Как родители могут помочь ребёнку с выбором профессии?

  • 18 Июля, 2019
  • Стиль жизни
  • Яника Иванова

Май — месяц последних звонков, экзаменов и выпускных. Кто-то из школьников уже определился с профессией, а кто-то до сих пор находится в раздумьях. Проблема с выбором специальности появилась не так давно. Она связана со многими современными факторами. Именно поэтому нужно понимать, как подростку выбрать профессию.

Формирование

В 11-13 лет начинает формироваться воля подростка. Уже к 15-16 годам она полностью готова. Порой в этом возрасте ребенок ничего не хочет: он не знает, где учиться, его не привлекает никакая профессия, а занятие чем-то навевает скуку. Это не критическая ситуация, и в целом ее можно исправить, но этим нужно заниматься.

В современном мире такая ситуация не удивительна. И скорее она не психологическая, а психосоциальная. Это связано с тем, что нынешние подростки растут в безвременьи. Их увлекает все, что разнится с мнением родителей. Им интересно то, что нельзя.

Изменились и герои нашего времени. Как подростку выбрать профессию, если по телевизору и в Интернете то и дело говорят о могуществе бизнесменов.

Как ребенку определиться с выбором профессии?

Предположим, ваш сын или ваша дочь не может определиться, по какой профессии хочет работать. Вряд ли поможет один разговор по душам, но стоит попробовать начать с него. Расскажите подростку, что это нормально, если ему трудно правильно выбрать, пообещайте поддержку в этом процессе (и сдержите обещание!). Обсудите те сферы, которые действительно увлекают его прямо сейчас. Наконец, сообщите, какие существуют инструменты для профориентации (их перечислю ниже) и предложите выбрать наиболее комфортный для вашего школьника.

В чем трудность?

Прежде чем размышлять о том, как выбрать будущую профессию подростку, нужно понимать основные причины того, почему так сложно сделать выбор современным детям.

На самом деле для многих этот вопрос, как стихийное бедствие. Вроде совсем недавно говорили о том, «кем я стану, когда вырасту», а уже нужно делать соответствующий выбор. Вспомните себя в 15-16 лет: многие продолжали себя считать детьми, хотя и пытались выглядеть и вести себя как взрослые. Делать выбор, от которого якобы зависит все ваше будущее, — ноша непростая.

Если кто-то уже для себя определил свое будущее, по нему сразу это видно. Такие дети уверенные в себе, ведь они точно знают, что будут в будущем лечить людей, учить детей или строить дома. Им проще определиться с тем, какие предметы сдавать на экзаменах, на что стоит обратить внимание и т.д.

Но такая ситуация встречается сейчас все реже. Многие родители не понимают, как помочь выбрать профессию подростку, и вот почему.

Онлайн-школы, где можно получить профессию будущего

«Фоксфорд» — онлайн-школа. После прохождения теста и консультации специалиста ученик обучается по индивидуальному образовательному маршруту. Доступно для экстерната.

«Технополис. Школа современных навыков» — обучение детей и подростков работе с соцсетями, блогингу, дизайну, программированию, финансовой грамотности.

Prime online — можно пройти курс по профориентации и дополнить обучение важными для будущей профессии предметами.

Deti-MBA — обучение основам менеджмента и маркетинга, созданию и реализации стартапов, решению бизнес-кейсов.

Компьютерная академия «ШАГ» — обучение детей программированию, созданию игр, разработке мобильных приложений, диджитал арт и 3D-анимации. Онлайн и офлайн.

Hello World — детская онлайн-школа программирования. В игровой форме дети обучаются созданию игр, языкам программирования и веб-дизайну.

«Академия профессий будущего» — обучение детей и подростков программированию, анимации, видеоблогингу и разработке игр.

Отсутствие интереса

Все современные тинейджеры увлечены одним и тем же — социальными сетями, компьютерными играми и тусовками. Ребенок не слоняется по заброшенным зданиям или подъездам. На первый взгляд он действительно чем-то занят, но насколько подобные занятия полезны для его будущего?

Из-за отсутствия интереса приходится думать, как в «тяжелый» график ребенка внедрить полезные занятия, которые помогут ему выбрать профессию. Но, как правило, ни желания, ни энергии, ни сил на это у него нет.

Но и подобному проявлению есть свое объяснение. Большинство подростков просто боятся ошибиться. Если ничего не хочешь, значит, ничего не придется делать, соответственно, ты никогда не ошибешься.

Спокойствие и отношения с ребенком — это главное

Вы можете помочь ребенку выбрать профессиональный путь, но проконтролировать всё на этом пути и предоставить ему или себе гарантии успеха не сможете, поэтому не забывайте расслабляться и выдыхать. Подросток не хочет обсуждать будущую карьеру с вами? Подумайте, наверняка есть какой-то родственник, педагог, старший товарищ или друг семьи, который может с ним об этом поговорить. Боитесь, что выбранной специальностью подросток не сможет заработать на жизнь? Я убеждена, что если ты занимаешься тем, что тебя вдохновляет, если ты это любишь и делаешь с удовольствием, то найдешь способ, как этим зарабатывать. Поверьте в своего ребенка. У меня было много взрослых клиентов, которых родители не поддержали в выборе специальности, давили на них, даже угрожали, что перестанут общаться. В дальнейшей жизни они чувствовали себя нереализованными, не на своем месте, у них было ощущение, что они теряют время жизни. Позвольте подростку выбирать и встречаться с последствиями своего выбора.

