«Круги Сократа»: как диалектический метод используется в обучении

Каждому человеку знакома фраза «В споре рождается истина». Но так ли это на самом деле? Сократ, величайший философ всех времен, был уверен в том, что спор не способствует нахождению истинного знания, в отличие от беседы. Философия апеллирует понятиями: спор представляет собой желание отстоять свою позицию, но никак не «достучаться до истины», а вот беседа – это уже обсуждение, направленное на выявление правды.

Вероятнее всего, эта фраза возникла как результат неправильной трактовки его слов, в результате чего многие люди ошибочно стали считать, что спор способен привести к чему-то полезному. Однако ощущение собственного превосходства, возникающее как следствие победы, никогда не сравнится с тем многообразием чувств, которые возникают в результате обнаружения истины, – о чем, собственно, и говорил великий философ на самом деле.

В данной статье мы кратко изложим основные идеи философии Сократа и его диалектического метода, а потом подробно расскажем вам об инновационной технологии в обучении, основанной на этом методе, – сократических семинарах.

Суть метода Сократа

Сократический диалог в психотерапии — это такой способ построения разговора, при котором собеседник в итоге соглашается с тем, что вы говорите. Действовать нужно так: главный вопрос поставить на третье место, на первые два выдвинуть вопросы, на которые человек точно ответит «да». Важно, чтобы они были короткими, не загружали и не отнимали время.

Как видно из названия, метод Сократа создан известным греческим философом. Он не только любил вести споры. В беседах он всегда задавал оппонентам вопросы, на которые можно было давать исключительно утвердительные ответы. Так Сократ помогал увидеть полную картину, сделать выводы, которые в начале диалога были не заметны.

Сейчас сократов метод выглядит так: вы делите мысль, которую хотите донести, на 3 части. Каждую из них подаете собеседнику в виде вопроса, на который нужно дать короткий ответ. Зачастую он предсказуем. Получается, что своими действиями вы перехватываете инициативу, побуждаете человека ответить так, как нужно вам.

Одной из модификаций метода Сократа является принцип трех «Да». В этом случае оппонент также получает 3 вопроса. Но они не последовательны, а собраны случайным образом.

Главное преимущество такого способа построения диалога — предотвращение споров. А они неминуемы, если человек не понимает, что вы хотите сказать. Но здесь важно не переусердствовать. Помните, что вы ведете беседу. Если начнете монолог, достичь цели не получится. Убедить собеседника с помощью монолога можно. Но этот способ отличается крайне низкой эффективностью.

Основные принципы сократического диалога

Ведение разговора по методу Сократа базируется на нескольких принципах:

  1. У собеседника должно быть достаточно информации для того, чтобы ответить на ваш вопрос. Будьте предельно конкретными. Не спрашивайте о том, что выходит за пределы знаний.
  2. Направляйте внимание на те детали, которые человек мог упустить из виду. Дайте ему возможность рассмотреть разные точки зрения. Не настаивайте на каком-то одном варианте.
  3. Используйте принцип песочных часов. Переходите от абстрактных вещей к более конкретным и наоборот.

В конце сократовской беседы человек увидит полную картину сложившейся ситуации. Он не только сделает правильные выводы, но и самостоятельно сможет дать ответы на заданные вами вопросы. Причем ответит так, как нужно вам.

Где применяется техника сейчас?

Данный метод может применяться в самых разных областях человеческой деятельности, в процессе анализа всевозможных проблем и поиска их изначальных причин. Вопросы позволяют исследовать причинно-следственные связи, лежащие в основе определенной проблемы.

В настоящее время сократовский диалог нередко используется в продажах. Он является одной из техник манипулирования сознанием потенциального покупателя, которому задаются заранее искусно спланированные вопросы. Цель таких вопросов – вызвать у клиента намерение купить вещь.

Положительной целью применения сократовской техники может быть сфера обучения и психологического консультирования. В таком случае человек приходит к пониманию определенных истин, которые раньше были ему недоступны, но с осознанием которых его жизнь становится более яркой, разносторонней.

Три этапа сократического диалога

Итак, сократический диалог состоит из 3 частей. Каждая из них преследует свою цель:

  1. Согласие. Собеседник уже не хочет противоречить вам.
  2. Сомнение. Осторожно говорите о том, что думаете по теме разговора.
  3. Аргументация. Принимая во внимание аргументы оппонента, вы предлагаете решение ситуации.

Рассмотрим подробнее на примере. Допустим, ваше мнение и мнение человека кардинально отличаются друг от друга. Вы уверены в своей правоте, но все попытки ее доказать встречают на пути сопротивление или полное игнорирование. Что же делать? Использовать метод Сократа.

