Речь как средство общения
Людям нужно общаться друг с другом и с собой, а также получать информацию из общечеловеческого социально-исторического опыта. Все эти функции обеспечивает речь. Речь как средство общения – тема сегодняшнего разговора.
Речь – это результат перекодировки мыслей в звуковые или графические структуры. Во время общения с помощью речи функционируют три основных элемента:
- субъект речевой коммуникации (кто говорит),
- объект (получатель) сообщения;
- само речевое сообщение.
Значит, успех зависит от трех факторов:
- особенностей говорящего,
- психического состояния и состояния восприятия того, кто получает сообщение;
- качества речевой «продукции».
Речевой процесс связан не только с мыслительными манипуляциями психики, но затрагивает также сферы межличностных отношений и личностных. Через речь передается и отношение к ситуации.
Рассмотрим, что помогает передавать речь:
- тон;
- громкость голоса;
- нацеленность взгляда;
- определенные телодвижения.
Тон речи – своеобразный индикатор психического состояния говорящего. Собеседник очень точно улавливает, верит ли говорящий сам в собственные слова, какое значение придает сказанному, как относится к тому, с кем общается.
Громкость голоса. Тоже показывает намерения говорящего и его отношение к тем, кто его слушает. Например, если хотят оказать давление или влияние, говорят громче. В Европе если возмущаются, также увеличивают силу голоса. а вот на Востоке в таких случаях переходят на шепот.
Нацеленность взгляда. Показывает истинное настроение говорящих, служит каналом связи между ними. При смущении глаза обычно опускаются, а отведенный в сторону взгляд может рассказать о неискренности говорящего.
Телодвижения. Усиливают самовыражение говорящего. В разных культурах есть свои нормы телодвижений, дистанции между собеседниками и жестикуляции. Более подробно мы говорим о языке телодвижений в европейской культуре и о его влиянии ЗДЕСЬ.
Однако основой речевого общения является само сообщение. Следует помнить о единстве его содержания и формы.
Содержание. Некоторые люди привыкли просто болтать, особо не вдумываясь в то, что произносят. Но любое сообщение несет не только информацию, а еще и заряд энергии. Позже мы поговорим, как, например, программируем себя на нездоровье с помощью фраз, как накликаем на себя беду. Пока же разговор ведем о речи как средстве общения.
Форма. Даже самое яркое содержание потеряется, не окажет должного воздействия на слушателей, если облечь его в невыразительную или неподходящую форму.
Так, если чувства, которые мы передаем в стихах, изложить в виде информационной заметки, то не только потеряется смысл сказанного или написанного, но текст покажется высокопарным и неискренним.
Построение речи по законам речевой коммуникации:
- оцениваем (определяем) ситуацию;
- определяем свое отношение к ситуации (т.е. реакцию на ситуацию);
- разъясняет то, что хотелось бы сделать (побуждение к деятельности).
Если же говорящий теряет контроль над эмоциями, то эта структура меняется. Часто в ход прежде всего идут высказывания, не подтвержденные адекватной оценкой ситуации, например, оскорбительные. А когда, успокоившись, выполняем пунктик по оценке ситуации, становится стыдно. Мало того, такое поведение может сильно испортить отношения с людьми.
Испортить отношения с людьми, вызвать конфликтное общение способны также слова-«провокаторы»: о них читайте ЗДЕСЬ.
Обычно в таких случаях собеседник либо отвечает в том же духе, либо молчит. Отрицательные эмоции говорящего порождают отрицательные эмоции у собеседника (по закону порождения эмоций в процессе общения).
Вывод: во избежание неприятных ситуаций посылать сообщения, пропитанные положительными эмоциями.
Определение ситуации. Говорящий создает картину происходящего, фиксирует события и свое к ним отношение. При этом, если хотим, чтобы речь оказывала большее воздействие, ищем яркие, сочные выражения, как живописец, рисуем картинки, только словами:
«За один потерянный день предприятие недодает столько-то. Сколько же оно недодаст за тысячи потерянных дней?! (цифры…)»
В речи лучше не употреблять категоричных выражений «никогда», «всегда», «навсегда» и т. д., а также оценочных штампов: «разгильдяи», «глупцы», «тунеядцы»… Стоит избегать всего, что унижает человеческое достоинство.
Реакция на ситуацию. Уместны высказывание озабоченности, переживания, удивления. Сарказм, негодование можно применять только если вы намерены расстаться с человеком.
Однако ярости и оскорблений, тем более с нецензурной бранью лучше избегать в любых случаях. Такое отношение может временно простимулировать только безынициативных исполнителей и угодников. Людей самостоятельных, творческих и самодостаточных подобное негативное отношение дезорганизует.
Побуждение к деятельности. Говорящий конкретно, четко, ясно формулирует свой совет, рекомендацию, просьбу или рассуждение.