Помните, что у него впереди вся жизнь и много вариантов. Уже во время учебы в вузе можно перевестись на другой факультет и даже в другой вуз, если выбранная программа разочаровала. Можно получить одну специальность, а потом работать по другой, но и это не будет значить, что время в вузе потрачено зря. Молодой человек научится добывать информацию, системно мыслить, получит важные навыки, заведет друзей и полезные контакты. Никто сегодня не знает, какие профессии исчезнут через пять-семь лет, а какие появятся. Зато способности осознанно выбирать свой путь, делать информированный выбор и быть гибким ребенку точно пригодятся. Поддержите его в этом и берегите ваши отношения.

P.S. Открыта регистрация на бесплатный вебинар «В одной лодке с подростком». На нем разберем несколько сложных и спорных ситуаций, в которых КАЖДЫЙ родитель узнает себя!

А также, я презентую вам свою долгожданную новую программу «Мой любимый подросток. Отойди поближе».

И… открою продажи!

СРАЗУ после регистрации вы получите чек-лист «10 стоп-фраз, которые действуют на подростка, как красная тряпка на быка».

Принять участие в вебинаре

P.P.S. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.

Екатерина Кес, детский и семейный психолог. Мой Инстаграм

Много увлечений

Это противоположная проблема к предыдущей. Некоторые дети не могут определиться с тем, чем им заниматься, поскольку им нравится все. На самом деле это не самая большая проблема, поскольку сейчас профессий крайне много, а некоторые из них позволяют объединять необъединимое.

Да, на первых порах придется думать о том, как помочь подростку определиться с профессией. Но когда этот период закончится, ребенок найдет себе очень необычное и интересное занятие. Например, если он интересуется компьютерными играми и журналистикой, почему бы ему не стать киберспортивным журналистом?

Средняя школа: начинаем тестирование

В 5–9-м классах уже можно определить сферы профессиональных интересов ребёнка, его склонности и способности. Можно начать «от противного» — понять, что ребёнку точно не подойдёт. Например, вряд ли стоит подталкивать застенчивого подростка к профессии, которая требует много общаться с людьми, а неусидчивого сорванца — к кропотливой и неподвижной работе на одном месте.

Определиться точнее поможет психолог. Именно в средней школе многие родители впервые обращаются к специалисту с просьбой помочь ребёнку определиться.

Светлана Юрьевна Белолипецкая психолог

4,92 76

Открыть анкету

У психолога есть целый арсенал методик для определения профессиональных склонностей. Например, в пятом-шестом классах это может быть короткая беседа на тему «Моё любимое занятие». В седьмом-восьмом классах ребёнок уже может написать эссе «Чем я могу помочь людям?». С девятиклассниками я использую методику «Хочу, могу, надо».

Начинать стоит как можно раньше, считает психолог Светлана Белолипецкая, потому что профориентация — это долгий процесс. Невозможно побеседовать со специалистом полчаса и получить секрет успеха.

У меня есть такие клиенты, которые проходят первое тестирование в восьмом классе. Потом они возвращаются через год, и мы смотрим динамику: какие-то профессиональные сферы уходят, другие, наоборот, усиливаются. Это действительно долгий процесс.

Светлана Белолипецкая, психолог

Незнание себя

Современность, к сожалению, довела многих детей до того, что они стремятся быть похожими на кого-то, совершенно забывая о своей индивидуальности. Кто-то копирует звезд, спортсменов или других общественных деятелей, а некоторые хотят быть похожим на своего одноклассника или друга.

Это очень серьезная проблема. Ребенок не может понять свои особенности и способности. Он считает, что ни на что не способен, ничего не умеет. Хорошо, если ребенок давно проявляет свои таланты, благодаря которым можно понять хотя бы направление в его будущей профессии. В противном случае придется обращаться к психологу, который бы указал родителям на особенности их чада.

Профориентационный битест

Профориентологи проекта разработали двойной тест для родителей и подростков. Подросток поймет, насколько хорошо он знает себя и свои интересы, какое профессиональное направление его сейчас привлекает, например, творческое, естественно-научное, экономическое и пр. А родитель разберется, хорошо ли он знает профессиональные склонности своего ребенка.
Каждую часть — для родителя и для ребенка — важно пройти независимо, а потом сравнить результаты. Тест займет примерно 10 минут.

Версия для детей

Как читать результаты? Когда и вы и ребенок пройдете свою часть теста, откройте или распечатайте результаты. Хорошо, если шкалы интересов в обоих результатах совпадают. Значит, вы понимаете ребенка и знаете его интересы. Но если не совпадают, то это тоже нормально. Обязательно обсудите, какие направления лидируют у каждого из вас в результатах. Если у ребенка в приоритете творческое направление, а вы подумали, что, скорее всего, ему подходят экономические профессии, то поговорите, почему вы посчитали именно так, и расспросите, какие творческие профессии ему нравятся. Используйте этот двойной тест, чтобы прийти к взаимопониманию, ведь это необходимо для успешного выбора профессии.

