Одаренность – это в психологии особенный уровень развития личных способностей. Сегодня к вопросу одаренности существует постоянный интерес, как в области науки, так и в обществе. И не всегда известные люди, которых считают гениями, действительно гениальны с точки зрения науки. Даже Александр Македонский, которого обыватель наверняка посчитает гением – таковым вряд ли являлся, он был всего лишь успешным учеником истинного гения Аристотеля. И сегодня часто это результат не личных способностей, а помощи закулисных сил – коучей, тренеров, пиарщиков, целой команды профессионалов. Без нее человек не сможет быть так исключительно успешен в своем деле.
Одаренность — это явление, известное даже детям. У них спросили, что они знают об одаренности, и вот что они ответили: «Одаренность – это талант, когда у тебя что-то очень хорошо получается». «Одаренность – это когда у человека особый дар, например, пения». Это понимание соответствует житейскому понятию одаренности у взрослых. Однако, как раскрывает наука понятие одаренность?
Одаренность в психологии – это, то свойство, которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в деятельности. Это может касаться как одной, так и нескольких сфер жизни, в которых одновременно может быть одарен человек. Яркую, редчайшую по своей выраженности одаренность, когда человек настолько значительно отличается от остальных в своих результатах деятельности, что совершает прорыв в интересующей его области или даже в нескольких – называют гениальностью.
Одаренность
В основу статьи положено интервью (07.07.04) с Викторией Соломоновной Юркевич, зав. cектором «Психология одаренных детей» МГППУ, профессором, лауреатом Государственной премии и просто талантливым – одаренным человеком. В.С. Юркевич имеет более ста шестидесяти публикаций (статьи, монографии) в области «одаренные дети». Понятие «одаренность» это своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения успеха в выполнении той или другой деятельности. Особенность понятий «одаренность» и «способности» заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или иная практическая деятельность. Поэтому можно говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности. Понятие «одаренность» лишается смысла, если его рассматривать как биологическую категорию. Понимание одаренности существенно зависит от того, какая ценность придается тем или другим видам деятельности. Многие ученые психологи изучали феномен одаренности детей. Американским психологом Говардом Гарднером были описаны особенности проявлений и примеры кинестетической, пространственной, логико-математической, музыкальной, лингвистической и социальной одаренности детей. Креативность – творческий потенциал человека, является важнейшим фактором одаренности. Американский психолог Паль Торренс объясняет понятие креативности как процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации дефицита информации, поиск которой включает определение проблемы, выдвижение гипотез и т.п. «Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности и характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению. Многие отечественные ученые занимаются исследованием одаренности детей. Виктория Соломоновна Юркевич – известный ученый исследователь в области «Одаренные дети». Она считает, что – одаренность детей характеризуется ее степенью, качеством, своеобразием и другими показателями. Тесты невозможно использовать для выявления особо одаренных детей. Суть особой одаренности детей, это особенно яркая и мощная познавательная потребность. Нормальная одаренность – когда эти виды одаренности входят в ряд других потребностей. У особо одаренных детей познавательная потребность – чрезвычайная. Психологи говорят о так называемой «десинхронии», т.е. неравномерности развития особо одаренного ребенка. Умственно и интеллектуально такой ребенок чрезвычайно развит, а все остальное: социальное развитие, понимание человеческих отношений, семейных отношений, общение со сверстниками и понимание их интересов – недостаточно развито, а иногда отстает. У одаренных детей, как мы видим, их развитие происходит, совершенно по другим принципам. Одаренные дети – это группа риска, а особо одаренные дети – это особая группа риска, так как они недостаточно адаптированы к жизненной среде. Высокий интеллект зачастую не соответствует ожиданиям среды, и с этих позиций они, конечно, относятся к группе риска. Природные предпосылки, генетика, изначально имеют большое значение. В шесть месяцев, у особо одаренных детей можно наблюдать особое внимание, на новых предметах они долго задерживают свой взгляд (т.