Психологические особенности одаренных детейконсультация (старшая, подготовительная группа)


Сущность понятия «одаренность»

Определение 1
Одаренность – это наличие потенциально высоких способностей у человека.

В психологии под одаренностью понимается особенный уровень развития личных способностей. В области науки и в обществе к вопросу одаренности существует постоянный интерес. Даже те люди, которых считают гениями, не всегда действительно гениальны с точки зрения науки. Например, Александр Македонский, которого называют гениальным полководцем, был просто успешным учеником гения Аристотеля.

Психологи считают, что одаренность дает возможность своему обладателю достигать в деятельности больших результатов. Человек может быть одарен в нескольких сферах жизни.

Психогенетики, анализируя развитие способностей монозиготных близнецов, приходят к выводу, что одаренность наполовину зависит от генетики и наполовину от окружающей среды. На рост и развитие эмбриона в чистом виде влияют не столько гены, сколько взаимодействие эмбрион-среда, стрессы, заболевания и др.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Если говорить о подлинной гениальности, то это может означать, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Ребенок, рождающийся у такого человека, скорее всего, будет одаренным, потому что его гены будут смешаны с генами супруги (а) и удачной комбинации уже не будет. Ребенок просто одаренного человека имеет шанс передать одаренность по наследству.

Люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере, но, статистика говорит об обратном. Страдающие аутизмом, шизофренией, эпилепсией, имеют низкий уровень интеллекта, который не может соответствовать одаренности. Однако здесь тоже есть исключения, когда заболевание сильно трансформирует мозг, и эта трансформация идет на пользу одаренности.

Психологи, для того, чтобы выявить одаренность ребенка, концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу» – это наличие мотивации и интереса к определенной деятельности, получение удовольствия от неё.

Мотивационная сторона «хочу» определяется тем, что ребенок с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы – если, это звуки музыки, например, то он может долго прислушиваться к ним, прекратив игру. Или рисует различными способами, получая удовольствие не от похвалы, а от процесса рисования.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Психологические особенности одаренных детей 420 ₽ Реферат Психологические особенности одаренных детей 250 ₽ Контрольная работа Психологические особенности одаренных детей 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

К этой же мотивационной стороне относится собирание конструктора, увлеченность танцами, интерес к природе, наблюдение за животными и растениями. Ребенок стремится довести свое увлечение до высшего результата, вкладывая в эту деятельность энергетические ресурсы, которые связаны с другим признаком одаренности – аспектом деятельности.

Деятельностная сторона одаренности «могу» является продолжением желания заниматься деятельностью и приводит к высоким результатам. Эта сторона мотивации связана со способностями успешно усваивать информацию, находить нестандартные решения и ставить перед собой сложные задачи.

Одаренность просматривается в стиле действий, личном почерке человека, подтверждая его самобытность и творческую природу способностей.

Замечание 1

Одаренность психологи определяют, как умение создать новые смыслы и в этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.

Проблемы одаренности

Одаренность – девиация со знаком плюс. Это отклонение от среднестатистической нормы, но в положительную сторону. Любая девиация требует внимания психолога и вызывает непонимание со стороны общества.

С какими трудностями сталкиваются одаренные дети:

  • буллинг со стороны одноклассников, некомпетентных взрослых и учителей;
  • потеря мотивации к обучению (программа слишком проста);
  • внутренняя тревога из-за невозможности полноценно раскрыть потенциал.

Одаренные дети асоциальны, если понимают, что среда им не подходит. Свое негативное отношение к учебе (из-за скуки) они выражают нарушением дисциплины, прогулами. Социальная (лидерская) одаренность, развивающаяся хаотично, выливается в деструктивное поведение, хулиганство. В обычной школе у одаренных детей обязательно возникают проблемы с адаптацией.

Ребенок не понимает своей одаренности, а если интуитивно и ощущает ее, то без поддержки взрослого теряется. В условиях неконтролируемой одаренности ребенок высокомерен, эгоистичен. Для него другие дети не интересны, тем более он видит свое превосходство. Для предотвращения подобных реакций необходима грамотная работа родителей и психологов:

  • своевременное выявление одаренности;
  • направление ее в нужное русло (соответствующее обучение);
  • объяснение нормальности этого явления и предотвращение рождения комплекса бога (воспитание).

В психологии есть понятие «синдром одаренности», что предполагает болезненное самолюбие человека, постоянное стремление самоутверждаться и демонстрировать способности. Позже это вызывает неврозы, депрессии, расстройства. Некоторые одаренные дети в будущем достигают больших высот, некоторые становятся «среднестатистическими», а кто-то вершит историю (искусство, наука), но часто рано и печально заканчивает жизнь.