Незнание

Это одна из распространенных причин, по которой многие не понимают, как определиться с профессией. Подростки не имеют никакого понятия о специальностях. Конечно, если речь идет о блогерах или бизнесменах, то тут всем все ясно. Но что изучают на факультете систем и средств массовой информации? Кем можно стать после получения специальности «Международные отношения»?

Многие подростки представляют большинство профессий, оглядываясь на то, что им рассказывали еще в детском саду. Поэтому им легко ориентироваться, что может повар, полицейский и врач.

Это вина всех и каждого: учителей, которые не рассказывают о профессиях, СМИ, что также могли бы заниматься просвещением, да и в интернете тоже нужно специально поискать необходимую информацию. Поэтому остается только родитель, который сможет и сам узнать много интересного, и ребенку помочь расширить свои знания.

Совет 7. Не пугайте подростка «непоступлением» в вуз

Несдача ЕГЭ сегодня не приговор. Больше 50% старшеклассников уходят после школы не в вузы, а в колледжи, где тоже можно получить достойное образование. Некоторые специально выбирают путь в вуз через колледж или даже берут год перерыва, чтобы поработать и подумать. В общем, образовательные траектории могут быть разнообразными, главное не терять осознанность и искать дело, которым хочется заниматься.

Неуверенность

Эту причину можно было бы объединить с первой, которая гласит о том, что подростки ничем не интересуются. Но ее стоит выделить отдельно, поскольку проблема действительно очень серьезная.

Некоторые подростки могут быть уверены в том, что им хочется, но все равно будут продолжать сомневаться. Для ребенка период выбора профессии непростой как минимум потому, что это что-то новое, неизведанное, да еще и требует такой высокой ответственности. А что будет дальше? А вдруг я ошибся? А если это не мое?

Крайне важно объяснить ребенку, что сложности будут, их не избежать. Будут и сомнения, но ведь это не повод отказываться от интересных приключений, которые его ждут впереди. Да и ошибка в выборе — это не смерть, а лишь возможность начать заниматься чем-то новым.

Совет 2. Будьте с подростком в команде

Если не вы выбираете профессию, то это не значит, что стоит впадать в другую крайность и отпускать подростка в свободное плавание. «Это его жизнь — пусть и решает», — говорят особо либеральные родители. Важно понять, что подросток еще многого не знает о взрослой жизни. И если ему не помочь, то он остается один на один с пугающей неизвестностью. Некоторые подростки, наверняка, в такой ситуации активизируются и начнут искать себя, но большинство — опустят руки и пойдут в ближайший к дому вуз или колледж. Будьте опорой, единомышленником и другом в профориентации. Ходите вместе на выставки, интересуйтесь и помогайте расставлять приоритеты.

Завышенные ожидания

Несмотря на то, что поколение Z тратит силы на результат, а не на вознаграждение, все равно многие подростки хотят сразу получать высокую зарплату. У многих завышенные ожидания от профессий.

Если пойти учиться на программиста, значит, в ближайшем будущем можно будет купить дорогой ноутбук и сидеть в кафешках, занимаясь фрилансом. Но стоит понимать, что очень многое зависит от уровня знаний и немножечко от удачи.

Ведь история знает много примеров успешных людей, которые даже школу не закончили, но стали популярны в какой-то из сфер. Некоторые же могут потратить всю жизнь на изучение какой-то специальности, но оставаться посредственным в своем деле.

Совет 6. Ищите сильный вуз (колледж)

Путь к самореализации у каждого свой, но если молодой человек сможет попасть в сильнейшие вузы страны на интересное ему направление, то в результате получит не только багаж знаний и навыков, но и мощный карьерный старт. Сильный вуз (колледж) — это социальный лифт

, выбор окружения на ближайшие 4-6 лет (а может быть, и на всю оставшуюся жизнь) и, вероятно, даже выбор супруга/супруги. Ориентируйтесь на отзывы и рейтинги, ищите кислородную среду, которая поможет расти и развиваться, а не просто получить «корочку».

Главная роль

Никто не сможет помочь вашему ребенку лучше, чем вы сами. Но крайне важно понимать, что некоторые из них даже не могут одолеть литературу на лето, а вы хотите, чтобы он выбрал профессию на всю жизнь. Вы можете подсказать и поддержать подростка, но крайне важно не навязывать ему свои нереализованные мечты и желания.

Вам придется узнать, как определиться с будущей профессией подростку. К сожалению, статистика такая, что почти половина людей, которые выбирают факультет, после окончания университета не работают по профессии. Но этого не стоит бояться, поскольку даже выбор не самой удачной специальности может открыть для человека нечто намного лучше и успешнее.

Но многим родителя хочется знать, как помочь подростку выбрать будущую профессию. Есть несколько советов, которые могут оказаться действенными.

