Как определить темперамент нового знакомого, если вы общались не больше минуты? Все просто – оценить его манеру разговора, прислушавшись к характерным речевым оборотам, которые выбиваются из общей стилистики. А чтобы вам было легче понять, с кем имеете дело, предлагаем ориентироваться на следующие параметры. Речь может многое рассказать о характере человека!
Узнайте о характере человека: 11 речевых паттернов, которые выдают собеседника с головой
Изобилие уменьшительно-ласкательных суффиксов
Если человек предпочитает все на свете сводить к «муси-пуси», скорее всего, он застрял на уровне развития ребенка. «Иришка», «бутербродик», «пупсик», «конфетулечка» и т. д. Таким образом взрослые искусственно занижают уровень своей зрелости, чтобы вызвать у окружающих симпатию и получить поблажки. Другая сторона этой привычки — осознанное заигрывание с окружением, чтобы обезопасить свою среду.
Онлайн-школа EnglishDom.com — вдохновляем выучить английский через технологии и человеческую заботу
Только для читателей Хабра первый урок с преподавателем по Skype бесплатно
! А при покупке занятий получите до 3 уроков в подарок!
Получи целый месяц премиум-подписки на приложение ED Words в подарок
. Введи промокод
fastlanguage
на этой странице или прямо в приложении ED Words. Промокод действителен до 19.03.2021.
Наши продукты:
- Учи английские слова в мобильном приложении ED Words
- Учи английский от А до Z в мобильном приложении ED Courses
- Установи расширение для Google Chrome, переводи английские слова в интернете и добавляй их на изучение в приложении Ed Words
- Учи английский в игровой форме в онлайн тренажере
- Закрепляй разговорные навыки и находи друзей в разговорных клубах
- Смотри видео лайфхаки про английский на YouTube-канале EnglishDom
Злоупотребление местоимением «я»
«А я думаю так-то», «я тоже так хочу», «я всегда так делаю», «сейчас я буду говорить» и прочие выражения о себе, которые человек вставляет не всегда к месту, пытаясь выбиться на первый план. О чем это говорит? Об эгоцентризме и неосознанной уверенности человека в том, что он лучше, интереснее и важнее других. Подобная черта выдает низкую самооценку, которую собеседник пытается компенсировать, перетянув одеяло на себя.
Причины быстроговорения
На самом деле, наука, в том числе психология, не может дать точного ответа, почему один человек говорит быстро, а другой медленно. Как правило, манера тараторить развивается у холериков, которые обладают эмоциональным и энергичным темпераментом.
Некоторые говорят очень бегло, так как на подсознательном уровне боятся, что у других нет времени их слушать, поэтому спешат высказать свои мысли. Данная проблема обычно уходит корнями в детство. Ребенку уделяли недостаточно внимания и мало слушали, отчего он старался уложить свой рассказ в как можно меньший промежуток времени. Во взрослой жизни надобность говорить быстро отпала, но привычка никуда не делась.
Также подобная модель поведения может развиться, если другие члены семьи склонны к быстроговорению. Для детей вообще нормально говорить немного торопливо, так как они еще не могут контролировать свою речь, в силу не полностью сформировавшейся психики. Но если так же будут говорить окружающие, то в подростковом возрасте быстроговорение укоренится в характере человека.
Можно смело сказать, что манера торопливо разговаривать формируется под воздействием многих факторов (темперамент, воспитание, наклонности, психологическое внутреннее состояние и прочее). Главное понимать, что просто «высокоскоростная» речь не является патологией или психическим расстройством. Болтун подчас не замечает свой недостаток, так как у него это получается легко и непринужденно. Однако, за быстроговорением могут скрываться нарушения речевого механизма.
Использование уничижительных прозвищ
В эту категорию мы относим не только откровенно негативные прозвища по типу «тугодум», «рохля» или «старая дева», но и уничижительно-ласкательную форму доминирования – «дорогуша», «рыбка моя», «милочка» — в отношении незнакомых людей или подчиненных. О чем говорит подобная привычка? О скрытом желании контролировать окружение, навязывать ему игру по своим правилам и самоутверждаться за чужой счет. Как видим, не самые лучшие качества…
Интонации
Недаром в русском языке существует столько различных определений, применяемых к этой характеристике речи. Интонации бывают “капризные”, “скучающие”, “истеричные”, “заискивающие”. Максимальное количество информации можно получить внимательно прислушавшись к тому, каким тоном разговаривает с нами собеседник.
