Как выйти за собственные границы — методики развития личности

В жизни наступает момент, когда вы чувствуете, что готовы перейти на следующий уровень и начинаете искать подходящие способы развития личности. Вы чувствуете, что уроки прошлого сослужили вам хорошую службу, они сделали вас сильнее и мудрее.

И даже если в жизни дела идут хорошо, вы все равно хотите сделать следующий шаг. Независимо от того карьера это или ваш личностный рост, в конечном итоге, вы хотели бы выйти за рамки своих нынешних ограничений.

Итак, давайте предположим, что вы решили перейти на следующий уровень развития, остается один вопрос: как это сделать?

В этой статье мы предложим вам восемь удивительных стратегий, которые помогут вам сделать шаг вперед и рассмотрим условия и способы развития личности.

Но для начала давайте разберемся, зачем нам вообще развиваться, ставить цели и достигать их?

Самообразование

Кем бы ни был человек, в каких бы условиях ему не приходилось жить, своими усилиями он может «слепить» из себя желаемое. Самообразование буквально обозначает процесс самостоятельного получения образования в определенной сфере. Оно необходимо каждому – менеджерам по продажам, президентам больших корпораций, обычным посудомойкам. Без него человек обречен на деградацию. Каковы основные стратегии самостоятельного образования?

  • Во-первых, этот процесс должен быть непрерывным, так как он способствует интеллектуальному развитию личности. Знания в 21 веке растут с катастрофической скоростью. При этом учиться можно до бесконечности. Всегда будет существовать так называемая «зона ближайшего развития» — то, чего человек еще не знает, но может освоить.
  • Во-вторых, самообразование должно сопровождаться высоким уровнем мотивации. Чтобы достичь определенного уровня знаний, нужно, прежде всего, желать добиться этой планки. Если она еще не достигнута – возможно, не так уж и высока мотивация у желающего учиться. Перед самообразованием современного человека стоят сотни препятствий. Это постоянная усталость после тяжелого дня, недостаток времени, бытовые и рабочие проблемы. Однако успеть сделать задуманное может лишь тот, кто не поддается унынию, и при любых обстоятельствах сохраняет высокую мотивацию к достижению цели.
  • В-третьих, данный процесс необходимо индивидуализировать. Немногие методики развития личности могут быть настолько близки и доступны, как самообразование. Чтобы изучать иностранный язык, освоить творческую профессию, овладеть каким-либо мастерством, достаточно включить интернет. Но иногда препятствием может служить неверие в свои силы. И здесь приходит на помощь принцип индивидуализации самообучения.

Например, прежде мало читавший человек хочет начать заниматься изучением философии, и начинает свое самообразование с чтения «Критики чистого разума» Канта. Конечно, такое чтение будет ему «не по зубам», он только потеряет веру в свои силы. Начинать нужно с малых шагов, учитывая свои особенности в обучении.

В процессе самообразования – как и образования вообще – следует помнить: рассчитывать нужно только на свои силы. Ни преподаватель, ни более опытный мастер, не заменит собственных усилий по овладению знаниями.

Помощники в саморазвитии – мобильные приложения

Удобные мобильные приложения в телефоне помогают легче и лучше отслеживать изменения, которые вы хотите получить в своей программе личностного роста, и помогают вам развивать отдельные навыки. Скачать и установить их можно в AppStore и Google Play.

Мобильные приложения для саморазвития:

  1. IQ pro — тесты на уровень IQ
  2. Lumosity — улучшения мыслительных способностей
  3. Unstuck — заменяет поход к психологу
  4. Momentum – the journey — приложение для мотивации
  5. Daily curiosity — помогает расширить кругозор
  6. Words — учить английский или немецкий язык в игровой форме
  7. Blinkist — собраны тысячи кратких изложений книг
  8. Weekly — программа для того, чтобы приучить себя к определённому действию
  9. Forest — для тех, кто хочет перестать отвлекаться
  10. Quest — мотивировать человека выполнять конкретные вещи
  11. Headspace — погружение в медитативное состояние
  12. Moodnotes — приложение для тех, у кого внутренние проблемы
  13. Черная риторика — острые фразы на все случаи жизни
  14. Скороговорун — помощник в тренировке дикции и выразительности речи
  15. Язык тела — научит «читать» людей по их движениям
  16. Основа знаний — сотни увлекательных статей на самые разные темы
  17. Запоминание чисел. Мнемоника. — простые упражнения для тренировки памяти
  18. Скорочтение — учимся быстро читать
  19. Соционика — достоверное описание личности (тесты)
  20. Слово дня — пополнять словарный запас

Проверьте себя с помощью нашего набора онлайн калькуляторов внешнего вида.

