Факторы развития личности человека — что к ним относится


Что такое факторы развития личности в психологии

Развитие личности – длительный процесс, во время которого происходят становление физических и духовных сил, реализация человека в социуме. Духовность, приоритеты и взгляды на жизнь зависят от условий, в которых протекают детство и юношество.

Факторы развития личности – это силы, которые продвигают процесс формирования индивида, помогают развиваться во всех жизненных сферах. С раннего детства и в течение всей жизни они влияют на человека посредством семейного воспитания и через образовательную систему.

Что делает нас собой?

Стоит понимать, что факторы, определяющие развитие личности важны в процессе самосовершенствования. Невозможно добиться роста, если даже один из них страдает. То есть, если вы находитесь в плохом коллективе, который негативно влияет на вас, мешая в достижении значимых целей, то сразу возникает вопрос, а правильный ли выбор вы сделали?

Человек сам строит свой путь

Помимо контроля и обучения, очень важно, чтобы индивидуум сам хотел развиваться и стремился к улучшению своих уже имеющихся навыков. В большинстве случаев он сам определяет своё будущее, постоянно совершая выбор. То есть, человек выбирает свои политические и духовные предпочтения, увлечения и симпатии, это и превращает его в личность. А дальнейшие факторы и предпосылки развития личности помогают ему в этом.

Ведущие факторы, влияющие на личность человека

Положительные черты характера человека — что к ним относится

В социологии личность – это совокупность важных социальных качеств, которые характеризуют человека как часть общества. Развитый человек – противоположность массовой личности, он отличается стремлением двигаться вперед, желанием добиваться результатов.


Личность среди толпы

Факторы делятся на внешние и внутренние. Внешние – это условия жизни и отношения в обществе, внутренние – личная активность человека.

Среди всех факторов выделяют основные:

  1. Наследственность – комплекс умений и навыков, которые передаются новорожденному от родителей. У каждого человека есть свой генотип, который определяет наследственную предрасположенность;
  2. Воспитание – система искусственно привитых навыков и умений. От родителей зависят воспитание ребенка в детстве и его желание самостоятельно продолжать развитие в осознанном возрасте. Также сюда относится педагогическое воспитание в школе, формирование безопасного поведения личности;
  3. Среда – это комплекс условий и обстоятельств, при которых человек растет, учится и взаимодействует с окружением. Среда может быть географической – пределы страны проживания, её климат и традиции. Домашняя среда означает условия жизни отдельной семьи, социальная – окружение человека.

Обратите внимание! Наследственный фактор влияет на жизнь, но желание человека преуспеть в какой-либо сфере может быть сильнее генетики. Например, наследственная предрасположенность к точным наукам не означает, что человек не сможет добиться успеха в творчестве.

Наследственность

Наследственность, прежде всего, формируется воздействием целого ряда показателей. Именно поэтому каждый из них рассматривается отдельно и вывод делается по всем ним суммарно. Человек наследует физические черты, особенности физиологии, особенности нервной системы, болезни и их риски. Задатки — это также часть системы человеческого организма, играющая колоссальную роль в развитии человека. Особенности нервной системы человека влияют на его внимательность, способность к выполнению тех или иных задач, предрасположенность к профессии, талантам. Их развитие не может происходить нормально при отсутствии условий для развития. Моральные качества, считается что не наследуются, а являются приобретенными во взаимодействии индивида со средой. Другая же точка зрения говорит обратное. Последняя точка зрения актуальна в западной школе педагогики.

Роль воспитания родителями

Причины конфликтов — основные факторы которые могут повлиять на это

Личность всегда формируется под воздействием множества факторов, но главную роль среди них играет воспитание. От родителей зависят, будет ли ребенок тянуться к знаниям, его сосредоточенность и желание познавать мир. В раннем детстве дети начинают усваивать правила и нормы поведения в обществе.


Семья читает книгу

Воспитание бывает стихийным (хаотичным) и целенаправленным. Стихийное воспитание находится во взаимосвязи с повседневной жизнью, знания ребенок получает методом проб и ошибок. Целенаправленное воспитание – упорядоченный процесс обучения родителями и педагогами с целью привить ребенку хорошие манеры, правила поведения и жизненные ценности.

