Что такое факторы развития личности в психологии
Развитие личности – длительный процесс, во время которого происходят становление физических и духовных сил, реализация человека в социуме. Духовность, приоритеты и взгляды на жизнь зависят от условий, в которых протекают детство и юношество.
Факторы развития личности – это силы, которые продвигают процесс формирования индивида, помогают развиваться во всех жизненных сферах. С раннего детства и в течение всей жизни они влияют на человека посредством семейного воспитания и через образовательную систему.
Что делает нас собой?
Стоит понимать, что факторы, определяющие развитие личности важны в процессе самосовершенствования. Невозможно добиться роста, если даже один из них страдает. То есть, если вы находитесь в плохом коллективе, который негативно влияет на вас, мешая в достижении значимых целей, то сразу возникает вопрос, а правильный ли выбор вы сделали?
Человек сам строит свой путь
Помимо контроля и обучения, очень важно, чтобы индивидуум сам хотел развиваться и стремился к улучшению своих уже имеющихся навыков. В большинстве случаев он сам определяет своё будущее, постоянно совершая выбор. То есть, человек выбирает свои политические и духовные предпочтения, увлечения и симпатии, это и превращает его в личность. А дальнейшие факторы и предпосылки развития личности помогают ему в этом.
Ведущие факторы, влияющие на личность человека
Положительные черты характера человека — что к ним относится
В социологии личность – это совокупность важных социальных качеств, которые характеризуют человека как часть общества. Развитый человек – противоположность массовой личности, он отличается стремлением двигаться вперед, желанием добиваться результатов.
Личность среди толпы
Факторы делятся на внешние и внутренние. Внешние – это условия жизни и отношения в обществе, внутренние – личная активность человека.
Среди всех факторов выделяют основные:
- Наследственность – комплекс умений и навыков, которые передаются новорожденному от родителей. У каждого человека есть свой генотип, который определяет наследственную предрасположенность;
- Воспитание – система искусственно привитых навыков и умений. От родителей зависят воспитание ребенка в детстве и его желание самостоятельно продолжать развитие в осознанном возрасте. Также сюда относится педагогическое воспитание в школе, формирование безопасного поведения личности;
- Среда – это комплекс условий и обстоятельств, при которых человек растет, учится и взаимодействует с окружением. Среда может быть географической – пределы страны проживания, её климат и традиции. Домашняя среда означает условия жизни отдельной семьи, социальная – окружение человека.
Обратите внимание! Наследственный фактор влияет на жизнь, но желание человека преуспеть в какой-либо сфере может быть сильнее генетики. Например, наследственная предрасположенность к точным наукам не означает, что человек не сможет добиться успеха в творчестве.
Наследственность
Наследственность, прежде всего, формируется воздействием целого ряда показателей. Именно поэтому каждый из них рассматривается отдельно и вывод делается по всем ним суммарно. Человек наследует физические черты, особенности физиологии, особенности нервной системы, болезни и их риски. Задатки — это также часть системы человеческого организма, играющая колоссальную роль в развитии человека. Особенности нервной системы человека влияют на его внимательность, способность к выполнению тех или иных задач, предрасположенность к профессии, талантам. Их развитие не может происходить нормально при отсутствии условий для развития. Моральные качества, считается что не наследуются, а являются приобретенными во взаимодействии индивида со средой. Другая же точка зрения говорит обратное. Последняя точка зрения актуальна в западной школе педагогики.
Роль воспитания родителями
Причины конфликтов — основные факторы которые могут повлиять на это
Личность всегда формируется под воздействием множества факторов, но главную роль среди них играет воспитание. От родителей зависят, будет ли ребенок тянуться к знаниям, его сосредоточенность и желание познавать мир. В раннем детстве дети начинают усваивать правила и нормы поведения в обществе.
Семья читает книгу
Воспитание бывает стихийным (хаотичным) и целенаправленным. Стихийное воспитание находится во взаимосвязи с повседневной жизнью, знания ребенок получает методом проб и ошибок. Целенаправленное воспитание – упорядоченный процесс обучения родителями и педагогами с целью привить ребенку хорошие манеры, правила поведения и жизненные ценности.