Ни одна другая характеристика речи не является столь показательной! Именно интонации дают нам возможность узнать характер человека, с которым мы общаемся.
Для того, чтобы понять, с кем мы имеем дело, достаточно подобрать точное определение тому тону, который чаще всего использует наш партнер по общению.
Капризные интонации свойственны людям, привыкшим к комфорту и удовлетворению любых их потребностей; заискивающие – неуверенным в себе; плаксивые – безответственным. Повелительный тон – признак высокомерия и властности, надменный – самовлюбленности. Вы сами можете продолжать этот список, основываясь на собственных наблюдениях.
Интонации разговора
Кроме того, стоит учитывать, что восприятие наших слов окружающими напрямую зависит от того, какие интонации мы используем. Безобидная фраза, произнесенная надменно и неуважительно может приобрести оскорбительное звучание и стать причиной конфликта. И даже самая немыслимая просьба, высказанная правильно подобранным тоном, будет исполнена. Поэтому мы можем избежать непонимания, неадекватности и излишней напряженности в отношениях, если научимся для начала отслеживать используемые нами интонации, а затем и сознательно подбирать подходящий к ситуации тон речи.
Атака встречными вопросами
Есть такие индивиды, с которыми невозможно общаться. Вы задаете тему, но они перехватывают инициативу встречным вопросом. «Как тебе погода? – А тебе?» «Плохое настроение? — С чего ты взял?» «Будешь конфетку? – А ты не шутишь?» Диалог с ними напоминает допрос, где вы всегда под прицелом. Подобная манера разговора характерна критиканам и циникам, которые не привыкли доверять людям и боятся утратить контроль над ситуацией. Встречные вопросы помогают им сохранить власть и не потерять свое лицо, если их поставят в неудобное положение.
Тембр голоса человека
Высокий тембр голоса
неодобрительно называют визгливым, а его обладателям приписывают всяческие недостатки. Если вспомнить подростков, у которых голос регулярно “дает петуха”, становится очевидным, что это признак плохого самообладания. Ситуативно голос, срывающийся на фальцет, свидетельствует о сильном волнении, возбуждении или страхе.
Низкий тембр голоса
воспринимается людьми как символ надежности, силы и достоинства. В действительности его обладатели отличаются уверенностью в себе. Они знают себе цену, основательны и несуетливы. Обычно низкий тембр голоса располагает к доверительному общению, однако искусственно заниженный кажется неискренним.
Каким бывает тембр голоса
Быстрая, будто незаконченная речь
Если ваш собеседник без умолку о чем-то говорит, при этом его мысль никак не приходит к финальной точке, но обрастает новыми идеями и открытиями – перед вами интеллектуал или заядлый спорщик. Такие люди обожают думать на ходу и не особо считаются с интересами окружающих. Может быть, поэтому у них так мало друзей? Если при этом человек говорит очень бегло и проглатывает часть слов – он не стремится найти понимания у окружения, потому что привык быть «белой вороной».
Быстроговорение – признак незаурядного ума?
Часть ученых поддерживает теорию, что беглая речь – результат ускоренной работы мозга. Действительно, чтобы суметь сказать в 2 раза больше слов, притом без ошибок, мозг должен успеть произвести их, обдумать и «разложить по полочкам».
Данную теорию подтверждает один телевизионный эксперимент, который провели в начале 2000-х годов на канале «Дискавери». Исследованию подвергли Фран Капо – самую быстроговорящую женщину на планете, которая установила рекорд – 11 слов/секунду. Ее подключили к аппарату ЭЭГ и попросили читать книгу. На показателях ЭЭГ была замечена повышенная активность в отделе мозга, который называется центр Брока. Именно тут происходит обработка речи.
Нейробиолог, читавший ЭЭГ Капо, отметил, что у женщины особый талант. «Она способна объединить усилия своей нервной системы и выстроить все химические передатчики так, чтобы включалась только та часть ее мозга, которая связана с артикулированной речью и запоминанием мыслей» – говорит врач.