Что влияет на успешность воспитательного процесса в семье:

  • Осознанность родителей является главным критерием успешного процесса. Супруги должны понимать цели и задачи воспитания своего ребенка;
  • Соответствие семейного воспитания с программой детского сада и школы. Зачастую желание родителей привить ребенку положительные качества совпадает с общепринятыми системами обучения, но их действия должны быть параллельными. Например, если в школе учат правилам этикета, дома они должны практически подкрепляться;
  • Семейный уклад и равенство. Супруги должны действовать сообща, воспитывать ребенка по одним правилам. Например, если мама запрещает есть сладкое, а папа – нет, ребенок не будет разбираться, каково правильное решение, а кто не прав. Мама для него будет строгой, а папа добрым;
  • Умение родителей сочетать в своем отношении любовь, уважение и строгость. Воспитание в строгости формирует в ребенке комплексы, а постоянная ласка и потакание всем желаниям делают из него эгоиста;
  • Наличие родительского авторитета в глазах ребенка. Дети должны уважать своих родителей, для этого мама и папа обязаны показывать хороший пример. Авторитет формируется, когда дети видят, как родители успешно совмещают работу и общественную деятельность. Супруги должны интересоваться жизнью ребенка, они могут указать на его ошибки и помочь их исправить;
  • Взаимоотношения родителей. Дети должны расти в семье, где супруги уважают мнение друг друга. В противном случае ребенок будет проявлять неуважение к сверстникам и учителям.

Обратите внимание! Если ребенок подвергался насилию со стороны отца или матери, в будущем он может также поступать с окружающими и стать преступником.

Этапы и стадии становления личности

Существует несколько периодизаций становления личности. Наиболее полная и часто цитируемая была предложена психологом немецкого происхождения Эриком Эриксоном. Он выделял 8 этапов развития личности:

  1. Младенчество.
  2. Раннее детство.
  3. Возраст игры.
  4. Школьный возраст.
  5. Юность.
  6. Молодость.
  7. Зрелость.
  8. Старость.

По Эриксону, каждый из этапов предполагает отдельный внутренний конфликт, который решается одним из двух возможных способов: благоприятно и неблагоприятно для развития личности.

Младенчество

По Эриксону, в младенчестве ребёнок пребывает в конфликте «доверие-недоверие». От того, с каким результатом он выйдет из этого периода во многом, но не абсолютно полностью зависит то, насколько он будет воспринимать окружающий мир как надёжный и предсказуемый. Для того чтобы развитие личности было успешным, на этом этапе мама должна проявлять заботу о младенце.

Раннее детство

В период раннего детства (1-3 года) ребёнок осваивает базовые самостоятельные навыки. Ведущим конфликтом становится «автономность-опёка». С одной стороны, ребёнок стремиться расширять границы своих действий, с другой – взрослые ограничивают его самостоятельность. Если доминирует первое, ребёнок, выходя из стадии раннего детства, приобретает зачаток такого качества будущей личности, как воля. Гиперопека формирует безволие.

Возраст игры

В период возраста игры, или дошкольного, основным противоречием становится «инициатива-ограничение». Если взрослые поддерживают игры и инициативы ребёнка, то у него закрепляются такие полезные черты, как предприимчивость и решительность. Если же взрослые постоянно одергивают ребёнка, действуют путём прямых запретов, то они формируют у него чувство вины. Это негативно отражается на личности, создавая предпосылки к развитию психических расстройств в последующие периоды.

Школьный возраст

Уверившись в надёжности окружающего мира, научившись быть автономной и инициативной, личность переходит в период школьного возраста. В нём ей надлежит приобрести компетентность, освоить сложные навыки, научиться самостоятельно думать и кооперироваться с другими людьми. Если на этом этапе ребёнок встречает непреодолимые препятствия (плохая успеваемость, травля сверстниками или дискриминация учителем), то это приводит к формированию комплекса неполноценности.

Юность

Юность, или подростковый возраст, в периодизации Эриксона является ключевым. Вопросы, подлежащие решению подростком: кто он и к чему он хочет стремиться. При позитивном исходе личность приобретает такие важнейшие качества, как целостность и непротиворечивость. Они необходимы для дальнейшего развития.

Если названные принципиальные вопросы не находят ответов, формируются чувства неопределённости, бесполезности и бесцельности существования. Они затрудняют развитие личности, во всяком случае в классическом понимании этого процесса.

Молодость

Молодостью Эриксон называл короткий возрастной период – 20-25 лет. На этом этапе личность совершенствуется в построении интимных отношений. С одной стороны, ей хочется близости и поддержки. С другой – сохранить независимость. На этой развилке личность приобретёт привычку находиться в паре с кем-то или быть одинокой.

Зрелость

Самый длительный период в развитии личности – зрелость (25-65 лет). Человек находится в максимально продуктивном состоянии. Он совершенствует свои навыки, передаёт знания более молодым, воспитывает детей, приобретает основательность. В зрелом возрасте приходит понимание глубоких тем: связь между поколениями, ответственность за будущее, забота о других, благотворительность. Или не приходит – и тогда говорят о стагнации и безразличии, которые являются следствием нерешённых вопросов на предыдущих стадиях развития.