Согласие

На этом этапе вам нужно найти что-то общее, то, с чем вы сможете согласиться без ущерба для своей точки зрения. Дайте оппоненту понять, что вы ни в коем случае не давите на него. Такой подход поможет направить диалог в позитивное русло, и вы сможете хотя бы кратко высказать свое мнение.

Вам нужно сделать так, чтобы ваше согласие показывало, как обстоят дела на самом деле, а не было формальностью.

Сомнение

Как только вы установили дружелюбную атмосферу, переходите к поиску слабых мест в аргументации со стороны собеседника. Это поможет убедить его в том, что давление здесь неуместно.

Военные говорят, что для победы в войне не обязательно на 100% превосходить врага во всех отношениях. Достаточно обладать превосходством всего лишь на одном этапе. Так же и в диалоге. Согласно методу Сократа, нет необходимости отвергать абсолютно все, что говорит человек. Усомнитесь в каком-нибудь одном моменте его рассуждений. Одно сомнение вызовет волну других. Благодаря этому собеседник сможет критически оценить свое мнение.

На этом этапе важно помнить 2 момента. Во-первых, не стоит доказывать оппоненту, что он в корне не прав. Сделайте так, чтобы он сам пришел к этому умозаключению. Во-вторых, пытайтесь смотреть на ситуацию со стороны другого человека. Ищите не то, что вызывает сомнение у вас. Подумайте, в чем может сомневаться собеседник.

Аргументация

Теперь пришла очередь озвучить вашу точку зрения. Вы можете приводить аргументы, обосновывать и отстаивать свое мнение. Человек к этому этапу уже не будет оказывать сопротивление. Он будет готов воспринимать то, что вы говорите.

Если все сделать правильно, то к этому этапу вы сможете привести те аргументы, которые подходят именно для вашего собеседника. А это значит, что они окажутся более эффективными, чем общие фразы.

Ссылки [ править ]

  1. Джаррат, Сьюзен С. Перечитывая софистов: переделанная классическая риторика
    . Карбондейл и Эдвардсвилл: издательство Южного Иллинойского университета, 1991, стр. 83.
  2. Перейти
    ↑ Sprague 1972 , p. 5.
  3. Лидделл, Скотт и Джонс, Греко-английский лексикон
    , 9-е издание.
  4. Словарь Вебстера New World College
    , 4-е издание;
    Оксфордский словарь английского языка
    .
  5. Грегори Властос, « Сократический Эленх », Oxford Studies in Ancient Philosophy I
    , Oxford 1983, 27–58.
  6. Майкл Фреде, «Аргументы Платона и форма диалога», Oxford Studies in Ancient Philosophy
    , Supplementary Volume 1992, Oxford 1992, 201–19.
  7. Стивен Салкевер, «Методы интерпретации Платона и его диалогов» ( Bryn Mawr Classical Review )
  8. WKC Guthrie (1968) Греческие философы от Фалеса до Аристотеля
    , стр. 74, Лондон: Рутледж.
  9. ^ Бсдеег
    Copeland, Матовый (2010).
    Сократические круги: поощрение критического и творческого мышления в средней и старшей школе
    . Портленд, Мэн: Стенхаус.
  10. ^ аб
    «Сократический круг» (PDF) . Проверено 17 июля 2012 года .
  11. ^ abcdefghijklm
    «Фурман: Сократический семинар» (PDF) . Проверено 17 июля 2012 .
  12. Ting Chowning, Жанна (октябрь 2009). «Сократические семинары в научном классе». Учитель естествознания
    . Национальная ассоциация учителей естественных наук .
    76
    (7): 38.
  13. Gose, Майкл (январь 2009). «Когда сократический диалог затухает: вопросы и стратегии для вовлечения студентов». Обучение в колледже
    .
    57
    (1): 46. DOI : 10,3200 / CTCH.57.1.45-50 . S2CID 144482413 .
  14. ^ abcd
    «Семинар Paideia: активное мышление через диалоговый центр. 3.4 Шаг планирования 3: Выберите текст» . Проверено 16 июля 2012 года .
  15. ^ abc
    Хорземпа, Барбара; Лапидус, Лори (январь 2009 г.). «Чтобы найти себя, подумайте сами».
    Обучение выдающихся детей
    .
    41
    (3): 54–59. DOI : 10.1177 / 004005990904100306 . S2CID 146880761 .
  16. ^ abcd
    Манграм, Дженнифер (апрель 2010 г.). «Обмен практикой через сократические семинары».
    Каппан
    .
    91
    (7): 40–43. DOI : 10.1177 / 003172171009100708 . S2CID 144053420 .
  17. ^ ab
    «Столкнувшись с историей и самим собой: сократический семинар» . Проверено 16 июля 2012 года .
  18. Гозе, Майкл (2009). «Когда сократический диалог затухает; вопросы и стратегии для вовлечения студентов». Обучение в колледже
    .
    57
    (1): 45–50. DOI : 10,3200 / CTCH.57.1.45-50 . S2CID 144482413 .
  19. Lukas, Элизабет, Логотерапия Учебник, 2000, стр. 86
  20. Overholser 1993 , стр. 75–85.
  21. Overholser 1993 , стр. 286-293.
  22. Overholser 1993 , стр. 283-292.
  23. Делич, Бечирович, Харис, Сенад (ноябрь 2016 г.). «Сократический метод как подход к обучению» . Европейский исследователь из Российской Федерации
    — через researchgate.net.
  24. Делич, Бечирович, Харис, Сенад (ноябрь 2016 г.). «Сократический метод как подход к обучению» . Российская Федерация, европейский исследователь
    .
    111
    : 511–517 — через researchgate.net.