Использование канцелярита
Встречали людей, которые говорят так, будто читают бюрократическую брошюру? «Нахожусь в состоянии крайнего изнеможения» вместо простого «устал». «Совершил акт потребления пищи» вместо «поел». «Оказал посильную помощь товарищу» вместо «помог другу». Мало того что подобное нагромождение слов не используется в устной речи, оно еще и звучит неестественно. Подобный стиль свойственен позерам, которые хотят придать себе важности. Либо недалеким личностям, что считают такую манеру признаком высокохудожественного стиля. Увы, и те, и другие ошибаются.
Характеристики речевого темпа, разновидности нарушений скорости речевой функции
Темп речи является характерным свойством речи, который отражает скорость воспроизведения звуков во время разговора. Речевой темп может нарушаться в виде ускорения или замедления, а также заикания. Он зависит от скорости произношения звуковых единиц, которые следуют друг за другом, а также от количества и продолжительности пауз между словами или предложениями. Оптимальный темп речи у здорового ребенка или взрослого составляет 9-14 звуковых единиц за 1 секунду. Если здоровый пациент повышает скорость речи, частота произнесения звуковых единиц возрастает до 15-20. При этом речь остается разборчивой.
Виды изменений:
- Тахилалия.
- Брадилалия.
- Заикание.
У дошкольников имеется тенденция к ускорению речи, что можно объяснить несформированностью тормозных механизмов головного мозга, сниженным контролем над речью. Причиной повышения темпа речи может стать торопливость речи у членов семьи. В этом случае ребенок привыкает говорить быстро. В пубертатном периоде скорость воспроизведения звуков может еще увеличиться. У больных с неврозами и другими психиатрическими болезнями быстрая речь часто провоцирует заикание.
Увеличение скорости воспроизведения звуков у ребенка тормозит развитие речевой функции. Это приводит к неправильному звукопроизношению, снижению внятности в словах. Если вовремя не оказать помощь, пациент всю жизнь будет говорить неправильно и быстро.
Понятие тахилалии, клинические проявления патологии, этиология
Тахилалия – это ускорение речи с частотой 20-30 звуковых единиц. Болезнь развивается по причине изменений в работе экстрапирамидной системы. По мнению ученого D. Weiss ускоренная речь провоцирует заикание. Тахилалия может передаваться по наследству.
М. Е. Хватцев связывает возникновение быстрой речи с патологией артикуляционного аппарата, неправильной речью родственников, несвоевременной коррекцией речевой функции ребенка, дефицитом внимания. А. Либманн считал причиной тахилалии недостаточность моторики и слухового восприятия.
Пациент с тахилалией разговаривает очень быстро, что затрудняет концентрацию внимания. Во время разговора у ребенка появляются запинки, повторения уже сказанного, проглатывания звуков, замена слогов местами, неясное построение фраз и предложений. Но, если обратить внимание ребенка на неправильность речи, все ошибки исчезают. Симптоматика может усиливаться при волнении, во время разговора с незнакомыми людьми, при споре, во время публичных выступлений.
У больного отмечаются изменения в письме, чтении. Дети с ускоренной речью переставляют слоги, буквы во время письма, заменяют слова, похожими по звучанию и написанию. Движения больных с тахилалией быстрые и резкие. Во время сна пациент может метаться по постели. У многих больных наблюдаются тики, синдром гиперактивности, дефицит памяти, внимания.
Ребенок с тахилалией возбудим, вспыльчив. При возбуждении у больного отмечается покраснение кожного покрова на лице, потливость, похолодание конечностей. Пациент часто неуправляемый, недисциплинированный. У такого ребенка снижена способность к обучению в школе.
Увеличение темпа речи сопровождается изменениями в моторной сфере, вегетатике, психических процессах. Также у больного может наблюдаться недостаточность воли, нарушение эмоциональной сферы.
Понятие брадилалии, клинические проявления
Брадилалия – это патология речевой функции, при которой пациент разговаривает в замедленном темпе (за 1 секунду менее 9-14 звуковых единиц). Между словами и предложениями большие паузы, слова сильно растянуты во время их воспроизведения. Заболевание может возникать само по себе или быть симптомом основной болезни: патологии нервной системы, травмы головы, новообразования мозга. Когда замедленная речь является симптомом другой болезни, у пациента отмечается торможение двигательной функции, астения, заторможенность, слабость. Самостоятельно брадилалия встречается у медлительных и флегматичных детей, пациентов, проживающих в северных широтах.
