Понятие саморефлексии в психологии и её отличие от рефлексии

Приветствую Вас, друзья!

Рефлексия – это особое качество, заложенное в человеческой природе. Она не свойственна животным и присутствует только у человека. Благодаря ей мы способны оценивать и переосмысливать собственные поступки. К сожалению, рефлексия часто оказывает слишком сильное воздействие на наше настроение. Нам свойственно обдумывать неактуальные события, затрачивая на это массу времени и эмоциональной энергии. В этой статье мы поговорим о том, что такое рефлексия, как она проявляется, и как научиться использовать рефлексию с пользой. Итак,

Что такое рефлексия?

В психологии рефлексией называют способность человека оценивать самого себя как уникальную личность в рамках социума, частью которого он является. Она включает много аспектов, таких как осознание собственного предназначения, оценка своих моральных и нравственных качеств, переосмысление поступков.

Философ и антрополог Пьер Тейяр де Шарден говорил, что рефлексия подразумевает не только наличие определенных знаний, но и способность анализировать и оценивать уровень этих знаний. Рефлексируя, человек пытается посмотреть на себя со стороны. Он оценивает, насколько адекватным, моральным и нравственным выглядит его поведение для окружающих.

Также рефлексия подразумевает внутреннее самопознание, осознание собственной уникальности, поиск предназначения, стремление определить свою ценность для мира. Это важный механизм формирования личности, определяющий поведенческие шаблоны. Он влияет на восприятие, реакцию на окружающие события, принятие решений и прочие индивидуальные аспекты поведения человека.

Определение понятий

Рефлексия — это человеческий навык, заключающийся в самоанализе и самоосознании своей деятельности, своего поведения, а также, поступков.

В ходе рефлексии происходит анализ и оценка вышеупомянутых действий. Рефлексия что это такое, простыми словами можно сказать, что человек заглядывает внутрь себя и просматривает все свои личностные качества и манеру поведения в том или ином окружении. Осознаёт правильность или не правильность совершения поступков.

В свою очередь, саморефлексия — это как смотреть в зеркало и описывать то, что ты видишь. Это способ оценить себя, свои методы работы и то, как ты учишься. Проще говоря, «отражение» означает думать о чем-то. Отражение и составление фрагмента саморефлексивного письма становится все более важным элементом любой формы осознания или обучения.

Как проявляется рефлексия?

Рефлексия помогает человеку понимать, как он выглядит со стороны, поэтому является одним из важнейших механизмов личностного развития. Под её влиянием человек занимается самоанализом, формирует желаемые привычки, учится глубже понимать связь между своими действиями и следующими за ними событиями. Это обеспечивает развитие одной из важнейших составляющих нашего интеллекта – умения предвидеть последствия собственных поступков.

Влияя на наше восприятие, рефлексия выполняет такие функции как:

  • избавление от разрушительных и просто нежелательных мыслей;
  • формирование логичного мышления;
  • улучшение контроля над собственными мыслями и поступками;
  • понимание собственных преимуществ и недостатков;
  • развитие самокритичности;
  • формирование умения видеть взаимосвязь поступков и последствий;
  • обучение планированию;
  • поиск решения сложных задач;
  • нахождение скрытых талантов и способностей.

Все перечисленные пункты являются положительными, но рефлексия далеко не всегда идёт на пользу. Избыточные размышления о собственных ошибках заставляют человека тратить уйму эмоциональной энергии, и это ещё не худшие последствия самокопания. Поэтому важно научиться рефлексировать умеренно и осознанно, не нанося ущерба собственной психике.

Для чего нужна рефлексия?

Пытаясь определить, что такое рефлексия, ученые пришли к выводу, что её важнейшая функция – самопознание. Контактируя с окружающим миром, наблюдая реакцию людей на собственные поступки и сравнивая их поведение со своим, человек формирует набор требований к себе – своеобразный свод правил, которых он стремится придерживаться.

Рефлексия необходима, чтобы накапливать жизненный опыт и реагировать на внешние события не аффективно, а взвешенно и обдуманно. Человек постоянно наблюдает за своим настроением и самочувствием, вовремя отслеживания появление определенных эмоций, разбираясь с ними и осознанно подбирая наиболее адекватный вариант реагирования.