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен

НЛП

Считается, что язык появился у человека одновременно с сознанием. В древности люди не разбрасывались словами просто так, считая, что они имеют магическую природу. Нейролингвистическое программирование – это отрасль психологии, которая изучает то, как язык оказывает воздействие на повседневную жизнь.

Многие методики развития личности имеют в своей структуре техники НЛП. Главная идея этой дисциплины заключается в том, что работа нервной системы тесно связана с языковыми способностями. Все таланты и достоинства людей, а также их недостатки, могут быть описаны при помощи языка. Язык используется прежде всего для общения и передачи опыта. Отцы-основатели направления НЛП Р. Бэндлер и Дж. Гриндер были уверены, что слова выражают психический опыт человека, и поэтому язык может не только быть инструментом для репрезентации опыта, но и заменять его.

Уже в древние времена величайшие умы человечества знали о важности языка и его особой роли для изменения жизни, ее преобразования. Древние греки считали «логос» посредником между объективной реальностью и миром идей. Философ Гераклит считал «логос» принципом, с помощью которого все вещи в природе связаны друг с другом.

НЛП может быть полезно и для развития творческой личности, и для решения повседневных задач. Главным понятием этой дисциплины является рефрейминг. В переводе с английского это слово означает «сдвиг рамки». Грубо говоря, рефрейминг – это умение посмотреть на проблему под другим углом. Например, девушка может считать, что на ее эмоциональном состоянии очень плохо сказывается вынужденное одиночество. Применяя рефрейминг, можно посмотреть на эту ситуацию иначе: возможно, она может использовать свободное от личных отношений время для работы и улучшения своих навыков в профессиональной области.

Классификация методов воспитания В.А. Сластенина

Методыформированиясознанияличности Методыорганизациидеятельностииформированияопытаобщественногоповедения МетодыстимулированияимотивациидеятельностииповеденияличностиМетодысамовоспитания
рассказприучениесоревнованиеконтроль
беседавоспитывающие ситуациипознавательная играсамоконтроль
лекцияпедагогическое требованиедискуссиясамооценка
диспутинструктажэмоциональное воздействие
метод примераиллюстрация демонстрацияпоощрение
наказание

Применение НЛП: примеры

Одним из классических примеров, который позволяет объяснить смысл рефрейминга является рисунок с тремя рыбками. Одна из них – самая маленькая – спасается от погони средней. В то время как средняя рыба, увлеченная охотой на маленькую, не замечает прямой опасности для собственной жизни.

Первый из рисунков не имеет своего смысла. На нем просто изображены две рыбы – хищник и преследуемый. Они могут символизировать что угодно: может быть, женщину, стремящуюся похудеть, или менеджера компании, который грезит обойти конкурентов и занять высокий пост. А может быть, эти рыбки символизируют желание простого человека избавиться от общения с надоедливым родственником. Во всех случаях имеет место концентрация внимания на жестко определенной цели. Рис. 1. Узкая рамка

Рис. 2. Более широкий взгляд на мир

На втором рисунке ситуация представляется уже не столь однозначной. Рыбка, что посередине, может осознать другие актуальные проблемы ее существования. Помимо зацикленности на похудении, женщина обнаруживает, что ей бы стоит уделить больше внимания погашению долгов по кредиту. Менеджеру, добивающемуся повышения, стоит обратить внимание на эмоциональную холодность супруги, уже третий месяц замышляющую стратегию развода.

Рейфрейминг может использоваться как в образах, так и в словах. Существуют тысячи фраз, которые при всей своей безобидности несут критический подтекст. Например, выражение «избежать стресса» содержит в себе нежелательное значение. Лучше заменить его словом «расслабиться». Многие слова тщательно маскируются позитивностью. Например, выражение «Я хочу избежать лишних расходов». Что плохого, с одной стороны, в этой фразе? С другой, она выражена отрицательными словоформами, и несет в себе негативизм. Ее лучше заменить на более жизнеутверждающую: «Я хочу быть уверен, что остаюсь в рамках своего бюджета».

Рефрейминг – отличный инструмент для самоанализа. Особенно полезно обратить внимание на фразы, которыми мы мыслим. Изменив мышление, можно оказать серьезное воздействие на события своей жизни.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Cтатистика На весь экран

Евгений БуяновКирилл Ногалес

← Современные методы Экзамен по теории →

Методики развития личности: биография великих людей

Изучение биографий исторических личностей и современников помогает не только выявить закономерности, которые привели их к успеху. Во многих случаях этот способ дает заряд мотивации, пример мужества и стойкости в любых жизненных обстоятельствах. Внутри каждого человека на генетическом уровне заложен страх.

