Активность в психологии — Понятие активности в психологии


Понятие активности в психологии

С точки зрения психологии, «личностная деятельность» (от латинского activus — активная) — это активное отношение человека к миру, способность человека производить социально-значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения социально-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах и общении.

Эволюционно простейшей формой деятельности (сенсорной) является почти механическая реализация внутренней программы или реакция на изменение (воздействие) во внешней среде (тропизм, такси, рефлекс). Эта форма деятельности характерна для одноклеточных и многоклеточных организмов. Более сложная форма (восприятие) — это инстинкты. Инстинкт — это совокупность врожденных тенденций и драйвов, которые играют мотивирующую роль в возникновении поведения. Эта форма активности встречается у насекомых и у простейших животных. Существуют также изученные формы деятельности, которые реализуются через навыки, где навык — это действие, которое формируется за счет повторения и доводится до автоматизации. Творческая (интеллектуальная) деятельность также играет важную роль в жизни, используя мышление для построения целевых программ для каждого нового действия. Эта форма деятельности характерна для млекопитающих и приматов. Наконец, рефлексия (сознательная деятельность) происходит как форма деятельности. Отражение — это обращение субъекта к себе, к собственной личности (ценностям, интересам, мотивам, эмоциям, действиям), к своим знаниям или к собственному состоянию. Этот вид деятельности встречается только у людей.

Психическая деятельность, от своего материального носителя, — это деятельность мозга, оснащенного органами восприятия информации, исполнительными и энергетическими структурами. Суть этой деятельности заключается в обработке информации, ее оценке и использовании для управления различного рода движениями, в том числе и речевыми.

Человеческая деятельность заключается в информационном и энергетическом метаболизме (обмене) с внешней средой. Существует семь типов этого взаимодействия: поведение, потребление, игра, обучение, активность, общение и созерцание.

Поведение — здесь активность проявляется как способность животных, в том числе и человека, изменять свои действия под воздействием внутренних (гомеостаз) и внешних (адаптация) факторов. Поведение может быть: поисковым и кормовым (насыщение и накопление пищи), комфортным, репродуктивным (полигамия, моногамия или многоженство), родительским, оборонительным, агрессивным, социальным, территориальным, исследовательским.

Потребление — это вид деятельности, который заключается в непосредственном удовлетворении потребностей, когда потребность считается внутренним состоянием психологического или функционального ощущения отсутствия чего-либо (потребности).

Игра — это вид непроизводительной деятельности, при которой действия ограничены правилами и направлены на создание, развитие и поддержание процесса в заданных пределах. Высшие животные имеют четко определенную юношескую фазу, в которой они проявляют игровое поведение. Характер игры у животных определяется видовой спецификой и сильно зависит от образа жизни, так как элементы поведенческого репертуара взрослого человека — определенные формы кормления, спаривания, социального и гнездообразующего поведения — проявляются (и совершенствуются) в игре. Для детей игры — это подготовка к дальнейшей деятельности. Через игру ребенок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт.

Обучение — это вид деятельности, при которой количество и качество элементов знаний и навыков учащегося доводятся до соответствующего уровня, что является целью обучения.

Деятельность — это объектно-ориентированная форма деятельности, которая предполагает преобразование элементов окружающей среды и создает условия, необходимые для жизни.

Общение — это межличностная форма деятельности, процесс установления и развития контактов между живыми организмами, возникающих из потребностей совместной деятельности, включая обмен информацией, взаимное осознание и попытки влияния друг на друга.

Созерцание — это сенсорная стадия познавательной деятельности. С марксистской точки зрения, познание — это не пассивное созерцание, а активная деятельность, неотделимая от преобразования мира.

Все формы деятельности обычно имеют внутренний (духовный) и внешний (поведенческий, практический) компоненты.

На заметку родителям: как это сделать

Активный человек — значит, деятельный, энергичный. Такими дети становятся в семьях, в которых поддерживается демократический стиль отношений между ними и взрослыми. Он предполагает гибкость в отношениях: проявляя достаточную требовательность и контроль, родители уважают мнение и позицию ребенка, развивают его самостоятельность, инициативность, самокритичность. Посильные поручения и значимое для него поощрение стимулируют повышенную активность в достижении цели. Важны достаточная помощь, спокойный, деловой анализ как результатов детской инициативы, так и допущенных ошибок и успешных действий.

Авторитарный стиль воспитания подавляет активность ребенка, так как угрозы наказанием и принуждения вызывают боязнь нарушить инструкции взрослого, ошибиться в своих действиях.