Система образования пропагандирует целостное развитие личности и индивидуальный подход к каждому ребенку. Но на практике это реализовано не везде. Да, и физически тяжело одновременно заниматься с одаренными детьми, отстающими, нормально развивающимися. А в классах такой «винегрет» и получается, особенно в сельских школах или малых городах, где нет дифференциации образовательной системы и заведение одно на всех.

Психологические особенности одаренных детей

Одаренность интересовала человека с самых древних времен, но наибольший интерес к ней проявился в эпоху Возрождения и совсем не случайно. Именно в это время появились гениальные художники, поэты, ученые.

Концепция одаренности начала создаваться в конце XIX- начале XX веков. Ф. Гальтон экспериментальным путем первым попытался доказать, что выдающиеся способности – это результат действия наследственных факторов.

Корнем термина «одаренность» является слово «дар» – одаренным, умным называли того человека, кто имел способности к выдающимся достижениям, мог найти выход из сложной ситуации, создать что-то принципиально новое, т.е. делал то, что другим было не доступно. Как правило, одаренный ребенок выделяется яркими достижениями в каком-то виде деятельности.

Сегодня это понятие употребляется очень широко и ребенка можно назвать одаренным, если он обнаруживает необычные успехи в учении, творческих занятиях и превосходит своих сверстников.

Замечание 2

Одаренные дети – дети нестандартные, они легко, быстро и успешно учатся, они имеют свои мысли, свою позицию, отличную от позиции окружающих. Основными отличиями и характерными особенностями таких детей являются отличная память, любознательность, внимательность, абстрактное мышление. У них высокая скорость мышления, они умеют четко прослеживать причинно-следственные связи, классифицировать информацию.

Одаренные дети умеют широко использовать накопленные знания.

Одаренность в педагогике рассматривается по времени её проявления и, если для взрослых она не сразу заметна, то её называют потенциальной одаренностью.

Педагогика выделяет такие категории одаренных детей:

  • дети с высокими общими интеллектуальными способностями;
  • дети с признаками одаренности в определенной области наук;
  • дети с высокими творческими способностями;
  • дети с высокими лидерскими способностями;
  • дети с яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и особенным психологическим складом.

Словарный запас одаренных детей довольно большой, потому что они с удовольствием читают энциклопедии и словари, часто сами придумывают новые слова и понятия.

Одаренный ребенок может в течение длительного времени концентрировать свое внимание на одном деле и погружаться в него. Характерной чертой одаренных детей является развитое чувство справедливости по отношению к другим и к себе.

Возраст, в котором проявляется одаренность, и область деятельности имеют между собой определенную зависимость. Ранее всего дарования проявляются в области искусства и, особенно, в музыке.

Позднее её проявление происходит в области изобразительного искусства. Что касается науки, то здесь значимые результаты появляются позднее, потому что для научных открытий необходимы глубокие и обширные знания. Что касается математических дарований, то они могут проявиться значительно раньше других.

Рисунок 1.

Психологические особенности одаренных детей, отмечают ученые, могут рассматриваться как признаки, сопровождающие одаренность, но необязательно её порождающие.

Признаки могут быть основанием для предположения об одаренности, а не о её наличии. По этой же причине отсутствие признаков совсем не говорит о том, что ребенок бездарность.

Что такое одаренность

Психология не знает слов «дар» и «проклятие». На языке науки одаренность – это ярко выраженные способности в одной или нескольких сферах, например, острый музыкальный слух.

Одаренный ребенок – ребенок, демонстрирующий способности и успехи, превосходящие достижения своих сверстников, а иногда и взрослых людей.

Основа одаренности – врожденные задатки, но без социального влияния, соответствующего воспитания и образования они не перейдут в способности, талант и гениальность.

Какой бывает одаренность:

  • спортивная;
  • музыкальная;
  • художественная;
  • актерская;
  • социальная;
  • гуманитарная;
  • техническая;
  • академическая (повышенная способность учиться, осваивать и понимать материал из любой области);
  • интеллектуальная (аналитические умения, успехи по конкретному предмету);
  • творческая (выразительные эмоции и нестандартное мышление).

Как видно, не все виды имеют прямое отношение к среднестатистической общеобразовательной школе. Например, музыкальная или художественная одаренность там скудно себя проявит. Но такому ребенку нужно не просто дополнительное образование (увлекаясь музыкой, он забудет или не найдет силы заниматься учебой), а основное особенное образование. Речь идет о центрах развития детской одаренности, о школах с особым уклоном и т. д.

В широком смысле одаренность делится на интеллектуальную и творческую.