Нужен он для того, чтобы каждый раз уберегать человека от неминуемой смерти. Люди больше не живут в пещерах, а их жизнь не висит на волоске в зависимости от решения общины. Но страхи самого разного рода – начиная от фобий и заканчивая социальными страхами – сидят глубоко в каждом человеке. Все методики развития личности, так или иначе, имеют своей целью преодоление в человеке неуместного страха.

Современному поколению бывает сложно понять, что привычка к героизму может быть натренирована. Самураи, сжигаемые за истину ученые – все они предстают перед нами, словно тени прошлого. Но история имеет тысячи примеров проявления героизма у человека. Изучение биографий как успешных людей, так и героев истории – это мощный метод, который позволит посмотреть на жизнь немного с другой стороны. Ведь для большинства героизм – это дар, который дан немногим. Не каждый художник становится Рафаэлем, и не каждый ученый – Эйнштейном. Единицы из спортсменов становятся чемпионами.

Но стоит более детально изучить биографии великих людей, как окажется, что и лидерство, и интеллектуальное развитие личности, и героизм – это дело таких же обычных людей из плоти и крови. «Не боги горшки обжигали» — говорили древние греки. Рассмотрим, к примеру, вдохновляющую историю подольских курсантов – пример величайшего подвига, результатом которого стало спасение российской столицы от фашистских захватчиков.

Введение

Трудно переоценить значение темы развития личности, которой посвящена данная работа. В наше время большими темпами идет процесс роботизации промышленности, который внедряется и в быт, пытаясь заменить деятельность человека во всех сферах его существования. Специалисты в области искусственного интеллекта, скрещивая живое с неживым, пытаются доказать, что такое скрещивание приведет к новым формам жизни, хотя всем известно, что если приделать человеку костыль, он от этого он умней не будет. Наоборот, сфера свободы у него становится ограниченной, что угнетающе действует на его психику. Достаточно вспомнить, какое название дают роботам братья Стругацкие в их романе «Улитка на склоне горы» — мертвяки, чтобы понять: любое привнесение неживого в живое приводит к его омертвлению.

Тем не менее процесс автоматизации и роботизации можно только приветствовать, если поставить его на службу человека, а не на его уничтожение. И то, что с развитием роботизации высвобождается у человека свободное время – это можно только приветствовать, если научить человека использовать свое время с толком, а не кое-как. Т.е. вызвать у него желание развивать свои способности, в частности, способности творческие.

В связи с этим в данной работе рассматриваются некоторые методы развития личности, в частности, в аспекте социальной психологии. Сначала определяется предмет социальной психологии, понятие личности, понятие развития личности, методы исследования в социальной психологии и, наконец, методы развития личности. Отмечаются также понятие группы, большой и малой, и их влияние на развитие личности.

Объектом иследования- является личность и методы социальной психологии.

Предметом-изучение методов развития личности.

Цель работы-проаналилировать методы развития личности.

Задачи

1) Проанализовать методы развития личности

2) Изучить методы развития личности

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

Победа над страхом – пример подольских курсантов

У Гитлера был план по захвату Москвы под кодовым названием «Тайфун». Итогом этого плана должно было стать полное уничтожение женщин, детей и стариков. А саму Москву хотели затопить водой раз и навсегда. Но этому плану помешала сбыться горсть мальчишек – подольских курсантов.

Утром 5 октября 1941 года в 220 км. от Москвы дежурный летчик с ужасом обнаружил 25-километровую колонну танков, двигающуюся по Варшавскому шоссе. Это были войска, которыми командовал генерал фон Бок. Сталин был в недоумении – что делать? Вся советская стратегия заключалась в том, чтобы воевать на территории врага. Он срочно вызвал из Ленинграда генерала Жукова. Жуков дал приказ: задержать врага на 5-7 дней. На самом деле, генерал сказал курсантам всего несколько слов: «Дети, продержитесь хотя бы несколько дней. Москва в смертельной опасности».

Этот день был самым обычным для курсантов Подольского училища. Все разом поменялось в полдень – раздалась боевая тревога. 3100 юных мальчишек выдвинулись против убийц, захвативших всю Европу. Среди сражавшихся были и те, кто никогда не брился, никуда еще не ходил без папы и мамы. Передовой отряд вывел из строя около 20 танков, 10 броневиков. Несколько сотен фашистских захватчиков были уничтожены или ранены.