е. врожденные задатки уже имеют отличие). Развивать способности нужно у всех детей. И у особо одаренных детей, не взирая на их задатки. Вот пример. Если особо одаренный ребенок попадает в семью, где нет развивающей среды, то эти задатки в способности все равно не превратятся. Родиться одаренным не может никто, так как способностей от природы нет, а есть нечто, что, мы называем задатками, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. У многих детей эти задатки в способности не превратились. Цифры чудовищны. Около 70% детей идут по жизни с неразвитыми способностями. Отсюда следует, что способности надо развивать! Важное значение имеет роль воспитания в формировании одаренности. Надо с детства смотреть, какова природа ребенка и воспитывать исходя из индивидуальности, внимательно отслеживать развитие, наклонности ребенка. В этом и заключается проблема воспитания. Воспитание четко должно ориентироваться на то природное своеобразие, на то психическое своеобразие, которое представляет данный ребенок. И уже тогда идти по тому пути, который ребенок фактически выбирает в той или иной мере сам. Развитие – эта пища, которую дадим мы взрослые, мы воспитатели. Если способности сформировались, они пропасть не могут, потому что способности от слова «способ». Если человек научился кататься на велосипеде, то по прошествии многих лет, эти умения сохраняются. Так и со способностями. Другое дело, когда говорят о взрослом человеке, то имеют в виду другое. Способности и достижения не соразмерны. Большинство одаренных детей, на том уровне, на котором сложились их способности, часто не могут себя реализовать. Такое положение связано с целым рядом сложившихся обстоятельств. Это своего рода «группа риска». Если человек с нормальными способностями «вырастает» – добивается нормальной квартиры, машины, хорошей семьи, а одаренный человек этого не может, не может реализовать себя для людей, то для него это кризис. Эта боль часто приводит к психическим заболеваниям. Есть такое понятие: «социальный кризис» – не соответствие своей жизни тому, что она обещала. Эти люди часто трудны в межличностном общении. С ними очень тяжело. Тяжелое состояние нереализованности у многих одаренных людей. Такие люди готовы ради реализации жить в нищете. Обычно общество заинтересовано в научных открытиях, а следовательно, творческих, одаренных людях. Общество держится на двух вещах: на преемственности и на изменениях. Но есть такая китайская поговорка: «Не дай Бог жить в эпоху перемен», поэтому с одной стороны общество нуждается в ярких, талантливых людях, а с другой стороны ограничивает доступ гениев. Некоторые страны страдают от недостатка творческих людей и вынуждены заниматься «brain– drain» – импортом мозгов. Потребность оставить себя в обществе, истории больше присуща одаренным людям, как желание быть бессмертным. Главное препятствие для реализации одаренности в самих одаренных детях. Неумение управлять собой – это недостаток саморегуляции. Одаренным детям не надо делать волевые усилия на не нравящиеся вещи. Такой ребенок никогда не научится делать то, что ему не нравиться, т.е. не будет себя насиловать, проявлять волю, волевые навыки, а нужно преодолевать неудачи, уметь делать рутинную и монотонную работу, доводить дело до конца. Все это недостатки самоуправления, недостатки общения с людьми. Задача психолога в данном случае очень важна. В интервью принимали участие психологи МГППУ. Согласие Юркевич В.С. на публикацию материалов интервью имеется.
Одаренность – это в психологии особенный уровень развития личных способностей. Сегодня к вопросу одаренности существует постоянный интерес, как в области науки, так и в обществе. И не всегда известные люди, которых считают гениями, действительно гениальны с точки зрения науки. Даже Александр Македонский, которого обыватель наверняка посчитает гением – таковым вряд ли являлся, он был всего лишь успешным учеником истинного гения Аристотеля. И сегодня часто это результат не личных способностей, а помощи закулисных сил – коучей, тренеров, пиарщиков, целой команды профессионалов. Без нее человек не сможет быть так исключительно успешен в своем деле.
Одаренность — это явление, известное даже детям. У них спросили, что они знают об одаренности, и вот что они ответили: «Одаренность – это талант, когда у тебя что-то очень хорошо получается». «Одаренность – это когда у человека особый дар, например, пения». Это понимание соответствует житейскому понятию одаренности у взрослых. Однако, как раскрывает наука понятие одаренность?
Одаренность в психологии – это, то свойство, которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в деятельности. Это может касаться как одной, так и нескольких сфер жизни, в которых одновременно может быть одарен человек. Яркую, редчайшую по своей выраженности одаренность, когда человек настолько значительно отличается от остальных в своих результатах деятельности, что совершает прорыв в интересующей его области или даже в нескольких – называют гениальностью.
Склонность к уединению
Известно, что одаренные люди, например художники и писатели, целиком погружаются в себя. Происходит это потому, что творческому человеку необходимо обладать определенным личным пространством.
