Понятие синкретизма в психологии: что оно означает и для чего используется

Ассимиляция двух или более изначально отдельных религиозных традиций

О лингвистическом термине см. Синкретизм (лингвистика).

Эта статья нужны дополнительные цитаты для проверка

. Пожалуйста помоги улучшить эту статью к добавление цитат в надежные источники. Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален.
Найдите источники:
«Синкретизм» – Новости
·
газеты
·
книги
·
ученый
·
JSTOR
(Июль 2015 г.)(Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения)

Гаутама Будда в Греко-буддийский стиль, 1-2 века н.э., Гандхара (современный восточный Афганистан).
Синкретизм

/ˈsɪŋkрəтɪzəm/ это сочетание разных верований, смешивание практик различных школы мысли. Синкретизм предполагает слияние или ассимиляцию нескольких изначально отдельных традиции, особенно в богословие и мифология из религия, тем самым утверждая основополагающее единство и позволяя включающий подход к другим конфессиям. Синкретизм также часто встречается в выражениях искусства и культуры (известных как эклектизм) а также политика (синкретическая политика).

Номенклатура

Английское слово впервые засвидетельствовано в начале 17 века,[1] из Современная латынь синкретизм

, опираясь на Греческий συγκρητισμός (
синкретизм
), что якобы означает «критская федерация», но это ложная этимология из наивной идеи в Плутархэссе I века нашей эры «Братская любовь (Пери Филадельфия)» в его коллекции
Мораль
(2.490b). Он приводит в пример Критяне, которые пошли на компромисс и примирили свои разногласия и объединились в союз, столкнувшись с внешними опасностями. «И это их так называемый
Синкретизм
[Союз критян] «. Скорее этимологией является солнце- (» с «) плюс кераннуми (» смесь «) и родственное ему существительное» красис «,» смесь «.

Эразмус вероятно, придумал современное употребление латинского слова в своей Адагия

(«Пословицы»), опубликованные зимой 1517–1518 гг., Чтобы обозначить связность несогласные несмотря на различия в богословских взглядах. В письме к Меланхтон от 22 апреля 1519 г. Эразм специально привел критян Плутарха в качестве примера своей пословицы «Конкорд — могучий вал».

Признаки синкретизма

Основные характеристики и признаки синкретизма в мышлении ребенка заключаются в следующем:

  • Суждения ребенка о предмете сводятся к его внешнему восприятию.

Полученное впечатление относится к связям этого объекта и выступает в качестве его характеристик.

  • Психические функции ребенка действуют нераздельно.

В умозаключении ребенка участвуют восприятие, впечатление и память в одной неразрывной схеме. Для более наглядного примера стоит вспомнить эксперимент, который проводили психологи на тему синкретизма.


Giphy

Детям предлагалось взглянуть на макет природы с запоминающимся ландшафтом, после чего им предлагалось выбрать изображение этого ландшафта из нескольких фотокарточек, которая бы полностью соответствовала виду, открывающемуся перед ним. Но, когда его просили найти фотокарточку природы, которую видел другой ребенок, который сидел напротив него, он однозначно выбирал «свой» снимок.

  • Неспособность к логическим рассуждениям, которые базируются на истинном знании.

Данная характеристика подтверждает, что в мыслительных операциях ребенок пока еще опирается на внешнее впечатление о ситуации или предмете, так как не способен увязать в одну схему все действительные связи.

Так или иначе, синкретизм является неотъемлемой частью в интеллектуальном развитии ребенка, и проходит данная психическая функция неоднократную трансформацию на всем пути развития ребенка, вплоть до подросткового возраста.

Социальные и политические роли

Использование кронштейнов колонн в форме слона в зданиях Лахор Форт отражает Индуистские влияния по архитектуре Великих Моголов во время правления Акбар. Ислам запрещает представление живых фигур.
Явный синкретизм в народных верованиях может свидетельствовать о культурном принятии чуждой или предыдущей традиции, но «другой» культ может выжить или проникнуть без разрешения синкрезис

. Например, некоторые конверсос разработал своего рода культ для мучеников-жертв испанская инквизиция, включая элементы католицизм сопротивляясь ему.

В Кушите цари, правившие Верхним Египтом приблизительно столетие и всем Египтом приблизительно 57 лет, с 721 по 664 год до нашей эры, составляя Двадцать пятая династия в Манефона Aegyptiaca

, разработали синкретическое поклонение, идентифицирующее своего собственного бога Дедун с египтянином Осирис. Они поддерживали это поклонение даже после того, как были изгнаны из Египта. Храм, посвященный этому синкретическому богу, построенный Кушитский правитель Атланерса, был обнаружен на Джебель Баркал.[2][3]