Список литературы:

  1. Бабаева Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес. – М.: Академия, 1996. – 408 с.
  2. Богоявленская Д.Б. Одаренность и проблемы ее идентификации / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование. – 2000. – №4. – С. 5-13.
  3. Доровский А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям / А.И. Доровский. – М.: Рос. пед. агентство, 1997. – 309 с.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: ПитерКОМ, 1999. – 368 с.
  5. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 416 с.
  6. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау. – М.: Академия, 2002. – 143 с.
  7. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избр. тр. / Н.С. Лейтес. – М.: Изд-во Моск. психол. –соц. института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 464 с.
  8. Малахова И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант / И.А. Малахова. – Минск: Белорусская наука, 2002. – 158 с.
  9. Маркелов Е.В. Организация школы для особо одаренных детей и подростков / Е.В. Маркелов, В.С. Юркевич // Психологическая наука и образование. – 2004. — №2. – С. 92-96.
  10. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 1989. — №6. – С. 29-33.
  11. Ничишина Т.В. Основы социально-педагогической работы с одаренными детьми / Т.В. Ничишина. – Брест: Изд-во БрГУ, 2006. – 109 с.
  12. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб. пособие / под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Изд-во Моск. психол. –соц. института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с.
  13. Одаренные дети / под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 381 с.
  14. Пекелис В. Твои возможности, человек! / В. Пекелис. – изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Знание, 1986. – 272 с.

Диагностика одаренности

Дабы избежать трансформации положительной девиации в отрицательную, нужно вовремя выявить одаренность и помочь ребенку реализоваться как личность. Для этого нужно знать виды, особенности и признаки одаренности.

Известно ли вам, например, что одаренность бывает лидерской? Мама считает ребенка упрямым и несносным, учителя не могут совладать с силой «клана», который он организовал, а ребенку просто нужны соответствующие условия развития, так как он социально одарен.

Выявление одаренности – системный процесс. Способности не выявляются одной методикой. Одаренность вычисляется в процессе оценки развития ребенка. Она возникает не в конкретный период развития, а проявляет себя как в раннем возрасте, так и в дошкольном, школьном. Важно регулярно анализировать успехи ребенка. Это возможно с помощью развивающего обучения, например, по системе Эльконина-Давыдова.

Использовать тесты тоже необходимо, но нельзя делать заключение по результатам одной диагностики. Например, высокие показатели сами по себе не означают одаренности. А низкие показатели теста творческого или эмоционального интеллекта не признак отсутствия креативности или социальной одаренности.

Выявить одаренность поможет всестороннее развитие личности, анализ способностей и успехов в разных сферах. Для этого нужно:

  • задействовать ребенка в разных видах деятельности (учебная, игровая, предметно-ориентированная, эстетическая и т. д.);
  • поочередно предлагать разные виды активности и отмечать успехи ребенка в спорте, науке, соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях, интеллектуальных играх;
  • сообща работать родителям, педагогам и психологам (совместно оценивать успехи ребенка);
  • проводить экспертные диагностики особенностей личности, отдельно изучать сферы, в которых специалисты отмечают большие успехи.

Наблюдение за ребенком длится всю жизнь, так как одаренность динамична. После помещения ребенка в особые условия наблюдение вдвойне необходимо. Это подтвердит или опровергнет принятое решение. Иногда детей ошибочно помещают в специальные центры, принимая высокий уровень развития и социализации за одаренность.

Как это проявляется на практике: многие дети до поступления в первый класс умеют читать, в начале года обгоняют всех по скорости чтения, но уже к концу года остальные ученики догоняют их и даже перегоняют. Так же работает «мнимая одаренность».

Дети из семей, где родители грезят одаренным ребенком, часто оказываются ложно направленными в особые заведения. Они превосходят своих сверстников, но им тяжело это дается, так как врожденных задатков нет. Одаренные дети с удовольствием двигаются в том направлении, где способности выше. Обычному ребенку психологически тяжело оправдывать ожидания родителей.

Послесловие

Одаренность – не дар и не проклятие. Это особенность личности, которая в умелых или неумелых руках оказывается или тем, или другим соответственно. Одаренность не развивается сама собой. Это не статус ребенка, а вектор направления, подсказка для родителей по взаимодействию с сыном (дочерью). Одаренность проявляется и развивается только в деятельности. И угасает без нее.

Воспитывать одаренных детей не сложнее, чем обычных. Проблема в другом – система образования пока не адаптирована для этих детей. Не все родители в состоянии отправить ребенка в специализированное заведение или отдать в развивающие секции (практически все дополнительное образование платное). В последние 10 лет проблема одаренности и гениальности активно обсуждается, в системе образования пропагандируется необходимость выявления и сопровождения талантливых детей. Это прописано в законах об образовании, но на практике пока выглядит не так цельно.