Что влияет на успешность воспитательного процесса в семье:
- Осознанность родителей является главным критерием успешного процесса. Супруги должны понимать цели и задачи воспитания своего ребенка;
- Соответствие семейного воспитания с программой детского сада и школы. Зачастую желание родителей привить ребенку положительные качества совпадает с общепринятыми системами обучения, но их действия должны быть параллельными. Например, если в школе учат правилам этикета, дома они должны практически подкрепляться;
- Семейный уклад и равенство. Супруги должны действовать сообща, воспитывать ребенка по одним правилам. Например, если мама запрещает есть сладкое, а папа – нет, ребенок не будет разбираться, каково правильное решение, а кто не прав. Мама для него будет строгой, а папа добрым;
- Умение родителей сочетать в своем отношении любовь, уважение и строгость. Воспитание в строгости формирует в ребенке комплексы, а постоянная ласка и потакание всем желаниям делают из него эгоиста;
- Наличие родительского авторитета в глазах ребенка. Дети должны уважать своих родителей, для этого мама и папа обязаны показывать хороший пример. Авторитет формируется, когда дети видят, как родители успешно совмещают работу и общественную деятельность. Супруги должны интересоваться жизнью ребенка, они могут указать на его ошибки и помочь их исправить;
- Взаимоотношения родителей. Дети должны расти в семье, где супруги уважают мнение друг друга. В противном случае ребенок будет проявлять неуважение к сверстникам и учителям.
Обратите внимание! Если ребенок подвергался насилию со стороны отца или матери, в будущем он может также поступать с окружающими и стать преступником.
Этапы и стадии становления личности
Существует несколько периодизаций становления личности. Наиболее полная и часто цитируемая была предложена психологом немецкого происхождения Эриком Эриксоном. Он выделял 8 этапов развития личности:
- Младенчество.
- Раннее детство.
- Возраст игры.
- Школьный возраст.
- Юность.
- Молодость.
- Зрелость.
- Старость.
По Эриксону, каждый из этапов предполагает отдельный внутренний конфликт, который решается одним из двух возможных способов: благоприятно и неблагоприятно для развития личности.
Младенчество
По Эриксону, в младенчестве ребёнок пребывает в конфликте «доверие-недоверие». От того, с каким результатом он выйдет из этого периода во многом, но не абсолютно полностью зависит то, насколько он будет воспринимать окружающий мир как надёжный и предсказуемый. Для того чтобы развитие личности было успешным, на этом этапе мама должна проявлять заботу о младенце.
Раннее детство
В период раннего детства (1-3 года) ребёнок осваивает базовые самостоятельные навыки. Ведущим конфликтом становится «автономность-опёка». С одной стороны, ребёнок стремиться расширять границы своих действий, с другой – взрослые ограничивают его самостоятельность. Если доминирует первое, ребёнок, выходя из стадии раннего детства, приобретает зачаток такого качества будущей личности, как воля. Гиперопека формирует безволие.
Возраст игры
В период возраста игры, или дошкольного, основным противоречием становится «инициатива-ограничение». Если взрослые поддерживают игры и инициативы ребёнка, то у него закрепляются такие полезные черты, как предприимчивость и решительность. Если же взрослые постоянно одергивают ребёнка, действуют путём прямых запретов, то они формируют у него чувство вины. Это негативно отражается на личности, создавая предпосылки к развитию психических расстройств в последующие периоды.
Школьный возраст
Уверившись в надёжности окружающего мира, научившись быть автономной и инициативной, личность переходит в период школьного возраста. В нём ей надлежит приобрести компетентность, освоить сложные навыки, научиться самостоятельно думать и кооперироваться с другими людьми. Если на этом этапе ребёнок встречает непреодолимые препятствия (плохая успеваемость, травля сверстниками или дискриминация учителем), то это приводит к формированию комплекса неполноценности.
Юность
Юность, или подростковый возраст, в периодизации Эриксона является ключевым. Вопросы, подлежащие решению подростком: кто он и к чему он хочет стремиться. При позитивном исходе личность приобретает такие важнейшие качества, как целостность и непротиворечивость. Они необходимы для дальнейшего развития.
Если названные принципиальные вопросы не находят ответов, формируются чувства неопределённости, бесполезности и бесцельности существования. Они затрудняют развитие личности, во всяком случае в классическом понимании этого процесса.
Молодость
Молодостью Эриксон называл короткий возрастной период – 20-25 лет. На этом этапе личность совершенствуется в построении интимных отношений. С одной стороны, ей хочется близости и поддержки. С другой – сохранить независимость. На этой развилке личность приобретёт привычку находиться в паре с кем-то или быть одинокой.
Зрелость
Самый длительный период в развитии личности – зрелость (25-65 лет). Человек находится в максимально продуктивном состоянии. Он совершенствует свои навыки, передаёт знания более молодым, воспитывает детей, приобретает основательность. В зрелом возрасте приходит понимание глубоких тем: связь между поколениями, ответственность за будущее, забота о других, благотворительность. Или не приходит – и тогда говорят о стагнации и безразличии, которые являются следствием нерешённых вопросов на предыдущих стадиях развития.