Синкретизм был обычным явлением в Эллинистический период, когда правители регулярно отождествляли местных божеств в различных частях своих владений с соответствующим богом или богиней Греческий пантеон как средство увеличения сплоченности своего королевства. Эта практика была принята в большинстве мест, но категорически отвергнута Евреи, которые считали идентификацию Яхве с греческим Зевс как худшее из богохульства. В Римская империя продолжили практику, сначала отождествив традиционные римские божества с греческими, создав единую Греко-римский пантеон, а затем отождествление членов этого пантеона с местными божествами различных римских провинций. Якобы необъявленной формой синкретизма была передача многих атрибутов богини Исида, поклонение которым было широко распространено в Поздняя Римская империя, христианину Дева Мария. Некоторые религиозные движения придерживаются явного синкретизма, например, объединение синтоистских верований с буддизмом или предполагаемое слияние германского и кельтского языческие взгляды в христианство во время его распространения в Галлии, Ирландии, Великобритании, Германии и Скандинавии. В более поздние времена христианские миссионеры в Северная Америка идентифицированный Маниту, духовная и фундаментальная жизненная сила в традиционных верованиях Алгонкинские группы, с Бог христианства. Подобные отождествления делались миссионерами из других мест в Америке и Африке всякий раз, когда они сталкивались с местной верой в Верховного Бога или Верховного Духа.

Индийские влияния видны в практике Шиитский ислам в Тринидад. Другие решительно отвергли это как обесценивающее и ставящее под угрозу драгоценные и подлинные различия; примеры включают пост-Изгнание Иудаизм Второго Храма, ислам, и большая часть Протестантский Христианство.[требуется дальнейшее объяснение

][
нужна цитата
]

Синкретизм имеет тенденцию способствовать сосуществованию и единству между разными культурами и мировоззрениями (межкультурная компетенция), фактор, который рекомендовал его правителям многонационального царства. И наоборот, отказ от синкретизма, обычно во имя «благочестие» и «православие», может помочь вызвать, поддержать или подтвердить чувство бескомпромиссности культурное единство в четко определенном меньшинстве или большинстве.

Интеллектуальное развитие и синкретизм

Интеллектуальное развитие человека проходит разные этапы в том или ином возрастном периоде. Сравнивать интеллект ребенка и взрослого человека бессмысленно, так как очевидно, что в детском возрасте еще не сформированы все мыслительные процессы, и функции логики не освоены.

Родителям необходимо знать, что на каждом возрастном этапе у ребенка формируется тот или иной психологический познавательный процесс, и идет активное применение новых возможностей и способностей в реальной жизни.

Психологи и педагоги называют этот период сенситивным – то есть оптимально адаптированным для развития той или иной психологической функции. В качестве примера можно рассмотреть следующие ситуации:

  • Речь у ребенка развивается в возрасте от 1 года до 3 лет.

Иными словами, всем понятно, что именно в этом возрасте у человека идет формирование речевого аппарата.

  • В возврате от 4 до 6 лет у ребенка идеальный период для развития произвольной памяти.


Фото автора cottonbro: Pexels
Конечно, многие эти процессы проходят незаметно для родителей, но если в этот период оказать помощь и поддержку для развития этой функции, то следующие этапы формирования памяти будут более успешными и эффективными.

  • От 3 и до 7 лет у ребенка формируется самосознание.

Большинство мам и пап наслышаны о кризисах 3 и 7 лет, так как именно в этом возрасте можно услышать: «Я сам», «Я сделаю по-своему» и т.д. Упрямство в этом возрасте ярко выражено, так как ребенок начинает себя отделять от окружающих и пытается найти собственные границы.

Этапы развития мышления у ребенка постоянно находятся в переходах от одного вида мышления к другому, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, и в итоге к словесному мышлению.

Данная тема сенситивного периода затронута неспроста: родителям стоит знать, что синкретизм имеет место быть в возрасте от раннего возраста до подросткового. В данном случае точный возраст нет смысла указывать, так как у каждого человека развитие психических функций может проходить в определенном возрастном промежутке.

Пока мышление у ребенка имеет форму наглядно-образного, то синкретизм будет проявляться в полной мере, так как иначе его мыслительные процессы не способны обрабатывать информацию.

У ребенка, собственно, как и у взрослого, есть свои определенные схемы действий, именно они позволяют человеку решать поставленные перед ним задачи. Стоит понимать, что схема действия у младенца и ребенка уже 3 лет значительно отличаются, а значит и мышление обрело уже новые функции.


Фото автора Artem Podrez: Pexels

Пока у ребенка активно будет развиваться познание, он будет проводить с предметами различные манипуляции и устанавливать простейшие связи, будет присутствовать в мышлении синкретизм.

Религиозный синкретизм

Основная статья: Религиозный синкретизм

Дальнейшая информация: Эллинистическая религия, Эллинистический иудаизм, Христианские влияния в исламе, и Иранские религии § Средневековый период

Дальнейшая информация: Новые религиозные движения

Религиозный синкретизм — это смешение двух или более религиозных системы убеждений в новую систему или включение в религиозную традицию верований из несвязанных традиций. Это может происходить по многим причинам, и последний сценарий довольно часто случается в областях, где несколько религиозных традиций существуют в непосредственной близости и активно действуют в культуре, или когда культура завоевана, и завоеватели приносят с собой свои религиозные убеждения, но не преуспеть в полном искоренении старых верований или (особенно) практик.