Способности и склонности

Для того чтобы проанализировать становление одаренного ребенка, стоит подробнее рассмотреть понятия «способность» и «склонность». Склонности – это расположенность, тяготение к каким-либо видам деятельности. Они являются как бы зачатками способностей и проявляются в стремлении к деятельности, при этом ребенок мало озабочен конечным результатом. Если ребенок проявляет очень сильную склонность, то это свидетельствует, что у него имеются определенные способности. Склонности влияют на развитие одаренного ребенка. Но нельзя развивать только те склонности, к которым ребенок расположен, это может привести к одностороннему развитию и разочарованиям в будущем.

Еще одним понятием при изучении одаренности детей является «способность».

Способность – психическое свойство, проявляющееся в успешности освоения и реализации деятельности. Б.М. Теплов отмечал, что понятие «способность» является основополагающим в учении об одаренности. Если способностями традиционно называют отдельные психические свойства человека, то одаренность – это своеобразное сочетание способностей. Понятие «способность» имеет три важные характеристики:

  • под способностями подразумевают индивидуально-психологические особенности личности, отличающие ее от других;
  • способности – это не любые особенности личности, а те, которые определяют успешность выполнения какой-либо деятельности;
  • способность – это не навыки и умения человека, а такие особенности, которые объясняют скорость и легкость приобретения знаний, умений и навыков.

Психологи отмечают, что одаренный ребенок может как необычайно успешно выполнять определенную деятельность, так и посредственно. Это приводит к появлению у них определенных проблем. Именно поэтому такие дети больше остальных нуждаются в поддержке со стороны педагогов, психологов и родителей. Зная о такой особенности одаренных детей, российские психологи (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, В.Д.Шадриков и др.) предлагают разделять одаренность на:

  • одаренность с гармоничным типом развития;
  • одаренность с дисгармоничным типом развития.

Очевидно, что в реальной жизни такой четкой грани нет. Однако рассмотрим данные типы подробнее.

Одаренность с гармоничным типом развития

Это так называемый счастливый вариант развития одаренного ребенка. Эти дети обладают соответствующей своему возрасту физической и психической зрелостью. Высокий интеллект этих детей органично сочетается с объективно высокими достижениями в определенной предметной области. Такие дети, повзрослев, добиваются просто потрясающих результатов в своей профессиональной деятельности. Их характеризует стремление к творческой деятельности. Они открыто высказывают свои идеи и отстаивают их.

При этом гармонично развивающийся ребенок легко отказывается от традиционных методов решения задач, ищет новые способы. Такой ученик может быть более самостоятелен в процессе обучения, чем его сверстники, и требуют меньшей помощи со стороны педагога. Но не стоит самостоятельность ученика при выполнении заданий путать с одаренностью. Одаренный ребенок не просто самостоятельно подбирает материал, анализирует его и пишет реферат. Такой ребенок самостоятельно регулирует стратегию своего обучения в принципе. Легко переносит на новые задачи уже имеющиеся знания. Психологи сходятся во мнении, что самообучение ребенка может убедительно свидетельствовать об его выдающихся способностях. Ведь он способен управлять собственными познавательными процессами и планировать свою деятельность, систематизировать новую информацию. При этом вмешательство со стороны педагогов и родителей может даже оказать негативное влияние на ход обучения одаренного ребенка, притормозить процесс саморегуляции и снизить познавательную мотивацию.

Как правило, высокий уровень познавательной мотивации одаренных детей с гармоничным типом развития наблюдается в тех предметных областях, с которыми и связаны их ведущие способности. К другим предметным областям одаренный ребенок может не только не проявлять интереса, но и вовсе игнорировать не нужные с его точки зрения учебные предметы. Из-за этого у него возникают конфликты с учителями.

Одаренные дети с гармоничным типом развития задают взрослым огромное количество вопросов, глубина и сложность которых могут просто поражать. Они перфекционисты: стремятся добиться совершенства в выполняемой деятельности. Такие дети могут часами переделывать уже законченное задание и приводить его в соответствие с только ему одному известными стандартами. С одной стороны, такая характерная особенность в будущем позволит достигать высокого уровня профессиональных достижений, с другой – такая требовательность к себе может превратиться в «самоедство» и невозможность довести работу до логического конца.