Старость
Заключительный этап развития личности – время осмысления своей жизни. Как и на предыдущих стадиях, оно реализуется в двух полярных вариантах: «цельность-безнадёжность». Развитая личность в старости мудро принимает свою жизнь так, как она сложилась. В противоположном случае человека охватывает чувство безысходности и сожаления за бесцельно прожитые годы.
Как влияют социализация и окружение
Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции
Социализация – процесс развития человеческой личности в соответствии с правилами поведения в обществе. Процесс социального становления начинается с раннего детства и приостанавливается, когда человек в состоянии нести ответственность за свои действия. Этот процесс не заканчивается – в течение всей жизни индивид дополняет и закрепляет свои знания.
Человек в коллективе
Общество формирует социальные стандарты и стереотипы поведения (в школе, в институте, на работе), чтобы не остаться в стороне, личность обязана усвоить эти правила. Сначала индивид приобретает общие черты поведения социальной группы, в которой он находится. Со временем вырабатываются индивидуальные черты, которые позволяют реализовать задатки и возможности, заложенные в его генотипе.
Этапы социализации на примере обучения в университете:
- Адаптация. Подросток попал в новую среду и изучает правила поведения;
- Интеграция. Поняв принципы работы, студент вливается в новый коллектив, обязуется соблюдать принятые правила;
- Саморазвитие. Привыкнув к новым правилам, студент начинает получать знания, развиваться;
- Саморегулирование. Студент самостоятельно контролирует свои действия и успеваемость.
Окружение может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на индивида. Например, если ребенок со средней успеваемостью попадает в класс с более развитыми детьми, его успеваемость вырастет в краткие сроки. В обратной ситуации, попадая в коллектив троечников, школьник перестанет учиться, и его успеваемость падает.
С возрастом человек в состоянии самостоятельно выбирать окружение, если прежняя среда его не устраивает. Какие характеристики окружения помогают развитию личности:
- Успех. Доказанный факт – люди, которые добиваются значительных успехов, вдохновляют и заставляют развиваться остальных;
- Уважение. Невозможно развиваться, если со стороны общества поступают оскорбления. Это правило работает для школы, работы и семьи;
- Высокий интеллект и уровень культуры. Окружив себя умными и рассудительными людьми, человек начинает на них равняться и заниматься своим развитием;
- Здоровье. Окружая себя спортивными и здоровыми людьми, индивид стремиться поддерживать свою физическую форму. Курильщик в компании здоровых людей со временем начинает думать о том, чтобы избавиться от вредной привычки.
Обратите внимание! Факторы, влияющие на формирование и развитие личности ребенка, во многом зависят от родителей. У детей нет возможности выбирать своё окружение самостоятельно. Они могут выбрать, с кем общаться в классе, но в какой школе они будут учиться, выбирают родители. Следует обращать внимание на то, как к ребенку относятся его одноклассники и учителя.
Советы по саморазвитию
Саморазвитие происходит постоянно, у этого процесса нет конца. Двигаться можно только вперед или назад, проходя через эволюцию или деградацию. Вступив на путь развития личности в психологии, необходимо:
- Найти слабые стороны своей личности, например, опросив знакомых, вызывающих доверие, и выписав те качества, которые не нравятся (пессимизм, постоянные жалобы, нытье, упрямство, отсутствие развития, лень и т. п.). Чем более полным и честным будет список, тем лучше.
- Определится с приоритетами. Кому-то важно повысить уровень общительности и завести новых друзей, для другого большое значение имеет развитие трудолюбия и продвижение по карьерной лестнице, третий стремится к путешествиям, а четвертый хочет реализоваться в роли хранителя домашнего очага.
- К намеченной цели необходимо идти постоянно, не сбиваясь с пути, совершая небольшие, но ежедневные шаги. Не надо сегодня реализовывать одну идею, а завтра бросать ее ради решения другой задачи. Если поставлена цель – накопить миллион, то стоит рассчитать, сколько дней на это потребуется, по сколько следует откладывать ежедневно/еженедельно/ежемесячно, а затем просто каждый день выполнять эти действия. Возможно, потребуется отказаться от каких-то мелких необязательных, но регулярных трат, вроде стаканчика кофе в кофейне каждое утро.
Цвет дня по лунному календарю: учитесь привлекать удачу!