Религии могут иметь синкретические элементы в своих верованиях или истории, но приверженцы так называемых систем часто не одобряют применение этого ярлыка, особенно приверженцы, принадлежащие к «откровенным» религиозным системам, таким как Авраамические религии, или любая система, которая демонстрирует эксклюзивист подход. Такие приверженцы иногда видят в синкретизме предательство своей чистой истины. По этой причине добавление несовместимого убеждения искажает исходную религию, делая ее неверной. В самом деле, критики синкретической тенденции могут использовать это слово или его варианты как уничижительный эпитет, как обвинение, подразумевающее, что те, кто стремится включить новый взгляд, убеждение или практику в религиозную систему, извращают первоначальную веру. С другой стороны, неэксклюзивистские системы верований могут чувствовать себя вполне свободными при включении других традиций в свои собственные. Кейт Фердинандо отмечает, что термин «синкретизм» неуловим,[4] и может относиться к замене или модификации центральных элементов религии верованиями или практиками, привнесенными откуда-либо. Последствия такого определения, по словам Фердинандо, могут привести к фатальному «компромиссу» «целостности» исходной религии.[5]

В современном светский В обществе религиозные новаторы иногда синкретически конструируют новые веры или ключевые постулаты с дополнительной выгодой или целью уменьшения межрелигиозной розни. Такие главы часто имеют побочный эффект, вызывая зависть и подозрение у властей и ярых приверженцев ранее существовавшей религии. Такие религии, как правило, привлекают широкую и разнообразную аудиторию. Иногда государство спонсировало такие новые движения, как Живая Церковь основан в Советская Россия и Немецкая евангелическая церковь в нацистская Германия, главным образом, чтобы остановить все внешние влияния.

Бог Германубис, пример синкретизма между Древнегреческая религия и Древнеегипетская религия

Синкретизм в философии

Многие философы в разные времена выделяли понятие, как теорию, которая позволяет объединять несколько течений и понятий, но при этом не совмещает их в одно целое. Точнее говоря, между несколькими понятиями философии может быть выделена система, в которой каждое предположение или гипотеза займёт своё законное место в виде списка или классификации. Именно этим синкретизм отличается от эклектики, хотя многие считают, что это одинаковые понятия. Эклектизм в основном не только создаёт систему, но и соединяет в единое целое несколько течений философии.

В отличие от эклектизма, синкретизм позволяет соединить теории в одну систему, но не связывать их, потому что в этом нет необходимости. Именно неоднородность начал позволяет рассматривать каждую из тем отдельно, даже когда они находятся в одной системе.

Первое яркое проявление этого явления можно увидеть ещё в александрийской философии. В основном это касается Филона Иудейского и других ярких философов того времени, которые пытались связать в единую систему восточное и греческое направление философии. Такой же идеи придерживались и сторонники гностицизма.

В это время наблюдаются исследования в области религиозного течения, а точнее, говоря, объединение научных и религиозных познаний, к которым относятся мистические, спиритуалистические, оккультные и прочие направления. Объединение многих религиозных и научных течений в одну систему, позволило появиться сотне новых эзотерических движений в религии.

В некоторых религиях и философских течениях синкретизм используется как принцип, которые определяет отношение человека к природе или окружающему миру. Самое интересное, что этот принцип исключает различие в мире или какую-то логику в разделении природы и окружающей среды на добро и зло. Это может показаться странным, но именно из-за этого во многих религиях существуют верования о явлениях-оборотнях. То есть зло может оказаться добром, камень — тотемом, в то время как медведь — родной брат.

Окружающую среду можно понимать в таком ключе, только если мыслить по инверсивной логике и свято верить толкованиям, некоторых религий.

Философское мышление позволяет людям полагать, что некоторые объекты или детали окружающего мира могут быть чем-то другим. Именно такое мышление и позволяет человеку оставаться разумным. Фактически человек каждый день меняет принцип явлений, с которыми встречается в зависимости от набранного опыта, культуры или компонентов окружающего мира. В простом языке такое свойство называется переосмысление, но в философии это синкретизм, который заставляет объединять несколько значений в одну систему и тем самым менять понятие определённого явления.

Синкретизм является характеристикой для объединения с окружающей средой, социальной, культурной и философской жизнью для человека. Без этого может наступить состояние дискомфорта, когда, кажется что заняться нечем, нет тонуса, желания и стремления к дальнейшей жизни. Психологии рассматривают такое состояние, как апатию, но с ней вполне можно бороться.

Религиозный синкретизм

Течение синкретизма в философии сильно отличается от религиозного. В религии происходит смешение разнообразных верований с любого уголка мира. В итоге можно получить культурное вероучение, которое спокойно войдёт в окружающий мир человека. Одна из таких религий, которая была создана с помощью этого значения это синтоизм.