С самолетов немцы разбрасывали листовки красного цвета. В них они призывали юных героев остановиться и перейти на свою сторону. «Вы сражались мужественно, но теперь Варшавское шоссе наше до самой Москвы. Переходите на нашу сторону. У нас вы получите теплую одежду, вкусную еду. Эта листовка станет для вас пропуском». Однако юные герои стояли насмерть. Лишь 25 октября оставшиеся курсанты были выведены для дальнейшего обучения в тыл. Из них выжил только каждый 10-й. В течение 12 дней курсанты вынесли более 100 вражеских атак.

Такой пример не может не вдохновить своим мужеством сопротивления. Отечественный психолог А.Асмолов считал, что личность – это конкретный человек, который определяется своими нравственными поступками. Для развития личности изучение биографий и исторических примеров – очень мотивирующая и полезная методика.

Реферат на тему «Методы формирования сознания личности»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ардатовская средняя школа №2 им. С.И. Образумова»

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

Выполнила: Кузнецова Людмила Михайловна

учитель физики и математики МБОУ АСШ №2

р.п. Ардатов 2022 г

  1. Введение

Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция – познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория вооружает педагогов — практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Педагогика выполняет социальный заказ. От ее успехов и неудач зависит, какими людьми будет пополняться общество, насколько быстро или медленно оно будет развиваться.

2. Понятие сознания личности

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко):

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

1) биодинамические свойства движений, опыт действий;

2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

  1. значение;
  2. смысл.

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».

Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

Личность – в самом общем виде – это индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности, который обладает устойчивой системой социально значимых черт, сознанием и самосознанием.

Под развитием личности понимают 2 типа явлений:

Биологическое развитие,

т.е. органическое созревание мозга и анатомо-биологических структур.

Психическое развитие,

т.е. определенная динамика умственного и волевого развития.

Формирование личности – сложный, противоречивый и в то же время закономерный процесс, находящийся под влиянием 2 групп факторов: биологических и социальных. С одной стороны, в процессе формирования личности в качестве основного фактора выступает социальное в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции, обычаи и т.д.) С другой стороны, при этом действуют и биологические (даже генетические) факторы – такие, как особенности нейродинамических процессов, безусловные реакции, инстинкты, темперамент и др.

Личность – является результатом воспитания. Смысл воспитания это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.

3. Методы формирования сознания личности

Методами формирования сознания являются:

1. обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний, умений и навыков;

2. воспитание – в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

3. образование – также трактуется в 2-х смыслах. В узком смысле образование = результат (среднее образование, высшее и т.п.). В широком смысле образование – предполагает большую самоустремленность личности, ее самодеятельность, направленную на то, чтобы образовать себя, сформировать свой человеческий образ.

Синонимичное название – методы убеждения. Они главным образом обращены к сознанию личности. Их функции: формирование знаний о морали, труде, общении и пр. в сознании школьников; формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов; обобщение, анализ собственного опыта школьников; трансформация общественных ценностей, норм, установок в индивидуальные. Основной инструмент, источник методов убеждения – слово, сообщение и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения учащихся. Слово авторитетного учителя бывает сильным методом воздействия на умы и чувства школьников, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства. К этой группе методов относятся беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.

Лекция, рассказ, объяснение

– это монологические формы. Лекция как систематизированное изложение проблемы доступна старшеклассникам. В каждой из этих форм требуется информативность, доступность и эмоциональность, убедительность. Темы лекций: социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы, вопросы общения, самовоспитания, конфликты и пр.

Беседа и диспут

– такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников. Воспитательная беседа состоит, как правило, из краткого вступления учителя и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера. Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должно быть не обязательное согласие всех, а получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор. В западной психологии имеется метод групповой дискуссии, близкий к беседе, диспуту.

Пример

– рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и / или жизненного факта, личности. Его функции – иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы детей. Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Младшие школьники берут готовые образцы. Подражание подростков носит избирательный характер и более самостоятельно. В юности оно опирается на активную внутреннюю работу. Образцом для подражания служат литературные и исторические лица, сверстники, взрослые, родители, учителя. Последнее накладывает особые требования на воспитателя. Важную роль играют эталоны, формируемые средствами массовой информации, искусством. Нередко массовая культура отрицательно действует на детей и подростков.

Внушение (суггестия) как педагогический метод редко описывается в пособиях. Внушение

это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему. В основном оно используется в медицине, в психотерапии. Разрабатывается теория и практика суггестии в процессе обучения (Г.К. Лозанов). В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии и т.п. Используются также элементы психологического тренинга для создания эмоционального состояния, способствующего изменению сознания.