В следующий раз мы поговорим о свойствах хорошей речи в общении с людьми.
А пока расскажите, какую речь в общении вы назвали бы качественной?
Понравилась публикация? Поделись ею с друзьями!
общение с людьмиречь
Речь как основное психическое понятие его свойства и функции
Татьяна Бирулина
Речь как основное психическое понятие его свойства и функции
Речь как основное психическое понятие, его свойства и функции
Под речью понимают исторически сложившуюся форму общения людей при помощи языковых конструкций, в создание которых заложены определенные правила.
Следует отметить, что данное понятие изучается в русле нескольких дисциплин, поэтому нет чётко сформулированной и окончательной его трактовке.Лингвисты толкуют это слово более узко: речь – это знание и умение человека пользоваться естественным языком. В общей психологии речь – это способ выражения и сообщения другим людям своих внутренних, психологических состояний, мыслей и чувств.К речи также относятся и невербальные средства общения: жестикуляция, мимика, пантомимика и прочие всевозможные средства обмена информацией.
Речь является неотъемлемым элементом человеческой деятельности. Благодаря речи человек познаёт окружающий мир, делиться своим опытом и знаниями с другими людьми, как своего, так и последующих поколений. Именно речь обуславливает механизм развития мышления.
По мнению И. П. Павлова, речь – это отличительная особенность человеческого мышления, поскольку предоставляет возможность отвлечься от действительности и обобщения.
Речь (как устная, так и письменная)
обладает рядом характерных признаков,среди которых:
1) содержательность, заключающаяся в количестве выраженных в речи мыслей, образов и чувств, их значительности и соответствия действительности;
2) понятность, достигаемая синтаксически верным построением предложений, применением по необходимости пауз и логического ударения для выделения слов;
3) выразительность – эмоциональная насыщенность, яркость, энергичность речи, разнообразие и богатство языковых средств;
4) действенность – влияние речи на поведение и убеждения других людей, их мысли, чувства и волю.
Формы речи – «это типовые способы структурно-семантической организации речевых высказываний на основе соответствующего варианта использования языковых средств построения речевых сообщений».
В общей структуре речевой деятельности существуют три формы: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь.
Следует отметить, что в общей психологии и специальной педагогике формы речи классифицируются по-разному, в зависимости от рассматриваемых критериев.
На основании характера используемых средств выражения мысли выделяются устная речь (реализуется звуковыми средствами, кинетическая речь (включает выразительные жесты и позы, употребляется чаще всего совместно с другими формами речи) и письменная речь.
По уровню проявления различается речь внешняя (слышимая, артикулируемая, скрытая речь («про себя»
, внутренняя
речь (свёрнутая и преимущественно предикативная)
.
По степени активности индивида в планировании и производстве речевой деятельности речь делится на активную (планируемую полностью самостоятельно, реактивную (собеседник-партнер частично и опосредованно принимает участие в планировании) и автоматизированную (с полным отсутствием планирования)
.
Исследователями выделяется несколько основных функций, выполняемых речью.
1. Коммуникативная – основная функция речи, проявляющаяся в передаче информации от одного человека к другому или группе лиц. Происходит обмен словами, которые воспринимаются как отдельные понятия, содержащие в себе определенные знания.
Данная функция подразумевает, что люди применяют речь в различных видах совместной деятельности как организующее средство.
Коммуникативная функция речи подразделяется на две подфункции: сообщения, когда человек высказывает своё мнение по какой-либо проблеме или характеризует своё отношение к какому-либо предмету, и побуждения к действию, результативность которого зависит от эмоциональной выраженности речи.
2. Регулирующая функция речи (была выделена Л. С. Выготским и изучалась А. Р. Лурией и другими психологами) реализуется в сознательных формах психической деятельности человека – так называемых высших психических функциях, носящих произвольный характер. Проявляется данная функция в том, что люди используют речь для регуляции поведения других людей, а также для овладения собственным поведением, применяя к нему те же стимулы-знаки. Именно благодаря внутренней речи человек способен овладеть своими произвольными действиями.
3. Программирующая функция речи заключается в «построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса – внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий».
Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека, это язык в действии.
Коммуникация
– это общение между людьми, отражающее уровень их информированности в какой-либо области, служащее средством передачи информации и в целом являющееся необходимым «атрибутом» в жизни каждого человека.
Существует, например, язык глухонемых, и это тоже средство общения, так как передает информацию, причем может делать это достаточно эмоционально. Даже молчание само по себе может быть средством коммуникации, передавая информацию по эмоциональному накалу или долготе паузы.
Но все же наилучшим средством коммуникации, т. е. передачи информации, является человеческая речь.