Либеральный стиль, напротив, отличается нетребовательностью к детям. Максимум свободы при минимуме ограничений поведения формируют агрессивность и вседозволенность. Такие дети считают, что достижение цели состоит в том, чтобы вынудить взрослых принести им желаемое на блюдечке, а не в том, чтобы самому проявить сообразительность и предприимчивость.

Формы и модели активности

Психическая деятельность (психика) подразделяется по содержанию на познавательную, эмоциональную и волевую; с точки зрения сознания — сознательную и бессознательную; с точки зрения личности — личную и безличностную. Этот вид деятельности также можно назвать внутренней деятельностью, т.е. деятельностью, которая происходит в рамках одной реальности.

Поведение связано с попыткой построить целостную картину личности и ее основных психических процессов, а также с изучением индивидуальных различий. Этот вид деятельности можно также назвать внешней деятельностью, т.е. деятельностью между двумя реальностями. В результате получаются четыре модели деятельности, которые подчеркивают различные взаимосвязи двух реальностей:

  1. Пассивность — когда одна реальность влияет на другую, а внутреннее состояние второй реальности и ее реакция на внешнее воздействие равны 0 (нулю). В жизни эта модель не встречается.
  2. Реактивность — когда одна реальность воздействует на другую, внутреннее состояние которой равно 0 (нулю), но при этом существует реакция от нее, соответствующая внешнему воздействию. Эта модель находится в бихевиоризме.
  3. Самоактивность — одна реальность воздействует на другую, реакция которой равна ее внутреннему (собственному) состоянию. Эта модель встречается во фрейдизме и гуманистической школе.
  4. Обусловленная деятельность — одна реальность влияет на другую, реакция которой является функцией сочетания внешнего воздействия и внутреннего состояния (личного опыта). Эта модель встречается в нео-фрейдизме и в бытовом активном подходе.

Чтобы больше узнать о различных подходах к изучению источника деятельности личности, мы обращаемся к истории ее развития.

Вопрос о деятельности личности впервые был поднят австрийским психиатром С. Фрейдом — основоположником теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории обосновывают мнение о том, что источником деятельности человека являются инстинктивные влечения, которые он имеет с рождения и которые передаются по наследству. Это мир инстинктов, биологических и физиологических черт, бессознательных импульсов, природа которых «неизвестна». Что поражает в его учениях, так это признание приоритета биологического в человеке. Положительным моментом в учении Фрейда можно считать его обращение к царству бессознательного в психике человека, которое существенно влияет на его жизненную активность. Неофрейдисты, руководствуясь основными постулатами Фрейда о бессознательном, в изучении человеческой психики пошли в направлении ограничения половых признаков и поиска новых движущих сил человеческого поведения. Нео-фрейдизм начинается с признания решающей роли окружающей среды и механизмов социального характера. Нереализованные сексуальные черты сменяются в подсознании стремлением к власти, проистекающим из сознания собственной неполноценности (К. Юнг, А. Адлер), стремлением к безопасности или удовлетворению собственных желаний (К. Хорни), неспособностью прийти в гармонию с социальной структурой общества и возникающим в результате этого чувством одиночества (Э. Фромм) и т. д.

Позднее другие школы разработали собственные теории деятельности личности, в частности, гуманистическую школу, которая отвергла нео-фрейдистскую позицию о том, что природные импульсы обязательно враждебны обществу (страх одиночества, агрессия, стремление к власти или удовлетворение желаний). Напротив, они предложили рассматривать врожденные альтруистические мотивы как источник деятельности (К. Роджерс). Другие представители той же школы разработали собственные концепции, так называемую «теорию потребностей» (Г. Олпорт), согласно которой люди отличаются количеством и степенью выраженности некоторых независимых черт, а описание личности можно получить путем тестирования или иного менее тщательного изучения их, и «теорию потребностей» (А. Маслоу), согласно которой семь классов потребностей появляются с рождения и постепенно сопровождают человеческое развитие. Физиологические (органические) потребности, потребности безопасности, потребности принадлежности и любви, потребности уважения (благоговения), когнитивные потребности, эстетические потребности, потребности самореализации. Более того, по мнению автора, физиологические потребности лежат в основе этой пирамиды мотивации, а более высокие потребности, такие как эстетические и самореализующиеся, образуют ее вершину.

Индивидуальный стиль деятельности

Это приспособление нервной системы человека и особенностей организма к выполняемой деятельности. В основе индивидуального стиля расположен:

  • темперамент человека;
  • умения;
  • навыки;
  • опыт.

Цель такого приспособления – достижение наилучшего результата с наименьшими затратами. Темперамент обуславливает успех и неуспех человека в конкретной деятельности.