Фактически синтоизм является звеном, которое соединяет не только нормы и правила из разных религиозных учений, но и добавляет характеристики антропологического и космологического характера.

Стоит отметить, что синкретизм в религии является одной из самых обсуждаемых тем. Для этого есть два повода.

  1. Споры о синкретизме в религии не утихают в первую очередь из-за того, что во всех вероучениях находятся правила и законы из других религий. Это порождает множество споров, которые связаны с поиском первой и основной религии.
  2. Вторая причина спора — это «двоеверие». Можно ли считать религию, построенную из двух вероучений верной или это простое синонимическое понятие.

Культуры и общества

Основная статья: Моральный синкретизм

По мнению некоторых авторов, «синкретизм часто используется для описания продукта крупномасштабного навязывания одной чуждой культуры, религии или совокупности практик другой уже существующей».[6] Другие, такие как Джерри Х. Бентли, однако, утверждали, что синкретизм также помог создать культурный компромисс. Это дает возможность соприкоснуться с верованиями, ценностями и обычаями одной культурной традиции и задействовать различные культурные традиции. Такое перемещение идей обычно бывает успешным только тогда, когда существует резонанс между обеими традициями. Хотя, как утверждает Бентли, существуют многочисленные случаи, когда обширные традиции завоевывали поддержку народа в зарубежных странах, но это не всегда так.[7]

Могольская Империя

В 16 веке появилась новая религия, названная Дин-и Илахи (буквально «Религия Бога»)[8][9] был предложен Император Великих Моголов Акбар в 1582 году н.э., намереваясь объединить некоторые элементы религий своей империи и тем самым примирить различия, разделявшие его подданных.[10] Элементы в основном были взяты из ислам и индуизм, но некоторые другие также были взяты из христианство, Джайнизм, и Зороастризм.

Акбар Великий держит суд, обсуждая теологию.

Больше похоже на культ личности чем религия, в ней не было священных писаний, священнической иерархии и было менее 20 учеников, и все они были отобраны самим Акбаром. Также принято, что политика суль-и-куль

, которые составляли сущность Дин-и Илахи, были приняты Акбаром как часть общей имперской административной политики.
Сулх-и-Куль
означает «всеобщий мир».[11][12]

В эпоху Просвещения

Современные, рациональные не уничижительные коннотации синкретизма, возможно, восходят к Дени Дидрос Энциклопедия

статьи:
Эклектизм
и
Syncrétistes, Hénotiques, ou Conciliateurs.
Дидро изображал синкретизм как согласование эклектических источников. Научные или юридические подходы к рассмотрению всех претензий критическое мышление вызвали в это время много литературы в Европе и Америке, изучающей неевропейские религии, такие как Эдвард Мур.
Индуистский пантеон
1810 г.,[13] большая часть из них была почти евангелистской благодарностью, охватывая духовность и создавая пространство и терпимость, в частности отмена религии (или его более сильная форма, официальная секуляризация, как во Франции), посредством которой верующие спиритизм, агностицизм, атеисты и во многих случаях более новаторские или доаврахимические религии могли бы продвигать и распространять свою систему верований как в семье, так и за ее пределами.

Основная черта синкретизма

Основной чертой этой психологической функции является её субъективность. Ребенок порой дает невероятные и смешные для взрослых людей умозаключения, которые всегда исходят исключительно из его собственной точки зрения.

Теряет свои силы данная функция лишь в процессе мыслительного перехода от субъективности к объективности. Так, например, ребенок имеет представление о том, что большие предметы и вещи тяжелые, а маленькие наоборот легкие. Маленький камушек в руках, кажется ребенку очень легким, но бросая его в воду, он тонет, так как для воды он тяжелый.

Объяснить объективность данного явления ребенку раннего и дошкольного возраста практически невозможно. Он, конечно, может усвоить это на конкретном примере и запомнит его, возможно с интересом будет повторять и делиться своими впечатлениями, но понять, что есть определенная закономерность, связь и истинное значение данного процесса он не сможет. Точно так же, как и не сможет применить данное знание на примере других вещей и предметов.