В духовной жизни и деятельности личности постоянно происходит борьба между обыденным и научным сознанием. Расширение сферы общения и деятельности, столкновение со все новыми и новыми явлениями жизни, обострение внимания к собственному внутреннему миру порождают у школьников глубокие раздумья, проблемы, стремление во всем самому разобраться. В поисках ответа на возникающие у него вопросы ученик все более убеждается, что накопленный им опыт суждений и оценок оказывается недостаточным для объективного и всестороннего анализа общественных отношений, идеалов, эталонов и других ценностей, определяющих социалистический образ жизни. И вот здесь на помощь школьнику приходит учитель, который вносит в его сознание знание принципов, норм, правил, предписаний общества личности. На основе осознанных и идейно обоснованных знаний складывается система твердых и ясных взглядов и убеждений.

Как структурный элемент сознания категория знания включает в себя представления и понятия, т.е. обобщенные знания о целой группе однородных явлений, объединенных по общности их существенных признаков. Формой существования понятия выступает слово. Поэтому формирование сознания по преимуществу связано со способами словесного воздействия на личность.

Рассказ

Рассказ – это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется в преподавании гуманитарных предметов, а также при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности (10 минут в начальных классах и 30 минут в старших). Большое значение, особенно в младшем и среднем возрасте, имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения. Примером такого рода рассказов могут быть рассказы Л.Н. Толстого «Косточка», В.А. Осеевой «Сыновья» и др. Можно выделить три основные задачи этого метода при его применении в воспитательной работе: вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру. Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения и т.п.), применяется метод объяснения. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и может перерасти в беседу.

Беседы

При всем богатстве и разнообразии идейно-тематического содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них коммунистическое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках и действиях.

В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове, моральное правило, обобщенный литературный образ, организованный или спланированный педагогический образец. Форма подачи отдельных эпизодов и фактов может быть различной, но она непременно должна наводить учащихся на размышления, результатом которых является распознавание определенного качества личности, стоящего за тем или иным поступком. Распознавание и правильная оценка качеств личности требуют умения вычленять мотивы и цели поведения человека и сопоставлять их с общепринятыми нормами, анализировать факты, выделять существенные признаки каждого усвоенного понятия, отвлекать их от всех сопутствующих, но второстепенных в данном случае проявлений личности.

В воспитательной практике беседы получили, пожалуй, самое большое распространение. Это обстоятельство, однако, не должно создавать у начинающего учителя впечатления, будто проведение беседы является простым делом, не требующим специальной подготовки и тщательной организации. Нередко беседы (особенно этические) представляют собой набор скучных, набивших оскомину сентенций. Часто забывается, что излишнее, неумелое повторение даже благородных идей может породить у молодого человека нигилистическое отношение к ним. Эти идеи, лишь формально декларированные, но не принятые воспитуемыми как истинные, ставят перед учеником вопросы, ответы на которые черпаются затем порой не из лучшего источника, вопреки желаниям педагогов. Без слова никакое воспитание невозможно. Однако словесные способы воздействия – обоюдоострое оружие, могущее принести не только пользу, но и вред. Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы. Такое обоснование должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу На основном этапе беседы учитель дает отправное начало, материал для обсуждения, а затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. Чем меньше говорит сам учитель, чем лучше он сумеет перевоплотиться, войти в мир детей, вместе с ними удивляться, радоваться, негодовать, тем успешнее будет протекать беседа. Его задачу можно определить двумя словами: направлять и поправлять учащихся. В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное, с его точки зрения, решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности учащихся.

Особую трудность для молодого учителя представляют индивидуальные беседы. К сожалению, такие беседы чаще всего проводятся в связи с нередко возникающими локальными конфликтами, нарушениями дисциплины. На такого рода факты учитель реагирует или незамедлительно, или путем отсроченной беседы. Но будет лучше, если индивидуальные беседы проводятся по заранее намеченному плану, в определенной системе. Тогда они носят упреждающий характер, вносят индивидуальный корректив в общую программу воспитательных воздействий.

Организация и проведение бесед имеют выраженный возрастной аспект. Так, применительно к младшему школьному возрасту беседы целесообразно строить индуктивным путем, т.е. идти от конкретного поступка к обобщению. Широкое применение в этом возрасте находит внеклассное чтение. Книга, прочитанная в детстве, говорила Н.К. Крупская, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят. Анализ и обсуждение прочитанных книг, материалов детской периодической печати расширяют кругозор учащихся, вызывают у них социально ценные чувства, благодаря которым дети активно откликаются на явления общественной жизни.

С возрастом, когда школьники научатся анализу фактов поведения и деятельности, умению оперировать понятиями более высокого уровня обобщенности, отбор содержания бесед и методика их проведения могут и должны все более опираться на инициативные действия воспитанников, учитывать их растущие запросы и оценочные суждения. Этическая беседа – вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок, относится к наиболее старым методам дидактической работы. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точку зрения своего собеседника.