В некоторых ситуациях человеку приходится обращаться к психотерапевту, чтобы понять как у него сформировались определенные чувства. Развитая способность к рефлексии даёт возможность понимать подобные вещи самостоятельно. Она значительно улучшает понимание причинно-следственных связей и временных зависимостей. У большинства людей такое понимание определяется эмоциями, поэтому довольно часто оказывается неправильным.

Человек с развитой способностью к рефлексии может черпать знания из всех происходящих событий. Он учится лучше понимать собственный внутренний мир, обнаруживает новые особенности своего характера, открывает в себе скрытые таланты, способности и предрасположенности.

Но иногда самоанализ может вызывать резкие негативные эмоции. Если человек слишком болезненно воспринимает собственные ошибки, рефлексия может провоцировать развитие комплексов и прочих проблем с психическим состоянием. В таком случае рекомендуется обратиться к психотерапевту, который поможет взять рефлексию под контроль и избавиться от её негативных проявлений.

Как выбраться из бесконечных самокопаний и мылить продуктивно

В психологии саморефлексия — это мощный способ развиться как личности, сделать себя лучше. Преобразить окружающий мир через собственную деятельность, добиться успеха в жизни.

Все это, конечно, хорошо, но почему в таком случае у людей столько психологических проблем? Вопрос хороший. Дело в том, что часто саморефлексию, продуктивный и полезный процесс путают с самокопанием. Это основная проблема.

Почему человек скатывается в слезливое «жаление» себя или же жесткое самобичевание вместо полезной деятельности?

Стоит рассмотреть причины и методы борьбы с ними:

Недостаток внимания и заботы в детстве

Как правило, если ребенок не получил достаточного количества любви и внимания, он ощущает себя брошенным и одиноким, никому не нужным. Это чувство глубокой неполноценности и какой-то ущербности сопровождает страдающего всю жизнь. Не позволяет объективно взглянуть на себя. Между тем, объективность и есть ключ к саморефлексии, осмыслению себя. Искажения касаются всего: от способностей до собственного потенциала. Понятно, что человек, который ощущает себя ничтожным не способен мыслить продуктивно.

Как справиться: без глубокой психологической проработки ситуации устранить чувство собственной бесполезности не получится. Это комплекс неполноценности, от которого лечатся годами. Все же, кое-что своими силами сделать можно. Отлично работает комплекс двух методов:

  • Самовнушение. Каждый день нужно говорить о себе хорошо. Аффирмации, аутотренинги позволяют поверить в себя. Ищите то, чем можно гордиться. Пусть и не глобальные достижения.
  • Второй способ — нужно ставить цели и добиваться их. Небольшие. Я ленивый(ая) — заставьте себя делать то, что не хочется и так далее.

Психологическое насилие в детские годы

Создает примерно ту же ситуацию. Если не более тяжелую. Поскольку ребенка изначально заставляют думать, осознавать, что он ничто. В некоторых случаях это куда опаснее физического насилия. Если психика подвижная, ранимая, тот же эффект наступает и во взрослом возрасте. Вечно недовольный всем муж, сварливая, истеричная жена, близкие люди, которые должны оказывать поддержку, но делают все наоборот.

Метод «лечения» примерно тот же. Однако вы обязательно должны избавиться от токсичного окружения. Уйти от него как можно дальше, чтобы ничего не мешало справиться с психологическими проблемами. Только потом можно говорить об эффективной саморефлексии.

Неумение организовать себя

Присуще людям с некоторыми личностными особенностями. Например, шизоидам, истероидам, нарциссическим личностям. В этом случае саморефлексия отрывочная, неполноценная. Когда выдается свободная минута, такие люди соскальзывают с мысли на мысль, в итоге не прорабатывают и не осознают какое-либо качество, привычку. Может появиться гадкое чувство неполноценности, но реже, чем в прошлых описанных случаях. Плюс оно не имеет той стойкости, не определяет жизнь.

Как справиться. Чтобы эффективно рефлексировать, нужно целенаправленно организовать себя. В день нужно выделять 10 минут на целенаправленное осмысление того, что произошло за сутки. Желательно составить список из нескольких вопросов. Например: как прошел день? Что я успел(а) сделать? Что мне понравилось в себе? Что нет? И так Далее. Постепенно можно и нужно увеличить время до 30-40 минут. Главное не перетрудиться, иначе процесс превратится в бесплодное самокопание.