Фото автора Liliana Drew: Pexels

Примечания

  1. В Оксфордский словарь английского языка
    первым подтверждает слово
    синкретизм
    на английском языке в 1618 году.
  2. Кендалл и Ахмед Мохамед 2016, стр. 34 и 94. Ошибка sfn: нет цели: CITEREFKendallAhmed_Mohamed2016 (помощь)
  3. Торок 2002, п. 158. ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFTörök2002 (помощь)
  4. Фердинандо, К. (1995). «Болезнь и синкретизм в африканском контексте» (PDF). В Энтони Биллингтоне; Тони Лейн; Макс Тернер (ред.). Миссия и значение: очерки, представленные Питеру Коттереллу
    . Патерностер Пресс. ISBN 978-0853646761 .
  5. Фердинандо, Кит (1995). «Болезнь и синкретизм в африканском контексте». В Биллингтоне, Энтони; Тернер, Макс (ред.). Миссия и значение: очерки, представленные Питеру Коттереллу
    (PDF). Патерностер Пресс. п. 272. ISBN 978-0853646761 . Получено 2018-06-30. Христианская вера неизбежно ассимилируется в рамках существующих структур мысли ее приверженцев, независимо от их культуры. Тем не менее, есть моменты, в которых мировоззрение любого народа оказывается несовместимым с центральными элементами Евангелия; если обращение в христианство будет чем-то большим, чем чисто номинальным, оно обязательно повлечет за собой существенное изменение традиционного мировоззрения в таких случаях. Там, где этого не происходит, это христианская вера, которая видоизменяется и, таким образом, релятивизируется мировоззрением, и следствием этого является синкретизм. […] Термин «синкретизм» […] здесь используется для замены или модификации центральных элементов христианства верованиями или практиками, привнесенными из других источников. Последствием такого процесса является фатальная угроза его целостности.
  6. Питер Дж. Клаус и Маргарет А. Миллс, Фольклор Южной Азии: Энциклопедия
    : (Garland Publishing, Inc., 2003).
  7. Джерри Бентли, Встречи в Старом Свете: межкультурные контакты и обмены в до-современную эпоху
    (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1993), viii.
  8. Дин-и Илахи — онлайн-энциклопедия Britannica[требуется проверка
    ]
  9. Рой Чоудхури, Махан Лал (1997) [Впервые опубликовано в 1941 году], Дин-и-Илахи, или религия Акбара
    (4-е изд.), Нью-Дели: Oriental Reprint, ISBN 978-81-215-0777-6 [
    требуется проверка
    ]
  10. Рой Чоудхури, Махан Лал (1997) [Впервые опубликовано в 1941 году], Дин-и-Илахи, или религия Акбара
    (4-е изд.), Нью-Дели: Oriental Reprint, ISBN 978-81-215-0777-6 [
    требуется проверка
    ]
  11. «Почему стоит поменьше включать историю Великих Моголов в школьные учебники».[требуется проверка
    ]
  12. «Обретение терпимости в Акбаре, Короле-Философе».[требуется проверка
    ]
  13. Блартон, Т. Ричард. Индуистское искусство
    . Издательство Гарвардского университета. п. 94.

Что такое синкретизм


Фото автора Artem Podrez: Pexels
Синкретизм – это психическая функция мышления ребенка, которая появляется в обобщенной связи предметов и объектов без общих признаков и оснований. Наверняка родители могли наблюдать, как их ребенок размышлял над тем или иным вопросом, и его суждения базировались лишь на тех знаниях, которыми он в силу возраста обладал.

На самом деле, в раннем возрасте, а именно в дошкольном и младшем школьном возрасте, ребенку еще не подвластны некоторые мыслительные операции, и он пользуется тем, что уже освоено. Синкретизм проявляется, как раз неким промежуточным моментом в процессе формирования и развития интеллекта.

дальнейшее чтение

  • «Синкретизм». Британская энциклопедия
    .
    26
    (11-е изд.). 1911 г.
  • Ассманн, Ян (1997). Моисей египтянин: память о Египте в западном монотеизме
    . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-58738-0 .
  • Ассманн, Ян (2008). «Переводные боги: религия как фактор культурной (не) переводимости». In de Vries, Hent (ред.). Религия: за гранью концепции
    . Издательство Фордхэмского университета. ISBN 978-0823227242 .
  • Хаджи Мухамедович, Safet (2018) В ожидании Илии: время и встреча в боснийском пейзаже
    . Нью-Йорк и Оксфорд: Berghahn Books.
  • Хаджи Мухамедович, Safet (2018) «Синкретический мусор: от общих боснийских святых до зала суда МТБЮ». В: А. Ванд (ред.) Политика традиций, перформанса и идентичности на европейских фестивалях
    (специальный выпуск
    Этноскрипты
    20:1).
  • Коттер, Джон (1990). Нью Эйдж и синкретизм в мире и в церкви
    . Лонг-Прери, Миннесота: Neumann Press. 38 п.
    N.B
    И .: Подход к вопросу с консервативной римско-католической позиции. ISBN 0-911845-20-8
  • Пакканен, Петра (1996). Интерпретация ранней эллинистической религии: исследование, основанное на таинственном культе Деметры и культе Исиды
    . Основание Финского института в Афинах. ISBN 978-951-95295-4-7 .
  • Смит, Марк С. (2010) [2008]. Бог в переводе: божества в межкультурном дискурсе библейского мира
    . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6433-8 .

Эгоцентризм и синкретизм

Оба эти понятия можно смело назвать общими характеристиками детского мышления. Ребенок находится в особой позиции, когда все его умозаключения и собственно мыслительный процесс строится исключительно с его точки зрения, которая является единственной и абсолютной.