Проблемы активности личности

Наконец, психология интернатного типа также подходит к развитию проблемы личностной активности. В России наука о поведении начинается с работ И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева, которые пришли к идее активного отношения организма к окружающей среде. Следует подчеркнуть, что учение Павлова об условных рефлексах оказало значительное влияние на исследования многих зарубежных физиологов и психологов, занимающихся проблемами поведения и деятельности животных и человека.

Психологические проблемы человеческой деятельности решались многими российскими психологами разных периодов. Центральное место в этой концепции занимает концепция деятельности. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Теория отношения Д.Н. Узнадзе, основанная на рассмотрении развития отношения субъекта, анализирует закономерности психической деятельности. Н.А. Бернштейн, П.К.. Проблеме психофизиологической природы деятельности посвящены Анохин, А.Р.Лурия и другие ученые. Наибольшее внимание социальному характеру деятельности уделено в работах Б.Ф. Ломова, К.А. Абулханова-Славской, Е.В. Шороховой. Божович показал, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенок в разные периоды своей жизни формирует определенный взгляд на мир, который называется внутренней позицией. Как и в случае с ней, важнейшей внутренней особенностью деятельности в концепции Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории является личный смысл. Она выражает связь целей деятельности человека, т.е. того, к чему он непосредственно стремится в данный момент, с его мотивами, т.е. с тем, что его мотивирует. Чем шире и разнообразнее деятельность, в которой участвует человек, чем более развита и упорядочена она, тем богаче он сам.

Мотивирующим фактором для деятельности является «цель». Цель — это воспринимаемый результат, на который в данный момент направлено действие (деятельность), связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Потребность — это потребность, которая проявляется в зависимости человека от определенных условий, необходимых для жизни и деятельности. Потребности всегда отражают стабильные жизненные зависимости организма и окружающей среды. Потребности человека развиваются вместе с развитием социальных условий жизни, производством, научно-техническим прогрессом. Сам процесс удовлетворения потребностей способствует его развитию и воспроизводству новых потребностей, которые неизбежно порождаются различными сферами общественной жизни людей и их деятельностью. Чем выше уровень цивилизации общества, экономическое и духовное развитие, тем богаче и разнообразнее его потребности. Основными характеристиками человеческих потребностей являются сила, периодичность, возникновение и способ удовлетворения.

Внутренние мотивы действий становятся мотивами, которые возникают в результате осознания потребностей человека и проявляются в конкретных усилиях по их удовлетворению. Мотив — это реальная мотивация, которая побуждает человека действовать в конкретной жизненной ситуации и при определенных условиях.

В процессе взросления многие направляющие поведенческие мотивы в конечном итоге становятся настолько характерными для человека, что они становятся его личностными качествами. К ним относятся мотивация к достижению цели или стремление избежать неудачи, мотив власти, мотив помощи другим (альтруизм), агрессивные поведенческие мотивы и другие. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, которая отражается в проявлениях других личностных качеств.

Нужны ли обществу активные люди?

Вам будет интересно:Развертка усеченного конуса. Формула площади и пример решения задачи

Стимулирование деловой предприимчивости работника — одна из целей современного менеджмента. Ее развитие ведет за собой существенное повышение производительности труда, развитие культуры производственных и внепроизводственных отношений.

В психологии активность определяется как деятельность индивида, направленная на окружающую среду с целью удовлетворения собственных потребностей. Ее обладателем считается человек с такими личностными качествами, как:

  • целенаправленность,
  • осознанность выбора способов и средств достижения поставленных целей,
  • умение анализировать результаты своих действий и с учетом сложившейся ситуации их корректировать.

Подобный индивид, удовлетворяя собственные материальные, социальные, этические, художественные потребности, стремится к преобразованию среды, осмысленно совершенствует орудия труда, участвует в решении творческих трудовых и общественных задач. Его личность совершенствуется, поскольку он хочет больше узнать, многому научиться. То есть, можно утверждать с полным основанием, что инициативность членов общества способствует его всестороннему прогрессу.

Формы направленности активности и чем они обусловлены

Совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность (активность) человека и относительно не зависят от текущей ситуации, в научной литературе обычно называется ориентацией. Следует отметить, что ориентация человека на действие всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Самой примитивной, по сути своей биологической формой ориентации является притяжение. С психологической точки зрения, аттракцион — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Обычно притяжение является временным явлением, так как потребность в нем либо исчезает, либо осознается и превращается в желание.

Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-то очень конкретному. Следует отметить, что желание, когда оно достаточно осознанно, имеет стимулирующую силу. Она повышает осведомленность о цели будущих действий и разработке своего плана. Эта форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и способов ее удовлетворения.