Цель ее – углубление, упрочнение нравственных понятий, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Особенно это эффективно в 5–8 классах. Хорошо, когда этическая беседа завершается реальным полезным делом, в котором ее участники могут практически закрепить рассмотренные во время беседы положения, нормы и правила поведения. Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию.

Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу. Материал беседы должен быть понятен воспитанникам, опираться на их опыт. Важно, чтобы воспитанники самостоятельно пришли к правильному выводу.

Ошибочно думать, будто беседа – спонтанный метод.

Высокопрофессиональные воспитатели проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Высокие профессионалы требуют индивидуальной беседы с провинившимися воспитанниками. Очень важно, чтобы не возник барьер. Если ученик неправильно понимает ситуацию, надо тактично ему объяснить, придать беседе задушевный характер, то может рассчитывать на полный успех.

Ведущая функция – побуждающая, но с не меньшим успехом метод выполняет и другие функции. Нет метода столь разностороннего и эффективного во всех отношениях. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже известных им знаний и достичь усвоения новых путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

Лекции

Формирование сознания начинается с разъяснения школьникам простейших представлений и понятий в области общественной жизни, труда, науки и техники, этики и эстетики. На какую бы тему учитель ни начинал разговор с детьми, будь то сбор металлолома или прием в пионеры, оценка нового фильма, или шефство над детским садом, он должен быть уверен в том, что предстоящий разговор жизненно актуален для класса, вызовет у детей нравственное доверие, готовность к сопереживанию, ответную положительную реакцию.

Разъяснение и рассказ подготавливают переход к более, сложному методу воспитания – к лекции. Это развернутое и организованное в доступную форму систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, идейно-эстетического содержания. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного сознания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом. Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная стройность, ненаигранный пафос, живое и задушевное слово учителя способствуют идейному и эмоциональному воздействию лекций. В.И. Ленин предупреждал, что нельзя безответственно бросаться словами, содержащими большой смысл, неумеренно часто повторять общие лозунги и призывы. «Повторять их так голо – вредно; вызовет тошноту, скуку, злобу против жвачки». Слово может стать величайшей воспитательной силой, но оно же может сеять недоверие, разочарование, скептицизм.

Старшеклассники особенно чутко откликаются на яркий и самостоятельный, стиль мышления воспитателя, на его умение найти оригинальный, неожиданный поворот темы, отделить факт от мнения о факте, выразить свое личное отношение к сообщаемому материалу. Широкое развитие средств массовой информации породило явление форсированной осведомленности школьников о различных событиях и сторонах современного мира. С этим, конечно, не считаться нельзя. В то же время нетрудно увидеть, что многим ученикам полузнание представляется действительным знанием. В этих условиях тем более необходимо приучать школьников выходить за пределы очевидного, совершать переход от явления к сущности.

Знания приобретают личностный смысл, становятся не пассивной принадлежностью умственного багажа, а принципом действия, если они получены в результате критической мыслительной работы, прошли испытание на прочность в реальной жизни и деятельности. В этом отношении огромными идейно-воспитательными возможностями располагает участие школьников в Ленинских чтениях. «…Чтобы знать, каким был Ленин, чтобы представить его в действии, в его великих делах, надо читать Ленина, его статьи, книги и речи, в них он отражен полностью… Его образ живет в его творениях». Обогащая сознание молодых людей, Ленинские чтения увлекают их коммунистической целеустремленностью, логикой убеждения, меткостью и отточенностью его мысли, пробуждают у них глубокую внутреннюю потребность сверять жизнь по Ленину, равняться на него, советоваться с ним.

Диспуты

Этот метод формирования суждений, оценок, убеждений основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям старшеклассника, формирующаяся личность которого характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением ничего не принимать на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину.

Диспут не требует определенных и окончательных решений. Он дает школьникам возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения. Диспут учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины.

В педагогическом плане крайне важно, чтобы вопросы, на меченные к обсуждению, содержали жизненно значимую для школьников проблему, по-настоящему волновали их, звали к от крытому, искреннему разговору. Тему диспута могут подсказать сами ученики. Почему поведение не всегда совпадает с требованиями жизни? Откуда берутся равнодушные? Как понимать слова Л.Н. Толстого «Спокойствие – душевная подлость»? Как стать кузнецом своего счастья? Эти и многие другие вопросы вполне могут стать предметом дискуссии, свободного и непринужденного обмена мнениями.