Синкретичное мышление ребенка как раз характеризуется тем, что все его представления базируются на субъективных схемах действий. А значит, пока еще мышление лишено логики, способности анализировать и синтезировать объективные связи вещей и предметов.

Пока эгоцентризм проявляется в полной мере, у ребенка нет способности прибегать к объективным связям объектов, его мышление будет работать исключительно на его субъективных схемах действий. Эгоцентричность в мышлении и практической деятельности сохранятся до 7-8 лет.

Постепенно ребенок приобретает способность отбирать и анализировать синкретические связи, которые позволят понимать и принимать истинность суждения. Только в подростковом возрасте ребенок приобретает свободу мышления и отказывается от привязанности к объектам, он начинает строить свои суждения, опираясь на гипотезы.

Синкретизм (искусство)

У этого термина существуют и другие значения, см. Синкретизм.
Синкрети́зм (лат. syncretismus — соединение обществ) — понятие в искусствоведении, используемое при описании сочетания или слияния «несопоставимых» образов мышления и взглядов, образующее условное единство. Помимо общей области искусства термин используется и применительно к исторически развития музыки, танца, драмы и поэзии. Литературовед А. Н. Веселовский определял синкретизм как «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова».

Понятие «синкретизм» было выдвинуто в науке середины XIX века, в противоположность абстрактно-теоретическим решениям проблемы происхождения поэтических родов (лирики, эпоса и драмы), якобы предполагающим их последовательное возникновения.

Теории синкретизма отвергает как представления Гегеля о последовательности «эпос — лирика — драма», так и предположений, по которым изначальной формой считалась лирика. К середине второй половины XIX века идея синкретизма рассматривается целым рядом авторов и окончательно формулируется Вильгельмом Шерером, который при этом все же ограниченно применяет ее к поэзии.

А. Н. Веселовский, один из сторонников теории поставил перед собой задачу полного изучения характерных явлений синкретизма и определения вариантов разграничения поэтических родов. В своих трудах (преимущественно в «Трёх главах из исторической поэтики») он выразил свое понимание теории синкретизма, основанное на значительном фактическом материале. Г. В. Плеханов так же разрабатывал теорию синкретизма в аспекте первобытного искусства, опираясь при этом на работу Карла Бюхера «Работа и ритм», полемизируя при этом по отдельным вопросам с автором этого исследования.

Академик Н. Я. Марра, основоположник яфетической теории, рассмотрел синкретизм под иным углом. Указав на язык движений и жестов как древнейшую форму человеческой речи, Марр выдвигает предположение о связи происхождения звуковой речи и зарождения трёх искусств — пляски, пения и музыки, — с магическими действиями. Также он указывал, что синкретизм включал в себя и слово («эпос»). С позиции Марра синкретизм теряет эстетическую ориентированность, и связывается с определёнными периодами в развитии человеческого общества, форм производства и первобытного мышления.

Синкретизм сегодня

Для современного искусства характерна тенденция к синтезу, объединению различных видов искусств, а также появление на этой основе качественно нового продукта. В театральных постановках вокальные партии чередуются с речитативами, сценические действия компонуются с демонстрацией видеороликов, на выставках демонстрируются инсталляции. Танцевальным движениям вновь придаётся магический смысл, а сам танец представляют собой театральное действо.

Синкретичными по своей природе являются телевидение и реклама. Современный синкретизм – это стирание границ между высоким искусством и повседневной жизнью, автором и потребителем, исполнителем на сцене и зрителями в зале.

Вероятно, стремление человека к интеграции обусловлено осознанием себя членом некоей общности, представителем рода. Также в условиях постиндустриального общества синкретизм в искусстве обусловлен необходимостью осмысливать новую реальность (экономические и политические кризисы, распространение информационных технологий, изменение взглядов на человека, общество) и приспосабливаться к ней.

§ 5. Синкретизм

Синкретизм связан почти с каждым из явлений, о которых мы только что говорили. Сначала, как уже было сказано, он представляется противоположностью, но является и дополнением соположения (соединительной конструкции). Действительно, если детское восприятие рассматривает предметы в их непосредственном и фрагментарном виде, причем они не соединены никакими объективными отношениями друг с другом, и если эти предметы в языке и рисунке просто расположены один около другого, вместо того чтобы быть в зависимости подчинения (быть иерархизированными), то это может быть потому, что эти предметы, прежде чем быть раздробленными в силу речевой (дискурсивной или графической) необходимости, находились в слишком тесной связи, слишком были смешаны в схемах целого и слишком взаимно проникали друг в друга, чтобы быть безнаказанно разъединенными. Если связь предметов, данная первичным восприятием, оказала такое слабое сопротивление дроблению, вызванному потребностями речи или рисунка, то, вероятно, потому, что она была утрированной, а стало быть, субъективной.