Пример диалога из 3 этапов

Представьте диалог, касающийся приобретения автомобиля. Допустим, что ваш собеседник считает дорогие машины более качественными. Недорогие же варианты для него — источник дополнительных хлопот. Как построить разговор?

  1. Согласие. Скажите, что автомобили действительно могут быть и дешевыми, и дорогими. То же самое касается и качества. Согласитесь с этим утверждением.
  2. Сомнение. Здесь можно упомянуть тот факт, что не все дорогие автомобили подойдут для наших дорог и климатических условий. Да и запчасти на них не всегда получается купить беспроблемно. В некоторых случаях приходится делать заказ заграницей.
  3. Аргументация. На этом этапе будет уместно заметить, что для машин подешевле и попроще легче найти необходимые детали. Их можно купить в любом автосалоне. Не придется сломя голову искать их в других городах или странах, а после месяцами ждать доставку.

Сократовский метод ведения диалога применим в любой сфере. Он поможет вам выйти победителем из любой, даже самой неудобной или щекотливой ситуации.

Дальнейшее чтение [ править ]

Статьи

  • Арида, Филип Э. «Сократический метод» (1996) 109 (5) Harvard Law Review 911-922
  • Дарвхиси, Дариуш, « Различие между диалектическими методами Сократа и Платона », Логическое исследование, Том и выпуск: Том 2, номер 4, зима 2012 г., стр. 49–76.
  • Властос, Григорий ; Властос (1983). «Сократический Эленх». Оксфордские исследования в античной философии
    .
    1
    : 27–58.

Книги

  • Бенсон, Хью (2000) Socratic Wisdom
    . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Фреде, Майкл (1992) «Аргументы Платона и форма диалога» в Оксфордских исследованиях по античной философии
    , дополнительный том, 201–19.
  • Джаррат, Сьюзан К. (1991) Перечитывая софистов: переделанная классическая риторика
    . Карбондейл и Эдвардсвилл: издательство Южного Иллинойского университета.
  • Оверхользер, Дж. К. (1993). «Элементы сократовского метода: II. Индуктивные рассуждения». Психотерапия
    .
    30
    : 75–85. DOI : 10.1037 / 0033-3204.30.1.75 .
  • Спраг, Розамонд Кент (1972). Старые софисты
    . Индианаполис: издательская компания Hackett . ISBN 0-87220-556-8 .

Разговоры с детьми по методу Сократа

Примечательно, что метод Сократа подходит и для разговоров с детьми. Он не только помогает убеждать ребенка в своей правоте. Это отличная помощь в том, чтобы он научился логически мыслить и рассуждать.

Как сказано выше, суть метода заключается в задавании последовательных вопросов с предсказуемыми ответами. В результате ребенок сам делает нужный вывод. Чувствуя дружелюбие и доброту с вашей стороны, он будет готов согласиться с чем-угодно.

Ведя диалог с детьми, вам важно точно понимать конечную цель. Подводить к ней нужно короткими, простыми вопросами, на которые ваш маленький собеседник сможет ответить только утвердительно.

Пример разговора

Для примера можно привести ситуацию с походом в зоопарк. Проблема в том, что ребенок не хочет ложиться спать, хотя для осуществления планов завтра нужно встать пораньше. Какие вопросы можно ему задать?