Следующая форма направленности — аспирация. Аспирация возникает, когда в структуру желания включена волевая составляющая. Поэтому стремление часто считается весьма специфическим стремлением к деятельности.

Ориентация человека лучше всего видна в его интересах. Интерес — это конкретная форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает ориентацию человека в осознании целей деятельности, способствуя тем самым ориентации человека в окружающей действительности. Субъективно, интерес заключается в эмоциональном настроении, которое сопровождает процесс обучения или внимания к конкретному предмету. Одним из важнейших свойств интереса является то, что при удовлетворении он не исчезает, а, наоборот, порождает новые интересы, которые соответствуют более высокому уровню познавательной активности.

Интересы являются основной движущей силой для изучения реальности. Различают прямой интерес, обусловленный привлекательностью объекта, и косвенный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной особенностью сознания потребности, отраженной в интересах, является стабильность интересов, выраженная в продолжительности их поддержания и в их интенсивности. Следует также подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из отличительных черт личной деятельности.

Интерес к динамике ее развития может превратиться в наклон. Это происходит, когда волевой компонент включен в проценты. Наклонность характеризует ориентацию индивидуума на определенную деятельность. В основе склонности лежит глубокая и устойчивая потребность человека в той или иной деятельности, то есть интерес к определенному виду деятельности. Основой наклона может быть также желание улучшить навыки, связанные с этой потребностью. Считается, что развитая склонность может рассматриваться как необходимое условие для развития определенных навыков.

Следующей формой проявления личной ориентации действий является идеал. Идеал — это объективная цель склонности человека, то есть то, к чему он стремится, на что он ориентируется, конкретизируется в изображении или представлении. Идеалы людей формируются под влиянием социальных условий жизни, в процессе образования и воспитания. Человеческие идеалы могут выступать в качестве одной из важнейших черт мировоззрения человека, то есть его системы взглядов на объективный мир, на место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Мировоззрение отражает не только идеалы, но и ценностные ориентиры людей, их принципы знания и действия, их убеждения.

Вера, высшая форма ориентации, — это система мотивов, мотивирующих человека действовать в соответствии с его взглядами, принципами и мировоззрением. Основой убеждений является знание, которое является истинным для человека, неоспоримым, в котором он не сомневается. Особенность верований заключается в том, что их знания представлены в единстве с чувствами и охватывают всю личность. Убеждение — это то, где есть страдания и муки совести, когда в действиях и поступках нарушаются принципы. Убеждение человека может проявляться в различных сферах его жизни и деятельности и может быть разделено на моральное, интеллектуальное, эстетическое и т.д., в зависимости от обстоятельств.

Убеждения становятся мощной движущей силой при условии, что действия, вызванные этими убеждениями, становятся привычкой. К. Ушинский назвал хорошей привычкой моральный капитал, который человек вкладывает в свою нервную систему. Столица привычки вырастает из употребления и дает человеку возможность использовать свою драгоценную силу, силу сознательной воли, все более и более плодотворно, не тратя впустую свое сознание и волю к борьбе с уже преодоленными трудностями.

Что говорили о ней древние философы

Ученые древнего Востока и Запада к изучению того, что такое активность человека, подходили и с материалистической и идеалистической точек зрения.

Сократ (470-399 гг. до н. э., Древняя Греция) объяснял ее состоянием души, которую считал его психическим свойством, средоточием нравственных представлений. Эти представления формируются в результате обучения человека тому, что есть добро и зло, а виды активности и характер его поступков как раз и зависят от этих знаний. Лозунг Сократа «познай самого себя» следует понимать как призыв к анализу поведения и отношения к нему, а не к анализу собственных эмоций и переживаний.

Аристотель (384-322 годы до н. э.), изучая, что такое активность психики, называл упражнения в нравственных поступках как условие ее повышения. Простое знание о добре и зле не делает человека обладателем таких качеств как, например, добродетельность и благоразумность — постоянные тренировки, упражнения в них делают его таковым.

Учение стоиков возникло в Афинах в IV веке до н. э. Его последователи считали, что повышение активности психики недоступно обычным людям, руководство ею — удел лишь истинных мудрецов, чей разум бесстрастен и не допускает душевных переживаний. Любые эмоциональные потрясения лишают человека внутренней свободы, мешают выполнению долга.

Эпикур (341-270 годы до н. э., Древняя Греция), напротив, считал истинным счастьем отречение от общественной активности. Его он видел в удовлетворении простых потребностей. Воля, ум, психическая активность человека должны направляться на тренировку в самоограничении от недоступных удовольствий, иначе неизбежны страдания от их недостижимости.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]