Диспут требует тщательной подготовки как самого воспитателя, так и учащихся. Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее, причем полезно привлечь самих школьников к их разработке и составлению. По совету А С Макаренко, учителю на диспуте надо уметь сказать так, чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю, культуру, личность Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволит себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, страстным и гневным, невозмутимым и ироничным. Такая манера поведения никого не обижает и не унижает, не отбивает у школьников желания участвовать в полемике и откровенно высказывать свои взгляды. Руководителю диспута решительно не подходит фигура умолчания и запрета Советское воспитание – воспитание правдой. Всякая недоговоренность оставляет возможность для домыслов, искаженных догадок, неправильных толкований.

Назначение диспутов – создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений.

Метод примера

Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые им коммунистические идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует явление подражательности, которая служит психологической основой примера как метода воспитания. Подражание не есть слепое копирование: оно формирует у детей действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные действия, сходные по ведущей идее примера. Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели личного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности.

Характер подражательной деятельности изменяется с возрастом и в связи с расширением социального опыта школьника, в зависимости от его интеллектуального и нравственного развития. Младший школьник обычно выбирает себе для подражания готовые образцы, воздействующие на него внешним примером. Подражание у подростков сопровождается более или менее самостоятельными суждениями, носит избирательный характер. В юности подражание существенно перестраивается. Оно становится более сознательным и критичным, опирается на активную внутреннюю переработку воспринимаемых образцов, связано с возрастанием роли идейно-нравственных и гражданских мотивов.

В механизме подражания можно выделить по крайней мере три этапа.

На первом этапе в результате восприятия конкретного действия другого лица у школьника появляется субъективный образ этого действия, желание поступать так же.

Однако связь между примером для подражания и последующими действиями здесь может и не возникнуть. Эта связь образуется на втором этапе.

На третьем этапе происходит синтез подражательных и самостоятельных действий, на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации.

Таким образом, подражательность и основанный на ней пример могут и должны найти достойное применение в воспитательном процессе. На это обращал внимание еще К.Д. Ушинский. Он подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Примеры, доступные для подражания, окружают ребенка и дома, и в школе. Примером могут быть старшие братья и сестры, отец и мать, дедушка и бабушка. Ими могут стать и лучшие учащиеся. Здесь следует помнить рекомендации Н.К. Крупской, которая предостерегала, чтобы использование положительного примера в воспитании не противопоставляло лучшие образцы поведения отдельных школьников всему коллективу, не сводилось к постоянным рассказам «о добродетельных мальчиках и девочках», о «примерных пионерах». Подобная назидательность воздвигает барьер между лучшими и худшими, часто вредит тем школьникам, которых выдвигают в качестве образца для подражания.

Огромное воспитательное воздействие на учащихся оказывают литературные герои, пример наших выдающихся современников – героев революции, труда, войны, космоса, деятелей науки и культуры. Но особенно притягательной силой обладает подвиг жизни и деятельности В.И. Ленина, воплотившего в себе лучшие человеческие качества. Правильно организовать работу по воспитанию школьников на ленинском примере помогают советы Н.К. Крупской. В частности, она отмечала, что даже в младших классах школы нельзя ограничиваться только рассказами о детстве Володи Ульянова, изображать и представлять его этаким пай-мальчиком. Перед школьниками должен во весь свой гигантский рост предстать образ бесстрашного борца, несгибаемого революционера, гениального мыслителя и творца.

В советской школе сложилась стройная система воспитания учащихся на примере жизни и деятельности В.И. Ленина. Среди основных направлений этой работы получили развитие Ленинские уроки, Ленинские чтения, Ленинские зачеты, участие во Всесоюзном походе по ленинским местам, во Всесоюзной пионерской экспедиции «Заветам Ленина верны», создание ленинских уголков, комнат и школьных музеев, слеты трех поколений ленинцев, встречи с людьми, видевшими В.И. Ленина, награжденными орденом Ленина, сбор материалов по истории заводов, колхозов, совхозов и учреждений, носящих имя В.И. Ленина, просмотр и обсуждение кинофильмов и спектаклей о В.И. Ленине и т.п. Опыт показывает, что пример жизни и деятельности В.И. Ленина обогащает идейную жизнь учащихся, развивает у них внутреннюю готовность к морально-политическому воспитанию и самовоспитанию.

В глазах школьников только тот поступок заслуживает подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это в полной мере относится и к учителю. Учитель всем своим поведением во всех своих поступках и действиях должен служить для учащихся примером, быть образцом высокой нравственности, идейной убежденности, культуры, принципиальности и широкой эрудиции.

4. Заключение

Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие, т.е. действительно быть субъектом конкретной ситуации. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения, но также используют с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.