Оно позволяет неторопливо обдумывать свои планы и анализировать происходящее. Человек, лишенный такой перспективы, перестает чувствовать себя в безопасности. Он вновь приобретает чувство комфорта, только получив тишину и покой, что позволяет появляться на свет великим шедеврам.
Что такое одаренность?
Мы часто задаемся вопросом, отчего считается, что один человек одарен или даже гениален, а другой нет? Гением нужно стать или им можно родиться? Как на гениальность влияют заболевания, и действительно ли на детях гениев отдыхает природа?
Насколько одаренность зависит от генов или от среды? Согласно изучению психогенетиков на примере анализа развития способностей монозиготных близнецов, одаренность примерно вполовину зависит от генетики и вполовину от среды. И в той части, что приходится на условия внешней среды, примерно половину дают первые два года жизни, а из оставшейся половины в равных частях семейная среда и общество. Сейчас все большее внимание обращают на внутриутробное развитие. Когда эмбрион растет – влияют уже не столько гены в чистом виде, сколько взаимодействие эмбрион-среда, всяческие стрессы и заболевания могут очень мощно повлиять на способности ребенка.
Существует мнение, что «на детях гениев природа отдыхает», что они гораздо менее или вовсе не талантливы по сравнению с родителями. Если иметь дело с подлинной гениальностью – это наверняка означает, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Если у такого человека рождается ребенок, то его гены наполовину смешиваются с генами супруга, и такой удачной комбинации уже, скорее всего не будет, однако часть генов сохранится, поэтому ребенок гения, скорее всего, будет одаренным. А вот если говорить о ребенке просто одаренного человека – то шанс, что у его ребенка одаренность будет унаследована, довольно велик.
Встречаются случаи, что люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере. Этот оптимистичный взгляд значительно подкрепляется сейчас СМИ. К сожалению, по статистике мы можем говорить об обратном – аутизм, шизофрения и эпилепсия зачастую сопровождаются пониженным IQ и не способствуют одаренности. Однако случаются яркие исключения, когда заболевание так трансформирует мозг, что эта трансформация идет на пользу одаренности. Например, при эпилепсии в мозге существует очаг повышенного возбуждения, который в тяжелом случае ведет к припадкам. И если этот очаг вбрасывает свою активацию в часть мозга, что отвечает за определенную способность, то может случиться, что патология будет работать как лишний источник энергии для, например, художественных или математических способностей. Однако сложность здесь та, что эпилептический припадок сродни перезагрузке компьютера, и после нее процесс прерывается, что в большей мере способствует все-таки не математическим, а художественным способностям.
Также одаренность в случае заболевания, конечно же, сопровождается удачными средовыми воздействиями – большие усилия прикладывают к воспитанию и созданию должных условий для особенного ребенка родители.
Любовь к чтению
На сегодняшний день найдется немного детей, которые с удовольствием читают художественную литературу. Книги у них остаются невостребованными. А вот понятие одаренности детей любовь к чтению подразумевает в обязательном порядке.
Книга для такого ребенка является возможностью участия в захватывающем приключении, полном удивительных открытий и загадочных тайн. При наличии такого признака одаренности родителям необходимо всячески поддерживать его у своего чада.
Признаки одаренности
Детская одаренность – как ее выявить? Мы уже рассмотрели генетические предпосылки для ее формирования и говорили, что часто одаренность соседствует с высоким IQ, что утверждает о причинно-следственной последовательности между ними. Методики измерения IQ выявляют общий усредненный показатель развития различных способностей и скорее измеряют адаптивность, умение быстро ориентироваться в новой информации. Существует шутка, что тесты IQ измеряют способность проходить тесты IQ, и здесь есть доля правды.
Для выявления одаренности ребенка психологи концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу», то есть наличии мотивации к определенной деятельности, интересу и удовольствию от нее, проявлении этой мотивации в деятельности, что является уже видимыми результатами способностей. Рассмотрим подробнее.
Мотивационная сторона одаренности как «хочу» определяется в том, что ребенок избирательно с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы. Например, при звуках музыки прислушивается, замирает и способен долго слушать звуки музыки вместо игр. Либо подолгу и различными способами рисует и получает удовольствие именно от процесса, а не от похвалы взрослых за красивый рисунок. Сюда относятся и вдохновение к собиранию конструктора и необычные творческие решения в игрушечном строительстве; детская увлеченность танцами и спонтанное проявление себя в движении; интерес к природе, желание подольше понаблюдать за животными или растениями, ухаживать и изучать их. Ребенок готов не только интересоваться, но и хочет, стремиться довести свое увлечение до высшего результата, пика совершенства, получает от этого личное удовлетворение. Все эти стремления являются вложениями энергетических ресурсов в выбранную сферу и обязательно имеют свои результаты, связанные уже со следующим признаком одаренности – аспектом деятельности.
