Медленное (пристальное) чтение — это практика, противостоящая пассивному и бездумному потреблению информации. В отличие от скорочтения, которое обещает научить нас читать по 100, 200, 300 книг в год, или школьного чтения, раздающего готовые формулы и ответы на все вопросы, медленное чтение предполагает глубокое, комплексное погружение в текст и самостоятельную, ответственную работу с ним.
Рождение этой практики часто связывают с появившимся в конце ХХ века медленным движением. Его сторонники стремятся замедлить темп жизни, сильно ускорившейся в последнее время, во всех ее сферах — от еды и путешествий до моды и науки. Однако феномен медленного чтения возник намного раньше.
Примерно в 200 году нашей эры в иудаизме появился метод устного комментирования Торы, который сопровождался дотошным вчитыванием в священные тексты. Отталкиваясь от малейших деталей, словосочетаний и фраз, раввины-толкователи пытались обнаружить новые, ранее не замеченные и при этом более точные смыслы в словах, дарованных Богом. Впоследствии это занятие стало традицией и получило название «мидраш»; глагол «дараш», входящий в корень этого слова, означает «требовать, выяснять, выспрашивать». Позже толковать тексты подобным образом начали неоплатоники: философы вроде Прокла или Дамаския писали огромные, занимавшие порой тысячу страниц комментарии к отдельным диалогам Платона. Их изыскания надолго стали примером для философов, филологов и богословов.
Фридрих Ницше был одним из первых, кто начал замечать нехватку вдумчивого чтения в эпоху возросшей скорости жизни. В 1881 году в своей ключевой работе «Утренняя заря» он писал:
«Именно потому оно теперь необходимее, чем когда-нибудь, именно потому-то оно влечет и очаровывает нас, в наш век „работы“, век суетливости, век безумный, не щадящий сил поспешности, — век, который хочет успеть всё и справиться со всем, с каждой старой и с каждой новой книгой. Филология не так быстро успевает всё — она учит читать хорошо, то есть медленно, всматриваясь в глубину смысла, следя за связью мысли, улавливая намеки, видя всю идею книги как бы сквозь открытую дверь…»
В ХХ веке практики медленного чтения обрели второе дыхание, став обязательной составляющей многих литературно-критических направлений. Например, в России появилась формальная школа, настаивавшая на том, что в литературе важны прежде всего формальные, стилистические элементы, которые нужно тщательно анализировать. Во Франции подобную позицию занимал Марсель Пруст: в своем эссе «Против Сент-Бёва» он писал, что первичен текст, а не личность его автора. Позже эту идею подхватил и развил его соотечественник Ролан Барт в знаковом для структурализма эссе «Смерть автора» (1967).
В Англии о том же говорил Томас Стёрнз Элиот.
По его мнению, роман или стихотворение — это самостоятельный эстетический объект. Его смысл раскрывается только в нем самом, во взаимодействии его компонентов, поэтому он требует внимательного прочтения.
Той же точки зрения в США придерживались так называемые новые критики, в том числе Клинт Брукс и Роберт Пенн Уоррен, опубликовавшие в 1939 году книгу «Понимание поэзии», а в 1943-м — «Понимание прозы». Методы пристального чтения, предложенные в этих работах, определили американское образование на несколько десятилетий вперед.
Одним из ярчайших американских профессоров, учивших своих студентов медленному чтению, был Владимир Набоков. «Литературу, — говорил он в своих знаменитых лекциях, — настоящую литературу не стоит глотать залпом, как снадобье, полезное для сердца или ума, этого „желудка“ души. Литературу надо принимать мелкими дозами, раздробив, раскрошив, размолов, — тогда вы почувствуете ее сладостное благоухание в глубине ладоней».
На рубеже ХХ—ХХI веков практики медленного чтения отошли в литературоведении на второй план. Однако читатели продолжают собираться в книжные клубы и организуют ридинг-группы, где разбирают классические для разных областей тексты (а некоторые даже зарабатывают на этом большие деньги). Впрочем, такое групповое чтение дает хороший результат, только если каждый участник внимательно прочитал и проработал текст, иначе подобные встречи оказываются поверхностными. А медленное чтение — занятие, заслуживающее ответственного подхода.