Старость

Заключительный этап развития личности – время осмысления своей жизни. Как и на предыдущих стадиях, оно реализуется в двух полярных вариантах: «цельность-безнадёжность». Развитая личность в старости мудро принимает свою жизнь так, как она сложилась. В противоположном случае человека охватывает чувство безысходности и сожаления за бесцельно прожитые годы.

Как влияют социализация и окружение

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Социализация – процесс развития человеческой личности в соответствии с правилами поведения в обществе. Процесс социального становления начинается с раннего детства и приостанавливается, когда человек в состоянии нести ответственность за свои действия. Этот процесс не заканчивается – в течение всей жизни индивид дополняет и закрепляет свои знания.


Человек в коллективе

Общество формирует социальные стандарты и стереотипы поведения (в школе, в институте, на работе), чтобы не остаться в стороне, личность обязана усвоить эти правила. Сначала индивид приобретает общие черты поведения социальной группы, в которой он находится. Со временем вырабатываются индивидуальные черты, которые позволяют реализовать задатки и возможности, заложенные в его генотипе.

Этапы социализации на примере обучения в университете:

  1. Адаптация. Подросток попал в новую среду и изучает правила поведения;
  2. Интеграция. Поняв принципы работы, студент вливается в новый коллектив, обязуется соблюдать принятые правила;
  3. Саморазвитие. Привыкнув к новым правилам, студент начинает получать знания, развиваться;
  4. Саморегулирование. Студент самостоятельно контролирует свои действия и успеваемость.

Окружение может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на индивида. Например, если ребенок со средней успеваемостью попадает в класс с более развитыми детьми, его успеваемость вырастет в краткие сроки. В обратной ситуации, попадая в коллектив троечников, школьник перестанет учиться, и его успеваемость падает.

С возрастом человек в состоянии самостоятельно выбирать окружение, если прежняя среда его не устраивает. Какие характеристики окружения помогают развитию личности:

  • Успех. Доказанный факт – люди, которые добиваются значительных успехов, вдохновляют и заставляют развиваться остальных;
  • Уважение. Невозможно развиваться, если со стороны общества поступают оскорбления. Это правило работает для школы, работы и семьи;
  • Высокий интеллект и уровень культуры. Окружив себя умными и рассудительными людьми, человек начинает на них равняться и заниматься своим развитием;
  • Здоровье. Окружая себя спортивными и здоровыми людьми, индивид стремиться поддерживать свою физическую форму. Курильщик в компании здоровых людей со временем начинает думать о том, чтобы избавиться от вредной привычки.

Обратите внимание! Факторы, влияющие на формирование и развитие личности ребенка, во многом зависят от родителей. У детей нет возможности выбирать своё окружение самостоятельно. Они могут выбрать, с кем общаться в классе, но в какой школе они будут учиться, выбирают родители. Следует обращать внимание на то, как к ребенку относятся его одноклассники и учителя.

Советы по саморазвитию

Саморазвитие происходит постоянно, у этого процесса нет конца. Двигаться можно только вперед или назад, проходя через эволюцию или деградацию. Вступив на путь развития личности в психологии, необходимо:

  • Найти слабые стороны своей личности, например, опросив знакомых, вызывающих доверие, и выписав те качества, которые не нравятся (пессимизм, постоянные жалобы, нытье, упрямство, отсутствие развития, лень и т. п.). Чем более полным и честным будет список, тем лучше.
  • Определится с приоритетами. Кому-то важно повысить уровень общительности и завести новых друзей, для другого большое значение имеет развитие трудолюбия и продвижение по карьерной лестнице, третий стремится к путешествиям, а четвертый хочет реализоваться в роли хранителя домашнего очага.
  • К намеченной цели необходимо идти постоянно, не сбиваясь с пути, совершая небольшие, но ежедневные шаги. Не надо сегодня реализовывать одну идею, а завтра бросать ее ради решения другой задачи. Если поставлена цель – накопить миллион, то стоит рассчитать, сколько дней на это потребуется, по сколько следует откладывать ежедневно/еженедельно/ежемесячно, а затем просто каждый день выполнять эти действия. Возможно, потребуется отказаться от каких-то мелких необязательных, но регулярных трат, вроде стаканчика кофе в кофейне каждое утро.


Цвет дня по лунному календарю: учитесь привлекать удачу!