Совет 1. Дайте подростку принять решение

Почему неверно, когда родитель или другой взрослый решает за подростка, какую профессию тому выбрать? Например, настаивать, чтобы он был врачом, как дедушка или программистом, потому что это востребованное направление. По статистике, самостоятельно принятые решения чаще приводят к успеху в профессии. То есть свое решение для молодого человека будет всегда ценнее, чем то, что решили за него другие. Если на пути будут трудности, он всегда вспомнит, что решение о профессии было принято родителями.

Даже если вам кажется, что ваш подросток не способен принять взвешенное решение, помните, что ему нужно помочь научиться выбирать, ведь это важнейшее умение на всю жизнь.

Самостоятельность

Очень важно, чтобы ваш ребенок был самостоятельным. За пару лет до поступления вряд ли можно привить такую черту характера, этим по большому счету желательно заниматься с рождения. Но если вы только сейчас задумались об этом, то начинайте сразу.

Самостоятельность поможет ребенку самому выбрать профессию. В противном случае он прислушается к мнению или советам родителя, а после будет винить их в своей нереализованности.

Совет 3. Не гонитесь за востребованными профессиями

Востребованность и высокооплачиваемость профессии — явление непостоянное. Важно изучать мир профессий, читать об условиях трудах, о плюсах-минусах. И если рейтинги востребованных профессий побудят ребенка к размышлению о будущем, то это хорошо. Но специально выбирать профессию программиста, экономиста или нефтяника, если сейчас они хорошо оплачиваются, неверно. Мода на профессию может пройти, а человек останется с нелюбимой и невостребованной профессией.

Востребованность

Не менее важно выбирать из тех профессий, которые востребованы в вашей стране или городе. Конечно, можно получить специальность, которая потребует переезда, но об этом стоит сразу говорить и планировать.

В вопросе о востребованности профессии стоит понимать, что речь идет не о престижных специальностях, а именно о тех, в которых можно найти рабочее место. Для этого можно использовать рейтинги местных центров занятости.

Также можно обратить внимание на более универсальные специальности. Например, сейчас однозначно всем и каждому подойдет знание иностранных языков, поскольку с ними можно получить сразу несколько абсолютно разных профессий. Например, человек закончил английскую филологию, но пошел работать не учителем английского языка, а стал журналистом иностранного издания.

Рекомендации по психологии для подростков на тему «Выбора будущей профессии»

Рекомендации по выбору профессии

Как выбрать профессию — для начинающих

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора — у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок «юный физик» и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.

Если это так, то ты – счастливчик,

потому что многие ребята совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит — это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «как бы нравится» история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые

пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься — потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий.
Вторая
категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок — во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии

.
Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА
. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества»

— например, корректору важно внимание, художнику — образное мышление и т.д. Поэтому,
выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам
. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом

. Скажем, если ты общителен, — тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать себя.

Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: «Какой я?», «Кто я в этом мире?», «Зачем я живу?». Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь — скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек — не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы «застенчив». Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное — интерес; запомни: способности формируются в деятельности

. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика — ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности — как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы — это ее название…

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии — а ВУЗа, колледжа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности

. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками.

И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу

.
Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).
Каждый человек хотя бы раз в жизни выбирал себе профессию. Чтобы принять правильное решение, необходимо учесть множество факторов — свои желания, психологические особенности и возможности, а также потребности общества. Существует формула выбора профессии, которая в общем виде показывает, как сделать оптимальный выбор.

Формула выбора профессии

Чтобы дойти до взвешенного решения этой формулы необходимо сделать семь шагов.

Семь шагов к взвешенному решению

1. СОСТАВИТЬ СПИСОК ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. СОСТАВИТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫБИРАЕМОЙ ПРОФЕССИИ.

Составьте список своих требований:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.

3. ОПРЕДЕЛИТЬ ЗНАЧИМОСТЬ КАЖДОГО ТРЕБОВАНИЯ.

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. ОЦЕНИТЬ СВОЕ СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ КАЖДОЙ ИЗ ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. ПОДСЧИТАТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. ПРОВЕРИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ К УСПЕХУ.

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Выбор профессии — непростое дело, здесь есть свои правила, а случаются и ошибки.

Ошибки в выборе профессии

1. ОТНОШЕНИЕ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ КАК К НЕИЗМЕННОМУ

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии.
Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности
. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 9, 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей…

2. БЫТУЮЩИЕ МНЕНИЯ О ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕССИИ.

В отношении професcии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезны для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться — но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе можно получить «модную», но не приносящую удовольствия, специальность. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций…

3. ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПОД ПРЯМЫМ ИЛИ КОСВЕННЫМ ВЛИЯНИЕМ ТОВАРИЩЕЙ (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.

Чувство группы, ориентация на сверстников — очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа «Я» и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей — и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он — рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

4. ПЕРЕНОС ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ — ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОФЕССИИ — НА САМУ ПРОФЕССИЮ.

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика — это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне «комплекта»). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира — спортсмена, политика, журналиста, артиста.

5. УВЛЕЧЕНИЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЕЙ ИЛИ КАКОЙ-НИБУДЬ ЧАСТНОЙ СТОРОНОЙ ПРОФЕССИИ.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах — чаще они «перелопачивают» массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей — прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С ПРОФЕССИЕЙ ИЛИ ПЛОХОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ ЭТИХ ПОНЯТИЙ.

Есть такой предмет как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много: переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более, имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком… Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7. УСТАРЕЛЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХАРАКТЕРЕ ТРУДА В СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности — вплоть до животноводства.

8. НЕУМЕНИЕ ИЛИ НЕЖЕЛАНИЕ РАЗОБРАТЬСЯ РАЗБИРАТЬСЯ В СВОИХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВАХ (склонностях, способностях).

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относись критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов — активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть ,или наклеивание ярлыка о том, какой ты. 9. НЕЗНАНИЕ ИЛИ НЕДООЦЕНКА СВОИХ ФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, НЕДОСТАТКОВ, СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики, например, сильно напрягают глаза, а летчики — сердце…

10. НЕЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОПЕРАЦИЙ И ИХ ПОРЯДКА ПРИ РЕШЕНИИ, ОБДУМЫВАНИИ ЗАДАЧИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

Выбор профессии многозначный процесс, на него влияют различные факторы.

Что влияет на выбор профессии

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

1. ПОЗИЦИЯ СТАРШИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ.

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. ПОЗИЦИЯ ТОВАРИЩЕЙ, ПОДРУГ.

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ, ШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. ЛИЧНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ.

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. СПОСОБНОСТИ.

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ.

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. ИНФОРМИРОВАННОСТЬ.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. СКЛОННОСТИ.

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.

Калейдоскоп профессий

Что же такое профессия

? Профессией объединены все люди, занятые данным видом труда. Люди одной профессии имеют сходные интересы, знания, навыки, образ жизни. Другой смысл слова
«профессия»
— «система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку». Говорят: «Он овладел профессией», «У него есть профессия».
Профессией
также называют разновидность деятельности (то же, что и работа). Наконец,
профессией
можно назвать необходимую для общества и ограниченную (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему возможность существования и развития.

Есть еще понятие «специальность».

По значению оно близко к понятию «профессия» и соответствует разновидностям областей труда в пределах профессий. Например, ты не встретишь ведь «учителя вообще». Это будет или учитель математики, или географии и т.д. То же самое можно сказать и о других профессиях: врач — педиатр, хирург- стоматолог…, юрист — адвокат, прокуро- нотариус…, слесарь — слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь-инструментальщик — слесарь механик … и т.д.

Мир профессий изменчив.

Люди создают новые профессии, объединяют, разъединяют или устраняют старые.

В зависимости от предмета труда все профессии условно подразделяются на пять типов:

«Ч Е Л О В Е К — П Р И Р О Д А»

Здесь главный, ведущий предмет труда — природа.

Профессии:

семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий этого типа можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должен иметь и психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу…

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же, главный предмет внимания и забот растениеводов — растения и их среда существования.

При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

«Ч Е Л О В Е К — Т Е Х Н И К А»

Здесь главный, ведущий предмет труда — технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии:

проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но, все же, ведущий предмет профессионального внимания — область технических объектов и их свойств.

Среди профессий этого типа можно выделить:

  • профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
  • профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
  • профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
  • профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
  • профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
  • профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
  • профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

«Ч Е Л О В Е К — Ч Е Л О В Е К»

Здесь главный, ведущий предмет труда — люди.

Профессии

: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить:

  • профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
  • профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
  • профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
  • профессии, связанные с информационным обслуживанием;
  • профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
  • профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

  • устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
  • потребность в общении,
  • способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
  • умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
  • умение находить общий язык с разными людьми, гибкость

«Ч Е Л О В Е К — З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы»

Здесь главный, ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии:

программист, архитектор проекта, бизнес-архитектор, переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка и др.

Профессии этого типа включают:

  • профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
  • профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
  • профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

«Ч Е Л О В Е К — Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З»

Здесь главный, ведущий предмет труда — художественный образ и способы его реализации.

Профессии:

артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник…

Профессии этого типа включают:

  • профессии, связанные с изобразительной деятельностью,
  • профессии, связанные с музыкальной деятельностью,
  • профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,
  • профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий типа «человек — художественный образ» состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

В действительности, это – условное деление по типам профессий.

Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда). Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе

, с чем преимущественно приходится иметь дело — таких предметов, характеризующих профессию, может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Не воспринимай инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план — список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.

Источники информации:

https://kemocpom.chat.ru/marsh.html (Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения)

https://www.proforientator.ru ( Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ )

https://www.1c-personal.ru/show_group/49.html

Здесь Вам помогут в выборе профессии:

ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЁЖИ «ГОРИЗОНТ» ЮАО г. Москвы.