Одаренные дети с гармоничным типом развития обладают достаточно высоким уровнем самооценки, однако ее уровень может колебаться в зависимости от особенностей ситуации, в которой они находятся. Такие ребята, как правило, не склонны действовать и думать, как большинство их сверстников. В какой бы сфере деятельности ни проявлялась одаренность ребенка, он будет ориентироваться на собственное знание, а не на мнение большинства. Такая личностная особенность помогает в деятельности, но делает ребенка неудобным в коллективе. Ведь так сложно предсказать поведение одаренного ребенка. Взрослым важно учитывать такую особенность и понимать ее природу.

Одаренность с дисгармоничным типом развития

Такие дети могут демонстрировать целый комплекс психологических, психосоматических и психопатологических проблем, поэтому часто попадают в разряд «трудных». Специалисты отмечают, что часть одаренных детей психически развивается неравномерно, что само по себе является источником многих их личностных проблем. Они значительно опережают других детей в умственном или нравственном развитии, однако эмоциональная, социальная и физическая сферы психики не успевают за таким бурным ростом. Кроме того, чрезмерная специализация интересов только сильнее подчеркивает неравномерность психического развития такого ребенка. У ребенка с дисгармоничным типом развития одаренности всегда своя особая система ценностей и личностных приоритетов, главное место в которой отводится деятельности, соответствующей одаренности. Его самооценка очень нестабильна и варьируется от очень высокой, до заниженной. Очевидно, что такой ребенок нуждается в психологическом сопровождении.

Перфекционизм также является характерной чертой детей с дисгармоничным типом развития, повышенная требовательность к себе может переходить в мучительную неудовлетворенность собой, что негативно влияет на жизнь таких ребят. Они имеют проблемы в эмоциональном развитии: излишне впечатлительны и эмоционально чувствительны. Так, события не слишком значимые для других детей, могут вызвать у одаренных детей сильные переживания. Они могут решить, что именно в них самих кроется причина неудач, что приводит к возникновению чувства вины, а иногда даже к развитию депрессивного состояния. Повышенная эмоциональность может проявляться в склонности к бурным аффектам, неконтролируемым вспышкам сильных переживаний. Иногда одаренные дети могут производить впечатление истеричных, в сложных ситуациях демонстрируют инфантильную реакцию, могут заплакать при любом критическом замечании, отчаиваются в случае неудачи. Такие дети могут быть излишне застенчивы, страдают от всевозможных психологических проблем, с трудом засыпают.

Существенную проблему представляет процесс формирования волевых навыков и саморегуляции. Эти дети с удовольствием занимаются только деятельностью, которая им интересна. Любой другой специально сторонятся. У многих из них недостаточное физическое развитие, поскольку они тяготятся уроками физкультуры, не хотят заниматься спортом. Получается, что одаренные дети, будучи «трудоголиками», в конкретной предметной области не умеют трудиться тогда, когда от них требуются значительные волевые усилия.

Еще одной проблемой одаренных детей с дисгармоничным типом развития является доминирующая направленность на простое усвоение знаний. Особенно это характерно для детей с ускоренным интеллектуальным развитием. С самого детства такие дети получают похвалы и одобрение со стороны взрослых за старания в учебе. Поэтому очень скоро, получение похвалы выступает ведущей мотивацией учебной деятельности, а деятельность не носит творческого характера. А настоящая одаренность так и остается несформированной. Однако при грамотно организованной системе воспитания и развития мотивации ребенка, такие трудности могут быть преодолены. Главное, чтобы такая система была выстроена грамотно и реализовалась в самый благоприятный возрастной период.

Специалисты соглашаются, что и наследственность, и среда, в которой растет одаренный ребенок, влияют на развитие его способностей. Но определить в какой степени каждый из этих факторов влияет на проявления одаренности, до сих пор не могут. Врожденные способности, несомненно, важны, но для того, чтобы их реализовать, необходимо сформировать соответствующую мотивацию. Исследователи отмечают, что выдающиеся таланты не просто упорно трудятся и упражняются всю свою жизнь, но и имеют постоянную поддержку со стороны семьи. Поэтому для реализации одаренности важна не только наследственность, но и окружающая среда. Поэтому для одаренных детей должны быть разработаны специальные развивающие программы. Большинство ученых психологов и педагогов сходятся во мнении, что характер развития одаренности – это результат сложного взаимодействия наследственности и социокультурной среды, которое опосредуется собственной деятельностью ребенка.

Комплекс одаренности

Несомненно, при установлении контакта с любым ребенком и выборе специфики его обучения, важно знать его личностные особенности. Психологи, разработавшие теоретическую концепцию одаренности, утверждают, что у одаренных детей есть набор личностных характеристик, которые составляют «комплекс одаренности». Вполне вероятно, что мотивация одаренного ребенка качественно отличается от мотивации обычного. Одаренные дети куда более любознательны и увлечены деятельностью, они могут работать долго время без принуждения взрослых. Однако есть и дети, которые обладают хорошими способностями, но не стремящиеся их развивать. Отличительными чертами одаренных детей часто называют:

  • интуитивность;
  • направленность на собственный внутренний мир;
  • перфекционизм;
  • самодостаточность;
  • независимость мнений и суждений.