Кусочек опыта
Давайте сразу к практике, а анализировать проблему и делать выводы будем потом.
Игра 1. «Комикс». К сказке или рассказу, который собираемся прочитать ребенку, с ребенком или дать ребенку на самостоятельное чтение, заранее рисуем несколько картинок (можно подобрать картинки в интернете и распечатать). Дальше — три варианта:
- читаем текст, а потом раскладываем картинки по порядку;
- читаем текст, потом смотрим на разложенные картинки и пересказываем его;
- сначала смотрим на картинки, пытаемся по ним понять, что происходит в сказке (рассказе), читаем текст и сравниваем со своими догадками.
Игра 2. «Хвост». Читаем историю, и… останавливаемся на самом интересном месте. А теперь придумываем, чем она могла бы закончиться. Потом сравниваем свой вариант с оригиналом. Можно чуть иначе: к уже прочитанной сказке придумываем продолжение — новый «хвостик». Что могло бы случиться с героями дальше? Какие новые герои могут появиться в этой истории?
Игра 3. «Театр у микрофона». Ребенок читает вслух — можно по очереди с родителем — и все это записывается на диктофон. Особенно хорошо, если в тексте будут диалоги — можно будет почитать по ролям. Потом устраиваются прослушивания. Можно устроить домашний театр и разыгрывать целые сценки из книг в костюмах.
Игра 4. «Невидимка». Читаем вслух, пропуская ключевые слова. Ребенок пытается понять, какое слово пропущено, додумывает его сам, исходя из контекста.
В сети есть целые наборы упражнений для развития сознательного (осознанного) чтения, не связанные с конкретным текстом, а составленные из специальных наборов слов. Дети учатся находить общее и различия в словах, называют группы слов одним словом, ищут, какое слово лишнее в линейке предложенных, чем похожи слова, составляют новые слова сами из слогов имеющихся и так далее. Найдите эти упражнения, они очень полезны.
Например, здесь: infourok.ru или maam.ru.
А теперь — поговорим.
Построение и когезия предложений
Понимание того, как строятся предложения, может показаться навыком, необходимым для письма. То же самое можно сказать и о соединении идей внутри предложений и между ними, которое называется когезией. Но эти навыки важны и для понимания прочитанного.
Знание того, как идеи соединяются на уровне предложений, помогает детям понимать смысл из отрывков и целых текстов. Это также приводит к тому, что называется когерентностью, или способностью связывать идеи с другими идеями в общем произведении.
Как помочь: Подробно расскажите ребенку основы построения предложений. Поработайте с ним над связью двух или более мыслей, как письменно, так и устно.
«Что тут непонятного!»
Прежде всего: если не получается — ребенок не виноват. Орать, требовать, злиться на него не просто бессмысленно, а очень вредно. Вот семилетка прочитал несколько фраз, и мы просим: «Теперь расскажи, о чем это!» Ребенок молчит. «Ну, перечитай еще раз… Теперь понял?» Кивает. «Расскажи!» Молчит. Мы начинаем закипать: «Да что тут непонятного! Читай, первое предложение!.. Второе!.. Понял?!» Кивает. А у самого подбородок уже дрожит. И двух слов связать не может. В третий раз он уже перечитывает простейший, на наш взгляд, текст сбивчиво, слоги путает, буквы, ударения ставит где попало… И опять не может пересказать. В дальнейшем ребенок наверняка будет избегать чтения, понимая, что «…я читаю — мама сердится, папа ругает, учительница недовольна. Значит, читать — это плохо!»