Но сказать, что мысль ребенка синкретична, — это как раз и значит, что детские представления появляются в форме глобальных схем и схем субъективных, то есть не отвечающих аналогиям или причинным связям, которые все могут проверить. Итак, если мышление ребенка не обладает ни логикой отношений, ни способностью к синтезу, которая позволила бы понимать предметы как связанные объективно между собой, то, возможно, потому, что мышление это синкретично: и вправду, для ребенка все зависит от всего, все доказывается благодаря непредвиденным сближениям и связям, но мы не подозреваем богатства этих связей именно потому, что этот синкретизм не знает средств выражения, которые только могли бы сделать его доступными для других.

Это последнее замечание ведет к предположению, что синкретизм не только связан с соположением, но и является также прямым результатом детского эгоцентризма. Эгоцентрическая мысль тем самым синкретична. Думать эгоцентрически и значит, с одной стороны, что думающий не приноравливается к речам и к точке зрения других, а сводит все к себе, с другой же стороны, что он всегда принимает свое непосредственное восприятие за абсолютное, как раз постольку, поскольку он не приспособляется к восприятиям других. В приведенных двух аспектах эгоцентрическая тенденция ведет к тому же результату: к пренебрежению объективными связями в пользу связей субъективных, к приписыванию произвольных схем вещам, к постоянной ассимиляции новых опытов старыми схемами, — короче, к тому, что приспособление к внешнему миру заменяется его ассимиляцией собственным «Я». Синкретизм и есть выражение этой постоянной ассимиляции всего субъективными схемами и глобальными схемами, которые потому и глобальны, что не адаптированы.

Синкретизм пронизывает, таким образом, всю мысль ребенка. Клапаред подчеркнул это, говоря о восприятии. Кузине описал под именем «непосредственной аналогии» процесс, при котором детские представления сразу же, без размышления, отождествляют новые предметы со старыми схемами, потом также и мы нашли в понимании и в рассуждении ребенка от 7 до 8 лет и в понимании вербальной мысли между 8 и 11—12 годами общую тенденцию к синкретизму. С одной стороны, детское понимание повинуется процессу, в котором нет ничего аналитического: услышанная фраза не пересказывается в отчетливых выражениях, а родит смутную и не поддающуюся делению схему целого. С другой стороны, ребенок не рассуждает с помощью очевидных выводов, но проецирует эти схемы понимания одну на другую, сплавливает их по законам «конденсации», образовав их столько же, а часто и больше, чем по законам логики.

Напомним в двух словах, каким представляется синкретизм до 7—8 лет, а потом — каким он становится в вербальной плоскости между 7—8 и 11—12 годами. До 7—8 лет синкретизм связан, можно сказать, почти со всеми представлениями и почти со всеми суждениями: два явления, воспринятые одновременно, сразу же включаются в схему, которую представление больше не дробит и которую суждение призывает на помощь, как только ставится какая-нибудь задача по поводу того или другого из этих явлений. Так, когда задают детям 5—6 лет вопрос: «Почему Луна (или почему Солнце) не падает?», то ответ часто ограничивается ссылкой на другие признаки луны и солнца, потому что таких признаков, воспринятых вместе с признаком, подлежащим объяснению, достаточно для ребенка, чтобы объяснить этот последний. Подобные ответы были бы бессмысленны, если бы они как раз не свидетельствовали о взаимной связи черт, воспринятых вместе, — связи, гораздо более сильной, чем в несинкретическом уме. Вот примеры: Солнце не падает, «потому что жарко. Оно держится.

— Как? —
Потому что оно желтое
» (Лео, 6 л.); «А Луна? Как она держится? —
То же самое, как Солнце, потому, что оно лежит в небе
» (Лео); «
Потому что это очень высоко, потому что нет
[больше нет]
Солнца, потому что это очень высоко
» (Беа, 5 л.) и т. д. Или когда в присутствии ребенка кладут камешек в стакан, чтобы поднялся уровень воды, и спрашивают, почему вода поднялась, случается часто, что ребенок вместо объяснения довольствуется простым описанием явления, но это описание для него имеет цену объяснения именно в силу синкретизма. Для Тора (7 л. 6 м.) вода поднимается потому, что камешек тяжел. Если это кусок дерева, то вода поднимается потому, что дерево легко, и т. п. Анализ этих ответов, впрочем, показал, что для ребенка понятие о весе было гораздо более динамической идеей, чем для нас; но не это нас интересует здесь: замечательно, что два противоречивых довода могут быть приведены одним и тем же субъектом. Эти факты зависят или от «чего-нибудь-чества» («n’importequisme»), о котором говорили Бине и Симон (но это объяснение не подходит к тем случаям, когда ребенок интересуется опытом, в котором сам принимает участие), или от того, что для ребенка описание имеет объяснительную цену, большую, чем для нас, ибо признаки, связанные в первичном наблюдении, представляются ребенку соединенными между собой причинными отношениями. Эта-то непосредственная связь и есть синкретизм.