ГОУ Центр Образования №504 «Полюс»

Телефон: 8-499-794-72-91; 8-499-794-79-05

Центр профориентации и социальной адаптации молодежи (ЦПОСАМ) является структурным подразделением государственного образовательного учреждения Центра образования № 504 «ПОЛЮС». За время существования центра были созданы отделы: профориентация, социальная адаптация, трудоустройство молодежи. Одной из задач Центра является подготовка учащихся к профессиональному и карьерному росту, формирование способности самостоятельно ставить цели и определять этапы их достижения, оптимально используя при этом имеющиеся ресурсы.

Центр предлагает:

  • Консультирование по вопросам профориентации
    (психологическая экспресс-диагностика, компьютерное тестирование)
  • Консультирование по вопросам трудоустройства несовершеннолетних
  • Посещение выставки колледжей Москвы

Все услуги центра предоставляются бесплатно!

Сайт Центра: https://prof.sch504.edusite.ru/naschi_ludi.html

Телефон: 8-499-610-33-79

Изучение профессий

Незнание профессий — одна из основных причин сложного выбора. У вас наверняка есть много знакомых, которые имеют самые разные профессии. Попросите их, чтобы они рассказали о своей специальности и нюансах, которые даже не известны на этапе обучения.

Некоторые организации также проводят дни открытых дверей. Но в этом случае лучше интересоваться скрытыми подробностями, о которых обычно не говорят на презентациях.

Совет 8. Дайте ребенку возможность попробовать профессию

Редко кто из подростков может попробовать профессии на практике. Да, это трудно и не всегда выполнимо. Например, решил ребенок стать хирургом, кто же даст ему, без образования и опыта, оперировать пациентов. Но максимально приблизиться к профессии — пообщаться с хирургами, поработать в стационаре, проникнуться атмосферой будущего места работы — вполне возможно. С помощью так называемой «профпробы» подросток не просто получает какую-то информацию о профессии, он примеряет ее на себя, складывает свое собственное мнение о профессии.

Попробовать профессию — это сложить свое мнение о профессии.

Профессиональная проба — один из самых действенных методов профориентации, который уже 80 лет применяется в японской школьной системе. Японские школьники в течение 3-х лет пробуют профессии разных направлений. В нашей стране помочь в этом вопросе могут или родители, или такие проекты, как Билет в будущее.

Попробовать себя в разных профессиях можно также в

Городских профканикулах

Поиски учебы

Как выбрать профессию подростку? Психологи рекомендуют обратить внимание на специальности за пределами вашего города или страны. Это совет особенно полезен тем, кто живет в небольших городах, где ограниченное количество учебных заведений.

Глядя на столичные университеты, вам будет проще понять возможности, которые открыты для вашего ребенка. Здесь всегда большое количество самых разнообразных специальностей. Но есть и другая сторона медали — переезд ребенка в другой город. Здесь не каждый родитель готов поддерживать свое чадо, особенно если есть проблемы с самостоятельностью.

Совет 10. Расскажите о себе

Профориентологи давно поняли, что первые профессии, которые рассматривает человек в качестве возможных для себя, — это профессии родителей. Поэтому в ваших руках объективно рассказать про то, как вы выбирали профессию, как работаете, что вам нравится и не нравится в профессии. Важна именно объективность и честность: не надо идеализировать профессию или, наоборот, сгущать краски. Если вы чувствуете драйв, потому что вы самореализовались в профессии, — это, пожалуй, лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка в профориентации.

Польза тестов на профориентацию

Если необходимо разобраться, как подростку выбрать профессию, большинство родителей считает, что нужно сразу заниматься поиском соответствующих тестов, которые помогут, или хотя бы намекнут на будущее. Но о них лучше забыть.

Тесты на профориентацию, особенно в интернете, являются абсолютно бесполезными, поэтому психологи советуют даже не обращать на них внимания. У них ограниченное количество профессий, да и банальные вопросы на самом деле не дают объективного результата.

Зачем нужна профориентация детей?

Взгляды на профориентацию детей и то, как такой подход к поиску специальности может повлиять на будущее ребенка, разнятся. Кто-то считает, что формализованный подход необходим в высококонкурентной среде, а кто-то, наоборот, считает это лишним давлением на молодого человека, который должен сам определить свои предпочтения и решать свою судьбу. С точки зрения психологии профориентация — это набор техник, которые помогают выяснить о ребенке, экстраверт он или интроверт, какой у него темперамент, характер, каковы его особенности и наклонности. В результате можно предположить, например, подойдет ли ребенку сфера человек-человек или же он будет продуктивнее в работе с анализом данных, техникой, или его конек — творческие задачи. Имеет смысл это выяснить. Мир вокруг меняется быстро, профессии исчезают и появляются, но многие вещи, заложенные в человека с рождения, остаются неизменными в любом возрасте. В то же время такая профориентация ни к чему не обязывает ни родителей, ни школьника. Она лишь помогает очертить тот круг профессий или специальностей, в сторону которых имеет смысл смотреть. Грамотный специалист по профориентации не будет настаивать на одной специальности, а определит набор, блок профессий, на которых можно сфокусироваться. Процесс профессиональной ориентации поможет понять, что человеку во взрослом возрасте будет больше подходить по складу характера, что не будет вызывать у него дополнительных сложностей или напряжения.