Деятельностная сторона одаренности как «могу» помимо того, что является продолжением желания заниматься определенной деятельностью и вследствие этой мотивации логично приводит к высоким результатам, также еще связана и со способностями быстро и успешно усваивать информацию, находить новые нестандартные решения, углубляясь в деятельности и поставив перед собой целей более сложные.
Одаренность в определенной сфере проявляется в собственном стиле действий, личном почерке мастера, подтверждающем его самобытность и творческую природу способностей в противовес просто заученным способам действий. Результатом такого индивидуального стиля является уникальный продукт деятельности. Также к этому аспекту относится глубокое понимание предмета, системность знаний о нем, способность изучать с любых сторон и переходить от простого к сложному и наоборот. Здесь стоит сказать, что психологи определяют одаренность как умение создать новые смыслы. В этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.
Желание познавать
Не важно, на какую область человек обратит свое внимание — на музыку, танцы или чтение. Главным при этом является стремление сделать что-либо
Причем обязательно посвящать своему занятию большую часть времени. Желание познавать становится источником смелости и энтузиазма, стремления идти на риск и осуществлять самые, на первый взгляд, невероятные идеи. Все это наполняет индивида новой энергией и приносит ему счастье.
Виды одаренности
Есть ли отдельные виды одаренности? Их можно выделить по степени выраженности, форме и широте проявлений, видам деятельности.
Что касается степени выраженности – если выстроить человеческие способности вдоль некоей шкалы, где ноль отсутствие способности, то дальше следуют обычные способности, потом одаренность и самые высокие значения – гениальность. И разделения между нормой и разными уровнями одаренности, есть только непрерывная градация, внутри которой можно оценивать те или другие свойства. И только рассматривая отдельные свойства можно говорить, что именно по выбранному параметру особенно одарен, чему на физическом уровне соответствует высокое развитие определенных зон мозга, связанных, например, с движениями, зрением, разными видами памяти, логическому мышлению. В измерении коэффициента интеллекта психологи и рассматривают частные способности, формирующие общий показатель. В очень редких случаях человек одарен сразу по всем параметрам, как например Леонардо да Винчи, это случай один на миллион. А вот быть одаренным по конкретному параметру – это, к счастью, довольно частая ситуация, не менее половины людей наделены отдельными способностями на уровне одаренности, и задача каждого человека определить свою собственную одаренность и развивать ее.
По форме выделяют явную, заметную всем, и скрытую, еще не проявившуюся одаренность. При последней легко сделать ошибочное умозаключение об ее отсутствии, однако одаренность может проявиться в неожиданный момент жизни, при изменившихся внешних условиях или из-за событий во внутренней психической жизни.
По широте проявления разграничивают общую одаренность и специальную. Если общая распространяется на большинство видов активности человека, то специальная касается только конкретных сфер, так называемой узкой специализации.
Виды одаренности, определяемые в привязке к видам деятельности, в которых она проявляется – это практическая, познавательная, коммуникативная, художественная и духовная.
Определение понятия
На сегодняшний день в психологии единого мнения о том, что же является одаренностью, нет. Данный термин более всего употребляют в педагогике. Понятие одаренности здесь выступает как комплекс тех качеств, которыми обладает личность. При этом их совокупность позволяет человеку успешно овладевать знаниями и осваивать навыки учебной деятельности.
В психологии по поводу сути понятия одаренности имеется множество точек зрения. Однако наиболее часто подобное качество связывают со вниманием человека, его познавательными способностями, мышлением, памятью, творчеством и воображением.
Именно поэтому в понятие одаренности включены такие индивидуальные способности:
- Наблюдательность.
- Высокая степень концентрации внимания.
- Быстрое и нередко спонтанное запоминание разнородной информации.
- Ассоциативное мышление, позволяющее осуществить быстрый доступ к тем данным, которые хранятся в памяти человека.
- Оригинальное мышление, позволяющее находить нестандартные варианты решений самых разнообразных задач.
- Развитое воображение.
- Гибкость мышления, позволяющая оперировать категориями и понятиями из различных областей знаний.
- Высокая степень логического мышления.
