Текст книги «Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека»


Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

По итогам отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, рассчитанной нарастающим итогом.

В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа:

  • в 1 квартале года = авансовый платеж, подлежащий уплате в последнем квартале предыдущего года.
  • во 2 квартале года = 1/3 * авансовый платеж за первый квартал
  • в 3 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам полугодия — авансовый платеж по итогам первого квартала).
  • в 4 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам девяти месяцев — авансовый платеж по итогам полугодия)

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода.

В этом случае авансовые платежи исчисляются исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачивают:

  • организации, у которых за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 3 000 000 рублей за каждый квартал,
  • бюджетные учреждения,
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство,
  • некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации,
  • участники простых товариществ,
  • инвесторы соглашений о разделе продукции,
  • выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.

Налог по итогам года уплачивается не позднее не позднее 28 марта следующего года.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода.

Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают их не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого начисляется налог.

Суммы уплаченных ежемесячных авансовых платежей, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Особенности исчисления и уплаты налога:

  • организациями, имеющими обособленные подразделения
  • резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области

10.2. Проблема личности в психологии

Человек – самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. Понимание сущности человеческой субъективности возможно только с позиций целостного, системного и историко-эволюционного подходов. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах А.Н. Леонтьева.

1. Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, т. е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ его жизни, его психологии.

Человек как индивид – это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности: в пище, тепле, отдыхе и т. д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Н.А. Бердяев, русский религиозный философ, писал: «Человек – есть принципиальная новизна в природе. Тело человека – культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека». Даже человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, иными способами, являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей.

В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».

2. Личность – одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И. Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.

Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла. Первый, наиболее очевидный смысл – несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет. Второй – социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.

Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т. д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т. е. выступать в разных ролях. Однако личность – это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность – это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей.

Несмотря на то что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты:

1) личность – это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся;

2) личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т. е. взаимосвязей с другими людьми. А.Н. Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т. к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию.

Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека – существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы;

3) сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение – это поведение по собственному свободному выбору;

4) личность – это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.

3. Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое) – высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности – это жизненный путь человека.

Профессиональные качества личности

Мало получить определенные знания в той или иной профессиональной деятельности. Для достижения успеха в выбранной сфере личности должны быть присущи конкретные качества. Независимо от значимости профессии, способности человека классифицируют на несколько категорий:

  • вербальность – владение языком, определение значимости понятий и слов;
  • способность числовая – умение точно и быстро выполнять стандартные арифметические действия;
  • возможность корректировать цифры, буквы, слова;
  • иметь представление о предметах в 2-3-х измерениях;
  • умение детализировать объекты и графические изображения;
  • координация моторная – контроль движения глаз, ног и рук; способность согласовывать их с определенными сигналами;
  • ловкость – умение манипулировать мелкими предметами;
  • восприятие цветовых оттенков, возможность различать и сравнивать их;
  • общий интеллект – способность к обучению, заключающаяся в понимании и принятии изучаемого материала, умении рассуждать и делать правильные выводы.


Способности человека

На основе описанных свойств составляется перечень психологических качеств, необходимых для конкретной профессиональной деятельности. Чтобы стать успешным в деле, необходимы и другие индивидуальные характеристики. Они называются социальным темпераментом и оказывают влияние на уверенность личности в определенных условиях деятельности.

Виды индивидуально-психологических профессиональных качеств:

  1. Типологические свойства, включающие в себя лабильность нервной системы, динамичность, подвижность, силу.
  2. Перцетивные и сенсорные свойства, уровень которых развивается с приобретением навыков.
  3. Внимание индивида, включающее такие элементы, как переключение, распределение, устойчивость.
  4. Психомоторика, основанная на выработке определенных операционных систем, необходимых в решении профессиональных задач.
  5. Мнемоника – свойство запоминать материал, технические приемы и умение развивать профессиональную память.

Обратите внимание! В любой деятельности нужно уметь мыслить и иметь воображение, особенно важны волевые качества. Без них не получится преодолеть сложности в рабочем процессе.

Волевые качества личности

Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды

В процессе жизни человек получает определенный опыт. В зависимости от того, через какие процессы пришлось пройти, формируется характер. Преодоление препятствий помогает реализовать волю индивида.

Основные волевые качества

ХарактеристикаОсобенности
ЦелеустремленностьАктивное, сознательное, мотивационное движение к определенному результату. Подразделяется на 2 вида: • стратегия – умение руководствоваться убеждениями, определенными ценностями, идеалами; • тактика – способность ставить перед собой четкие цели и не отвлекаться в процессе их достижения
ИнициативностьЯвляется определенным «толкателем» целеустремленности. Инициатива помогает преодолеть инертность и направить волю в конкретное русло
СамостоятельностьАктивная сознательная установка действовать с позиций собственных убеждений и взглядов, не поддаваясь влиянию внешних факторов
ВыдержкаУмение противостоять препятствиям в достижении цели. Требует самоконтроля и самообладания, способности выбрать оптимальный вариант действий
РешительностьПроявляется в умении быстро принимать твердые, обоснованные решения и претворять их в жизнь. При этом не исключаются обдумывание своих действий с различных позиций, прохождение через антагонизм мотивов и внутреннюю борьбу с собой
СмелостьПервый шаг в формировании решительности определяется умением преодолевать страхи и способностью идти на оправданные риски
ЭнергичностьПроявляется в концентрации внутренних сил, необходимых для получения результата
НастойчивостьЯвляется чертой характера, дополняющей энергичность и позволяющей мобилизовать силы на длительный процесс движения к цели
ОрганизованностьНеобходимое качество, помогающее разумно спланировать и упорядочить свои действия
ДисциплинированностьПроявляется в осознанном подчинении личного поведения принятым в обществе нормам и порядкам, с учетом требований действий
СамоконтрольЯвляется производной составляющей дисциплинированности. Выражается в способности контролировать свои действия и направлять поведение в нужное русло, не поддаваясь сиюминутным импульсам


На пути к цели

Описанные базовые качества взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Воля – это осознанное приобретенное свойство личности, развиваемое в процессе постановки цели, умение направленно к ней двигаться, преодолевая препятствия, способность брать ответственность за собственные действия.

Социально-психологические качества личности

Развитие личности — что это такое в психологии

Свойства и качества личности в социально-психологическом плане в обществознании не имеют единого четкого определения. В научных работах психологов встречается несколько различных суждений на эту тему. Вот основные из них:

  1. Если трактовать термин «личность» как синоним слова «человек», то под качествами подразумевают характеристики. Если личность – составной элемент качеств, то черты человека определяются социальными свойствами.
  2. Иногда в понятие «социально-психологические черты» вкладывают противопоставление базовых и вторичных свойств (в ракурсе различий личностных и общепсихологических).
  3. Структуру индивидуума воспринимают как набор черт и свойств. Либо, наоборот, как конкретную систему, состоящую не из качеств, а других элементов.

Исходя из этого списка, понятно, что однозначно определить социально-психологические свойства личности сложно. Потому что, во-первых, нет конкретного перечня таких качеств и критериев их выделения. Во-вторых, имеются противоречия в соотношении способностей и свойств. Все эти аспекты требуют пристального внимания. Их суть еще долго будет изучаться социологами и психологами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]