Термин «речь» имеет не одно, а три значения. Первое – речь как процесс говорения; второе – речь как продукт говорения, т. е. текст (не важно, письменный или устный); и третье – речь как ораторский жанр.
В первом случае имеется в виду свободное владение механизмом речи, т. е. насколько человек развит интеллектуально, как быстро он может подобрать нужное слово, чистота его речи, отсутствие дефектов произношения. Чаще всего под этим термином подразумевается каждодневная разговорная речь, которой владеет каждый, хорошо или плохо. Главной задачей этого типа речи является цель передать слушателю информацию, и для этого не обязательно обладать особыми ораторскими способностями, как в третьем определении речи, где речь возведена в ранг искусства. В этом случае речь не просто средство коммуникации, хотя тоже несет в себе информацию. Это красивая, поставленная речь, имеющая цель, задачи и тематику. Она рассчитана на определенного слушателя. И если ее и рассматривать как процесс, то более тонкий и психологически рассчитанный. Речи великих ораторов остались в памяти потомков как свидетельства культуры и высокого уровня развития людей, произнесших их. Но еще раз следует подчеркнуть, что эти речи рассчитаны на человеческую психологию, красоту и силу слова.
Второе значение речи, т. е. речь как результат процесса, обращено к выбору и использованию средств языка: фонетических, лексических. Текст несет в себе информацию, но не является средством коммуникации в полном смысле этого слова.
Для нас важнее речь как процесс, какие средства языка употребляются в разговорной речи, чтобы сделать ее информативнее и в то же время эмоциональнее. К таким средствам можно отнести всякого рода просторечия, пословицы и поговорки, которые, с одной стороны, снижают уровень нормативности речи, с другой – обогащают ее. Речь говорящего должна быть достаточно простой и образной, чтобы у слушающего не возникло недопонимания. В разговорной речи часто используется такой лингвистический прием, как переспрос. Обычно он демонстрирует недостаточный уровень владения языком собеседниками.
Участвующим в коммуникации принадлежит своя роль, с которой связаны определенные права и обязанности коммуникантов, возможности и ограничения коммуникативного поведения.
Выделяются основные коммуникативные роли, такие как роли адресанта, адресата и наблюдателя.
Адресант
– это говорящий, пишущий производитель текста, который направляет свою речевую деятельность на адресата, тем самым воздействуя на него как на объект речи. Одновременно этот адресат-объект может рассматриваться как второй субъект речевого акта, собеседник в общении. Особенно такие отношения между адресантом и адресатом проявляются в диалоге с присущей ему сменой коммуникативных ролей. Каждый участник разговора может исполнять в диалоге то роль адресанта, то роль адресата, а разворачивающееся знаковое общение отражает позиции, свойства и речевую деятельность обоих. Такие отношения могут проявляться и при письменном общении, и при монологическом построении речи, хотя и выражаются в этих случаях опосредованно.
Основная суть коммуникации
– это передача информации. А передавать информацию можно абсолютно разными способами, главное, чтобы собеседники поняли друг друга. Информацию можно передать невербальными средствами общения – жестом, кивком головы, мимикой и т. д.
Для стилистов разговорная речь может быть интересной с исследовательской точки зрения, так как живая речь постоянно меняется, и прослеживать эти изменения очень важно. Существует и нормативная, или литературная, речь. Она скорее соприкасается с ораторским искусством, так как ярким ее примером могут быть публичные выступления.
Оглавление
Речь как элемент вербальной коммуникации
Вербальная коммуникация представляет собой общение с помощью слов (речевая коммуникация). Основная особенность речи состоит в том, что она в зависимости от своей формы и содержания концентрируется на других людях, которые включены в коммуникативный процесс. Вербальный тип коммуникация может быть направлен на отдельного человека или определенную группу. Он также может даже и не иметь конкретного адресата, но в любой ситуации обладает диалоговым характером.
Акт вербальной коммуникации выглядит как диалог, включающий разговор и слушание. Умение говорить становится здесь предметом исследования. Для этого есть отдельная наука риторика, а также специальная дисциплина — ораторское искусство.
В современных трудах по вопросам общения большое внимание уделяют умению слушать. Результаты исследований показали, что достаточными навыками умения слушать обладают не все люди. И. Атватер указывал на то, что слушать для многих весьма сложно. Человек в первую очередь занят собственным вещанием. Помимо этого, если он в процессе диалога замолчал, то еще не означает, что он начал слушать. Слушание является активным процессом, который предполагает наличие внимания.
В соответствии с ситуацией во время нерефлексивного слушания могут проявляться:
- Поддержка,
- Одобрение,
- Понимание.
Для этого необходимы минимальные ответы, помогающие продлить беседу (например, реплики «да», «понимаю», «это интересно»). Различные нейтральные слова помогают поддерживать разговор и снимают напряжение.