Особенности лунного календаря. Жизнь по лунному календарю. Планирование дня по лунному календарю. Цвет дня по лунному календарю

Читать ›

  • Очень важно постоянно развиваться, узнавать новое. Однако ни в коем случае нельзя ограничиваться теорией, важно применять полученные знания на практике, иначе они останутся невостребованными и не принесут никаких плодов.
  • Также стоит пересмотреть свое окружение. Если кто-то мешает личностному развитию, постоянно обесценивает, ставит под сомнения все начинания, то следует максимально сократить общение с такими людьми. Возможно, для этого придется прибегнуть к помощи психолога.
  • Повышать полезность, как для себя и своих близких, так и для общества в целом. Это не означает, что нужно срочно совершать какие-то открытия, но стоит научиться слышать других людей и помогать им при необходимости.
  • Учиться быть осознанными, находиться в моменте, быть здесь и сейчас.
  • Изучать язык тела, следить за осанкой, выражением лица, улыбкой, походкой, мимикой и т. п. Если быть открытым миру, излучать позитив, то мир ответит взаимностью.
  • Пересмотреть свой стиль, изменить его при необходимости. Избавиться от чересчур мрачного гардероба, подобрать вещи в соответствии с возрастом, социальным статусом, подходящие по размеру. Пусть лучше их будет немного, но они будут качественными и сочетающимися между собой.

Похожие статьи


Психология рисунка ребенка: как малыш говорит с вами через каракули Екатерина Юркова

•9 Февраля, 19:02


10 секретов психологии женщины в отношениях Екатерина Юркова •9 Февраля, 19:02


Психологическая картина мира и ее воздействие на жизнь человека Жанна Вамуш •9 Февраля, 19:02


Жизненные циклы человека: о чем говорят звезды Екатерина Юркова •9 Февраля, 19:02


Развитие внутренней энергии возможно: 10 эффективных приемов Екатерина Юркова •9 Февраля, 19:02

  • Стать ответственным и самостоятельным, принять тот факт, что никто, кроме самого человека, не отвечает за то, как он живет. Индивид оказывается в роли жертвы, потому что сам совершил шаги, которые привели его в эту точку. Хорошая же новость заключается в том, что индивидуум сам может изменить ситуацию так, как ему нужно, главное – захотеть и начать действовать.

Можно ли повлиять на процесс формирования

Развитие личности ребенка – задача родителей, они могут оказывать влияние на процесс формирования. На характер ребенка и его личностное развитие влияет поведение родителей, то, как с ним разговаривают, ругают его или нет.

С 2 до 7 лет дети начинают взаимодействовать со сверстниками и воспитателями. С 7 до 18 лет родители продолжают воспитание ребенка, контролируют его окружение, чтобы он вырос полноценной и воспитанной личностью.


Малыш поднимается по книжкам

В осознанном возрасте человек может самостоятельно влиять на своё развитие при условии, если у него было правильное воспитание. Наследственность поменять не получится, но с её негативными проявлениями можно бороться, положительные – использовать в свою пользу. От человека полностью зависят его благосостояние, здоровье и уровень интеллекта.

Обратите внимание! Дети с врожденными отклонениями и нарушениями головного мозга развиваются индивидуально. Проблемы со здоровьем могут тормозить развитие ребенка, даже если он растет в благоприятной среде.

Типы личности

Так или иначе совершеннолетнего человека уже принято называть личностью. Но даже если он не обладает всеми признаками развитой личности, то все же некоторые личностные проявления у него имеются.

В зависимости от характера этих проявлений, можно выделить 4 типа личности:

  1. Интегрированная — это полностью состоявшаяся личность, способная к самодостаточности и непротиворечивости своих действий. Она определилась со своей социальной ролью, умеет контролировать свое поведение, управлять эмоциями и достигать поставленных целей.
  2. Защищенная — личность, которая чувствует защиту и поддержку всех институтов общества (школы, семьи, государства, страны) и гармонично развивается в безопасных и комфортных условиях.
  3. Пассивно-зависимая — личность, не способная принимать решения, идущая на поводу у чужого мнения, психологически внушаемая, не способная управлять эмоциями и отказаться от своих привычек.
  4. Неинтегрированная — личность, которая не может определиться со своей социальной ролью, не проявляет динамики в своем жизненном цикле и не стремится к признанию, самоутверждению.

В каком возрасте происходит развитие личности

Психологи утверждают, что в разные периоды жизни человек развивается неравномерно. До определенного возраста дети активно учатся новому, после чего их развитие замедляет темп.