В первом классе непонимание смысла прочитанного еще может «прокатить». Но чем старше будет становиться ребенок, тем важнее окажется для него навык осмысленного чтения. Объемы текста станут увеличиваться, и уже не так важно, правильно ли юный читатель поставит ударение — важно, поймет ли он смысл задания, которое написано в учебнике, верно ли усвоит информацию, которую ему пытаются донести. То есть не научишься понимать прочитанное — ты не только по чтению, ты и по математике будешь отставать, просто потому что не поймешь условие задачи. А потом «посыплются» и история, и биология, и география… Осмысленное чтение — это навык усвоения любой написанной информации.
Беглое чтение
Чтобы читать бегло, дети должны моментально узнавать слова, включая слова, которые читаются не так, как пишутся. Развивая беглость чтения, ребенок увеличивает не только скорость чтения, но и понимание прочитанного.
Декодирование и вычитывание каждого слова может отнимать много сил. Распознавание слова — это способность узнать слово моментально, лишь посмотрев на него, без надобности прочитывать его вслух. Когда дети могут читать быстро и почти без ошибок, говорят, что они умеют читать “бегло”.
Люди, которые умеют читать бегло, читают плавно и ритмично. Они используют контекст, чтобы понять значение и меняют интонацию в голосе в зависимости от того, о чем они читают. Умение читать бегло критически важно для хорошего понимания текста.
Как помочь: Распознавание слов может быть большой преградой для начинающих читателей. Обычно человеку надо увидеть слово от 4 до 14 раз, чтобы научиться автоматически его распознавать. Но, например, детям с диагнозом дислексия может понадобиться увидеть слово до 40 раз.
Многим детям с трудом дается беглое чтение. Чтобы улучшить навыки распознавания слов и другие навыки чтения, детям требуется помощь и много практики. Лучший способ укрепить данные навыки — тренироваться читать книги. Важно выбирать книги, которые соответствуют уровню чтения ребенка.
Кто виноват?
Что является причиной неумения понимать прочитанное? Почему наш сын, наша дочка читают — и не улавливают смысл?
Первая возможная причина — здоровье. Учитываем состояние ребенка. Все ли у него в порядке с речевым аппаратом, со зрением, с концентрацией внимания? Нет ли нарушений мозговой деятельности, которые влияют на память, внимание, поведение, восприятие? Не страдает ли он хроническими заболеваниями — проблемами с дыханием, пищеварением, кислородным обменом? Может быть, именно сейчас ребенок переживает гормональный всплеск и ему совсем не до чтения? А возможно, сам процесс чтения по состоянию здоровья пока дается ему с трудом, и, чтобы дотянуться до следующей ступеньки, требуется прежде решить какие-то физиологические проблемы.
Вторая причина — время. Дети созревают по-разному. Кто-то в четыре года уже всего «Робинзона Крузо» прочитал и с упоением играет в необитаемый остров, а кто-то в восемь еще букварь осваивает. У кого-то кругозор, фантазия и словарный запас таковы, что он уже в детском саду сам сказки сочиняет, конструируя сложные фразы с пространными описаниями, а кто-то и во втором классе на просьбу рассказать о картине ограничивается одним: «Красиво!» Это не хорошо, не плохо, это индивидуально. Некоторым детям просто нужно чуть больше времени.
Третья причина — привычка. Здесь уже и наша, родительская ответственность. Мы слишком увлеклись «оболочкой». Мы разучивали с ребенком буквы, прививали навык чтения по слогам, потом учили читать бегло, обращали внимание на арткуляцию, интонацию и совсем упустили из вида саму суть: всякое слово, всякий текст несут в себе смысл! Информацию! И ее нужно уметь понимать и усваивать.
Четвертая причина — усталость. Какая у ребенка загрузка? «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали…»? Мы хотим сделать из нашего чада Леонардо да Винчи и развиваем его всеми возможными и невозможными способами? Или наоборот, делаем упор на что-то одно — вот на чтение, допустим, но упор такой мощный, что «Будешь, балбес, сидеть над книжкой хоть до ночи, пока не получится!» Наши нереализованные амбиции мы перекладываем на ребенка, заставляя его учиться изо всех сил, формируем у него «синдром отличника»: «я должен во всем соответствовать ожиданиям взрослых». Только вот результат нередко обратный: стресс, усталость, низкая успеваемость, вплоть до неврозов.