Таким образом, вытекающее из задатков и способностей понятие одаренности предоставляет человеку возможность овладения различными видами деятельности. Но, как это было указано ранее, она является лишь потенциальным ресурсом. Для достижения успеха человеку необходимо обладать и способностями, которые относятся к специальным.
В психологии понятие одаренности рассматривается как склонность человека к творчеству, а также его высокая общая активность. Именно поэтому люди, обладающие высоким уровнем подобной характеристики, в любых ситуациях способны найти для себя сферу самореализации, а также конкретную область, в которой они непременно добьются успеха. К тому же некоторые психологи выделяют и такое понятие, как «специальная одаренность». Это качество имеет непосредственную связь со специальными способностями.
Что понимают под понятием одаренности? Способности человека в спорте, науке, искусстве или другой области. Они могут быть и художественными. Для достижения успеха важно то, как сам человек относится к своим способностям, считает ли он, что эти качества следует развивать. Нередко люди не верят в себя и в свои возможности достижения больших высот, отказываются от тех перспектив, которые они вполне успешно могли бы превратить в реальность.
Необходимо понимать, что началом любых достижений служит момент принятия индивидом своей сущности. Одаренность является не только великим благом. Это еще и большая ответственность.
Что входит в определение понятий одаренности? Рассмотрим составляющие и характерные черты этого качества.
Развитие одаренности
Есть ли какие-то определенные гены, отвечающие за одаренность? Несмотря на поиски генов, нельзя говорить о наличии одного единственного гена, определяющего одаренность. Можно рассматривать только отдельные гены количеством до полутора десятков, обеспечивающие каждую способность. Например, по анализу ДНК, генетическому паспорту, уже в возрасте одного-двух лет можно увидеть большую выносливость из-за особого строения белков, оптимально сконфигурированные сосуды и высокую мощность работы сердца, тем самым предсказать высокие способности к физическим достижениям. Однако это всего предрасположенность – на то, станет ли человек известным спортсменом, дальше уже будут влиять воспитание и количество тренировок. Один великий скрипач на восхищенные отзывы прессы о его гениальности обиженно сказал: «Я с пяти лет каждый день играю по 12 часов на скрипке, а они называют меня гением».
В более тонких сферах, например, художественной, математической, педагогической одаренности этих генов, влияющих на них, гораздо больше, счет идет на сотни. Это гены целого ряда гормонов, которые активизируют работу мозга, гены, управляющие сборкой мозга во время развития эмбриона, гены, отвечающие за работу мозга в зрелом состоянии – этот список велик и пока достаточно не изучен. Мало знать о генах, важно еще знать о том, как они взаимодействуют, и для создания математической модели генетической одаренности еще очень далеко. Однако, даже имея этот генетический паспорт, родителям нужно будет не забывать о собственной воле ребенка. Очень важный фактор – радость от того или иного вида деятельности, которое задействует в развитии способностей центр удовольствий.
Развитие одаренности можно ли с помощью специальных препаратов? Такие препараты существуют, однако попадают в категорию наркотических, психомоторных стимуляторов. Они позволяют мозгу работать в течение какого-то времени намного активнее, чем обычно. И на этом всплеске активации человек может значительно продвинуться в своих способностях. Некоторые великие произведения искусства и яркие прорывы в познании разных областей и были сделаны под влиянием стимуляторов. Однако такое влияние не безвредно – при искусственном воздействии на нервные клетки они начинают сопротивляться и действовать в противоположном направлении. И для поддержания высокого уровня активации необходимы все большие дозы препарата, а в момент отказа происходит резкий откат. Так формируется зависимость.
Стремление к самовыражению
Одаренные дети всячески желают продемонстрировать собственную позицию. Уже с малых лет они отстаивают принадлежащую им точку зрения и хотят, чтобы к их мнению прислушивались. Также для них важно быть узнаваемыми, так как одаренность непременно стремится к самовыражению. Такие дети никогда не станут скрывать от людей, что они думают на самом деле, если даже останутся непонятыми окружающими. Уже к 3-5 годам такой ребенок является яркой индивидуальностью. И навязать свое мнение или заставить его сделать что-либо взрослые не могут. Все это говорит о самодостаточности маленького человека, которая находит свое выражение в упрямстве.
Любимое дело
Очень редко дети, даже будучи в подростковом возрасте, думают о том, чем они хотят заниматься в жизни. Но это вовсе не относится к тому, кто обладает одаренностью. Такие дети уже в младших классах школы имеют планы на будущее. Им не нужен совет взрослых, ведь он только собьет их с намеченного пути.