Обязательное поступление

Как определиться с выбором профессии подростку? Психологи считают, что ребенку может понадобиться еще немного времени. Некоторые ребята идут на работу, и, только получив подобный опыт, начинают понимать, что же им нужно в жизни. К тому же, подобное решение однозначно сыграет в пользу развития самостоятельности.

После школы можно отправиться и в колледж: он и стоит не так дорого, как вуз, и поступить в него легче. Кроме того, спустя 3 года ваш ребенок уже получит профессию, сможет несколько раз посетить потенциальное место работы, а также понять правильность своего выбора.

Совет 4. Ориентируйтесь на личность ребенка

Мир профессий причудливо меняется. Еще 20 лет назад не было ни SMM-специалистов, ни product-менеджеров. А еще через 20 лет они могут исчезнуть. Поэтому единственный компас в выборе профессии сегодня — это сама личность человека, его интересы, способности и особенности характера. Профессия может быть востребованной или не очень, но человек, который по-настоящему любит свое дело и готов в нем развиваться, сумеет быть полезным обществу и иметь достойную оплату труда.

Обсуждайте с ребенком его интересы в данный момент.

Обязательное обучение

Как выбрать будущую профессию подростку девочке или мальчику? Психологи говорят, что нужно прислушиваться к своему ребенку. Если он уже определился с выбором, но в процессе обучения осознал, что это совершенно не его, не стоит вынуждать его учиться.

С 18 до 23 лет происходит резкое взросление. Именно из-за этого многие решают покинуть профессию, которую выбрали, будучи школьником. Конечно, хорошо, если ребенок обоснует свой поступок, расскажет о своих будущих планах. Возможно, он нашел другое увлечение.

Диплом — это не повод загонять человека в рамки. Он должен понимать, что его вкусы и взгляды на жизнь могут поменяться, поэтому стоит быть готовым к тому, что он в какой-то момент передумает и бросит выбранное занятие. Объясните подростку, что в этом ничего страшного нет, а дело это житейское.

Немного о профориентации

Профессиональная ориентация — это достаточно молодая система мероприятий, направленных на помощь людям при выборе профессии. Сюда входит:

  • информирование людей о профессиональном мире;
  • индивидуальное консультирование;
  • подбор профессиональных направлений с учётом особенностей личности;
  • отбор потенциальных специалистов по критериям для определённых профессий;
  • адаптация новых работников к условиям труда;
  • воспитание трудолюбия у подрастающего поколения;
  • повышение квалификации специалистов, построение карьеры;
  • профессиональная переподготовка.

К сожалению, профориентация в школе далеко не всегда идеально устроена, и хорошо, если есть хоть какой-то урок, где детям рассказывают о мире профессий. Чаще всего дети оказываются перед сложным выбором неподготовленными.

По некоторым данным только 1,5 % старшеклассников определились с профессиональной сферой и начали двигаться к своему будущему. А если говорить о взрослых, которые уже вышли на рынок труда, то примерно каждый второй работает не по специальности. Причины такой ситуации различны: отсутствие рабочих мест, недостаточно высокая оплата труда и смена интересов.

Как мы видим, профориентация не заканчивается сразу после зачисления молодого человека на 1 курс. Любой из нас может столкнуться с проблемой профориентации даже будучи хорошим специалистом в своей сфере.

Миф о «той самой» профессии

Есть стереотип о «работе мечты», которая ждет тебя, чтобы сделать успешным и богатым. Этот миф перекликается с идеей о «половинке», которую нужно найти среди тысяч «чужих» людей. Но взрослые люди понимают, что все-таки жизнь устроена иначе: в мире довольно много мужчин и женщин, с которыми мы могли бы построить хорошую семью, и довольно много дел, которыми могли бы с удовольствием и пользой заниматься. Для этого важно понимать, какой ты, что умеешь и что тебе нравится.

«Профессии мечты» нет, говорят психологи, но есть виды деятельности, которые удаются нам лучше или хуже: одним нравится иметь дело с людьми, другим — с техникой, третьим с цифрами или текстом. Одни любят работать в большой компании с постоянным общением, другие — запершись в тихом уголке.

Если человек понимает свои сильные и слабые стороны, ему легче выбрать правильную работу. А значит для начала важно помочь ребенку увидеть себя, понять базовые вещи о себе и опираться на это в своем выборе.

По маршруту образования

— Наталья, как проходит профориентация у детей? Что получается на выходе?

— Мы проводим профориентацию комплексно: на 2-часовой игре ребенка ждет экспресс-интервью с анализом успеваемости и предпочтений, психологическое тестирование. Затем проходит профориентационная игра в небольшой группе детей. В игре дети пробуют себя в профессиях, анализируют свои способности и те, которые необходимы при получении разных профессий, выявляют свои сильные стороны, взаимодействуют друг с другом и создают проекты.