Как научить ребенка читать быстро и понимать текст
На современного родителя налагается множество обязательств: помимо обеспечения своего чада всем необходимым, он также должен следить за его успеваемостью. Проверка домашних заданий даже у тех детей, которые хорошо учатся, отнимает много времени. Из-за этого каким-либо дополнительным тренировкам на дому не всегда удается уделять внимание. Поэтому многие взрослые отдают предпочтение различным детским центрам, в которых проводятся занятия по интересующим направлениям.
Так одним из самых полезных вариантов считается скорочтение. На подобных занятиях ребята не только учатся вдумчиво читать, но и наращивают потрясающую скорость восприятия информации. Благодаря таким курсам можно добиться чтения до тысячи слов в минуту, что делает учебу в школе намного легче. С тем, что ребенок не запоминает и плохо понимает прочитанное, подобные занятия также хорошо справляются. Благодаря этому интерес к книгам повышается, ведь знакомство с ними перестает вызывать трудности.
Но, чтобы дополнительные занятия приносили заметный результат, важно выбрать такой детский центр, обучение в котором ведется по проверенным временем методикам. Стоит отдавать предпочтение тем предложениям, которые уже давно доказали свою эффективность. Тогда формирование навыков чтения у ребенка будет происходить максимально продуктивно.
Для школьника научиться быстрому и качественному чтению – это сделать отличный вклад в свое будущее. В дальнейшем полученные навыки позволят без проблем подготовиться к выпускным экзаменам и поступлению в профильное учебное заведение. Умение читать страницу печатного текста за несколько секунд не раз пригодится и во взрослой жизни, ведь этот навык сохраняется навсегда.
Что делать?
Можем мы чем-нибудь помочь ребенку? Можем.
Во-первых, не бежим впереди паровоза. Если нашему ребенку меньше пяти лет, не торопимся учить его читать! Сначала малыша нужно просто «разговорить»: развить навык его речи, поработать с дефектами речи и свести их к минимуму. И только после этого можно начинать. Не раньше!
Во-вторых, мы сами — родители, дедушки, бабушки — тоже должны читать. Для себя, но в его присутствии. И вслух, и про себя. В сознании ребенка должно отпечататься: читающий человек — это нормально. Читать — это как есть, пить, дышать. Так делают все, это обычное занятие любого взрослого, а значит, и ребенка.
В-третьих, мы читаем самому малышу. Берем красивые интересные детские книжки с картинками, напечатанные крупным шрифтом, чтобы ребенок сидел рядом и тоже видел страницу. Всячески поощряем вопросы нашего маленького слушателя, которые он наверняка будет задавать после прочтения книги. И подробно, понятно на них отвечаем.
Это все до пяти лет.
Но вот у нас дошколенок, первоклассник или даже уже второклассник, и теперь мы вполне «законно» озаботились осознанным чтением. Что делаем?
Откладываем все карточки с картинками, все кубики с буквами, все настенные и настольные плакаты, где рядом с буквой нарисован предмет: «м — мяч», «б — бабочка», «о — очки»… Нам важно убедиться, что наш чтец все буквы помнит независимо от подсказок. Дадим ему небольшой текст на листе и поиграем: пусть найдет и вычеркнет карандашом, например, все буквы «п». Или все буквы «а». Или все знакомые буквы вычеркнет, а все незнакомые обведет кружком. Потом эти незнакомые буквы повторим, закрепим и убедимся твердо, что алфавит ребенок знает.
Что даем читать? Во-первых, что-то интересное по содержанию и при этом не содержащее сложных по смыслу слов — устаревших, слишком «взрослых», слишком длинных, абстрактных. Во-вторых, что-то, состоящее из коротких (не более пяти слов) фраз. В-третьих, текст, напечатанный крупным шрифтом.