Методы и средства воспитания применяются во взаимосвязи. Такое сочетание возможно в контексте как комплекса, так и отдельной воспитательной ситуации. Например, в рамках воспитательной работы родителей, членов трудового (ученического, студенческого) коллектива и в ходе воспитательной деятельности профессионалов в специальных учреждениях.

К основным понятиям, используемым для понимания способов воспитательного воздействия на человека и приемов взаимодействия воспитателя и воспитанника, относят методы, приемы и средства воспитания, формы воспитания, методику и технологию воспитания.

  1. Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика. — Казань, 2002.

2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. — Ростов н/Д., 1999.

3. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. — СПб., 2004.

4. Воронцов В.Л. Могущество знания. — М., 1999.

5. Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. — М., 2005.

6. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1998.

7. Макаренко А.С. О воспитании. — М., 1990.

8. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. — М., 1999.

9. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1999.

10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. — М., 2004.

11. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. — М., 2004.

12. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. — М., 1974.

13. Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1999.

  1. Ссылки на использованные источники
  1. https://www.pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-403.shtml
  2. https://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/03_01.html
  3. https://www.detskiysad.ru/ped/ped196.html
  4. https://vaniorolap.narod.ru/theme8.html

Арт-терапия: избавление от прошлого и гармонизация личности

В методики развития личности входят, прежде всего, средства, которые помогают внести гармонию, облегчить человеку достижение его целей. В этом смысле хорошим подспорьем может служить метод арт-терапии. На протяжении жизни человек переживает большое количество болезненных эмоций. Они предстают тем «грузом», который тормозит интеллектуальное развитие личности и вносит сумбур в семейную жизнь. Накапливаясь в бессознательном, отрицательный опыт не дает двигаться вперед, затягивая достижение целей на месяцы и годы.

Как использовать метод арт-терапии?

Для этого метода можно использовать пластилин. Арт-терапия – отличный способ самоанализа. Сначала необходимо вспомнить травмирующую ситуацию, снова пережить то, что когда-то принесло боль. Затем нужно взять кусочек пластилина и слепить из него образ, соответствующий ощущениям. Не нужно спешить, можно мять кусочки столько, сколько пожелает душа. Позволяйте себе плакать или злиться в этот момент.

Затем посмотрите со стороны на то, что вышло в итоге. Не нужно давать образу оценку. Можно задать себе вопрос: «Насколько теперь, после создания этого образа, сделались меньше мои негативные переживания?».

Если травмирующая ситуация была не слишком тяжелой, бывает достаточно одного сеанса арт-терапии. Если переживания достаточно глубоки, необходимо более длительное время. Не обязательно в качестве материала использовать именно пластилин. В арт-терапии выражать чувства можно при помощи акварельных красок, пастели.

Современные подходы

Методика воспитания сегодняшнего дня диктует несколько способов подхода к нему.

Системный

Трактует формирующуюся личность как целостное образование. Цели, содержание и организация воспитательной деятельности максимально взаимосвязаны. Системный подход дает ряд условий для самореализации, творчества, развития индивидуальности.

Методы социального воспитания

Деятельно-отношенческий

Воспитанника стимулируют на различные виды деятельности, которые способствуют усвоению общественного опыта. Развивающее влияние такого подхода проявляется только при условии, что вызывает у воспитываемого внутренние переживания, заставляет проявлять к происходящему положительное или отрицательное отношение, стимулирует собственную активность.

Личностно-ориентированный

Обеспечивает воспитаннику возможности самопознания, самореализации. Готовый опыт бывает мало полезен, основой изменений всегда становится способность расти и обучаться с учетом собственного опыта. Главную роль играют не внешние факторы, приоритет отдается активной личности.

Этапы формирования личностно профессиональных качеств

Так как целью любого обучения является формирования профессионала по определённой специальности, основные этапы развития личностно-профессиональных качеств происходит в учебных заведениях. Кроме взаимодействия с преподавателями, человек находится на этапе активного саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, именно в период получения образования происходят основные этапы формирования и развития главных качеств (как личностных, так и профессиональных) необходимых для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Первым этапом является определение будущей сферы деятельности в целом и профессии в частности, исходя из персональных возможностей и личных предпочтений. Далее следует адаптация к неизвестным условиям дальнейшего развития. На этом этапе поступает большое количество информации о специфике работы и тех качествах, которые необходимы, чтобы в ней преуспеть. После стабилизации образовательного процесса, получения некоторых практических навыков приходит полное осознание соответствия себя в профессии. Успешность в дальнейшем зависит не столько от наличия природных качеств и возможностей, как от постоянной готовности работать над своими личностно профессиональными качествами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]