К речевым признакам брадилалии относят медленную речь, неторопливое чтение и письмо. Ребенок читает монотонно с большими интервалами между словами и предложениями, слова растянуты. Пациент с брадилалией иногда произносит звуки с носовым оттенком. Окружающим очень трудно воспринимать разговор пациента, так как снижается внимание, возникает утомление и напряжение из-за слишком медленного произношения.
Неречевые признаки сниженного темпа речи характеризуются снижением моторной функции (мелкой моторики, общих движений, мимики лица). Движения пациента медленные, плохо координированные, неполные, неловкие. Мимики на лице у больного практически нет. У пациентов нарушено восприятие речи, снижено внимание, память, страдает мышление.
Больные плохо ориентируются в пространстве, затрудняются выполнить какую-либо инструкцию или задание с первого раза. Дети с замедленной речью плохо переключаются с одного предмета на другой.
Понятие заикания, клинические симптомы
Заикание в логопедии – это речевая патология, при которой изменен ритм, темп, плавность речи по причине судорожной сократительной активности мышечного аппарата, осуществляющего артикуляцию. Патология проявляется в детском возрасте и пубертатном периоде. Чаще болезнь начинает проявляться в 2-5 лет.
Заикание провоцируют судороги мышечного аппарата. Они могут быть тонические или клонические. Тонические судороги мешают перейти от одного звука к другому. Клонические судороги провоцируют повторение слов, слогов и звуковых единиц.
Причинами заикания являются:
- Несформированность нервной системы.
- Травмы внутриутробно, во время рождения малыша.
- Психические травмы.
- Двуязычие в семье.
- Усиленное развитие речевой функции, которое не соответствует возрасту пациента.
- Наличие заикающегося человека в окружении ребенка.
Заикание имеет несколько периодов формирования. Начальный этап развития болезни характеризуется очень редким нарушением плавности разговора. Заикание при этом возникает только при сильном возбуждении, переживании, волнении. Ребенок на раннем этапе не осознает наличия дефекта речевой функции.
На втором этапе формирования болезни отмечается хронизация процесса. Пациент осознает наличие заикания, но не боится разговаривать. На третьем этапе развития патологии плавность разговора заметно нарушается. Больному трудно воспроизводить звуки, но желание разговаривать есть, страха при разговоре у пациента не появляется.
Четвертый этап формирования заикания считается самым тяжелым. Больной старается меньше разговаривать, так как чувствует себя очень некомфортно во время речи. Страх речи присутствует, что отражается на психологии ребенка. У пациентов страдает коммуникация. Такие больные с трудом учатся и работают.
Диагностика и лечение
Пациентам с серьезными нарушениями речи требуется лечение у соответствующих специалистов. То, какой именно метод терапии будет применен, будет зависеть от причин, спровоцировавших имеющийся дефект.
Так, например, детям, которые страдают задержкой речевого развития, будет необходима консультация у детского психолога. Проблему пациентов с дефектами строения речевого аппарата решит хирургическое вмешательство. Незначительные недостатки речи помогут исправить занятия с логопедом.
Наиболее серьезными считаются речевые нарушения, вызванные неврологическими причинами. В этом случае лечение может быть более длительным, сложным и дорогостоящим.
Диагностические мероприятия
Диагностика нарушения темпа речевой функции (тахилалии, брадилалии, заикания) включает выявление причины заболевания. Ребенка направляют к неврологу. Невролог проводит осмотр, собирает анамнестические данные (речевая функция родственников, патологии беременности и родов), назначает обследование (электроэнцефалограмму, магнитно-резонансную томографию, ультразвуковое исследование сосудов и другие методики). При наличии психических травм, способствовавших возникновению заикания, пациента направляют к психологу. По окончании обследования узкими специалистами с ребенком работает логопед.
Логопед также собирает анамнестические данные по характеристике речи родственников, смотрит результаты обследования, проводит логопедическое исследование. Специалист выясняет состояние моторной деятельности ребенка (общей, речевой), оценивает речевую функцию (качество произношения звуков), темп речи: быстрая, медленная, заикание. Логопеду также важно знать состояние артикуляционного аппарата, мимических мышц. Если ребенок умеет писать и читать, специалист оценивает состояние письма и чтения (скорость, правильность слов, наличие пауз в предложениях, наличие заикания, запинок во время чтения, скорость и правильность написания слов и предложений). По окончании обследования логопед составляет логопедическое заключение.