Где найти такие тексты? Набираем в поисковике «тексты для усвоения прочитанного дошкольниками». Среди ссылок будут и картинки, и карточки, и тексты с рисунками — это, кстати, тоже хорошее подспорье для осмысленного чтения, когда среди слов вставлены маленькие картинки-«иконки», и ребенок уже не читает буквы, составляющие слово, а называет объект, осознавая заодно смысл всей фразы.
Вот несколько ссылок. На этих ресурсах представлены тексты для разных возрастов:
• О Речи. ru • «Логопед» • Блог Галины Бикмуллиной
Правда, распечатать предложенные тексты нам придется самим, выбирая крупный шрифт.
Декодирование
Декодирование — это крайне важный шаг в процессе чтения. Дети используют этот навык, чтобы озвучивать слова, которые они слышали раньше, но не видели написанными. Способность к декодированию — это основа всех других навыков чтения.
Декодирование полагается на навык речи, который развивается одним из первых — фонематическое восприятие (этот навык является частью более широкого спектра навыков, который называется фонологическое восприятие). Фонематическое восприятие позволяет детям слышать и различать индивидуальные звуки в словах (также известные как фонемы). Это также позволяет им “играть” со звуками в слогах и словах.
Декодирование также полагается на способность сопоставлять отдельные звуки и буквы. Например, чтобы прочитать слово “солнце”, ребенок должен знать, что буква “с” звучит как “с”. Понимание связи между буквами и звуками является важным шагом к “озвучиванию” слов.
Как помочь: Многие дети овладевают навыком фонологического восприятия естественным путем: читая книги, слушая песни и стихотворения. Но для некоторых детей это не так легко. На самом деле, одним из ранних признаков трудностей чтения является проблема с рифмованием, подсчетом слогов или определением первого звука в слове.
Лучший способ помочь ребенку укрепить эти навыки — направлять их точными инструкциями и много практиковаться. Детей надо учить, как правильно определять звуки и работать с ними. Также Вы можете развить фонологическое восприятие, играя в слова, читая ребенку вслух стихи или применяя специальные компьютерные методики, направленные на развитие фонематического восприятия и декодирования.
«Почему так медленно?»
Младшеклассники несколько раз сдают тесты на скорочтение: в минуту нужно прочитать не менее определенного количества слов, и тогда ты уложишься в возрастной норматив. У нас такой задачи не стоит. Нам важно не сколько прочитал, а сколько понял. Поэтому как бы мучительно медленно для нашего уха ребенок ни читал, мы его не подгоняем. Наоборот: можем остановить, чтобы зафиксировать «промежуточный результат» — переспросить, уточнить сюжет, попросить напомнить, о чем шла речь в прочитанной строке… Запоминать «кусочками» ребенку легче, чем все сразу. И привыкать читать осознанно так, небольшими фрагментами, — тоже легче. А нам, соответственно, удобнее контролировать усвоение текста.
Вот это вот все: «Сядь прямо! Прекрати ерзать на стуле! Убери локти со стола!..» — сейчас не нужно. Не дергаем ребенка после каждого слова по не относящимся к чтению поводам. Пусть ему будет удобно читать. Если ему хочется водить по листу пальцем — пусть водит. Хочется подкладывать линейку под каждую строчку — пусть подкладывает. Удобнее читать не за столом, а в кресле или сидя по-турецки на диване — пусть читает там, где удобнее.
Расширение кругозора и аргументация
Многие дети связывают прочитанное с уже полученным опытом, поэтому важно расширять кругозор ребенка, чтобы у него сложилось какое-то представление об окружающем его мире, прежде чем он начнет читать. Также важно научить ребенка “читать между строк” и находить смысл там, где он не написан буквально.
Как помочь: Ваш ребенок может расширить кругозор с помощью чтения, общения, просмотра фильмов и сериалов, знакомства с произведениями искусства. Также многие вещи приходят с годами личного опыта.