Одаренные дети характеризуются повышенной эмоциональной реактивностью. Они проявляют более яркие эмоциональные реакции на все, что их окружает. Такие дети очень отзывчивы и быстро улавливают чувства других людей. Комплекс качеств, состоящий из эмпатии и сострадания, стремления к справедливости, глубокие знания в области морали, называется моральной сензитивностью. Многие исследователи отмечают, что у одаренных детей моральная сензитивность гораздо более выражена, чем у обычных детей. Так Л. Сильверман отмечает, что чем выше у ребенка уровень интеллекта, тем раньше он начинает думать над проблемами морали. В этой связи взрослым стоит внимательно подходить к воспитанию моральных качеств одаренного ребенка. Ведь он быстро и легко заметит расхождение слов с делом.

В целом можно отметить пять социально-эмоциональных характеристик одаренности:

  • способность к дивергентному мышлению;
  • высокая эмоциональная возбудимость и реактивность;
  • моральная сензитивность;
  • умение видеть сразу несколько аспектов проблемы;
  • потребность в самоопределении.

Личностные характеристики одаренного ребенка достаточно многогранны. Педагоги и родители должны их не только их знать, но и принимать в расчет. Ведь именно неприятие личностных особенностей одаренного ребенка может помешать учителю успешно реализовать образовательный процесс.

Отличие одаренного ребенка от ученика с высокой успеваемостью

Часто об одаренности ребенка судят в первую очередь по его успехам в учебе. Однако педагоги должны суметь отличить одаренного ребенка от очень способного и хорошо обученного. Важно помнить, что по-настоящему одаренный ребенок всегда стремится к новым познавательным ситуациям, они его нисколько не пугают. Даже если возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает интереса. Способный ученик с высокой мотивацией любую новую ситуацию воспримет скорее, как угрозу для своей самооценки. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, а способного в большей степени интересует результат. Одаренные дети легко могут признаться в том, что чего-то не понимают. Для ребенка с внешней мотивацией незнание материала – это стрессовая ситуация. Поэтому одаренные дети сосредоточены на содержании учебной деятельности, а способные в большей мере волнуются об оценках.

Кризисы развития одаренности

На сегодняшний день внимание исследователей и практиков направлено на процесс реализации потенциальной одаренности ребенка. Специалисты отмечают, что существует реальное расхождение в статистических данных об успешности одаренных детей в школе и последующих достижениях в зрелом возрасте.

Выше мы уже отмечали, что одаренность предполагает творческие способности и высокий уровень интеллектуального развития. Она имеет как положительные, так и отрицательные черты. В первом случае, она легко вписывается в жизнь ребенка, во втором приводит к развитию внутриличностных и межличностных конфликтов. Часто таких детей с самых первых дней обучения в школе относят к категории проблемных. Одной из больших проблем одаренного ребенка в школе может быть то, что традиционная система образования направлена на передачу определенного объема учебного материала детям. Их знания, умения и навыки оцениваются строго в соответствии с определенными критериями. Такой формальный подход приводит к снижению темпов познавательного развития одаренного ребенка. Сами педагоги не совсем однозначно относятся к одаренным детям. Некоторые из них просто не знают, что делать с такими учениками, у других не хватает терпения ответить на все вопросы одаренного ребенка, третьи считают школьное обучение равным для всех учеников. Помимо этого, педагоги и родители недостаточно знают о так называемых кризисах детской одаренности. Между тем, знания о закономерности протекания кризисов одаренности помогает оптимизировать взаимодействие с ребенком.

Исследователи отмечают, что кризисы одаренности проявляются в виде феномена «исчезновения» способностей. Основной причиной возникновения таких кризисов считается переутомление ребенка. В целом исследователи выделяют несколько типов кризисов одаренности.

Кризис креативности

Как правило, он характеризуется тем, что ребенок теряет творческий потенциал. Он прекращает создавать особые творческие продукты. Нередко так происходит из-за невозможности получить одобрение со стороны окружающих людей. Признаками приближения такого кризиса может стать отказ выполнять любимую и интересную до этого деятельность, невозможность выполнять ее на прежнем уровне. Взрослые, не понимая, что происходит с ребенком на самом деле, начинают увеличивать количество тренировок и репетиций. На самом деле такие меры приводят только к истощению и только приближают кризис креативности.