Короче, во всех этих случаях — а они бесчисленны — линия, описываемая синкретизмом, представляется такой: сначала два предмета появляются одновременно в детском восприятии или два признака даны вместе в одном представлении. Отсюда ребенок их воспринимает или их понимает как нечто связанное, или лучше — спаянное, в одной схеме. Наконец, эта схема получает значение взаимной связи: когда выделяют один из признаков целого и спрашивают ребенка о причинах проявления этого признака, то он просто указывает на существование других признаков, что служит ему объяснением или доказательством

.

Эта легкость связывать все со всем, или, выражаясь точнее, эта трудность выделять элементы схем целого, созданных детским восприятием и пониманием, встречается после 7—8 лет в плоскости вербальной мысли. После этого возраста восприятие становится более аналитичным, начинает появляться в детском уме причинное объяснение, бывшее до тех пор предпричинным (см. § 8); кратко говоря, синкретизм уменьшается в представлениях мира внешнего. Напротив, в вербальной плоскости, где ребенок приучается рассуждать все больше и больше, по мере того как увеличивается обмен мыслями между детьми и между детьми и взрослыми, эти трудности остаются и даже появляются в новых формах. А именно: фразы и утверждения, услышанные из уст других, дают повод ко множеству случаев обнаруживания вербального синкретизма, обязанных своим происхождением, как и раньше, неспособности к анализу и сопутствующей ей тенденции связывать все со всем.

Мы уже опубликовали некоторые факты синкретизма в детских рассуждениях118, которые ясно показывают трудность для ребенка изолировать элементы схемы. Вот, например, тест Берта, который вызывает неодолимые трудности: «Если у меня больше франка, я поеду в автомобиле или поездом. Если будет идти дождь, я поеду поездом или автобусом. Так вот: идет дождь и у меня 10 франков. Как я отправлюсь, по-вашему?» Ребенку не удается изолировать один от другого два условия. Раз едут поездом или автобусом, когда идет дождь, то, значит, едут в автомобиле или поездом, когда дождя нет. Таково убеждение. Отсюда для большинства испытуемых тот, кто задает вопрос, поедет автобусом, ибо поезд находится в обоих терминах альтернативы и связан с условием «хорошей погоды». Так что синкретизм мешает анализу и дедуктивному рассуждению. В данном случае также видно, что синкретизмом объясняется неспособность ребенка к логическому умножению и его тенденция замещать синтез соположением.

118 Cm. Piaget J. Essai sur la multiplication logique… Op. cit. — P. 222-261.

Мы нашли еще один случай синкретизма, очень не похожий на остальные, но также показательный для неспособности к анализу, обнаруживающейся у ребенка всякий раз, когда нужно связать между собой предложения или просто понять смысл слов, независимо от схем, в которые они включены (часть I, глава IV). Ребенку предлагают несколько пословиц, доступных для его понимания, и несколько соответствующих фраз, сгруппированных вперемежку, из коих каждая имеет смысл тот же, что и одна из данных пословиц. Просят ребенка найти соответствие. И вот до 11—12 лет ребенок выбирает соответствующую фразу случайно или, по крайней мере, на основании весьма поверхностной аналогии. Но замечательно то, что как раз в момент выбора этой фразы ребенок попросту производит сплав из фразы и пословицы, соединяя их в одну схему, которая их подытоживает и оправдывает соответствие. На первый взгляд представляется, что способность к синкретизму обязана здесь простой выдумке, но при анализе ясно, что она — результат неспособности разъединить глобальное восприятие и бороться с тенденцией, которая толкает схематизм к тому, чтобы все упростить и все конденсировать. Например, ребенок 9 лет ассимилирует пословицу «Из угольного мешка не летит белая пыль» с фразой «Те, кто тратит на пустяки свое время, плохо ведут свои дела». По его мнению, оба предложения означают «то же самое», ибо уголь черен и нельзя его вычистить, так же и те, кто теряет время, плохо заботятся о своих детях, которые становятся черными и не могут стать чистыми.

Психология bookap

Идентичность ответов, на которых мы здесь не будем останавливаться, исключает возможность выдумки. Эта идентичность показывает, насколько всем детям обща тенденция их умственного воображения создавать глобальные схемы и конденсировать между собой образы.

Итак, вот что такое синкретизм: непосредственное слияние разнородных элементов и вера в объективную связь конденсированных таким образом элементов. Синкретизм в итоге неизбежно сопровождается тенденцией к доказательству во что бы то ни стало. Это-то и показывают нам факты: ребенок всему находит причину, каков бы ни был вопрос. Приводит прямо-таки в смущение его плодовитость в деле создания гипотез, напоминающая в известных отношениях скорее интеллектуальное воображение переводчиков, чем воображение взрослых нормальных людей. Это подтверждает опыт с пословицами, о котором только что было упомянуто. В представлениях явлений природы эта тенденция выявляется вполне отчетливо: она объясняет отчасти отсутствие идеи случайности в мышлении ребенка до 7—8 лет и составляет, таким образом, одну из главных причин «предпричинности».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]