология связывала творческие способности с интеллектуальным развитием. Необходимость определения интеллектуальных способностей привела к разработке IQ-тестов — тестов умственных способностей. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, то есть отсутствие корреляции между коэффициентом интеллекта и способностью создавать что-то новое — творчество.
Изучение феномена творчества осложняется тем, что при оценке творческих качеств исследователь в первую очередь заботится о качестве феномена. Исследование творчества на собственном научном материале проводилось в 1959 году группой ученых под руководством Дж. Гилфорда с помощью факторного анализа на материале точных наук. Одновременно и независимо от Гилфорда серия экспериментов на материале искусства была проведена в том же 1959 году В.Лёфельдом и К.Бейттелем. Сравнение результатов исследований позволило выявить 8 основных критериев, являющихся естественными для проведения различия:
» * Способность распознать проблему.
- Беглость, способность видеть как можно больше сторон и соединений в проблеме.
- Гибкость как способность
- чтобы понять новую точку зрения;
- отвергнуть выученную точку зрения.
- Оригинальность, способность отходить от шаблона.
- Способность перегруппировывать идеи и связи.
- Способность к абстракции или анализу.
- Способность к бетонированию или синтезу.
- Чувство упорядоченной организации идей».
Более того, творчество в искусстве и науке имеет общие черты, что позволяет переносить творчество из одного материала в другой.
Область творчества трудно изучать и является спорной, так как эмпирическая область фактов по этой проблеме очень широка. Однако творчество как явление имеет много сторонников. Эти исследователи часто рассматривают вместе 4 основных аспекта: творческую среду, творческого человека, творческий продукт и творческий процесс.
Творческая среда. Творчество проявляется через личное ощущение, мышление, знание, ощущение, действие как поведение в состоянии относительной безопасности свободы от окружающей среды. Творчество — это восприятие, реакция, действие или общение человека, не подверженного влиянию других людей и находящегося в естественной среде.
Творческая личность. Понимание важности субъективных личностных факторов при их взаимодействии с объективными факторами при изучении творческих процессов привело к учету личностного фактора в последние десятилетия. Таким образом, следуя за другими науками, психология творчества, изучающая личность со всем спектром ее качеств, вводит в свою методологию принцип систематики.
Функции воображения
Воображение играет в деятельности человека огромную роль, и речь идет не только о процессах познания или творчества. Можно сказать, что без воображения ни дом не построишь, ни суп не сваришь. О таком многоплановом участии этого психического процесса в жизни человека свидетельствуют его разнообразные функции.
Прогностическая функция
Предвидение возможных результатов деятельности считается основополагающей функцией воображения. Палеопсихологи предполагают, что именно эта функция лежит в основе возникновения не только воображения, но и образного мышления вообще. Кстати, в форме предвидения зачатки воображения есть и у высших животных. Люди, имеющие домашних питомцев, знают, что если кошка или собака не встречают пришедшего с работы хозяина, а прячутся, значит, они что-то натворили и предвидят реакцию человека.
Познавательная функция
Наряду с мышлением, воображение участвует в процессе обработки поступающей в мозг информации. Именно его заслуга в том, что мы можем сохранять в памяти, а потом воспроизводить образы при неполном знании. Например, достаточно силуэта, чтобы отличить изображение собаки от рисунка кошки. Мы можем увидеть человека вполоборота, а воображение дополнит недостающее, и в памяти сохранится целостный образ. Иногда, правда, наши представления об объекте весьма отличаются от самого объекта. И в этом тоже «заслуга» воображения.
Функция преобразования
Эта функция связана с операциями с образами и обеспечивает возможность другого очень важного процесса – творчества. Творчество – это, по сути, деятельность, связанная с воплощением в реальность воображаемых образов. Не только искусство и наука, но и вся продуктивная деятельность, значит, и развитие человеческой цивилизации опирается на эту функцию воображения.
Функция планирования
Воображение обеспечивает возможность не только предвидеть результаты деятельности, но и планировать эту деятельность, составлять своеобразную программу или схему, намечать путь, по которому мы можем прийти к поставленной цели.
Психотерапевтическая или компенсаторная функция
На уровне воображения человек может компенсировать то, чего ему не хватает в реальности. Мечты и грезы – это вид воображения, который приносят человеку чувство удовлетворения, хоть и не удовлетворяет никакие реальные потребности. Однако, представляя желаемое, мечтая о нем, человек снимает психическое напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву. Воображение в данном случае не решает возникшие перед человеком проблемы, но помогает принять ситуацию, которую он не может изменить, или избавиться от навязчивых гнетущих мыслей и переживаний.
Это лишь самые основные функции воображения. На самом деле, без него не обходится ни одно проявление психической деятельности:
- Воображение делает возможным сопереживание, сострадание, так как мы можем представить эмоции, которые переживает другой человек.
- Регулирует наше поведение, подкидывая нам приятные или неприятные образы, «предупреждая» о возможных последствиях поступков.
- Просто делает нашу жизнь более яркой, полной и объемной.