Кризис интеллектуальности

Проявляется в снижении интеллектуально активности ребенка. Данный кризис возникает в том случае, если ребенок сильно перегружен заданиями, направленными на интеллектуальное развитие без учета его индивидуальных потребностей. На самом деле интеллект одаренного ребенка не находится в постоянном процессе роста, есть и закономерные периоды спада. Не стоит развивать интеллект в ущерб физическому, эмоциональному и личностному развитию.

Кризис мотива достижений

Чаще всего проявляется в потере ребенком интереса к собственной деятельности и ее результатам: вроде бы может заниматься чем-то, но не хочет, потому что все равно получится не то. Такой кризис развивается, если личностная рефлексия начинает преобладать над интеллектуальной. Интеллектуальная рефлексия проявляется на уровне рационального контроля и предполагает наличие способности сознательно управлять своими познавательными ресурсами. По мере становления личности ребенка развивается еще и личностная рефлексия. Он как бы учится смотреть на себя со стороны, сравнивает себя с окружающими людьми. Часто результат этих сравнений ребенок выносит не в свою пользу. Тогда у него начинает формироваться комплекс неполноценности. Ситуация усложняется еще и тем обстоятельством, что одаренный ребенок действительно отличается от других детей, понимает ограниченность своих физических способностей, которые не успевают за высоким интеллектом и креативностью. В итоге ребенок живет, постоянно ощущая несоответствие между собой и окружающими. Такая нагрузка – непосильная ноша для детской психики, которая в итоге может разрушить одаренность.

Кризис самосознания или «звездная болезнь»

Это определенная психологическая деформация личности, которая приводит к дезадаптации и остановке развития способностей. Симптомами «звездной болезни» являются:

  • сверхзначимое отношение к себе;
  • чувство величия и превосходства над другими людьми.
  • неоправданно высокий уровень притязаний.

Ребенок не способен правильно определить цели своей деятельности и оценить результат.

Хотелось бы отметить, что кризисные периоды одаренности можно миновать. Однако сам ребенок вряд ли может с ними справиться. В кризисный период всю необходимую поддержку должны оказать взрослые, которые находятся рядом. Необходимо создавать позитивный эмоциональный фон, выявлять трудности одаренного ребенка. Взрослые должны сосредоточить свое снимание на создании условий для самовыражения и самореализации таких детей, стараться повысить их самооценку, признавая успехи и вклад в решение общих задач.

Гендерные различия становления одаренных детей

Довольно часто случается, что дети, обладающие выдающимися способностями, не оправдывают надежд взрослых и не проявляют их в полной мере. Психологи чрезвычайно заинтересованы в причинах такого явления, поэтому занимались исследованиями, посвященными судьбе одаренных детей.

Одно из самых длительных исследований было проведено американскими психологами под руководством Л. Термена в 20-е годы XX века. Учеными в качестве испытуемых были отобраны полторы тысячи детей (мальчиков и девочек) в возрасте от 6 до 12 лет, которые демонстрировали значительное превосходство по умственному развитию своих сверстников. Исследователи каждые 6-8 лет замеряли уровень их интеллекта и оценивали успехи. Жизненный путь этих ребят психологи проследили вплоть до старости. Самое поразительное, что было обнаружено специалистами, это то, что большинство детей рано или поздно сравнялись со своими сверстниками, хотя и демонстрировали способности выше среднего.

Результаты этого и аналогичных исследований позволяют утверждать, что невозможно предсказать, как проявится талант взрослого человека только на основании его интеллектуального потенциала в детстве. Процесс становления одаренности достаточно сложен, обусловленный социальными и культурными факторами. Например, под воздействием гендерных стереотипов проявляется феномен «исчезающей одаренности» девочек. Специалисты убедительно доказали, что мальчики и девочки не различаются по уровню интеллекта примерно до подросткового возраста. Однако взрослая женщина с реализованной одаренностью в современном мире большая редкость.

Масштабные исследования, проведенные в 70 – е годы XX века показали, что девочки и мальчики растут в мире, где все социальные институты (семья, школа, СМИ и др.) буквально навязывают им полоролевые стереотипы поведения. Девочкам буквально с рождения внушается, что они не справятся с проблемой самостоятельно. А ведь нам уже известно, что уверенность в себе является важнейшим фактором, способствующим реализации одаренности. Девочкам взрослые выбирают более спокойные игры. Если анализировать предметную среду комнаты мальчиков и девочек, то у первых она гораздо более разнообразна. Психологи подсчитали, что в детской у мальчиков примерно в три раза больше игрушек. Девочек с первых дней общество готовит быть пассивными и зависимыми. Такое же отношение к детям разного пола наблюдается и в школе. Учителя ждут от девочек послушания, уделяют им меньше внимания. Нередко педагоги имеют определенные предубеждения по поводу интеллектуальных способностей девочек. До сих пор в обществе доминирует гендерный стереотип об интеллектуальном превосходстве мужчин над женщинами. Так, считается, что девочки менее преуспевают в точных науках, чем мальчики. Однако это происходит больше под влиянием социального давления, а не в силу объективных причин.