Откройте Вашему ребенку возможности для получения новых полезных знаний в разных областях и обсуждайте с ним то, что вы узнали из опыта, полученного, как вместе, так и по отдельности. Помогите ребенку провести связь между новыми и старыми знаниями и задавайте вопросы, которые требуют развернутых ответов и вдумчивых объяснений.
Вы также можете прочитать эти советы о том, как можно использовать мультики, чтобы помочь Вашему ребенку научиться делать для себя выводы.
Модель постепенного внедрения
Если вы родитель или педагог, то вы можете использовать «модель постепенного внедрения», чтобы помочь ученику с аутистическим расстройством освоить стратегии для понимания прочитанного. Сначала демонстрируйте ученику, как вы сами читаете, пользуясь данной стратегией. Затем используйте эту стратегию вместе, под вашим руководством. Затем попросите ученика применить эту стратегию снова (в другой ситуации) уже самостоятельно.
Убедитесь, что вы обсуждаете с учеником чтение и то, помогает ли ему стратегия или нет. Возможно, вам будет нужно моделировать эту стратегию для ученика много раз, либо практиковать ее много раз вместе до тех пор, пока она не станет естественной частью процесса чтения, и ученик не сможет применять ее полностью самостоятельно.
Подытожим
Я повторю основные мысли, чтобы вам было легче запомнить эту статью.
- Чтобы запомнить новую информацию, ее нужно сначала разбить на маленькие понятные фрагменты.
- Связи между фрагментами очень важны. Понимание – это осознание связи фрагментов.
- Одного понимания мало, очень неплохо приобрести еще и опыт.
- Контекст – это сетка, которую вы дальше будете заполнять информацией. Скелет знания.
- Интуиция – усвоенные знания, на основе которых мозг делает выводы без участия сознания.
Описанного в этой главе в принципе хватит для того, чтобы научиться запоминать информацию, но есть и другие техники, которые позволят вам делать это более эффективно.
Реальность рекордов скорочтения
Жаль, но подобного рода результаты большого количества рекордсменов (кроме Кима Пика) продиктованы их эго, а не настоящими способностями. По мнению Карвера, скорость чтения Кеннеди в действительности могла быть значительно меньше: вероятней всего, он читал от 500 до 600 слов в минуту, а «пробегал» глазами написанное в книге со скоростью примерно 1000 слов в минуту (тем не менее, это всё равно в два раза интенсивнее привычной нам скорости чтения).
Каким же образом выявили скорость в 1200 слов в минуту? Ричард Ривз (биограф Кеннеди) говорит о том, что, по сути, цифра была просто взята из головы – так решил репортёр Time magazine, который работал в Белом доме. Он делал запрос в школу Эвелин Вуд, где Кеннеди учился скорочтению, однако ему так и не прислали результаты итогового теста – его не проводили, поскольку Кеннеди не окончил курс.
Относительно прочих результатов стоит отметить, что рекорд, зафиксированный в 1963 году (17040 слов в минуту), реально не подтвержден. В то время не существовало специальных тестов, которые бы фиксировали эти данные, а результаты базировались на самооценке людей (и вряд ли действительно правдивой), решивших поставить рекорд.
Аналогично говорят и про результаты Говарда Берга. Со слов Марка Пеннингтона, который считается специалистом по чтению, в прошлом члены комитета рекордов Книги Гиннеса не стремились перепроверять опубликованные ими данные, к тому же это достижение лично ими не было проверено. Они приняли на веру слова Берга, а он, скорее всего, просто придумал собственный рекорд.
Кроме прочего, в 1998 году американская Федеральная Торговая Комиссия обвинила Берга в том, что его маркетинговые приёмы, результатом которых являлись продажи продуктов по скорочтению, были «некорректными» и «вводящими других в заблуждение». Результатом стал запрет на рекламу собственных продуктов Берга, которые были представлены им в качестве «системы, дающей возможность каждому (детям, взрослым и людям с ограниченными возможностями) освоить навык скорочтения от восьмисот слов в минуту».