Как меняется развитие в разном возрасте:

  • В дошкольном возрасте ребенок усваивает от родителей и воспитателей общие знания, которые послужат основой для дальнейшего развития;
  • В возрасте 6-16 лет на ребенка влияют все факторы становления полноценной личности, главную роль играют воспитание и социализация. Формируются убеждения, собственное мнение и взгляды на жизнь;
  • С 17 до 26 лет наблюдаются максимальная восприимчивость к обучению, способность анализировать и делать выводы. Именно в этом возрасте человек получает высшее образование в выбранной сфере деятельности;
  • В промежутке между 26 и 30 годами процессы замедляются, наблюдаются упадок внимания, снижение памяти;
  • К 30-34 годам может произойти новый скачек в развитии, когда человек начинает осваивать выбранную профессию на практике, его мозг активно работает;
  • В 35-40 лет индивид продолжает развиваться по прежней схеме, но в замедленном темпе;
  • После 40 лет происходит снижение уровня мышления, памяти и внимания.

Обратите внимание! Возраст не может ограничить личное желание. Кто-то с 18 до 25 лет активно развивается, после чего идет на спад. Некоторые к 30 годам находят своё место в жизни, меняют работу и круг общения.

В течение всей жизни люди растут, получают новые знания и умения. В педагогике факторы развития полноценной личности – это движущие силы, способствующие реализации человека. Успешный тип личности не передается по наследству, на развитие человека в большей степени влияют воспитание и окружающая среда.

До скольких лет формируется индивидуальность

Окончательное становление индивидуальности происходит примерно к 25 годам. Тем не менее этот возрастной порог может варьироваться в зависимости от многих факторов, поэтому однозначно сказать, до скольких лет формируется личность, нельзя.

Формирование индивидуальности человека происходит в течение всей жизни. Характер, внутренние установки и мировоззрение имеют свойство изменяться из-за опыта, который приобретает индивид.

Этапы формирования личности условно разделяют по возрасту человека и навыкам, которые он приобретает:

  1. От рождения до 1 года. Ребенок начинает взаимодействовать с окружающим миром и приобретает ряд навыков, учится ходить, сидеть, держать голову.
  2. От 1 года до 3 лет. В этом возрасте ребёнок руководствуется базовыми инстинктами, но уже копирует отдельные элементы поведения взрослых. Он особо чувствителен к тому, как родители к нему относятся, настолько они терпеливые и понимающие.
  3. От 3 до 6 лет. В этот период дети тренируются взаимодействовать со сверстниками, познают себя и других людей, учатся выстраивать первые в своей жизни отношения. Особую роль в этом возрасте играют развивающие игры, которые формируют умственные способности ребенка.
  4. От 6-ти до 12-ти лет. Ребенок идет в школу и приобретает опыт взаимодействия с новым для него социумом, в котором ему приходится учиться брать на себя ответственность, регулярно заниматься и совершенствовать свои знания. В этом же возрасте легче всего выявляются интересы и предрасположенности, хобби.
  5. От 12-ти до 16-ти лет. Подростковый возраст является одним из самых сложных как в жизни ребенка, так и в жизни родителей. Чаще всего это связано с непониманием, желанием самовыражаться со стороны ребенка. Подростки ближе к 16-ти годам определяются со сферой интересов, начинают стремиться к определенной профессии. Если у ребенка появляется хобби или увлечение, родителям нужно всячески поддерживать этот интерес.
  6. От 16-ти до 23-х лет. Индивид обучается профессии, осознает, что является важной единицей общества. В этом возрасте он зачастую начинает зарабатывать деньги, ставит цели, предпринимает попытки отделения от родителей, самостоятельной жизни. Завершается формирование организма и тела, молодой человек направляет силы на его совершенствование.
  7. От 23-х до 30-ти лет. Чаще всего в этом возрасте индивида заботит поиск партнера и места в жизни. Многих волнуют экзистенциальные вопросы о смысле жизни. Начинается этап самостоятельного существования.
  8. От 30-ти до 70-ти лет. В начале этого этапа люди нередко сталкиваются с неудовлетворенностью своей жизнью, результатами трудов. Период кризиса сменяется «вторым дыханием», позволяющим пережить все изменения и принять их. В этом возрасте люди, как правило, углубляются в развитие рабочих навыков, хобби.

Описанные этапы формирования индивида могут смещаться и происходить на пару лет раньше или позже. Это относится к особенностям формирования личности. Все зависит от того, какой опыт был получен и какие выводы из него были сделаны человеком.

Критерии развития

Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:

  • усиление субъектности;
  • целостность и интегрированность в мир;
  • рост продуктивности;
  • развитие душевных (духовных) качеств и способностей.

Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).

  • У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
  • У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]