Проблемы с общением, глубокая интроверсия

Неумение выстраивать социальные связи, общаться с другими развивается в качестве вторичного процесса. Интроверту это не сильно и нужно. Часто такие люди умеют рефлексировать правильно, но делают это в негативном ключе. То есть всегда выискивают в себе недостатки, но опять же не стремятся реально прорабатывать ситуацию. Я не умею общаться. Да? Ну и пусть. Стоило бы бросить курить. Но все же курят и ничего не случается. У меня нечеткая речь, надо бы поработать над дикцией. Но я мало общаюсь, мне это не нужно на самом деле. Примеров можно привести сотни. Негативная саморефлексия не приводит к результату.

Лечение. Справиться с ситуацией можно, если организовать процессы осмысления. Нужно задавать правильные вопросы. Для людей с высоким уровнем саморефлексии характерно скатывание в самокопание. Поэтому важно структурировать действия. В день нужно задавать себе четыре вопроса. Что я думаю о прошедшем дне? Что мне понравилось в себе, что я сделал(а) правильно? Что, как мне кажется, с сделал(а) не так? Как я буду действовать завтра? Постепенно список можно расширить. Главное, чтобы в осмыслении были задействованы мысли, действия, чувства, привычки.

Склонность к перфекционизму

Способность человека к саморефлексии в случае с личностями-перфекционистами играет злую шутку. Такие «пациенты» страдают от способности рефлексировать и сразу же впадают в самокопание, выискивая в себе недостатки. Также стремление к мнимому совершенству не позволяет действовать, и это самое плохое. Сегодня я не справился с задачей, значит, у меня никогда не получится. Следовательно, я не буду делать этого никогда. Хотя такой вариант присутствует не всегда. Порой человек берется с еще большим рвением, но такое случается редко и пользу делу не приносит. Скорее наоборот. Создает лишнюю психологическую нагрузку, не позволяет продуктивно работать.

Что делать? Нужно понять простую истину. Идеал, к которому стремится перфекционист — не существует. Ошибки — это нормальная часть процесса обучения и неотъемлемая часть практики. Как раз их, а не неудачу нужно осознавать и прорабатывать, чтобы такого не было в будущем. Поскольку речь идет о складе личности, особой черте характера, справиться с перфекционизмом полностью не получится. Необходима помощь психолога, чтобы понять то, что сказано выше.

Особенности личности. Нарциссический склад

В этом случае речь скорее не о самокопании, а о жалости к себе. Потребность в самоутверждении и саморефлексии у нарциссов выше, чем у личностей прочего склада. Поскольку им нужно признание, они часто ведут себя нелогично, что и становится причиной ошибок. А ошибки — идеальная почва для самобичевания. В него нарциссы и скатываются, параллельно жалея себя. При выраженной акцентуации процесс превращается в шоу, все видят и слышат, о чем думает нарцисс.

Лечение. Нужно структурировать процесс саморефлексии. Сделать это не так сложно. Задавайте себе все те же 4 вопроса в конце дня. Затем, по потребности, список можно расширить. Устранить наиболее грубые нарциссические черты можно под контролем психолога. Самоконтроль работает не всегда, особенно в случае со столь чувственными личностями, как истероиды и нарциссы.

Все названные причины можно скорректировать. Все зависит от желания и готовности поработать над собой.

Формы и виды рефлексии

Как мы уже выяснили, рефлексия – это комплексный процесс, способный привести как к развитию, так и к разрушению личности. Чтобы лучше понять, почему так происходит, рассмотрим основные формы рефлексии, которые выделяет психология. Есть несколько подходов к классификации.

По виду влияния на личность выделяют два вида рефлексии:

  1. Конструктивный самоанализ
    . Эта форма рефлексии помогает лучше понять собственный внутренний мир, скорректировать поведение, избежать повторения ошибок и обнаружить в себе новые способности.
  2. Деструктивный самоанализ
    . Такую форму рефлексии часто называют «самокопанием», подразумевая бессмысленные переживания из-за старых ошибок. Человек зацикливается на проблеме, постоянно усиливает в себе чувство вины, чувствуя беспомощность и безысходность.

По времени осмысливаемых событий выделяют 3 вида рефлексии:

  1. Ситуационная
    . Анализ проблемы, актуальной в данный момент.
  2. Ретроспективная
    . Осмысление событий из прошлого.
  3. Перспективная
    . Планирование действий, оценка вероятности успеха и предугадывание возможных ошибок.