Критика сто стороны взрослых, основанная на гендерных стереотипах, усваивается ребенком и затем воспроизводится им самим. То есть ребенок начинает думать о себе так, как о нем думают взрослые. Если учесть, что девочек чаще хвалят не за умственные способности, а за аккуратность, а ругают чаще за их интеллектуальные качества, то не стоит удивляться, что девочки думают о себе точно так же. Девочки склонны объяснять свои неудачи в учебной деятельности своими способностями, мальчики – другими факторами, не связанными со способностями.

К сожалению, когда педагог имеет дело с одаренным ребенком, то различия в отношении к мальчикам и девочкам проявляются еще ярче. Они искренне полагают, что одаренные мальчики превосходят девочек, поскольку обладают высоким уровнем развития логического мышления. Одаренных девочек гораздо реже ориентируют на достижение высоких результатов. Если девочки проявляют независимость суждений и оригинальность мышления, то могут даже вызвать негативную реакцию со стороны учителей. Это не может не привести к возникновению эмоциональных проблем у такого ребенка. В результате многие одаренные девочки просто отрицают собственные способности.

Не стоит отрицать, что некоторые различия в особенностях познавательных способностей у мальчиков и девочек действительно существуют. Например, у мальчиков больше развит пространственный интеллект, у девочек – вербальный. Они больше ориентированы на межличностные отношения. Однако взрослея, девочки приспосабливаются к своей женской роли под давлением социума. Часто взрослая женщина может поменять свои профессиональные ориентации на более простые.

Российский психолог Л.В. Попова исследовала феномен «исчезающей одаренности» у девочек, пришла к выводу, что ориентированность на обслуживание семьи в процессе социализации предопределяет их будущий заниженный социальный статус. Гендерные стереотипы господствуют в умах ученых на протяжении всей мировой истории. Так австрийский философ О. Вейнингер совершенно искренне полагал, что гениальность совершенно недосягаема для женщины, поскольку тесно связана с мужественностью.

Ни один исследователь в области одаренности не отрицает того факта, что гениальная женщина – это редкий случай в практике. Выходит, что изначально в мире рождается одинаковое число одаренных мальчиков и девочек, но с возрастом девичья одаренность превращается в исключение из правила. Л.В. Попова, анализируя школьные учебники, замечает, что на иллюстрациях мальчики изображаются, как главные действующие фигуры, смелые, независимые. Девочки же выглядят второстепенными персонажами. В целом на 66% картинок изображены исключительно мальчики или мужчины. В сюжетах рассказов и текстах задач мужскому полу принадлежит 81,1%. В результате в сознании у девочек просто напросто отсутствуют активные женские персонажи, с которыми они могли бы себя соотнести. Мальчикам, в свою очередь социум запрещает проявлять слабость и чувствительность.

Поскольку не только интеллект определяет высокие достижения одаренного ребенка в будущем, но и активность, уверенность в себе и самостоятельность, то у мальчиков больше шансов реализовать свои способности. Это не значит, что педагог должен стараться превратить одаренную девочку в мальчика, просто стоит больше обращать внимание на их способности и вселять в них веру в собственные возможности.

Таким образом, одаренность ребенка специалисты склонны рассматривать как своеобразный потенциал развития. Важно помнить, что детская одаренность может угасать под влиянием смены возраста, образования, семейного воспитания. Часто взрослые не могут отличить детскую одаренность от хорошей обученности. Поэтому оценка какого-то ребенка как одаренного в значительной степени является условной. У по-настоящему одаренных детей может проявляться неравномерность развития психических функций. Выдающиеся способности ребенка могут так и не реализоваться в полной мере в силу внешних обстоятельств. Важно помнить, что самые сильные признаки одаренности могут угаснуть по мере того, как ребенок взрослеет. Сама по себе одаренность не является исключительно природным даром, она развивается под влиянием окружающей среды. Именно поэтому важная роль в сопровождении одаренных детей принадлежит педагогам. От профессиональной компетентности учителя, его способности распознать одаренного ребенка и поддержать его в период кризисов, позволяют в конечном итоге развить тот потенциал обучающегося, который в нем заложен.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]