  1. Для начала напомнить о поездке.
  2. Мы сможем попасть в зоопарк только до обеда. Успеем?
  3. Что нужно, чтобы успеть?
  4. Что нужно сделать сегодня, чтобы завтра мы смогли встать вовремя?
  5. Если нам нужно проснуться в 7 часов, во сколько сегодня лучше лечь спать?
  6. Уже поздно. Будем ложиться или отменим поездку?

Отвечая на эти простые вопросы, ребенок поймет, что и как ему нужно делать. Главное, не приказывать и угрожать, а рассуждать, приводить доводы.

Правильный график уверенности в своих знаниях

Этот график показывает зависимость уверенности от собственных знаний. Он похож на график из эффекта Даннинга-Крюгера, но будут и отличия.

Предположим, что уверенность в знаниях равна отношению объема собственных знаний к объему знаний второго круга (К1/К2). Оба параметра изменяются со временем.

Линии на графике:

  • Синяя линия показывает уверенность в собственном знании.
  • Красная линия показывает размер второго круга знаний.
  • Зеленая линия показывает разность между объемом знаний второго круга и объема собственных знаний (К2-К1). Посмотреть на таблицу с данными и графиком можно тут.

Как тренировать метод Сократа

Обучение сократической беседе не займет много времени. В этом процессе важно выделить и придерживаться ряда простых правил.

Продумайте логику

Ваша основная задача — донести до собеседника важную мысль. Но иногда бывает так, что вы сами до конца ее не понимаете. Для того, чтобы исправить ситуацию, запишите ее на бумаге. После обозначьте самое главное. По возможности проиллюстрируйте то, что хотите сказать. Это оживит вашу мысль, сделает ее более яркой.

Сформулируйте тезисы

Переведите слова в вопросы, на которые собеседник сможет ответить словом «да». Подумайте, помогут ли они ему увидеть правильное направление? Сможет ли он ответить утвердительно?

С чего начать диалог

Если собеседник не настроен на разговор, вряд ли ваши попытки что-то ему доказать увенчаются успехом. Поэтому попробуйте заинтересовать с первых слов. Сделайте так, чтобы человек захотел выслушать.

Возьмите инициативу в свои руки

Не нужно ждать, пока собеседник начнет что-то говорить, возражать вам. Задавайте подготовленные вопросы. Чтобы не замешкаться, тренируйтесь в этом деле. Несколько раз в день проговаривайте вопросы, на которые собеседник в любом случае ответит утвердительно.

Проблемы и недостатки [ править ]

Такие ученые, как Питер Богосян, предполагают, что, хотя этот метод улучшает творческое и критическое мышление, у него есть обратная сторона. Он утверждает, что учителя, использующие этот метод, ждут, пока ученики совершат ошибки, тем самым вызывая в классе своего рода негативные чувства, подвергая ученика возможным насмешкам и унижениям. [23]

Некоторые опровергли эту мысль, заявив, что унижение и насмешки вызваны не методом, а недостатком знаний ученика. Богосян отмечает, что, хотя вопросы могут вызывать недоумение, они изначально не предназначены для этого, на самом деле такие вопросы провоцируют студентов, и им можно противостоять, используя контрпримеры. [24]

Признание

Сократ был тем, кто верит в то, что говорит, тем самым, привлекая все больше последователей.

Он мог быть порой излишне прямолинеен и резок в своих высказываниях. Публично осуждал сограждан за их пороки. Разумеется такое поведение способствовало появлению врагов.

Одним из оскорбленных оказался богатый и влиятельный демократ Анит. Уязвленное самолюбие сподвигло его на месть. Он обратился в суд с жалобой. Сократу предъявили обвинение в “развращении юношества и отрицании государственной религии”.

Сократ мужественно предстал перед судом. Великолепная речь философа воспроизведена в первом философском труде Платона “Апология Сократа” (“Защита Сократа”). Однако судьи были непоколебимы. Лишь добавил он масла в огонь, горько пошутив: “По заслугам моим я бы себе назначил вместо всякого наказания обед в Пританее” (Там устраивались роскошные застолья в честь особо значимых граждан).

Рассвирепевшие судьи предложили на выбор: смерть от яда или изгнание. Он посчитал, что сбежав, предаст все свои идеалы. Поэтому выбрал смерть. В день казни Сократ без промедлений осушил чашу с цикутой — смертельным ядом.

Вскоре жители Афин осознали свою ошибку и раскаялись в содеянном. Был объявлен траур, оклеветавших Сократа казнили. Афиняне хотели искупить вину, они воздвигли бронзовую статую в честь погибшего философа.

Это послужило хорошим уроком грекам. Они стали лояльнее относится к мыслителям.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]