Особенности лунного календаря. Жизнь по лунному календарю. Планирование дня по лунному календарю. Цвет дня по лунному календарю
Читать ›
- Очень важно постоянно развиваться, узнавать новое. Однако ни в коем случае нельзя ограничиваться теорией, важно применять полученные знания на практике, иначе они останутся невостребованными и не принесут никаких плодов.
- Также стоит пересмотреть свое окружение. Если кто-то мешает личностному развитию, постоянно обесценивает, ставит под сомнения все начинания, то следует максимально сократить общение с такими людьми. Возможно, для этого придется прибегнуть к помощи психолога.
- Повышать полезность, как для себя и своих близких, так и для общества в целом. Это не означает, что нужно срочно совершать какие-то открытия, но стоит научиться слышать других людей и помогать им при необходимости.
- Учиться быть осознанными, находиться в моменте, быть здесь и сейчас.
- Изучать язык тела, следить за осанкой, выражением лица, улыбкой, походкой, мимикой и т. п. Если быть открытым миру, излучать позитив, то мир ответит взаимностью.
- Пересмотреть свой стиль, изменить его при необходимости. Избавиться от чересчур мрачного гардероба, подобрать вещи в соответствии с возрастом, социальным статусом, подходящие по размеру. Пусть лучше их будет немного, но они будут качественными и сочетающимися между собой.
Похожие статьи
Психология рисунка ребенка: как малыш говорит с вами через каракули Екатерина Юркова
•9 Февраля, 19:02
10 секретов психологии женщины в отношениях Екатерина Юркова •9 Февраля, 19:02
Психологическая картина мира и ее воздействие на жизнь человека Жанна Вамуш •9 Февраля, 19:02
Жизненные циклы человека: о чем говорят звезды Екатерина Юркова •9 Февраля, 19:02
Развитие внутренней энергии возможно: 10 эффективных приемов Екатерина Юркова •9 Февраля, 19:02
- Стать ответственным и самостоятельным, принять тот факт, что никто, кроме самого человека, не отвечает за то, как он живет. Индивид оказывается в роли жертвы, потому что сам совершил шаги, которые привели его в эту точку. Хорошая же новость заключается в том, что индивидуум сам может изменить ситуацию так, как ему нужно, главное – захотеть и начать действовать.
Можно ли повлиять на процесс формирования
Развитие личности ребенка – задача родителей, они могут оказывать влияние на процесс формирования. На характер ребенка и его личностное развитие влияет поведение родителей, то, как с ним разговаривают, ругают его или нет.
С 2 до 7 лет дети начинают взаимодействовать со сверстниками и воспитателями. С 7 до 18 лет родители продолжают воспитание ребенка, контролируют его окружение, чтобы он вырос полноценной и воспитанной личностью.
Малыш поднимается по книжкам
В осознанном возрасте человек может самостоятельно влиять на своё развитие при условии, если у него было правильное воспитание. Наследственность поменять не получится, но с её негативными проявлениями можно бороться, положительные – использовать в свою пользу. От человека полностью зависят его благосостояние, здоровье и уровень интеллекта.
Обратите внимание! Дети с врожденными отклонениями и нарушениями головного мозга развиваются индивидуально. Проблемы со здоровьем могут тормозить развитие ребенка, даже если он растет в благоприятной среде.
Типы личности
Так или иначе совершеннолетнего человека уже принято называть личностью. Но даже если он не обладает всеми признаками развитой личности, то все же некоторые личностные проявления у него имеются.
В зависимости от характера этих проявлений, можно выделить 4 типа личности:
- Интегрированная — это полностью состоявшаяся личность, способная к самодостаточности и непротиворечивости своих действий. Она определилась со своей социальной ролью, умеет контролировать свое поведение, управлять эмоциями и достигать поставленных целей.
- Защищенная — личность, которая чувствует защиту и поддержку всех институтов общества (школы, семьи, государства, страны) и гармонично развивается в безопасных и комфортных условиях.
- Пассивно-зависимая — личность, не способная принимать решения, идущая на поводу у чужого мнения, психологически внушаемая, не способная управлять эмоциями и отказаться от своих привычек.
- Неинтегрированная — личность, которая не может определиться со своей социальной ролью, не проявляет динамики в своем жизненном цикле и не стремится к признанию, самоутверждению.
В каком возрасте происходит развитие личности
Психологи утверждают, что в разные периоды жизни человек развивается неравномерно. До определенного возраста дети активно учатся новому, после чего их развитие замедляет темп.