В зависимости от объекта, подвергающегося осмыслению, выделяют 4 вида рефлексии:

  1. Саморефлексия
    . Осмысление собственного внутреннего мира, переживаний и эмоций.
  2. Коммуникативная
    . Анализ взаимодействия с окружающими людьми.
  3. Саногенная
    . Осмысление собственных эмоций с целью взять их под контроль, чтобы минимизировать бессмысленные душевные страдания.
  4. Интеллектуальная
    . Обдумывание имеющихся и необходимых знаний, поиск возможностей для их практического применения.

Хорошо понимая, что такое рефлексия и как она работает, можно научиться управлять различными её формами. Правильное совмещение и комбинирование этих форм позволяет добиться наилучших результатов в самопознании. Важно учитывать, что для разных ситуаций нужно использовать разные комбинации.

Рефлексивная способность

В рамках рефлексивно-гуманистического подхода механизм рефлексии понимается как осмысление и переосмысление стереотипов мышления и их эвристических обертонов в той мере, в какой он создает новое (креативно-инновационное) содержание мышления.

В рамках данного подхода рассматриваются основные рефлексивно-психологические термины: рефлексивность, рефлексивная способность, рефлексивная готовность и рефлексивная компетентность.

Рефлексивность — это характеристика типов личности, ценностных ориентаций, способов жизнедеятельности, отличительных особенностей общения людей и их взаимодействия, в процессе которых развивается рефлексия.

Рефлексивная способность — это способность субъекта (индивида или группы) размышлять о различных видах и сферах своей деятельности, то есть способность придавать рефлексивное качество любому процессу (в том числе процессу сетевой терапии) и функциональной структуре.

Готовность к актуализации и реализации рефлексивной способности называется рефлексивной готовностью, которая позволяет включить рефлексивность в существующие условия человека или любой другой системы.


Рефлексивная компетентность — это профессиональная характеристика личности, позволяющая осуществлять рефлексивные процессы и эффективно и адекватно реализовывать рефлексивные способности. Это способствует творческому подходу и обеспечивает максимальную эффективность процесса.

Рефлексивная компетентность — это сложное образование. Субъектом рефлексии может быть индивид: знания о ролевой структуре и позиционной организации коллективного взаимодействия; представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков; собственные поступки, поведение и образы себя как личности.

Важно прояснить те перспективы интерпретации рефлексии, которые позволяют психотерапевту оптимизировать рефлексивную компетентность педагогических, родительских, детских и других объединений в кризисных ситуациях.

Как использовать рефлексию с пользой?

Любой навык эффективно развивается только при регулярном применении. Для развития рефлексии, необходимо регулярно её практиковать. Есть несколько упражнений, которые позволят делать это максимально осознанно:

1. Осознавайте актуальные чувства

. Это полезная привычка, которую следует применять при любой смене обстановки. Почувствовали, что эмоциональное состояние переменилось? Прислушайтесь к чувствам, попытайтесь понять, что ощущаете в данный момент, что вас беспокоит. Довольно часто обнаруживаются неочевидные вещи.

2. Выделите ситуации, на которые реагируете наиболее болезненно

. Понимание того, какие события вызывают сильную эмоциональную реакцию, поможет выявить проблемные области и целенаправленно поработать над ними.

3. Научитесь намеренно прекращать самокопание

. В большинстве случаев самокопание не приносит пользы, а только ухудшает настроение и снижает продуктивность. К счастью, этот процесс вполне можно контролировать намеренно. Просто скажите себе, что подумаете об этом позже, а сейчас нужно заниматься делом.

4. Не стремитесь контролировать всё

. Невозможно контролировать всё, некоторые вещи действительно лучше пустить на самотёк. Позвольте неожиданностям и сюрпризам периодически случаться, а сами сосредоточьтесь на контроле наиболее важных аспектов жизни.

5. По вечерам обдумывайте прожитый день

. Это полезная привычка, которую практикуют многие успешные люди. Просто подумайте, чем этот день был примечателен, какие полезные дела были сделаны и какие ошибки совершены.

6. Подробно обдумывайте всё, что вам интересно

. Выберите любой интересующий вас предмет и подумайте над его природой. Благодаря интересу этот процесс будет несложным и приятным, при этом вы разовьёте навыки глубокого анализа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]