Наличие у ребенка собственного дела – верный признак его одаренности. Взрослым важно обратить на это внимание и начать развивать ту деятельность маленького человека, которая ему по душе.
Вывод
Ученые спорят о природе человеческого потенциала. Споры развиваются активно. Потенциал – это врожденный дар? Происходит ли развитие потенциала прижизненно? Заслуживает ли внимания высказывание: проявление таланта – это один процент природных способностей и 99% пота? У каждой точки есть приверженцы и противники.
Биологическое влияние на способности и их проявление зависит от генетической наследственности. Воспитание, благоприятные факторы проявляют задатки, ускоряют развитие. Потенциал проявится без педагогов и психологов, но позднее.
Другие ученые убеждены: психика, характер развиваются в процессе воспитания. По данной причине задатки формируются у людей. Дети примитивных народов получали обучение, после чего соответствовали образованным принципам. Дети-маугли под влиянием неблагоприятных условий теряют контакт с социумом.
Способности формируются и развиваются на основе задатков, наследственных и врожденных. Потенциал, знания и навыки характеризуют человека как индивидуума, субъекта деятельности.
Психологи и ученые не пришли к единой концепции в рамках теории личности, но в каждую эпоху рождаются гении и таланты, завоевывающие популярность, достигающие успеха.
Гениальность
Подобное явление также связано с уровнем способностей человека. Тем не менее встречается оно в жизни довольно редко. С одной стороны, одаренность и гениальность – понятия, тесно связанные друг с другом. С другой – последнее из них представляет собой явление, выходящее за пределы верхних значений психической нормы. Именно поэтому люди с такими способностями встречаются в жизни очень редко.
Гениальность, несмотря на то что находится вне пределов нормы, вовсе не является болезнью или патологией. Просто способности человека в этом случае значительно превышают ту стандартную норму, которая принята в обществе. Они позволяют гениям добиваться успеха сразу в нескольких сферах деятельности. Кроме этого, такие люди, как правило, оказывают влияние на процесс развития человеческого общества. И если талантливый человек от способного отличается уровнем своих возможностей в количественном выражении, то гениальный обладает уже качественными различиями. Ведь он имеет высший уровень возможностей человека.
Гением можно назвать того, кто:
- обладает необычным восприятием окружающего;
- нестандартно мыслит;
- имеет высочайшую степень креативности, которая проявляется спонтанно, что позволяет новым оригинальным идеям рождаться естественно и просто;
- обладает интуитивным мышлением, опережающим рациональное.
Для гениальных людей характерны такие черты, как увлеченность и заинтересованность, что нередко переходит в одержимость. Они могут добиться успеха на любом поприще, причем благодаря не только одаренности и таланту, но и целеустремленности, упорству и трудолюбию.
Чем отличаются талантливые люди?
Исследователи взаимодействуют с талантливыми личностями, понимая, чем они отличаются от обычных граждан. Талантливые личности испытывают неудовлетворенность к результатам работы, вследствие чего стремятся к самосовершенствованию, самообразованию и изменению мышления для достижения поставленных задач. Гении отказываются от многих предложений, концентрируясь на желаемых результатах.
Пианист Г. Нейгауз отмечал, что гении и таланты рождаются. Несмотря на это, люди создают культуру, которая различается по ширине, демократичности и лояльности проявлений. Благоприятные условия позволяют людям с заложенным потенциалом становиться гениями, талантами, достигать успеха. По данной причине социальное общество, специфика воспитания определяют возможности проявления заложенного потенциала, таланта.
Существует мнение, что природа отдыхает на детях талантливых родителей. Данное мнение подтверждается опытом. Талант наследуется в незначительной степени. Исследования привели к следующим выводам: умственные навыки приближены к биологическим родителям, что обусловлено наследственной картиной, а не к приемным родителям. Сходство в потенциале, заложенных задатках проявляется не в каждой ситуации, причем схожесть уменьшается по мере взросления человека, который сталкивается с иной схемой воспитания, переживает личные события, претерпевает изменения на основе внешних факторов.
Результаты достигаются не только на основе природных способностей, но и под влиянием мотивации, условий для проявления существующего потенциала. Пенсионеры получают шанс для проявления таланта, хотя в течение жизни отсутствовали благоприятные факторы для открытия задатков. Со временем пенсионеры достигают успеха, о котором прежде не мечтали.
Хорошо ли быть одаренным?
Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.
Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».