Например, ребенок говорит, что хочет стать космонавтом. Начинает сопоставлять свои способности, что у него есть и что нужно космонавту. В итоге он понимает и осознает (что очень важно!), сможет ли он в этой профессии себя реализовать. А это принципиальный момент!

Ведь важно помочь детям не только самоопределиться, но и на основе этого самоопределения понять и раскрыть свои сильные и слабые стороны, помочь увидеть, в чем их преимущества, какие у них способности. А главное, в какой профессии они будут востребованы и успешно применимы. А значит, счастливы!

По итогам занятия составляются рекомендации с учетом актуальности профессий и анализом востребованности по данным Бизнес-школы Сколково и Агентства стратегических инициатив РФ. Родители будут не просто знать, технарь их ребенок или гуманитарий, а получат наименование конкретной профессии, которая ребенку подходит, а также перечень учебных заведений, где готовят таких профессионалов.

Игра на профориентацию

— Что такое маршрут получения профессии?

— Можно пойти дальше и разработать для ребенка маршрут получения профессии. Что в него входит? Подбор предметов для подготовки и сдачи ЕГЭ, выбор учебных заведений, анализ рейтингов вузов, преподавательского состава и вступительных баллов, условий обучения. Например, выучиться на врача можно в Иваново, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге. Но мы смотрим условия, анализируем, учитываем возможности родителей и выбираем подходящий вариант.

— Как дети реагируют на результаты профориентации? А их родители?

— Реакция у всех детей в основном положительная: 94% довольны своим результатом профориентации. А у родителей отмечаются две реакции. Положительная: когда результаты совпадают с их мнением, они довольны, но ребенок, например, сопротивлялся, говорил, что это не мое. Удалось убедить его, вместе обсудить. И отрицательная, реакция неприятия. Ребенок рад и счастлив, но родители говорят, что это не то направление, мы туда не хотели. К счастью, это бывает редко. В основном родители сами не знают, в каком направлении двигаться. Но очень хотят понять. И если раньше взрослые старались направить ребенка туда, где полегче, попроще, то сейчас они анализируют специальность с точки зрения перспективности, востребованности и способностей их сына или дочери.

Редкий случай: ребенок знает, чего хочет

Людей с ярко выраженным призванием — единицы. Если вам достался такой ребенок, он сам довольно рано скажет, какие книжки ему покупать, в какие музеи или театры водить и на какие занятия записывать. У такого ребенка очень направленный интерес и воля. С таким ребенком родители «просто» решают задачу, как создать достойные условия для его развития.

Но даже такой детский интерес не всегда узконаправленный. Например, мальчик увлекается геологией и химией, как Артем Оганов, который стал ученым-кристаллографом с мировым именем. Или девочка любит кулинарию и точные науки, как Крисси Джилек, которая стала пищевым технологом и придумывает конфеты с новыми вкусами.

12–15 лет: смотрим, что больше нравится

Если до 12 лет ребенок пробовал разные занятия на вкус, то в подростковом возрасте его начинает притягивать какая-то сфера: математика, техника, природа, рисование. Тогда нужно помочь ребенку лучше узнать именно эту сферу: какие направления в ней есть, чем можно заниматься, как все это встроено в жизнь людей.

Важно, чтобы ребенка знакомил с интересующей сферой не родитель, а другой авторитетный взрослый: хороший школьный учитель, преподаватель в студии или кружке, друг семьи. При поддержке такого взрослого ребенок будет более восприимчив, будет лучше заниматься и открывать для себя профессиональные возможности.

Когда пришло время выбрать специальность, как помочь ребёнку

Следующие советы касаются выбора конкретной специальности.

Шаг первый — отсеять лишнее

Некоторые психологи предлагают двигаться от отрицания, а именно начать с того, что ребёнок явно не любит. К примеру, подросток — интроверт, следовательно, ему будет некомфортно работать по специальности, которая предполагает много контактировать с людьми (педагог, врач, сфера недвижимости, туристическое дело и пр.). Постепенно круг подходящих профессий сузится, и выбирать будет намного проще.

Шаг второй — выяснить, какие профессии реально востребованы сегодня и какие — в ближайшие несколько лет

С понятием «востребованность» не нужно путать «престижность». Так, следует искать в интернете не рейтинги и подборки, а открывать сайты по поиску работы и внимательно изучать предлагаемые вакансии. Они дадут представление о требованиях к соискателям, зарплате. Кроме того, ребёнок и его родители, возможно, узнают, что для определённой должности нужно, например, параллельно освоить иностранный язык или пройти какие-то курсы.

Следует просматривать в интернете не рейтинги престижных профессий, а реальные вакансии работодателей по той или иной специальности

Важно помнить, что если сегодня определённая специальность востребована, то через несколько лет, когда ребёнок окончит вуз, её популярность может уменьшиться. Поэтому стоит предусмотреть, в каких сферах ещё может работать данный специалист.

Шаг третий — показать профессии изнутри

У каждых родителей наверняка есть большой круг знакомых с разными специальностями. Нужно привлечь этих людей, чтобы они рассказали подростку, в чём заключается каждая конкретная работа. Ведь о многих профессиях мы имеем только примерное представление.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]