Как меняется развитие в разном возрасте:
- В дошкольном возрасте ребенок усваивает от родителей и воспитателей общие знания, которые послужат основой для дальнейшего развития;
- В возрасте 6-16 лет на ребенка влияют все факторы становления полноценной личности, главную роль играют воспитание и социализация. Формируются убеждения, собственное мнение и взгляды на жизнь;
- С 17 до 26 лет наблюдаются максимальная восприимчивость к обучению, способность анализировать и делать выводы. Именно в этом возрасте человек получает высшее образование в выбранной сфере деятельности;
- В промежутке между 26 и 30 годами процессы замедляются, наблюдаются упадок внимания, снижение памяти;
- К 30-34 годам может произойти новый скачек в развитии, когда человек начинает осваивать выбранную профессию на практике, его мозг активно работает;
- В 35-40 лет индивид продолжает развиваться по прежней схеме, но в замедленном темпе;
- После 40 лет происходит снижение уровня мышления, памяти и внимания.
Обратите внимание! Возраст не может ограничить личное желание. Кто-то с 18 до 25 лет активно развивается, после чего идет на спад. Некоторые к 30 годам находят своё место в жизни, меняют работу и круг общения.
В течение всей жизни люди растут, получают новые знания и умения. В педагогике факторы развития полноценной личности – это движущие силы, способствующие реализации человека. Успешный тип личности не передается по наследству, на развитие человека в большей степени влияют воспитание и окружающая среда.
До скольких лет формируется индивидуальность
Окончательное становление индивидуальности происходит примерно к 25 годам. Тем не менее этот возрастной порог может варьироваться в зависимости от многих факторов, поэтому однозначно сказать, до скольких лет формируется личность, нельзя.
Формирование индивидуальности человека происходит в течение всей жизни. Характер, внутренние установки и мировоззрение имеют свойство изменяться из-за опыта, который приобретает индивид.
Этапы формирования личности условно разделяют по возрасту человека и навыкам, которые он приобретает:
- От рождения до 1 года. Ребенок начинает взаимодействовать с окружающим миром и приобретает ряд навыков, учится ходить, сидеть, держать голову.
- От 1 года до 3 лет. В этом возрасте ребёнок руководствуется базовыми инстинктами, но уже копирует отдельные элементы поведения взрослых. Он особо чувствителен к тому, как родители к нему относятся, настолько они терпеливые и понимающие.
- От 3 до 6 лет. В этот период дети тренируются взаимодействовать со сверстниками, познают себя и других людей, учатся выстраивать первые в своей жизни отношения. Особую роль в этом возрасте играют развивающие игры, которые формируют умственные способности ребенка.
- От 6-ти до 12-ти лет. Ребенок идет в школу и приобретает опыт взаимодействия с новым для него социумом, в котором ему приходится учиться брать на себя ответственность, регулярно заниматься и совершенствовать свои знания. В этом же возрасте легче всего выявляются интересы и предрасположенности, хобби.
- От 12-ти до 16-ти лет. Подростковый возраст является одним из самых сложных как в жизни ребенка, так и в жизни родителей. Чаще всего это связано с непониманием, желанием самовыражаться со стороны ребенка. Подростки ближе к 16-ти годам определяются со сферой интересов, начинают стремиться к определенной профессии. Если у ребенка появляется хобби или увлечение, родителям нужно всячески поддерживать этот интерес.
- От 16-ти до 23-х лет. Индивид обучается профессии, осознает, что является важной единицей общества. В этом возрасте он зачастую начинает зарабатывать деньги, ставит цели, предпринимает попытки отделения от родителей, самостоятельной жизни. Завершается формирование организма и тела, молодой человек направляет силы на его совершенствование.
- От 23-х до 30-ти лет. Чаще всего в этом возрасте индивида заботит поиск партнера и места в жизни. Многих волнуют экзистенциальные вопросы о смысле жизни. Начинается этап самостоятельного существования.
- От 30-ти до 70-ти лет. В начале этого этапа люди нередко сталкиваются с неудовлетворенностью своей жизнью, результатами трудов. Период кризиса сменяется «вторым дыханием», позволяющим пережить все изменения и принять их. В этом возрасте люди, как правило, углубляются в развитие рабочих навыков, хобби.
Описанные этапы формирования индивида могут смещаться и происходить на пару лет раньше или позже. Это относится к особенностям формирования личности. Все зависит от того, какой опыт был получен и какие выводы из него были сделаны человеком.
Критерии развития
Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:
- усиление субъектности;
- целостность и интегрированность в мир;
- рост продуктивности;
- развитие душевных (духовных) качеств и способностей.
Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).
- У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
- У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.